Проект оценки воздействия на окружающую среду.
Заказчик после согласования ПСД со всеми надзорными органами проводит экспертизу проекта и смет и после устранения институтом замечаний утверждает ПСД приказом по предприятию (или вышестоящей организацией). После утверждения ПСД передается в производство генподрядчику до начала строительства в соответствии с заключенным договором и календарным планом-графиком производства работ и согласно утвержденных регламентов НК.
При проектировании должны быть учтены требования безопасности эксплуатации объектов, установлен комплекс единых правил пожаровзрывобезопасности, безопасности труда персонала и экологической безопасности, направленных на выполнение следующих стандартов безопасности:
Законов РФ об охране окружающей среды;
Органов экологии и природопользования по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС);
Других отраслевых и территориальных нормативно - правовых актов, не противоречащих документам общероссийского уровня.
Безопасность объектов (БО) должна обеспечивать:
Системы предотвращения и защиты от взрывов и пожаров;
На существующем уровне развития техники и технологии одной из основных проблем является защита объектов от коррозии.
Системы безопасности объекта должны исключить вредное воздействие на людей (население, обслуживающий персонал) опасных факторов: взрывов, пожаров, утечек и разливов агрессивных жидкостей.
Проектная организация несет ответственность за правильность конструкции, расчет на прочность и долговечность, выбор материалов и оборудования для сооружения объектов, а также за соответствие требованиям объекта нормативно-технической документации (НТД).
Требования НТД включают:
обеспечение конструктивной надежности объекта;
требования к материалам и деталям (запорная арматура, отводы, переходы, соединения и т.д.);
конструктивные решения по сооружению и монтажу;
технические условия для производства проектных работ.
Перед тем, как приступить к проектированию, необходимо изучить технические условия на проектируемый объект ГОСТ 2.11495 и регламенты НК, устанавливающие общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий на продукцию.
Рассмотрим основные положения:
ТУ является техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции;
Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.
ТУ разрабатывают на:
одно конкретное изделие, материал, вещество, объект и т.д.;
несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые технические условия).
Учет, хранение и внесение изменений в ТУ на изделия машиностроения и приборостроения проводят в порядке, установленном ГОСТ 2.501 и ГОСТ 2.503, а для материалов и веществ в порядке, принятом у разработчика.
Для информирования потребителей о продукции, на которую разработаны ТУ, заполняется каталожный лист в порядке, установленном национальными органами по стандартизации.
Технический проект.
Данный стандарт (ГОСТ 2.120-73*) устанавливает требования к выполнению технического проекта на изделия всех отраслей промышленности.
Технический проект разрабатывают, если это предусмотрено техническим заданием, протоколом рассмотрения технического совета или эскизного проекта.
Технический проект разрабатывают с целью выяснения окончательных технических решений, дающих полное представление о конструкции изделия, когда это целесообразно сделать до разработки рабочей документации.
При необходимости технический проект может предусматривать разработку вариантов отдельных составных частей изделия.
В этих случаях выбор оптимального варианта осуществляется на основании результатов испытаний опытных образцов изделия.
В техническом проекте должны соблюдаться нормы расстояний между отдельными зданиями и сооружениями нефтегазового комплекса. Это целесообразно сделать до разработки рабочей документации.
Экспертизе подлежат все виды предпроектной и проектной документации на строительство объектов нефтяной и газовой промышленности независимо от назначения строительных объектов, их сметной стоимости и источников финансирования строительства.
В зависимости от назначения объектов, их сметной стоимости, стадии проектирования и источников финансирования строительства в системе корпорации «Роснефтегаз» осуществляется три основных уровня экспертизы проектно-сметной документации:
Госэкспертиза РФ;
Отраслевая экспертиза;
Экспертиза предприятий.
Госэкспертиза РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.04.07 №145 государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и капитального ремонта, за исключением случаев, указанных в пунктах 6-8 «Положения организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Госэкспертиза проводится комплексно. Для этого в ФГУ «Главэкспертиза России» образован комплексный отдел для подготовки единых заключений, сформированных из заключений по разделам: инженерных изысканий, генплана, общей строительной части, промышленной безопасности, экологии, пожарной безопасности и т.д.
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию указан в Постановлении от 16 февраля 2008 г. №87:
Технико-экономические обоснования (ТЭО) на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения сметной стоимостью 100 млн. рублей и выше, финансируемых за счет бюджетных фондов и средств НК. К ним прилагается заключение отраслевой экспертизы по технологическим и экологическим разделам.
На отраслевую экспертизу:
Функции отраслевой экспертизы возложены на специальные институты.
На отраслевую экспертизу независимо от источников финансирования на строительство предприятий и объектов с повышенной опасностью, предусмотренные перечнем, утвержденным Госгортехнадзором РФ.
На экспертизу предприятий:
Предоставляется проектно-сметная документация на строительство объектов, финансируемых за счет бюджетных фондов и средств самих предприятий.
Данную экспертизу может проводить предприятие, имеющее лицензию Гостехнадзора на право проведения экспертизы проектной документации на строительство таких объектов.
На ведомственную экспертизу:
На ведомственную экспертизу может предоставляться ПСД независимо от сметной стоимости и источников финансирования строительства проектируемых объектов, в случаях строительства особо сложных предприятий и объектов повышенной опасности.
Порядок утверждения ТЭО:
ТЭО на строительство объектов разрабатывается соответствующей организацией на основе полученных исходных данных от заказчика.
Порядок рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации (ПСД).
Перечень и состав ПСД, подлежащей отраслевой или ведомственной экспертизе, сроки ее рассмотрения определяются в договорах между заказчиком ПСД и экспертной организацией, согласно постановлению правительства РФ от 5.04.07 №145.
По объектам госзаказа по добыче нефти сроки разработки техэкспертизы должны быть регламентированы условиями выполнения госзаказа по добыче нефти.
Все рабочие проекты утверждаются руководством нефтяных компаний при положительном заключении отраслевой или ведомственной экспертизы. Кроме того, проекты (рабочие проекты), технико-экономические обоснования (расчеты) на строительство объектов утверждаются руководителем предприятия-заказчика при наличии положительного заключения экспертизы или вневедомственной экспертизы.
Порядок определения стоимости работ по проведению экспертизы.
Стоимость работ, выполненных отраслевой экспертизой или вневедомственной экспертизой, и порядок их оплаты заказчиком устанавливаются в договорах с учетом сложности рассматриваемой ПСД.
В договор могут включаться дополнительные затраты, связанные с оказанием дополнительной технической помощи и консультаций в целях совершенствования проектных решений и улучшения технико-экономических показателей, с экспертным сопровождением проектов строительства, с выполнением других видов работ по поручению заказчика. Перечисленные затраты определяются на основе расчетов (калькуляции) по трудозатратам.
Стоимость работ за проведение экспертизы может быть уточнена дополнительным соглашением в связи с ее увеличением или уменьшением во время действия договора.
Стоимость работ по экспертизе ПСД оплачивается предприятиями-заказчиками с включением этих работ в главу 12 (проектно-изыскательские и экспертные работы) сводного сметного расчета стоимости строительства.
Порядок оплаты экспертных работ, выполняемых подразделениями экспертизы предприятий, устанавливается руководителем предприятий (объединений, концернов и др.).
Контроль за правильностью определения стоимости экспертных работ возлагается на руководителей органов государственной экспертизы.
Сроки проведения экспертизы.
Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы, как правило, они не должны превышать 45 дней.
В отдельных случаях, при рассмотрении ПСД особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен за счет поэтапного рассмотрения и по решению руководства экспертного органа.
Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.
Сроки проведения экспертизы ПСД, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором.
Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект информации.
Заключение по экспертизе ПСД
По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом и поэтапно с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
Экспертное заключение должно содержать:
Краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономических показателей проекта строительства;
Конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
Общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентной и социальной значимости объекта;
Рекомендации по детальной дополнительной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;
Рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонение проекта.
При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям-разработчикам ПСД штрафных санкций или приостановления (аннулирования) действия выданных им лицензий.
Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется к заказчику или в утверждающую проектную инстанцию.
Перечень организаций на примере УР:
Районные инспекции по охране окружающей среды;
Удмуртский отдел Управления Западно-Уральского округа Ростехнадзора;
Управление Роспотребнадзора по УР;
Управление Роснедвижимости по УР;
Управление по недропользованию по УР;
Управление по охране памятников Министерства Культуры УР.
После завершения всех согласований, проведения экспертизы проекта и смет, утверждения ПСД заказчиком, проектная документация передаётся с ордером на производство работ генподрядчику согласно СНИПам и регламентам НК.
проектный изыскательный заказчик
Литература
1.Закожурников Ю.А. Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа.: Учебник для студентов колледжей по специальностям нефтяного профиля. - Волгоград: ИД «Ин-Фолио», 2010. - 432 с.;
2.Закожурников Ю.А. Хранение нефти, нефтепродуктов и газа.: Учебник для студентов колледжей по специальностям нефтяного профиля. - Волгоград: ИД «Ин-Фолио», 2010. - 432 с.;
.Зоря Е.И. Сохранения качества при обороте нефтепродуктов. Организационные и правовые аспекты сохранения и восстановления качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировке и реализации. - М.: ООО Издательство «Нефть и газ», 2009.-492 с.;
.Лутошкин Г.С., Дунюшкин И.И. Сборник задач по сбору и подготовке нефти, газа и воды на промыслах. - М.: ООО ИД «Альянс», 2007. - 135 с.;
.Медведева М.Л. Коррозия и защита оборудования при переработке нефти и газа.: Учебное пособие для вузов. - М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 312 с.;
.Мищенко И.Т. и др. Выбор способа эксплуатации скважин нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. - М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 448 с.;
.Мовсум-заде Э.М. и др. Морская нефть. В 4-х т.
.Развитие технических средств и технологий. - СПб.: Недра, 2005. - 240 с.;
.Трубопроводный транспорт и переработка продукции скважин. - СПб.: Недра, 2006. - 192 с.;
.Развитие технологий освоения морских арктических месторождений нефти и газа. - СПб.: Недра, 2008. - 304 с.