Оформление каменистых садов как приоритетное направление в ландшафтном дизайне

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оформление каменистых садов как приоритетное направление в ландшафтном дизайне














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ

ОФОРМЛЕНИЕ КАМЕНИСТЫХ САДОВ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

Введение

Ландшафтный дизайнер - это художник, использующий вместо красок природные материалы, рельеф, воду, деревья, кустарники, цветы и камень. Более того, он работает в пространстве, соединяя объемы и плоскости этих материалов, как между собой, так и с окружающей средой.

По определению Владимира Даля «Камень - общее название всякого твердого ископаемого, кроме чистых металлов или крушца, королька. Несколько жидких и сыпучих тел, металлы и затем камень разных видов, составляют целое царство ископаемых; камень образует всю толщу земного шара». И, если с последним представлением можно не согласиться, то мнение, что камень представляет одно из Царств нашей земли (наряду с царством Растений и Животных) бесспорно. Дело же наше внести жизнь и в это неживое царство, одухотворить камень и все изделия и творения из него... Вот об этом мы и поговорим, так как это одно из приоритетных направлений в ландшафтном дизайне.

Каменистый сад, или рокарий - своеобразное архитектурное сооружение, имитирующее горный ландшафт. Сады из растений и камней родились в подражание природе, красоте ее горных пейзажей, где растение - триумф жизни - эффектно оттенено безмолвным величием мертвых камней. Рокарий можно создать на любом участке, даже самом непригодном для садоводства. Казалось бы, ни к чему не пригодная канава, склон или овраг могут стать прекрасным уголком сада.

Актуальным становиться стремление создавать не утилитарные сады, не подсобное хозяйство, а современную, новую, комфортную среду, источник наслаждения и психологической разгрузки - чем являются каменистые сады и рокарии.

Основной целью дипломной работы является создание проекта с элементами каменистого сада, а также рациональное применения их на участках.

Для выполнения проекта необходимо выполнить следующие задачи:

исследовать литературу, описывающую имеющийся опыт в теории и практике по данной проблеме;

описать приемы, с помощью которых ландшафтный дизайнер добивается и реализует поставленную перед собой цель;

понять содержание пропорции, соразмерности в природе;

использование камней на участке как действительно источник наслаждения, украшения сада;

на примере других исторических каменистых садов изучить основные принципы и особенности.

Глава 1. Существующие каменистые сады

Многие считают, что участок имеющий естественный уклон - идеальное место для создания каменистого сада, если же природа не наградила таким идеальным ландшафтом, его нужно создать самому. Но часто вместо удовольствия он доставляет лишние хлопоты. Если же создать каменистый сад, начинать нужно с небольшого участка, так как работа по ее созданию может значительно превышать предполагаемые объемы. Конечно, ассортимент растений в любом саду, в том числе и каменистом, в первую очередь зависит от типа сада. Тенелюбивые виды не подойдут для солнечной каменистой горки и т. д. Но при подборе растений для каменистых садов ( рокариев ) обязательно нужно учитывать еще один важный фактор - их естественность, природность . В рокарии неуместны пышные садовые цветы , отвлекающие внимание от общей композиции . Кроме того, все растения должны быть компактными и по возможности круглый год выглядеть аккуратно и красиво. Поэтому следует отдавать предпочтение диким видам и похожим на них сортам , особенно растениям с зимующими листьями. Вся история садово-паркового искусства является тому доказательством. Многие века понадобились человеку, чтобы осознать непреложную истину: природу не нужно покорять, ее нужно уважать, беречь, жить с ней в согласии. От регулярных садов и парков с подстриженными и видоизмененными деревьями садоводство перешло к созданию ландшафтов. Близких к естественным; от увлечения экзотическими видами и пышными формами - к созданию утонченных, изысканных сортов, вниманию к местной дикой флоре.

Первые в истории сады с использованием природного камня появились в Юго-Восточной Азии. Философские и религиозные представления народов стран этого региона никогда не противопоставляли человека природе. Более того, скалы, вода, растения если и не обожествлялись, то всегда были предметом преклонения. Утонченная культура Китая, Кореи, Японии создала несравненные по красоте сады, в которых камень играет наиважнейшую роль. Эстетика этих садов отвергает искусственность и симметрию. Даже в тех случаях, когда сады создавались не на основе естественного ландшафта, им всегда придавался облик природного уголка. Никогда не встретишь здесь чрезмерно броских растений - только местные виды. В таком саду можно бесконечно любоваться фактурой и цветом камня, бликами света, тихим журчанием воды.

В Европе каменистые сады (рокарии) возникли в самом конце XVIII века - в то время, когда у садоводов проявился интерес к местной флоре. Попытки приручить «жителей гор» к произрастанию на садовых грядах привели к неудаче - пришлось создавать для них участки, близкие к естественным условиям. Так и возникли каменистые гряды, горки, стенки сухой кладки. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Опыт создания подобных участков у садоводов Европы был - это гроты, подпорные стенки, крепостные стены, сложенные из природного камня и скрепленные известковым раствором. Такие постройки со временем обрастали карликовыми папоротниками и другими интересными видами.

Широкое распространение в Европе каменистые сады получили лишь в конце XIX века. В 60 - 70-е годы XIX века «альпийские» сады имели практически все крупные ботанические сады Англии, Германии, России. В начале периода увлечения каменистыми садами они создавались исключительно в целях разведения и изучения «горцев», но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали серьезнее. Так сформировались основные типы каменистых садов. В чистом (классическом) виде они нигде не существуют, но их вариации - основа для развития этого нового интересного стиля в садоводстве. Стилистика каменных садов.

·ландшафтные - моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества;

·художественные (пейзажные, фантазийные) - создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности;

·коллекционные - построенные исключительно для выращивания растений.

Подобная классификация весьма условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев. Каждый садовод и дизайнер вправе самостоятельно выбирать и создавать свой стиль. Наиболее сложный путь, по которому зачастую идут создатели ландшафтных садов, - искусственное воспроизведение растительных популяций, соответствующих типу горной местности, - требует профессиональных знаний.

Строители художественных и фантазийных садов не связаны узами соответствия выдуманного пейзажа реально существующим ландшафтам - этот путь если и не проще, то рациональнее. На практике рокарий чаще всего является художественным образом, декоративным элементам украшения сада и лишь в редких случаях более или менее естественным природным уголкам.

«Альпийская горка», или альпинарий, - стиль, наиболее распространенный в конце XIX - начале XX века. Назначение таких каменистых садов - показ флоры альпийских высокогорий. Альпинарии создавались либо как диковинное парковое украшение, либо как коллекция растений. Впоследствии в них стали выращивать не только альпийские, но и иные растения, напоминающие по облику горные.

Стилистически такие рокарии, безусловно, можно отнести к типу фантазийных садов. В соответствии с художественными представлениями того времени этим сооружениям придавалась не столько естественная природная, сколько «художественная» форма. Такие сады не требовали привязки к местности. Они представляли собой террасированные холмы, расположенные одиночно или образующие подобие горной системы. Террасы отделяли друг от друга проходами и соединяли с помощью лестниц, сложенных из обработанных плит.

Все сооружение окантовывали паребриком или ограничивали камнями. Посадочные лунки не создавали индивидуально для каждого растения, а лишь отделяли камнями по всей линии террасы. Центром композиции, ее вершиной, как правило, служил массивный вертикально стоящий камень или группа камней, символизировавших горный пик. По склонам на террасах укладывали более плоские, но тоже массивные камни, уравновешивавшие композицию. Горные породы, используемые для построения такого рокария, ценились больше за декоративные качества, чем за их соответствие требованиям растений. Вот почему здесь туфы могли соседствовать с гранитами, слоистыми известняками и даже с «руинами» - обломками колонн и фризов. Нередко такие сооружения были столь искусственны, что напоминали не горные массивы, а декоративные пирамиды.

Еще совсем недавно рокарии такого типа были широко распространены по всей Европе, но поскольку для выращивания горных растений они оказались крайне неудобны, от них сначала отказались ботанические сады, а затем и парковые дизайнеры. В настоящее время их в первозданном виде можно встретить лишь в исторических парках. Несмотря на явные художественные и агротехнические недостатки, альпинарии оказали огромное влияние на вкусы садоводов-любителей - «альпийские горки» стали обязательной деталью приусадебных участков.

«Каменистая горка» - современная интерпретация «альпийской горки». В зависимости от вкуса и чувства меры хозяина она может представлять собой либо холм с беспорядочно разложенными по нему камнями, либо фрагмент горного ландшафта. «Горка» должна быть неотъемлемой частью общей композиции сада - связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом, изолирована от хозяйственных построек, огорода, пышных цветников. Достоинством «горки» является отнюдь не высота, как считают многие садоводы, а естественность и пропорциональность - чем меньше ее размер, тем продуманнее композиция. Подбор камней, растений, детализированность оформления - все должно отвечать этому требованию. Не следует забывать и о нуждах растений - для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов. Помимо пользы для растений эти элементы сложения вносят разнообразие в общую композицию. В любое время года «горка» должна смотреться эффектно не только за счет растений, но и благодаря красиво и естественно уложенным камням.

«Архитектурный рокарий» - тип художественного террасированного каменистого сада. Рокарий этого стиля является важной частью общего архитектурного замысла. Основа композиции - широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. Подняться на террасы и перейти с одной на другую можно по каменным лестницам. Центральная лестница ведет к входу в дом. Стенки сложены из обработанного природного камня. Блоки плотно пригнаны друг к другу, а для посадки растений оставлены специальные земляные «карманы», соединенные с грунтом террасы. Оформление плоскостей террас различно - это может быть рокарий плоского типа, миксбордер, бассейн или газон. На площадках террас обязательно высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойные растения. Важную роль играют каскадные и почвопокровные формы хвойных, ковровые травянистые растения. В земляные ниши и щели подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды: алиссумы, иберисы, колокольчики, полыни и им подобные. Современный архитектурный рокарий - чрезвычайно эффектный дизайнерский прием, элемент престижного сада.

«Ландшафтный рокарий» - стиль современного каменистого сада. Он не только соответствует новой эстетике и архитектуре, но, что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для произрастания. Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, щебнистых склонов, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения. Комбинация этих элементов и доминирование какого-либо из них в общей композиции зависят от особенностей рельефа местности и размеров сада. Удобнее всего строить такой рокарий рядом с естественным склоном. Под ним можно создать подобие каменистой равнины или горного луга, а сам склон оформить террасами, выходами скал, водным или сухим каскадом. Важно лишь соблюдать чувство меры и не перенасыщать композицию чрезмерно эффектными элементами: нагромождением скал, фонтанами и водопадами. Естественно, что такой сложный комбинированный каменистый сад можно создать лишь на достаточно большой площади. При отсутствии обширных площадок для строительства вполне можно ограничиться созданием лишь одного из элементов горного ландшафта в соответствии с рельефом выбранного участка.

«Террасированный склон» - наилучшее решение при наличии крутого склона. Такой рокарий представляет собой систему подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Камень, используемый для постройки, может быть любым. Тип сложения подпорных стенок - сухая кладка или кладка на раствор. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня - обрушившуюся скалу. Выбор растений и комбинаций посадки в таком саду весьма разнообразен. Один из возможных вариантов - сочетание высаженных на террасы карликовых древесных и каскадов спускающихся со стенок стелющихся видов.

«Скалы», «утес». Этот рокарий может быть частью сложного ландшафтного сада, но весьма эффектен и в качестве самостоятельной композиции. «Скалы» - отнюдь не нагромождение камней, а имитация природного выхода горных пород. Их следует создавать лишь при наличии крутого склона и очень крупных обработанных временем каменных глыб. Наиболее подходят вулканические породы, глыбы травертина и доломита. Совершенно не годятся скатанные ледником гранитные валуны. В настоящее время для облегчения работы нередко используют искусственные камни из пластмассы.

Строительство «скал» требует высочайшего художественного вкуса и профессионального мастерства. Принцип укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой, но трудозатраты при работе несравнимо выше. Посадочные места для растений (расщелины) создают в процессе строительства. Древесные формы высаживают в момент укладки. Ассортимент используемых растений весьма специфичен - это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: ампельные колокольчики, карликовые папоротники, седумы, полыни и т.п. Растения не должны доминировать в композиции и отвлекать внимание от камней - такой рокарий больше эффективным дизайнерским приемом, чем садом.

«Горный склон» - очень сложный ландшафтный сад, условно моделирующий альпийское высокогорье. Он представляет собой горную осыпь, закрепленную группами карликовых сосен. Легче всего разместить такой сад на крупном покатом склоне. Для создания композиции по всей площади склона группами и одиночно размещают (вкапывают) каменные глыбы, имитирующие скальные обломки. Возле них обязательно высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся хвойных иных видов, низкорослых рододендронов, вересков, эрик. Совершенно недопустимы вертикально растущие формы - колонновидные и пирамидальные.

Пространства, свободные от растений, заполняют разнокалиберным гранитным или, что еще лучше, состарившимся известняковым щебнем, что создает ассоциацию с горными осыпями. Рядом с группами древесных располагают «альпийские лужки» - небольшие куртинки низкорослых и почвопокровных растений. Для этого поверх щебня насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, семпервивумы, дриады, драбы и т.п. При правильном соблюдении пропорций и естественном размещении камней и осыпей такой рокарий должен напоминать высокогорное растительное сообщество. Стилистически эта разновидность рокария близка к саду «горная долина».

«Горная долина» - пейзажный (художественный) каменистый сад, создающий образ высокогорной долины. Такой рокарий не моделирует естественное растительное сообщество, а является чисто художественной композицией. Он может быть построен на протяженном покатом склоне, на участке с пологими холмами и на ровном месте. Создание рокария начинается с размещения камней. Пригодны лишь каменные глыбы и крупные валуны одного вида. Камни располагают одиночно и небольшими группами, избегая симметрии. Глыбы и валуны не должны сильно выделятся над поверхностью, их необходимо вкопать в землю, причем весьма значительно. Если используют скатанные ледником гранитные валуны, то их утапливают более чем на две трети, а то и почти полностью. При работе с глыбами, имеющими грани, их вкапывают на разном уровне плоскостью вверх, что позволяет создать впечатление уступов (имитация плоскогорья). Между группами камней и холмами прокладывают систему дорожек, разделяющих сад на зоны.

Дорожки, грунтовые или мощеные, не должны быть чрезмерно декоративными. В зонах, ограниченных дорожками, создают композиционные группы разной высотности. Возле камней высаживают древесные растения. Особо эффектно смотрятся карликовые сосны, колоновидные можжевельники и туи. Композицию дополняют стелющиеся хвойные растения, рододендроны и низкорослые красивоцветущие кустарники. Около древесных вполне уместна высадка групп весенних эфемероидов: сцилл, хионодокс, крокусов. Таким образом весь рокарий как бы состоит из самостоятельных, но связанных друг с другом композиций. Связующим звеном между высотными композициями могут стать группы вересков, эрик и низкорослых злаков. Общим фоном рокария служит грунт, покрытый мхом, мелкий щебень или рубленая кора. Особенно эффектно смотрятся обширные ковры из почвопокровных растений стелющихся флоксов, тимьянов, церастиумов, седумов и т.п.

«Альпийская лужайка» имитирует растительные сообщества альпийских высокогорий. Один из самых стильных, но наиболее трудный в исполнении тип ландшафтных садов. Как самостоятельная композиция практически невозможен, но как элемент может входить в композицию «каменистых горок», «горного склона» и «горной долины». Такой рокарий должен не только создавать впечатление альпийского лужка, расположившегося между камнями на горной осыпи, но и обеспечивать максимально комфортные условия для жизни растений. Ассортимент используемых видов очень специфичен и включает только дикие растения высокогорного альпийского пояса.

«Лесной овраг», «ложбина» - тип ландшафтного каменистого сада, возможный лишь при наличии естественного понижения почвы. Склоны закрепляют надежно вкопанными камнями или методом террасирования. На краю «оврага» можно разместить «каменистую горку», что еще больше подчеркнет неровность рельефа. Выбор растений диктуется затененным расположением участка. Наиболее приемлемо сочетание кустовых и горизонтально растущих хвойных и теневыносливых лесных видов папоротников, актей, купен на фоне естественно разросшихся мхов. Эффектно выглядит «рокарий-овраг» лишь тогда, когда растения высажены не слишком густо, что позволяет рассмотреть каждый экземпляр или группу. «Изюминкой» такого сада может стать водопад-родник, бьющий на дне «оврага».

«Ущелье» - редко бывает самостоятельной композицией - обычно это один из элементов сложного (комбинированного) ландшафтного сада. «Ущелье» создают между склонами холмов. Стенки выкладывают методом сухой кладки. Желательно, чтобы их высота не была одинаковой, что способствует лучшему проникновению света, а при определенном расположении и разной степени освещенности склонов. Это позволяет садоводу использовать больший ассортимент растений для посадки. Наиболее эффектно в «ущелье» выглядят карликовые скальные виды, выносящие легкое затенение: миниатюрные папоротники, рамонды, хаберлеи, левизии.

«Каменистая гряда» - старинный, ныне почти забытый тип коллекционного рокария. Его назначение и устройство имеют лишь одну цель - создание наилучших условий для жизни высокогорных растений. Композиционное и художественное решения в «каменистой гряде» отсутствуют полностью. Для разной степени освещения склонов гряды располагают в разном положении относительно сторон света.

Грядам придают широкотрапециевидную или пирамидальную форму с откосами в 40 - 45°. Центр (сердцевину) составляет дренажная основа из гранитного или доломитового щебня.

Борта засыпают грунтом, закрепленным надежно уложенными камнями. Края фиксируют высоким паребриком. Несомненными достоинствами таких коллекционных цветников считаются удобство ухода и возможность использования различных по составу дренажных основ и земель на каждой из гряд, что позволяет содержать самые разнообразные миниатюрные растения.

«Стенка» чаще всего служит опорой склона или террасы - это один из самых распространенных элементов каменистых садов. Изолированно стоящая «стенка» используется либо как «каменистая гряда» для выращивания коллекции горных растений, либо как оригинальный дизайнерский прием в оформлении сада. Строится «стенка» из природного камня либо методом сухой кладки, либо укладкой камня на цементный или, что гораздо лучше, известковый раствор. В щели между кладкой, или в специально созданные земляные «карманы» высаживают скальные растения: карликовые папоротники, ампельные колокольчики, минуарции, алиссумы, драбы, семпервивумы. Очень эффектно смотрятся спускающиеся древесные. Их высаживают в период строительства по мере укладки очередного яруса. На краю террасы, поддерживаемой «стенкой», размещают несильно спускающиеся обриеты, полыни, седумы.

«Водный каскад», «горный ручей», - элементы ландшафтного рокария или самостоятельные художественные композиции. Бегущая между камней вода - эффектный, но при неуместном применении весьма коварный прием. Неверно выбранные пропорции и место расположения сделают абсурдной и нелепой всю композицию. Логично и естественно смотрится каскад водоемов с ручьем и водопадом только на склоне крупного рокария или при использовании особенностей рельефа местности. Очень важно, чтобы сооружение не было громоздким и не выглядело искусственным. Для создания каскада не подходят свежедобытые камни. Необходимо подыскать экземпляры естественных форм, желательно обработанные водой. Стенки бассейнов следует обмазать глиной, дно засыпать галькой, чтобы скрыть все следы их искусственного происхождения. По берегам естественно смотрятся растения прибрежной зоны: сибирские и японские ирисы, злаки, примулы, кальты, папоротники. Красиво выглядят ковровые виды, спускающиеся к воде, настоящие мхи. Не меньший эффект достигается при создании «сухого каскада». В этом случае роль воды играет крупный гравий или мощение гранитными окатышами.

«Болотце» - эффектный ландшафтный каменистый сад, созданный на переувлажненном участке. Интересна композиция холмистого сада, окружающего полузаросший прудик или «трясинное оконце». На болотистых участках для этого достаточно откопать грунт на небольшую глубину, на более сухих - необходимо устройство искусственного водоема. На края «болотца» насыпают грунт, придавая им форму невысоких холмов. В берег вокруг «трясины» или прудика необходимо вкопать скатанные ледником гранитные валуны. Камни должны быть не мелкими и разных размеров.

Похожие работы на - Оформление каменистых садов как приоритетное направление в ландшафтном дизайне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!