ленные изнутри "жемчужины". Видимо, была также широко распространена деревянная посуда. От такой посуды сохранились только металлические оковки и накладки которыми предположительно сшивались трещины. По таким предметам иногда удается реконструировать внешний вид подобных изделий.
Обращает внимание разнообразие размеров афанасьевской посуды. Во взрослых захоронениях чаще всего находят сосуды емкостью 2-4 литра и даже больше - до нескольких десятков литров. В детских погребениях встречаются маленькие сосуды небольшой емкостью. Известны отдельные сосуды огромных размеров - емкостью до 210 литров. Не исключено, что этот сосуд использовался для приготовления пищи для особых церемоний.
Орудия труда в афанасьевских захоронениях редки, известны каменные шлифованные топоры, колотушки, песты, терки. Впрочем следует отметить высокое качество их изготовления. Каменные орудия труда этой культуры, являются наиболее совершенными из известных сибирской археологии.
В нескольких случаях в могильниках встречались каменные наконечники стрел, но при анализе их расположения среди костей человека, пришли к выводу, что это оставшиеся в теле наконечники тех стрел, которыми человек был ранен или убит.
Интересным артефактом найденным в одной из могил комплекса Афанасьевой горы, стали металлические пластинки предположительно являющиеся составной частью браслета или подобного ему украшения. Лабораторный химический анализ показал, что они сделаны из метеоритного железа. Значит еще задолго до начала металлургии железа В Южной Сибири были, вероятно, редкие случаи использования железа. [12 стр.51]
3.2 Археологические находки Андроновской культуры
В середине II - го. тыс. до н.э. В южной Сибири складывается Андроновская культура, представляющая из себя культурно-историческую общность нескольких близкородственных археологических культур просуществовавших на протяжении ~ 2300 до н.э. - 1000 до н. э Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения. Андроновская культура была выделена русским археологом С.А. Теплоуховым в 1927, который провел первые серьезные археологические исследования. У истоков изучения Андроновских захоронений, также стоят исследования проводившиеся археологом К.В. Сальниковым, который в 1948 предложил первую классификацию памятников андроновской культуры.
Памятники андроновской культуры распространены по всей степной и отчасти лесостепной Южной Сибири. Наиболее южные из них находятся в предгорьях Алтая, самые северные располагаются по границе современной степи и лесостепи. На востоке они известны по всей Минусинской котловине как на левом берегу Енисея, так и на правом и не только по побережьям рек, но и в глубине степей и доходят до предгорий Саян. Имеются андроновские памятники и в лесостепном коридоре между Минусинской котловиной и степями по верхнему течению р. Оби. Таким образом, в отличие от более раннего времени, когда в каждом районе существовали своеобразные культуры эпохи энеолита, теперь распространяется от Приуралья до Енисея единая культура. [13 стр.172] Большинство поселений андроновского периода имеет сильно разрушенные культурные слои, поэтому как и в случае с афанасьевской культурой, основными источниками для изучения андроновской эпохи являются захоронения.
Андроновские могильники различны по величине то это группки в 3-4 могилы, то обширные некрополи в 50 могил. По внешнему виду, даже в пределах одного могильника, могилы неоднородны. Наряду с плоскими, без всякой насыпи округлыми оградками из врытых на ребро плиток, встречаются курганчики с кольцом камней на насыпи. Кроме того, зарегистрированы овальные в плане курганы значительных размеров. На их насыпи построены овальные и подчетырехугольные, оградки, соприкасающиеся друг с другом в виде сложной сетки (улус Орак). Эти особенности связывают андроновские захоронения как с предшествующими афанасьевскими (курган с кольуом из плиток), так и с более поздними карасукскими могильниками, также отличающимися сложной сеткой смыкающихся друг с другом оград [14 стр.68]
Самыми частыми археологическими находками как в поселениях, так и в могилах являются глиняные сосуды, которые наиболее ярко характеризуют андроновскую культуру. Андроновская керамика представлена двумя основными видами сосудов - горшками и "банками", между которыми размещается целая серия переходных форм, сочетающая в себе признаки одной и другой группы. Больше половины всех сосудов - горшки. Для них характерно плоское дно, диаметр которого почта всегда вдвое меньше, чем диаметр венчика. Высота сосуда примерно равна его диаметру. Бока выпуклые, округлые, наибольший диаметр находится в верхней трети сосуда. Линия профиля плавная, без уступа. "Банок" несколько меньше, примерно 40%. Они менее профилированы, хотя тулово имеет некоторую выпуклость. Стенки в верхней трети либо прямые, либо несколько загнуты внутрь. Дно более широкое. В восточных районах есть своеобразные горшки и "банки", устье которых имеет четырехугольные очертания, они найдены и на Оби, и в Минусинской котловине.
Наиболее характерной чертой андроновской керамики является ее орнаментация. В этом андроновцы были очень изобретательны. "Банки" украшали простыми елочными узорами, часто покрывавшими две трети поверхности. Наносились узоры обычно крупнозубчатым штампом, реже гладким. Некоторые сосуды этой группы вообще не орнаментированы. Горшки украшены несравненно богаче. Здесь благодаря изогнутому профилю сосуда выделяется несколько кольцевых зон: по венчику, шейке, плечикам и у дна. Эти зоны обычно отделены одна от другой разными бороздками, нанесенными острой палочкой. Часто выше или ниже бороздок сделаны вдавления фигурной палочкой. Для каждой зоны используются особые орнаменты. На венчике чаще других расположены треугольники, косые или прямоугольные, реже елочка или зигзаг. На шейке треугольники, обращенные вершинами друг к другу, бороздки, елочка, сложные меандровые фигуры, зигзагообразные полосы. На плечиках - пирамидки из треугольников или нарядные фестоны, с внешней стороны украшенные мелкими треугольниками, а внутри меандрами. У дна бывают бороздки, треугольники, елочка. Но сочетаются эти узоры по-разному. Если на плечиках имеется елочка, то почти всегда она есть и на шейке, и на венчике. Если же на плечиках видны фестоны или пирамидки из треугольников, то на шейке - чаще меандровые фигуры или треугольники, а на венчике - треугольники. Сосуды, украшенные по стенкам фестонами и пирамидками, наиболее нарядные. [13 стр.176]
Исследование орнаментов и украшений андроновской керамики, отдельная большая тема, анализируя андроновскую посуду с присуще ей орнаментацией, ряд исследователей полагает, что орнаментальный геометризм, помимо декоративных функций мог служить своего рода "социальным паспортом", в котором фиксировались этнические, половые, возрастные характеристики, а также принадлежность к определенному колективу. [15 стр.87]
Андроновцы не только пользовались глиняными горшками, но и делали сосуды из дерева и бересты. В с. Новоселово в одной могиле оказалась деревянная бадейка с резным орнаментом. Там же был и берестяной туес, расписанный краской. Остатки туесов обнаружены и в других могильниках.
Важным отличием андроновской культуры, было изготовление литых бронзовых изделий. Если все металлические орудия предшествующего энеолитического времени сделаны в основном из раскованного листа или проволоки, то орудия этого времени отливались уже в двусоставных формах, часто каменных, на которых "в негативе" вырезались узоры.
С андроновским временем связано широкое распространение втульчатых топоров или так называемых кельтов и копий сейминско-турбинского типа. Являются ли эти орудия изобретением самих андроновцев, пока не установлено, тем не менее можно говорить с уверенностью, что именно благодаря расселению андроновских племен такие орудия широко распространились по всей Сибири и Казахстану. Одновременно распространяются и вислообушные топоры [13 стр.173]. Отливка таких орудий требовала большого опыта и представляла собой уже высокую ступень развития металлургии.
В числе археологических находок принадлежащих андроновской культуре, заметное место занимают украшения. Основными видами украшений являются бусы и серьги. Бронзовые бусы слегка боченковидные или гладкие по форме сделанны из пластинки, согнутой в кольцо таким образом, что концы ее или замкнуты или заходят одна на другую. Бусин отлитых в форме целиком, не встречено.
Характерной формой отличаются серьги, находимые как в мужских, так и в женских андроновских погребениях. Сделанны они из серебрянного или бронзового прута, один, более тонкий конец которого заострен. Другой конец, наоборот, расплющен и свернут в коническую трубку. Ее полость служит замком для острия. Однако в ряде захоронений, видимо более поздних, найдены и другие серьги. Например в захоронениях Старшего Томского могильника, помимо изделий с коническим замком имелись и серьги в которых конический замок заменила гвоздевидная шляпка, а сами серьги представляют собой простую, согнутую в кольцо, гвоздевидную булавку. Их меньший возраст подтверждает факт нахождения таких изделий и в захоронениях более поздних эпох. [14 стр.79]
Одежда в андроновских погребениях сохранилась весьма фрагментарно. Материалом для изготовления служила толстая шерстяная нитка. В 1928 г. остатки древних шерстяных изделий обнаружил Г.П. Сосновский в могилах №№32, 35 и 37 андроновского могильника вблизи улуса Орак.
В могиле № 32 у ног одного из костяков найден кусок плетеной тесьмы, он интересен тем, что сохранил следы обработки красителями растительного происхождения и первоначально имел красный или красноватый с фиолетовым оттенком цвет. В могиле № 35 оказалось несколько фрагментов шерстяной ткани от одежды. Ткань сделана способом басонного плетения при помощи челноков. Нить не крученая, выпрядена из овечей шерсти. Ткань окрашена тем-же красителем. В могиле № 37 найдены остатки шапочки. Образующая ее полоска связана крючком "в рубчик полустолбиком". При этом работа велась так, что рубчики идут под углом один к другому, образуя елочный узор. Кроме остатков шерстяных тканей в могилах Орака были найдены остатки кожаной обуви. [14 стр.80].
Анализ результатов исследований материальных находок андроновской культуры показывает, что она не имеет прямой связи с предшествующими ей сибирскими культурами в обряде погребения, в конструкции курганов и могил и вообще в довольно многих основных типах вещей. Все это заставляет предполагать, что андроновские племена, подобно своим предшественникам являются пришлыми людьми, занявшими земли, вытесненного в основной массе местного населения и ассимилировавшие его остатки. Скорее всего, непосредственно в Южную Сибирь они пришли из Южного Приуралья, где происходили основные события их этногенетической истории. [11 стр.132].
3.3 Археологические находки Карасукской культуры
В конце II тыс. до н.э. Широко распространенная от Урала до Енисея андроновская культура сменяется новой, карасукской (XIII - X вв. до н.э.). Карасукская культура - это период расцвета в истории развития культур эпохи бронзы Южной Сибири. Люди карасукской эпохи, развивали свою культуру в какой-то мере обособленно друг от друга, что ярко отразилось в их археологических памятниках объединенных в своеобразные локальные группы. Такие локальные группы памятников соответствуют, видимо, отдельным племенам или племенным союзам. Сейчас известно не менее 10 таких локальных групп. Культура названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия.
Наиболее распространенными памятниками карасукского времени являются могильники. Могильники карасукской культурной традиции очень редко насчитывают менее 40 курганов. Как правило, это целые могильные поля, включающие 50-100 погребальных комплексов. Реже встречаются более впечатляющие некрополи - в XX веке исследовались огромные могильники Карасук 1, Кюргеннер, Сухое Озеро. В последние годы выявляются новые грандиозные памятники, например, на недавно открытом могильнике Тесь-IX под горой Георгиевская в Минусинском районе Красноярского края, количество курганов насчитывает более тысячи [16 стр.225-228]
Могилы устраивали, как и в андроновское время, в виде каменного ящика из тонких плит. Сверху покрывали плитами и закладывали землей. Вокруг могилы сооружали квадратную ограду из вертикально поставленных плит или круглую, сложенную из мелкого плитняка или бутового камня. В отличие от андроновского времени теперь совершенно не встречается срубов в могилах, а круглая ограда сооружается редко.
Изучение и систематизация археологических находок из захоронений карасукской эпохи сильно затрудняется тем, что подавляющее большинство захоронений очень давно были разграблены. Нередки случаи, когда даже при большой площади археологических раскопок, не удается обнаружить ни одного целого погребения. [14 стр.109]. Но все-же обобщенное представление об археологических находках той эпохи можно получить.
Известно большое количество металлических изделий, найденных частью в могилах, частью в почве при распашке полей. Больше всего найдено бронзовых ножей своеобразной изогнутой формы. Отлитые в каменных или глиняных формах, они имеют массивную рукоятку с навершием в виде кольца, часто усложненного тремя кнопками, грибовидной шляпки или иногда в виде головы зверя. В карасукскую эпоху отливались из бронзы также кинжалы и втульчатые топоры - кельты. Кинжалы не имеют перекрестья, у них сделаны небольшие выемки на месте перехода рукояти в клинок. Клинок ромбического сечения, иногда усилен жилкой. Рукоять оканчивается кольцом, бубенчиком или грибовидной шляпкой. Кельты этого времени массивные, шестигранные, украшенные поясковым орнаментом. Употреблялись также тесла с петелькой на обратной стороне и сквозной втулкой. Еще одной довольно частой находкой являются четырехгранные бронзовые шилья. Вообще, отличительной чертой бронзовых изделий карасукской культуры, является освоение довольно сложных технологий литья. Очень часто карасукские металлурги применяли последующую обковку литых изделий. Анализы показывают, что литейщики этого времени уже широко применяли сплавы на основе специальных присадок - мышьяка или олова, но изготовляли также вещи и из чистой меди.
Довольно разнообразны украшения, большей частью отличные от андроновских. В могилах женщин и девочек часто находятся проволочные височные кольца, трубочки-пронизки, скобкообразные обоймы, которыми украшались богатые нагрудники; двойные или тройные выпуклые литые бляшки с петелькой или без нее на обороте, нашивавшиеся на одежду; гвоздевидные заклепки - украшения обуви. На запястьях нередко находят бронзовые браслеты из медной проволоки в полтора или два с половиной оборота. На пальцах рук иногда оказываются проволочные перстни, близкие андроновским. Встречаются подвесные бронзовые украшения для волос - лапчатые привески, костяные гребни, украшенные незатейливым орнаментом и зеркала, в качестве которых служили бронзовые литые, хорошо заполированные диски. Наряду с бронзовыми у карасукцев были украшения из других материалов. Встречаются каменные имитации раковин и аргиллитовые цилиндрические бусы. [13 стр.181]
Примечательным является тот факт, что в отличии от металлических изделий, керамика карасукской культуры довольно архаична и имеет больше афанасьевских черт, чем признаков непосредственно предшествующей адроновской эпохи. Сосуды, найденные в карасукских погребениях леплены от руки из глины с большой примесью песка. Наружняя сторона сглаженна или еще в процессе лепки или обмазкой сверху тонким слоем гины иного качества и состава. В изученных находках преобладают круглодонные сосуды сферической формы с прямой, средней высоты шейкой. Известны немногочисленные яйцевидные сосуды и эллипсоидные сосуды вытяннутые кверху. Многие из сосудов покрыты елочным орнаментом характерным для афанасьевской культуры.
3.3.1 Археологические находки каменноложского (луговского) периода
Для карасукского периода принято обосабливать заключительный каменноложский период, вопрос об выделении этого периода в отдельную археологическую культуру пока не решен окончательно. Название свое этот этап получил от раскопок карасукского поселка в Каменном логу у села Луговское. Поселок состоит из восьми землянок. Жилища представляли собой углубленный более чем на метр прямоугольный котлован площадью 150 - 160 м2, в который вел наклонный ход, иногда обставленный по стенам каменными плитами. В середине землянки находилось несколько очагов, часто вытянутых в ряд. Некоторые из них, расположенные в центре, могли служить для приготовления пищи. Другие же, в которых обычно находят обожженные и растрескавшиеся камни, служили для обогрева жилища. Вдоль стен были устроены деревянные нары-лежанки. На полу вокруг центрального очага в ямках часто стоят горшки, служившие для хранения или приготовления пищи. В двух случаях землянки расположены попарно и соединены друг с другом проходом. Меньшее помещение не имело выхода, оно могло служить кладовой для запасов. Землянки представляли собой не только место, где отдыхали и готовили пищу, но, судя по многочисленным находкам костяных вещей, заготовок и незаконченных поделок из рога, обломков литейных форм, их обитатели здесь же занимались и изготовлением необходимых предметов обихода. [13 стр.182]
Каменноложские горшки открытые, с прямым венчиком, небрежно изготовленные, относительно толстостенны. Сосуды на поддоне отличаются лишь тем, что к их дну прилеплена как бы кольцевая подставка. Что касается чаш, то это те же горшки, но меньших размеров. Орнамент стал значительно беднее. Украшена только верхняя часть сосуда. Орнамент состоит из рядов косых насечек по венчику, небрежно прочерченных бороздок, вписанных друг в друга треугольников и рядов ромбов по тулову.
Особенно сильные изменения претерпевают ножи. Каменноложцы изготовляли ножи коленчатой формы завершающиеся грибовидной шляпкой. Под ней часто находится петелька. Рукоятки некоторых ножей украшены орнаментом в виде ромбов или насечек. Место перехода рукояти в клинок отмечено шипом. В это время появляется и новый вид боевого оружия - копье с длинной прорезью вместо втулки
Набор женских украшений в основном остается прежним. Появляются треугольные нашивные бляшки с точечным орнаментом. Наряду со старыми появляются литые перстни с двумя характерными коническими выступами. Возникает новая форма браслетов: на смену тонким пластинчатым приходят массивные литые, богато украшенные орнаментом. Встречается много мелких украшений височные кольца, пронизки, обоймочки, пуговицы с перемычкой или петельчатой дужкой, лапчатые привески, треугольные пластинки с точечным орнаментом, перстни с двумя коническими выступами). Из более крупных предметов можно отметить браслеты, зеркала и цельнолитые бляхи-розетки. Отсутствуют каменные украшения, характерные для собственно карасукского этапа [17стр.6]
Происхождение карасукской культуры не выявленно однозначно. По всей видимости она сложилась наложением некоторых пришлых культурных традиций на адроновский антропологический тип.
3.4 Археологические находки Тагарской культуры
В VIII - VII вв. до н.э., по всей степной полосе центральной и северной Азии происходит переход к кочевому скотоводству. Все сложившиеся в это время культуры, при всем частном разнообразии имеют общие сходные черты, объединяющие их в большую скифо-сарматскую группу культур.
В русле этого процесса в пределах Минусинской и Чулымо-Енисейской степных котловин сложилась своеобразная культура, известная в археологии под названием тагарской. Этот степной участок ограничен горными хребтами и тайгой, поэтому на нем кочевой образ жизни не сложился полностью, но тем не менее имеются многие прочие черты, которые роднят тагарскую традицию с соседними культурами. Свое название культура получила по месту первых наиболее замечательных и характерных находок, в курганах около оз. Тагарское.
Тагарская культура охватывает длительный период в семь столетий до нашей эры. Наиболее распространено сейчас деление ее на четыре этапа: баиновский - VII-VI вв., подгорновский - VI-V вв., сарагашенский - IV - П вв., тесинский - II - I вв. [13 стр.187]
Характерной особенностью курганов всех этапов тагарской культуры является наличие прямоугольной каменной ограды и столбообразных камней. Расположены в степи они группами. В основании их насыпи стоят высокие, иногда огромных размеров, камни, расположенные по углам и сторонам обычно невидимой на поверхности ограды. В редких случаях курганы достигают 10 и более метров высоты, а камни в их ограде-3-4 м высоты. Ограда и столбообразные камни на них ориентированы обычно по направлению с юго-запада на северо-восток; причем камни подбирались и ставились так, чтобы все сооружение имело вид как бы устремленного по направлению на северо-восток, т.е. на летний восход солнца.
Большинство тагарских поселений открыто в последние годы, и изучение их лишь начинается. Все поселения делятся на постоянные неукрепленные и укрепленные (городища). Неукрепленные поселения располагаются на первых надпойменных террасах в пойме рек или возле озер (Нижний Ошколь, Джоево озеро, Татарское озеро I, II), т.е. в местах, удобных для земледелия и скотоводства. Площадь поселений колеблется от 2,4 до 8,9 га (не считая сильно разрушенных). На всех поселениях довольно мощный культурный слой со значительным количеством костей домашних животных и остатками постоянных жилищ. Представлены прямоугольные полуземлянки и землянки, глубина 60 - 100 см. Их стены были укреплены или надстроены кладкой из нескольких рядов плиток над стенками землянки Известны и наземные жилища. На поселении Лобик (у с. Батени) стены жилища с пристройками были сложены из плитняка, на Утинском поселении стены шести прямоугольных наземных жилищ сделаны из камня и глины, внутри сохранились глинобитные очаги.
Татарские укрепленные поселения-городища относятся к концу тагарской эпохи. Первый тип городищ - городища-убежища. Они обычно округлой формы, укреплены валом и рвом и расположены на равнине. Культурный слой их очень беден или отсутствует. Датируются они по керамике, найденной в незначительном количестве. Среди них назовем городище у с. Усть-Ерба (диаметр около 200 м) и у Боярских писаниц (диаметр около 60 м). Второй тип представлен Знаменским городищем. Оно неправильной формы, с напольной стороны защищено валом и рвом. Размеры его 220 х100м. Культурный слой (толщина 0,2-0,3 м) насыщен костями животных (корова, лошадь, овца), керамикой, обломками зернотерок и пестов. Это городище было заселено постоянно. По керамике оно датируется позднетагарским временем [18стр. 209-210]
Тагарская керамика очень стандартна по форме. Это в основном баночные сосуды и плошки, изготовленные из нижней части разбитых баночных сосудов. В подгорновский период доля банок в общем числе тагарских сосудов достигает наибольшего количества и составляет около 90 %. Татарские баночные сосуды расширены в верхней части и постепенно сужаются ко дну. Верхний край обычно скошен наружу и закруглен. Орнамент баночной тагарской керамики довольно беден. В баиновском периоде самый обычный орнамент - это один или несколько широких (до 1 см) горизонтальных желобков в верхней части сосуда, проведенных пальцем или палочкой. Изредка он дополнен расположенными ниже желобков, но также в верхней трети сосуда, группами из каплевидных ямок, составляющих треугольник; мелким треугольным штампом; насечками, образующими горизонтальный зигзаг. В районах, примыкающих к лесным массивам, преобладают другие виды орнаментов: "жемчужины", иногда разделенные круглыми или каплевидными ямками, ряды оттисков гребенчатого штампа
Сама форма раннетагарского баночного сосуда представляет собой промежуточный тип между лугавским параболоидным (с примятым дном) и андроновским баночным сосудами и восходит к обоим этим типам. Прочие небаночные сосуды, как правило, лощеные, розоватого или красноватого цвета, что объясняется обжигом при более высокой температуре в окислительной среде (при доступе воздуха). Орнамент небаночной тагарской керамики также беден. Обычно это несколько широких желобков, расположенных в верхней (как на банках) или средней части сосуда, возле максимального диаметра. Значительная часть тагарской керамики вообще лишена орнамента.
На сарагашенском этапе многие формы тагарской керамики исчезают. Остаются лишь баночные сосуды, плошки из нижней части разбитых банок и кубки. Пропорции банок меняются, они становятся более приземистыми. Меняется форма верхнего края наиболее типичен загнутый внутрь и скругленный, типичным становится плоское дно. Улучшается обжиг сосудов. Орнамент становится еще беднее. Большинство банок без орнамента Меняется и форма кубков теперь она становится яйцевидной, верхний край загнут внутрь и скруглен, как и у банок, орнамента на них нет. [18 стр.212]
В тагарской культуре, все орудия только бронзовые, из камня выполнены только зернотерки, которые к началу тесинского периода практически полностью вытесняются ручными каменными жерновами круглой формы.
Из бронзовых орудий труда, стоит отметить появление серпов еще грубых и несовершенных форм. Точная датировка появления этого орудия труда затруднена, поскольку почти все они происходят из случайных находок. Вообще ассортимент металлических орудий постоянно расширяется и усложняется, например появляются горные кайла специальной формы или бронзовые клейма для скота. Увеличивается разнообразие топоров для работы с деревом, а к имеющимся долотам, известным еще с карасукского времени, добавляются бронзовые пилы. Среди находок много бронзовых шильев, формы которых постепенно видоизменялись. В первой половине они обычно массивные четырехгранные, с круглой в сечении шейкой и грибовидной шляпкой. Во второй половине наряду с ними появились плоские шилья-вкладыши, которые вкладывались в полые ручки кинжалов и заканчивались обычно фигурой животного. Кроме того, постепенно шилья делаются менее массивными, иногда совсем тонкими.
Самым массовым бронзовым инструментом является нож. На начальных этапах ножи преимущественно простой пластинчатой формы с дугообразно изогнутым обушком, с не отделяющейся от клинка рукоятью, равномерно широкой по всей длине, с каплевидным или круглым отверстием. В сарагашенском периоде ножи преимущественно с расширяющейся наверху рукоятью, имеющей вид высокого равнобедренного треугольника, опущенного вершиной вниз, а к началу тесинского периода появляются ножи с тонким острореберным кольцом, с ажурными рукоятями и с рукоятями, заканчивающимися широкой петлей. [13 стр. 191]
Вооружение представлено в основном разнообразными кинжалами (общим числом более 500) и наконечниками стрел, среди которых все еще весьма распространены изделия из кости. Кроме этих традиционных видов, стоит отметить появление, еще на баиновском этапе, тагарских боевых чеканов. Также довольно распространенного вида оружия (известно более 100). В начале своего появления они имеют длинную узкую втулку и круглые или многогранные бойки. К завершению эпохи, они имеют короткую и широкую втулку или проушное крепление, а под бойком часто помещается головка барана или хищной птицы. Говоря про оружие, стоит отметить, что копья в тагарских погребениях не найдены ни разу, а несколько случайных находок, по видимому могут быть отнесены к более раннему времени. [18 стр.215]
Весьма важным является тот факт, что уже к концу баиновского периода, в тагарской культуре появляется металлическая упряжь. Которая по своей конструкции приближается к конному убору современного типа.
На фоне большого развития прочего инвентаря, тагарсая культура довольно бедна личными украшениями. В тагарских памятниках к таким находкам можно отнести диадемы из тонкой бронзовой ленты. Из таких же лент изготовляли и ножные браслеты. Серьги встречаются редко. Обычная форма тагарских серег - маленький конус, свернутый из бронзового листка, с проволочным крючком для подвешивания. В состав ожерелья входили цилиндрические пронизки, свернутые из бронзового листка, биконические бронзовые бусы, цилиндрические бусы из белого камня аргиллита, такие же как в карасукской культуре. Изредка сердоликовые бусы, цилиндрические или в форме боченка и очень часто - просверленные клыки кабарги. Наконец, личными украшениями иногда служили бронзовые бляшки с орнаментом в зверином стиле. Их нашивали на одежду. Во второй половине тагарской эпохи украшений еще меньше. Выходят из употребления подвески из клыков кабарги, очень редко употребляются аргиллитовые бусы. Увеличивается число бус из сердолика или стекла красноватого цвета (в подражание сердолику), иногда с наведенным орнаментом в виде треугольников, соединенных вершинами. Основным личным украшением становятся бронзовые бляхи с узором в зверином стиле. [18 стр.217]
Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Они значительно улучшили состав различных бронзовых сплавов. Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде слитков, а чаще изделий служила предметом экспорта в другие районы, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири.
Большинство исследователей склоняются к той точке зрения, что тагарская культура, в отличии от своих предшественников, андроновской и карасукской, во многом является автохтонной. Т.е. самостоятельно созданной местными жителями, а не привнесенной туда чужой культурной экспансией или пришлым населением. Тагарская культура завершает бронзовый век в южной Сибири, на смену ей приходит Таштыкская культура железного века.
4. Заключение
Археологические исследования позволяют проследить все основные этапы заселения Сибири и развитие ее исторических культур.
Если первые люди в Сибири оставили крайне малочисленные свидетельства, то уже археологические находки верхнего палеолита свидетельствуют о намечавшихся миграционных потоках из цетральной Азии через степную полосу южной Сибири в северном и северо-восточном направлениях. Эти, пока еще весьма малочисленные племена уже 20 - 25 тысячелетий назад, создают сетку археологических культур покрывающих всю Сибирь. Сросткинская культура на Алтае, в Кузнецкой котловине - бедаревская, на Енисее - афонтовская и кокоревская, на Ангаре и верхней Лене - мальтийская, в Забайкалье - толбагинская, в северо-восточной части Сибири - дюктайская. Ввиду весьма примитивных и ограниченных методов производства орудий труда, при сравнении разнокультурных археологических памятников наблюдается немало общих черт, отдельные элементы сходства наблюдаются даже в памятниках географически очень удаленных друг от друга. Поэтому пока, возможно, еще стоит говорить, не столько о самостоятельных культурах, сколько о вариантах развития верхнего палеолита, которые являются частями общесибирского культурного единства. [8 стр.260]
В неолите, с развитием технологии производства орудий и утвари успехи людей в заселении пустынных ранее пространств были огромными: неолитические поселения насчитываются не единицами и даже не десятками, а сотнями. Следы весьма древних поселений человека, владевшего луком и стрелами, шлифованным топором, умевшего изготовлять глиняную посуду, обнаруживаются по всей Северной Азии, в том числе вдоль арктических берегов Сибири: на Колыме, Индигирке, в Центральной Чукотке (стоянка на р. Якитикивееме), на реках Попигае и Хатанге - у самого Таймырского полуострова, в Большеземельской тундре. Растущий уровень и ассортимент материального производства, способствует локализации. Возникают предпосылки разделения общесибирского единства на действительно самостоятельные культуры.
Эпоха металла, добавляет много нового. Культура металла, привязана к месту его добычи и производства, поэтому в Сибири формируется цивилизационное ядро. Те племена, которые обитают вблизи месторождений меди, осваивают начальные приемы ее обработки и становятся силой, которая определяет общий культурный облик региона. Например, андроновская культура, порождает на своей географической периферии целый ряд андроноидных культур - черкаскульская, сузгунская, еловская. Еще дальше распространяются непосредственно готовые изделия. На Чукотке и Камчатке находят изделия южносибирских мастеров, принадлежностью от ранней карасукской эпохи. Такие вещи так-же оказывали заметное влияние, хотя в силу своей немногочисленности и не могли в корне изменить, неолитическое по своей сути, хозяйство северной Сибири.
В бронзовом веке, продолжает расти население и в южных районах оно уже достигает довольно высокой численности, довольно развито и хозяйственное освоение региона. Это подтверждает и то, что для тагарского периода, весьма высока доля случайных археологических находок, сделанных вне границ могильников или поселений, т.е. вещей утерянных в повседневной жизни. Происходит дальнейшее развитие и накапливание сил, складываются условия для перехода в железный век и этногенеза тюрков, события которое приведет к тектоническим сдвигам всей евразийской истории.
5. Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь (http://dic. academic.ru/contents. nsf/enc3p/http://dic. academic.ru/ <http://dic.academic.ru>)
. Энциклопедический словарь (http://dic. academic.ru/dic. nsf/es/69364)
. Исторический словарь (http://dic. academic.ru/contents. nsf/hist_dic <http://dic.academic.ru/contents.nsf/hist_dic>)
. Анойкин А.А. "Поздний палеолит северо-западного Алтая (по материалам пещерных стоянок)" Новосибирск 2000 г. (http://www.sati. archaeology. nsc.ru/)
. Матюшин Г.М. "Археологический словарь" М. 1996 г.
. Геологическая энциклопедия (http://dic. academic.ru/dic. nsf/enc_geolog <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog>)
.А. А. Формозов "К характеристике палеолитического поселения Мальта" // Советская археология 1976 г. № 2
.А.П. Деревянко, С.В. Маркин, С.А. Васильев "Палеолитоведение. Введение и основы". Новосибирск 1994 г.
. Зах В.А., Матвеева Н.П. "Поселение 8-й пункт на Андреевском озере (о соотношении керамики с различными орнаментальными традициями в неолите Притоболья)" // Вестник археологии, антропологии и этнографии 1997. №1 (http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-arheologii-antropologii-i-etnografii)
. "Неолит Северной Евразии" под общей ред. ак. Рыбакова М. 1996.
.А.Г. Козинцев "О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию" // Археология, этнография и антропология Евразии № 4 Новосибирск 2009 г.
. Грязнов М.П. "Афанасьевская культура на Енисее" С. - Петербург 1999 г.
. "История Сибири с древнейших времён до наших дней Т.1 " Гл. ред.А.П. Окладников, В.И. Шунков. Л.: Наука, 1968
. Бобров В.В., Михайлов Ю.И. "Памятники андроновской культуры Обь-Чулымского междуречья" СПб. 2010.
. Ковалева О.В. Археологические исследования могильника эпохи поздней бронзы в районе села Тесь (2006 г.) // Мартьяновские краеведческие Вып. №4. Абакан 2007.
. Лазаретов Игорь Павлович "Заключительный этап эпохи бронзы на Среднем Енисее" Санкт Петербург 2006 (<http://www.archeo.ru/dissovet/avtoreferaty/lazaretov>)
. "Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время" Под общей ред. ак. Б.А. Рыбакова М. Наука 1992.