Проектирование автотранспортного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование автотранспортного предприятия

Оглавление

1. Общая часть

.1 Введение

.2 Характеристика АТП и объекта проектирования

. Расчетно-технологическая часть

.1 Выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирование нормативов

.2 Определение коэффициента технической готовности автомобилей

.3 Определение коэффициента использования автомобилей

.4 Определение годового пробега автомобиля в АТП

.5 Определение годовой программы по техническому обслуживанию автомобилей

.6 Расчет сменной программы

.7 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава АТП

.8 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и на объекте проектирования

.9 Выбор метода организации производства ТО и ТР в АТП

.10 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования, схема технологического процесса на объекте проектирования

.11 Выбор режима работы производственных подразделений

.12 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации

.13 Подбор технологического оборудования

.14 Расчет производственной площади объекта проектирования

. Охрана труда

.1 Общее положение

.2 Требования охраны труда в кузнечно-рессорном участке

.3 Производственная санитария и гигиена

.4 Расчет естественного и искусственного освещения

.5 Расчет вентиляции

.6 Пожарная безопасность

.7 Электробезопасность

. Экологическая безопасность

.1 Требования экологической безопасности

Заключение

Список используемых источников

.       
Общая часть

1.1 Введение

Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту.

ТО - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей. Ремонт проводится по потребности, которую выявляют в процессе ТО.

Выполнение работ по ТО и ремонту автомобиля предшествует оценка его технического состояния (диагностирование). Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле с предельными значениями. Диагностирование при ремонте автомобиля заключается в нахождении неисправности и установлении метода ремонта и объема работ при ремонте, а также проверке качества выполнения ремонтных работ. Своевременное проведение ТО и текущего ремонта подвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправном состоянии.

Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей. Наиболее часто отказы возникают по двигателю. По числу отказов на двигатель автомобиля приходится примерно половина всех отказов. Поэтому в данном проекте разработан участок текущего ремонта двигателей автомобилей.

Для повышения эффективности работы транспорта необходимо ускорить создание и внедрение передовой техники и технологий, улучшить условия труда и быта персонала, повышать его квалификацию и заинтересованность в результатах труда, укреплять материально-техническую и ремонтную базу, повышать уровень комплексной механизации ремонтных работ. Од повременно надо повышать безопасность движения, снижать отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.

Основной задачей службы АТП является поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии и подготовка его к выпуску на линию в течении всего срока службы. Для этого техническая служба организует проведение всех видов профилактических и ремонтных работ, хранение автомобилей и выполнение ряда других функций. Техническая служба занимается вопросами развития и содержания производственно-технической базы предприятия, организует материально-техническое снабжение.

Она осуществляет контроль над соблюдением правил технической эксплуатации автомобилей и принимает меры по уменьшению потерь рабочего времени на линии, связанных с техническими неисправностями подвижного состава.

Целью курсового проекта является закрепление знаний и умений по дисциплине Техническое обслуживание автомобилей, с проектированием автотранспортного предприятия автомобилей ГАЗ-3110 и одного из его подразделений - моторного участка в г. Курске.

1.2 Характеристика АТП и объекта проектирования

автомобиль технический машина ремонт

Для расчета производственной программы и объёма работ рассчитываемого мною Автотранспортного Предприятия определены следующие данные:

Тип предприятия: пассажирское автотранспортное предприятие;

Количество автомобилей: Ас=310 единиц Зил - 130;

Среднесуточный пробег: Lcc=190 км;

Категория условий эксплуатации КУЭ-IV;

Природно-климатические условия - умеренный;

Число дней работы в году: Дрг=247 дней;

Число смен: 1;

Время в наряде: tг=8 часов;

Пробег с начала эксплуатации: 0,6

2. Расчетно-технический раздел

2.1 Выбор исходных нормативов периодичности ТО и пробега до капитального ремонта и их корректирование

Определяем периодичностьТО-1; ТО-2 и пробега до капитального ремонта.

L1=L1H*K1*K3, км2=L2H*K1*K3, кмкр= LкрH123

L1 = 4000*0,7*1=2800, км

L2=16000*0,7*1=11200, км

Lкр=350000*0,7*1*1=245000, км

где L1Н и L2Н -нормативные пробеги автомобиля до ТО-1 и ТО-2 (табл. 2.7);

LкрH -нормативные пробеги до капитального ремонта (табл.2.14);

K1- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации (табл. 2.8 и 2.7);

K2- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации работы (табл. 2.8);

K3-коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий агрессивности окружающей среды (табл. 2.8).

Трудоемкость ЕО; ТО-1; ТО-2; Д-1; Д-2; СО и ТР.

Тео= ТеоН*К2*К5*Км, чел.ч.

Тео= 0,45*1*0,3=0,14 чел.ч.

ТеоН - нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания по табл. 2.14

К2 - коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы. Табл. 2.8

К5 - коэффициенты корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава. Табл. 2.8

Км - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ЕО, рассчитывается по формуле:

Км==0,3

где Со - % снижения трудоемкости за счет применения моечной установки, принимается 55%;

См - % снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха, принимаем 15%.

Т1= Т1Н255, чел.ч.,

Т1=3,1*1*0,8=2,5 чел.ч.,

где Т1Н - нормативная трудоемкость ТО-1 определяется по табл. 2.14;

Км - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-1 при поточном методе производства. Принимаем равным 0,8.

Т2= Т2Н25м, чел.ч.,

Т2= 12*1*0,9=10,8 чел.ч.,

где Т2Н - нормативная трудоемкость ТО-2. Определяется по табл. 2.14;

Км - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-2 при поточном методе производства. Принимаем равным 0,9.

Тсо=, чел.ч.,

Тсо==0,024 чел.ч.,

где со- % работ сезонного обслуживания для средней полосы-20%.

Трудоемкость общего диагностирования:

Тд-1=

Сд-1= 15%

Тд-1==0,4 чел.ч.,

где Т1 - скорректированная трудоемкость ТО-1;

Сд-1- % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-1. Табл. 2.15.

Тд-2= , чел.ч.,

Сд-2= 12%

Тд-2= =7 чел.ч.,

где Т2 - скорректированная трудоемкость ТО-2;

Сд-2- % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2.

Нормативная трудоемкость ТР корректируется посредством всех коэффициентов.

Ттр/1000км= Ттр/1000кмн1234(ср)5 ,

Ттр/1000км =3,8*1,4*1*1*1*0,9=4,8 .

где Ттрн - нормативная удельная трудоемкость ТР.

Нормативные значения продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте корректируется по формуле:

dто и тр= dто и трн14(ср), дн.

dто и тр=0,48*1=0,48

где dто и трн - нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте. Определяется по табл.

.2 Определение коэффициента технической готовности автомобилей

Lкр(ср)= Lкр(1), км

Lкр(ср)=245000*()=245000км;

где Lкр - скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта;

Акр - количество автомобилей, прошедших капитальный ремонт;

А - списочное количество автомобилей в АТП.

2.3 Определение коэффициента использования автомобилей

Lи =Lт* Kм

Lи = *0,9*0,97=0,59

где Dрг - количество рабочих дней в году;

Lт - коэффициент технической готовности парка;

Kм - коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам (Kм принимается пределах 0,93…0,97)

2.4 Определение годового пробега автомобилей в АТП


Lг= 247*310*190*0,59=8583497 км.

2.5 Определение годовой программы по техническому обслуживанию автомобилей

Количество ежегодных обслуживаний автомобилей за год:

Nео=

Nео=

Количество ТО-2 за год:

N2=

N2=

Количество УМР за год:

для грузовых автомобилей и автопоездов

Nумр= 0,8* Nео

Nумр= 0,8*45176=36116,8.

Количество ТО-1 за год:

N1= - N2

N1=

Количество общего диагностирования (Д-1) за год:

Nд-1= 1,1* N1+ N2

Nд-1= 1,1*2299,1+766,4=3295,41.

Количество поэлементного диагностирования (Д-2) за год:

Nд-2=1,2* N2

Nд-2=1,2*766,4=919,68.

Количество сезонных обслуживаний за год:

Nсо= 2А

Nсо= 2*190=380.

2.6 Расчет сменной программы

Сменная программа рассчитывается по общей для всех видов воздействий формуле:

Ni=

Niео=

Niео=;

Ni1=;

где Ссм - число смен. Принимается в соответствии с выбором режима работы производственных подразделений;

Ni - сменная программа соответственно ЕО; ТО-1; ТО-2; Д-1; Д-2;

Niг - годовая программа соответственно ЕО; ТО-1; ТО-2; Д-1; Д-2.

Если в результате расчета получается сменная программа Nео>50; N1>12; N2>6 обслуживаний, то рекомендуется принять поточный метод организации производства.

2.7 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава АТП

Трудоемкость ежедневного обслуживания:

Тео= tео*Nумр, чел.ч.

Т1= t1*n1+Tсп.р(1), чел.ч.,

Тео=0,14*36117=5056,4 чел.ч.

Трудоемкость ТО-1:

Т1= 2,48*2299+(0,2*2,48*2299)=6841,8 чел.ч.;

Трудоемкость ТО-2:

Т2= t2*n2+Tсп.р(1)чел.ч.,

Т2= 10,8*766,4 (0,2*10,8*766,4)=9932,5 чел.ч.;

Годовая трудоемкость общего Д-1 и поэлементного Д-2 диагностирований:

Тд-1= tд-1*Nд-1, чел.ч.

Тд-2= tд-2*Nд-2, чел.ч.

Тсо= tсо*2А, чел.ч.

∑Тто= Тео+ Т1+ Т2+ Тсо, чел.ч.

Тд-1= 0,4*3295,41=1318,2 чел.ч.

Тд-2= 7*919,68=6437,8 чел.ч.

Тсо= 0,024*380=9,12 чел.ч.

Годовая трудоемкость всех видов ТО:

∑Тто= 5056,4+6841,8+9932,5+9,12=21839,8, чел.ч.

Годовая трудоемкость ТР по АТП:

Ттр/1000км= tтр/1000км, ;

Ттр/1000км= =41201 .

Годовая трудоемкость ТР за вычетом трудоемкости работ сопутствующего ремонта, выполняемых в зонах ТО-1 и ТО-2:

Ттр/1000км= Ттр/1000км-( Тсп.р(1)сп.р(2)),

Ттр/1000км= 41201-(1655+1140)= 38406 .

Годовая трудоемкость работ по зонам ТР и ремонтным цехам (участкам):

Ттр/пост=  .

Общий объем работ по ТО и ТР подвижного состава АТП определяется суммированием величин трудоемкостей:

Тто и тр= ∑Тто+ Ттр, чел.ч.;

Тто и тр = 21840+4800=26640чел.ч.

2.8 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и на объекте проектирования

Число производственных рабочих мест и рабочего персонала определяется по формулам:

Ря=

Рш=

где Ря - число явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест;

Рш - штатное число производственных рабочих;

Т - годовая трудоемкость соответствующей зоне ТО, ТР, цеха, отдельного специализированного поста или линии диагностирования, чел.ч.;

Фрм - годовой производственный фонд времени рабочего места (номинальный), ч;

Фрм - годовой производственный фонд рабочего времени штатного рабочего, т.е. с учетом отпуска и не выхода на работу по уважительной причинал.

Фрм= 365

Фрм= 365-118-42-15=190

Фрмя= (365-118-42-15)х8=1520 ч.

Фрмш=247х8=1976 ч.

Годовой производственный фонд рабочего времени рассчитывается или принимается по нормативным источникам.

Таблица 2.1. Различные показатели по объекту проектирования.

Наименьшие показатели

Условные обозначения

Ед. Измерения

Величина показателя




расчетная

принятая

Годовая производственная программы

Ni


183

183

Сменная производственная программа

Niсм


1

1

Общая годовая трудоемкость в зоне ТО

∑Ттог

чел.-ч.



общая годовая трудоемкость работ в зоне ТР

Ттр

чел.-я./1000км

38406

38406

Годовая трудоемкость работ по объекту проектирования:





в зоне ТО

Tiг

чел.-ч.



в зоне ТР

Ттрг

чел.-ч./1000км

4800

4800

Количество производственных рабочих по объекту проектирования:





явочная

Ря

чел.

3

3

штатная

Рш

чел.

2

2


2.9 Выбор метода организации производства ТР

Рисунок 2.1. Схема управления моторным участком

В настоящее время в АТП нашла распространение централизованная система управления.

Система ЦУП предусматривает соблюдение следующих принципов:

1. Четкое распределение административных и оперативных функций между руководящим персоналом и сосредоточением функций оперативного управления в едином центре.

Основными задачами ЦУП является сбор и обработка информации о состоянии производственных ресурсов и объемах работ, а так же планирование и контроль над деятельностью производственных подразделений на основе анализа имеющейся информации. Центр управления производством состоит из двух подразделений: отдела оперативного управления и отдела обработки и анализа информации (ООАИ).

2. Организация производства ТО и ремонта подвижного состава основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений, который в наибольшей степени отвечает требованиям ЦСУ.

При этом каждый вид технических воздействий выполняется специализированной бригадой или участком (бригады ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР).

При этом каждый вид технических воздействий выполняется специализированной бригадой. Производственные подразделения, выполняющие технологические однородные работы, объединяются в производственные комплексы в целях удобства управления ими.

Инженерно- техническая служба АТП может включать следующие производственные комплексы:

·   Комплекс технического обслуживания и диагностики (ТОД), который объединяет бригады ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностирования;

·   Комплекс текущего ремонта (ТР), в котором объединяются под разделения, выполняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле;

• Комплекс ремонтных участков (РУ), в котором объединяются подразделения, занятые восстановлением оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей. Ряд работ практически может выполняться непосредственно на автомобиле или в цехах. Отнесение этих подразделений к комплексу ТР и ТУ производится обычно с учетом преобладающего вида работ, а также с учетом организационных соображений применительно к конкретным условиям АТП.

Комплекс подготовки производства объединяет следующие структурные подразделения:

- промежуточный склад, осуществляющий хранение агрегатов, узлов и деталей и контроль над уровнем запасов, обеспечивающего бесперебойную работу производства;

- участок комплектации, обеспечивающий комплектование оборотного фонда, набор по заданию отдела управления производством запасных частей, необходимых для выполнения ремонтных работ и доставку их на рабочие место, а также транспортировку агрегатов, узлов и деталей, снятых для ремонта;

- инструментальный участок, обеспечивающий хранение и ремонт инструментов;

- транспортный участок, осуществляющий перегон автомобилей и транспортировку агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобиля перед их доставкой в ремонт;

- моечный участок, обеспечивающий мойку всех агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобиля перед их доставкой в ремонт.

Кроме того, в техническую службу АТП входят подразделения:

- технический отдел;

- отдел главного механика;

-отдел материально технического снабжения (ОМТС);

- отдел технического контроля.

Технический отдел:

• разрабатывает планы и мероприятия по внедрению новой техники и технологии производственных процессов, планы НОТ, организацией и контролирует их выполнение;

• организует изобретательскую и рационализаторскую работу Ра АТП и внедрение рационализаторских предложений;

• занимается анализом неисправностей подвижного состава и причин их возникновения.

Отдел главного механика обеспечивает содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-технического хозяйства, а также выполняет обслуживание и ремонт технологического оборудования, инструментальной оснастки, изготовление нестандартного оборудования и контролирует правильное их использование.

Отдел снабжения обеспечивает бесперебойное материально- техническое снабжение АТП, правильную бесперебойную организационную работу складского хозяйства, составляет заявки по МТО.

Отдел технического контроля:

• качества работ, выполняемых всеми подразделениями, а также качество продукции предприятий, услугами которых пользуется АТП;

·   технического состояния подвижного состава при его приеме и выпуске на линию.

При методе организации производства ЦУП система управления моторным цехом, входящим в комплекс РУ, имеет следующий вид:

.10 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования

Принятый общий технологический процесс является основанием для правильного размещения на территории АТП всех основных и вспомогательных служб. При разработке технологического процесса, важно чтобы маршруты движения автомобилей на территории предприятия были прямоточными и не пересекались, а внутренний пробег автомобилей минимальным.

Все автомобили по возвращении с линии проходят через контрольно-технический пункт (КТП). На КТП ведётся учёт времени выхода и возврата автомобилей в парк, а также записываются показания спидометра, замеряется остаток горючего в баках и проверяется комплектность автомобилей. После просмотра автомобилей на КТП дежурный механик (или мастер ОТК) в зависимости от технического состояния автомобилей направляют их на посты мойки, на стоянку исправных автомобилей, на очередное техническое обслуживание или в зону текущего ремонта.

Автомобили, техническое состояние которых не может быть точно установлено средствами и силами КТП направляются на пост диагностики. В зависимости от результатов диагностирования из этого поста автомобили направляются в зону стоянки исправных автомобилей.

Каждому водителю (или перегонщику) после прохождения автомобилем КТП выдаётся листок учёта, в котором записываются обнаруженные неисправности. Листок учёта на исправленный автомобиль, подписанный дежурным механиком, вместе с путевым листом передаётся в диспетчерскую. На автомобиль, требующий требующего техническое обслуживание или ремонта, листок учёта вместе с автомобилем поступает соответственно в зону ТО, в зону ремонта или на пост диагностики. По окончании технического обслуживания или ремонта автомобиля листок учёта, подписанный механиком профилактория или ремонтной зоны, сдаётся в диспетчерскую и служит основанием для выписки путевого листа.

Отметку «Автомобиль исправен» в путевом листе на технически исправные автомобили делает дежурный механик, а на автомобили, прошедшие техническое обслуживание или ремонт, соответственно механик зоны ремонта.

Перед поступлением автомобилей в зону технического обслуживания или ремонта они проходят уборку, мойку и обсушку.

После ЕО часть автомобилей поступает в зону ТО-1 или ТО-2. Автомобили, у которых явно обнаружены дефекты (или заявлен ремонт водителем) поступают в зону текущего ремонта. После прохождения ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР автомобили поступают в зону хранения и после на линию.

2.11 Выбор режима работы производственных подразделений

СовмещенныйграфикработыавтомобилейналинииипроизводственныхподразделенийнаАТП.

Таблица 2.2


1 смена

Промежуточный склад


Ремонтные цеха


Моторный участок


ЗонаТО-2


ЗонаТО-1


Д-1, Д-2


ЕО


Автомобили на линии



Время выезда автомобиля на линию 8:00, время возращения- 17:00. Время проведенное в наряде 8 часов при 5- дневной рабочей неделе. Перерыв с 12:00 до 13:00.

Моторный участок работает в первую смену с 8:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 13:00

.12 Распределение исполнителей по специальностями квалификации

Таблица 2.3

Виды работ

Распределение

Количество исполнителей


Трудоемкость %

расчетное

принятое

Разборка

50

2

2

Диагностика

25

1

1

Регулировочные

25

1

1


.13 Подбор технологического оборудования

Подбор технологического оборудования, технической и организационной

ОснасткидляобъектапроектированияосуществляетсясучетомрекомендацийтиповыхпроектоврабочихместнаАТПитабелягаражноготехническогооборудования

Перечень оборудования и оснастки целесообразно представить в таблицах, формы которых приведены ниже.

Подбор технологического оборудования, технической и организационной оснастки для объекта проектирования осуществляется с учетом рекомендации типовых проектов рабочих мест на АТП и табеля гаражного технического оборудования.

Перечень оборудования и оснастки представлены в таблицах.

Таблица 2.4. Техническое оборудование (организационная оснастка)

Наименование

Тип или модель

Количество

Размеры в плане, мм

Общая площадь, м2

Тележка

П-254

1

1160×910

1,05

Противопожарный щит

ПШ

1

1300×500

0,65

Верстак 2-тумбовый

ВС-2

1

1500×650

0,97

Кран подвесной

VALEX

1

450×260


Fцех= 1,05+0,65+0,97+0,12=2,79 м2

Таблица 2.5. Технологическая оснастка

Наименование

Тип или модель

Количество

Размеры в плане, мм

Общая площадь, м2

Установка для шлифования клапанов

З-186

1

560×440

0,25

Обкаточный стенд

КС-27601

1

750×800

0,6

Моечная установка

196М

1

1140×690

0,8

Тележка с инструментом

60-135

2

815×520

0,4*2=0,8

Стенд для разборки и сборки двигателя

Р-641

1

570×650

0,37

Стеллаж для хранения деталей

СТ-1

1

2500×1000

2,5

Станок точильно-шлифовальный

ВЕ-116

1

513×670

0,34

Компрессор(0,16м3/мин, ресивер 0,006 м3, 230 В)

MICLL IN

1

480×280

0,13


.14 Расчет производственной площади объекта проектирования

В проектах по ремонтным цехам (участкам) производственная площадь рассчитывается по формуле:

Fцех= Kn*fоб,

Fцех= 4,5*8,58=38,6 м2,

Fцех - площадь цеха, м2;

fоб - площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки, м2;

Kn - коэффициент плотности расстановки оборудования.

Таблица 2.6. Коэффициент плотности расстановки оборудования

Наименование подразделений

Коэффициент плотности

1. Зоны ТО и ремонта

4,5

2. Кузнечно-рессорный цех

4,5-5,5

3. Сварочный цех

4,5-5,0

4. Моторный ,агрегатный, шиномонтажный, вулканизационный цех

3,5-4,5

5. Слесарно-механический, аккумуляторный, карбюраторный, электротехнический цеха

3 3,0-4,0



3. Охрана труда

Целью раздела является разработка мероприятий по созданию на объекте проектирования условий, отвечающих требованиям правил по охране труда и окружающей среды, принятых на автомобильном транспорте.

.1 Общее положение

Организация и осуществление мероприятий по технике безопасности в ремонтных участках проводится в соответствии с инструкцией по технике безопасности для рабочих ремонтных предприятий. Руководство и ответственность за охрану труда на посту разборочно-сборочных работ на участке ремонта ЛВС отвечает бригадир участка ремонта ДВС.

Администрация АТП обеспечивает своевременный и качественный инструктаж, обучение работающих безопасным приемам и методам работы. Инструктируют и обучают работающих в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79 па основе единых, межотраслевых правил и нормативных документов, инструкцией по охране труда с учетом объема и характера выполняемой работы и конкретных условий.

Инструктаж по характеру и времени проведения подразделяется на следующие виды: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.

Вводный инструктаж всех принимаемых на работу независимо от их образования и стажа работы по данной профессии или должности, а также командированных, учащихся и студентов, прибывших на производственное обучение или практику, проводит старший инженер по охране труда или лицо, на которое возложены обязанности инженера по охране труда. Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда. Проводится он по программе, утвержденным руководителем АТП и согласованной с профсоюзным комитетом.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми принятыми на предприятие, переводимые из одного подразделение в другое, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику с работниками. Проводится инструктаж каждого работника индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда по инструкциям по охране труда.

Повторный инструктаж проходят все работающие независимо от их квалификации, образования и стажа работы по утвержденному главным инженером графику не реже 1 раза в 3 месяца. Проводится он с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят в объеме первичного инструктажа на рабочем месте при: изменении правил по охране труда, технологического процесса, других факторов, влияющих на безопасность труда, исходного сырья, материалов; нарушениями работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару.

Текущий инструктаж проводит бригадир с работниками перед выполнением работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение инструктажа фиксируют в наряде - допуске и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

3.2 Требования охраны труда в зоне ТР

Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях строго определяется законами, в которых учитывается их специфика. Основные положения по охране труда и технике безопасности изложены в Кодексе законов о труде (КЗоТ). На территории автотранспортного предприятия за осуществление мероприятий по охране труда и технике безопасности отвечает руководство АТП; в производственных помещениях - главный инженер (технический руководитель) или специально назначенное лицо из административно-технического персонала; на линии - начальник отдела эксплуатации.

Лицо, ответственное за охрану труда и технику безопасности, планирует все мероприятия в этой области, осуществляет контроль за их выполнением и полным расходованием средств, выделяемых для этой цели. Контроль за правильным распределением средств, отпущенных на охрану труда, и соблюдением правил техники безопасности осуществляют профсоюзные организации.

Одним из основных мероприятий по охране труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников АТП. Инструктаж должен проводить главный инженер (технический руководитель). При проведении вводного инструктажа для вновь поступающего нужно знакомить его с общим законоположением и основными принципами организации охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, особенностями работы данного автотранспортного предприятия и его производственной обстановки, правилами внутреннего распорядка, обязанностями по соблюдению правил техники безопасности и личной санитарии, пользованию защитными средствами и спецодеждой, противопожарными правилами, порядком движения на автотранспортном предприятии и мерами по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Особо большое значение имеет инструктаж на рабочем месте с показом безопасных приемов работы. Все работники АТП независимо от стажа работы и квалификации должны один раз в шесть месяцев пройти повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы с повышенной опасностью (сварщики, грузчики, вулканизаторщики и др.), - один раз в три месяца. При повторном инструктаже нужно особое внимание уделять допущенным нарушениям с подробным разбором случившегося о всех проведенных инструктажах делаются записи в журнале.

3.3 Производственная санитария и гигиена

Производственная санитария - это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Производственное помещение зоны ТО-2 должно содержаться в чистоте. Полы должны быть равномерными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. В местах использования ГСМ полы должны изготавливаться из материалов, устойчивых к воздействию этих веществ и не поглощать их.

Микроклимат и чистота воздушной среды в производственном помещении должны создаваться с помощью естественной и искусственной вентиляции, которая удаляет из помещений загрязненный и нагретый воздух и подаёт в него свежий. Температура в производственном помещении должна быть в тёплый период времени от до С, в холодный период от до С. Относительная влажность должна быть 40…60%, содержание окиси углерода менее 2%, а пыли не более 2…10 мг/. Оптимальная скорость движения 0,4 м/с, допустимая 0,7 м/с.

Для создания светового комфорта используют естественное, искусственное и совмещенное освещение. Чистка стекла, оконных проёмов должна производится не реже 2-х раз в неделю. Своевременно нужно заменять перегоревшие лампы. Чистка светильников должна производиться 4-12 раз в год. При необходимости рабочее место должно оснащаться индивидуальным освещением.

Работник должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приёмом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этих целей устройств.

Все лица, работающие на участке, обязаны пройти инструктаж по технике безопасности при техническом обслуживании №2 автомобилей.

Питьевая вода должна быть кипячёной, помещаться в закрытой посуде и храниться в шкафу.

Уборка полов, столов, верстаков и инструментов нужно производить влажным способом в конце каждой смены.

Территория, производственные, вспомогательные, санитарно-бытовые помещения должны соответствовать действующим Санитарным нормам проектирования АТП, Строительным нормам, Правилам ОТ на автомобильном транспорте.

Для работников предприятия предусматриваются санитарно-бытовые помещения. Обязательным условием является наличие гардеробных, оборудованных вешалками или шкафами, душевых и уборных. Число душевых, туалетов, гардеробов должно соответствовать определённым нормам. В рабочих помещениях предусматриваются источники питьевой воды, места для курения. Приём пищи должен осуществляться в специально отведённых для этого помещениях.

На рабочих местах температура, влажность, скорость движения и давление воздуха должны соответствовать санитарным нормам ССБТ. Для защиты от этих факторов выдаётся спецодежда, проводятся различные профилактические мероприятия. Большую важность имеет вентиляция воздуха, т.к. в воздухе производственных помещений постоянно находятся пары ГСМ, пыль, выхлопные газы. Для снижения концентрации этих веществ в воздухе применяется искусственная и естественная вентиляция воздуха. Концентрация вредных веществ не должна превышать ПДК (предельно допустимая концентрация), которые установлены ССБТ. Содержание вредных веществ контролируется работниками отдела охраны труда. В производственных помещениях предусмотрена система отопления в холодное время года.

Организация рационального освещения рабочих мест является одним из основных вопросов охраны труда на предприятии. Освещение производственных помещений должно соответствовать установленным нормам. Недостаточная освещённость рабочего места снижает производительность труда. В агрегатном участке устанавливается норма освещённости при искусственном комбинированном освещении 750 люкс. Норма освещённости устанавливается в зависимости от разряда зрительной работы. Освещённость рабочих мест постоянно контролируется работниками отдела ОТ.

В производственных помещениях большое значение имеет уровень шума, вибрации. Эти параметры не должны превышать установленных норм, т.к. это сказывается на общей утомляемости организма, а также влияет на здоровье работающего.

.4 Расчет естественного и искусственного освещения

Рационально спроектированное освещение позволяет обеспечить необходимое качество обслуживания и ремонта автомобилей, повысить производительность и безотказность труда.

Естественное освещение может, осуществляется через окна или световые проемы в наружных стенах (боковое освещение), которую могут располагать как с одной стороны (одностороннее), так и с двух сторон (двухсторонние) через световые проемы в покрытии или фонари (верхнее), а так же двумя способами одновременно (комбинированное).

Искусственное освещение предназначено для освещения в темное время суток, также при недостаточном естественном освещении. В качестве источников искусственного света применяют газоразрядные лампы накаливания. В зависимости от функционального назначения искусственного освещения подразделяют на: рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное и дежурное.

Рабочие освещение предусматривают для всех помещений здания, а также участков открытых пространств, предназначенных для работ и прохода людей.

Аварийное освещение служит для продолжения работы при аварийном отключении. Эвакуационное освещение предназначено для эвакуации людей.

Рабочие освещение проектируют общим или комбинированным, когда к общему добавляют местное освещение. Общее освещение в свою очередь может быть равномерным или локализованным. При общем равномерном освещении световой поток распределяется с учетом расположением рабочих мест и создает большую освещенность на рабочих местах.

Расчет естественного освещения:

Fok=Fпол*d

Где Fпол - площадь пола участка м2;

d - световой коэффициент.

Расчет искусственного освещения:

Wосв= R*Fу

Где R - норма расхода электроэнергии;

Q - продолжительность работы электрического освещения;

Fу - площадь пола участка.

Fok = 80*0,3=24м2

Wосв=20*80= 1600 Вт.

Расчет искусственного освещения завершается определением годовой световой мощности ламп, необходимой для дальнейших экономических расчетов.

=*Q=1600*1976=3162 кВт

Q - продолжительность работы электрического освещения в течение года

.5 Расчет вентиляции

При расчете вентиляции подбирают необходимый воздухообмен

=V*k, м3

где k - кратность воздухообмена, =80*4=320 м3/ч

Выбираем 3 вентилятора модели ЭВР3 центробежного типа.

Определим потребляемую мощность вентилятора

в=W*Р/(3600*102*в*п), кВт

где W - производительность вентилятора, м3

Р - создаваемое давление, Па

в - КПД вентилятора;

п - КПД передачи; в=800*250/(3600*102*0,45*1)=1,21кВт

Определяем установочную мощность электродвигателя вентилятора

уст=Nв*в, кВт

где в - коэффициент запаса мощностиуст=1,21*1,3=1,6 кВт

Nвент= Nуст*n

где n - количество вентилятороввент=1,6*3=4,8кВт

.6 Пожарная безопасность

Территорию АТП необходимо содержать в чистоте и систематически очищать от мусора. Промышленные обтирочные материалы и отходы следует собирать и в специально отведенных местах складывать. Основными при причинами возникновения пожара на АТП являются: не осторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение правил эксплуатации электрооборудования и так далее.

Пожарная безопасность согласно ГОСТ 12.1.0004-85 обеспечивается организационно-техническими мероприятиями и реализацией двух взаимосвязанных систем: системой предотвращения пожара и противопожарной системой. Все работники должны пройти пожарно-технический минимум.

Прекратить горение можно физическими или химическими способами. К физическим относятся: охлаждение горящих веществ, изоляция горящих веществ негорючими и не поддерживающими горение веществами. В настоящие время для прекращения горения используют широкий ассортимент различных огнетушащих веществ: вода, огнетушащая пена, диоксид углерода, порошковые составы и другое.

Огнетушащие пены используют для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых горючих веществ. Основным огнетушащим свойством пены является ее изолирующие действие.

Диоксид углерода (углекислый газ) оказывает охлаждающие действия. Чаще всего его используют для тушения электроустановок, так как он не электропроводен, не оставляет после себя следов, не портит материалы и оборудование.

Но наиболее широко применяют на АТП персональные огнетушители типа ОХП-10. ОВП-10, ОУ-5, О11-10.

ОХП-10 предназначен для тушения начинающегося пожара твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

ОВП-10 применяют для тушения твердых и жидких веществ и материалов, щелочных материалов и электроустановок, находящихся под напряжением.

ОУ-5 предназначен для наибольших очагов горения, возгораний в электроустаковках.

Наряду с указанными типами огнетушителей на АТП могут применяться так же персональные огнетушители типов ОУБ-5. ОП-5, ОХ-3.

.7 Электробезопасность

1. Электрооборудование, электроинструменты, осветительные приборы (далее - электроустановки) должны отвечать требованиям действующих нормативных актов.

2. Для непосредственного выполнения функций по организации эксплуатации электроустановок в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должен быть приказом по организации назначен специалист, ответственный за электрохозяйство, а также работник, его замещающий.

Приказ или распоряжение о назначении ответственного за электрохозяйство и работника, замещающего его в период длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь), издается после проверки знаний ими требований соответствующих нормативных актов и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (IV - в электроустановках напряжением до 1000 В).

3. Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний действующих нормативных, технических документов (правил и инструкций по эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

. Для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции электроустановок должна быть применена, по крайней мере, одна из следующих защитных мер: защитноезаземление, зануление, защитное отключение, разделяющий трансформатор, малое напряжение, двойная изоляция, выравнивание потенциалов в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

. Шины и провода защитного заземления (зануления) должны быть доступными для осмотра и окрашены в черный цвет.

6. Во всех защитных устройствах устанавливаются только калиброванные предохранители.

. Конкретные сроки и объемы испытаний, а также измерений параметров электрооборудования, электроустановок определяет ответственный за электрохозяйство в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, ведомственной или местной системы планово-предупредительного ремонта (ППР), в соответствии с типовыми и заводскими инструкциями в зависимости от местных условий и состояния установок.

8. Проверка состояния элементов заземляющего устройства электроустановок и определение сопротивления заземляющего устройства должны проводиться не реже одного раза в 3 года и не реже одного раза в 12 лет должна быть проведена выборочная проверка осмотром со вскрытием грунта элементов заземлителя, находящихся в земле. Измерения напряжения прикосновения должны проводиться после монтажа, переустройства и капитального ремонта заземляющего устройства, но не реже одного раза в 6 лет.

9. Силовые и осветительные установки должны подвергаться внешнему осмотру не реже одного раза в год. Измерение сопротивления изоляции электропроводок производится не реже одного раза в З года, а в особо сырых и жарких помещениях, в наружных установках, а также в помещениях с химически активной средой не реже одного раза в год.

10. Измерение сопротивления изоляции электросварочных установок должно проводиться после длительного перерыва в их работе, перестановки оборудования, но не реже одного раза в 6 месяцев.

. Во взрывоопасных зонах в электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью при капитальном, текущем ремонтах и межремонтных испытаниях, но не реже одного раза в 2 года, должно измеряться полное сопротивление петли фаза-нуль.

. Все электрические машины, аппараты, а также другое электрооборудование и электропроводки во взрывоопасных зонах должны периодически, в сроки, определяемые местными условиями, но не реже одного раза в 3 месяца, подвергаться наружному осмотру. Осмотр должен проводить ответственный за электрохозяйство. Результаты осмотра заносятся в оперативный или специальный журнал.

. Неисправности, могущие вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов и т.п., а также провисание электропроводов, соприкосновение их между собой или с элементами здания и различными предметами должны немедленно устраняться.

. Оборудование должно устанавливаться так, чтобы на электродвигатель не попадали стружка, вода, масло, эмульсия и т.п.

15. В помещениях для регенерации масла, зарядки аккумуляторных батарей, ацетиленовых генераторов, обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей, проведения краскоприготовительных и окрасочных работ силовое и осветительное оборудование и электропроводка должны быть во взрывозащищенном исполнении.

. В цехах, где возможно выделение пыли, должны применяться выключатели, рубильники, предохранители и т.п., закрытые плотными кожухами из негорючих материалов.

. Не допускается:

·  применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;

· устанавливать выключатели, рубильники, предохранители, распределительные щиты и другое оборудование, могущие дать искру в помещениях, где находятся легковоспламеняющиеся, горючие и взрывоопасные вещества; применять самодельные предохранители;

· последовательно включать в заземляющий или нулевой защитный проводник части электроустановок, так как при этом увеличивается сопротивление заземления и может быть отключена заземляющая сеть при ремонте одной единицы оборудования. Остальное оборудование, включенное в данную заземляющую сеть, остается без защиты. Заземление должно быть только параллельным;

· в электросети с заземленной нейтралью заземлять корпус электроприемника без его соединения с нейтралью.

4. Экологическая безопасность

Для осуществления экологической деятельности на транспортных предприятиях создаются специальные подразделения, отвечающие за проведение природоохранной работы. По видам транспорта имеются различия в форме и направленности работы, а также в составе и подчиненности служб охраны окружающей среды.

На автотранспортных предприятиях и авторемонтных заводах для осуществления экологической деятельности введена должность инженера по охране природы, который отвечает за подготовку документации и отчетность по экологическим вопросам. Это должностное лицо ведет природоохранную работу совместно с главным инженером АТП или АРЗ, который отвечает за состояние оборудования и качество технологических процессов, представляет сведения об отходах, образующихся на предприятии, в том числе изношенных шинах и автомобильных камерах, отработанных машинных маслах, о полигонах и накопителях для захоронения или складирования отходов. Главный механик отвечает за расход водных и энергоресурсов, за работу очистных сооружений для сточных вод мойки автомобилей и эффективность очистки сточных вод, функционирование водооборотных систем. Инженеры по охране природы на предприятиях автомобильного транспорта взаимодействуют с органами Госкомэкологии и отделом технологии и экологии Министерства транспорта РФ.

.1 Требования экологической безопасности

Для снижения вредного воздействия АТП на окружающую среду при его проектировании, строительстве и эксплуатации должны выполняться природоохранные мероприятия. Вокруг предприятия должна быть санитарно-защитная зона шириной не менее 50 метров. Эту зону озеленяют и благоустраивают. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, шум, очищают воздух от пыли и регулируют микроклимат.

С целью поддержания чистоты атмосферного воздуха в пределах норм на АТП предусматривают предварительную очистку вентиляционных и технологических выбросов с их последующим рассеиванием в атмосферу.

АТП потребляет значительное количество пресной воды. Она используется для хозяйственно-бытовых и производственных нужд, а также для устройств внутреннего пожаротушения. Для сокращения расходов воды в последнее время широко внедряют системы оборотного водоснабжения, которые позволяют повторно использовать бывшую в употреблении воду после ее очистки в специальных устройствах. При этом чистая вода расходуется только на восполнение потерь из-за испарения и утечек вместе с осадком грязи. Снижению расходов воды способствует и применение синтетических моющих средств.

Контролируют качество сточных вод на АТП работники, ответственные за эксплуатацию очистных сооружений, и сотрудники передвижной лаборатории по охране труда и окружающей среды.

Жизнь, здоровье, благополучие человека и человечества в целом в значительной мере в руках самого человека, и это максимально должно быть использовано нами для решения важнейших и благороднейшей задачи по сохранению уникальнейшего явления вселенной: голубого неба, солнечного тепла, аромата цветов, пение птиц, свежести утра.

Заключение

При разработке курсового проекта, согласно заданию, был рассчитан и спроектирован слесарно-механический участок на 305 автомобилей марки ГАЗЕЛЬ 2705.

В отделении установлено все необходимое современное оборудование, согласно технологическому процессу для выполнения работ по ТР автомобилей. Организация труда в отделении отвечает всем нормам техники безопасности, пожароопасности и взрывоопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.

К установленному оборудованию в отделении предусмотрен трехсторонний доступ для его обслуживания. В отделении максимально предусмотрена механизация труда рабочих. Контроль качества ремонта производит мастер зоны ТР.

Целью данного курсового проекта является разработка слесарно-механического участка, расчет годовой трудоемкости, количество рабочих и перечень оборудования, который в дальнейшем можно использовать на производстве.

Список используемых источников

1. Копан Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. М., Транспорт, 2004.

2. М.В. Светлов, И.А. Светлова. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование, Издательство «КноРус», 2015

. В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Издательский центр «Академия», 2011

. В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. Ремонт автомобилей и двигателей. Издательский центр «Академия», 2008

. В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева, В.Н. Редин, А.А. Соколов. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Издательский центр «Академия», 2009.

Похожие работы на - Проектирование автотранспортного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!