Применение электронной системы обработки заявок авиакомпаний в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта по регулированию пассажирских перевозок

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    518,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение электронной системы обработки заявок авиакомпаний в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта по регулированию пассажирских перевозок

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

государственный университет управления

Институт Управления на транспорте и логистики

Кафедра Управления на транспорте

Специальность: “Менеджмент организации" - 080507

Специализация: “Управление международными перевозками”

Форма обучения: очная



ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: "Применение электронной системы обработки заявок авиакомпаний в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта по регулированию пассажирских перевозок"



Исполнитель:

студентка 5 курса, УМП группы О.В. Бойцова

Руководитель диплома:

д. э. н., проф Е.Ф. Косиченко



Москва - 2011 г.

Задание по дипломному проекту студента

Бойцовой Ольги Владимировны

. Тема проекта: Применение электронной системы обработки заявок авиакомпаний в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта по регулированию пассажирских перевозок утверждена приказом ректора от "20" апреля 2011г. № 227-V

. Срок сдачи студентом законченного (й) проекта (работы): 30 мая 2011 г.

. Исходные данные к проекту (работе)

__________________________________________

. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Консультанты по проекту (работе) с указанием относящихся к ним разделов:

Раздел

Ф.И. О. консультанта

Дата, подпись



Задание выдал

Задание принял


















. Дата выдачи задания "____" __________________ 200_г.

Руководитель дипломного (й) проекта (работы)

____________ _________________

(подпись)            (инициалы, фамилия)

Задание принял к исполнению

_____________ ___________________________________

(подпись)            (инициалы, фамилия)

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика Росавиации

1.1 История создания Росавиации

1.2 Организационная структура и виды деятельности Росавиации

1.3 Миссия и основные цели Росавиации

1.4 Стратегия развития Росавиации

1.5 Охрана труда и безопасности жизнедеятельности персонала в Росавиации

Выводы по первой главе

Глава 2. Анализ результатов деятельности Росавиации за 5 лет

2.1 Анализ основных показателей гражданской авиации

2.2 Анализ основных показателей гражданской авиации с разбивкой по авиакомпаниям

2.3 Анализ финансовых показателей Росавиации

2.4 Анилиз динамики численности сотрудников

Выводы по второй главе

Глава 3. Анализ деятельности Росавиации за один год

3.1 Анализ пассажирских перевозок

3.2 Анализ пассажирских перевозок по основным направлениям

3.3 Анализ перевозок грузов и почты

3.4 Анализ грузовых перевозок по основным направлениям.

3.5 Анализ доходов Росавиации

3.6 Анализ расходов Росавиации

Выводы по третьей главе

Глава 4. Современное состояние предоставление государственных услуг в электронном виде

4.1 Характеристика ситуации

4.2 Анализ исследуемой задачи

4.3 Формирование необходимой нормативной правовой базы

Выводы по четвертой главе

Глава 5. Предложение по применению электронной системы обработки заявок авиакомпаний в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта по регулированию пассажирских перевозок

5.1 Проектное предложение по повышению эффективности документооборота с переходом на электронную систему с применением электронной цифровой подписи

5.2 Проектное предложение по созданию многопользовательской базы данных пользователей воздушного пространства РФ (МБД ПВП) для формализации и автоматизации взаимодействия Федерального агентства воздушного транспорта с пользователями воздушного пространства РФ

5.3 Проектное предложение по созданию электронной системы обработки данных по решению комиссии для автоматического создания уведомлений о допуске либо отказе в допуске перевозчиков

5.4 Экономическая эффективность от реализации мероприятий по предоставлению государственных услуг в электронном виде

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 году - 27 процентов), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 году - 8 процентов), в инвестициях на развитие отраслей экономики (в 2006 году - 10,4 процента) и в численности занятых работников (в 2007 году - 6,3 процента), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

Особую социально-экономическую роль в нашей стране играет воздушный транспорт. В таких регионах, как север европейской части России, Сибирь, северо-восточная и островная части Дальневосточного региона, он является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией Российской Федерации. На долю воздушного транспорта приходится более 20 процентов общего пассажирооборота в междугороднем сообщении, благодаря ему перевозится более 80 процентов пассажиров в международном сообщении.

Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших факторов, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики. Мировой опыт показывает, что одним из важнейших признаков успешного экономического развития является высокая мобильность населения.

Цель дипломного проекта - состоит в изучении принципов и организации деятельности Федерального агентства воздушного транспорта, анализе основных показателей гражданской авиации, финансовых, трудовых показателей работы Росавиации, анализе современного состояния государственного регулирования и в рекомендациях по совершенствованию государственного регулирования путем применения электронной системы обработок заявок авиакомпаний на выполнение международных воздушных перевозок. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

·   изучить динамику и развитие деятельности Росавиации;

·   изучить характер деятельности, стратегию, организационную структуру управления Росавиации;

·   проанализировать деятельность Росавиации;

·   охарактеризовать результаты деятельности Росавиации за последний год;

·   предложить меры по совершенствованию деятельности Росавиации.

росавиация электронная государственная услуга

Глава 1. Характеристика Росавиации

 

.1 История создания Росавиации

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) образовано 9 марта 2004 года в рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <#"804152.files/image001.jpg">

Рис. 1 Организационная структура Центрального аппарата Росавиации

1Организует:

·   в установленном порядке проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности);

·   использование части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;

·   обучение и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню должностей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами;

Осуществляет:

·   аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации;

·   согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов в случаях, предусмотренных международными соглашениями;

·   подготовку заключений о целесообразности установления пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на аэродромах и в аэропортах;

·   ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации;

·   обеспечение в установленном порядке участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;

·   осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

·   осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инвестиционных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

·   взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

·   организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

·   обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

·   обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

·   организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

·   осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

·   осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

·   организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

·   осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство воздушного транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

·   запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

·   привлекать в установленном порядке научные и иные организации, ученых и специалистов для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Агентства;

·   давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

·   создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство воздушного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

1.3 Миссия и основные цели Росавиации

Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации.

Федеральное агентство воздушного транспорта в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

 

.4 Стратегия развития Росавиации

Согласно транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года в части гражданской авиации и Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России деятельность Росавиации и отрасли в целом будет направлена на улучшение транспортных связей России, повышение доступности воздушного транспорта, обеспечение безопасности полетов и качества услуг, модернизацию гражданской авиации, аэронавигационной системы и метеообслуживания, а также дальнейшее совершенствование собственной структуры.

Важной задачей является обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов и неавиационного бизнеса в аэропортах.

 

1.5 Охрана труда и безопасности жизнедеятельности персонала в Росавиации

 

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основополагающим законодательным актом в области регулирования трудовых отношений, в том числе в области охраны труда, являются Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 30.12.2001 года № 197 - ФЗ с основными изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.06.2006 года № 90-ФЗ.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются "обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников" в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции), и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов

соответствующие требования охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим работы и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

обучение безопасным методам выполнения работ и оказание первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

санитарно-бытовое обслуживание работников

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности и права работника в области охраны труда.

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда, установленные законами, правилами и инструкциями по охране труда;

Работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями;

компенсации, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Соблюдение охраны труда в организации.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Особенности регулирования труда государственных гражданских служащих

В соответствии со статьей 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудовое законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Кроме ТК РФ, регулирующего трудовые отношения, к законодательству об охране труда относится Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Согласно Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" все работники, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На работодателя возлагаются обязанности по регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования в качестве страхователя, уплате страховых взносов, расследованию страховых случаев, обеспечению страховых выплат и др.

Размер страхового взноса зависит от вида экономической деятельности организации (класса профессионального риска), а также от состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организации и выполнения отдельных работ по охране труда.

Обеспечение по страхованию осуществляется:

в виде пособия по временной нетрудоспособности (в размере 100% средней заработной платы), назначаемого в связи со страховым случаем;

в виде страховых выплат (единовременной и ежемесячных) в случае утраты профессиональной трудоспособности (размер выплат устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности);

в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитации

Выводы по первой главе

В первой главе дипломного проектирования была представлена характеристика деятельности Федерального агентства воздушного транспорта, а также представлена организационная структура.

Делая выводы по первой главе, можно сказать, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), находящиеся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Федеральное агентство воздушного транспорта образовано 9 марта 2004 года в рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <#"804152.files/image002.gif">

Рис.9. Динамика доходов Росавиации за 2008-2010 гг.

На рис.8 видно, что, несмотря на финансовый кризис 2008 года, общие доходы в 2009 году выросли на 60,68% по сравнению с 2008 году, что в абсолютном выражении составляет 1298939219,66 рублей. При этом в 2010 году произошло небольшое снижение доходов на 13, 46% или на 462925532 рублей. Это было связано в частности с уменьшением 2010 году доходов от операций с активами на 433,94% (10300177,98 рублей) и снижением прочих доходов на 36,42%, что в абсолютном выражении равно 645456682,78 рублей.

Налоговые доходы за период с 2008 по 2010 годы стремительно возросли. В 2009 году прирост составил 344,37%, а в 2010 году уже 227,61% по сравнению с 2009 годом. В итоге налоговый доход за рассматриваемый период увеличился на 45057045, 5 рублей, при среднегодовом темпе роста 70,85%.

Доходы от оказания платных услуг имеют постоянную тенденцию к роста на протяжении всего рассматриваемого периода с 2008 по 2010 годы.

Так в 2009 году этот рост составил 35,15% по отношению к 2008 году, а в 2010 году - 7,45% по отношению к 2009 году. В целом к концу 2010 года увеличение дохода от оказания платных услуг составил 563152634,15 рублей по отношению к начальному году рассматриваемого периода. Среднегодовой темп роста данного показателя составил 7,91%.

В 2010 году резко увеличились безвозмездные поступления от бюджетов. В 2010 году такие поступления составили 795702,46 рублей, что на 19241,33% больше, чем в 2009 году.

Доходы от операций с активами, которые повлияли на уменьшение общих доходов в 2008 году, в 2009 году увеличились на 169,53%, что в абсолютном выражении составило 4024156 рублей. Но положительную тенденцию к увеличению доходов от операций с активами не удалось сохранить в 2010 году. Так отрицательное значение показатель "доход от операций с активами" в 2008 году принял из-за убытков от реализации активов, которые составили 2036108,7 рублей. В 2009 году доходы от операций с активами значительно выше и на 659951,4 рублей увеличился чрезвычайный доход от операций с активами, но при этом Росавиация понесла убытки от переоценки активов, которые составили 376219 рублей, что несильно повлияло на общее увеличение доходов от операций с активами в 2009 году. В 2010 году убытки от переоценки активов продолжили расти и составили уже 2282178, 3 рублей. При этом реализация активов тоже не дала положительный результат. Таким образом общий убыток Росавиации от операций с активами в 2010 году составил 7926520,6 рублей.

Прочие доходы, как и доходы от операций с активами, в 2009 году увеличились на 88,8% (833386635,4 рублей), но, как уже говорилось ранее, в 2010 году этот показатель снизился на 36,42%, что в абсолютном выражении равно 645456682,78 рублей.

Таблица 8

Динамика доходов Федерального агентства воздушного транспорта

Наименование показателя

2008

2009

 

2010

 

 

 

 

 

 

Темп роста %

 

Темп роста %

Среднегодовой темп роста

 

 

 

 

 

базисный

цепной

 

Общие доходы

2 140 522 089,61

3 439 461 309,27

160,68

2 976 535 776,96

139,06

86,54

106,82

Налоговые доходы

3 323 292,00

14 767 760,00

444,37

48 380 338,50

1455,80

327,61

170,85

Доходы от оказания платных услуг

1 216 351 552,35

1 656 099 847,92

136,15

1 779 504 186,50

146,30

107,45

107,91

Безвозмездные  поступления от бюджетов

10 244,08

4 114,00

40,16

795 702,46

7767,44

19341,33

238,81

Доходы от операций с активами

-1 650 498,69

2 373 657,39

269,53

-7 926 520,59

-480,25

-333,94

-136,87

Прочие доходы

938 717 221,42

1 772 103 856,80

188,78

1 126 647 174,02

120,02

63,58

103,72


 

Анализ расходов Росавиации.

Рассмотрим изменение доходов Росавиации за период с 2008 по 2010 годы. (табл.9 и табл.10).

Таблица 9

Структура расходов Росавиации за 2008-2010 гг.

Наименование показателя

2008

2009

2010

Расходы

8 542 234 886,87

14 920 468 395,01

18 316 930 290,92

 

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

2 402 770 846,67

3 583 960 325,24

3 738 943 772,78

 

в том числе:

 

 

 

 

 заработная плата

1 942 774 383,35

2 915 955 448,00

3 017 658 332,91

 

 прочие выплаты

21 836 997,05

33 793 303,42

39 120 980,13

 

начисления на выплаты по оплате труда

438 159 466,27

634 211 573,81

682 164 459,74

 

Приобретение работ, услуг

1 901 775 695,78

2 992 958 647,79

2 781 732 555,17

 

в том числе:

 

 

 

 

услуги связи

47 730 667,14

72 655 397,42

70 767 464,07

 

транспортные услуги

100 354 351,97

176 270 521,41

161 488 098,82

 

коммунальные услуги

223 841 644,41

263 912 189,07

347 104 012,73

 

арендная плата за пользование имуществом

24 207 361,55

87 789 081,16

270 367 737,62

 

работы, услуги по содержанию имущества

418 414 319,14

703 935 791,74

546 794 606,85

 

прочие работы, услуги

1 087 227 351,57

1 688 395 674,99

1 385 210 635,08

 

Безвозмездные перечисления организациям

2 831 633 041,51

6 047 710 570,36

9 535 060 184,21

 

 в том числе:

 

 

 

 

безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям

1 937 290 526,88

1 974 795 170,85

6 545 377 479, 19

 

безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

894 342 514,63

4 072 915 399,51

2 989 682 705,02

 

Безвозмездные перечисления бюджетам

23 023 254, 20

 -

 -

 

в том числе:

 

 

 

 

 перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

23 008 646, 20

 

 

 

перечисления международным организациям

14 608,00

 -

 -

 

Социальное обеспечение

7 900 328,58

180 752 096,27

 

в том числе:

 

 

 

 

пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

593 100,00

 

 

 

пособия по социальной помощи населению

7 307 228,58

180 752 096,27

68 281 275,78

 

Расходы по операциям с активами

1 056 011 775,26

1 720 709 770,88

1 677 578 722,88

 

 в том числе:

 

 

 

 

амортизация основных средств и нематериальных активов

480 381 472,16

941 700 565,04

879 690 569,07

 

расходование материальных запасов

575 454 022,85

777 439 911,55

788 972 576,67

 

чрезвычайные расходы по операциям с активами

176 280,25

1 569 294,29

8 915 577,14

 

Прочие расходы

319 119 944,87

394 376 984,47

515 333 780,10

 


Общие расходы за рассматриваемый период с 2008 по 2010 годы возрастают. Среднегодовой темп роста составил 16,48%. При этом в 2009 году темп роста составил 74,67%, что в абсолютном выражении составило 6378233508 рублей, а в 2010 году темп роста снизился и составил 22,76%.

Увеличению общих расходов во многом способствовало резкое увеличение на протяжении всего рассматриваемого периода безвозмездных перечислений организациям. Так в 2009 году рост данного показателя составил 113,58%, а в 2010 году - 57,66% по отношению в 2009 году. Если смотреть увеличение данного показателя в абсолютном выражении, то в 2009 году оно составило 3216077528,85 рублей, а в 2010 году - 3487349613,85 рублей.

Показатель "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" также увеличивается из года в год. В 2009 году этот рост составил 49,16% (1181189478,57 рублей), а в 2010 году - 4,32% (154983447,54 рублей) по отношению к 2009 году.

Расходы по операциям с активами и приобретение работ и услуг до 2009 года росли, но в 2010 году имеют положительную тенденцию на снижение. Так это снижение в 2010 году составило: расходы по операциям с активами - 2,51%, приобретение работ и услуг - 7,06% по отношению к 2009 году.

Также растут расходы на транспортные, коммунальные услуги и на работы по содержанию имущества. При этом затраты на транспортные услуги выросли на 75916230 рублей, что на 75,6% больше, чем в 2008 году. Расходы на коммунальные услуги в 2009 году росли более низкими темпами. Темп роста составил 17,9%, что в абсолютном выражении равно 40070544,6 рублей. В 2010 году расходы на приобретение работ и услуг начали снижаться. Так уменьшились на 2,6% расходы на услуги связи, на 8,4% транспортные расходы, на 23,3% и 18% расходы на работы по содержанию имущества и прочие работы соответственно. Продолжили расти только затраты на коммунальные услуги и расходы на арендную плату за пользованием имуществом. Коммунальные расходы увеличились на 31,5% в 2010 году, что составило 83191823,6 рублей в абсолютном выражении. А расходы на арендную плату в 2010 году резко увеличились на 182578656,4 рублей. Темп роста составил 207% по сравнению с предыдущим годом.

Прочие расходы в 2009 году увеличились на 23,58%, что в абсолютном выражении составило 75257039,6 рублей. В 2010 году данный показатель продолжает расти. Данный рост составил 30,67% по сравнению с тем же показателем в 2009 году. Среднегодовой тем роста по данному показателю составил 10,06%.

Таблица 10

Динамика расходов Федерального агентства воздушного транспорта

Наименование показателя

2008

2009

 

2010

 

 

 


 

 

Темп роста %

 

Темп роста %

Среднегодовой темп роста %


 

 

 

 

базисный

цепной

 

Общие расходы

8 542 234 886,87

14 920 468 395,01

174,67

18 316 930 290,92

214,43

122,76

116,48

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

2 402 770 846,67

3 583 960 325,24

149,16

3 738 943 772,78

155,61

104,32

109,25

Приобретение работ, услуг

1 901 775 695,78

2 992 958 647,79

157,38

2 781 732 555,17

146,27

92,94

107,90

Безвозмездные перечисления организациям

2 831 633 041,51

6 047 710 570,36

213,58

9 535 060 184,21

336,73

157,66

127,48

Расходы по операциям с активами

1 056 011 775,26

1 720 709 770,88

162,94

1 677 578 722,88

158,86

97,49

109,70

Прочие расходы

319 119 944,87

394 376 984,47

123,58

515 333 780,10

161,49

130,67

110,06


2.4 Анилиз динамики численности сотрудников

Рассмотрим динамику изменений сотрудников центрального аппарата управления за период с 2008 по 2010 годы. (табл.11 и табл.12).

Таблица 11. Численность работников государственных органов за 2008-2010 гг.

Наименование показателя

2008

2009

2010





Должности государственной гражданской службы

1 612

1 611

1 611

в том числе по категориям: руководители

349

348

348

 из них по группам:

 

 

 

 высшие

8

8

8

 Главные

109

109

109

 Ведущие

231

231

231

помощники (советники)

14

14

14

 из них по группам:

 

 

 

 высшие

 

 

 

 Главные

6

6

6

 Ведущие

8

8

8

специалисты

953

952

952

 из них по группам:

 

 

 

 Ведущие

240

239

239

 Старшие

713

713

713

обеспечивающие специалисты

297

297

297

 из них по группам:

 

 

 

 Ведущие

7

5

5

 Старшие

131

133

133

 Младшие

159

159

159

Должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы

57

62

75

 Должности работников государственного органа, переведенных на новые системы оплаты труда

92

103

118

Всего должностей работников

1 761

1 776

1 804


Общее количество сотрудников за период с 2008 по 2010 годы выросло. В 2009 году этот рост составил всего 0,85%, что в абсолютном выражении составляет 15 сотрудников. В 2010 году общее количество сотрудников продолжает роста, и данный показатель увеличисля на 1,58% по сравнению с 2010 годом или на 28 человек. При этом количество сотрудников, работающих на должностях государственных гражданских служащих, на протяжении всего рассматриваемого периода практически не изменилось. В 2009 году количество работников данной категории уменьшилось на 1 человека. А в 2010 году данный показатель не изменился.

В отличие от количества государственных гражданских служащих, которое не изменялось, показатель сотрудников, не являющимися государственными гражданскими служащими, из года в год ростет. Так в 2009 году данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом на 8,77%

(5 человек), а в 2010 году - 20,97% (13 человек). При этот среднегодовой тем роста составил 5,64%.

Таблица 12

Динамика изменения численности сотрудников Федерального агентства воздушного транспорта

Наименование показателя

2008

2009

 

2010

 

 

 


 

 

Темп роста

 

Темп роста

Среднегодовой темп роста


 

 

 

 

базисный

цепной

 

Должности государственной гражданской службы

1 612

1 611

99,94

1 611

99,94

100,00

99,99

Должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы

57

62

108,77

75

131,58

120,97

105,64

 Должности работников государственного органа,  переведенных на новые системы оплаты труда

92

103

111,96

118

128,26

114,56

105,10

Всего должностей работников                                                   

1 761

1 776

100,85

1 804

102,44

101,58

100,48


 

Выводы по второй главе

Во второй главе дипломного проектирования проводился анализ деятельности Федерального агентства воздушного транспорта за пять лет. Был произведен анализ основных показателей гражданской авиации, анализ финансовых показателей (доходов и расходов Росавиации), а также анализ динамики численности сотрудников.

Анализируя динамику основных производственных показателей гражданской авиации, можно сделать вывод, что, несмотря на общее увеличение всех показателей за весь рассматриваемый период с 2006 по 2010 годы, в 2009 году произошел резкий спад всех показателей гражданской авиации. Это было вызвано последствием грубокого кризиса, с которым столкнулись авиаперевозчики всего мира в 2008 году. Последствиями кризиса явились огромные убытки авиакомпаний, массовые банкротства и резкое снижение спроса на авиаперевозки.

Но несмотря на сложности послекризисного периода, в 2010 году удалось добиться существенного роста основных производственных показателей.

Увеличился объем перевозок пассажиров почти до 57 млн., что на 26,3% больше показателя 2009 года. Пассажирооборот увеличился на 30,8% по сравнению с 2009 годом.

Увеличение показателей произошло как по внутренним (21,5 %), так и по международным (39,7 %) перевозкам.

Значительными темпами росли грузовые перевозки. По итогам 2010 года было перевезено почти 1 млн. тонн грузов и почты (+29,9%), грузооборот составил 4,7 млрд. т-км (+32,4%).

Удельный вес из общего объёма по отрасли, 85,2% пассажирооборота и 77% перевозок пассажиров приходится на долю 15 первых авиакомпаний. По сравнению с 2009 годом они перевезли на 8 млн. пассажиров больше, увеличение составляет 22,6 %, при этом ими обеспечен прирост пассажирооборота на 27,7 %.

Основной объем грузовых перевозок (84,7%) выполнен пятью авиакомпаниями: ЭйрБриджКарго, Аэрофлот-Российские авиалинии, Волга-Днепр, Полет и Трансаэро.

Глава 3. Анализ деятельности Росавиации за один год

3.1 Анализ пассажирских перевозок

Для облегчения расчетов сведем исходные данные в табл.13

Таблица 13

Характеристика пассажирских перевозок

Показатель работы по видам сообщений

2009

2010

Абсолютное отклонение

Темп изменения

Пассажирооборот, тыс. пас. км

112 468 948

147 107 392

34 638 444

130,80

Перевозки пассажиров, чел

45 107 857

56 943 170

11 835 313

126,24

Средняя дальность перевозки, тыс. км

2,49

2,58

0,09

103,61


Пассажирооборот в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 30,8%, что в абсолютном выражении составляет 34 638 444 тыс. пас. км. При этом средняя дальность увеличилась на 3,6%. Количество перевезенных пассажиров увеличилось на 26,24% (11 835 313 чел). Следует проанализировать перевозки пассажиров, чтобы определить, как влияет изменение количества перевезенных пассажиров и средней дальности на пассажирооборот. Для анализа перевозок пассажиров воспользуемся приёмом цепных подстановок. Он заключается в последовательной замене базисной величины частных показателей отчётной величиной этих показателей и измерении влияния произведённой замены на изменение величины обобщающего показателя. Последовательность замены не является произвольной: сначала меняются количественные показатели, потом качественные. Пассажирооборот рассчитывается по следующей формуле:

ПО=ПП*Lср,

где

ПО - пассажирооборот;

ПП - количество перевезенных пассажиров;ср - средняя дальность перевозки.

Сначала определяем общее изменение пассажирооборота:

∆ПО = 147107392 - 112468948 = 34638444 тыс. пас. км - это наша контрольная цифра.

Для того чтобы определить, каким образом повлияли на пассажирооборот различные факторы, выполняются соответствующие расчеты.

Первая подстановка:

∆ПОПП = ПП’*Lср - ПП*Lср =56943170*2,49 - 45107857*2,49 = 29509386,9 тыс. пас. Км

Вторая подстановка:

∆ПОLср = ПП’*Lср’ - ПП’*Lср = 56943170*2,58 - 56943170*2,49 = 5129057,24 тыс. пас. км

∆ПО = 29509386,9 + 5129057,24 = 34638444 тыс. пас. км - что соответствует фактическому значению отклонения 2010 года.

Увеличение пассажирооборота составило 34638444 тыс. пас. км. Данный рост обеспечило увеличение количества перевезенных пассажиров (влияние составило 29509386,9 тыс. пас. км), изменение средней дальности перевозки также положительно отразилось на пассажирообороте и его влияние составило 5129057,24 тыс. пас. км.

 

3.2 Анализ пассажирских перевозок по основным направлениям

В ходе проведения анализа деятельности гражданской авиации является целесообразным выявление структурных сдвигов. Сдвиги в структуре оказывают влияние на изменение показателей в целом.

Влияние структурных сдвигов на изменение показателей рассчитывается по формуле:

∆П = П - 100 = å (ri’ * I - ri),

Где П - изменение обобщающего показателя;i’ - структурная составляющая в отчётном году;i - структурная составляющая в базовом году;- индекс изменения обобщающего показателя.

Сначала рассчитаем I:

перевезено пасс = 56943170/45107857= 1,262

Для удобства проведения дальнейших расчётов сведём их в табл.14.

Таблица 14

Структура пассажирских перевозок по основным направлениям и влияние на их изменение структурных сдвигов, чел.

Показатель работы по видам сообщений

2009

2010

Структура, в %

r*I

Влияние структурных сдвигов




2009

2010



ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

45 107 857

56 943 170

100

100

126,24

26,24

в том числе:

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

21 275 979

27 725 325

47,17

48,69

61,46

14,30

из них:

 

 

 

 

 

 

между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ

18 371 881

24 152 061

40,73

42,41

53,54

12,81

между Россией и  странами  СНГ

2 904 098

3 573 264

6,44

6,28

7,92

1,48

ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ

23 831 878

29 217 845

52,83

51,31

64,77

11,94

из них:

 

 

 

 

 

 

местные  перевозки

1 380 822

1 575 114

3,06

2,77

3,49

0,43


В 2009 и в 2010 годах приоритетным видом сообщения явились внутренние перевозки. Их доля составила 52,83% в 2009 году и 51,31% в 2010 году. Приоритетными международными направлениями в 2009 и 2010 годах являются перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ.

Их доля в 2009 году составила 40,73% от общего объема перевезенных пассажиров, а в 2010 году - 42,41%.

Объем перевозки пассажиров в 2010 году превысил уровень 2009 года на 26,24%. В большей степени этому способствовала перевозка пассажиров в международном сообщении (доля влияния этих перевозок составила 14,3%).

Самое маленькое влияние на увеличение перевозки пассажиров оказали местные перевозки. Доля их влияния составила всего лишь 0,43%.

 

3.3 Анализ перевозок грузов и почты

Для облегчения расчетов сведем исходные данные в табл.15.

Таблица 15

Характеристика грузовых перевозок

Показатель работы по видам сообщений

2009

2010

Абсолютное отклонение

Темп изменения

грузооборот

3557724, 19

4709572,39

1151848, 20

132,38

 

Перевозки грузов и почты

712152,78

924690,77

212537,99

129,84

 

Средняя дальность перевозки, тыс. км

5,00

5,09

0,09

101,95


Грузооборот в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 32,38%, что в абсолютном выражении составляет 1 151 848,2 тыс. т. км. При этом средняя дальность увеличилась на 1,95%, что составляет 90 км. Количество перевезенных грузов и почты также увеличилось на 29,84% (212538 тонн). Следует проанализировать перевозки грузов и почту, чтобы определить, как влияет изменение количества перевезенного груза и средней дальности на грузооборот.

Для анализа перевозок грузов и почты воспользуемся приёмом цепных подстановок (по аналогии с анализом пассажирских перевозок).

Грузооборот рассчитывается по следующей формуле:

ГО=ПГ*Lср, где

ГО - грузооборот;

ПГ - количество перевезенных грузов и почты;ср - средняя дальность перевозки.

Сначала определяем общее изменение грузооборота:

∆ПГ = 4709572 - 3557724 = 1151848 тыс. т. км - это наша контрольная цифра.

Для того чтобы определить, каким образом повлияли на грузооборот различные факторы, выполняются соответствующие расчеты.

Первая подстановка:

∆ГОПГ = ПГ’*Lср - ПГ*Lср = 924691*5 - 712153*5 = 1061782,77 тыс. ткм

Вторая подстановка:

∆ГОLср = ПГ’*Lср’ - ПГ’*Lср = 924691*5,09 - 924691*5 = 90065,43 тыс. ткм

∆ПО = 1061782,77 + 90065,43 = 1151848 тыс. ткм - что соответствует фактическому значению отклонения 2010 года.

Увеличение грузооборота составило 1151848 тыс. ткм. В большей мере положительное воздействие дало увеличение количества перевезенных грузов (влияние составило 1061782,77 тыс. ткм). Немного меньшее влияние дало увеличение средней дальности перевозок (влияние составило 90065,43 тыс. ткм).

 

3.4 Анализ грузовых перевозок по основным направлениям.

Для определения величины влияния различных факторов на изменение грузовых перевозок мы будет использовать также метод структурных сдвигов.

Сначала рассчитаем I:

перевезено груз = 924690,77/712152,78= 1,29

Для удобства проведения дальнейших расчётов сведём их в табл.16.

В 2009 и в 2010 годах приоритетным видом сообщения для перевозки грузов и почты явились международные перевозки. Их доля составила 68,33% в 2009 году и 71,57% в 2010 году. При этом большую долю составили перевозки между Россией и зарубежными странами вне СНГ. В 2009 году их доля составила 66,42%, а в 2010 году - 69,70%. Внутренние перевозки являются менее приоритетными при перевозки грузов и почты. Их доля в 2009 году составила 31,67%, а в 2010 года она еще больше снизилась и составила 28,43% от общего объема перевозок.

Таблица 16

Структура грузовых перевозок по основным направлениям и влияние на их изменение структурных сдвигов, тонн.

Показатель работы по видам сообщений

2009

2010

Структура, в %

r*I

Влияние структурных сдвигов




2009

2010



ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПОЧТЫ

712 152,78

924690,77

100

100

129,84

29,84

в том числе:

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

486 637,30

661797,13

68,33

71,57

92,93

24,60

из них:

 

 

 

 

 

 

между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ

472 987,72

644512,8

66,42

69,70

90,50

24,09

между Россией и странами СНГ

13 649,58

17284,33

1,92

1,87

2,43

0,51

ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ

225 515,48

262893,64

31,67

28,43

36,92

5,25

из них:

 

 

 

 

 

 

местные перевозки

17 761,50

18591,11

2,49

2,01

2,61

0,12


Объем перевозки грузов и почты в 2010 году превысил уровень 2009 года на 29,84%. В основном этому способствовала перевозка грузов и почты в международном сообщении (доля влияния этих перевозок составила 24,6%).

Самое маленькое влияние на увеличение перевозки грузов и почты оказали местные перевозки. Доля их влияния составила всего лишь 0,12%.

 

3.5 Анализ доходов Росавиации

Проанализируем доходы Росавиации за 1 год методом структурных сдвигов.

Для удобства проведения дальнейших расчётов сведём их в табл.17.

Таблица 17

Структура доходов и влияние на их изменение структурных сдвигов, руб.

Наименование показателя

2009

2010

Структура, в %

r*I

Влияние структурных сдвигов




2009

2010



Доходы

3 439 461 309

2 976 535 776,96

100

100

86,54

-13,46

Налоговые доходы

14 767 760,00

48 380 338,50

0,43

1,63

1,41

0,98

Доходы от собственности

4 621,17

0,3

0,00013

0

0,00

0,00

Доходы от оказания платных услуг

1 656 099 847,92

1 779 504 186,50

48,15

59,78

51,74

3,59

Суммы принудительного изъятия

102 210,79

-68 440,50

0,003

-0,0023

-0,002

0,00

Безвозмездные поступления от бюджетов

4 114,00

795 702,46

0,00012

0,03

0,02

0,02

поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

4 114,00

795 702,46

0,00012

0,03

0,02

0,02

Взносы на социальные нужды

 -

 -

-

 

 

 

Доходы от операций с активами

2 373 657,39

-7 926 520,59

0,07

-0,27

-0,23

-0,30

 доходы от переоценки активов

-376 219,04

-2 282 178,32

-0,01

-0,08

-0,07

-0,06

 доходы от реализации активов

1 915 809,86

-170 900,56

0,06

-0,01

0,00

-0,06

чрезвычайные доходы от операций с активами

834 066,57

-5 473 441,71

0,02

-0,18

-0,16

-0,18

Прочие доходы

1 772 103 857

1 126 647 174,02

51,52

37,85

32,76

-18,77

Доходы будущих периодов

-5 994 758,80

29 203 336,27

-0,17

0,98

0,85

1,02


Объем доходов в 2010 году снизился на 13,46% по сравнению с 2009 годом. В большей степени этому способствовало снижение прочих доходов. Доля их влияния составила 18,77%. Наибольший положительный результут на доходы оказали доходы от оказания платных услуг. Доля их влияния составила 3,59%.

Структура доходов Росавиации за 2010 год представлена на рис.13

Рис.13 Структура доходов Росавиации за 2010 год.

Рис.14 Структура доходов от операций с активами

На рис.13 видно, что доход в целом состоит в основном из доходов от оказания платных услуг и прочих доходов. Их доля равна 59,78% и 37,85% соответственно. Остальные доходы составляли лишь незначительную долю от общего объема доходов Росавиации в 2010 году. Если рассматривать доходы от операций с активами (рис.14), то в 2010 году 69% от общей суммы доходов составляли чрезвычайные доходы от операций с активами, 29% из общей суммы приходилось на доходы от переоценки активов. Реализация активов принесла лишь 2% от общей суммы доходов с активами.

 

.6 Анализ расходов Росавиации

Проанализируем расходы Росавиации за 1 год методом структурных сдвигов.

Для удобства проведения дальнейших расчётов сведём их в табл.18.

Таблица 18

Структура расходов и влияние на их изменение структурных сдвигов, руб.

Наименование показателя

2009

2010

Структура, в %

r*I

Влияние структурных сдвигов




2009

2010



Расходы

14 920 468 395

18 316 930 291

100

100

122,76

22,76

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

3 583 960 325,24

3 738 943 772,78

24,02

20,41

25,06

1,04

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 заработная плата

2 915 955 448,00

3 017 658 332,91

19,54

16,47

20,22

0,68

 прочие выплаты

33 793 303,42

39 120 980,13

0,23

0,21

0,26

0,04

начисления на выплаты по оплате труда

634 211 573,81

682 164 459,74

4,25

3,72

4,57

Приобретение работ, услуг

2 992 958 647,79

2 781 732 555,17

20,06

15, 19

18,64

-1,42

в том числе:

 

 

 

 

 

 

услуги связи

72 655 397,42

70 767 464,07

0,49

0,39

0,47

-0,01

транспортные услуги

176 270 521,41

161 488 098,82

1,18

0,88

1,08

-0,10

коммунальные услуги

263 912 189,07

347 104 012,73

1,77

1,89

2,33

0,56

арендная плата за пользование имуществом

87 789 081,16

270 367 737,62

0,59

1,48

1,81

1,22

работы, услуги по содержанию имущества

703 935 791,74

546 794 606,85

4,72

2,99

3,66

-1,05

прочие работы, услуги

1 688 395 674,99

1 385 210 635,08

11,32

7,56

9,28

-2,03

Безвозмездные перечисления организациям

6 047 710 570,36

9 535 060 184,21

40,53

52,06

63,91

23,37

 в том числе:







безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям

1 974 795 170,85

6 545 377 479, 19

13,24

35,73

43,87

30,63

безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

4 072 915 399,51

2 989 682 705,02

27,30

16,32

20,04

-7,26

Социальное обеспечение

180 752 096,27

68 281 275,78

1,21

0,37

0,46

-0,75

в том числе:







пособия по социальной помощи населению

180 752 096,27

68 281 275,78

1,21

0,37

0,46

-0,75

Расходы по операциям с активами

1 720 709 770,88

1 677 578 722,88

11,53

9,16

11,24

-0,29

 в том числе:







амортизация основных средств и нематериальных активов

941 700 565,04

879 690 569,07

6,31

4,80

5,90

-0,42

расходование материальных запасов

777 439 911,55

788 972 576,67

5,21

4,31

5,29

0,08

чрезвычайные расходы по операциям с активами

1 569 294,29

8 915 577,14

0,01

0,05

0,06

0,05

Прочие расходы

394 376 984,47

515 333 780,10

2,64

2,81

3,45

0,81



Объем расходов в 2010 году увеличился на 22,76% по сравнению с 2009 годом. В большей степени этому способствовало увеличение безвозмездных перечислений государственным и муниципальным организациям. Доля их влияния составила 30,63%. Наибольший положительный результат на снижение расходов оказали безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных. Доля их влияния составила 7,26%.

Структура расходов Росавиации за 2010 год представлена на рис.15

Рис.15 Структура расходов Росавиации за 2010 год.

Рис.16 Структура расходов на приобретение работ и услуг

Рис.17 Структура расходов по операций с активами

На рис.15 видно, что половину всех расходов в 2010 году составляют безвозмездные перечисления организациям. Их доля составляет 52%. Вторые по величине расходы - это расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда. Их доля составляет 20,41%. Дальше идут расходы на приобретение различных работ и услуг (15,2%). Но а самую маленькую долю в общих расходах составляют расходы на социальное обеспечение. Их доля всего лишь 0,37%.

Рассматривая структуру расходов на приобретение работ и услуг (рис.16), можно сказать, что половина (50%) всех расходов составляют прочие расходы, что в денежном выражении равно 1385,2 млн. руб. 20% (546,8 млн. руб) расходов приходится на долю работ и услуг по содержанию имущества. На арендную плату за пользованием имуществом в 2010 году ушло 10% расходов, что в денежном выражении равно 270,4 млн. руб., 12% (347,1 млн. руб) - на коммунальные услуги, 6% или 161,5 млн. руб. - на транспортные услуги и 2% пришлось потратить на услуги связи, что составляет около 70,8 млн. руб.

Что касается структура расходов по операциям с активами (рис.17), то 52% данных расходов приходятся на амортизацию основных средств и нематериальных активов, что в денежном отношении составляет 879 млн. руб., 47% (789 млн. руб) от общей суммы расходов составляет расходование материальных активов и около 1% приходится чрезвычайные расходы по операциям с активами, что составляет около 9 млн. руб.

Выводы по третьей главе

В третьей главе дипломного проектирования проводился анализ деятельности Федерального агентства воздушного транспорта за один год. Был произведен анализ пассажирских и грузовых перевозок методом цепных подстановок, анализ пассажирских и грузовых перевозок по направлениям, анализ доходов и расходов.

Анализируя деятельность гражданской авиации за последний год, можно сказать, что в 2010 году она перевезла 56943 170 человек, это на 26,24% больше, чем в кризисный 2009 год. Пассажирооборот возрос еще значительней - на 30,8% - и достиг 147 млрд. пас. км. При этом этот рост пассажирооборота был достигнут в основном за счет увеличения количества перевезенных пассажиров (влияние составило 29 503 386,9 тыс. пас. км). Изменение средней дальности перевозки также повлияло на увеличение пассажирооборота, но в меньшей степени (влияние составило 5 129 057 тыс. пас. км). Приоритетным видом сообщения в 2010 году были внутренние перевозки. Их доля составила 51,3% от общего объема перевозок.

Что касается грузовых авиаперевозок, их динамика развития даже опередила показатели пассажирского сектора. За год перевезено 925,2 тыс. тонн грузов и почты, а рост грузооборота составил 32,4%. Этому в большей мере способствовало увеличение количества перевезенных грузов и почты (влияние составило 1 061 782, 7 тыс. ткм.). Увеличение средней дальности перевозки на 90 километров оказало незначительное влияние на увеличение грузооборота (90065,43 тыс. ткм.). Лидирующая пятерка авиакомпаний перевезла 70,3% грузов, их удельный вес в общем объеме возрос по сравнению с предыдущим годом на 11,8%. При этом приоритетным направлением для перевозки грузов и почты явилось международное. Доля международных грузовых перевозок составила 71,57% от общего объема.

Анализируя доходы Росавиации в 2010 году, мы наблюдаем снижение на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. В большей степени этому способствовало снижение прочих доходов, которые уменьшились на 545 456 683 рублей.

Расходы же наоборот увеличились на 22,8% по сравнению с 2009 годом. Это произошло из-за увеличения безвозмездных перечислений государственным и муниципальным организациям. Их доля составила чуть больше половины (52%) всех расходов Росавиации в 2010 году.

Глава 4. Современное состояние предоставление государственных услуг в электронном виде

 

4.1 Характеристика ситуации

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. В системе управления транспортом, в том числе воздушным важное значение отводится государственным услугам в сфере регулирования его деятельности.

Однако большие масштабы информации, необходимых для выработки рациональных управленческих решений органов исполнительной власти на транспорте требуется обрабатывать, учитывая высокие требования к обоснованности решений, ежегодно возрастающие потоки информации. Применение в этих условиях традиционных способов сбора и обработки информации не позволяет качественно и своевременно для пользователей решить эту задачу. В последние годы многие исполнительные органы экономики страны и ее отраслей все активнее переходят на электронные формы сбора, обработки информации, доставки потребителям решений, связанным с применением государственных услуг. Активно внедряется система "Электронное правительство".

Несмотря на активное развитие телекоммуникационных технологий во всем мире, в России население до сих пор не имеет полноценной возможности получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. В лучшем случае потребители могут рассчитывать на получение в электронном виде информации об услугах. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты - все это только начинает воплощаться в жизнь.

Во второй половине 2000-х годов были предприняты первые попытки создания нормативной базы для развития системы предоставления государственных и муниципальных электронных услуг. На настоящий момент можно сказать, что в России создана база для качественного предоставления услуг в электронной форме. В частности, в органах государственной власти сформирована современная информационно-технологическая инфраструктура, обеспечены потребности в вычислительной технике, созданы автоматизированные рабочие места. Кроме того, к 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ.

. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

. Распоряжение Правительства РФ "О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года" от 6 мая 2008 г. № 632-р.

. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

. План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р.

Все эти документы в определенной степени затрагивали вопросы активизации использования информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг. В частности, согласно распоряжению Правительства РФ № 1555-р предполагается через единый портал обеспечить подачу заявлений и документов, мониторинг и получение результатов услуг по ряду первоочередных, массовых и общественно значимых государственных услуг. К таковым относятся: государственная регистрация юридических лиц; прием налоговых деклараций; регистрация работодателей в Пенсионном фонде РФ; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация и технический осмотр автотранспортных средств; прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений.

Главным результатом всей этой деятельности должно стать создание системного проекта электронного правительства. Это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Электронное правительство как система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов, должна способствовать повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Вместе с тем к началу текущего года процесс развития системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг был осложнен рядом трудностей. Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер. Во-вторых, инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве случаев требует личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства. В-третьих, недостаточно сформирована нормативно-правовая база предоставления электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. В-четвертых, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Необходима реализация программно-целевого подхода для обеспечения совместимости государственных информационных систем, разработки стандартов и технологий их взаимодействия.

В целях решения указанных проблем в 2010 году была принята новая редакция Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", где были систематизированы стоящие перед РФ цели, задачи и мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий (рис.18). Основными целями программы "Электронная Россия" являются:

1. повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

2. повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

3. повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

Рис. 18 Формирование Электронного правительства в РФ

Таким образом, одна из основных задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, - переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Другая важная задача - развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо обеспечить решение задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства.

Помимо доработки Федеральной целевой программы "Электронная Россия" 27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ). Действие этого закона распространяется на все федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг по запросам заявителя. Закон № 210-ФЗ устанавливает общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти федерального и регионального уровней и местными администрациями, требования к разработке административных регламентов предоставления этих услуг. Кроме того, Закон № 210-ФЗ регулирует процесс предоставления услуг в многофункциональных центрах (МФЦ), процесс организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ должно быть организовано по принципу "одного окна", в соответствии с которым потребитель получает государственную или муниципальную услугу после однократного обращения. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные (муниципальные услуги), осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативно-правовыми актами и соглашением о взаимодействии. В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ может осуществляться исключительно в электронной форме.

Закон № 210-ФЗ также касается организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Эта карта представляет собой универсальную систему получения населением услуг в электронном виде. Она должна содержать электронное приложение: уникальную последовательность символов, записанную на электронном носителе универсальной электронной карты и предназначенную для авторизованного доступа пользователя такой картой к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ определяет уполномоченную организацию субъекта РФ. Кроме того, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты и порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан.

С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно планируется выдача гражданам универсальных электронных карт на основании их заявлений. Не подавшим заявления гражданам карты все равно будут выдаваться с 1 января 2014 года тоже бесплатно. При этом законом субъекта РФ может быть установлен более ранняя дата выдачи на территории соответствующего субъекта РФ универсальных карт, нежели дата 1 января 2014 года, указанная в Законе № 210-ФЗ.

Также необходимо отметить, что в настоящее время функционирует единый Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Сегодня справочно-информационный портал "Государственные услуги" - это единая точка доступа физических и юридических лиц к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти РФ. Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.

В ближайшей перспективе будут созданы и введены в эксплуатацию некоторые функциональные элементы инфраструктуры электронного правительства, в частности: МФЦ оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.

Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р подготовлен Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями. Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно - земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов (рис.17)

Первый этап - до 1 декабря 2010 года.

Похожие работы на - Применение электронной системы обработки заявок авиакомпаний в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта по регулированию пассажирских перевозок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!