Показатели работы высокоскоростных поездов в России и за рубежом
ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ
ЛАЗУТКИНА ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА
Высокоскоростные поезда - это те поезда, которые
едут быстрее 200 км/ч. Такие поезда ездят по специальным железным дорогам,
которые огорожены, что бы ни человек, ни животное случайно не оказались на пути
у поезда. Рельсы сварены так, что вместо коротких участков с частыми швами
получается один непрерывный путь. Это и дает возможность поездам развивать
большую скорость. А еще для получения большой скорости такие поезда имеют
аэродинамическую форму (например, форму пули) [1].
Первые высокоскоростные поезда появились еще в
1929 году. Необычный поезд создал немецкий инженер Франц Крукенберг. Точнее
сказать это был не поезд, а аэровагон. Внешне он напоминал дирижабль с
пропеллером. Идея создания такого вагона появилась еще раньше. Первый аэровагон
в Германии был построен в 1917 году, в России в 1921 году. В нашей стране
аэровагон создал инженер-самоучка Валериан Абаковский. Скорость локомотива
доходила до 140 км/ч [1]. Конечно, для таких поездов нужна была железная
дорога, специально предназначенная для движения с высокой скоростью. Впервые
такая дорога была построена в Японии. Это было приурочено к летним олимпийским
играм в Токио. [1].
С развитием экономики меняется и ритм жизни
людей во всех странах, ужесточается конкуренция между автомобильным и
железнодорожным транспортом, время и стоимость играют важную роль. В этом
случае высокоскоростной железнодорожный транспорт имеет явные преимущества за
счет своей скорости, время в пути может сокращаться в несколько раз по
сравнению с обычными пассажирскими поездами или автобусами. Автомобильный
транспорт такого себе позволить не может.
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ПОЕЗДА В МИРЕ
Как уже говорилось ранее, первую общественную
высокоскоростную железную дорогу сделали японцы. Проложили ее в 1964 году между
двумя большими городами Осакой и Токио. За характерный внешний вид поезд,
следующий по этой линии, называют «поезд-пуля» или Синкансэн. Синкансэн мог
ехать со скоростью 210 км/ч. Это вдвое превышало скорость обычного автомобиля
на автомагистрали. Несмотря на то, что строительство дороги стоило очень
дорого, она окупилась за 7 лет [2]. Конечно, современные высокоскоростные
поезда развивают уже большую скорость, чем Синкансэн, но его без сомнений можно
считать «первенцем» высокоскоростного железнодорожного транспорта в современном
понимании. Последней моделью является Синкансэн E7
Series, выпущенный в
марте 2014 года [5].
Следующей в «гонку» вступила Франция со своей
известной сетью скоростных поездов TGV
(тэ-жэ-вэ). В Европе Франция стало первой страной, запустившей высокоскоростную
линию в 1981 году (Париж - Юго-Восток). К началу строительства скоростных
магистралей французские специалисты имели довольно солидный опыт: на линиях
большой протяженности поезда с локомотивной тягой развивали скорость до 200
километров в час. Некоторые эти составы под названием «Капитоль», «Коралл»,
«Мистраль» и сегодня включены в систему трансевропейских экспрессов [3]. TGV
использует специально построенные пути, называемые LGV
(фр. ligne a grande vitesse - «высокоскоростная линия»), специально созданные
для движения на скоростях более 300 км/ч. TGV
могут двигаться и по обычным железнодорожным линиями со скоростью не более 220
км/ч [4]. Модель TGV
POS была выпущена в
эксплуатацию в 2007 году и пользуется наибольшей популярностью до сих пор.
Именно этой модели принадлежит рекорд максимальной скорости, развитой на
железной дороге и составляющей 574,8 км/ч (3.04.2007 г.) [3].
Создание высокоскоростных поездов в конце ХХ и
начале XXI века
занялись также в Америке, Великобритании, Германии, Австрии и других
европейских странах. В Великобритании это стали:
) «Интерсити» - сеть скоростных поездов
Великобритании, охватывающая все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса.
Подвижной состав в разное время включал в себя 7 классов поездов, из которых на
сегодняшний день наибольшее распространение получили: «Интерсити 125»
(максимальная рабочая скорость 200 км/ч) и «Интерсити 225» (максимальная
рабочая скорость - 225 км/ч). Поезда спроектированы и построены дочерними
компаниями British Rail.
2) «Евростар» (Eurostar) -
железнодорожная сеть, соединяющая Лондон и графство Кент в Великобритании с
городами Париж, Лилль (Франция) и Брюссель (Бельгия). Поезда
"Евростар" пересекают пролив Ла-Манш по Евротоннелю, проложенному под
его дном. Все составы «Евростар» приспособлены для работы на линиях LGV с
переменным током (включая линию в Евротоннеле и стандартные линии в
Великобритании), бельгийских линиях с постоянным током и британских системах с
третьим рельсом, распространённых на юге страны [4]. 7 октября 2010 года было
объявлено, что компания Eurostar <https://ru.wikipedia.org/wiki/Eurostar>
выбрала концерн «Siemens AG» в качестве поставщика 10 скоростных поездов Velaro
e320 (также известны как Eurostar e320),
эксплуатируемых и сейчас [6].
«Интерсити экспресс» (Intercity
Express, ICE) - сеть скоростных поездов, распространённая в Германии и
охватывающая Нидерланды, Австрию, Швейцарию, Данию и Францию. Разработана и
введена в эксплуатацию компанией Deutsche Bahn. В данное время подвижной состав
изготавливается консорциумом под руководством Siemens AG. В отличие от
французского TGV или японского «Синкансэна», «Интерсити экспресс» не
разрабатывался как единая система и поэтому далеко не на всех участках поезда
последнего поколения могут развить свою максимальную скорость 330 км/ч [4].
Третье поколение поездов ICE (Серия 403, известная также как Siemens Velaro
<https://ru.wikipedia.org/wiki/Siemens_Velaro>) эксплуатируется с 2000
года [1].
Уже в начале XXI века в
мировые лидеры эксплуатации высокоскоростных поездов вышел Китай, представив
«Шанхайский маглев» (от англ. maglev - magnetic levitation -
"магнитоплан"). Это первая в мире коммерческая железнодорожная линия
на магнитном подвесе, эксплуатирующаяся в городе Шанхай (КНР). Соединяет
станцию городского метрополитена «Лунъян Лу» с международным аэропортом «Пудун»
и преодолевает расстояние 30 км за 7-8 минут, развивая скорость до 431 км/ч
(средняя скорость движения - 350 км/ч). Спроектирована и построена немецкой
компанией Transrapid, открытие состоялось в 2002 году, введена в эксплуатацию
31 декабря 2002 года [4]. Shanghai Maglev эксплуатируется в Шанхае с 2004 года
и не имеет модификаций [7].
высокоскоростной железнодорожный поезд магистраль
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ПОЕЗДА В РОССИИ
Россия значительно отстала от
зарубежных стран. Идея запуска высокоскоростного движения в нашей стране
началась еще в 60-х годах прошлого века, тогда началась подготовка
железнодорожного полотна для движения поездов на высокой скорости. Но первый
современный высокоскоростной поезд «Сапсан» (Siemens Velaro RUS)
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BD_(%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4)>
был запущен лишь в конце 2009 года, он соединял Москву и Санкт-Петербург.
Позднее, в 2010 году, было открыто сообщение по маршруту Нижний Новгород -
Москва - Санкт-Петербург. 16 августа 2010 года "Сапсан" перевез
миллионного пассажира [8]. В России только начинает развиваться
высокоскоростной движения, которое соединяло бы большее число городов. По
данным государственного информационно-аналитического агентства РИА Новости в
2018 году планируется проложить первую линию высокоскоростного движения. Эта
железнодорожная магистраль, согласно планам правительства, свяжет Москву, Тверь
и Санкт-Петербург [8]. Такие планы связаны с предстоящим Чемпионатом мира по
футболу, который будет проводиться в нашей стране, что привлечет огромное число
фанатов со всего мира. И тогда наш железнодорожный транспорт быть на уровне.
Чем же отличается наш родной
«Сапсан», названный в честь сокола-сапсана
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BD>, от
своих зарубежных «коллег»? Как известно, «Сапсан» или «VelaroRus»
сконструирован крупнейшим немецким машиностроительным и электротехническим
концерном «Сименс» (выпускает поезда Eurostar e320 и
Intercity Express). Более того, он сделан специально для России [9].
Компания «Сименс» сконструировала
«VelaroRus» под нашу российскую колею в 1520 мм, в Европе стандартная
железнодорожная колея составляет 1435 мм. Также Сапсан имеет морозоустойчивость
до - 50ºС, что
несомненно является плюсом при наших русских зимах.
По данным РИА новости на август 2014
года «Российские железные дороги» приобрели 12 составов (первые 8 - за 276 млн.
евро <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE>). Кроме
того, «Сименс» получила контракт стоимостью в 354 млн. евро на техобслуживание
составов в течение тридцати лет [8].
Анализ
показателей работы высокоскоростных поездов России и зарубежья
Рисунок 1 -Соотношение максимальной
скорости движения высокоскоростных поездов
Таблица 1 - Количество происшествий на
высокоскоростных поездах
Высокоскоростные
поезда
|
Происшествия
|
|
Погибшие/пострадавшие
|
Аварии
|
Пожары
|
Синкансэн
Е7
|
Нет/Нет
|
Нет
|
Нет
|
TGV POS
|
Нет/Да
|
Да
|
Да
|
Eurostar e320
|
Да/Да
|
Да
|
Да
|
Нет/Да
|
Да
|
Нет
|
Шанхайский
маглев
|
Нет/Да
|
Да
|
Да
|
Сапсан
|
Да/Да
|
Да
|
Нет
|
Рисунок 2 -Соотношение стоимости
проезда на высокоскоростных поездах
Рисунок 3 - Соотношение используемой
ширины колеи для высокоскоростных поездов
Анализ основных показателей работы
дает возможность сделать выводы о том, что самым безопасным скоростным поездом
является Синкансэн из Японии, за все время эксплуатации не было зафиксировано
ни одного случая гибели или травмы человека. В вопросе безопасности японские
производители очень щепетильны. Но, тем не менее, Синкансэн значительно
уступает в скорости самому быстрому поезду - французскому TGV POS. Компания TGV поставляет
свои поезда по всей Европе, они также достаточно надежны. Было зафиксировано
всего 3 случая, когда TGV POS сходил с
рельс, но ни в одном из них вагоны не опрокидывались.
Компания «Siemens» производит
скоростные поезда для «Eurostar» и
«Интерсити экспресс», безопасность эксплуатации которых значительно ниже по
сравнению с японским и китайским поездами. Но плюсом является высокая скорость,
которую развивают поезда немецкой компании.
Наш российский «Сапсан» занимает
последние строчки по показателям безопасности и скорости движения. С начала
запуска «Сапсана» было зарегистрировано 60 случаев травмирования людей и более
20 случаев гибели. Возможно, это связано с тем, что эксплуатация таких поездов
в России началась значительно позже, чем в Европе.
Как же тогда решить проблему
повышения безопасности и качества перевозок пассажиров в России? Одним из
возможных выходом предлагается заключение договора на поставку высокоскоростных
поездов с французской компанией «TGV», которая могла бы
сконструировать подвижной состава специально для российской колеи. Также особое
внимание следует уделить сервису и обслуживанию уже существующих
высокоскоростных магистралей и контролю строительства планируемых.
ЛИТЕРАТУРА
.
Ред. Боравская Е. Н., Шапилов Е. Д. Скоростные и высокоскоростные железные
дороги Японии // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. -
2001. - Т. 1. - С. 189-195.
.
Высокоскоростной поезд TGV. URL:
<http://towertech.us/static/vysokoskorostnoi_poezd_tgv.html> . [Дата
обращения 14.03.2015].
.
Самые известные скоростные поезда в мире. URL: <http://ria.ru/science/20091217/199800371.html> . [Дата
обращения 14.03.2015].
.
Японское железнодорожное чудо «Синкансен»
<http://pulson.ru/technology-2/yaponskoe-zheleznodorozhnoe-chudo-sinkansen-27-foto.html>.
URL: <http://pulson.ru/technology-2/yaponskoe-zheleznodorozhnoe-chudo-sinkansen-27-foto.html> . [Дата обращения
15.03.2015].
.
Eurostar: расширяет маршрутную сеть, сокращает время в пути. URL:
<http://tripsmile.ru/novosti/642-eurostar-rasshirjaet-marshrutnuju-set-sokrashhaet-vremja-v-puti>
. [Дата
обращения 15.03.2015].
.
Самые быстрые поезда в мире. Топ-11. URL: <http://topmira.com/tehnika/item/41-samye-bystrye-skorostnye-poezda-v-mire> . [Дата
обращения 15.03.2015].
.
Развитие сети скоростных и высокоскоростных поездов в России. URL:
<http://ria.ru/infografika/20120808/718913028.html> . [Дата обращения 15.03.2015].
.
История поезда Сапсан. URL:
<http://www.sapsan-bilet.ru/istorija_poezda_sapsan.html> . [Дата
обращения 15.03.2015].