. Работы его учеников, появившиеся на годичных отчетных выставках в залах
Петербурга, поражали художественный Совет Академии и всех обозревателей этой выставки своей свежестью, любовными исканиями, отсутствием рутины и чисто художественной непосредственностью исполнения. В отношении произведений других школ, тут же выставляемых».
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что началом южнорусской школы было именно творчество Костанди и умение его передать это восприятия мира, природы своим ученикам.
. Товарищество южнорусских художников
В «Письмах об искусстве» великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина можно встретить такую фразу: «Я прямо обожаю вашу рисовальную школу. Лучшего рисования, лучшей подготовки я не знаю. Я постоянно узнаю «одесситов» по их прекрасным работам…Их произведения согреты лучами южного солнца, идейны и прекрасны в техническом отношении». Эти строки мастера живописи начала 20-го века были адресованы Товариществу южнорусских художников, которое, по примеру передвижников, было основано в нашем городе в 1890-м году. Товарищество подарило миру новую, неповторимую школу живописи, которую впоследствии назвали «южнорусской».
Товарищество южнорусских художников, крупнейшее художественное объединение на территории Украины конца ХIХ - начала XX века, было создано в Одессе в 1890 г. По инициативе группы местных художников во главе с Н. Скадовским. За три десятилетия своего существования Товарищество переживало взлеты и падения, менялся характер выставок и состав их участников, отношение публики и критики варьировалось от панегирического до уничижительного. Но вплоть до 1919 г. каждую осень следовало открытие очередной периодической выставки, на каждой из которых привычно появлялись работы художников, принадлежавших к ядру Товарищества - Е. Буковецкого, К. Коcтанди, Н. Кузнецова, П. Нилуса, А. Попова, Б. Эдуардса и др. Кроме одесситов на выставках ТЮРХ в разные годы экспонировали свои произведения И. Айвазовский, К. Богаевский, Е. Лансере, И. Левитан, Л. Пастернак, Н. Пимоненко, И. Похитонов, И. Репин, М. Сарьян, В. Серов, Я. Станиславский, Н. Фешин.
Пост председателя общества в разное время занимали Н. Скадовский (1890-1892), А. Попов (1892-1902), К. Костанди (бессменно с 1902). Менялись и секретари: П. Нилус, О. Лучинский, Б. Эгиз, А. Стилиануди.
Основатели ТЮРХ были, прежде всего, последователями, а многие - и членами Товарищества передвижных художественных выставок. Но сама южная природа подсказывала более яркую палитру, интенсивность света и цвета в живописи. Поиски южнорусских художников, связанные с решением пленерных задач, были ближе к барбизонцам и импрессионистам, чем к передвижникам.
В ТЮРХ входили художники, близкие и творчески и по духу, объединенные чувством дружбы и взаимной симпатии. Отсюда многолетние неформальные собрания южнорусских художников, их знаменитые «четверги», проходившие в домах Е.К. Петрококино и Е.И. Буковецкого, в ресторанах города (в частности в популярном тогда ресторане Доди).
Художники участвовали в благотворительных аукционах, любительских спектаклях, выступали на заседаниях литературно-артистического, фотографического и других обществ.
Далеко не все были одинаково талантливы. Но чувство товарищества, объединявшее их, обязывало дать шанс каждому, и на выставках рядом с живописью Г. Головкова, Т. Дворникова, К. Костанди появлялись более слабые работы их друзей - С.Василопуло, В. Куровского, писателя А. Федорова.
Одесские живописцы и скульпторы старались не замыкаться в узком провинциальном мирке, ориентировались на художественную жизнь крупнейших центров культуры - Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. Практиковались поездки за границу в образовательных целях; некоторые художники получили профессиональную подготовку в Петербургской академии художеств, в художественных школах и академиях Германии, Италии, Франции. И все же жизнь в провинции накладывала свой отпечаток на творчество южнорусских художников - выставки их работ, если верить рецензентам, год от года становились все менее интересными, и не потому, что падал уровень, а потому, что отсутствовало движение вперед.
К сожалению, обстановка в Одессе не слишком способствовала процветанию искусства: равнодушие публики, узкий круг коллекционеров и меценатов, потенциальных покупателей картин и скульптуры, сама атмосфера большого торгового города, где бизнес всегда предпочитали культуре... В этих условиях Товарищество приобретало особое значение для художников, оно не только морально поддерживало и помогало выставлять работы, но, главное, способствовало их продаже. Ведь большинство художников, за исключением нескольких состоятельных (Н. Скадовский, Н. Кузнецов, Е. Буковецкий, Е. Петрококино, М. Севастопуло), жили в основном за счет профессионального труда и преподавательской деятельности (как, скажем, К. Костанди или Т. Дворников).
Почти все одесские участники периодических выставок были воспитанниками Одесской рисовальной школы (с 1900 года - художественное училище). Судя по всему, в школе царил дух демократизма и относительной свободы взглядов. Характерно, например, что в 1910 г. В художественное училище для получения диплома вернулся Д. Бурлюк начинал учебу в 1899-1900), к тому времени уже имевший скандальную известность. И его приняли, несмотря на отрицательное отношение К. Костанди и директора училища А. Попова ко всяческим проявлениям «модернизма».
Одесские критики все чаще стали упрекать южнорусских художников в однообразии, закоснелости, отсутствии новых идей. Постепенно отходят от Товарищества молодые, свежие силы. С 1909 г. в Одессе, сначала нерегулярно (1909, 1913, 1914, 1916), устраиваются альтернативные выставки молодых художников, а с 1917 г. официально заявляет о себе Общество независимых художников, объединившее молодежные художественные группировки, ориентированные на авангардное искусство. Некоторые из южнорусских оказались достаточно терпимыми к новым эстетическим веяниям. П. Ганский, А. Кальнинг, П. Нилус и даже уважаемый «передвижник» Н. Кузнецов решили поддержать молодежь и приняли участие в осенней выставке картин 1916 г. Летом 1918 г. Одесское общество изящных искусств организовало совместную выставку ТЮРХ и «независимых», на которой работы Е. Буковецкого, П. Волокидина, Т. Дворникова, К. Костанди, П. Нилуса соседствовали с новаторскими опытами Э. Бострема, М. Гершенфельда, А. Нюренберга, С. Олесевича, С. Фазини, Т. Фраермана.
Роковыми для истории Товарищества стали 1919-1920 гг., когда многие художники, не ожидая ничего хорошего от грядущих перемен, эмигрировали: А. Ганзен, С. Колесников, Н. Кузнецов уехали в Королевство СХС (с 1929 - Югославия); П. Ганский, В. Коренев-Новороссийский, М. Линский, П. Нилус - во Францию и т.д. Периодическая выставка ТЮРХ 1919 г. оказалась последней. Обескровленное Товарищество свернуло свою деятельность, а после кончины в 1921 г. К. Костанди полностью прекратило существование. На развалинах ТЮРХ возникло новое объединение - Общество художников им. К.К. Костанди. Недолго просуществовавшее, оно во многом уступало своему предшественнику.
Творчество многих художников ТЮРХа отличают тонкие изысканные цветовые решения, камерность, лиризм. Наиболее популярный жанр - пленэрный пейзаж.
. Общество независимых художников
«...Нам нужно искусство легкое, веселое, мудрое и сильное, которое зажигало бы нас восторгом радости, передавало бы самые неуловимые ощущения в форме новой и неизвестной. Ни исторические реминисценции, ни натурализм, ни слащавая романтика этим зажигательным пламенем не обладают, потому что выходят из плоскости непосредственных воздействий искусства», - писал Гершенфельд в предисловии к каталогу выставки 1916 года.
Монополизм ТЮРХ и диктат жюри в устройстве выставок многих не устраивали. Молодые художники, которым тесно было в рамках устоявшихся правил, а часто, к тому же, трудно пробиться через отбор жюри, решили проводить свои собственные выставки. Весной 1896 года три бывших воспитанника Одесской рисовальной школы, художник С. Кишиневский и скульпторы Я. Бродский и И. Паолини, организовали первую альтернативную южнорусским выставку. Если верить сохранившемуся каталогу, на ней было представлено 50 работ Кишиневского, 27 - Бродского и 8 - Паолини. Вторая весенняя выставка, 1897 года, была гораздо более представительной по составу - 49 участников, в т.ч. из Москвы, Петербурга, Варшавы и др.
Молодые художники Амшей Нюренберг, Теофил Фраерман, Сандро Фазини, Израиль Мексин, Исаак Малик, Наум Соболь и Сигизмунд Олесевич были ядром группы «независимых», ставшей антиподом Товариществу южнорусских художников, ведущих свое начало от передвижников. Еврейские художники ориентировались на Париж, ездили туда учиться живописи, а некоторые там и остались. Их стали именовать "одесскими парижанами". Художников увлекали все новаторские течения французского искусства. В 1909 году Одесса была ближе к Парижу, чем к Москве или Петербургу.
Большое впечатление на публику и критиков произвели два Салона 1909-1911 гг., организованные скульптором В. Издебским, на которых были показаны достижения новейшей французской и отечественной живописи. В "Салоне" участвовали художники Мюнхена, Италии, Франции и Испании. Сравнение было не в пользу привычного, почти неизменного в течение многих лет творчества корифеев Товарищества.
Одесская школа живописи начала складываться еще в 1913 году, когда художник и критик Михаил Гершенфельд организовал эстетический кружок, участники которого стремились приобщить Одессу к художественной культуре мирового авангарда. Этот кружок организационно оформился в одесское "Общество независимых художников", которое просуществовало всего два года - с 1917 по 1919. Общество одесских художников было создано по образу французского «Общества независимых», стилистика и тематика произведений еврейских живописцев созвучны с творчеством французского постимпрессионизма. Независимость движения молодых художников была условной и относительной. Почти все участники "независимых" учились в Одесском художественном училище у живописца Кириака Костанди в традициях южнорусской школы живописи. Но их неформальными учителями были парижские художники постимпрессионизма - Гоген, Сезанн, Ван Гог и Матисс. Еврейские художники были лично знакомы со знаменитыми коллегами - Теофил Фраерман работал с Эдгаром Дега, общался с Анри Матиссом и Огюстом Роденом. Амшей Нюренберг снимал одну комнату с Марком Шагалом и обучался в частных парижских академиях.
Наиболее интересной и значительной была экспозиция 1914 года, с привлечением художников из Москвы, Петербурга, мюнхенской группы во главе с В. Кандинским и др. Из одесситов участвовали художники левого направления, в том числе М. Гершенфельд, А. Нюренберг, С. Олесевич. Отрадно, что ядро выставки составляют произведения группы местных молодых художников.
В 1915 году в связи с событиями Первой мировой войны весенняя выставка не состоялась. Зато осенью 1916-го открывшаяся в Городском музее выставка молодежи вновь привлекла всеобщее внимание. Критики окрестили ее выставкой независимых. Некоторые художники были известны по прежним выставкам - М. Гершенфельд, Г. Бострем, И. Малик, братья Амшей и Давид Нюренберги, С. Олесевич; другие, как П. Сегаль, Н. Соколик (под псевдонимом Соколини), впервые показали свои работы.
Общество независимых художников оформилось и всерьез заявило о себе в начале 1917 года. Возглавил его Гершенфельд. Случайно или нет, но большинство радикально настроенных независимых оказались по национальности евреями. Среди наиболее заметных фигур - С. Фазини (А. Файнзильберг), Т. Фраерман, А. Нюренберг. Общество провело несколько выставок, последняя из которых состоялась зимой 1919-20 годов. Состав участников оставался достаточно разнородным: здесь были и представители южнорусских, и последователи самых разнообразных течений в живописи, от умеренного импрессионизма - до кубизма. «...Нам нужно искусство легкое, веселое, мудрое и сильное, которое зажигало бы нас восторгом радости, передавало бы самые неуловимые ощущения в форме новой и неизвестной. Ни исторические реминисценции, ни натурализм, ни слащавая романтика этим зажигательным пламенем не обладают, потому что выходят из плоскости непосредственных воздействий искусства», - писал Гершенфельд в предисловии к каталогу выставки 1916 года. Поиски нового привлекли к молодому обществу интеллигенцию, любителей живописи и критиков. Независимые во многом изменили местную художественную жизнь уже одним фактом своего существования.
Неизвестно, как бы развивалось изобразительное искусство Одессы дальше - в 1919-1920 годы многие художники, не ожидая ничего хорошего от грядущих перемен, эмигрировали. Ежегодные выставки ТЮРХ и независимых в 1919-м оказались последними.
Товариществу южнорусских художников, можно сказать, повезло: советские исследователи объявили его близким передвижникам, которые считались в официальном искусствоведении вершиной отечественного искусства. Работы многих членов ТЮРХ хранятся в музеях и частных собраниях, их знают и ценят. Хуже обстоит дело с Обществом независимых художников - так называемые формалисты многие десятилетия были не в чести, имена большинства забыты или полузабыты, а наследие рассеяно по всему миру - в Одессе не осталось почти ничего.
Работы художников Одесской школы собрал и сохранил для потомков еврейский меценат Яков Перемен, который был тонким ценителем искусства и яркой личностью. В 1918 году в Одессе делаются попытки создать лигу, которая бы объединила всех еврейских художников. Целью ее было развитие пластических искусств в Палестине, которой предстояло стать духовным центром еврейской нации. Яков Перемен в 1919 году переехал в Палестину и привез с собой из Одессы 200 художественных произведений. Картины эти хранились в семьях большого клана его наследников.
Наличие двух крупных художественных группировок - с их борьбой за влияние и лидерство, конфликтами, даже враждой - стало реальной движущей силой искусства в Одессе и объективно послужило его развитию. "Независимые" во многом изменили местную художественную жизнь уже одним фактом своего существования.
Интересно, что от одесской критики молодым художникам доставалось не столько за новации, сколько за подражание французам и московско-питерским кубистам. "До сих пор я не могу примириться с самоопределением нашего молодого об-ва художников как об-ва независимого. Я бы сказал, что об-во исключительно зависимое, оно всецело зависит от западных течений искусства", - категорично и, возможно, не совсем объективно утверждал П. Нилус.
Духовным центром и признанным лидером товарищества был замечательный художник Кириак Константинович Костанди. Он умер практически в одно время с формальным прекращением деятельности ТЮРХ в 1921 г. Но его влияние на современников было настолько значительным, что побудило их в новых условиях продолжить традиции художника Кириака Костанди. Именно с его именем связана деятельность существовавшего с 1922 по 1929 г. Художественного общества им. К. Костанди.
ноября 1921 г. начал свою работу Комитет по увековечиванию памяти К. Костанди.
Первоочередной задачей комитета стала забота о сохранении наследия К. Костанди. В прессе было помещено обращение к одесситам с просьбой содействовать сбору данных для создания мемориальной комнаты К. Костанди при Народном музее Одессы
В середине декабря 1921 г. В. Лазурский составил проект устава комитета и поддержал предложение Е. Буковецкого об изменении названия комитета, который должен был переформатироваться в Художественное Общество им. К. Костанди. Почётным членом Общества в 1922 г. был избран Илья Репин. Устав общества намечал обширную программу действий: предполагалась работа по поиску и сбору материалов о жизни и творчестве художников юга, устройство выставок произведений художников, совместные собрания художников и друзей искусства для рисования с натуры, изучения истории, теории и техники изобразительных искусств, установление связей с аналогичными обществами, деятелями литературы и музыки. В программе общества особое внимание уделялось охране памятников искусства и старины, развитию музеев, организации выставок. По уставу, общество существовало на членские взносы, на доходы от проведенных музыкальных вечеров, чтения лекций. На собранные обществом средства был установлен памятник на могиле К. Костанди, оказана поддержка его семье, оборудована мемориальная комната
К. Костанди в народном художественном музее.
Общество им. К. Костанди стало первым профессиональным объединением художников в Одессе после лихолетья гражданской войны.
В одесских газетах художников Общества им. К. Костанди называли «академистами». Сами художники Общества на одном из заседаний назвали себя неореалистами - художниками, которые обращаются к классическим традициям.
В 1920-е годы Художественное общество К.К. Костанди оставалось последним островком искусства вне идеологии. На заседания общества ("четверги"), чаще всего проходившие в квартире А.М. Дерибаса при публичной библиотеке (ныне - научная библиотека им. Горького), собирался цвет одесской интеллигенции: художники, профессура, писатели, музыканты, врачи. Для участия в ежегодных выставках приглашались крупные мастера из Москвы и Ленинграда (Е. Лансере, Д. Митрохин, А. ОстроумоваЛебедева, А. Рылов и др.). Преобладали на этих выставках "безыдейные" пейзажи, портреты и натюрморты.
С каждым годом число членов общества увеличивалось, и в начале 1929 г. в общество входило более 100 человек. Следует выделить часть организационной работы Общества, которая была связана с установлением связей Общества с художниками других объединений. В основном это было сотрудничество с художниками, которые принимали участие в выставках ТЮРХ.
«Старый художественный мир умирал, рождался новый. Увлекшие нас бурные события шумно разделили всех нас на две стороны. Образовалось два враждебных между собой лагеря: один реалистический, другой - левый революционный. Первым руководил Костанди, вторым нижеподписавшийся (Нюренберг). В первом лагере были преимущественно художники пожилые, во втором - молодежь. И вот получилось так, что я, преданный ученик Кириака Константиновича, вынужден был выступать против руководимой им школы. Мне и моим юным друзьям тогда казалось, что советской власти нужно какое то героическое, не реалистическое искусство, и что это искусство будет лучше выражать волновавшие всех нас новые большевистские идеи. Агитируя за левое искусство и насаждая творчество художников-новаторов (Пикассо, Матис и др.), мы не понимали, что создаем конфликт с той новой советской властью, которую собирались завоевать.
Вспоминая теперь и анализируя мои и друзей моих темпераментные выступления, я испытываю неподдельное чувство горечи. Время ясно и четко показало, что не мы были правы. Со всей силой своей души я рас каиваюсь перед моим учителем, прошу прощения за содеянное и благоговейно склоняю перед ним свою голову".
Алексей Маркович Нюренберг, август 1922 г.
. Создание Одесской школы живописи в 60-70-е годы ХХ века
«Одесской живописной школе свойственна южная утонченность, проявляющаяся в скрупулезной работе художника над передачей неповторимого состояния природы, тщательном подборе колористических нюансов и полутонов. От этого полотна насыщены солнечным светом и морским воздухом»
Как бы ни называлось государство, но город, находящийся в нем и называемый Одессой, всегда отличался от остальных. Он отличался своим стилем, жителями и, конечно, культурой. Живопись не была исключением. Традиции Города, его культурный миф, сочетающие с интеллектом и космополитизмом доброту, юмор и толерантность, в значительной степени определили особенности одесской живописи, придавая работам одесситов южное обаяние, европейский лоск и камерную элегантность.
Основы одесской художественной традиции, сформулированные мастерами Товарищества южнорусских художников и переданные ими многочисленным ученикам, были существенно дополнены членами авангардистских групп начала ХХ века. И хотя идеологический пресс на несколько десятков лет приостановил движение вперед, дух авангарда и стремление к свободе творчества сохранились.
Одесская школа по праву считалась одной из лучших в стране. В то время было лишь две действительно заслуживающих это название школы: московский вхутемас и одесский институт. Из стен этих учебных заведений вышла наиболее культурная часть художников. Понятно почему - там преподавали мастера, умеющие работать сами. Серьезность разговора определялась личными поисками каждого из них. Отсюда - атмосфера искусства, а не школярства, отсюда и путь. Их деятельность оставила заметный след в художественной жизни города, образовав традицию с очень высокой живописной культурой. Она нашла своих преемников в лице более молодых и ближе стоявших к проблемам современной живописи, таких как Волокидин и Фраерман (о котором французская энциклопедия Бенези сообщает: «Французская школа. Участник и призер выставок осеннего салона»). В первые послевоенные годы школа медленно, но возрождалась. Справедливости ради нужно заметить, что каталоги отчетных художественных выставок 1946-47 годов производили удручающее впечатление наличием лишь помпезно-декоративного монументализма, замешанного на натурализме. Но уже к началу 50-х годов там собралась талантливая и даровитая группа преподавателей - представителей блестящей южнорусской школы живописи Мучник, Шелюто, Жук, Бойчукист Павлюк и многие другие. Были в Одессе и студии выходного дня при одесском художественном училище, где преподавал знаменитый Алексей Шовкуненко, один из молодых современников Кириака Костанди, Дворникова, Головкова.
Вернулась из Самарканда, где была в эвакуации, Дина Михайловна Фрумина - удивительный педагог. Пятнадцатилетней девочкой приезжает дина Фрумина в Одессу и поступает в художественную профшколу, где ее первым учителем становится м. К. Гершенфельд (1880-1939) - живописец, график, театральный художник, художественный критик, литератор. Он учился и работал в Германии и Франции, участвовал в выставках парижских «салонов». Через три года, блестяще окончив художественную школу, Фрумина поступает на графический факультет одесского художественного института, сразу на ІІ курс. И снова ей везет с преподавателями: профессор М.И. Жук окончил Краковскую академию изящных искусств, Т.Б. Фраерман, М.Д. Муцельмахер - ученик В.А. Фаворского.
Это упоминание имен нужно для того, чтобы было понятно о постепенном возрождении традиций южнорусской школы, которая шла от учителей к ученикам, что доказывало неслучайность возникновения такого направления. Так сложилось, что первая и единственная персональная выставка Дины Михайловны была в Одессе в 1946 году. Она показала на ней живописные работы, привезенные из Самарканда. И стала жертвой борьбы с формализмом, объявленной постановлением КПСС: мыслимо ли писать красивые пейзажи, когда страна возрождается из руин, и нужны громкие гимны. Двадцать лет (с 1948 по 1968 г.) отдала Дина Михайловна одесскому художественному училищу, преподавая живопись, рисование и композицию. Здесь в 1952 году она основала музей училища, экспонатами которого стали лучшие работы учащихся. В числе ее учеников много талантливых художников: И. Островский, Л. Межберг (США), Г. Малышев, С. Сычев, А. Фрейдин, М. Ивницкий, Межерицкий (Израиль), Д. Беккер, а также два профессора - Г. Гижа (Петербургская академия художеств) и А. Басанец (Киевская ах). Ее учениками считают себя даже те, кто в действительности не учились в ее в мастерской, но влияние ее ощутили. Трудно переоценить роль этого талантливого педагога в воспитании художников поколения 50-х - 60-х годов. И что такое импрессионизм узнавали в училище, несмотря на запреты и замалчивание этого направления, как не отвечающего канонам социалистического реализма. На всю жизнь запоминаются пейзажи Дворникова, пронизанные солнцем, полные тончайших переходов в тенях, оттенков и полутонов. Один из бывших учеников одесского училища - Амшей Нюренберг - вспоминает: - «почти у каждого из нас, учеников художественного училища, был свой роман с популярной тогда картиной Костанди «Сирень»... Прошли годы. Сколько раз я ловил себя на том, что на цветущие весенние сады я глядел глазами Костанди».
В училище Грекова все дышало зноем импрессионизма. И художников одесской школы отличала какая-то удивительно теплая интимность и верность природе. Можно провести параллель с французскими мастерами барбизонской школы, которая возникла в условиях кризиса академической и романтической школ в 30-х - 60-х годах ХІХ века. Барбизонцы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать разнообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, художники барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой тонкими валерами, световыми и цветовыми нюансами. Традиции барбизонцев повлияли на развитие реалистического пейзажа во многих странах. Очарованные новым видением пейзажа, многие художники попали под влияние этого течения. Заново открывались тайны звучания цвета, изменялись приемы композиции, уходили в прошлое мрачные одноцветные тени. В живописи появился воздух, изменчивый и насыщенный эмоциями.
Если Добиньи и Моне плавали по рекам Франции в лодках-мастерских, а Похитонов ездил по дорогам Франции в специально для него сделанной карете-мастерской с верхним светом, то одесские художники ходили по улицам и переулкам Одессы пешком, открывая для себя волшебный мир города, с затененными парками и шумными улицами.
Береговой пейзаж Ланжерона, Аркадии, Большого Фонтана, серо-зеленые деревья дикой маслины, желтые осыпи и коричневая глина с густыми красными прожилками, неповторимый воздух и атмосфера пляжей - все это не могло не сказаться на последующем творчестве художников. Влияние живописного своеобразия одесских берегов, одесского освещения, южнорусской живописи велико и его трудно переоценить.
Всегда остаются узнаваемыми приметы и особенности импрессионизма, которому присущи легкость дыхания, чистота цвета и особый свет, живущий в памяти - свет юности и надежд, свет южного солнца, свет радостный, свет, который художник хранит в своем сердце всю свою жизнь.
Основные принципы одесской пленэрной школы живописи сформировались в конце ХIX - начале XX вв. Основанная в 1794 г. Одесса меньше чем за полвека стала крупнейшим культурным центром Северного Причерноморья. Удачное расположение позволило установить культурные и экономические связи с Востоком и Западом. Мягкий климат, южное море и яркое солнце влекли сюда художников. В Одессе сложились все условия для появления неповторимой, единственной в своем роде живописной школы. Особое место в ней принадлежит пейзажу. В 1890 г. в городе было основано независимое творческое объединение "Товарищества южнорусских художников". Его основателями и активными членами стали К.К. Костанди, П.А. Нилус, Г.С. Головков, Н.Д. Кузнецов, Т.Я. Дворников, Е.И. Буковецкий, Г.А. Ладыженский и др. С именами этих мастеров связано развитие традиций пленэрной живописи и в частности такого жанра, как лирический пейзаж. Их камерным полотнам свойственна особая поэтичность в передаче образа природы Причерноморья. Этот жанр лишён социального начала и присущей ему "злобы дня". Природа, с её цикличным ритмом, обращает человека к вечному. Пейзаж выводит сознание человека на новый временной уровень, на широкий масштаб видения. Тем более - природа морского города. Архитектура Одессы основана на классическом градостроении. Она гуманистична, поскольку соразмерна масштабу человека.
В контексте европейского искусства уникальность Одесской живописной школы состоит в том, что здесь сохраняются традиции работы с натуры на пленэре. Современные одесские художники продолжают изучать натуру, постигая мир. В непосредственном контакте с природой они черпают силы и вдохновение. Их творчество отличает различный подход к выражению натурных впечатлений. Например, Народный художник Украины А.И. Лоза делал с натуры зарисовки в виде композиционных схем, которые впоследствии в мастерской воплощал в живописные произведения. Подобный метод использует и О.В. Слешинский. Работая над большой картинной формой, Ю.Н. Егоров совмещает живопись на пленэре с работой в мастерской. Художники впитывают мощную энергию природы и получают импульс для дальнейшего творчества. Натура для них является ступенью на пути создания целостной картины мира.
Другой подход к природному мотиву прослеживается у художников, работающих в импрессионистической манере: у Народного художника Украины К.М. Ломыкина, Заслуженного художника Украины А.С. Гавдзинского, Д.М. Фруминой, В.Н. Литвиненко, Г.С. Мещеряковой. Живопись по непосредственному впечатлению стала основополагающей в их творчестве. Поиск гармонии через субъективное переживание света, цвета и пространства определил импрессионистический подход в решении живописных задач этих художников. Не отрываясь от натуры, художники привносят глубоко личное восприятие природы и отношение к ней как к божественной силе, творящей гармонию.
Основной задачей, которую ставили художники-пленэристы, была передача цветового богатства натуры, которое проявляется в естественных условиях, под воздействием света и воздуха. Наиболее значительным носителем традиции пленэрной школы является Альбин Станиславович Гавдзинский. Художник родился в 1923 г. в с. Бобрик Любашовского района Одесской области. В 1930 г. семья Гавдзинских переехала в Одессу. Семилетний мальчик окунулся в атмосферу южного портового города. Лазурное море, утопающие в зелени акаций и платанов улицы и переулочки, гармоничная архитектура и вездесущее, палящее, пронизывающее своим светом каждый уголок солнце,
Некоторая незавершенность работ придает им свежесть, легкость и непосредственность восприятия, как будто зритель своими глазами только что увидел тот или иной уголок природы и сохранил его мимолетный образ в памяти. Работа на пленэре, где состояние освещения меняется поминутно, предполагает этюдную форму, как самостоятельную форму выражения. "Если серый день без особых изменений, можно писать до полутора часов, - потом состояние меняется. Даже если солнца не видно, оно все равно за тучами движется" (А.С. Гавдзинский). В солнечный день писать можно не более сорока минут. Для создания этюда художнику необходим огромный потенциал энергии и невероятное сосредоточение. Ведь живописец, воспринимая красоту природы, ее ритмы, должен передать на полотне яркий мир своих ощущений, переживаний и впечатлений.
Лирический пейзаж, по сути, являет собой поэзию в цвете. Он показывает состояние души художника через найденную гармонию цветовых отношений. Посредством цвета, преображенного светом, художник рассказывает о своих чувствах, ощущениях, переживаниях, вызванных увиденным мотивом.
В 60-х годах официальное жизнелюбие и партийный оптимизм совпали с реальным настроением значительной части советского общества. Был создан романтический миф о «новых советских людях». Подобные персонажи стали героями произведений художников позднего соцреализма. Они были далеки от действительности, но внушали «уверенность в завтрашнем дне». Одновременно в искусстве возник интерес к непарадной «жизни простых людей».
Синтез таких идей привел к возникновению в советской живописи так называемого «сурового стиля». Этот стиль стал необходим советскому обществу, поэтому был быстро принят наиболее прогрессивной частью партийной администрации и занял в СССР лидирующее положение. Одним из первых в Одессе обратился к новому («суровому») стилю Александр Ацманчук. Для повышения выразительности своих произведений художник использовал найденные им различные приемы усиления цветовых отношений. Его работы становились все более экспрессивными и динамичными, как представленный в экспозиции Музея «Портрет художника А.Б. Фрейдина. Этюд» (1962). Такие произведения не вписывались в стремительно устаревавшие догматы, чем вызывали резкую критику. К счастью, высокий профессионализм и непререкаемый авторитет художника, не давали травле развернуться в полной мере.
Точный рисунок и внутренний драматизм лежат в основе работ Александра Фрейдина, талантливого ученика и товарища А. Ацманчука. В отличие от южнорусской школы колорит его произведений, выполненных в «суровом стиле», основан на сочетании сдержанных по цвету больших масс, почти локальных, цветовых пятен.
Увлечение стилистикой и социальными идеями «сурового стиля» было характерно для большинства одесских художников. Особенно сильное влияние эта школа оказала на авторов, учившихся в Москве и Ленинграде. Так Юрий Егоров, приехав после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и легендарной «Мухинки» в Одессу, писал изможденных, но уверенных в светлом будущем, «солдат Октября» и уставших «Водолазов». Другой Юрий - Коваленко, после Ленинградского института театра, музыки и кинематографии писал суровые пейзажи великой северной столицы и портреты трудолюбивых жителей глубинки. И только, через какое-то время одесский дух смягчил их виденье мира. Среди когорты прекрасных художников, работавших в Одессе, выделялся своей разносторонностью Владимир Власов. Стали классическими его доведенные до символического обобщения корабли в одесском порту, тематические патриотические произведения в «суровом стиле» либо в более реалистичной манере, а также великолепные пейзажи. В 80-90-х годах художник успешно экспериментировал с деформацией формы, лаконизмом цвета. В Музее экспонируется работа «Натюрморт с гитарой» (1995 г.), выполненная под несомненным влиянием кубизма.
Среди более молодых авторов (хотя разница в возрасте «стариков» и «молодых» не превышала 10 лет, а начинали самостоятельно работать они почти одновременно) необходимо выделить Льва Межберга. За свое относительно короткое пребывание в Одессе (он уехал на ПМЖ в США в 1973) он успел заявить себя как один из наиболее талантливых живописцев, обладающих великолепной техникой. В 60-х Л. Межбергом были созданы ряд полотен, сочетающих мощь и сосредоточенную эмоциональность «сурового стиля» с колористическими приемами постимпрессионизма. Его большое полотно «Мужество», экспонируемое в МСИО, поражает безграничным порывом и мощью чувств.
Необходимо отметить, что количество необычайно талантливых художников, почти одновременно окончивших вузы и начавших работать в Одессе в 50-60-е годы, просто поражает. Такого «отряда» хватило бы среднему европейскому государству для создания собственной истории искусств. Не зря, А. Лоза называл многих из них гигантами одесского серебряного века. Это была волна творческих людей, готовых и способных двигаться вперед, ломая всепоглощающую серость «хождения строем». Хрущевская Оттепель давала возможность реализовать накопленный потенциал.
Все вместе, они, воплощая новаторские идеи, создали в 60-70-х годах уникальное явление - Одесскую школу живописи. Ее теоретиком и лидером стал Юрий Егоров. Этому способствовала уникальная личность художника, значение которой для культурной жизни Города трудно переоценить.
Настроение... Его создают выразительные, гармоничные и цельные формы, идеально закомпонованные в пространстве холста, а также особенный, южный колорит.
Лиричность непосредственного восприятия, избегающая драматизма. Сила эмоций выражена не экспрессивно, а напротив, используются тончайшие тональные соотношения, избегающие контраста. Яркости одесситы предпочитают тонкость.
рисование одесса художник констанди
Источники
1. «Одесская школа живописи» из литературного наследия В.И. Полякова.
. Возникновение Одесской школы живописи и ее лидер Юрий Егоров.
. «Деятельность художественного Общества им. К.К. Костанди в Одессе в 1921- 1929 гг. и «карательная» пролетарская пресса». - Марина Верховецкая, старший научный работник Одесского художественного музея.
. Товарищество южнорусских художников: биобиблиогр. справочник: в 2 ч. / сост.: В.А. Афанасьев, О.М. Барковская; Одес. нац. науч.б-ка им. М. Горького. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Одесса, 2014.
. «Краткая история Художественного общества имени Кириака Константиновича Костанди» Проф. В.П. Снежков.
. «К 160-летию со дня рождения знаменитого художника К.К. Костанди». Марина Верховецкая (Институт Лиги Культуры и социального содружества Одесский Дом-Музей имени Н.К. Рериха Лига культуры №1 2012 г. Одесса, Астропринт, 2012).
. Иллюстрации: Художники одесского авангарда из коллекции Якова Перемена (The Yakov Pereman Collection), 42 полноэкранных иллюстраций.