Подвеска легкового автомобиля ВАЗ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    387,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подвеска легкового автомобиля ВАЗ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

НЕФТЕКАМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ











Письменная экзаменационная работа

Профессия 23.01.03 Автомеханик

Студент Хайруллин Ильнах Илгизович

Руководитель А.Ф. Латыпов










Введение

В России автомобили используют во всех отраслях народного хозяйства - промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др. Благодаря высокой манёвренности, проходимости и приспособленности к работе в различных условиях, автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров.

На современном этапе развития экономики российский автомобильный транспорт, как и в большинстве развитых стран, играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития государства. За последние годы автомобильный транспорт страны выполняет около 60% перевозок грузов и около 55% перевозок пассажиров, а с учётом личных легковых автомобилей - не менее 65% пассажиров, с тенденцией дальнейшего увеличения этих показателей. Перевозки грузов и пассажиров осуществляют около 450 тыс. предприятий и организаций различных отраслей экономики и индивидуальных предпринимателей. Парк автотранспортных средств для перевозок грузов достиг 4,6 млн. единиц, в том числе в организациях отраслей экономики - 2,6 млн. единиц и в индивидуальной собственности граждан - 2,0 млн. единиц. Для пассажирских перевозок в стране насчитывается более 700 тыс. автобусов. На территории Российской Федерации действуют более 6,1 тыс. междугородных автобусных маршрутов. В этом виде сообщения автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным транспортом. Значительное развитие получил личный легковой транспорт.

Требования к автомобильному транспорту. Перед конструкторами стоит задача по совершенствованию устройства автомобиля, повышению долговечности и экономичности, а также снижению вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при их эксплуатации. Для уменьшения нагрузки на оси при одновременном росте грузоподъёмности автомобиля число ведущих осей у грузовых автомобилей было увеличено. Разработаны платформа, способная перевозить в большом количестве разнообразные грузы: гидро- и электроприводы, связанные с автоматизацией управления; комфортабельная кабина с хорошим обзором дороги, снабжённая регулируемым сиденьем, рулевой колонкой и другими приспособлениями, облегчающими труд водителя.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надёжности автомобилей, и снижение затрат на их содержание. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счёт выпуска автомобилей с большой надёжностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей; повышением производительности труда, снижением трудоёмкости работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей; увеличением их межремонтных пробегов.

Требования к надёжности транспортных средств повышаются в связи с ростом скоростей и интенсивности движения, мощности, грузоподъёмности и вместимости автомобилей, а также технологической и организационной связью автомобильного транспорта с обслуживаемыми предприятиями и другими видами транспорта.

Перспективы развития автомобильного транспорта. Развитие автомобильного парка в России сегодня чем-то схоже с закономерностями развития автомобильного парка и рынка в странах с развитой автомобильной промышленностью.

Быстрое наращивание парка личных легковых автомобилей и весьма значительные объёмы автомобильных перевозок грузов и пассажиров характеризуют период массовой автомобилизации страны.

1. Основная часть

.1 Подвеска легкового автомобиля ВАЗ

.1.1 Назначение, устройство и принцип работы передней подвески автомобиля ВАЗ

Подвеской автомобиля называется совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между несущей системой и мостами или колёсами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок на несущую систему и колёса, и затухание их колебаний, а также регулирование положения кузова автомобиля во время движения. Подвеска, являясь промежуточным звеном между кузовом автомобиля и дорогой, должна быть лёгкой и наряду с высокой комфортабельностью обеспечивать максимальную безопасность движения. Для этого необходимы точная кинематика колёс, высокая информативность управления (не только рулевого), а также изоляция кузова от дорожных шумов и жесткого качения радиальных шин (особенно с низким профилем). Кроме того, надо учитывать, что подвеска передаёт на кузов силы, возникающие в контакте колеса с дорогой, поэтому она должна быть прочной и долговечной. Применяемые шарниры должны легко поворачиваться, быть мало податливыми и вместе с тем обеспечивать шумоизоляцию кузова. Рычаги должны передавать силы практически во всех направлениях, а также тяговые и тормозные моменты, и быть при этом не слишком тяжелыми. Упругие элементы при эффективном использовании материалов должны быть простыми и компактными, и допускать достаточный ход подвески.

Основными требованиями, предъявляемыми к подвеске, являются следующие:

упругая характеристика подвески должна обеспечивать высокую плавность хода и отсутствие ударов в ограничители хода, противодействовать кренам при повороте, "клевкам" при торможении и разгоне автомобиля;

кинематическая схема должна создать условия для возможного малого изменения колеи и углов установки колёс, соответствие кинематики колес кинематике рулевого привода, исключающее колебания управляемых колес, вокруг оси поворота;

оптимальная величина затухания колебаний кузова и колес;

надежная передача от колес кузову или раме продольных и поперечных усилий и моментов;

малая масса элементов подвески и особенно неподрессоренных частей;

достаточная прочность и долговечность деталей подвески и особенно упругих элементов, относящихся к числу наиболее нагруженных частей подвески.

На автомобилях ВАЗ 2109 применена принципиально новая подвеска передних колес типа "качающаяся свеча", называемая также по имени изобретателя подвеской "Макферсон". Пружина в такой подвеске расположена фактически над осью поворотного устройства и нагружена меньше, чем в подвеске двух- рычажного типа. В подвеске есть только один рычаг нижний. Подвеска компактна, имеет малую массу, большой ход колес и более эластична. Плечо обката передней подвески отрицательное, так как точка пересечения оси поворота колеса с полотном дороги лежит за пределами наружной части автомобиля. Это способствует повышению устойчивости автомобиля при торможении, когда левое и правое колеса имеют разное сцепление с полотном дороги, а также уменьшает влияние тяговых сил на рулевое управление.

Подвеска передних колес хорошо согласуется с задней подвеской из двух качающихся в продольной плоскости рычагов, соединенных между собой поперечиной, играющей роль стабилизатора. Упругим элементом в задней подвеске так же, как и в передней, являются винтовые пружины.

С поперечным расположением силового агрегата и подвеской передних колес типа «Макферсон» хорошо компонуется рулевое управление с реечным рулевым механизмом. Оно не требует промежуточных рычагов, компактно и просто по конструкции. Рулевые тяги присоединяются к центральной части рулевого механизма, что позволило упростить конструкцию рулевого привода, так как применяются только два шаровых шарнира. Этот тип рулевого управления обеспечивает небольшое усилие на рулевом колесе (9-12 кгс).

Передняя подвеска состоит из направляющего устройства, упругих и гасящих элементов. Направляющее устройство подвески определяет перемещение колес относительно кузова, а также передает силы и моменты от колес на кузов. К направляющему устройству относятся нижний рычаг 22 подвески и телескопическая стойка 9, соединенные между собой поворотным кулаком 13. Телескопическая стойка дополнительно выполняет функции гасящего элемента. К направляющему устройству относится также штанга стабилизатора поперечной устойчивости, выполняющая одновременно и роль растяжки рычага подвески. Нижний рычаг 22 подвески откован из стали. Он крепится к кронштейну 28 кузова болтом с гайкой и пружинной шайбой. В головку рычага, через которую проходит болт крепления, запрессован резинометаллический шарнир, состоящий из резиновой 31 и металлической 32 втулок. При качании рычага происходит упругая деформация резиновой втулки. Проворачивание втулок 31 и 32 относительно друг друга или резинометаллического шарнира на головке рычага и относительно болта крепления не допускается. Для стабилизации рычага подвески он с одной стороны распирается растяжкой 29, а с другой штангой 25 стабилизатора поперечной устойчивости. Растяжка соединяется с рычагом через два резинометаллических шарнира, запрессованных в отверстия рычага. Резиновая втулка 44 шарнира запрессована между двумя металлическими втулками, и оба шарнира зажаты в отверстии рычага самоконтрящейся гайкой между двумя шайбами 42. Другой конец растяжки соединяется с кронштейном 30, который крепится к кузову тремя болтами. В кронштейне растяжки запрессован резинометаллический шарнир, состоящий из резиновой 41 и металлической 40 втулок. Шарнир зажимается на растяжке самоконтрящейся гайкой между шайбами 42. С обеих сторон растяжки установлены регулировочные шайбы 23, которыми регулируется продольный угол наклона оси поворота. На растяжке с одной стороны выполнен шестигранник, с другой лыски под ключ для удержания растяжки при повороте гаек растяжки. Штанга 25 стабилизатора поперечной устойчивости соединяется с рычагом подвески при помощи короткой стойки 24, имеющей две головки. В нижнюю головку запрессован резинометаллический шарнир, через который проходит болт крепления стойки к рычагу подвески. В другую головку запрессована резиновая втулка, через которую проходит конец штанги стабилизатора. Средняя (торсионная) часть ее крепится к лонжеронам кузова двумя кронштейнами 27, в которых расположены подушки 26. Отверстия в кронштейнах под болты крепления выполнены овальными, что облегчает установку штанги на автомобиль. Наружный конец рычага подвески соединяется через шаровой шарнир 21 с поворотным кулаком 13. Палец шарнира заходит в коническое отверстие рычага и крепится самоконтрящейся гайкой. Шаровой шарнир состоит из неразъемного корпуса 45, в котором залит специальной смолой подшипник 46, изготовленный из низкофрикционной тефлоновой ткани. Он охватывает шаровую головку пальца 47. Внутренняя полость шарнира герметизируется защитным армированным чехлом 48. При сборке шарнира в чехол закладывается смазка ШРБ -4, рассчитанная на весь срок службы шарнира при условии сохранения герметичности чехла. Корпус шарнира крепится снизу болтами к поворотному кулаку 13. Верхняя часть поворотного кулака крепится к кронштейну 12 телескопической стойки двумя болтами. Верхний болт 11 имеет эксцентриковый поясок и лыску, на которую устанавливается эксцентриковая шайба 10. Оба эксцентрика упираются в отбортовку щек кронштейна, а цилиндрическая часть болта проходит через отверстия кронштейна и поворотного кулака. Такое крепление обеспечивает перемещение поворотного кулака относительно кронштейна стойки при повороте верхнего болта. Этим самым рещлируется развал передних колес. В полости поворотного кулака устанавливается двухрядный шариковый подшипник 20 закрытого типа с "вечной" смазкой. Он фиксируется в поворотном кулаке двумя стопорными кольцами 16. На подшипнике вращается ступица переднего колеса, которая при помощи шлиц соединяется с хвостовиком 18 корпуса шарнира привода колеса. Крепится ступица гайкой, под которую устанавливается упорная шайба. Снаружи полость ступицы закрывается колпаком 17. Изнутри полость кулака защищена от загрязнения грязеотражательными кольцами, одно из которых приварено к корпусу шарнира, а другое к поворотному кулаку. За счет перекрытия колец образуется лабиринтное уплотнение. К приливам кулака крепится болтами защитный кожух 14 тормозного диска 15. Диск соединяется со ступицей двумя установочными штифтами 19. Телескопическая гидравлическая стойка 9 верхней частью соединяется эластично с кузовом, а нижней с поворотным кулаком. На телескопической стойке установлены: пружина 5, пенополиуретановый буфер 3 хода сжатия и верхняя опора 1 в сборе с болтами крепления. Пружина устанавливается между верхней 2 и нижней 6 опорными чашками. Нижняя чашка приварена к стойке подвески, верхняя крепится вместе с опорой 1 на штоке стойки. Буфер 3 устанавливается на штоке в сборе с защитным кожухом, который предохраняет шток от механических повреждений. Верхняя опора 1 обеспечивает эластичную связь стойки с кузовом и является одной из точек, относительно которой происходит поворот оси колеса. Опора состоит из наружного 34 и внутреннего 35 корпусов, между которыми зажата износостойкая резина 37. Во внутренний корпус опоры запрессован упорный шариковый подшипник 36. Верхняя опора в сборе с ограничителем 38 крепится на штоке самоконтрящейся гайкой.

Рис. 1. Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2109

На рисунке: 1. Верхняя опора телескопической стойки; 2. Верхняя опорная чашка пружины подвески; 3. Буфер хода сжатия в сборе с защитным кожухом; 4. Опора буфера сжатия; 5. Пружина подвески; 6. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 7. Шаровой шарнир рулевой тяги; 8. Поворотный рычаг; 9. Телескопическая стойка; 10. Эксцентриковая шайба; 11. Регулировочный болт; 12. Кронштейн стойки; 13. Поворотный кулак; 14. Защитный кожух диска; 15. Диск тормозного механизма; 16. Стопорные кольца; 17. Колпак ступицы; 18. Шлицевой хвостовик корпуса наружного шарнира привода колеса; 19. Направляющий штифт; 20. Подшипник ступицы колеса; 21. Шаровой шарнир рычага подвески; 22. Рычаг подвески; 23. Регулировочные шайбы; 24. Стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 25. Штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 26. Подушка штанги стабилизатора; 27. Кронштейн крепления штанги стабилизатора; 28. Кронштейн кузова для крепления рычага подвески; 29. Растяжка рычага подвески; 30. Кронштейн крепления растяжки; 31. Резиновая втулка шарнира рычага подвески; 32. Распорная втулка шарнира рычага подвески; 33. Шток стойки; 34. Наружный корпус верхней опоры стойки; 35. Внутренний корпус верхней опоры стойки; 36. Подшипник верхней опоры; 37. Резиновый элемент верхней опоры; 38. Ограничитель хода верхней опоры стойки; 39. Защитный колпак верхней опоры стойки: 40. Втулка переднего шарнира растяжки: 41. Подушка переднего шарнира растяжки; 42. Шайбы; 43. Шарнир стойки стабилизатора; 44. Задний шарнир растяжки: 45. Корпус шарового шарнира; 46. Подшипник шарового шарнира; 47. Шаровой палец; 48. Защитный чехол шарового пальца.

.1.2 Назначение, устройство и принцип работы задней подвески автомобиля ВАЗ

На автомобиле ВАЗ 2109 установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага 2, соединенных между собой упругим соединителем 19. Так как соединитель значительно смещен вперед от оси колес, то по своим кинематическим свойствам подвеска соответствует независимой подвеске на продольных рычагах. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой - на кручение.

Продольные рычаги 2 выполнены из трубы. Они приварены к соединителю 19 через усилители рычагов и образуют вместе с соединителем единую балку, шарнирно подвешенную через кронштейны 3 к кузову. Каждый рычаг подвески спереди имеет втулку, в которую запрессован резинометалличе-ский шарнир 32, состоящий из резиновой 4 и металлической 5 втулок. Через распорную втулку 5 проходит болт 6, соединяющий рычаг подвески со штампованным кронштейном 3, который крепится к кронштейну 7 кузова приварными болтами с гайками и шайбами. На болт крепления рычага навертывается самоконтрящаяся гайка. К задней части рычагов приварены кронштейны 31 с проушинами для крепления амортизаторов и фланцами 29 для крепления болтами оси 20 ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма заднего колеса.

Упругие элементы подвески состоят из пружины 12 и буфера 14 хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе 18 и опирается нижней частью на чашку 17, а верхней - в опору 9, приваренную к внутренней арке кузова. Нижняя опорная чашка пружины приварена к амортизатору. Между пружиной и верхней опорой установлена изолирующая резиновая прокладка 11.

Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса - А и Б. Пружины класса А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б - зеленой.

Рис. 2. Задняя тормозная подвеска автомобиля ВАЗ-2109

подвеска легковой автомобиль

На рисунке: 1. Ступица заднего колеса; 2. Рычаг задней подвески; 3. Кронштейн креплений рычага подвески; 4. Резиновая втулка шарнира рычага; 5. Распорная втулка шарнира рычага; 6. Болт крепления рычага задней подвески; 7. Кронштейн кузова; 8. Опорная шайба крепления штока амортизатора; 9. Верхняя опора пружины подвески; 10. Распорная втулка; 11. Изолирующая прокладка пружины подвески; 12. Пружина задней подвески; 13. Подушки крепления штока амортизатора; 14. Буфер хода сжатия; 15. Шток амортизатора; 16. Защитный кожух амортизатора; 17. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 18. Амортизатор; 19. Соединитель рычагов; 20. Ось ступицы: 21. Колпак; 22. Гайка крепления ступицы колеса; 23. Уплотнительное кольцо; 24. Шайба подшипника; 25. Подшипник ступицы; 26. Щит тормоза; 27. Стопорное кольцо; 28. Грязеотражатель; 29. Фланец рычага подвески; 30. Втулка амортизатора; 31. Кронштейн рычага с проушиной для крепления амортизатора; 32. Резинометаллический шарнир рычага подвески;

На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага 2, соединенных между собой упругим соединителем 19. Так как соединитель значительно смещен вперед от оси колес, то по своим кинематическим свойствам подвеска соответствует независимой подвеске на продольных рычагах. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой - на кручение.

Продольные рычаги 2 выполнены из трубы. Они приварены к соединителю 19 через усилители рычагов и образуют вместе с соединителем единую балку, шарнирно подвешенную через кронштейны 3 к кузову. Каждый рычаг подвески спереди имеет втулку, в которую запрессован резинометаллический шарнир 32, состоящий из резиновой 4 и металлической 5 втулок. Через распорную втулку 5 проходит болт 6, соединяющий рычаг подвески со штампованным кронштейном 3, который крепится к кронштейну 7 кузова приварными болтами с гайками и шайбами. На болт крепления рычага навертывается самоконтрящаяся гайка. К задней части рычагов приварены кронштейны 31 с проушинами для крепления амортизаторов и фланцами 29 для крепления болтами оси 20 ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма заднего колеса.

Упругие элементы подвески состоят из пружины 12 и буфера 14 хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе 18 и опирается нижней частью на чашку 17, а верхней - в опору 9, приваренную к внутренней арке кузова. Нижняя опорная чашка пружины приварена к амортизатору. Между пружиной и верхней опорой установлена изолирующая резиновая прокладка 11.

Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса - А и Б. Пружины класса А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б - зеленой.

Буфер 14 хода сжатия выполнен из полиуретана. Он установлен на штоке амортизатора внутри пружины подвески. Сверху буфер упирается в крышку защитного кожуха 16, а при включении в работу -на опору буфера, которая напрессована на верхнюю часть резервуара амортизатора. На наружной поверхности буфера выполнены кольцевые канавки, определяющие место его деформации. Защитный кожух 16 предохраняет от загрязнения и механических повреждений шток 15 амортизатора и буфер 14 хода сжатия. Кожух изготовлен из резины, имеет гофрированную форму для изменения длины при ходах подвески. В верхней части кожуха выполнена изнутри кольцевая канавка, в которую заходит отбортованная часть стальной крышки. Нижняя часть кожуха, за счет своей упругости, поджимается к опорной чашке пружины подвески.

К фланцу рычага подвески четырьмя болтами крепится ось 20 заднего колеса. Одновременно с осью этими же болтами крепится щит 26 тормозного механизма заднего колеса. На оси на двухрядном шариковом подшипнике вращается ступица 1 заднего колеса. Ступица крепится на оси гайкой 22 с упорной шайбой 24. Гайка фиксируется на оси обжимом ее пояска в паз оси. Подшипник 25 в ступице фиксируется стопорным кольцом 27. Подшипник закрытого типа, с закладной "вечной" смазкой. С внутренней стороны ступица уплотняется двумя грязеотражательными кольцами 28, одно из которых приварено к ступице колеса, другое к фланцу оси. Между ними образуется лабиринтное уплотнение. Снаружи полость ступицы закрывается колпаком 21. Между ступицей и колпаком устанавливается уплотнительное кольцо 23. Подшипник ступицы колеса в процессе эксплуатации автомобиля не смазывается и не регулируется. К ступице колеса четырьмя болтами крепится диск колеса.

Амортизатор 18 задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Нижней проушиной амортизатор крепится к кронштейну 31 нижнего рычага подвески болтом с самоконтрящейся гайкой. Верхнее крепление амортизатора штырьевое: шток крепится к верхней опоре 9 пружины через две резиновые подушки 13 и опорную шайбу 8. Между шайбой и крышкой защитного кожуха установлена распорная втулка 10.

2. Технологическая часть

.1 Техническое обслуживание и ремонт подвески автомобиля ВАЗ

.1.1 Основные неисправности подвески автомобиля ВАЗ

Шум, стук со стороны переднего колеса при движении автомобиля

Причина неисправности подвески

Способ устранения

Износ деталей шарниров

Заменить изношенные или поврежденные шарниры

Деформация валов привода колес

Заменить валы


Утечка смазки

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Повреждение или разрыв защитного чехла внутреннего или наружного шарнира

Заменить смазку в шарнире и защитный чехол


Шум и стуки в подвеске при движении автомобиля

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Неисправность стойки подвески

Заменить или отремонтировать стойку

Ослабление болтов крепления кронштейнов растяжек или болтов, крепление штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову

Подтянуть болты

Износ резиновых подушек растяжек или штанги

Заменить изношенные подушки

Подтянуть гайки крепления верхней опоры

Осадка, разрывы, отслоение резины от корпуса дары стойки

Заменить опору стойки

Износ резинометаллических шарниров рычагов подвески, растяжек или стоек штанги стабилизатора

Заменить шарнир

Износ шарового шарнира рычага подвески

Заменить шаровой шарнир

Осадка или поломка пружины подвески

Заменить пружину

Разрушение буфера хода сжатия

Заменить буфер хода сжатия

Большой дисбаланс колес

Отбалансировать колеса



Подтекание жидкости из стойки передней подвески (амортизатора задней подвески)

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Износ или разрушение сальника штока

Заменить сальник

Забоины, задиры на штоке, повреждение хромового покрытия

Заменить изношенный или поврежденный шток и сальник

Усадка или повреждение уплотнительного кольца корпуса стойки (резервуара амортизатора)

Заменить кольцо


Недостаточное сопротивление стойки передней подвески (амортизатора задней подвески) при ходе отдачи

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Негерметичность клапана отдачи или перепускного клапана

Заменить поврежденные детали клапанов или устранить их неисправности

Недостаточное количество жидкости вследствие утечки

Заменить поврежденные детали и залить жидкость

Задиры на поршне, цилиндре и поршневом кольце

Заменить поврежденные детали и жидкость

Износ или повреждение фторопластового слоя I направляющей втулки

Заменить направляющую втулку

Осадка пружины клапана отдачи

Заменить пружину

Наличие в жидкости посторонних примесей

Профильтровать или заменить жидкость


Недостаточное сопротивление стойки передней подвески (амортизатора задней подвески) при ходе сжатия

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Негерметичность клапана сжатия

Заменить поврежденные детали или устранить их неисправности

Недостаточное количество жидкости из-за утечки

Заменить поврежденные детали и залить жидкость

Износ штока или повреждение фторопластового слоя направляющей втулки

Заменить изношенные детали

Наличие в жидкости посторонних примесей

Профильтровать или заменить жидкость

Износ, деформация или разрушение дисков клапанов сжатия

За менять изношенные или поврежденные диски



Частые "пробои" подвески

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Осадка пружины подвески

Заменить пружину

Не работает стойка (задний амортизатор) подвески

Заменить или отремонтировать стойку (задний амортизатор)


Увеличенный зазор в шаровом шарнире

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Износ трущихся поверхностей деталей шарового шарнира в результате загрязнения,, вызванного (негерметичностью или повреждением чехла

Заменить шаровой шарнир и защитный чехол


Увод автомобиля от прямолинейного движения

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Разное давление воздуха в шинах

Установить нормальное давление

Нарушение углов установки колес

Отрегулировать углы установки колес

Разрушение одной из верхних опор стоек подвески

Заменить опору

Неодинаковая упругость пружин подвески

Заменить пружину, потерявшую упругость

Значительная разница в износе шин

Заменить изношенные шины

Повышенный дисбаланс передних колес


Повышенный износ протектора шин

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Слишком резкие разгоны с пробуксовкой колес

Избегать резких разгонов

Частое пользование тормозами с пробуксовкой колес

Избегать экстренных торможений

Нарушение углов установки

Отрегулировать углы установки колес

Перегрузка автомобиля

Не превышать нагрузок, указанных в руководстве по эксплуатации


Неравномерный износ протектора шин

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Повышенная скорость на поворотах

Снижать скорость на поворотах

Большой износ шаровых шарниров рычагов подвески и резинометаллических шарниров

Заменить шаровые и резинометаллические шарниры

Дисбаланс колес

Отбалансировать колеса



Биение колеса

Причина неисправности подвескиСпособ устранения


Нарушение балансировки колеса вследствие:

- неравномерного износа протектора по окружности;

Произведите балансировку колеса или замените покрышку

- смешения балансировочных грузиков и шины при монтаже;

Произведите балансировку колеса

- повреждения шин;

Замените шину, произведите балансировку колеса

- деформации обода.

Заменить обод и произведите балансировку колеса


.1.2 Техническое обслуживание подвески автомобиля ВАЗ

Передняя подвеска.

При каждом техническом обслуживании, а также при ремонте следует обязательно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров подвески, обращая особое внимание на отсутствие механических повреждений чехлов.

Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов, деформаций поперечных рычагов, растяжек, штанги стабилизатора и ее стоек и деталей передка кузова в местах крепления узлов и деталей подвески. Деформация деталей подвески и прежде всего растяжек и деталей передка кузова нарушает углы установки колес и приводит к невозможности их регулировки.

Проверьте состояние резинометаллических шарниров, резиновых подушек, шаровых шарниров подвески, а также состояние (осадку) верхних опор телескопических стоек подвески.

Резинометаллические шарниры и резиновые подушки подлежат замене при разрывах и одностороннем «выпучивании» резины и при подрезании их торцевых поверхностей.

Для проверки состояния шарового шарнира подвески снимите колесо и замерьте расстояние между нижним рычагом и защитным кожухом. Если при покачивании подвески это расстояние меняется более чем на 0,8 мм, шаровой шарнир замените. Более точная проверка шарового шарнира описана в главе «Проверка технического состояния».

Для замера зазора в шаровом шарнире на автомобиле пользуйтесь приспособлением 02.7834.9503.

Проверка и регулировка углов установки колес. Проверка и регулировка углов установки колес выполняется на специальных стендах согласно инструкции на стенд.

У нового обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 3136 Н (320 кгс) [4 человека и 392 Н (40 кгс) груза в багажнике], углы установки колес должны иметь следующие значения:

развал........ 0°±30’ (30’±30’)*

схождение........ (0±1) мм [(1,5±1) мм]*

угол наклона оси поворота:

продольный........ 1°30’±30° (20’±30’)*

поперечный........ 13°04’ (для справки)

Перед регулировкой углов установки колес проверьте:

давление воздуха в шинах;

радиальное и осевое биение дисков колес: оно не должно превышать для осевого - 1 мм, для радиального - 0,7 мм;

свободный ход рулевого колеса;

свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;

техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).

Замеченные неисправности устраните.

После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом - на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.

При проверке и регулировке углов установки колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь - схождение колес.

Угол продольного наклона оси поворота. Если величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части. И, наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как спереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.

При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении этих требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.

Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух штук спереди, четырех - сзади.

Для того, чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, то есть не допускает поворачивание растяжки от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.

При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19°.

Угол развала передних колес. Если угол развала отличается от нормы, то отрегулируйте его. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт, установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Н·м (9 кгс·м).

Для определения работоспособности телескопической стойки и амортизатора проверьте на динамометрическом стенде их рабочие диаграммы. Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов, при температуре рабочей жидкости (20±5)°С, частоте 60 циклов в мин и длине хода штока (100±1) мм.

Задняя подвеска

Перед проверкой все детали тщательно промойте. Резиновые детали при мойке защищайте от действия растворителей.

Рычаги подвески. Проверьте состояние рычагов подвески, соединителя и усилителей балки подвески. Если будут обнаружены трещины или деформации указанных элементов балки, замените рычаги подвески в сборе. Проведение сварочных и рихтовочных работ не разрешается, так как это может повлечь за собой нарушение углов установки колес. Приспособлением 67.7824.9519 проверьте, не деформированы ли рычаги подвески.

Убедитесь, что резьбовые отверстия во фланцах рычагов не повреждены и находятся в хорошем состоянии. В противном случае выправьте резьбу, а при невозможности - замените рычаги подвески.

Проверьте состояние резинометаллических шарниров рычагов подвески. Их следует заменять:

при разрывах и одностороннем «выпучивании» резины;

при подрезании и износе резины по наружному торцу шарнира.

Пружины. Осмотрите пружины. Если будут обнаружены трещины или деформация витков, замените пружину новой.

Проверьте осадку пружины, для чего трехкратно прожмите пружину до соприкосновения витков. Затем приложите к пружине нагрузку 2892 Н (295 кгс). Длина пружины Н (рис. 3) под указанной нагрузкой должна быть не менее 233 (213)* мм. Если пружина с желтой маркировкой (класс А) имеет длину менее 240 (220)* мм, смените ее маркировку на зеленую (класс В).


Сжатие пружины проводите по оси пружины, а опорные поверхности должны соответствовать поверхностям опорных чашек амортизаторов и кузова.

Проверьте состояние резиновых опорных прокладок пружин, при необходимости замените их новыми.

Амортизаторы и детали их крепления. Оценить состояние и работоспособность амортизаторов можно следующим образом:

выполните несколько полных ходов растяжение-сжатие при вертикальном положении (штоком вверх), после чего шток амортизатора должен перемещаться без провалов и заеданий. Усилие при отбое (растяжении) должно быть больше, чем при сжатии. При этом не должно быть стуков и прочих посторонних шумов, а также подтекания жидкости. При обнаружении указанных дефектов отремонтируйте или замените амортизаторы;

убедитесь в хорошем состоянии резиновых втулок нижних проушин амортизаторов; при необходимости замените их, используя приспособление 67.7823.9539;

проверьте состояние резиновых подушек крепления штока; замените их, если они разрушены или повреждены;

проверьте состояние буфера хода сжатия и защитного кожуха штока.

Если кожух поврежден и не обеспечивает защиту штока от прямого попадания грязи, замените его. Буфер хода сжатия заменяйте при его разрушении или повреждении.

Более точная проверка состояния и работоспособности амортизатора проводится на динамометрическом стенде, как указано выше (см. «Проверка телескопической стойки и амортизатора задней подвески» в подразделе «Передняя подвеска»).

Ступицы колес, подшипники. Проверьте состояние резьбовых отверстий под болты крепления дисков колес, посадку грязеотражательного кольца. Проворачивайте ступицу в обоих направлениях, качение при этом должно быть плавным.

Поврежденные или изношенные подшипники замените, используя для их выпрессовки оправку А.74186, а для запрессовки - 67.7853.9574. Ступицу напрессовывают оправкой 67.7853.9584.

Первое техническое обслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередного технического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов, а также уменьшения загрязнения окружающей среды.

Второе техническое обслуживание дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля, их снятием и проверкой на специальном оборудовании.

Периодичность, перечни и порядок выполнения работ по ТО приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках, прилагаемых к автомобилю при продаже.

Регламентируемая "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 на предприятиях автомобильного транспорта для легкового автомобиля составляет соответственно 4000 и 16000 км пробега для I категории условий эксплуатации для умеренного климатического района.

Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.

.1.3 Ремонт подвески автомобиля ВАЗ

Прежде, чем начать ремонт подвески, необходимо провести тщательную диагностику её узлов. В такую диагностику входит проверка состояния амортизаторов, шаровых опор, деталей рулевого управления, тормозных колодок, пружин, дисков, барабанов, шлангов. Результаты диагностики дадут возможность определиться с объёмом работ и их очерёдностью.

Неисправность амортизаторов

Признаком неисправности амортизаторов является возникающий на неровных участках дороги стук. Ремонт амортизаторов состоит в полной их замене. При неисправной работе амортизаторов меняют, как правило, колёсные диски, тормозные колодки, шаровые опоры, ступичные подшипники. Неполадки амортизаторов требуют обычно и ремонта рулевого управления автомобиля.

Неисправность сайлентблоков

Признаками неисправности сайлентблоков, принимающих на себя основную часть нагрузки на ходовую часть машины, являются боковой износ шин и невозможность прямолинейной езды. При неисправном сайлентблоке в районе подвески слышны стуки. Ремонт сайлентблоков производится путём их замены.

Неполадки в шаровых опорах

Неполадки в шаровых опорах авто проявляют себя стуками в районе передней подвески, появляющимися при проезде авто через рельсы или при его движении по плохим дорогам с множеством ям и ухабов. Неисправные шаровые опоры подлежат замене.

Неполадки в рулевом наконечнике

В ремонт подвески автомобиля входит замена рулевых наконечников, признаками неисправности которых являются стуки при вращении руля и чересчур свободный ход рулевого колеса. Неисправность работы рулевых наконечников снижает точность управления автомобилем.

Ремонт рулевых реек

Ремонт рулевых реек тоже включается в ремонт подвески. Он осуществляется через разбор рулевых реек и проверке их составляющих деталей. Неисправные детали заменяют новыми. После ремонта рулевых реек рулевой механизм устанавливается на машину и меняется жидкость гидроусилителя.

Неполадки подшипников ступиц

И ремонт передней подвески, и ремонт задней подвески включают в себя замену подшипников ступиц, признаками неполадок которых являются необычный треск, подпрыгивание колёс и виляние автомобиля на прямой дороге. Сильный износ подшипников ступиц нарушает стабилизацию колёс автомобиля. Ремонт подшипников осуществляется лишь в том случае, если явные механические неисправности не присутствуют.

Замена штруса

Замена шруса тоже входит в ремонт передней подвески. Признаками неисправной работы шруса являются хруст и щёлканье, появляющееся при быстром разгоне и резких поворотах. В случае, когда хруст появляется при прямолинейном движении автомобиля, меняется внутренний шрус.

Ремонт подвески, в целом, не может быть проведён по какой-то схеме, так как ведущей может быть и передняя, и задняя ходовые части. Ремонт подвески ВАЗ - это ремонт передней ходовой части, осуществляющийся путём замены и переборки передних узлов автомобиля.

3. Охрана труда

.1 Требование техники безопасности при работе эксплуатационными материалами

Все устройства и сооружения для хранения топлива и смазочных материалов должны располагаться с соблюдением противопожарных норм. Известно, что при трении нефтяного топлива о резину и металлы возникают заряды статического напряжения, что представляет большую опасность, так как является одной из причин возникновения пожаров. Наэлектризованные частицы топлива отдают свои заряды резервуару. Если он не заземлен, то на его поверхности может скопиться статическое электричество напряжением в несколько десятков тысяч вольт, а уже при напряжении 400 - 600 В возникает разряд, искра которого может воспламенить смесь паров топлива с воздухом.

Для защиты от разрядов статического электричества всю металлическую аппаратуру, топливопроводы, насосы, сливные устройства, предназначенные для хранения и транспортировки легковоспламеняющихся жидкостей, необходимо заземлять.

Вдыхать пары, прикасаться руками к ТСМ вредно для здоровья человека. Особую опасность представляют пары топлива в закрытых помещениях, так как в воздухе может накопиться их смертельно опасная концентрация. Поэтому такие помещения (раздаточные и насосные станции) оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией.

Длительное воздействие ТСМ на кожу человека вызывает хроническое заболевание кожи. Особую опасность представляет попадание топлива на кожу под давлением.

Работы по ремонту резервуаров разрешаются только после полного освобождения их от нефтепродуктов, тщательной очистки (пропарки, промывки), отсоединения от резервуаров всех трубопроводов, открытия всех люков, отбора пробы воздуха и анализа ее для определения взрывобезопасности и безвредности.

Время пребывания в резервуарах и цистернах не должно превышать 15 мин, при этом температура внутри цистерны должна быть не более 35 °С.

Для выполнения работ внутри цистерны работник должен иметь индивидуальные средства защиты и спасательный пояс с веревкой. У колпака цистерны должен находиться второй рабочий, который должен держать постоянно связь с работающим внутри цистерны.

При разливе ТСМ на территории автопредприятия их немедленно следует засыпать песком или опилками, затем убрать.

Для переливания топлива из емкости в емкость необходимо пользоваться специальными насосами. Запрещается засасывать топливо через шланг ртом. В случае использования этилированного бензина при попадании на кожу его следует смыть водой с мылом, а при попадании внутрь немедленно обратиться к врачу.

При работе со специальными жидкостями, такими, как тормозная или низкозамерзающая, содержащими этиленгликоль, который является ядом и при попадания внутрь может вызвать серьезные расстройства здоровья у человека вплоть до летального исхода, следует соблюдать особую осторожность. Поэтому при их попадании на кожу необходимо промыть пораженные участки водой с мылом.

При приготовлении электролита для аккумуляторных батарей используют концентрированную серную кислоту, которая при попадании на кожу может вызвать ожоги. Кислота поставляется в стеклянных бутылях емкостью 20 л. Переносить такие бутыли следует только вдвоем, используя специальные носилки или тележку. При приготовлении электролита кислоту следует наливать в воду, а не наоборот. В противном случае из-за меньшей плотности вода останется на поверхности кислоты, а так как реакция проходит с активным выделением теплоты, брызги кислоты могут попасть на человека.

Помещения, где выполняется окраска, должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию. Вентиляторы вытяжных систем должны быть взрывобезопасными. Помещение, где приготовляются различные ЛКМ, должно быть изолированным и иметь оконные проемы. В помещениях, где находятся ЛКМ, запрещается курить, производить сварочные работы и применять открытое пламя. Хранение ЛКМ в производственных помещениях не допускается.

Запрещается применять бензол и метанол в качестве растворителей из-за их токсичности.

Ветошь, пропитанная ЛКМ на основе масел, способна самовоспламеняться, поэтому после использования ее следует своевременно убирать.

Заключение

В работе была рассмотрена подвеска легковых автомобилей ВАЗ, её назначение, устройство, техническое обслуживание и ремонт.

Были описаны подвески легковых автомобилей ВАЗ.

Я считаю тему работы актуальной так как, устойчивость и комфорт езды на автомобиле напрямую зависит от состояния подвески, которую вполне можно назвать основным узлом авто. Подвеска требует к себе особого внимания, так как её поломка чревата существенными неприятностями. Доскональная профилактика работы деталей, узлов и агрегатов подвески способствует надёжности работы автомобиля и длительному сроку его службы.

Неисправная подвеска может сделать автомобиль непригодным к эксплуатации. Из этого следует, что ремонт подвески - это очень серьёзный процесс, требующий тщательной диагностики и внимания. Чтобы избежать больших затрат при ремонте подвески, следует проводить её периодическую профилактику, своевременно выявлять признаки неполадок и устранять их в самом начале возникновения.

Выполнение работы способствовало углублению знаний в изучении устройств системы подвески автомобиля ВАЗ.

Список использованных источников

1.      Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: Учебник водителя-М.: «Транспорт»,1991.-432 с.

.        Селиванов В.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Учебник для НПО.-6-е изд., стер.- М.: Издательский Центр «Академия», 2012.- 400 с.

.        Нерсесян В.И. Устройство автомобиля: Лабораторно - практические работы: Учебное пособие для НПО. - М.: Издательский Центр «Академия», 2012.- 256 с.

.        Пузанков А. Г., «Автомобили. Устройство и техническое обслуживание». Гриф МО РФ, 2007.

.        Родичев В.А.; «Грузовой автомобиль» - Академия. 2005.

.        Чумаченко Ю.Т.; «Автослесарь» - - 2006.

.        Румянцев С. И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для НПО.- М.: «Машиностроение», 1989.- 400 с.

.        Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие для НПО.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368с.

.        Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник для начального профессионального образования. - 2-ое изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-544с.

.        Боровский Ю.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Практическое пособие.- М.: Издательство «Высшая школа», 1988.-224с.

.        Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей.: Учебник водителя автотранспортных средств категории «С». - 3-ое изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-256с.

Похожие работы на - Подвеска легкового автомобиля ВАЗ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!