Физическое воспитание детей от 1 до 3 лет

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,59 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическое воспитание детей от 1 до 3 лет

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Воронежский Государственный Педагогический Университет»

кафедра физического воспитания








Реферат на тему : «Физическое воспитание детей от года до 3 лет»

выполнила: студентка 3 курса х/э

проверила: преподаватель

Физической культуры

Барышникова О. Г.






Воронеж

Содержание

1.Введение

.Возрастные особенности физического развития и физическое воспитание детей от 1 до 3 лет

.1Возрастные особенности физического развития

.2Физическое воспитание детей от 1 года до 3х лет

.Рекомендуемые игры, гимнастика и массаж для детей от 1 года до 3х лет

.1Рекомендуемые игры

.2Гимнастика

.3Массаж

.Список литературы

. Введение

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые три года. В период дошкольного детства (от рождения до трех лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит обучение, воспитание и развитие детей. Эти процессы неотделимы друг от друга. Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега лазанием по шесту, бросанием и ловлей набивного мяча и др.) так же, как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двигательных способностей.

В то же время для развития двигательных способностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательных действий и формирование у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в различных видах деятельности. В то же время в процессе занятий физическими упражнениями происходит формирование личности ребенка.

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.

Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой целью проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию.

В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп.

Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей от 1 до 3 лет.

.1 Возрастные особенности физического развития

В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка. По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

1.новорожденный - первые 4 недели жизни;

2.грудной (младенческий) - до 1 года;

.ранний детский - от 1 года до 3 лет;

.дошкольный - от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью. При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

.2 Физическое воспитание детей от 1 года до 3х лет

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

Физкультурные занятия - одна из основных форм обучения и воспитания ребенка. Программное содержание движений должно отражать особенности возраста и учитывать его специфику. На втором году жизни ребенка у него активно развиваются двигательные умения, совершенствуются основные движения. Он по собственной инициативе ползает, влезает, катает, бросает мяч, с удовольствием играет в мяч со взрослым, перешагивает через палочку и т.д. Физкультурные занятия с ребенком 2 - 3 лет проводится в первой половине дня не менее чем через 30 минут после завтрака. При проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 месяцев объединяют в подгруппы по 2 - 3 или 4 - 5 человек; детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет - по 6 - 8 человек. Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми используются простейшие пособия: скамейки, мячи, мостики, бревна, лесенка для лазания. Пособия подбираются с возрастом ребенка.

Занятия в группах раннего возраста проводится подгруппами. Методика и организация их соответствуют возрастным особенностям ребенка. В группах раннего возраста в начале года физические упражнения проводится индивидуально с каждым ребенком. Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных движениях. К концу года выполняются упражнения по подгруппам поточно или фронтально. В этих группах значительное внимание отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются разнообразные упражнения в ходьбе, перешагивание через предметы, влезание, пролезание, бросание и т.д. На занятиях обязательно проводятся общеразвивающие упражнения. Они подбираются для крупных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, на четвереньках. Воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения.

Значительную роль в занятии играют имитационные упражнения, игры-забавы, подвижные игры. При проведении занятия педагог должен знать содержание его, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.

. Рекомендуемые игры, гимнастика и массаж для детей от 1 года до 3х лет

.1 Рекомендуемые игры

. Вверх по лесенке. Цель игры: развитие мышц туловища, рук и ног, а также ловкости и координации движений. Ход игры: наверху лесенки прикрепите яркую игрушку. Помогите малышу подняться по лесенке, чтобы ее взять. Когда он будет подниматься, проговаривайте: «Лезет, лезет мишка, вот и влез так высоко!». Взяв игрушку, ребенок должен, медленно спустится вниз.. Закати в ворота мяч. Цель игры: развитие разносторонней координации движений и подвижности нервных процессов, обучение умению держать равновесие. Ход игры: соорудите ворота: поставьте недалеко друг от друга два стула или две табуретки и на их сиденья положите рейку. Перед воротами на расстоянии 1,5 - 2м поместите мяч. Ребенок должен взять мяч, толкнуть его по направлению к воротам и побежать за ним. Затем перед воротами он должен встать на четвереньки и пересечь ворота. Миновав их, малыш должен выпрямится, потом продолжить погоню за мячом. Догнав его, он должен взять мяч в руки и вернуться на место, где находился в начале игры.. Снайперы. Цель игры: формирование точности выполнения движений, обучение метанию, развитие мышц рук. Ход игры: на верхний край снежного вала или на его стенку положите, какую-либо яркую игрушку. Дети должны сбить цель снежками.. Ласточка. Цель игры: тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата всего туловища и рук. Ход игры: покажите малышу, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам должен попробовать стоять на одной ноге. При этом другая должна быть отведена назад, руки разведены в стороны, туловище несколько наклонено вперед, а голова обязательно приподнята. Сначала при выполнении упражнении держите малыша за обе руки, а потом за одну и контролируйте, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога.. У кого игрушек больше? Цель игры: развитие навыков передвижения в горизонтальном положениях, укрепление мышц туловища, конечностей, обучение умению ориентироваться в пространстве и различать цвета и размеры предметов. Ход игры: раздайте каждому игроку по корзине или по коробке, разбросайте по полу шарики и мячики и попросите детей собрать их в корзинки или коробки. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек за отведенное время.. Перешагни через веревочку. Цель игры: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка перешагивания через препятствие. Ход игры: к двум стульям, стоящим на некотором расстоянии друг от друга, привяжите веревочку на высоте 10 - 15см от пола. На один из стульев, который будет к тому же обозначать финиш, положите приз. Ребенок должен сидеть на стуле в 3 - 5м от веревочки. По вашему сигналу он встает и идет к веревочке, перешагивает через нее, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку и т. д., пока не пройдет таким образом по всей длине веревочки. На финише малыш забирает заслуженную награду.

.2Гимнастика

физический развитие дети игра

Гимнастика заключается в простых упражнениях, которые стимулируют мышцы и способствуют ускоренному развитию. Подготовка с детства к физическим упражнениям, в дальнейшем позитивно отразится на здоровье малыша. Гимнастика после года, значительно отличается о гимнастики для младенцев <#"justify">Упражнения для детей 1 года

Положив ребенка на стол, держа за кисти, сделайте круговые движение его конечностями. В том же положении поднимите его ноги до 90 градусов и выпрямите их.

Попросите ребенка самостоятельно перевернуться со спины на живот.
Взрослый придерживает малыша за подмышки, в это время занимающийся должен попытаться встать на ноги из положения «лежа на животе».
Поставьте на стол затылком к себе, чтобы ребенок во время гимнастики опирался туловищем на массажиста. Одной рукой держите за живот, другой за колени, попросите его наклониться и поднять игрушку, лежащую на столе. Затем скажите, чтобы выпрямился самостоятельно.

Положив младенца на спину, потяните за руки, постарайтесь посадить ребенка, придерживая за спину и ноги, в коленных суставах.

Попросите подвигаться на четвереньках. Попробуйте добавить игровые элементы в гимнастику, разместив перед ним игрушку и постепенно отодвигая ее подальше.

В этот период малыш уже может двигаться самостоятельно. Попробуйте научить залазить на высоту в 20 сантиментов, раскладывая на полу предметы, как преграду на пути через которую он должен переступить. Это могут быть подушки, матрасы.

Упражнения и гимнастика для 2 лет

На втором году жизни, усовершенствуется ходьба, ребенок может уже самостоятельно вылезать на диван, перелезать через бревно или обруч.

В этот период на первый план выходят процедуры, развивающие основные движения (ходьба, сохранение равновесия при столкновении с преградами на пути, ползание, бросание и т. п.).

Игра с мячом. Ребенок уже умеет бросать и ловить, ударять по нему ладонью, передавать другому игроку. Малыша нужно научить спрыгивать с невысокой поверхности. Первоначально придерживайте его во время занятий. Повесьте игрушку выше, чем может достать малыш, попросите достать ее, подпрыгнув и схватить предмет рукой. Предложите малышу, лежащему на спине, самостоятельно подняться. Во время занятий придерживайте его за голени.

Комплекс упражнений для детей 3-х лет

Можно научить играть в футбол. Ему будет полезно поочередно ударять мяч носком правой или левой ноги. В этом возрасте ребенку следует бегать, это развивает дыхательную систему и кровеносную, мышечный аппарат. Поощряйте его к таким занятиям.

Для развития мышц плечевых суставов попросите малыша, обхватить самого себя руками. Дыхание его должно быть свободным и легким. На счет один он должен развести руки в разные стороны, сделав вдох, на счет два малыш сделать выдох и обхватить свое тело.

.3 Особенности массажа

При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы. Рекомендуется следующий план: исходное положение Лёжа на животе, под голеностопными суставами- валик.

. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.

. Ягодичная область - поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.

. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).

. Массаж передней поверхности грудной клетки - поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.

Заключение

Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.

Для детей данного периода основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых хронических заболеваний, климатогеографические условия.

Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.

Список литературы

1.Парахина Н. Детский массаж. Методика и техника массажа, гимнастика в домашних условиях. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 191 с.

.Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / (С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.) ; под ред. С. О. Филипповой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2006

.Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1978.

.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. теория и методика физического воспитания детей дошкольного возрастаю - М., 1978.

.Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания детей дошольного возраста М., Просвещение 1985.

Похожие работы на - Физическое воспитание детей от 1 до 3 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!