Золотое шитье Московской области

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,7 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Золотое шитье Московской области















Золотое шитьё Московской области


Бобыкина Наталья Юрьевна

Золотое шитьё на территории Московской области существует более тысячи лет. Н.В.Бабушкина в своей книге «Золотое шитьё» считает, что вышивка золотом и серебром появилась в X-VIII вв. до н.э. во Фригии, древней стране северо-западной части Малой Азии. Золотую орнаментальную вышивку находили в древних скифских курганах и в захоронениях пазырыкской культуры в 1 тысячелетии до н.э., в женских захоронениях на территории всей нашей страны, в том числе и Московской области, начиная с IX века н.э.

Сначала вышивка золотом, серебром и драгоценными камнями была орнаментальной и не столько украшающей одежду, сколько обереговой. В Государственном историческом музее хранятся кусочки расшитых золотом тканей из археологических раскопок, проводимых на территории всей России. К сожалению, ткань долго не хранится и со временем рассыпается в прах. Но даже по тем сохранившимся образцам мы видим, как тщательно вышиты древние узоры, какие растения, птицы и животные изображались умелыми мастерицами.

В такой богатой стране, как Россия, были свои особенности украшения одежды. Большое количество речного домашнего жемчуга и драгоценностей, доставляемых по древнему шёлковому пути, дали возможность развиться сначала кружевам (так назывались украшения, нашиваемые по краям одежды из жемчуга, самоцветов, золота и серебра и служившие оберегом ещё в язычестве), а потом уникальному орнаментальному и сюжетному золотому церковному и светскому шитью. Какой была одежда в IX-XII вв., мы можем судить по древним фрескам и иконам. С приходом византийской традиции, искусные русские мастерицы приняли все приёмы заграничного шитья и создали свой неповторимый стиль в искусстве.

По христианской традиции золотое и лицевое шитьё тесно связано с Марией Богородицей, которая занималась прядением и ткачеством всю свою жизнь. С неё и брали пример честные княжеские жёны, занимаясь благородным делом: прядением, ткачеством и вышиванием. В новом искусстве женщины проявили в работе весь свой талант. Лицевое шитьё Древней Руси было коллективным: «знаменщик» создавал рисунок, намечал на бумаге образец выкраски, словописец прорисовывал на ткани текст, «травщик» наносил орнаментальные мотивы. «Знаменовали» узор на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани. Знаменщики часто были хорошими иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесённый на бумагу рисунок мастерицы пришивали по контуру на ткань, а затем вышивали. От таланта и опыта вышивальщицы зависели художественные достоинства произведения. Между подкладкой и основной работой мастерицы вкладывали записочки со своим именем. Эти записочки до сих пор находят реставраторы, восстанавливая драгоценную ткань ручной работы. Позднее имя мастерицы в некоторых работах вписывалось на лицевой стороне шитья.

Русское золотое шитьё упоминается в древних летописях X-XII вв. В 1086 г. сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве в Андреевском монастыре школу для обучения девочек вышивке золотом и серебром. Жена киевского князя Рюрика Ростиславовича и дочь князя Всеволода Анна (ум. в 1215 г.) "сама прилежала трудам и рукоделиям, швением златом и серебром" и всем женщинам была примером.

Мастерские художественного шитья появились в монастырях и храмах, в женских половинах домов великих и удельных князей. Многие дочери и жёны князей были искусными вышивальщицами. В те времена было принято, что жены богатых князей прилежно занимались вышиванием для своего дома или монастыря. Шведский дворянин Пётр Петрей, служивший при Борисе Годунове и Василии Шуйском, пишет о жёнах знатных русских людей: "В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны". Так, начиная с XII в., известны вклады русских знатных женщин в монастыри Афона и в храмы Византии.

Появившаяся мода среди русских княжеских дворов украшать домашние и монастырские иконы золотым шитьём дала расцвет этому виду искусства. Золотошвейные произведения великокняжеских московских мастерских отличались от работ соседских княжеств тем, что московские вкладчики дарили в монастыри шитые не столько шёлком, сколько золотом пелены.

Самым древним известным памятником московского шитья считается пелена великой княгини Марии Тверской «Спас на убрусе с предстоящими» 1389 года. Вкладная надпись в левом нижнем углу средника: «в лет 6897 уна шитъ быс сии... вдухъ повеленьеим великиия княгини мрьи семеновыя».

В Оружейной палате Московского кремля хранится «Большой саккос» митрополита Фотия, относящийся к числу выдающихся произведений золотного шитья (1414-1417 гг.). Сшитый из византийского голубого атласа он пышно украшен более чем ста изображениями персонажей библейской истории и "портретами" современных политических деятелей, среди которых великий князь Московский Василий Дмитриевич и его жена, литовская княжна Софья Витовтовна, княжна Анна и её муж, наследник византийского императорского престола Иоанна Палеолога. Шитьё саккоса выполнено в Византии, декоративное шитьё на подольнике - в России, в мастерской Софьи Витовтовны. На убранство саккоса ушло более 4 кг жемчуга.

В XV веке с приездом из Византии в Россию Софьи Палеолог в качестве жены князя Владимира, ведущее место в золотом шитье занимают московские царские мастерские. В великокняжеской мастерской Елены Стефановны Волошанки было создано много произведений золотого искусства, среди них самая знаменитая пелена «Церковная процессия», изображающая торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия, - уникальное шитьё прядеными золото-серебряными нитями и цветными шелками по светло-песочной тафте.

Великая княгиня Соломония Сабурова, первая жена Великого князя Василия III, вышила много предметов церковного золотого и лицевого шитья. Прожив около 20 лет со своим мужем Василием III, она осталась бездетной. Для умилостивления бога, Соломония вышила пелену «Явление Божией Матери преподобному Сергию». Но Василий III отправил бездетную жену в монастырь, женившись на литовской княжне Елене Глинской. По преданию уже в монастыре Соломония родила сына.

Известной вышивальщицей была Анастасия Романовна, жена Ивана Грозного. В её мастерских были созданы великолепные образцы золотого и лицевого шитья, хранящиеся в музеях Сергиева Посада, Переславля-Залесского и московских музеях. Ирина Годунова, супруга царя Фёдора Иоанновича, была знаменитой мастерицей. Борис Годунов, брат Ирины и государь Московский, был очень богатым вельможей. Его ценные вклады в виде золотного шитья из мастерской сестры он передавал в Троице-Сергиев монастырь, что являлось традицией московских государей. Свои вклады вносили и другие императоры и императрицы, например, Екатерина II.

На Руси в золотом шитье существовало более двухсот видов вышивальных швов. Сейчас известно около ста. И нити сначала изготавливались из настоящего золота и серебра. С развитием промышленности появилась искусственная более дешёвая золотная нить, заменившая дорогостоящие металлы. И вышивка стала называться золотной. Уникальные золотошвейные предметы стали доступными сначала купеческому сословию, а затем зажиточному крестьянству. Народный орнамент трансформировался в светской одежде, обогатился растительным узором. Кокошники, шитые золотом, серебром и жемчугом, платки и ширинки передавались из поколения в поколение, сохраняя древние мотивы.

В Москве почти в каждом доме знатных москвичей были свои светлицы, где женщины шили, вышивали и создавали произведения золотного и лицевого искусства. Церковную вышивку дарили монастырям и храмам, в золоте ходила хозяйка дома и её родственники, домашний иконостас был украшен золотым убранством.

Каждый век охарактеризовался своими особенностями в русском золотном шитье. Так в XVI-XVII вв. характерна зеркальная композиция с симметричным построением узора. Во второй половине XVII в. широко распространились пышные узоры, где основной мотив располагается в центре узора. К концу XVII в. в золотном шитье прослеживается стиль барокко, широкую известность получило шитьё «по карте», где детали выполнялись отдельно, а затем прикреплялись к изделию. В XVIII в. становится характерной особенностью обводка рисунка по контуру мелкими ажурными петлями, а узоры становятся пышными с растительными мотивами. одежда вышивка золотой украшение

В крестьянской одежде золотом шили нарядные душегреи и кокошники, драгоценные нити использовали при вышивании воротников, ожерелок, запястий и низа рубашек. Кокошники, пришедшие в моду в XVII в., имели различную форму в зависимости от местожительства хозяйки. К московским кокошникам принято относить круглый, вышитый по бокам и сверху, головной убор, похожий на корону. Особым украшением великорусской одежды были золотные кружева.

Интерес к произведениям золотного шитья появился у коллекционеров древностей во второй половине XIX в., таких как граф А.С. Уваров, П.И. Щукин и др. Тогда же стали в России открываться музеи, где были представлены памятники древнерусского шитья (Оружейная палата, Российский исторический музей). Нельзя обойти вниманием царский бал 1903 года, где все вельможи были одеты в стилизованные русские костюмы. Костюмы заказывались в Торжке, царских мастерских, дорабатывались в княжеских и дворянских светлицах. Выставки, устроенные в Париже (1903-1913 гг.), Москве, а затем в Петербурге в честь 300-летия дома Романовых, широко представили русское золотное шитьё во всех его проявлениях.

Революция 1917 года нанесла большой урон уникальному виду творчества. Закрывались монастыри и храмы, драгоценные пелены и паволоки сжигались или выбрасывались на свалку. Многие образцы были спасены только тем, что они передавались в музеи. Так коллекция Сергиевопосадской лавры перешла в Загорский музей, где многие образцы были спасены и отреставрированы.

Мастерская Троице-Сергиевой лавры более 700 лет за исключением советского периода выполняла работы для собственных нужд и по заказам. Еще основатель обители преподобный Сергий Радонежский и её насельники сами кроили и шили себе иноческую одежду. И сейчас мастерская работает, выполняя заказы для России и Ближнего Зарубежья. Здесь работают Галина Андреевна Джусюк и Евгения Михайловна Медведева, сестры золотошвейки Нина Владимировна и Надежда Владимировна Осиповы.

В конце ХХ века стали восстанавливаться православные храмы и монастыри, вместе с этим стали открываться вышивальные мастерские.

Знаменитой стала мастерская при Сретенском монастыре. Её вышивальщицы в 2009 году сделали реконструкцию патриаршего облачения времён Византии для Алексия II. Облачение состоит из саккоса, большого и малого омофоров, епитрахили, поручей, палицы, пояса и весит двенадцать килограммов! Пятнадцать опытных мастериц вышивали его два года под руководством Елены Батытиной. В результате получился настоящий шедевр златошвейного искусства. На протяжении многих лет мастерицы выполнили несколько реконструкций церковной одежды.

В 1991 году при Спасо-Преображенском храме Балашихинского благочиния была открыта вышивальная мастерская, создавшая много удивительных работ по технологии, известной более 1000 лет. Облачение протоиерея Николая, предметы церковного обихода: пелены, воздухи, покровцы, ширинки, иконы выполняются искусными мастерами и учениками, пополняя сокровищницу русского православия. Вместе с опытными взрослыми мастерами в храме работают дети от 9 до 17 лет.

В декабре 2013 года в МБУК «Картинная галерея» была организована выставка золотного шитья «Золотая иголочка». Для более полного понимания картины развития золотного шитья в Московской области научные сотрудники ознакомились с несколькими мастерскими при храмах и монастырях, музейными коллекциями, пригласили для участия светские мастерские и отдельных мастеров. Выставка получилась небольшая, но она дала возможность увидеть, что уникальный пласт истории русского народа сохранён талантливыми и скромными женщинами, продолжающими тысячелетнюю традицию православия. Вера Скакун, руководитель вышивальной мастерской при Спасо-Преображенском храме Балашихинского благочиния, в праздничные новогодние дни показала в галерее мастер-класс по золотному шитью для всех жителей города. Также на выставке приняли участие московская мастерская «Древо» при центре народной культуры «Мать земля», рук. Николаева Ирина Олеговна, мастера из Москвы, Балашихи и Железнодорожного Медникова, Зверева, Зайцева.

Отдельной темой стоят коклюшечные золотные кружева, которые восстанавливаются кружевницами Москвы и Московской области по старинным сколкам. На выставке экспонировались работы членов творческого клуба «Светлица» (МБУК «Картинная галерея», г.о. Балашиха) Надежды Бызовой и Юлии Михайловой. Такими кружевами украшались облачения священников, светские костюмы и предметы быта. Крестьянки Московской губернии включали в свои праздничные костюмы элементы золотной и серебряной вышивки, где особой роскошью отличались головные уборы - кокошники и сороки.

В настоящее время в Москве и Московской области существует много светских и православных мастерских, где обучают древнему виду искусства и продолжают обогащать уже современную культуру предметами золотного и лицевого шитья. Особо хочется отметить члена Творческого Союза художников России, мастера Комиссарову Нину Александровну, которая вышивает уникальные произведения и проводит многочисленные мастер-классы в Городе Мастеров на ВВЦ в Москве и других городах. В 2014 году на Зимней Олимпиаде в Сочи гости нашей страны любовались её работами. Также славятся выпускники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, золотошвейной мастерской Ново-Спасского монастыря, среди которых - уже известный мастер Назаркина Марина Юрьевна. Курс по золотному и лицевому шитью преподаётся на кафедре лицевого и золотного шитья Православного гуманитарного института «Содействие» (с 1996 до 2008 Высшие православные курсы). В Воскресных школах при храмах Москвы и Московской области открываются швейные мастерские, где мастера вышивают уникальные произведения, выполняют реконструкции древних образцов, а также обучают всех желающих этому виду творчества. Традиция золотного и лицевого шитья продолжает жить и в наше время.

Литература

1.Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. - М.: Изобразительное искусство, 1982

.Катасонова Е.Ю. Золотное шитье домонгольской Руси. X-XIII вв./журнал Убрус № 4 - Спб. Издание Золотошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2005

.Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитьё. - М.: Красная площадь, 2004

.Сайт Сергиево-Посадского музея-заповедника http://www.musobl.divo.ru/

.Фехнер М.В. Древнерусское золотное шитье X-XIII вв. в собрании Государственного Исторического музея // Средневековые древности Восточной Европы. - М., 1993

Похожие работы на - Золотое шитье Московской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!