Организация работы заводской сортировочной станции
Введение
вагонооборот поезд
маневровый станция
Промышленный
транспорт играет большую роль в развитии современного производства и является
важной его отраслью. Значение транспорта непрерывно возрастает в связи с тем,
что современные масштабы промышленности связаны с перемещением больших объемов
сырья, топлива и готовой продукции. Транспортировка должна быть непрерывной и
согласованной, так как все виды транспорта в условиях современного хозяйства
являются звеньями единой транспортной системы страны. Транспорт входит в
технологический комплекс предприятий, оказывая прямое воздействие на
эффективность их работы. Несвоевременная подача вагонов может привести к
нарушению технологии основного производства и остановке агрегатов. Совокупность
взаимодействующих технологических средств и устройств различных видов
транспорта, предназначенных для обслуживания и обеспечения технологической
взаимосвязи между цехами и предприятиями, называется промышленным транспортом.
Характерными
особенностями промышленного железнодорожного транспорта являются:
наличие тесной
взаимосвязи транспорта и промышленного производства, составной частью которого
он является;
преобладание в
перевозочном процессе погрузочно-разгрузочных операции;
- незначительная
средняя дальность перевозок (6,8 км для железнодорожных и 16,7 км для
автомобильных);
- большой объем
маневровой работы;
многократное
выполнение грузовых операций;
небольшая
протяженность и большая разбросанность железнодорожных путей, которые приводят
к усложнению системы управления промышленным транспортом.
Межцеховые
перевозки подразделяются на специальные, выполняемые технологическим составом,
и общего характера. Обычно подвижной состав, используемый для внутризаводских
перевозок, не выходит на магистральную сеть. На металлургических предприятиях
объем специальных (горячих) перевозок составляет примерно 25% грузооборота
завода. Организация работы транспорта влияет на ритм работы основных цехов
металлургического производства, коксохимического, доменного, сталеплавильного и
прокатного.
В доменном цехе
должна обеспечиваться своевременная подача ковшей под выпуски чугуна и доставка
его к миксерам и к нагревательным колодцам должна осуществляться с наименьшей
потерей температуры в процессе транспортировки.
Ритмичность
отгрузки готовой продукции позволяет снизить простои вагонов, влияет на
экономические показатели предприятия в целом.
Работа
железнодорожного транспорта в металлургическом производстве имеет ряд
особенностей:
срочность горячих
перевозок;
большие нагрузки на
ось подвижного состава;
большая
грузонапряженность железнодорожных путей;
подвижной состав на
перевозке.
Кроме собственных
грузов, железнодорожный транспорт металлургических предприятий перевозит
значительное количество грузов сторонних организаций, удельный вес которых
составляет в среднем 15% общего грузооборота. Поворот к интенсивным методам
ведения хозяйства, повышение эффективности экономики - главная задача, которая
стоит перед народным хозяйством, а значит и перед промышленным железнодорожным
транспортом.
Заводские сортировочные станции
предназначены для расформирования поездов, прибывших в адрес предприятия, и
формирования поездов отправляемых на внешнюю железнодорожную сеть. Поезда,
прибывшие в адрес завода и состоящие из вагонов разных назначений, на
сортировочной станции расформировываются с подборкой вагонов по внутризаводским
районам станции, где их окончательно распределяют по фронтам выгрузки. При этом
не исключается возможность и полного расформирования поездов по фронтам
выгрузки, если разгрузочные пункты обслуживаются ЗСС. Вагоны, отправляемые
предприятием на внешнюю сеть, формируют в поезда. Если в пунктах погрузки,
обслуживаемых ВЗС, накапливается достаточное для формирования поезда количество
вагонов, то он может быть организован во внутризаводской район станции. Такой
поезд будет проходить ЗСС без переработки, как транзитный.
В тех случаях, когда на ВЗС нельзя
сформировать поезд из-за недостатка вагонов, его формируют на ЗСС из вагонов
поступающих с нескольких ВЗС. На ЗСС могут быть выполнены работы по выгрузке и погрузке
грузов, прибывающих или отправляющихся с завода.
Когда ЗСС является одновременно и
пунктом по обмену вагонов между предприятиями и дорогой примыкания, по ней
осуществляются операции по приёму и сдаче вагонов.
ЗСС выполняет
обычно приём поездов пребывающих в адрес завода с внешней сети, отправление их
на внешнюю сеть; расформирование прибывающих поездов; формирование отправляемых
поездов, расчленение прибывающих маршрутных поездов на части; накапливание
вагонов до полного состава; погрузка-выгрузка вагонов; приём и отправление
поездов и др.
1.
Общая часть
.1
Технико-эксплуатационная характеристика станции
На станции
поперечного типа уложено 12 путей и 32 комплекта стрелочных переводов, 8 из
которых марки 1/11, а остальные марки 1/9. На главном пути уложены рельсы типа
Р-65, на остальных путях рельсы типа Р-50.
Пути станции
предназначены для выполнения следующих операций:
путь - главный,
предназначен для безопасного пропуска поездов и для стоянки поездов имеющих
кратковременную остановку;
и 3 пути -
приемоотправочные, предназначены для приема, отправления и обработки сборных
поездов, прибывающих с РЖД, а также для безостановочного пропуска поездов;
путь -
приемоотправочный, предназначен для приема и обработки сборных поездов,
отправляемых на станцию примыкания;
и 6 пути -
приемоотправочные, предназначены для приема и стоянки внутризаводских поездов;
, 8, 9, 10 пути -
сортировочные, предназначены для расформирования и формирования составов;
путь - предназначен
для накопления вагонов РЖД на сдачу;
12 путь -
маневровая вытяжка, предназначена для работы со сборными
поездами.
2. Специальная часть
.1 Расчет суточного
грузооборота
Суточный грузооборот рассчитывается
по формуле (1):
Q=,
(1)
где Qгод - годовой грузооборот, т;
kн - коэффициент
неравномерности перевозок, в расчетах принимается по прибытию - 1,2, по
отправлению - 1,1.
Суточный грузооборот по прибытию:
На Д
- Руда Q==
4932
Известняк Q==
1151
На М
Металлолом Q==
2960
Ферросплав Q==
592
Магнезит Q==
675
На У
Коксующийся уголь Q==
3123
Оборудование Q= 361
На П
Валки Q= 295
Огнеупоры Q= 493
Суточный грузооборот по отправлению
с Д
- Чушковый чугун Q==
813
Шлак гранулированный Q==
603
с М
Слитки Q==
1085
с У
Кокс Q==
904
Смола Q==
603
Сульфат Q==
362
с П
Готовый прокат Q==
2441
Суточный грузооборот
внутризаводских перевозок
У - Д
Кокс Q==
383
П - М
Обрезь Q==
302
2.2 Расчет вагонооборота
Суточный вагонооборот
рассчитывается по формуле (2):
U=,
(2)
где Qсут - суточный грузооборот, т;
q - грузоподъемность, т;
kг - коэффициент
использования грузоподъемности.
Суточный вагонооборот по прибытию
На Д
- Руда U==
77
Известняк U==
20
На М
Металлолом U==
46
Ферросплавы U==
12
Магнезит U==
13
На У
Коксующийся уголь U==
61
Оборудование U==
6
На П
Валки U==
5
Огнеупоры U==
9
Суточный вагонооборот по
отправлению
с Д
Чушковый чугун U==
13
Шлак гранулированный U==
11
с М
Слитки U==
17
с У
Кокс U==
19
Смола U==
15
Сульфат U==
7
с П
Готовый прокат U==
38
Суточный вагонооборот
внутризаводских перевозок
У - Д
Кокс U==
8
П - М
- Обрезь U==
4
Результаты расчетов
сводятся в косую таблицу вагонооборота
вагонооборот поезд
маневровый станция
Таблица 1 - Косая
таблица вагонооборота
Куда Откуда
|
РЖД
|
ЗСС
|
Д
|
У
|
М
|
П
|
Итого
|
РЖД
Д
У
М
П
52
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
271
|
__
|
97
|
89
|
89
|
52
|
|
Таблица 2 - Таблица
избытка и недостатка порожних вагонов
Наименование станции
|
Прибыло
|
Убыло
|
Избыток
|
Недостаток
|
РЖД
|
|
|
|
|
Д
|
97 пв.
|
24 пв.
|
73 пв.
|
|
У
|
61 пв. 6 пл.
|
19
пв. 15ц. 7 кр.
|
42 пв. 6 пл.
|
15ц. 7 кр.
|
М
|
59
пв. 12 кр.
|
18 пл.
|
59 пв. 12 кр.
|
18 пл.
|
П
|
5 пл. 9 кр.
|
38 пв.
|
5 пл. 9 кр.
|
38 пв.
|
2.3
Расчет нормы массы поездов на прилегающих перегонах
Норма массы поездов
рассчитываются по формуле (3):
(3)
где Fk - касательная сила тяги локомотива,
кг;
P
- вес локомотива, т;
- основное удельное
сопротивление движению локомотива, кг/т;
- основное удельное
сопротивление движения вагонов, кг/т;
i
- руководящий подъем, 0/00.
Для поездной работы
используется локомотив ТЭ - 3 (1 секция) со следующими характеристиками:
Fk
= 20200 кг
P
= 124 т
= 1.9 кг/т
= 2.1 кг/т
РЖД - ЗСС
Q==
2433
ЗСС - Д
Q==
3214
ЗСС - П
Q==
2558
ЗСС - У
Q==
1854
ЗСС - Д
Q==
2626
2.4
Расчет количества вагонов в поезде
Количество вагонов
в поезде определяется по формуле (4):
, (4)
где Q - норма массы поезда, т;
qбр
- вес вагона брутто (85 т.).
ЗСС - РЖД
n
==
27
ЗСС - Д
n
==
36
ЗСС - П
n
==
28
ЗСС - У
n
==
21
ЗСС - М
n
==
29
2.5
Расчет количества поездов
Расчет количества
маршрутных поездов
Количество
маршрутных поездов определяются в зависимости от заданного процента
маршрутизации.
Количество
маршрутов рассчитываются по формуле (5):
, (5)
где Uм - суточный вагонопоток для маршрутных грузов;
m
- количество вагонов в маршруте (55 ваг.).
ЗСС - У
─ уголь
N==0,8
- нет маршрута
ЗСС - Д
руда
=1,19 - маршрут 18
вагонов
У - ЗСС
кокс
=0,2 - нет маршрута
П - ЗСС
прокат
=0,3 - нет маршрута
Расчет количества
сборных поездов
Количество сборных поездов
рассчитывается по формуле (6):
, (6)
где ncб
- количество вагонов приходящих в сборных поездах;
mcб
- количество вагонов в сборном поезде.
По прибытию
РЖД - ЗСС
=7п.
ЗСС - Д
= 2п.
ЗСС - У
= 4п.
ЗСС - П
= 1п. (Из 14 вагонов)
ЗСС - М
= 3п.
По отправлению
ЗСС - РЖД
= 5п.
Д - ЗСС
=1п. (из 24 вагонов)
П - ЗСС
= 1п.
У - ЗСС
= 2п.
М - ЗСС
= 1п. (из 18 вагонов.)
Расчет количества
поездов с порожними вагонами
Количество поездов
с порожними вагонами рассчитываются по формуле(7):
, (7)
где nпор - количество порожних вагонов отправляемых на регулировку под
погрузку готовой продукции на РЖД, ваг;
mпор
- количество порожних вагонов в поезде, зависит, как правило от вместимости ПОП
(40 ваг.).
По прибытию:
РЖД - ЗСС
= 1п. (из 22 вагонов)
ЗСС - У
= 1п. (из 15 вагонов)
ЗСС - М
= 1п. (из 7 ваг)
По отправлению:
ЗСС - РЖД
= 4п.
Д - ЗСС
= 1п. (из 35 вагонов)
У - ЗСС
= 1п. (из 42 вагонов)
М - ЗСС
= 2п.
П - ЗСС
= 1п. (из 2 вагонов)
У - М
= 1п. (из 6 вагонов)
П - М
= 1п. (из 5 вагонов)
П - У
= 1п. (из 7 вагонов)
Д - П
= 1п. (из 38 вагонов)
Расчет количества
внутризаводских поездов
Внутризаводские поезда
перевозятся по предприятию по контактному графику и называются «вертушками».
Контактный график - это
суточный план внутризаводских поездов, увязанный с технологией работы цехов,
складов и самого транспорта.
Количество поездов
определяется по формуле (8):
, (8)
где nмп - количество вагонов, перевозимых во внутризаводских поездах за
сутки;
mмп
- количество вагонов в «вертушке».
«Вертушки» в одном
направлении идут груженные, а обратном - порожние.
У - Д - кокс
=1 поезд
П - М - обрезь
= 1 поезд
2.6 Расчет нормы времени
на прием и отправление поездов
Расчет времени на
прибытие поезда
Время прибытия поезда
рассчитывается по формуле (9):
Тприб = Тмарш
+ Тосв + ,
(9)
где Тмарш
- время на приготовление маршрута приема поезда и открытия входного сигнала,
принимается 1 мин. при ЭЦ;
Тосв -
время на освоение сигнала машинистом поезда, принимается 0,5 мин;
L - путь, пройденный поездом по прибытию, км;
V - скорость прибытия поезда, принимаем 25 км/ч.
Путь пройденный
поездом по прибытию рассчитывается по формуле (10)
L = Lторм + Lсигн + Lстр + Lполез, (10)
где Lторм - тормозной путь, принимается 300 м;
Lсигн - расстояние от
входного сигнала до входной стрелки, принимается 50 м;
Lстр - длина стрелочной зоны,
принимается 200 м;
Lполез - полезная длина пути
приема, принимается 1050 м.
L = 300 + 50 + 200 + 1050 = 1600 = 1,6 км
Тприб = 1,0 +
0,5 + =
6 мин
Расчет времени на
отправление поезда
Время на отправление
поезда рассчитывается по формуле (11):
Тотпр=Тмарш+,
(11)
Lотпр=Lстр+Lполез, (12)
Lотпр
= 200 + 1050 = 1250 = 1,25 км
Tотпр
= 1,0 +=
4 мин
Расчет времени хода
поездов по перегону
Время хода поездов по
перегону определяется по формуле (13)
, (13)
где L - длина перегона, км;
V
- установленная скорость движения по перегону, км/ч;
Tр-з
- время разгона и замедления поезда, принимается 1 мин.
ЗСС - РЖД
= 19
ЗСС - Д
= 9
ЗСС - П
= 12
ЗСС - У
= 6
ЗСС - М
= 10
2.7 Расчет норм времени
на выполнение маневровых передвижений
Расчет времени на
расформирование состава
Время на расформирование
сборного поезда на станции промышленного предприятия, с использованием
горизонтальной вытяжки, определяется по формуле (14)
Трасф = (А •
q + Б • m + 0.03 • m) • k, (14)
где А, Б - нормативные
коэффициенты, зависящие от способа выполнения маневров. При расформировании
изолированными толчками А = 0,88, Б = 0,22;
q
- количество отцепов, принимаем по количеству назначений q = 4;
m
- количество вагонов в сборном поезде, ваг;
k
- коэффициент, учитывающий сложность работы промышленного транспорта, принимаем
1,2.
Трасф = (0,88
• 4 + 0,22 • 27 + 0,03 • 27) • 1,2 = 12 мин.
Расчет времени на
формирование поезда
Время на формирование
поезда рассчитывается по формуле (15):
Тформ=Тсорт+Тсб,
(15)
где Тсорт -
время на сортировку вагонов, мин;
Тсб - время
на сборку отсортированных групп, мин.
Время на сборку
отсортированных групп рассчитывается по формуле (16)
Тсб =1,8 • Р
+ 0,03 • n
где Р - количество
путей, с которых собирается отсортированные группы, мин;
Тсб =
1,8 • 2 + 0,03 • 27 = 4 мин.
Тформ=16+5=21
мин.
2.8
Расчет плана расформирования и формирования поездов
Таблица 3 - План
расформирования сборных поездов
Д
|
У
|
М
|
П
|
28
|
6
|
9
|
13
|
-
|
28
|
6
|
9
|
13
|
-
|
28
|
6
|
9
|
13
|
-
|
28
|
6
|
10
|
7
|
5
|
28
|
6
|
10
|
7
|
5
|
27
|
6
|
10
|
17
|
4
|
27
|
6
|
10
|
11
|
-
|
194
|
42
|
67
|
71
|
14
|
Таблица 4 - План
формирования сборных поездов
РЖД
|
Д
|
У
|
М
|
П
|
27
|
5
|
8
|
4
|
10
|
27
|
5
|
8
|
4
|
10
|
27
|
5
|
8
|
5
|
9
|
27
|
5
|
8
|
5
|
9
|
13
|
4
|
9
|
-
|
-
|
121
|
24
|
41
|
18
|
38
|
2.9
Технологические графики обработки поездов
Таблица 5 -
Примерный график обработки поездов, поступающих в переработку ЗСС
Операции
|
До прибытия поезда
|
Время
|
Исполнители
|
|
|
0 0
|
10
|
2200000
|
|
1. Получение от соседней станции извещение об отправлении поезда
|
|
|
|
|
ДСП
|
2. Выход на путь приема работников, участвующих в обработке
поездов
|
ш
|
|
|
|
Работники ПТО, приемосдатчик
|
3. Оформление приема поездов
|
|
5
|
|
|
ДСП
|
4. Отцепка поездного локомотива
|
|
5
|
|
|
Локомотивная бригада
|
5. Технический и коммерческий осмотр состава, устранение
неисправности
|
|
2
|
2
|
|
Работники ПТО, приемосдатчик
|
6. Получение документов от ДСП и проверка их
|
|
8 5
|
|
|
ДСД, тех. конторщик
|
7. Проход списчика к составу
|
|
3
|
1
|
|
|
8. Меловая разметка состава
|
|
|
|
|
Списчик
|
9. Подготовка маневрового состава к расформированию
|
|
10 •
|
|
|
|
Работники ПТО
|
10. Подача маневрового локомотива
|
|
|
5
|
|
Локомотивная бригада
|
11. Начало расформирования
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
20
|
|
Таблица 6 -
Примерный график обработки поезда своего формирования по отправлению
Операции
|
До прибытия поезда
|
Время
|
Исполнители
|
|
|
0
|
1
|
20
|
30
|
|
1. Окончание формирования
|
|
|
|
|
|
Сост. Бригада
|
2. Перестановка состава
|
н
|
|
|
|
|
Сост. Бригада
|
3. Технический и коммерческий осмотр состава устранение
неисправности
|
|
|
20
|
|
|
Работники ПТО, приемосдатчик
|
4. Списывание вагонов
|
|
8 Г
|
|
|
|
списчик
|
5. Подборка документов
|
|
|
7
|
|
|
Тех. Конторщик
|
6. Проверка состава
|
|
10
|
•
|
|
|
ДСД
|
7. Подача поездного локомотива
|
|
|
6 - Л
|
\
|
|
Локомотивная бригада
|
8. Проход главного кондуктора в те. контору и прием документов
|
|
|
|
10 1
|
|
ДСД
|
9. Прицепка поездного локомотива, проба автотормозов
|
|
|
|
10 шииввяц
|
|
Локомотивная бригада
|
10. Проход ДСД к поезду, оформление и отправление
|
|
|
|
5
|
|
ДСД ДСП
|
ИТОГО
|
|
30 •вв
|
|
Таблица 7 -
Примерный график обработки поезда с порожними вагонами
Операции
|
До прибытия поезда
|
Время
|
|
|
0
|
10
|
20
|
30
|
1. Извещение работников
|
5 мин
|
|
|
|
|
2. Выход работников на путь приема
|
5 мин.
|
|
|
|
|
3. Технический и коммерческий осмотры состава, безотцепочный
ремонт
|
|
20
|
|
|
|
4. Разметка вагонов
|
|
|
|
|
5
|
5. Прицепка маневрового локомотива вытягивание на вытяжку
|
|
|
|
|
5
|
ИТОГО
|
|
30 ттяитл
|
Таблица 8 -
Примерный график обработки поезда с порожними вагонами
Операции
|
До прибытия поезда
|
Время
|
|
|
0
|
10
|
2
|
30
|
40
|
1. Приготовление маршрутов приема и открытие входного сигнала
|
3 мин
|
|
|
|
|
|
2. Извещение работников станции о времени и пути приема поезда
|
1 мин
|
|
|
|
|
|
3. Выход на путь приема работников, участвующих в обработке
поезда
|
4 мин
|
|
|
|
|
|
4. Отцепка локомотива РЖД
|
|
5
|
|
|
|
|
5. Приемо-сдаточная операция
|
|
|
•
|
•
|
3
|
\
|
6. Списывание состава
|
|
10
|
|
|
|
|
7. Проверка подборка и пакетирование документов
|
|
|
10
|
|
|
|
8. Вручение документов машинисту локомотива
|
|
|
|
|
|
5 • ^^и~^~ ю :
|
9. Прицепка локомотива и опробование тормозов
|
|
|
|
|
|
10
|
ИТОГО
|
|
40 тшятт
|
Таблица 9 -
Примерный график обработки «вертушек»
Операции
|
До прибытия поезда
|
Время
|
Исполнители
|
|
|
0
|
1
|
20
|
|
1. Извещение работников
|
5 мин
|
|
|
|
ДСП
|
2. Выход работников на путь приема
|
5 мин
|
|
|
|
Работники ПТО
|
3. Технический и коммерческий осмотры состава, безотцепочный
ремонт
|
|
т
|
15 •
|
|
|
Работники ПТО
|
4. Разметка вагонов
|
|
|
|
5
|
ДСД, тех. конторщик
|
5. Прицепка маневрового локомотива и вытягивание на вытяжку
|
|
|
|
10 •
|
Локомотивная бригада
|
ИТОГО
|
|
20
|
|
3.
Организационная часть
.1
Организация приема и отправления поездов
Заводская
сортировочная станция принимает и отправляет маршрутные и сборные поезда,
порожние вагоны с назначением на РЖД и внутризаводские станции, а также
внутризаводские поезда. Если станция двух - парковая, то транзитные поезда
прибывают в приемоотправочный парк, где с ними выполняют приемосдаточные
операции, разметку вагонов, оформление документов и отправление на
внутризаводскую станцию назначения, а сборные поезда вытягивают на вытяжку для
расформирования
Внутризаводские
поезда принимают в приемоотправочный парк и после технологического осмотра
«вертушки» отправляют на внутризаводские станции по назначению.
3.2
Организация маневровой работы на станции
Маневровая работа
на ЗСС по расформированию и формированию поездов осуществляется соответствии с
планом с использованием горизонтальной вытяжки. Маневры по расформированию
сборных поездов осуществляется изолированными толчками по путям сортировочного
парка. Пути в сортировочном парке имеют свою специализацию в соответствии с
назначением на внутризаводские станции Д, П, М, У.
Формирование сборных
передач на РЖД из груженых вагонов осуществляется с использованием двух путей
СП, на которых вагоны подбирают в двухгруппные поезда (нечетного и четного
направлений), которые выставляют в ПОП для выполнения операций по сдаче на РЖД.
4.
Экономическая часть
.1
Расчет показателей суточного плана графика
К показателям
суточного плана графика относятся:
0коэффициент использования поездного локомотива во времени;
1занятость горловины в процентах;
2занятость приемоотправочных путей в процентах;
3занятость сортировочных устройств;
4средний простой вагонов на станции.
Коэффициент
использования локомотивов во времени определяется по формуле (16):
kв = (М•Т)/(Мр•
(Т-Тэк)) •100% (16)
где М•Т - потребное
количество локомотиво-часов для выполнения работ на станции, лок.;
Мр -
рабочий парк локомотивов, в расчетах принимается 1 лок.;
Т - время работы
локомотива в течение суток, в расчетах принимается 1440 мин.;
Тэк -
время на экипировку локомотива, в расчетах принимается 60 мин.
Занятость локомотива
на сортировочных станциях составляет от 30 до 70 процентов.
Литература
1.
Калинин В.К. Общий курс железных дорог. - М.: Транспорт, 1972
2.
Савченюк И.Е. Железнодорожные станции и узлы. - М.: Транспорт,
1973
3.
Лабадин С.И., Шмулевич М.И. Организация перевозок и управление
железнодорожным транспортом металлургических заводов. - М.: Металлургия, 1978
4.
Лощин А.В, Охрана труда на железнодорожном транспорте. - М.:
Транспорт, 1977
5.
Хануков Е.Д. Экономика железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт,
1979
6.
Петров А.П., Сергеев Е.С. Организация движения на железнодорожном
транспорте. - М.: Транспорт, 1982
7.
Романов А.П., Мирошниченко З.Л. Организация движения поездов на
промышленном железнодорожном транспорте. - Вища школа, Киев, 1986