Графическая составляющая стиля модерн
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
(ФГБОУ ВПО
«УРАЛГАХА»)
Кафедра графического
дизайна
РЕФЕРАТ
Графическая
составляющая стиля модерн
Выполнила студентка гр. № 197
Плотникова А.
Руководители: Типикин В.В.
Луканина Т.В.
Колбина Н.В.
г.
Екатеринбург, 2014 г.
Содержание
Введение
. Определение стиля модерн
. История стиля модерн
. Графическая составляющая
стиля
Список использованной литературы
Введение
модерн
графический стиль
Модерн - стиль, художественное направление в
искусстве, наиболее распространенное в конце XIX
- начале XX века.
Отличительными особенностями данного стиля является отказ от прямых линий и
углов в пользу более естественных, гладких линий. В России стиль модерн не
получил такого широкого распространения, как в Европе. В этом реферате я хочу
выявить графическую составляющую стиля модерн, предварительно выявив
определение стиля и рассказав о его истории.
1. Определение стиля модерн
Модерн ( от франц. -новый, современный) - период
развития европейского искусства на рубеже XIX-XX
веков, включающий различные художественные течения и школы. Основное стремление
модерна - противопоставление своего творчества предыдущим периодам. Как течение
модерн существовал не долго, так же он имеет определенные временные границы -
конец 1880-х и до 1914 года, т.е. начало Первой мировой войны. Отличительные особенности
стиля: отказ от прямых линий и углов, более естественные мотивы, гладкие линии,
интерес к новым технологиям, так же и в архитектуре. Модерн стремился вовлечь в
сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Большое влияние на стиль
модерна оказало искусство Японии. В данном стиле выделяются два основных
направления: конструктивное и декоративное. А в Италии и России сильное влияние
на становление стиля оказали национальные традиции, где образцы модерна имели в
себе традиционные формы. Модерн включил в себя большое количество различных
направлений и подвергся влиянию различных национальных культур и традиций.
Художники модерна чаще всего брали за основу своих рисунков орнаменты из
растительного мира.
В архитектуре, помимо общих положений, которых
придерживались в стилистике модерна, большое внимание уделялось не только
внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы художественно
обрабатывались. Первый архитектор, работающий в этом стиле, Виктор Орта
использовал новые материалы: металл и стекло. Несущим элементам он придавал
необычные изогнутые формы. Все элементы домов и внутреннего дизайна тщательно
проектировались в едином стиле. Дальше всех от классических представлений об
архитектуре ушел Антонио Гауди. Сооруженные им здания безупречно вписываются в
окружающий их
пейзаж. (рис.1.1 Дом Бальо 1906г. Антонио Гауди)
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние
оказал символизм. Для живописи модерна характерно стремление к созданию
самостоятельной художественной системы. Так же, для живописи характерно
сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и
«вылепленных» со скульптурной четкостью фигур и лиц первого плана.
рис. 1.1 Дом Бальо 1906г. Антонио Гауди
рис.1.2 Альфонс Муха. Мод Адамс как Жанна д`Арк.
Афиша 1909г
рис.1.3 Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908гг
. История стиля модерн
В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль
эклектики, которой заключался в цитировании и повторении предыдущих
художественных стилей. Но уже в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал
вырабатываться новый стиль, противопоставляющийся эклектизму новые
художественные приемы.
Уильям Моррис создавал предметы интерьера, вдохновленные
растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные волнистые
узоры в книжной графике. Так и произошло зарождение стиля модерн.
Модерн стремился стать единым синтетическим
стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном
ключе. Модерн, по мысли ряда его теоретиков, должен был стать стилем жизни
нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека
цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить
духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных
форм и приемов современных материалов и конструкций.
Модерн пытался преодолеть характерное для
культуры XIX века
противоречие между художественными и утилитарными началами, придать эстетический
смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы
жизни и сделать человека частицей художественного целого.
Период становления модерна отмечен
национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному
искусству. Зрелый модерн приобрел черты интернационального стиля, основанного
на применении принципиально новых художественных форм.
. Графическая составляющая стиля модерн
В графике стиль модерн противопоставлялся
классическому стилю, использовал асимметрию, нестандартные пропорции,
растительные орнаменты. Колористика модерна это сдержанные постельные тона. Наиболее
привлекателен для женской аудитории. (рис. 3.1; 3.2; 3.3 плакаты в стиле
модерн).
До 1914 года модерн остается доминирующей
стилистикой в рекламе и дизайне. Многие художники рекламы, использующие
типичные приемы модерна, постепенно доводят стилистику арт-нуво до
соприкосновения с китчем, умножая плавные рамки и вьющиеся линии. Примером
графического дизайна модернизма является эмблема Баухауза, разработанная о.
Шлеммером (рис.3.4).
Графика стилистики модерна сочетала в себе
особенную плавность линий, шрифты напоминали растительность, плакаты
оформлялись многочисленными растительными узорами, цветами. Так же я бы
обозначила этот стиль как более женственный, пластичный, мягкий. (рис.3.5; 3.6)
Вывод
Модерн появился на рубеже XIX-XX
веков и повлиял на все аспекты искусства, будь то архитектура, живопись или
графический дизайн. Использовались плавные линии, природные орнаменты,
пастельные тона. Модерн как стиль не существовал совершенно обособленно, но
совершенно переменил тенденции в искусстве. Определенный подход к графическому
дизайну сформировался немного позже окончания эпохи модерна, в 20-30 года. Этот
подход характеризуется декоративностью, смелостью, стремлением к красоте и
изяществу. Проанализировав множество примеров графических работ и произведений
искусства, изучив появление и исторические факты стиля а так же основные
положения, можно с уверенностью заключить, что данный стиль перечеркивает всё,
что было ранее и создает популярное в те года течение, направленное на
плавность, гладкость, женственность, натуральность. Природные узоры
перекликались с немногочисленными орнаментами, которые использовались
практически везде, и которые, также, были очень между собой похожи.
Спсок используемой литературы.
<https://ru.wikipedia.org/wiki/Модерн>
<http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/25035/>
<http://alexsv.ru/stili_v_graficheskom_dizaine/>
<http://bibliofond.ru/view.aspx?id=535849>
<http://www.historicus.ru/modern/>
<http://yellowdog.ru/blog/i/logo_trends_2012>