Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ




Реферат

по дисциплине «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока


Выполнил:

Хоймов Илья Владимирович





НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - 2014

Содержание

Введение

. Ушу

. Каратэдо

. Джиу-джитсу и дзюдо

. Таэквондо

Заключение

Список литературы


История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорте, история рассматривает их как часть всей человеческой культуры. На основе объективно действующих закономерностей развития человеческого общества прослеживается эволюция физической культуры с древнейших времен до наших дней.

Научно-теоретической основой исторической науки о физической культуре и спорте является диалектический и исторический материализм.

Применение диалектического материализма позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи обусловленности с другими сторонами жизни общества. Показывая физическую культуру и спорт в непрерывном движении, изменении, история рассматривает их развитие как результат борьбы новых идей со старыми. Диалектические закономерности дают нам возможность составить научное представление о поступательном развитии физической культуры на протяжении всей истории общества.

На основе законов исторического материализма развитие физической культуры и спорта рассматривается в зависимости от конкретной общественно-экономической формации, географической среды, национальных особенностей. Исторический материализм позволяет вскрыть классовую природу физической культуры, понять, что ее подлинными творцами и созидателями являются народные массы, а не отдельные личности.

История физической культуры и спорта - увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромно количество интереснейших материалов, наглядно показывающих развитие физической культуры.

Источниками наших знаний о физической культуре стран Древнего Востока являются, прежде всего, памятники материальной культуры, различные изображения на стенах храмов, дворцов и могильников, некоторые памятники древневосточной. Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека.

Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим. Пользуясь этим, но духовенство связывало физическую культуру с религией, зачастую превращая соревнования в часть религиозных обрядов.

В результате многовековых усилий кроме религиозной и философской систем сложилась и уникальная система психофизиологического тренинга, основанные на двигательных действиях.

Древнекитайские системы ушу дали толчок к развитию многочисленных восточных боевых искусств. Наиболее распространенными из них в настоящее время являются каратэдо, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, таэквондо, сумо, кэндо.

физический культура восток единоборство

1.Ушу

Ушу означает в переводе "воинское искусство" или "воинская техника". Оно (искусство) включает в себя: рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считается необходимой составной частью любой разновидности ушу.

Термин "ушу" появился в Китае в Средневековье, однако лишь в XX в. он стал обозначать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанную на их базе гимнастику. Таким образом, в Китае под ушу иногда подразумевают все виды восточных единоборств: вьетнамское - водао, корейское - таэквондо, японское - каратэдо и другие азиатские системы, развившиеся во многом на китайской основе.

В Китае классические, "главные", виды ушу обычно подразделялись на три группы: единоборство с оружием и без него, стрельба и метания, театральные и спортивные выступления.

На протяжении веков обучение воинов или крестьян в повстанческих отрядах проходило по облегченной программе классических видов ушу, которая должна была привить определенную культуру движений, навыки владения оружием, верховой езды и т.п. Настоящие же мастера ушу проходили многолетний курс обучения в монастырях и закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны цигун - техники управления "жизненной энергией" организма - абсолютным оружием древности. Только в специальных, предназначенных исключительно для посвященных, школах, оснащенных соответствующим оборудованием и методиками, мастеру могли дать ключ к искусству владения ушу.

Гимнастика ушу содержит в себе два исторически сложившихся направления - "внешнее" и "внутреннее". Считается, что "внешнее" развивает тело, т.е. его физические кондиции, а "внутреннее" - психику, сознание.

Сейчас в ушу насчитывается несколько сотен не похожих друг на друга школ. Такое разнообразие стилей - результат как многовековой истории развития ушу, так и ее широкой разбросанности по огромной территории Китая. Сначала системы упражнений разделялись на внешнее и внутреннее, затем великая река Янцзы обозначила границу северного (хуацюань, чацюань, таньтуй, дитанцюань, фаньцзыцюань) и южного (школы Хун, Лю, Дай, Ли, Мо, юнчунь, уцзу) направлений. На северное и южное течения распалась и шаолиньская школа, развивавшаяся главным образом усилиями нескольких одноименных монастырей. Самобытной ветвью ушу являются так называемые подражательные стили - "звериные" школы: "Орла", "Обезьяны", "Богомола" и т.п., школа "Пьяного". Они встречаются и на юге, и на севере как во внешних, так и во внутренних стилях.

В V в. Шаолинь был уже главным буддийским центром государства Северная Вэй. Старое здание было перестроено, монахам были созданы все условия для занятий боевыми искусствами. Император распорядился оставить в монастыре гарнизон для охраны. Отныне монахам не нужно было нести караульную службу, изнурять себя разучиванием сложных приемов рукопашного боя. Посвятив свое время религии, они надолго отошли от практики ушу. Почти на сто лет традиции монастырского рукопашного боя были преданы забвению.

История свидетельствует, что в 527 г. н.э. в Китай из Индии прибыл буддийский проповедник Бодхидхарма с небольшой группой единомышленников. Прибыл он для проведения посвящения. Его желание стать советником правителя государства Северная Вэй не осуществилось, и он удалился в буддийский центр этого государства - Шаолинь. С его именем связывают то, что на протяжении VI - IX вв. центром обучения военно-прикладному искусству кулачного боя (цюань-шу) снова стала монастырская школа Шаолиня, имевшая филиалы при нескольких храмах в разных частях страны. Уже во времена Бодхидхармы, как свидетельствуют китайские историки, в Шаолине появились профессиональные преподаватели воинских искусств.

Принципы военной подготовки монахов основывались на результатах предельных по трудности упражнений, позволявших надеяться, что боец всегда сумеет отразить действия противника и нанести смертельный ответный удар. На протяжении VI-IX вв., пока обитатели Шаолиня удерживали в тайне наиболее существенные элементы своего искусства, монастырская система самообороны успешно развивалась. В основе совершенствования были наблюдения за повадками животных. Например, удары руками наносились не только кулаком, но и пальцами в положении птичьей лапы - ими резко сжимались участки кожи (особенно в области лица). Эта техника возникла в Шаолине и получила название "Орлиные когти" по аналогии с манерой орла нападать на свою жертву, вонзая в нее когти и разрывая тело.

Необыкновенные способности воспитанников Шаолиня были продемонстрированы в настоящих боевых действиях. Основатель династии Тан (618-907) император Гао-цзу, прослышав о мастерах Шаолиня, обратился к настоятелю с просьбой предоставить отряд монахов в распоряжение действующей армии. Такой отряд был сформирован. Появляясь на самых опасных участках, монахи вклинивались в ряды неприятеля и прокладывали путь главным силам. Вооруженные лишь тяжелыми деревянными или железными посохами, дружинники Шаолиня были непобедимы в рукопашном бою. Сплоченность, мужество и презрение к смерти преумножали их силы. После воцарения новой династии слава о школе воинских искусств Шаолиня гремела по всему Китаю. Но секреты монастырского ушу по-прежнему оставались достоянием избранных.

Конец IX - начало X в. были тяжелым временем для буддизма в Китае. Подавляя народные волнения, правительство обрушило удар и на буддийское духовенство, считавшееся одним из источников смуты. Было разрушено и сожжено 4,5 тыс. больших буддийских монастырей и около 40 тыс. других храмов. Не избежал этой трагической участи и Шаолинь со всеми своими филиалами. Монахи, изгнанные из обители, вынуждены были искать убежища среди мирян. Гонения на буддизм вскоре прекратились, но Шаолинь уже не был прежней академией воинских искусств. Выйдя за стены монастыря, ушу все глубже проникает в народную среду, приобретая новый, светский, характер.

История возрождения ушу в Шаолине связана с именем Цзяо Юаня (конец XV в.). Им были разработаны 72 приема захвата рук. Основанные на хорошем знании анатомии и законов биомеханики, приемы Дзяо Юаня были рассчитаны на воздействие на болевые точки в суставных соединениях. Возрождение Шаолиня имело и моральную сторону. Моральный кодекс шаолиньского монаха содержал знаменитые "Десять заповедей Цзяо Юаня", большинство из которых украшают стены современных спортивных залов и первые страницы пособий по ушу:

·изучающий цюань-шу должен заниматься ревностно и упорно, не допуская никаких посторонних отвлечений;

·применять цюань-шу разрешается исключительно в порядке самообороны;

·обучающийся должен быть почтителен и скромен в обращении к наставнику и старшим товарищам, всегда проявлять по отношению к ним уважение;

·обучающийся должен быть всегда вежлив, честен, доброжелателен в отношениях с товарищами;

·изучающий цюань-шу обязан на людях сдерживать желание обнаружить свои познания, уклоняться от любого вызова;

·изучающий цюань-шу ни в коем случае не должен первым затевать драку;

·изучающий цюань-шу не должен пить вино и есть мясо;

·обучающийся должен сдерживать половое влечение;

·не следует торопиться обучать цюань-шу людей посторонних, не являющихся истинными буддистами, дабы не нанести вреда себе и своему делу. Обучать нужно лишь достойных - добрых сердцем и отвечающих искренней благодарностью;

·изучающий цюань-шу должен всемерно избегать злобы, жадности и хвастовства.

Практика духовного и военного обучения монахов в Шаолине в XVII - начале XX в. была характерна следующим. Долгие часы медитации, философские беседы и упорные практические занятия ушу были основными видами воспитания обитателей. Тренировки уже включали упражнения, способствующие владению оружием. К ним приступали те члены братии, которые прошли базовый пятилетний курс цюань-шу и освоили основы цигун.

Полный курс обучения в Шаолине проходили не все: одни умирали, другие погибали, третьи сходили с ума: изнурительные молитвы сменялись не менее тяжелыми хозяйственными работами, а занятия ушу проводились так, что выдержать их было под силу лишь отдельным монахам.

Ничто не тревожило размеренную жизнь монахов вплоть до 1928 г., когда монастырь неожиданно стал местом сражения двух противоборствующих в гражданской междоусобной войне сторон - гоминьдановских и революционных войск. Тогда монастырь был сожжен. В 1957 г. началась реконструкция Шаолиня. В 1980 г. на базе нового монастыря состоялся грандиозный чемпионат по национальным воинским искусствам с участием команды из Японии.

К середине XX в. ушу представляло огромный конгломерат школ, стилей и направлений, не имеющих ни общей терминологии, ни единой методики преподавания. Многие стили попросту вымирали, так как уходили из жизни последние мастера, знавшие их.

В КНР ушу называют "величайшим культурным сокровищем китайского народа", являющимся не только исторической ценностью, но и эффективным средством оздоровления нации. Сейчас работают Всекитайская академия ушу, факультеты ушу при университетах.

В 60 - 70-е гг. китайские мастера ушу посетили более чем 50 стран мира, пропагандируя и демонстрируя это искусство. В 1985 г. прошли первые международные соревнования, в которых приняли участие 88 спортсменов из 15 стран, а через год - 145 спортсменов уже из 20 стран. С 1990 г. ушу входит в программу Азиатских игр. Наконец, после 1985 г. созданы международные федерации ушу.


. Каратэдо

Родиной каратэдо является остров Окинава. До начала XVII в. он был самостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и, в конце концов, вынужден был выплачивать дань обоим грозным соперникам. Влияние Китая было более сильным, на острове жила целая колония переселенцев из этой страны, они-то, по-видимому, и познакомили жителей острова с китайскими боевыми искусствами. На острове постоянно происходили вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а крестьянам иметь оружие было запрещено. Первый такой запрет был провозглашен еще в XV в.

Ни один житель под страхом мучительной казни не мог иметь оружия. Это обстоятельство и определило появление своеобразных школ. В них и овладевали окинава-тэ - искусством "окинавской руки" (слово "тэ" в переводе с японского означает "рука"). Конечно, в то время ни о какой разносторонности воздействия этого искусства на человека не могло быть и речи. Овладевали лишь техникой выполнения боевых приемов, направленных против вооруженных самураев. Сила ударов достигала такой мощи, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а что говорить об ударах в незащищенные части тела. Местные крестьяне использовали не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их руках были сельскохозяйственные орудия - кама (серпы), нунчаку (приспособление для обмолота риса), саи, которыми взрыхляли почву, бо (шесты), джо (посохи) и другие подручные средства. Упражнения с этими предметами вошли в традицию, в настоящее время они изучаются в каратэдо.

В 1902 г. Министерство образования Японии приняло решение о включении окинава-тэ как универсального средства физического воспитания в школьную программу. Японское общество всерьез заинтересовалось окинава-тэ. Фунакоси написал несколько работ по истории и методике этого единоборства. Вскоре, примерно в 1930 г., термин "окинава-тэ" был заменен на каратэ-дзюцу

В каратэдо существует четыре стиля, а в их рамках - несколько десятков разновидностей. Помимо этих стилей существует еще один, пожалуй, наиболее популярный и в Японии, и в мире, - стиль Кекусин-кай. Он был создан в конце 40-х гг. М. Оямой. Японская ассоциация каратэдо была создана еще в 1948 г. За рубеж каратэдо попало в начале века - в 1920 г., когда один из окинавских мастеров демонстрировал это единоборство в Лос-Анджелесе. В 1965 г. был создан Европейский союз каратэдо (ЕКУ), который объединил 15 стран. В этом же году прошел первый чемпионат по каратэдо. А в 1970 г. в Токио представители 33 национальных организаций каратэдо провели совместный конгресс, на котором был создан Всемирный союз организаций каратэдо (ВУКО).

. Джиу-джитсу и дзюдо

В отличие от ушу и каратэдо оно никогда не становилось всеобщим достоянием, культивировалось преимущественно самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу. Единоборство джиу-джитсу возникло в XI - XII вв. н.э. Сам термин "джиу-джитсу" появился в XVI в. В русском языке он имеет до десяти значений: "тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев", "искусство незаметного отключения" и т.д.

Самый яркий след джиу-джитсу в истории единоборств - это то, что оно было источником зарождения японской борьбы дзюдо. Выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы: удушающие, болевые (за исключением болевых на локтевой сустав и на ноги, которые хорошо контролируются) - и взял из джиу-джитсу наиболее эффективные броски, разработав методику обучения им. Это направление он назвал дзюдо - "гибкий путь", или "мягкий путь". Увидев в джиу-джитсу сильное воспитательное средство, он создал не вид спорта, а систему духовного воспитания через занятия этим единоборством.

В 1882 г. Кано основал свою школу дзюдо - "Кодокан", а через год организовал первые соревнования в Японии с участием различных школ джиу-джитсу (соревнования были не спортивные, а по прикладному искусству с боевой направленностью). Ученики Кано одержали в них убедительную победу. Дзюдо становится популярным в Японии, школы по этому единоборству открываются в различных учебных заведениях страны. В начале XX в. дзюдо выходит за пределы Японии: в США, Англии, Германии, Франции, Голландии и других странах были открыты филиалы "Кодокан", где преподавали такие известные специалисты, как профессора Каваиши, Конзуми, Ри и др.

В 1948 г. образовался Европейский союз дзюдо (УЕД), объединяющий в настоящее время более 30 стран. Значительным событием явилось создание в 1956 г. Международной федерации дзюдо (ФИД), которая объединяет более 100 стран мира. Чемпионаты Европы проводятся с 1951 г., а мира - с 1956 г. Интересно, что первым чемпионом мира стал не японец, а голландец Геезинк.

Дзюдо стало первым и до 1994 г. единственным из восточных единоборств олимпийским видом спорта. Мужское дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 г., а женское - с 1992 г.

. Таэквондо

Корейское национальное боевое искусство таэквондо получило это название в 1955 г. (таэ - удар ногой, квон - удар рукой, до - путь. Варианты произношения: "тхэквондо" и "тэквондо"). Бесспорным является и то, что единоборства в Корее во многом впитали в себя достижения китайского искусства ушу. Недаром некоторые западные специалисты в своих трудах утверждают, что таэквондо - полностью заимствованная система, причем одна треть технического арсенала взята из ушу и две трети - из каратэдо.

Таэквондо имеет и свои специфические черты, делающие его очень популярным в мире. Это, прежде всего, акцент на нанесение ударов ногами. Классический прием - в высоком прыжке выбить всадника из седла. Овладевают искусством наносить удары в прыжках в длину (на расстояние не менее 3 м через согнутые спины нескольких партнеров) и в высоту (примерно до уровня баскетбольного щита и выше). Обучающиеся взбегают по стене и наносят удар обеими ногами в прыжке и т.п.

Популярность таэквондо за рубежом, и прежде всего в США, объясняется знакомством многих американцев с этим видом боевых искусств в период войны в Корее (1950 - 1953). По возвращении на родину бывшие "зеленые береты", обучавшиеся под руководством квалифицированных мастеров, открыли свои школы, где сейчас занимаются сотни тысяч американцев. Много сделал для становления американского варианта таэквондо легендарный Джун Ри. Он кореец по происхождению, с 1956 г. живет в США, обладатель черного пояса (одновременно с получением черного пояса присваивается дан - мастерская степень. В большинстве восточных боевых искусств различают 10 данов. Имеется еще и ученические степени, или кю. Только в ушу нет ни кю, ни данов, ни поясов). Известно, что Ри был инструктором по боевым единоборствам известного актера и спортсмена Брюса Ли и отвечал за физическую подготовку знаменитого боксера-профессионала Мохаммеда Али (К. Клея). Он долгое время возглавлял Президентский совет по физической подготовке и спорту в США.

Социальная значимость занятий детей боевыми искусствами оценивается Д. Ри прежде всего с позиций гуманизма и улучшения здоровья. "Я никогда не говорю своим подопечным, что они обязательно должны стать такими, как Брюс Ли или Чак Норрис, - подчеркивает Д. Ри, - прежде всего каждый должен стать человеком с большой буквы". Еще он говорит: "Чтобы быть счастливым, человеку необходимы три качества: знания в голове, честность в сердце и сила в теле". Все эти качества, по Ри, должны развиваться сбалансировано. Средством же достижения подобной гармонии служат правда, красота и любовь. Формула здесь такова: если ты правдив - ты прекрасен, если ты прекрасен - тебя любят, если тебя любят - ты счастлив.

У нас в стране существуют клубы таэквондо имени Д. Ри, где занимаются сотни детей.

В 1973 г. была создана Всемирная федерация таэквондо, в которую входят около 100 стран мира. По этому виду единоборств с 1973 г. проводятся чемпионаты мира, с 1994 г. его включили в программу соревнований на Олимпийских играх. С 1973 г. таэквондо было введено в обязательную программу физического воспитания средних школ Южной Кореи.

Что касается России, то нельзя сказать, что в ней раньше ничего не было известно о восточных единоборствах. (Наиболее распространенный термин, которым называют все восточные единоборства, - кэмпо. Японское слово "кэмпо" в переводе означает "учение кулака", "наука рукопашного боя", "праведный закон кулака"). Развитие, например, джиу-джитсу в России начинается в 1920-е гг. благодаря Василию Ощепкову. Вышло так, что он занимался дзюдо в японской центральной школе "Кодокан", получил там второй дан (дзюдо тех времен было во многом схожим с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. В.С. Ощепков (в 1937 г. он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую школу техники приемами национальных видов борьбы (например, грузинской - чидаоба, узбекской - кураш и др.).

Заключение

Многие специалисты считают, что, как только восточное единоборство становится видом спорта, это неизбежно приводит к искажению его как искусства, направленного на всестороннее развитие человека, отходу от основных принципов, потере традиций. Тем не менее, известно, что японские и корейские руководители спорта упорно стремятся к тому, чтобы и каратэдо, и таэквондо стали олимпийскими видами.

Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, ушу, каратэдо, таэквондо и пр. виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. "Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника" - такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней.

Список литературы

1.Васильев Л.С. История Древнего Востока. - СПб., 2006

2.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2001.

.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М: Радуга, 1982.

Похожие работы на - Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!