Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей

1.2 Физиологическая характеристика работоспособности

1.3 Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста

.4 Методы исследования общей физической работоспособности

ГЛАВА ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель исследования

.2 Задачи исследования

2.3 Методы исследования

2.4 Организация исследования

ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Сравнительный анализ результатов исследования

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у дошкольников.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Малое времяпрепровождение детей на воздухе, малая подвижность, которая связана с изменением уровня жизни людей - все это влечет к слаборазвитой физически, к менее эмоциональной, менее здоровой нации людей, приводя ее к моральному и физическому истощению.

Особое беспокойство у специалистов вызывает низкий уровень развития общей физической работоспособности у выпускников ДОУ, что негативно сказывается на процессе адаптации к школьным учебным нагрузкам, особенно по предмету «Физическая культура».

Известно, что работоспособность является таким физическим качеством, которое обеспечивает любую двигательную деятельность, совершаемую в течение длительного времени. Показателем работоспособности выступает выносливость. Поэтому, чем выносливее ребёнок, тем больший объём нагрузки он может выполнить, причём не только физической, но и умственной.

Особое значение развитие работоспособности и выносливости имеет для старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - это общая физическая работоспособность детей данного дошкольного возраста.

В рабочей гипотезе мы выдвинули предположение, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость нашего исследования. При проведении исследования мы обнаружили, что у небольшого количества детей старшего дошкольного возраста наблюдается некоторое торможение в развитии работоспособности, в то время как в этом возрастном периоде все процессы развития функциональных возможностей организма, физических качеств должны иметь положительную динамику. Мы предположили, что причиной этого могут служить как индивидуальные физиологические особенности детей, так и низкая двигательная активность дошкольников в повседневной жизни.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предложенные практические рекомендации могут быть использованы для оптимизации занятий, направленных на развитие работоспособности, выносливости в дошкольных образовательных учреждениях.

Наша курсовая работа «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста» состоит из трех глав. В первой главе мы отразили теоретическое обоснование выбранной темы работы. Во второй главе мы поставили цели и задачи нашей работы, определили объект и предмет исследования, выдвинули гипотезу, раскрыли методы исследования и описали ход нашей работы. В третей главе мы подвели итоги нашей работы, которыми стала интерпретация результатов, полученных в ходе исследования, на основе которых были сделаны выводы и даны практические рекомендации.

ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.1 Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей

Существует большое число определений понятия общей работоспособности человека. Работоспособность рассматривается и как свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу, и как нечто тождественное функциональному состоянию организма, и как способность обеспечивать определенный заданный уровень деятельности, эффективность работы, и как предельные возможности организма. Под работоспособностью вообще понимается способность органа или организма к активной деятельности в заданном режиме (В. С. Новиков, 1998).

Часто под работоспособностью понимают способность человека к работе вообще, в том числе и к выполнению работы максимально возможного объема, требуемого качества при таком напряжении функций, которое еще не ведет к перенапряжению или переутомлению.

Термином «физическая работоспособность» обозначается ее внешнее проявление - потенциальная способность человека показать максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. В более узком смысле физическую работоспособность часто понимают как функциональное состояние кардиореспираторной системы (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

С физиологической точки зрения работоспособность - это способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме (А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб, 2001).

Динамика работоспособности зависит от характера и условий деятельности, а также от физиологических, биологических, психологических и других особенностей субъекта (Ж.К. Холодов, С.А. Кузнецов, 2000). Установлено, что работоспособность человека (особенно ее максимальные значения) определяется генотипом, полом, возрастом людей, зависит от климата и сезона года, физической тренированности, условий труда и т. д. Выявлено, что наибольшая работоспособность у людей отмечается в конце лета - начале осени, а наименьшая - зимой (В. П. Загрядский, 1998). Установлено снижение работоспособности на протяжении зимы на Севере, совпадение сезонных различий работоспособности по фазе в разных географических зонах, но с большим снижением в северных широтах и в меньшей степени у южан. В умеренном климате регистрируется сезонный спад физической работоспособности (Л. Н. Волошина, 2003).

В качестве основного показателя работоспособности выделяют выносливость.

Выносливость - способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма противостоять утомлению (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно-координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия (Л. П. Матвеев, 2008).

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости (Е. И. Новикова, 2002).

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (Е. И. Новикова, 2002).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. (Н. А. Ноткина, 2001).

Развитие выносливости происходит с дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. (Ж. К. Холодов, 2003).

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.

1.2 Физиологическая характеристика работоспособности

Во всех рассматриваемых типах, классах и видах работоспособности наблюдается много общих моментов в динамике метаболизма, изменениях состояния сложных нервных структур, мышечного утомления, химизма крови и т. д. Таким образом, работоспособность - это сложный процесс, который зависит от интеграции и взаимодействия различных систем и органов на различных уровнях организации: от биохимического и генетического до социального (Ю.Г. Бобков, В.Н. Виноградов, 1999).

Резервы физической работоспособности сопряжены со многими фундаментальными законами общей физиологии человека.

Наиболее важная характеристика резервных возможностей организма - это адаптационная сущность организма, т.е. его способность выдерживать большую, чем обычно нагрузку.

Лимитирующими факторами физической работоспособности являются индивидуальные пределы использования человеком своих структурно-функциональных резервов различных органов и систем.

Основными резервами организма являются функциональные возможности ЦНС, нервно - мышечного аппарата, кардио-респираторной системы, метаболические и биоэнергетические процессы (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

В более узком смысле физическую работоспособность понимают как функциональную способность кардиореспираторной системы. В этом случае физическая работоспособность организма соответствует его аэробной работоспособности (производительности). (Л.Н. Волошина, 2003).

Физическая работоспособность в основном определяется энергетическими возможностями организма и лимитируется системой транспорта кислорода. Наибольшим (двадцатикратным) резервом адаптации обладает система внешнего дыхания.

Аппарат кровообращения занимает особое место, поскольку является основным лимитирующим звеном транспорта кислорода. Помимо этого, сердечно - сосудистая система служит тонким индикатором цены адаптации организма к различным факторам внешней среды и к физическим нагрузкам (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

При физических нагрузках происходит перераспределение кровотока и в первую очередь кровь поступает в скелетную мускулатуру, так как мышцы в большей степени влияют на центральную гемодинамику (это связано с тем, что мышечная масса тела составляет наибольший процент содержания, чем другие компоненты).

Сдвиги биохимических констант при напряженной мышечной работе (метаболический ацидоз, гипоксия, гипоксемия, гиперкапния) являются также важнейшими факторами рефлекторной и гуморальной регуляции различных звеньев кардиореспираторной системы, включая дыхательный и сосудодвигательный центры (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

Таким образом, высокая устойчивая работоспособность формируется в ходе индивидуальной адаптации организма человека, когда адекватно функционируют его регуляторные механизмы и функциональные системы. Наиболее же общей чертой является изменение неспецифической резистентности организма. При этом значительные сдвиги происходят в метаболизме, окислительных процессах, иммунной системе; активизируется перекисное окисление липидов, изменяется кислородный режим, повышается устойчивость организма к гипоксии; активизируется эндокринная система, в частности, функции симпатико-адреналовой системы и коры надпочечников; включаются механизмы, обеспечивающие взаимодействие иммунной системы и эндокринного гомеостаза, переход на качественно новый уровень синхронизации процессов, протекающих в названных системах, изменяются обмен микроэлементов, белковая и витаминная обеспеченность организма, содержание гемоглобина в крови и железа в плазме крови (А. П. Кабанов, А. В. Чабовская, 2011).

1.3 Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста


Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры (М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер, 2003).

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений (М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер, 2003).

Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см (в период от5 до 7 лет габлюдается увеличение скорости роста тела в длину - «полуростовой скачок»), в массе тела - 1,5-2 кг. Рост четырехлетних мальчиков - 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет - 99,7 см, пяти лет - 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет - 17,8 и 17,5 кг (Е. Н. Вавилова, 2003).

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В 3-4 года особенно важно формирование правильной осанки, так как продолжается окостенение многих элементов скелета. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина, 2000).

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) также может произойти нарушение осанки: может появиться вздутый или отвислый живот, образоваться грыжа. Поэтому при выполнении детьми трудовых поручений нужно следить за посильностью физических нагрузок (О. Е. Громова, 2009).

В этом возрасте наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление у детей плоскостопия. Нужно прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят (Л. П. Матвеев, 2008).

Также в этом возрасте начинается окостенение опорных костей носовой перегородки, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам (Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова, 2002).

В результате «полуростового скачка» изменяется грудная клетка. Происходит увеличение ее продольных размеров, проявляется типологическая конфигурация, реберные дуги нижних ребер сходятся эпигастральным (более острым) углом в грудине. Такое строение способствует развитию органов грудной полости - легких, сердца, улучшению снабжения организма кислородом и развитию аэробной энергетики, связанной с окислительными процессами в мышцах.

Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2- 3 лет брюшной тип дыхания, в связи с увеличением в длину ребер и изменениями формы грудной клетки к 5 годам дыхание начинает заменяться на грудобрюшное: межреберные мышцы начинают играть ведущую роль в организации входа и выхода (М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер, 2003) К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Сердечнососудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса - 99-100 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба (систолическое давление у 6 - летнего ребенка в норме не превышает 95-105 мм.ртутного столба) (М. А. Рунова, 2000).

Наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания - от 19 до 29. В возрасте 4-5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется (Л. Н. Волошина, 2005).

Грудная клетка ребенка также отличается большой мягкостью. Она легко изменяет свою форму, если ее стеснять тесной одеждой, при неправильной позе - налегание грудью на стол и т.п.

Рост и развитие кости, а иногда и форма костей в большей мере связаны с работой мышц, которые в дошкольном возрасте также имеют свои особенности.

Именно в этот период формируются три типа мышечных волокон, различающихся организацией метаболизма и сократительными свойствами. Значительно возрастает сила и быстрота ребенка, совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость, происходит дальнейшее развитие мышц рук.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп.

К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Работоспособность мышц у дошкольника значительно ниже, чем в более поздних возрастах; утомление мышцы наступает скорее. Установлено, что утомление мышцы зависит не только от количества работы, но и от характера этой работы. Работа мышц по своему характеру может быть динамической и статической (Л. П. Матвеев, 2008).

Дети этого возраста уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию педагога, т.е. менять темп, появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает (Н. А. Ноткина, 2001).

Особенности адаптации детей дошкольного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфофункционального созревания их организма.

При построении занятий физической культурой необходимо учитывать, что нервные центры в этом возрасте характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения, в связи с этим дети дошкольного возраста отличаются быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001). Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается с изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему (Н.И. Дереклеева, 2004).

К особенностям, связанным с уровнем развития центральной нервной системы, надо отнести также недостаток точности в движениях детей. Для того чтобы выполнить какое-нибудь движение точно в соответствии с данным заданием, нужно хорошо осознать движение, суметь напрячь нужные мышцы с достаточной силой и выключить из работы другие, ненужные, правильно дозировать напряжение мышц во время их работы и т.д. (Л. Н. Цымбалова, 2004).

При занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста необходимо тщательно дозировать мышечные нагрузки и следить за проявлением внешних признаков усталости, так как малый опыт, слабое отражение в сознании функциональных изменений в организме при физических нагрузках обуславливают недостаточное развитие субъективных ощущений усталости. Также очень важно контролировать правильность выполнения движений, используя различные зрительные ориентиры, помогающие в освоении двигательных навыков. Это связано, прежде всего, с тем, что изменения процессов управления движениями зависят от этапов созревания мозга, так в возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему, с ведущим механизмом рефлекторного кольцевого регулирования.

Начиная с 5-6 летнего возраста происходит переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей, начинают устанавливаться выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что улучшает качество двигательных актов, формируется представление о схеме тела (это связано с развитием задних третичных полей в нижнетеменных зонах коры). В связи с этим совершенствуется координация движений в ходьбе и беге - в 4 года - в 50%, в 6 лет - 80% (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001). Координация движений дает большую экономию в затрате энергии.

Основой проявления двигательной деятельности в старшем дошкольном возрасте является развитие устойчивого равновесия. В целом в старших группах детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опору на одну ногу (О. Е. Громова, 2009).

Бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье - их физиологическое значение очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечнососудистого и дыхательного аппарата, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо (М. А. Рунова, 2000).

1.4 Методы исследования общей физической работоспособности


Об уровне физической работоспособности можно судить по данным специальных проб. Получаемая при таком тестировании информация позволяет объективно характеризовать физическую работоспособность, изменение ее уровня.

Для определения физической работоспособности применяются прямые и косвенные, простые и сложные методы.

К простым и косвенным методам определения работоспособности относятся проба Руфье и Гарвардский степ-тест.

Проба Руфье: у испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют ЧСС за 15 с (Р1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 глубоких приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 с (Р2), а потом за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3).

Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье - Диксона = 4 (Р1 + Р2 + Р3) - 200/10;

Р - число сердечных сокращений (ЧСС).

Результаты - по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3 - высокая работоспособность; 4-6 - хорошая; 7-9 - удовлетворительная; 15 и выше - плохая.

Есть и другой способ выполнения пробы Руфье. У испытуемого стоя измеряют ЧСС за 15 с (Р1), затем он выполняет 30 глубоких приседаний (пятки касаются ягодиц). После окончания нагрузки сразу подсчитывается ЧСС за первые 15 с (Р2); а потом - за последние 15 с (Р3).

Оценка:

Индекс Руфье = (Р2 - 70) + (Р3 - Р1)/10.

От 0 до 2,8 - расценивается как хороший, средний - от 3 до 6; удовлетворительный - от 6 до 8 и плохой - выше 8.

Гарвардский степ-тест. Этот тест можно считать промежуточным между простыми и сложными. Его достоинство заключается в методической простоте и доступности. Физическую нагрузку задают в виде восхождения на ступеньку. В классическом виде (Гарвардский степ-тест) выполняется 30 восхождений в минуту. Темп движений задается метрономом, частота которого устанавливается на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоит из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: 1 - испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 - другую ногу, 3 - опускает на пол одну ногу, 4 - опускает на пол другую. В момент постановки обеих ног на ступеньку колени должны быть максимально выпрямлены, а туловище находиться в строго вертикальном положении. Время восхождения - 5 мин при высоте ступени: для мужчин - 50 см и для женщин - 43 см. Для детей и подростков время нагрузки уменьшают до 4 мин, высоту ступеньки - до 30-50 см. В тех случаях, когда испытуемый не в состоянии выполнить работу в течение заданного времени, фиксируется то время, в течение которого она совершалась.

Регистрация ЧСС после выполнения нагрузки осуществляется в положении сидя в течение первых 30 с на 2, 3 и 4-й минутах восстановления.

Функциональную готовность оценивают с помощью индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = t х 100/ (f1+f2+f3) x 2,

где t - время восхождения, с; f1 f2, f3, - сумма пульса, подсчитываемого в течение первых 30 с на 2, 3 и 4-й минутах восстановления.

Оценкой результатов Гарвардского степ-теста является величина индекса Гарвардского степ-теста: менее 55 - очень низкая работоспособность, 65-79 - средняя работоспособность, более 90 - высокая работоспособность.

Имеется немало модификаций теста. Мощность нагрузки можно регулировать за счет частоты шагов и высоты ступеньки. Предлагается также объединять в тесте нагрузки различной мощности (Т.И. Долматова, 2007).

Проба Руфье и Гарвардский степ-тест позволяют характеризовать способность организма к работе на выносливость и выразить ее количественно в виде индекса. Этим облегчаются любые последующие сопоставления, вычисления достоверности различий, корреляционных связей и пр.

Прямые и сложные методы (велоэргометр, тредбан, тест PWC-170)

обычно применяются при обследовании высокотренированных людей и основаны на прямом определении количества работы, которую может выполнить испытуемый с помощью различных нагрузок (равномерной мощности до «отказа», равномерно повышающейся мощности до «отказа» и т. д.). При всех этих нагрузках испытуемый достигает уровня максимума потребления кислорода (выходит на «плато»). Прямые показатели физической работоспособности являются объективными критериями физической подготовленности человека в тех видах деятельности, результаты которой тесно связаны с аэробной производительностью (циклические виды спорта на выносливость и др.) (Э. Я. Степаненкова, 2001).

Велоэргометр - прибор, основой которого является велостанок. Задаваемая нагрузка дозируется с помощью частоты педалирования (чаще всего 60-70 об/мин) и сопротивления вращению педалей (механическое или электромагнитное). Мощность выполненной работы выражается в килограммометрах в минуту или в ватах (1Вт = 6 кг/м).

Тредбан - бегущая дорожка с регулируемой скоростью движения. Нагрузка зависит от скорости движения дорожки и угла ее наклона по отношению к горизонтальной плоскости, выражается в метрах в секунду.

Использование велоэргометра и третбана имеет преимущества и недостатки.

Велоэргометр дает точное измерение работоспособности. Возможность регистрации функции во время работы. Относительная простота освоения навыка. Несложность транспортировки при динамических исследованиях, но при этом возникает преимущественно локальное утомление. Непривычность для представителей ряда спортивных специализаций. Затруднение притока крови к ногам, что может лимитировать продолжение работы до достижения общего утомления.

Преимущество третбана - это сохранение заданного темпа от желания об-следуемого. Вовлечение в работу больших групп мышц, что обусловливает общее, а не только локальное утомление. Привычность структуры движения (бег) для каждого обследуемого, но в то же время трудность выбора оптимального режима работы Шум, мешающий обследуемому. Громоздкость, что ограничивает возможность использования в динамике.

Тест PWC-170 - типичный пример пробы с субмаксимальными нагрузками. Физическую работоспособность выражают в величине мощности нагрузки при PWC-170 в минуту, основываясь на представлении о линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполненной работы до 170 уд/мин. Этот тест предложили Т. Sjostrand в 1947 г. В нашей стране он используется в модификации Карпмана. Последовательно задают две нагрузки, по 5 мин каждая, с интервалом в 3 мин при частоте педалирования 60-70 в минуту. Нагрузку выполняют без предварительной разминки.

Первую нагрузку подбирают в зависимости от массы тела обследуемого с таким расчетом, чтобы получить несколько значений ЧСС в диапазоне от 120 до 170 уд/мин. Мощность первой нагрузки - от 300 до 800 кгм/мин, второй (в зависимости от ЧСС при первой) - от 700 до 1600 кгм/ мин, что уточняют по формуле: N, + (170-f1) / f1 - 60. В.Л. Карпманом (1988) предложены таблицы для выбора мощности задаваемых нагрузок у спортсменов.

Физическую работоспособность определяют по формуле (модификация В.Л. Карпмана с соавторами)

PWC = N1 + (N2 - N1) х (170 - f1) / (f2 - f1),

где N1- работоспособность, кгм/мин, f1 и f2 - ЧСС при первой и второй нагрузках (Т.И. Долматова, 2007).

Проведение прямого определения физической работоспособности является весьма ответственным процессом, требующим от персонала специального опыта и обязательного наличия среди исследователей врача (Э.Я. Степаненкова, 2001).

Для исследования физической работоспособности детей дошкольного возраста (начиная с среднего возраста) применяются специфические тесты:

Непрерывный бег в течении определенного времени (в зависимости от возраста ребенка), проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя), приседания за определенное количество времени, проба Мартинэ-Кушелевского (приседания), которая позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений и артериального давления после физической нагрузки.

Физиологические показатели организма и физическая работоспособность колеблются в течение суток. Поэтому при повторном обследовании тестирование следует проводить в определенное время, что позволит более адекватно сопоставить полученные результаты. Лучше всего обследование проводить утром. В каждом случае время обследования должно быть записано в протоколе. (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, 2001).

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель исследования

Цель исследования: провести сравнительный анализ общей физической работоспособности детей среднего и старшего возраста.

2.2 Задачи исследования

Задачи исследования:

.        Изучить и проанализировать специальную литературу по данному вопросу.

.        Определить физическую работоспособность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

.        Провести сравнительный анализ общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2.3 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

.        Анализ и обобщение данных научно - методической литературы;

.        Проведение педагогических тестов;

.        Проведение функциональной пробы для определения общей физической работоспособности;

.        Математико-статистическая обработка данных.

2.4 Организация исследования

Наше исследование мы проводили на воспитанниках муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №5 города Мончегорска.

В исследовании принимали участие 2 группы детей разного возраста:

первая группа - 10 детей в возрасте 4-5 лет (средний дошкольный возраст);

вторая группа - 10 детей в возрасте 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Все дети, принявшие участие в исследованиях имеют Ӏ группу здоровья.

Для исследования общей физической работоспособности и выносливости детей мы использовали следующие группы методов:

педагогические тесты по определению физической работоспособности (непрерывный бег в течении определенного времени, проба Ромберга, проба Мартинэ - Кушелевского);

функциональная проба на определение работоспособности.

Педагогические тесты по определению физической работоспособности включали в себя в себя следующие тесты и пробы.

. Педагогический тест: непрерывный бег в течении определенного времени (по программе М. А. Васильевой).

Цель: изучить общую выносливость детей в ходе непрерывного бега в равномерном темпе: для среднего дошкольного возраста в течение 1-1,5 минуты, для старшего возраста - 1.5-2 минуты.

Тест проводится с подгруппой, сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Инструктор по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Оценка результатов: дети среднего возраста: 1-1,5 мин - средний уровень, меньше - низкий уровень, больше - высокий уровень. Дети старшего возраста: 1,5 - 2 мин - средний уровень, меньше - низкий уровень, больше - высокий уровень.

. Проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя за 30 секунд).

Цель: определение силовой выносливости мышц живота.

Ребенок лежит на гимнастическом мате (коврике) на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов.

Оценка результатов: средний возраст 2-7 раз - средний уровень, меньше - низкий уровень, больше - высокий уровень. Старший возраст 8-12 раз - средний уровень, меньше - низкий уровень, больше - высокий уровень.

Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.

Из двух попыток засчитывается лучший результат

. Педагогический тест, основанный на пробе Мартинэ-Кушелевского: количество приседаний за 30 секунд (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй»).

Цель: определение силовой выносливости.

Ребенок выполняет приседания из исходного положения руки за головой, стопы параллельно друг другу - чуть расставлены.

Оценка результатов для детей среднего возраста 13-16 раз - средний уровень, меньше - низкий уровень, больше - высокий уровень. Для старшего возраста 18-23 раза - средний уровень, меньше - низкий уровень, больше - высокий уровень.

Тест считается правильно выполненным, если ребенок при выполнении приседаний держал спину прямо и не отрывал пятки от пола.

.        Функциональная проба - 20 приседаний за 30 секунд Мартинэ-Кушелевского.

Проба проводится следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин (когда исчезают рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 с определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний, который записывается в графу «До нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).

Оценка результатов пробы проводится:

а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления тотчас же после нагрузки;

б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.

В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25-50 % по отношению к исходной величине, дыхания - на 4-6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5-15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5-10 мм ртутного столба.

Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2-3 минут. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.

Отклонением от нормы реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50 %, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления - более чем на 15 мм ртутного столба, увеличение диастолического - более чем на 10 мм ртутного столба. Время возвращения всех показателей к исходным величинам - более 3 минут.

Функциональная проба на работоспособность Мартинэ-Кушелевского проводилась на конец учебного года.

ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Сравнительный анализ результатов исследования

В непрерывном беге на общую выносливость определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата.

Результаты тестирования непрерывного бега представлены в Приложении 1, 2 и табл. 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ непрерывного бега в течение определенного времени

Начало года

Возраст

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дошкольники 4-5 лет

10 %

50 %

40 %

Дошкольники 5-6 лет

20 %

40 %

40 %

Конец года

Дошкольники 4-5 лет

40 %

60 %

0 %

Дошкольники 5-6 лет

100 %

0 %

0 %


Сравнительный анализ результатов непрерывного бега показывает примерно одинаковые результаты на начало года. Это указывает на то, что бег как движение легко даются детям, не требуют от них большой затраты внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо. Полученные результаты на начало и конец учебного года отражены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Сравнительный анализ непрерывного бега (по программе М.А. Васильевой) начало года

Рис. 2. Сравнительный анализ непрерывного бега (по программе М.А. Васильевой) конец года

К концу года результаты значительно изменились: 100 % дошкольников старшего возраста справились с заданием на высоком уровне, тогда, как из дошкольников среднего возраста только 40 % детей выполнили задание на высоком уровне.

Это указывает на то, что в старшем возрасте дошкольники уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, согласовывать синхронность работы рук и ног.

Таким образом, участников эксперимента, как средней группы, так и старшей группы на начало и конец учебного года можно условно разделить на следующие группы:

) дошкольники с низкой физической подготовленностью - их было по 40% в каждой группе на начало учебного года.

) дошкольники с хорошей физической и тактической подготовленностью в беге на выносливость (высокий и средний уровень). В начале года таких детей по 60 %, в конце года стало большинство по100% в обеих группах. Эти дошкольники находятся в стадии устойчивой работоспособности, которая проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности полученных результатов, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами непрерывного бега.

При помощи пробы Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя) определялась силовая выносливость мышц живота, результаты показаны в таблице 2 и на рисунках 3,4.

Таблица 2. Сравнительный анализ силовой выносливости (проба Ромберга)

Начало года

Возраст

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дошкольники 4-5 лет

0 %

80 %

20 %

Дошкольники 5-6 лет

0 %

60 %

40 %

Конец года


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дошкольники 4-5 лет

80 %

20 %

0 %

Дошкольники 5-6 лет

60 %

30 %

10 %


Рис. 3. Сравнительный анализ силовой выносливости мышц живота (проба Ромберга) начало года

Анализ данных табл. 2 и рис. 3 показывает, что на начало года силовая выносливость мышц живота у детей среднего дошкольного возраста оказалась выше, чем у детей старшего дошкольного возраста. Это указывает, возможно, как на индивидуальные особенности дошкольников (организм детей непрерывно развивается, уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы), так и на вероятность малой двигательной активности старших дошкольников.

Рис. 4. Сравнительный анализ силовой выносливости мышц живота (проба Ромберга) конец года

К концу года наблюдается улучшение результатов практически у всех дошкольников.

Это связано с тем, что в этом возрастном периоде продолжается процесс окостенения опорно-двигательного аппарата, значительно возрастает масса и сила мышц. А, также на протяжении всего учебного года дошкольники выполняли упражнения, способствующие развитию выносливости, в том числе и мышц живота.

Детей старшего и среднего дошкольного возраста также можно разделить на две группы:

) дошкольники с хорошей физической выносливостью (высокий и средний уровень): 100 % в группе детей среднего дошкольного возраста и 90 % в группе детей старшего дошкольного возраста. Это дети находятся в стадии устойчивого развития работоспособности.

) дошкольники с недостаточным развитием выносливости мышц живота - это 10 % детей старшего дошкольного (1 ребенок). Показатель прироста увеличился в три раза, но не достиг среднего уровня выполнения в своей возрастной группе. Мы считаем, что это может быть связано с физиологическими особенностями этого ребенка.

При помощи педагогического теста по программе «Здравствуй» М.Л. Лазарева на основе пробы Мартинэ-Кушелевского исследовалось общая силовая выносливость. Результаты отражены в таблице 3 и рисунках 5,6.

Таблица 3. Сравнительный анализ силовой выносливости (приседания)

Начало года

Возраст

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дошкольники 4-5 лет

0 %

50 %

50 %

Дошкольники 5-6 лет

10 %

40 %

50 %

Конец года


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дошкольники 4-5 лет

80 %

20 %

0 %

Дошкольники 5-6 лет

30 %

70 %

0 %


Рис. 5. Сравнительный анализ общей силовой выносливости (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй») начало года

Анализируя данных таблицы 3 и рисунка 5 можно сказать о том, что общая силовая выносливость детей старшего дошкольного возраста несколько выше, чем у детей среднего дошкольного возраста. Это связано с тем, что адаптация к физическим нагрузкам первых выше, чем у вторых. Но в то же время развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) детей старшего дошкольного возраста еще не завершена, умение согласовать работу отдельных мышц еще не совсем сформировано. Поэтому, как у детей среднего возраста, так и у детей старшего дошкольного возраста выделено по 50 % детей с низким уровнем выполнения задания.

Рис. 6. Сравнительный анализ силовой выносливости (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй») конец года

К концу года результаты улучшились в обеих группах. Обе возрастные группы на 100 % справились с заданием, но стадия развития устойчивой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у старшего и проявляется с высокой стабильностью. Дети средней группы к концу учебного года стали выполнять задание на уровне старшей группы.

В конце года проводилась функциональная проба Мартинэ-Кушелевского на определение работоспособности (табл. 4-5).

Таблица 4. Функциональная проба на определение работоспособности (Мартинэ-Кушелевского, значения ЧСС измерялись за 6 секунд) средний дошкольный возраст

№ П/п

До нагрузки

После нагрузки



1 минута

2 минута

3 минута

4 минута


ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

1

14

80/40

20

100/45

17

90/40

14

80/40

-

-

2

14

82/53

17

86/48

16

84/53

14

82/53

-

-

3

15

100/53

18

107/50

16

104/50

16

104/53

15

100/54

4

16

99/55

18

104/56

16

96/56

-

-

-

-

5

16

98/62

17

103/53

16

96/60

-

-

-

-

12

89/49

17

100/50

15

94/44

12

89/42

-

-

7

16

97/60

18

102/69

16

91\55

-

-

-

-

8

15

95/54

20

110/56

17

102/54

15

90/54

-

-

9

15

102/68

20

110/65

18

108/65

15

101/66

-

-

10

15

95/59

21

115/60

17

108/55

15

92/59

-

-


Таблица 5. Функциональная проба на определение работоспособности (Мартинэ-Кушелевского) старший дошкольный возраст

№ П/п

До нагрузки

После нагрузки

Примечания



1 минута

2 минута

3 минута

4 минута



ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД


1

12

97/43

16

102/47

12

97/43

-

-

-

-


2

14

103/58

20

111/56

14

102/56

-

-

-

-


3

15

82/51

17

90/59

15

82/55

-

-

-

-


4

14

84/52

20

95/50

14

86/52

-

-

-

-


5

13

80/51

20

90/49

15

104/50

13

82/51

-

-


6

13

92/44

19

105/40

16

100/42

13

94/42

-

-


7

13

76/53

20

90/55

14

85/52

13

78/52

-

-


8

14

102/65

18

110/70

14

100/61

-

-

-

-

Незначительное покраснение лица

9

14

89/51

21

94/41

14

86/47

-

-

-

-


10

14

102/67

21

110/70

18

104/69

14

102/67

-

-



Анализ данных таблиц 4-5 показывает, что после функциональной пробы у 90 % детей среднего возраста и у 90 % детей старшего возраста отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25-50 % по отношению к исходной величине, дыхания - на 4-6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5-15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5-10 мм ртутного столба, что соответствует норме.

Общее самочувствие дошкольников осталось хорошим происходит формирование стадии устойчивой работоспособности.

Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2-3 минут, кроме одного участника среднего дошкольного возраста - его время восстановления составило 4 минуты, что говорит о снижении работоспособности на момент проведения исследования. Так же у 10% детей среднего возраста отмечалась небольшая одышка, а у 10 % детей старшего возраста отмечается незначительное покраснение лица, что указывает на изменения уровня работоспособности связанное с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний на момент итогового обследования

Таким образом, в группах исследуемых детей среднего и старшего дошкольного возраста на конец учебного года можно выделить две стадии развития работоспособности: стадия высокого устойчивого развития работоспособности, стадия среднего развития работоспособности.

физический работоспособность выносливость дошкольник

ВЫВОДЫ

Проанализировав литературные источники мы выявили, что полноценное физическое развитие дошкольника - это своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений и физических качеств, развитие общей физической работоспособности.

Под общей физической работоспособностью рассматривается способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами, а также уровень развития всех систем организма и физических качеств.

Физическая работоспособность в основном определяется энергетическими возможностями организма, структурно-функциональными резервами различных органов и систем. Из которых основными являются функциональные возможности ЦНС, нервно - мышечного аппарата, кардио - респираторной системы, метаболические и биоэнергетические процессы (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

Для повышения общей физической работоспособности детей дошкольного возраста необходимо развитие такого физического качества как выносливость. Общая выносливость ребенка предшкольного возраста является основополагающим физическим качеством, которое обеспечивает стабильность физического развития и напрямую влияет на рост адаптационных возможностей организма.

Доказано, что чем выше уровень развития общей выносливости ребенка, тем выше его адаптационные возможности, которые необходимы ему при обучении в школе. Достаточный уровень развития выносливости позволяет детям, не уставая выполнять физические упражнения, проходить большое расстояние, воспитывает силу воли, терпение, упорство; максимально мобилизует защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственной, физической и психической нагрузке. Достаточное физическое развитие предполагает высокую работоспособность всех систем организма (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина, 2000).

Для определения уровня развития физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста мы провели ряд педагогических тестов: непрерывный бег в течение определенного времени (в зависимости от возраста ребенка, по программе М.А. Васильевой), проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя), количество приседаний за определенное время (по программе М.Л. Лазарева). А также провели физиологическую пробу Мартинэ-Кушелевского, которая позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений и артериального давления после физической нагрузки.

В результате наших исследований мы выявили, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, но тенденция развития высокой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у детей старшего и проявляется с высокой стабильностью. Мы предполагаем, что это связано в первую очередь с индивидуальными физиологическими особенностями детей, а также, предположительно, с низкой двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В целом, к концу года у 90% дошкольников сформировалась стадия устойчивой работоспособности в соответствии с возрастом.

Также мы провели математико-статистическую обработку данных нашего исследования по «Критериям стьюдента», результатом которой стало подтверждение нашей гипотезы о том, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, различие между группами достоверно и имеет прямую взаимосвязь: непрерывный бег (t = 8.8), проба Ромберга (t = 3.40), приседания (t = 3.42).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте - создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду. Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Примерные упражнения и игры для развития выносливости у детей дошкольного возраста

в беге: непрерывный бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой (с частотой пульса во время бега до 135-145 уд/мин), бег со средней скоростью (с частотой пульса во время бега от 160 до 170 уд/мин), бег на скорость по дистанции 20-30 м или повторяющийся 3-4 раза быстрый бег на 10 м, бег в среднем темпе по пересеченной местности по дистанции 200-300 м;

упражнения прикладной направленности;

пешие туристические прогулки за пределы дошкольного учреждения, в соответствии с запланированной нагрузкой;

утренняя гимнастика, включающая длительный бег с выполнением заданий;

прыжки через скакалку;

фитбол гимнастика;

ходьба на лыжах, лыжные (пешие) прогулки за пределы детского сада;

подвижные игры, подвижные игры с циклическими упражнениями, подвижные игры с элементами спортивных игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416 с.

.        Бобков Ю.Г., Виноградов В.М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности //Фармакологическая регуляция процессов утомления. - М.: Просвещение, 1999. - 221 с.

.        Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 226 с.

.        Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.

.        Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 108 с.

.        Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

.        Т.И. Долматова Спортивная медицина. Курс лекций. - М.: Академия, 2002. - 280 с.

.        Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.

.        Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М.: Академия, 2000. - 276 с.

.        Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011.

.        Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/Учебник под ред.проф. курамшина Ю.Ф._ М.: Советский спорт, 2010.

.        М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. Физическая культура дошкольников. Учебное пособие. - Мн.: Ураждай, 2000.-156 с.

.        Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543 с.

.        Новикова Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 448 с.

.        Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб.: Питер, 2001. - 192 с.

.        Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 128 с.

.        Подвижные игры для детей / Автор-составитель Цымбалова Л. Н. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 192 с.

.        Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2000. - 92 с.

.        Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с дошкольниками (с учетом уровня двигательной активности): методическое пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 141 с.

.        Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с.

.        Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001. - 340 с.

.        Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с.

.        Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

.        Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 192 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Педагогические тесты по определению физической работоспособности средний дошкольный возраст

№ П/п

Непрерывный бег

Приседание за 30 секунд

Подъем туловища в сед за 30 секунд из положения лежа на спине


Средние показатели


1 - 1.5 минуты

13 - 16 раз

2 - 7 раз


Начало года (уровень)

Конец года (уровень)

Начало года (уровень)

Конец года (уровень)

Начало года (уровень)

Конец года (уровень)

1

30с

Н

1

С

14

С

18

В

2

С

7

С

2

1.5

С

2

В

16

С

18

В

4

С

10

В

3

1.5

С

2

В

11

Н

17

В

4

С

8

В

4

1.5

С

1.5

С

9

Н

15

С

4

С

8

В

5

2

В

2

В

13

С

20

В

2

С

9

В

6

30с

Н

1

С

12

Н

19

В

3

С

8

В

7

1

С

1.5

С

13

С

20

В

3

С

9

В

8

30с

Н

2

В

12

Н

18

3

С

8

В

9

1

С

1

С

9

Н

16

С

0

Н

7

С

10

30с

Н

1

С

16

С

18

В

0

Н

8

В

х



90




17.9




8.2


m



±6.16




±0.5




±0.3



В- высокий уровень

С- средний уровень

Н- низкий уровень

Приложение 2

Педагогические тесты по определению физической работоспособности старший дошкольный возраст

№ П/п

Непрерывный бег

Приседание за 30 секунд

Подъем туловища в сед за 30 секунд из положения лежа на спине


Средние показатели


1.5 - 2 минуты

18 - 23 раз

8 - 12 раз


Начало года (уровень)

Конец года (уровень)

Начало года (уровень)

Конец года (уровень)

Начало года (уровень)

Конец года (уровень)

1

2.5

В

2.5

В

19

С

24

В

12

С

17

В

2

1

Н

2.5

В

18

С

22

С

9

С

14

В

3

2

С

2.5

В

23

С

25

В

11

С

14

В

4

1.5

С

2.5

В

20

С

20

С

10

С

13

В

5

1

Н

2.5

В

17

Н

20

С

4

Н

9

С

6

1

Н

2.5

В

14

Н

18

С

6

Н

8

С

7

1.5

С

2.5

В

13

Н

18

С

10

С

16

В

8

1

Н

2.5

В

16

Н

20

С

2

Н

6

Н

9

2.5

В

2.5

В

24

В

26

В

9

С

14

В

10

1.5

С

3

В

15

Н

18

С

7

Н

10

С

Х



150




21.1




12.1


м



±3.08




±0.8




±1.1



В- высокий уровень

С - низкий уровень

Н- низкий уровень

Похожие работы на - Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!