Физическая подготовка как часть боевой подготовки революционных отрядов.
Н. П. Новосёлов в 1951 году предметом истории физической культуры и спорта называл «историю физической культуры трудящихся масс, историю физической культуры народов в единстве с историей и культурой общества. В условиях советского общества объектом научного познания является история массового физкультурного движения народов СССР, изучаемая в единстве с историей развития советского общества и его культуры» [Цит. по: 35, с. 7]. На Всесоюзном совещании по истории физической культуры, которое состоялось в Москве в апреле 1953 года, С. Д. Синицын выступал с докладом, в котором сделал вывод о том, что история физической культуры до сих пор не имеет чётко определённого предмета [35, с. 7].
Этот доклад опубликован в журнале «Теория и практика физической культуры», он называется «Состояние и задачи научно-исследовательской и учебной работы по истории физической культуры» [34]. В нём подчёркивалось, что история физической культуры формирует мировоззрение, она - важный участок идеологической работы.
С. Д. Синицын сделал вывод о том, что «предметом исследования историков являются главным образом мероприятия государственных органов и общественных организаций по физической культуре, отношение государства и общества к физической культуре, место и роль физической культуры в общественно-политической жизни, организационная деятельность отдельных лиц» [34, с. 546]. Но, как обращает внимание С. Д. Синицын, раскрывая эти вопросы, «прослеживая закономерности развития физкультурного движения как общественного явления в органической связи с развитием всей общественно-политической жизни, историки решают лишь одну сторону вопроса - общеисторическую. Значительно слабее, а подчас и вовсе не раскрывается другая сторона вопроса, специфическая для истории физической культуры как отраслей знаний о физическом воспитании - развитии сущности, содержание предмета (физической культуры), развитие средств, методов и форм организации педагогического процесса по физическому воспитанию в соответствии с теми задачами, которые ставились перед физической культурой в тот или иной период развития общества тем ил иным общественным классом» [34, с. 546].
С. Д. Синицын констатировал: только в московском и ленинградском институтах историю физической культуры и спорта читают специалисты. В большинстве других учебных заведений, по данным С. Д. Синицына, чтение курса истории физической культуры и спорта «поручается по совместительству преподавателям теории физического воспитания или каким-нибудь специалистам практических дисциплин. При этом, нередко, давая такую «нагрузку», администрация учебных заведений не считается ни со знаниями преподавателя в области истории, ни с его желаниями» [34, с. 549].
А. Б. Суник привёл данные о заметном снижении количества диссертаций по истории физической культуры и спорта в 1970-1985 годах [35, с. 8]. Первая диссертация по истории физической культуры и спорта была защищена в 1939 году.
По воспоминаниям Г. С. Деметера к середине ХХ века в СССР было около десятка специалистов по истории физической культуры и спорта [8].
Г. С. Деметер признаёт большую роль в подъёме научной деятельности в области физической культуры в СССР Всесоюзного научно-методического совета по спорту. В 50 - 60-е года ХХ века его возглавлял директор ВНИИ ФК, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Витальевич Коробков. Он призывал к активизации усилий в научной сфере. Регулярно стали проводиться Всесоюзные научно-практические конференции по истории и организации (управлению) физической культуры. Конференции проводились в разных республиках и городах (Москве, Минске, Кутаиси, Ереване, Ташкенте, Самарканде).
Кафедру истории и организации физической культуры ГЦО ЛИФК возглавлял в те годы Фёдор Иванович Самоуков. Это кафедра при его заведовании стала Всесоюзным центром научных исследований по истории физической культуры. В аспирантуре обучались и повышали квалификацию специалисты из Грузии, Армении, Азербайджана.
В январе 1978 года в ГЦО ЛИФКе защитил докторскую диссертацию Г. С. Деметер. Он считает, что много лет развитие истории физической культуры и спорта тормозил паспорт научной специальности ВАКа по 13.00.04, который признавал историю физической культуры и спорта с большими оговорками. Г. С. Деметер неоднократно выступал против подобной дискриминации в печати и на совещаниях. Сам Г. С. Деметер с 1955 года был заведующим кафедрой теории, истории и организации физической культуры, деканом педагогического факультета Омского института физической культуры (был создан на базе техникума физической культуры).
Советская история физической культуры и спорта, как говорится в учебнике В.В. Столбова, с марксистско-ленинских позиций изучает возникновение и развитие идей и теорий, средств, форм и методов в области физического воспитания в различные периоды существования общества [11]. Она рассматривает, как указано вышеназванном издании, физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.
Научно-теоретической, методологической основой советской истории физической культуры и спорта был диалектический и исторический материализм. Применение диалектического материализма к изучению истории позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества. История рассматривает развитие физической культуры и спорта в зависимости от материальных условий жизни общества. Включающих в себя способ производства, географическую среду и народа населения. Способ производства материальных благ обуславливает в конечном счете развитие всех общественных явлений, в том числе физической культуры и спорта. Исторический материализм позволяет вскрыть классовую природу физической культуры и спорта, понять, что народные массы, а не отдельные, хотя бы и выдающиеся личности являются их подлинными творцами и созидателями. Исторический материализм дает возможность понять, что уровень развития физической культуры и спорта, их место в жизни людей всегда зависели и зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, науки и культуры. Советская история физической культуры и спорта, руководствуясь марксистско-ленинским учением об обществе, рассматривает возникновение и развитие физической культуры и спорта в рамках пяти общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической, каждой из которых присуще свой особенности и закономерности.
Изучая прошлое физической культуры и спорта, можно не только правильно понять и оценить их современное состояние, но и предвидеть дальнейшее движение вперёд. В.И. Ленин в своей работе «О государстве» указывал на то, что при разработке любого вопроса общественной жизни важно «…не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». С этих ленинских позиций советская история физической культуры и спорта подходит к рассмотрению своего предмета.
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она способствует формированию материалистического научного мировоззрения, обогащает сознание людей интересными событиями и фактами прошлого, воспитывает коммунистическую нравственность, прививает любовь к Родине и уважение ко всем народам, внесшим свой вклад в становление и развитие физической культуры и спорта. Её изучение укрепляет советский патриотизм, воспитывает чувство советской национальной гордости за наш народ, который своим героическим трудом на протяжении многих столетий создавал необходимые предпосылки для современных достижений в области физической культуры и спорта. История учит правильному сочетанию национальных и интернациональных интересов, отвергает проповедь расовой или национальной исключительности, разоблачает буржуазную идеология в спорте.
За время своего существования история физической культуры и спорта накопило огромное количество интереснейших материалов, наглядно показывающих развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного состояния. История убедительно показывает, какие неисчерпаемые возможности и преимущества предоставляет социалистическое общество для всенародного развития физической культуры и спорта. Она раскрывает международное значение советской системы физического воспитания, передовой опыт советской школы спорта и спортивной науки.
История физической культуры и спорта - дисциплина идеологическая, партийная. По своему воспитательному воздействию она близка к общественным наукам. Её значение возрастает в свете задач комплексного подхода к коммунистическому воспитанию, выдвинутых ХХV съездом КПСС и развитых в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В системе педагогических дисциплин, которые изучаются на факультетах физического воспитания педагогических институтов, история физической культуры и спорта отводится значительное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию и повысить педагогическую культуру, вооружает учителя физической культуры знанием исторической перспективы и непосредственно подготавливает его к практической деятельности.
Курс истории физической культуры и спорта делится на три раздела:
история физической культуры и спорта зарубежных стран;
история физической культуры и спорта СССР;
история международного спортивного движения.
Внутренняя периодизация каждого из этих разделов рассматривается в рамках общественно-экономических формаций и соответствует в основном принятой советской гражданской исторической науке.
К источникам советской истории физической культуры и спорта относятся: произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, конференций и пленумов ЦК, постановления партии и правительства по вопросам физической культуры и спорта, труды выдающихся партийных и государственных деятелей; архивные материалы, летописи, книги, брошюры и другие письменные источники; археологические и этнографические находки; памятники изобразительного искусства, кинофотофономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания и спорта; народные сказания и эпос разных народов.
В настоящее время советскими историками физической культуры и спорта достигнуты значительные успехи. Многие их труды обогатили не только советскую науку о физическом воспитании и спорте, но и мировую. Они занимают ведущие позиции в разработке многих важнейших проблем истории физической культуры и спорта. Советская история физической культуры и спорта ведёт последовательную борьбу против тех положений буржуазной историографии, которые фальсифицируют и искажают ход исторического развития, скрывают истинные цели буржуазного спорта. Наиболее реакционная часть буржуазных историков взяла на своё вооружение антикоммунизм и антисоветизм в спорте. Учёные СССР и других социалистических стран уверенно разоблачали буржуазную идеологию в спорте. На это их нацеливали задачи, которые были поставлены в правительственных и партийных постановлениях.
В учебнике, рекомендованном Учебно-методическом объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, под редакцией Б.Р.Голощапова указано, что дисциплина « История физической культуры и спорта» изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. Отмечалось, что история физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.
Б.Р.Голощапов отмечал, что в процессе формирования предмет истории физической культуры и спорта вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Это Б.Р.Голощапов рассматривал как показатель неразрывной связи истории физической культуры и спорта с вышеназванными дисциплинами. С другой он видел задачи истории физической культуры в том, чтобы она выполнила интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин.
Б.Р.Голощапов говорил, что история физической культуры и спорта опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники. Тем не менее постоянно эта наука нуждается в обновлении знаний, их пополнении.
В учебнике 2001 г. Б.Р.Голощапова выделены три части. Первая - История физической культуры зарубежных стран. Часть вторая - История физической культуры и спорта в России. Международное спортивное движение.
В аннотации учебника говорилось, что в нем рассказывается о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, международного спортивного движения. В рамках этих систем рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, и это в названном последнем учебнике раскрыто. Учебник рецензировали В.Н.Волков, Н.А.Карпушко. В нем отмечалось, что в задачу предмета истории физической культуры и спорта входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры и спорта, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта, как указано в учебнике, исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки [ 5, с.4].
Отмечено, что знание истории физической культуры и спорта очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления. Знание истории физической культуры и спорта, как указал В.В.Голощапов, поможет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.
Однако, прогностическая функция истории физической культуры и спорта, разработана до настоящего времени достаточно слабо.
Выводы по первой главе
Обращение к генезису истории физической культуры и спорту показало, что период её становления - рубеж 20 - 30-х годов ХХ века - середина ХХ века.
У истоков истории физической культуры и спорта стоял директор института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта Елизарий Юрьевич Зеликсон. Он был назначен на этот пост по инициативе наркома здравоохранения Н. А. Семашко. Е. Ю. Зеликсон - доктор медицинских наук, профессор, специалист в области социальной гигиены. Он же возглавлял в институте сектор истории. По его предложению в 1930 году Всесоюзный совет физкультуры СССР принял решение о введении в учебный план институтов физической культуры истории физической культуры в качестве обязательного предмета и о создании специальных кафедр. Важно подчеркнуть, что кафедры тогда назывались: «теория и история физической культуры».
Специалисты, работающие по проблемам истории физической культуры и спорта заочно заканчивали исторические факультеты, а при сдаче кандидатских экзаменов изучали исторические дисциплины.
В сектор по истории физической культуры в Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта входил ученик академика Е. Тарле - профессор Е. Н. Петров. Он стал автором первого учебного пособия по истории физической культуры, изданного в 1938 году.
Ряд специалистов (Е. Ю. Зеликсон, Г. Г. Шахвердов) считали необходимым включить историю физической культуры и спорта в историю педагогики. Развитие научной работы по истории физической культуры и спорта в СССР препятствовал паспорт научной специальности ВАКа 13.00.04. Он признавал историю с большими оговорками. К середине ХХ века в СССР было около десятка специалистов по истории физической культуры и спорта (кандидатов наук).
Секцию по истории физической культуры и спорта в Научно-методическом совете при Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорту при Совете Народных Комиссаров СССР возглавлял А. Д. Новиков.
А. Б. Суник считал основоположником отечественной истории физической культуры П. Ф. Лесгафта. В середине ХХ века к вопросу о предмете истории физической культуры и спорта впервые обратился Н. П. Новосёлов. До сих пор этот вопрос не решён. В связи с тем, считает А. Б. Суник, что к определению своего предмета наука приступает уже имея какие-то серьёзные результаты. Предмет науки - не нечто неизменённое и законченное, он меняется с развитием науки.
К середине ХХ века ведущим историком физической культуры и спорта стал кандидат педагогических наук С. Д. Синицын. Он вместе с Н. П. Новосёловым под руководством Е. Ю. Зеликсона начинал разработку истории физической культуры и спорта в начале 30-х годов. С. Д. Синицын считал серьёзным изъяном обстоятельство: в большинстве учебных заведений историю физической культуры и спорта читают либо специалисты по теории физического воспитания, либо специалисты практических дисциплин.
С. Д. Синицын признавал, что в середине ХХ века наиболее разработанными оказались общеисторические аспекты. Развитие сущности, содержания, средств, методов, форм организации физической культуры оказалось слабоизученным.
Ведущими специалистами по истории физической культуре и спорта в СССР в период становления этой научно-учебной дисциплины были Е. Ю. Зеликсон, Е. Н. Петров, А. В. Грачёв, Н. П. Новосёлов, С. Д. Синицын, Г. Д. Харабуга, Н. И. Торопов, Д. А. Крадман, Ф. И. Самоуков, И. Г. Чудинов.
Глава II. Состояние и направление развития истории физической культуры и спорта в СССР к середине ХХ века
.1 Официальные характеристики состояния и перспектив развития истории физической культуры и спорта в СССР в послевоенный период
В пятилетнем плане научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта 1946 года выделена рубрика «История физической культуры». Подчеркивалось, что «проблемам истории физической культуры в проекте пятилетнего плана отводится одно из самых видных мест» [15, с. 271]. Далее сказано: «Это понятно, если учесть, что это - один из самых отстающих участков теории физической культуры» [15, с. 271]. Таким образом, история физической культуры рассматривалась официально как часть теории физической культуры.
В официальном документе, названном выше, говорилось: за сравнительно короткий срок в СССР сложились свои кадры историков физической культуры - профессор Е. Ю. Зеликсон, доцент С. Д. Синицын, Н. И. Торопов, А. В. Грачёв, И. Г. Чудинов. Говорилось: пока кадры «очень малочисленны». Отмечалось, «большинство работ наших историков посвящено изучению физической культуры древнего времени и средних веков, значительно меньше работ, касающихся физической культуры в новое и новейшее время, совсем мало изучена история отечественной физической культуры» [15, с. 271].
Говорилось о «крайне немногочисленных» исследованиях в истории физической культуры, «серьёзных недочётах» в их содержании, «не всегда правильном» освещении развития физической культуры в дореволюционной России.
Говорилось о перспективах научной работы по истории физической культуры и спорта: «Центральной задачей научно-исторической работы на ближайшие годы должно явиться создание полноценных трудов по истории физической культуры и спорта в дореволюционной России и в СССР, трудов, раскрывающих оригинальность и самобытность творчества народов СССР и прежде всего величие русского народа в создании игр, спорта, гимнастики, в разработке теории и практики физического воспитания.
В ходе этих исследований необходимо собрать материалы по истории физической подготовки в дореволюционной армии и флоте, выявить роль, придававшуюся физической культуре в системах военно-педагогических взглядов крупнейших военных деятелей дореволюционной России и СССР - Суворова, Кутузова, адмирала Ушакова, Драгомирова, Фрунзе, и др. Наши историки должны изучить развитие идей физического воспитания в работах выдающихся представителей русской философской и педагогической науки, создав полноценную хрестоматию по этому вопросу.
Что же касается изучения проблем всеобщей истории физической культуры, включенных в проект пятилетнего плана, то при разработке этой тематики исключительно важно дать правильное марксистское освещение всеобщей истории физической культуры, разоблачая фальсификацию этой истории фашистскими «теоретиками».
В этом плане весьма актуальна разработка темы о профессионализме и любительстве в спорте. Являясь одним из стержневых вопросов международной спортивной практики, понятие профессионализма и любительства в современный период, период усиления демократизации мирового спорта и роста влияния в нем Советского Союза, становится предметом острой дискуссии. Реакционные элементы в международном спорте цепляются за «чистые принципы» любительства, стремясь использовать их в целях создания барьера против проникновения советского влияния в международную спортивную жизнь. Советским ученым предстоит проследить историческую эволюцию понятий профессионализма и любительства в спорте, вскрыть их социальную природу и дать прогрессивное определение формулы любительства и профессионализма» [15, с. 272]. Так определялись перспективы научной работы по истории физической культуры и спорта в «Основных направлениях пятилетнего плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта». В реализацию этого плана вносили коррективы последующие события - борьба с космополитизмом, выход в свет государственных установок, постановлений, работ И. В. Сталина.
.2 Официальные установки для работы специалистов по истории физической культуры и спорта
Воплощением в жизнь обозначенных перспектив для научно-исследовательской работы в области истории физической культуры и спорта стала «История физической культуры народов СССР» под общей редакцией С. Д. Синицына. Авторами «Истории» стали кандидат исторических наук Н. П. Новосёлов, кандидат педагогических наук С. Д. Синицын, кандидат педагогических наук Г. Д. Харабуга. В издании, тираж которого - 15 000 экземпляров, одиннадцать глав.
Глава 1. Физическая культура в период первобытно-общинного и рабовладельческого строя написана Н. П. Новосёловым. Он же написал 2 и 3 главы (Физическая культура древних славян в эпоху первых политических образований V - VIII века и Физическая культура в период Киевского государства и феодальной раздробленности IX - XIV века). Н. П. Новосёлов был автором 10 главы - Физическая культура в период первой русской революции 1905 - 1907 гг.
Г. Д. Харабуга написал 4, 5, 8 и 11 главы. С. Д. Синицын - 8 и 7 главы. Они посвящены отечественной физической культуре 18 - 19 веков.
Ещё в начале 30-х гг. государственный контроль и руководство работой по физической культуре и спорту регламентировались на высшем уровне управления [25]. При правительстве для этого управления был создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. В материалах Пленумов ВСФК СССР и РСФСР говорилось о «неудовлетворительном положении с подготовкой кадров физкультурных работников , имеющих решающее значение для развития физической культуры в объеме поставленных ей партией и правительством задач» [32, с. 18].
В 1934г. Постановлением Центрального Исполнительного комитета Союза СССР был награжден орденом Ленина Московский государственный центральный институт физической культуры. Отмечалась «ведущая роль института в физкультурном движении», «образцовая постановка учебного процесса, высокая организованность, дисциплинированность и отличная физкультурная подготовка» [25].
Активизировалась работа учёных. И. П. Торопов - один из разработчиков первой программы по истории физической культуры и спорта. В 1948г. он редактировал «Очерки по истории физической культуры» [24]. Авторами выступили: Н. И. Торопов - Гимнастика на службе у прусских агрессоров. С. Д. Синицын - К вопросу о военной и физической подготовке в Чехии в период гуситских войн. И. Г. Чудинов - Физическая культура в годы гражданской войны.
Н. И. Торопов выступил с разъяснением официальных государственных установок, которые определяли работу специалистов по истории физической культуры и спорта. Он написал труд «Значение работ И. В. Сталина по языкознанию для истории и теории физической культуры» [21]. Важно обратить внимание на то, что история постановлена на первое место.
В этой работе говорилось: «Новые труды И. В. Сталина выходят далеко за пределы науки о языке. Они дали руководящие указания деятелям всех сторон культуры - философам, педагогам, историкам, экономистам, литературоведам, теоретикам и историкам физической культуры. Они вооружили последних на дальнейшую борьбу за углублением марксистско-ленинской истории и теории физического воспитания» [21, с. 9].
И. П. Торопов указал на «основной порок истории и теории физического воспитания». Он заключался в отождествлении сущности физических упражнений и сущности физического воспитания, в отсутствии ясного представления о месте и роли физических упражнений и физического воспитания в ряду других общественных явлений. А. Д. Новикова критиковали за то, что он «нарушает принцип историзма», «выдёргивает из истории физического воспитания те факты и явления, которыми искусственно подкрепляет свои положения» [41, с. 864].
Е. Ю. Зеликсона обвинили в социологизаторских и космополитических установках в вопросах истории физической культуры [21, с. 10].
В этих условиях было дано направление, сближающее историю физической культуры с историей, историей культуры, историей педагогики. При этом на втором плане оказались историко-теоретические проблемы самой физической культуры. И. П. Торопов разъяснял: «История физической культуры не может ограничиться марксистско-ленинским анализом происхождения и развития техники выполнения физических упражнений, а должна охватывать и историю физического воспитания (идеи, формы организации, методы, материальная база), как одну из важных сторон истории педагогики и истории общей культуры, которые типичны для каждого пережитого человечеством экономического строя» [21, с. 11].
Культивировалась борьба за создание «подлинно научной истории и теории физической культуры». Этот подход сочетался с размежеванием от буржуазной физической культуры. Н. И. Торопов давал установку: буржуазные историки физической культуры рассматривают физическое воспитание в историческом аспекте как историю физических упражнений, методов физического воспитания.
Изъяном буржуазной истории физической культуры было названо игнорирование истории народного творчества в области физического воспитания. Ставилась задача для создателей «подлинно научной истории физической культуры» в СССР. Её определяли так: «изучить и показать во всех опосредованиях физическое воспитание в условиях доклассового первобытного общества» [21, с. 12].
Так, практически все историки физической культуры и спорта, а их было около десятка, были вовлечены в решении выдвинутой задачи. Э. Т. Рагимов исследовал азербайджанскую народную борьбу «гюлеш», её истоки, правила и приёмы [21, с. 131 - 149]. А. О. Галустян показал, как народ Армении создавал систему воспитания моральных и физических качеств в контексте своей многовековой национальной культуры [3]. К. А. Кулинкович показал как формировалась физическая культура в Белоруссии. Ю. С. Шоломицкий - в Узбекистане, В. К. Бакунас - в Литве [22]. М. А. Горгадзе показал историю физического воспитания в Грузии [4]. В публикациях по истории физической культуры в России дореволюционного периода подчёркивалось «недоброжелательство», «глухое сопротивление бюрократической власти» развитию физической культуры [13].
Историки должны были убедительно показать как складывались народные формы организации физического воспитания, как народ вырабатывал физическую культуру и спорт как одно из средств подготовки себя к борьбе против эксплуататоров. Опыт народного творчества провозглашался источником для развития советской теории физического воспитания.
Н. И. Торопов, цитируя И. В. Сталина, принципиальные различия в идеях, правах, нравственных принципах буржуа и пролетариев. Он писал: «В области физической культуры это означает, что официально признанные системы физического воспитания обслуживают только классовые потребности буржуазии, что пролетариат имеет свои классовые потребности в этой области культуры, имеет свои идеи и представления о физическом воспитании».
Историки физической культуры и спорта в СССР должны были конкретно-исторически показать как изначально народ стихийно использовал физические упражнения как одно из средств поддержания своего здоровья и физического совершенствования. Как постепенно трудящиеся стали осознанно создавать классовые спортивные союзы и противопоставлять их буржуазным формам организации физического воспитания.
Н. И. Торопов писал, что сталинские указания о классовом характере духовной жизни вооружили историков и теоретиков «на решительную борьбу против идеалистических и космополитических извращений истории и теории физической культуры» [21, с. 16]. Ставилась задача: с классовых позиций вскрывать всевозможную идеологическую шелуху и демагогию, раскрывать «звериное нутро» теории и практики буржуазного спорта, показывать «общее загнивание и маразм буржуазной физической культуры» [21, с. 16].
Это направление было нужно, чтобы обосновать тезис: «Лучшее заключается не в буржуазных теориях физического воспитания, а в опыте народного творчества в области физического воспитания, в богатых традициях непосредственных производителей материальных ценностей» [21, с. 18].
В этот период начал своё исследование Н. И. Пономарёв [31]. Его интерес к возникновению и первоначальному развитию физического воспитания определялся теми задачами, которые определяли содержание и пути научной работы в области истории физической культуры и спорта.
Исторически сложившийся опыт физического воспитания официально обозначался в качестве источника советской теории физического воспитания [16, с.491]. Отмечалось, что Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры «большое внимание в своих работах уделяет истории физической культуры в национальных республиках» [2, с. 54].
Подчёркивалось, что физическое воспитание развивается в тесной связи с общественно-исторической практикой общества. В справочнике «Всё о спорте» показана история возникновения и развитие конкретных видов спорта [1].
В учебнике «Теория и методика физического воспитания» в 2-х томах (1976 год) физическое воспитание определялось как исторически определённый тип социальной практике физического воспитания (том 1, с.8).
Учебник 2002 года «Теория и методика физического воспитания» [40] начинается с параграфа о сущности и причинах возникновения физического общества. Исторические аспекты присутствуют практически во всех теоретических изданиях, учебниках [17, 18].
Н. И. Торопов и в последующие десятилетия раскрывал закономерности развития физической культуры и спорта, характеризовал пути научного управления этой стороной общественной жизни [40]. Он подчёркивал: «Процесс развития общества столь же объективен и закономерен, как процесс развития природы. Люди не в состоянии его отменить, но могут познать и использовать его закономерность для сознательного воздействия на развитие общества [40, с. 2]. Во все времена у всех народов физические упражнения и состязания служили делу подготовки людей к трудовой и военной деятельности. Изменение орудий труда, способов производства, военной техники и тактики неизменно влекло за собой частичное изменение и приспособление к новым условиям средств и методов физического воспитания.
Сами специалисты по истории физической культуры и спорта оценивали результаты своей деятельности очень высоко и подчёркивали, что они «занимают ведущие позиции в разработке многих важнейших проблем истории физической культуры и спорта» [11, с. 7]. Они же выражали удовлетворённость положением истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины: «В системе теоретико-педагогических дисциплин (теория физической культуры, педагогика, психология, управление физкультурным движением) истории физической культуры и спорта отводится значительное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогающим будущим специалистам лучше познать свою профессию и повысить педагогическую культуру, непосредственную подготовку их к практической деятельности» [11, с. 6].
В. В. Столбов подчёркивал и большое воспитательное, и образовательное значение дисциплины. История физической культуры и спорта формирует мировоззрение, обогащает сознание людей интересными событиями и фактами, формирует нравственность, прививает любовь и уважение к народу, людям, внесшим вклад в развитие физической культуры. Одна из задач истории физической культуры и спорта в СССР состояла в том, чтобы разоблачать буржуазную идеологию в спорте [11, с. 5]. Это, как подчёркивал В. В. Столбов, дисциплина идеологическая.
Она изучает возникновение и развитие средств, методов, форм, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Это «важный раздел науки о физической культуре и спорте, история рассматривает как часть всей человеческой культуры» [11, с. 3]. Советские историки исследовали ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества. Физическую культуру и спорт они стремились представить в непрерывном движении, изменении, как результат борьбы новых идей со старыми. Один из постулатов советской истории физической культуры и спорта гласил: их уровень, «их место в жизни людей всегда зависели и зависят от конкретных форм производства. Общественных отношений, политики, состояния науки и культуры» [11, с. 3].
Выводы по второй главе
К середине ХХ века, как показало исследование, в СССР основное направление развития истории физической культуры и спорта определялось идеологическими установками того времени, задачами государственной политики.
Официальные установки для специалистов по истории физической культуры и спорта разъяснял специалист Н. И. Торопов - один из соавторов первой программы по учебной дисциплине «История физической культуры и спорта». Н. И. Торопов был кандидатом наук, сотрудником Е. Ю. Зеликсона, редактором сборника научных трудов по истории физической культуры и спорта.
К середине ХХ века официально история физической культуры и спорта была признана «одним из самых отстающих участков теории физической культуры». Центральной задачей научно-исторической работы провозгласилось создание полноценных трудов по истории физической культуры и спорта в дореволюционной России и в СССР. Эти труды должны были убедить в оригинальности и самобытности творчества народов СССР в создании физического воспитания.
Необходимо было показывать как многонациональный народ вырабатывал физическую культуру и спорт как одно из средств подготовки себя к борьбе против эксплуататоров. Эту задачу выполняли исследователи национальной физической культуры - Э. Т. Рагимов, К. А. Кулинкович, М. А. Горгадзе, В. К. Бакунас, Ю. С. Шоломицкий.
После репрессий и ссылки Е. Ю. Зеликсона ведущим специалистом по истории физической культуры и спорта стал С. Д. Синицын.
И. П. Торопов показал значение работ И. В. Сталина по языкознанию для истории и теории физической культуры. Отсутствие ясного представления о месте и роли физических упражнений и физического воспитания в ряду других общественных явлений, отождествление физических упражнений и физического воспитания названы Н. И. Тороповым «основным пороком истории и теории физического воспитания». В итоге ведущим оказалось сближение истории физической культуры и спорта с историей культуры, историей педагогики и растворение специфики предмета истории физической культуры и спорта в общественных явлениях. Одним из первых определить предмет истории физической культуры и спорта попытался кандидат исторических наук В. П. Новосёлов (1951 год).
Заключение
На основании проведённого исследования можно заключить следующее.
В результате изысканий удалось выявить источники, в которых отражены значимые для темы исследования факты. В то же время выяснено, что многие значимые для процесса становления истории физической культуры и спорта в СССР события не стали историческими фактами. Например, лишь из воспоминаний одного из ведущих отечественных специалистов по истории физической культуры и спорта Г. С. Деметера можно узнать о репрессированном и отправленном в ссылку Е. Ю. Зеликсоне (первом научном руководителе Г. С Деметера). Специалисты по истории физической культуры и спорта ещё не ввели в научный оборот архивные материалы о репрессиях в сфере физической культуры и спорта.
Среди обнаруженных и значимых для исследования источников - «Очерки по истории физической культуры в СССР» Е. Ю. Зеликсона (1940 год), первый учебник - «Очерки по истории физической культуры» под редакцией профессора Е. Н. Петрова (1938 год), резолюции и постановления Пленумов Высшего совета физической культуры, доклад С. Д. Синицына на Всесоюзном совещании по истории физической культуры 1953 года, доклад Г. И. Кукушкина на Пленуме Научно-методического совета 1951 года о состоянии и задачах в развитии советской теории физического воспитания, оценки состояния и перспектив развития истории физической культуры и спорта по плану научно-исследовательской работы в области физической культуры.
В итоге удалось выяснить, что один из ведущих историков физической культуры и спорта А. Б. Суник генезис истории физической культуры и спорта связывал с именем П. Ф. Лесгафта. В то же время показано, что истоки формирования истории физической культуры и спорта в СССР правомерно связывать с именем Е. Ю. Зеликсона - доктора медицинских наук, профессора, директора института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, заведующего сектором истории в этом вузе.
Несмотря на то, что Е. Ю. Зеликсон был специалистом в области социальной гигиены, именно он содействовал принятию Всесоюзным советом физкультуры СССР решения о введении истории физической культуры в качестве обязательного предмета и о создании специальных кафедр. Судя по публикациям в журнале «Теория и практика физической культуры» нормативным на протяжении рассматриваемого периода было название кафедр «Теория и история физической культуры».
Установлено, что А. Б. Суник связывает начало процесса становления истории физической культуры и спорта с рубежом 20 - 30-х годов ХХ века. К середине ХХ века в СССР было около десятка специалистов по истории физической культуры и спорта, кандидатов наук.
На стадии становления истории физической культуры и спорта как науки и учебного предмета разрабатывались общеисторические аспекты. Это было связано с социальным заказом на проблематику исследований, государственным регулированием научных исследований и планов исследовательской работы. Главной задачей историков физической культуры и спорта оказалась разработка тем, раскрывающих оригинальное и самобытное творчество народных масс по созданию физической культуры, её использование как средства подготовки к социальным преобразованиям и революционным изменениям.
В итоге, как констатировалось официально, развитие сущности, содержания, средств, форм организации физической культуры не освещалось специалистами. В их числе были - Е. Ю. Зеликсон, С. Д. Синицын, Е. Н. Петров, Н. И. Торопов, А. В. Грачёв, Н. П. Новосёлов, Ф. И. Самоуков, И. Г. Чудинов, Г. Д. Харабуга, Д. А. Крадман.
В середине ХХ века степень разработки истории физической культуры и спорта было обозначена как один из самых отстающих участков работы. Е. Ю. Зеликсон, Г. Г. Шахвердов выступали за слияние истории физической культуры и спорта с историей педагогики. В те годы по политическим причинам ведущими оказывались социально-педагогические аспекты. Специфика физической культуры растворялась в её общественной роли, физические упражнения должны были подчиняться общепедагогическим целям.
Литература
1.Все о спорте. Справочник в 3-х тт. Т.1. / Сост. А.А.Добров. - М.: ФК и С, 1978. - 520 с.
2.В Президиуме Научно-методического совета // Теория и практика физической культуры. - 1941. - №1. - С.54-64.
.Галустян А.О. История физической культуры / А.О.Галустян // Теория и практика физической культуры. - 1946. - № 11-12. - С.535-540.
.Горгадзе М.А. Очерк истории физического воспитания в древней Грузии / М.А.Горгадзе // Теория и практика физической культуры. - 1946. - №8-9. - С.422- 428.
.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Б.Р.Голощапов.- М.: Академия, 2001. - 312 с.
.Гончаров В.Д.Наука о физической культуре: на путях становления / В.Д.Гончаров // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №4. - С.43-44.
.Деметер Г.С. История спорта или история физической культуры? / Г.С.Деметер // Теория и практика физической культуры. - 1976. - №5. - С.59-63.
.Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С.Деметер. - М.: Советский спорт, 2005. - 323 с.
.Зеликсон Е.Ю. Очерки по истории физической культуры в СССр. От отмены крепостного права и промышленного капитализма в России до великой Октябрьской социалистической революции (1861-1917) / Е.Ю. Зеликсон. - М.-Л.: Гос. НИИ ФК и С, 1940 - 175 с.
.История физической культуры народов СССР под общ. ред. Н.П.Новоселова, С.Д.Синицына, Г.Д.Харабуги. - М.: ФК и С, 1953. - 140 с.
.История физической культуры и спорта для институтов физической культуры. Под ред. В.В.Столбова. - М.: ФК и С, 1983. - 359 с.
.История физической культуры народов СССР / Сост. и общ. ред. С.Д.Синицына. - М.: ФК и С, 1953. - 140 с.
.Короновский В.Н.Первые международные олимпийские игры и русский спорт / В.Н.Короновский // Теория и практика физической культуры. - 1946. - №5. - С.215-236.
.Кридман ДА. В научно-методическом совете / Д.ПА.Кридман // Теория и практика физической культуры. - 1946. - Т.9. Вып.11-12. - С.600.
.Крячко И.А.Основные направления пятилетнего плана научно-исследовательской работы в области физической культуры. - 1946. - № 6. - С.271-272.
.Кукушкин Г.И. Состояние и задачи в развитии советской теории физического воспитания. Печатается по сокращенному тексту доклада на Пленуме Научно-методического совета комитета по делам при Совете Министров СССР 23 мая 1951 г. // Теория и практика физической культуры. - 1951. - Т.14. №7. - С.481-503.
.Максименко А.М.Теория и методика физической культуры. Учебник А.М.Максименок. - М.: ФК, 2005. - 544 с.
.Научно-методическая деятельность. Учебник / В.Н.Селуянов, М.П.Шестаков, И.П.Космин. - М.: ФК, 2005. - 288 с.
.Новоселов Н.П. Синицын С.Д., Харабуга Г.Д. История физической культуры народов СССР. Ч.1. Общ. ред. С.Д.Синицына. - М.: ФК и С, 1953. - 159 с.
.Очерки по истории физической культуры. Вып.1. Допущено Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при СНК СССР в качестве учебного пособия для институтов и техникумов физической культуры. - М.: ФК и С, 1938. - 174 с.
.Очерки по истории физической культуры. Сборник трудов. Вып.5. - М.: ФК и С, 1950- 201 с.
.Очерки по истории физической культуры. Материалы Первой Всесоюзной научно-методической конференции по истории и организации физической культуры . - М.: ФК и С, 1964. - 248 с.
.Очерки по истории физической культуры / Ф.И.Самоуков, В.В.Столбов. - М.: ФК и С, 1967. - 164 с.
.Очерки по истории физической культуры. Сборник трудов под ред. Н.И.Торопова. - М.: ФК и С, 1948. - 223 с.
.Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта ( 1917-1957) / Под ред. И.Г.Чудинова. - М.: ФК . 1959. - 291 с.
.Очерки истории физической культуры. Сборник трудов. Вып.5.- М: ФК и С, 1967. - 164 с.
.Романов Н.Н.Восхождение на Олимп/ Н.Н.Романов. - М.: Советский спорт, 1993. - 400 с.
.Теория и методика физического воспитания в 2х тт. Т.1. - М.: ФК и С, 1976. - 302 с.
.Теория и методика физической культуры. Учебник. / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
.Положение о научно-методическом совете Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР // Теория и практика физической культуры. Т.9. - 1946. Вып.1-2. - С.88-91.
.Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И.Пономарев. - М.: ФК и С, 1970.- 247 с.
.Пленумы ВСФК СССР и РСФСР. Резолюции и постановления 1 Пленума ВСФК РСФСР и 2 Пленума ВСФК СССР. - М.- Л.: ФК и туризм. - 1932. - 92 с.
.Предмет и задачи советской теории физического воспитания //Теория и практика физической культуры. - Т.16, Вып.11. - 1953. - С.785-792.
.Синицын С.Д.Состояние и задачи научно-исследовательской и учебной работы по истории физической культуры / С.Д.Синицын // Теория и практика физической культуры. - 1953. Т.16. Вып.8. - С.545-552.
.Суник А.Б. Проблема предмета истории физической культуры и ее места в системе наук / А.Б.Суник // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №6. - С.7-11.
.Суник А.Б.Освещение творческого наследия П.Ф.Лесгафта в советской историографии /А. Б.Суник // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №6. - С.5-8.
.Суник А.Б. Формирование истории физической культуры как учебно-научной дисциплины / А.Б.Суник // Теория и практика физической культуры.- 1981. - №7. - С.5-7.
.Торопов Н.И.Основные закономерности развития советской физической культуры и спорта / Н.И.Торопов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - №12. - С.2-6.
.Торопов Н.И. К вопросу об истории возникновения немецкой педагогической системы физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1946. Т.9. Вып.6. - С.298-307.
.Холодов Ж.К.Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
.Черевков М.А.О ме6тодах физического воспитания / М.А.Черевков // Теория и практика физической культуры. - 1950. - № 111. - С.859-864.
42.Шахвердов Г.Г. Государственный институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта / Г.Г.Шахвердов. - Л., 1958. - 111 с.