Совершенствование физических качеств подростков в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    99,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование физических качеств подростков в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии





Выпускная квалификационная работа

Совершенствование физических качеств подростков в условиях

внеклассной работы по физическому воспитанию


Зволинская Валерия Владиславовна

Руководитель -

О.В. Леонова







Санкт-Петербург - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

.1 Внеклассная работа по физической культуре

.2 Физические качества и их развитие

.3 Возрастные особенности подросткового возраста

.4 Использование лыжного спорта для развития физических качеств подростков

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель и задачи исследования

.2 Организация исследования

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Результаты исследования

.2 Результаты контрольного тестирования через 90 дней

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента (бег 30 метров

Приложение 2. Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента (челночный бег 3х10 метров

Приложение 3. Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента (прыжки в длину с места

Приложение 4. Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента (наклоны вперед

Приложение 5. Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента (бег 1000 метров

Приложение 6. Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента (подтягивание на перекладине

Приложение 7. Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента (бег 30 метров

Приложение 8. Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента (челночный бег 3х10 метров

Приложение 9. Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента (прыжки в длину с места

Приложение 10. Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента (наклоны вперед

Приложение 11. Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента (бег 1000 метров

Приложение 12. Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента (подтягивание на перекладине

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время выдвинута важная задача-разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становиться действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Большие сложности возникают при работе с подростками. Период от 14 до 15 лет характеризуется бурным развитием физических способностей и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта. В тоже время интенсивные нейроэндокринные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов. Следовательно, необходим правильный подход к организации не только уроков физической культуры, но и внеклассных занятий с подростками.

Проблема развития и совершенствования физических качеств школьников является актуальной в данный момент, так как исследования показывают, что занятия по физическому воспитанию в школе не всегда являются интересными для подростков, а уровень их физического развития и состояние здоровья оставляют желать лучшего. Одним из способов изменения данной ситуации является активное привлечение подростков к  внеклассным занятиям физкультурой, базирующимся на различных видах спорта.

Большая популярность лыжного спорта позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятиях на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества, смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

Цель: совершенствовать физические качества подростков 14-15 лет с помощью внеклассных занятий лыжным спортом.

Задачи:

. Изучить литературные источники по проблеме  совершенствования физических качеств подростков 14-15 лет в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию.

. Определить уровень развития физических качеств у подростков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группе.

. Разработать содержание внеклассных занятий на базе упражнений из лыжного спорта для совершенствования физических качеств у подростков 14-15 лет. 

. Определить эффективность разработанных занятий для совершенствования физических качеств подростков 14-15 лет в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию.

Гипотеза: предполагается, что внеклассные занятия лыжным спортом будут способствовать совершенствованию физических качеств у подростков 14-15 лет.

Объект исследования: совершенствование физических качеств подростков. физический подросток упражнение лыжи

Предмет исследования: физические качества подростков 14-15 лет.

Методы исследования:

теоретический анализ литературных источников;

тестирование;

педагогический эксперимент;

методы математической  обработки данных.

ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

1.1Внеклассная работа по физической культуре

Одна из основных задач управления системой образования - приведение процессом обучения в соответствие с состоянием здоровьем учащихся. Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен  мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы обучаем детей в начале месяца и какими они становиться в результате инновации. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровья детей. По информации начальника управления Министерство образования РФ заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40%инновационных программ приходиться на 6% одаренных детей и на 10%-15% детей, имеющие высокие учебные возможности.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя, тренера и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы: урочные и неурочные.

Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем, тренером с постоянным составом занимающихся. К ним относятся: уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом; спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами организованно, так и самими занимающимися самостоятельно с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в школах создается коллектив физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья», «Недель здоровья», олимпиад, велоэстафет, кроссов. Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, в продленке.

В комплексной программе физического воспитания учащихся  1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по

физкультуре. В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы. Главная цель внеклассной работы - организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета  занятий, установки  на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных  склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного  свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной  регламентации.

К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды. Для достижения какого-либо эффекта от процесса работы требуется, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

Основная задача, которую учителя физической культуры ставят перед собой это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков.

1.2 Физические качества и их развития

На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость.

Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Совершенствование качества быстроты связано с развитием и совершенствованием ряда других качеств: силы, гибкости, ловкости, расслабления. С точки зрения психологии быстрота это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:

Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.

Напряжение воли - достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.

Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации. С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты: 1) латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель); 2) скорость отдельного движения; 3) частота движений.

Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.

В первой форме проявления быстроты следует рассматривать время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.

Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг - отдельное движение. Скорость одного шага - это скорость отдельного движения. Скорость шагов - соответственно частота движений.

Быстрота передвижений зависит от степени владения техникой того или иного хода. Быстрота двигательной реакции имеет большое значение при прохождении. Следовательно, первым этапом совершенствования быстроты будет развитие этого качества и шлифовка деталей техники, определяющих передвижение с максимальной скоростью.

Для совершенствования быстроты движения выполняются с максимальной скоростью. Техника выполнения движений должна быть хорошо освоена, При совершенствовании быстроты основным является повторный метод. Продолжительность интервалов отдыха значительная. В интервалах отдыха можно проводить упражнения небольшой интенсивности с включением тех мышечных групп, которые участвовали в скоростной работе. При этом следует стараться избежать стабилизации скорости, которая может наступить вследствие многократного повторения упражнения. Чтобы избежать стабилизации скорости на низком уровне, нужно стремиться к повышению скоростных возможностей занимающегося, вначале применяя средства всесторонней физической подготовки, а потом уже специальные средства.

В каждом тренировочном занятии развитию быстроты должно предшествовать совершенствование техники, применение специальных упражнений. Для совершенствования качества быстроты выработан ряд методических приемов. Так, например, выполнение упражнений в облегченных условиях, бег позволяет спортсмену выполнять движение с быстротой, превышающей установившуюся. Хороший эффект дает чередование упражнений в затрудненных и в облегченных условиях.

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из этих видов к силе предъявляют различные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры физических способностей, определяет работоспособность спортсмена.

Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она определяет достижения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительные сопротивления (тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, разнообразные виды борьбы). Также максимальная сила имеет большее значение для достижений в легкоатлетическом спринте, чем в беге на длинные дистанции.

Скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростная сила имеет определяющее значение для достижений во многих движениях ациклического и смешанного характера (легкоатлетические прыжки, прыжки с трамплина, спортивные игры), в таких видах спорта, где результаты зависят от быстроты выталкивания, выбрасывания снаряда или отталкивания для выполнения прыжка.

Силовая выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в первую очередь при необходимости преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени.

В основе проявления силы (как физического качества) лежит деятельность нервно-мышечного аппарата, при этом выполняются следующие обязательные условия: 1) активация исполнительной системы (периферический нервно-мышечный аппарат); 2) осуществление режима мышечной деятельности (нервных центров, управляющих мышечной деятельностью; сократительного аппарата мышечных волокон; системы электромеханической связи мышечных волокон).

Чаше всего сила проявляется в движении (динамическая сила). Усилия спортсмена не всегда сопровождаются движением, в этом случае следует говорить о статическом режиме работы (о статической силе).

Сила характеризуется предельными, распределенными и дозированными мышечными усилиями. Предельные мышечные усилия встречаются в тех случаях, когда спортсмен проявляет свои силовые возможности полностью. Сознательное управление затруднено, так как предельное проявление мышечных усилий ограничено функциональными возможностями спортсмена. Распределенные мышечные усилия - это усилия в 1/2 или 1/4 или 2/4 максимальной силы, подчиненные сознательному контролю. Дозированные мышечные усилия - это усилия, требующие строгого дифференцирования в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий (в баскетболе - это бросок мяча в корзину, в боксе - удар) и подчинены полному сознательному контролю.

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и другие).

Проявление выносливости всегда связано с понятием усталости. Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления.

В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:

) статическую и динамическую;

) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп - более 50% всей массы);

) силовую;

) анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).

Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м).

Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Следуя общепринятому мнению, ловкость это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность: 1. Координационная трудность двигательной задачи. 2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче). 3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его).

Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.

Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись). В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники).

Предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков человек владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности,  тем больше его ловкость.

Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его.

Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих способностей: 1) быстро осваивать сложные по координации двигательные действия; 2) перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; 3) четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметры движения.

Гибкость (подвижность суставов) - это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость - это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой:

) невозможность приобрести определенные двигательные навыки;

) замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей;

) возникновение повреждений;

) задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости;

) ограниченность амплитуды движений;

) снижение качества управления движениями.

Степень подвижности в суставах определяется в первую очередь формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Эластичность (растяжимость) связок можно увеличить с помощью систематического упражнения. Однако ввиду того, что связочный аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени.

Гибкость ограничивается прежде всего эластичностью мышц. Сущность этого ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием их антагонистов. При движениях с максимальной амплитудой подвижность в суставах зависит от способности антагонистов достаточно растягиваться, причем следует помнить, что существует определенный предел их способности возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые качества спортсмена - это важный компонент при тренировке по развитию гибкости.

У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости:

1) подвижность при пассивных движениях (осуществляется в результате действия посторонних сил);

) подвижность при активных движениях (выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через сустав).

Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение. Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Постепенно с возрастом по мере уплотнения мышечной ткани и увеличения тонического сопротивления мышц действию растягивающих сил гибкость ухудшается.

При совершенствовании гибкости следует учитывать то, что в подростковом возрасте позвоночник очень подвижен. В сочетании с недостаточно развитой мускулатурой это может повести к различным его искривлениям, поэтому в занятиях не следует злоупотреблять односторонними напряжениями и большими статическими усилиями. Группы мышц должны развиваться симметрично. Развитию гибкости способствуют упражнения, выполняемые с большой амплитудой. Они могут быть с небольшими отягощениями, без отягощений, с партнером, с амортизаторами. Упражнения проводятся с постепенным увеличением скорости движения, легко пружиня. Амплитуда движения также увеличивается постепенно. Перед упражнениями необходимо хорошо разогреться. Делать их нужно сериями (до 5-6 повторений в каждой серии), понемногу увеличивая скорость. Появления болевых ощущений - сигнал для прекращения упражнения.

Простейшие упражнения на гибкость: наклоны вперед и повторные пружинящие движения; наклоны вперед с вращением туловища вправо и влево; подтягивание колена к груди; в положении сидя ноги, вместе пружинящие наклоны вперед с захватом носков ног; в положении сидя ноги, врозь пружинящие наклоны туловища вперед.

.3 Возрастные особенности подросткового возраста

При планировании урока физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий всегда следует уделять максимальное внимание учету анатомических, физиологических особенностей учеников.

Наиболее характерной отличительной особенностью возрастных изменений является неравномерное и периодическое протекание этих изменений. На определенных этапах они проявляются постепенно, на других стремительно. В прямой зависимости от возраста получают развитие способности к формированию новых условно-рефлекторных связей, появляются различные формы двигательной деятельности. Данные различия проявляются в склонности и интенсивности, при этом наблюдается рост общей работоспособности подростка. Следовательно, каждому периоду возрастного развития соответствуют свойственные ему определенные функциональные возможности

По достижении возраста 14-15 лет у подростков начинается период полового созревания, который является одним из ключевых этапов развития человеческого организма. Характерной особенностью этого периода является неравномерность развития органов, в большей или меньшей степени проявляется несоответствие между ростом сердца и ростом всего организма в целом. Функции и возможности сердечной мышцы совершенствуются. Его работоспособность повышается в разы и достигает функциональных возможностей сердца взрослого человека. Это может повлечь за собой временные возрастные нарушения в деятельности сердечнососудистой системы, которые могут толковаться как болезненное изменение, что является ошибочным.

В среднем ударный объем крови достигает 36мл., минутный - 3000мл. Наряду с увеличением ударного объема крови наблюдается увеличение частоты сердечных сокращений и повышение артериального давления. Частота пульса в покое колеблется в интервале 80-82 удара в минуту, среднее артериальное давление - 110/70 мм. рт. ст. Вес крови составляет 9% от веса всего тела, что а сравнении с взрослыми на 2% больше

В возрасте 14-15 лет происходит интенсивный рост тела в длину и относительно меньший в ширину, заметно небольшое отставание веса от принятых норм и медленное развитие грудной клетки. При активной двигательной деятельности усиливается темп и увеличивается период роста костей, изменяется их структура. Увеличивающаяся мышечная масса достигает трети веса тела, растет мышечная сила, появляется выносливость.  Очевидно, что показатели физического развития у подростков, занимающихся спортом, значительно выше, чем у их сверстников, пренебрегающих спортивными тренировками. Объяснение заключается в том, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. После значительных энергетических затрат из-за спортивной нагрузки, в тканях откладывается больше веществ. Это явление называют суперкомпенсацией энергетических затрат. Усиленный энергетический обмен при интенсивных процессах роста тканей и органов увеличивает требования к кровообращению.

При выполнении мышечной работы, связанной с большой степенью реактивности и более высокой возбудимостью нервной системы, происходит увеличение обмена веществ у подростков. Учащенное сердцебиение приводит к усилению кровообращения.

При интенсивной мышечной нагрузке появляется так называемый кислородный долг. У подростков он может быть достаточно значительным, причем они обладают способностью с высокой интенсивностью выполнять физическую нагрузку при кислородном долге. Размеры, а также возможности дыхательного аппарата увеличиваются прямо пропорционально возрасту. В силу увеличения окружности грудной клетки и амплитуды дыхательных движений, жизненная ёмкость легких увеличивается. Экспериментально установлено, что у подростков, занимающихся спортом, все показатели функционального состояния дыхательного аппарата значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом

В период полового созревания увеличивается регулирующая роль коры головного мозга, возрастает точность движений. Следует отметить, что у подростков формирование двигательных стереотипов осуществляется интенсивней в сравнении с взрослыми. Гораздо выше координация движений.

В означенный период вестибулярный аппарат подростков имеет такое же развитие, как и у взрослого, занятия спортом в значительной мере способствуют развитию данного аппарата. Огромную роль играет деятельность половой, щитовидной желез, гипофиза и надпочечников. В результате эндокринной перестройки значительно меняется характер подростка, окончательно оформляются типологические особенности нервной системы. Возникает повышенная возбудимость, частая смена настроения, повышенная двигательная активность.

Подростки относительно неплохо справляются с физическими нагрузками, направленными на развитие скоростных качеств, однако комплексы упражнений на силу и выносливость даются им труднее. Относительно быстрое утомление обусловлено качественными особенностями их мышечной системы, особенностями психики и несовершенством сердечнососудистой системы. Следует отметить, что утомление у подростков проходит достаточно быстро, что обусловлено восстановительными процессами, протекающими в растущем организме.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи.

1.4 Использование лыжного спорта для развития физических качеств подростков

Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в РФ. Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства.

Лыжный спорт оказывает разностороннее положительное влияние на организм, способствует улучшению физического развития, закаливанию, укреплению здоровья. В процессе занятий лыжным спортом приобретаются ценные прикладные навыки, совершенствуются все двигательные качества (прежде всего выносливость), воспитываются настойчивость, смелость, находчивость. В результате систематических тренировок повышается работоспособность, улучшается работа сердечнососудистой системы и дыхательных органов, развиваются основные группы мышц. Этому способствуют благоприятные условия занятий: свежий воздух, солнечные лучи, живописная зимняя природа. Лыжные прогулки - прекрасное средство активного отдыха.

Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижения на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей, девушек и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.

Существует две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту: урочный (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятельные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия). Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий. Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается

решение важнейших задач физического воспитания школьников.

На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обучение разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста) .

На уроке лыжной подготовки решаются следующие основные задачи:

обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливость, сила, ловкость);

воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности);

привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах;

воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий.

Успешное решение задач физического воспитания школьников во многом зависит от правильного сочетания урочных форм занятий по лыжной подготовке с широкими физкультурно-массовыми мероприятиями по лыжному спорту.

Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.

Выносливость. В спортивной практике различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную. Выносливость характеризует способность спортсмена в течение максимального длительного времени выполнять динамическую работу заданного характера и интенсивности.

Скоростная выносливость определяется способностью совершать упражнения заданного характера и высокой интенсивности на определенной дистанции.

Силовая выносливость (или выносливость при силовой работе) характеризуется способностью человека выполнять упражнение, связанное с определенными физическими усилиями, длительное время. Для прохождения дистанции с высокой скоростью необходимо подготовить организм к этой скорости. Длительный бег и ходьба на лыжах в умеренном темпе должны иметь место и применяться целенаправленно в подготовке юных лыжников. Этапы развития выносливости:

а) развитие общей выносливости средствами ОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);

б) развитие общей выносливости длительными упражнениями;

в) совершенствование мышечной выносливости;

г) постепенное повышение скорости передвижения по дистанции;

д) усложнение рельефа дистанции;

е) совершенствование выносливости на фоне утомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями.

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель и задачи, методы исследования

Цель: совершенствовать физические качества подростков 14-15 лет с помощью внеклассных занятий лыжным спортом.

Задачи:

. Изучить литературные источники по проблеме  совершенствования физических качеств подростков 14-15 лет в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию.

. Определить уровень развития физических качеств у подростков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группе.

. Разработать содержание внеклассных занятий на базе упражнений из лыжного спорта для совершенствования физических качеств у подростков 14-15 лет.

. Определить эффективность разработанных занятий для совершенствования физических качеств подростков 14-15 лет в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию.

Методы исследования:

теоретический анализ литературных источников;

тестирование;

педагогический эксперимент;

методы математической  обработки данных.

.2 Организация исследования

На первом этапе исследования были изучены литературные источники по влиянию лыжного спорта на организм подростков 14-15 лет.

Второй этап включал проведение педагогического эксперимента на базе  СОШ №112. В нем приняли участия, школьники 14-15 лет, ученики 8-9 классов, занимающихся в секции лыжного спорта.

Всего приняло участие 20 человек. Для определения уровня развития их  физических качеств были отобраны следующие тестовые упражнения:

) Скоростной бег 30 метров (с высокого старта). Измеряется уровень развития скоростных способностей.  Бег на 30 метров является базовым компонентом школьной программы в общеобразовательных учреждений. Данное упражнение выполняется с высокого старта и является одним из средств развития скоростно-силовых качеств, а также одним из нормативных требований тестовой программы общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье».

) Челночный бег 3x10 метров

Бег осуществляется трехкратно между двумя линиями, стойками или ведрами с водой, установленными на расстоянии 10 м друг от друга. С помощью секундомера фиксируется время «старта» и «финиша». 

У Девочек средний результат показал 9,4 (сек).

У Мальчиков средний результат показал 9,7 (сек).

) Прыжки в длину с места.

Исходное положение: стоя лицом к месту приземления.

) Наклон вперед. Измеряется уровень развития гибкости. Выполняется из исходного положения "сидя на полу". Для оценки результата используется измерительная линейка, которая устанавливается на уровне пяток по нулевой отметке на линейке.

Участник выполняет два предварительных наклона, скользя ладонями рук вдоль линейки, на третьем наклоне задерживается не менее чем на 3 секунды. Результат определяется по отметке, достигнутой кончиками сомкнутых средних пальцев рук, и определяется с точностью до 1 сантиметра.

) Бег 1000м. Измеряется уровень развития выносливости.

) Подтягивания на перекладине (девочки на низком висе). Измеряется уровень развития силовых способностей. Мальчики подтягиваются на высокой перекладине. Хватом вверх, подтягивают туловище к снаряду, так чтобы подбородок был выше перекладине, только тогда зачитываться разы.

Девочки выполняют упражнение на низкой перекладине, высота которой зависит от роста испытуемой (от 75 до 90 см). Упражнение выполняется хватом сверху на ширине плеч из положения «вис лежа» на низкой перекладине, туловище и ноги не сгибать. Стопы не фиксируются. Правила выполнения такие же, как и в подтягивании из «висе».

Фиксируется физической нагрузкой для развития плечевых мышц сустава.

Таблица 1

Критерии оценки тестовых упражнений

Оценки упражнений

Мальчики

Девочки


Отлично

Хорошо

Удовлетворитель-но

Отлично

Хорошо

Удовлетвори-тельно

бег 30 метров (сек)

4,7

5,5

5,8

4,9

5,9

6,1

челночный бег 3x10 метров,(сек)

8,0

8,7

9,0

8,6

9,4

9,9

прыжки в длину с места (см)

210

180

160

200

160

145

Наклон вперед (см)

10

8

7

10

8

7

бег 1000м (мин)

4:28

4:31

4:55

4:55

5:27

5:40

подтяг. на перекладине (мал. на высокой, дев. на низкой), количество раз

10

8

3

17

13

5

После начального тестирования школьники были поделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой. Обе группы продолжили занятия в секции 2 раза в неделю по 1,5 -2,5 часа.

Третий этап включал в себя проведение повторного тестирования для обеих исследуемых групп и оценку результатов, проведенного исследования. После этого были сделаны выводы по проведенной работе.

В течение трех месяцев обе группы занимались по программе школьной секции. В контрольной группе для развития и совершенствования физических качеств использовались упражнения с отягощениями, с гантелями, с резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами, упражнения в сопротивлении с партнером, бег, прыжковые упражнения. 

Для экспериментальной группы были разработаны комплексы специальных упражнений, которые включались в подготовительную и основную часть занятия. Каждый комплекс был направлен на развитие определенного физического качества. Упражнения выполнялись как в зале, так и на улице.

Комплекс 1. Направлен на  развитие скоростных способностей

. По прямой бег с ускорением, по виражу медленный бег, выполнять 15 раз.

. Двойные и тройные прыжки с места в длину, выполнять по 15 раз.

. Бег с ускорениями  по  виражу.

Комплекс 2. Направлен на  развитие выносливости

. Кросс с имитацией лыжных ходов 8-10 км. (первая, пятая, девятая недели)

. Имитация лыжных ходов в подъем 2 -3 км. (вторая, шестая, десятая  недели)

. Смешанное передвижение 15 км  кросс-поход  (попеременно бег с имитацией лыжного хода на ускорении и ходьба) (третья, седьмая, одиннадцатая недели)

. Передвижение на лыжероллерах 15 км. (четвертая, восьмая, двенадцатая неделя)

Комплекс 3. Направлен на  развитие гибкости (каждую тренировку)

). Упражнение на развитие гибкости мышц плечевого пояса.

Исходное положение- стойка руки к плечам

-4 круговые вращения рук вперед (6-8 раз)

-7 круговые вращения рук назад (6-8 раз)

- Исходное положение  - стойка руки к плечам.

Упражнение на развитие гибкости мышц плечевого пояса.

Исходное положение - упор лежа

-2 согнуть руки (15 раз для девочек, 25 для мальчиков);

-4 Исходное положение - упор лежа.

Руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях под прямым углом, чтобы предплечья были направлены вперед, а ладони обращены вниз. Повернуть плечи таким образом, чтобы предплечья были параллельны туловищу, чтобы локти оставались на уровне плеч. Разворачивать плечи как можно дальше. Упражнения выполняется  (8-10) раз.

Комплекс 4. Направлен на  развитие координационных способностей (раз в неделю)

). Прыжки в длину с места

Исходное положение - основная стойка.

Стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем  поднимает руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз - назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп. Не задерживаясь в этом положении -  переходим к отталкиванию. Завершается отталкивание в момент отрыва стоп от поверхности

В момент касания ногами места приземления спортсмен активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления, заканчивая фазу полета.

Комплекс 5. Направлен на  развитие силовых способностей (раз в неделю)

. По прямой бег с ускорением, по виражу медленный бег, выполнять 15 раз.

. Двойные и тройные прыжки с места в длину, выполнять по 15 раз.

. Бег с ускорениями по виражу.

. Из положения приседа. По сигналу бег 10 м, подпрыгнуть и присесть, по сигналу стартовый рывок, подпрыгнуть и т. д.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Результаты исследования

Начальное тестирование позволило выявить исходный уровень развития физических качеств подростков.

Таблица 2

Показатели исходного уровня развития физических качеств у подростков 14-15 лет экспериментальной группы

Фамилия, имя

Результаты тестирования


бег 30 метров, сек

челночный бег 3x10 метров (сек)

прыжки в длину с места (см)

Наклон вперед (см)

бег 1000м (мин)

подтягивания на перекладине, количество раз

1

Апикина Таня

5,8

10,6

145

5

5:37

3

2

Анюков Андрей

5,0

10,6

158

7

4:51

2

3

Белый  Саша

6,0

11,0

160

8

4:43

7

4

Бугров Олег

5,3

10,0

182

7

4:39

7

5

Балавина  Юля

6,3

9,8

140

6

5:35

6

6

ЗамановаСамира

6,1

9,9

210

8

5:30

8

7

Калинин Егор

4,9

9,5

188

6

4:54

5

Розанова Анна

5,9

9,3

145

6

5:28

7

9

Федулова Карина

5,8

9,3

140

7

5:43

5

10

Яшин Егор

5,5

12,5

155

9

4:32

5

Среднее по группе

5,8

9,0

160

7

5:09

5


Как видно из полученных данных: в тест № 1 для (бег 30 метров) средний показатель -5,8 сек.; в тесте №  2 (для челночный бег 3x10 метров сек) - 9,0 сек.; в тесте № 3 (прыжки в длину с места см) - 160 см; в тесте № 4 (наклоны вперед) - 7 см; в тесте № 5 (бег 1000м) - 5:09 м; в тесте № 6 (подтягивания на перекладине, количество раз) - 5 раз

Таким образом, большинство детей в экспериментальной группе имели низкий уровень развития физических качеств.

Таблица 3

Показатели исходного уровня развития физических качеств у подростков 14-15 лет контрольной группы

Фамилия, имя

Результаты тестирования


бег 30 метров, сек

челночный бег 3x10 метров (сек)

прыжки в длину с места (см)

Наклон вперед (см)

бег 1000м (мин)

подтягивания на перекладине, количество раз

1

Адайкана Наташа

6,1

10,6

145

6

5:43

5

2

Андреев Алексей

5,8

8,9

160

6

4:57

4

3

Баранов Степа

5,7

9,0

164

7

4:40

5

4

Беляева Анна

5,9

11,0

140

7

5:39

5

5

Блэйк Ричард

5,9

9,8

158

6

4:49

6

6

ВиноградовАртем

5,7

9,8

174

7

4:42

6

7

ВоронинВладимир

5,5

8,7

172

6

4:40

7

8

Зосина Настя

6,0

9,4

143

7

5:30

7

9

Минцес Артур

5,9

8,6

173

6

4:41

6

10

Носова Света

6,3

9,4

151

6

5:40

6

Среднее по группе

5,8

9,5

155

6

5:06

5


Как видно из полученных данных: в тест № 1 (бег 30 метров) средний показатель -5,8 сек.; в тесте № 2 (челночный бег 3x10 метров сек) - 9,5 сек.; в тесте №  3 (прыжки в длину с места см) - 155 см.; в тесте № 4 (Наклон вперед см) - 6 см.; в тесте № 5 (бег 1000м) - 5 мин. 06 сек.; в тесте № 6 (подтягивания на перекладине, количество раз) - 5 раз.

Таким образом, большинство детей в контрольной группе имели средний уровень развития физических качеств.

В дальнейшем обе группы продолжили заниматься в секции 2 раза в неделю по 1,5 часа. В конце экспериментальной работы через 3 месяца было проведено повторное тестирование для определения уровня развития физических качеств подростков.

3.2 Результаты контрольного тестирования через 90 дней

Для оценки эффективности предложенных занятий было проведено повторное тестирование. Его результаты представлены в таблицах 4,5.

Таблица 4

Показатели  итогового уровня развития физических качеств у подростков 14-15 лет  лыжные гонки (экспериментальная группа)

Фамилия, имя

Результаты тестирования


бег 30 метров, сек

челночный бег 3x10 метров (сек)

прыжки в длину с места (см)

Наклон вперед (см)

бег 1000м (мин)

подтягивания на перекладине, количество раз

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Апикина Таня

5,5

9,4

150

8

5:07

8

2

Анюков Андрей

4,7

8,7

164

10

4:11

7

3

Белый Саша

5,0

8,8

167

11

4:13

11

4

Бугров Олег

5,0

8,7

190

10

4:09

11

5

Балавина Юля

6,0

9,3

148

9

5:05

12

6

Заманов Самира

5,8

8,3

217

11

5:00

13

7

Калинин Егор

4,6

9,0

195

8

4:24

9

8

Розанова Анна

5,6

8,7

156

10

4:58

11

9

Федулова Карина

5,5

8,8

147

10

5:03

9

10

Яшин Егор

5,2

9,7

162

12

4:02

11

Среднее по группе

5,3

8,9

170

10

4:37

10

% прироста

3,4

1,1

6,2

43

10,3

100


Как видно из полученных данных: в тест № 1 (бег 30 метров) средний показатель -5,3 сек.; в тесте № 2 (челночный бег 3x10 метров сек) - 8,9 сек.; в тесте №  3 (прыжки в длину с места см) - 170 см.; в тесте № 4 (Наклон вперед см) - 10 см.; в тесте № 5 (бег 1000м) - 4 мин : 37 сек.; в тесте № 6 (подтягивания на перекладине, количество раз) - 10 раз.

Таким образом, большинство детей в экспериментальной группе имели высокий уровень развития физических качеств (Приложение 1).

Таблица 5

Показатели  итогового уровня развития физических качеств у подростков 14-15 лет  лыжные гонки (контрольная группа)

Фамилия, имя

Результаты тестирования


бег 30 метров, сек

челночный бег 3x10 метров (сек)

прыжки в длину с места (см)

Наклон вперед (см)

бег 1000м    (мин)

подтягивания на перекладине, количество раз

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Адайкина Наташа

6,1

10,3

146

7

5:40

5

2

Андреев Алексей

5,7

8,9

160

7

4:55

5

3

Баранов Степан

5,7

9,0

164

9

4:37

6

4

Беляева Анна

5,9

11,0

140

8

5:37

5

5

Блейк Ричард

5,9

9,7

158

6

4:46

6

6

Виноградов Артем

5,6

9,6

174

7

4:39

6

7

Воронин Владимир

5,4

8,7

172

7

4:39

8

8

Зосина Настя

6,0

9,4

143

7

5:30

7

9

Минцес Артур

5,9

8,6

176

8

4:41

7

10

Носова Света

6,2

9,4

151

7

5:36

7

Среднее по группе

5,8

9,5

158

5:04

6

% прироста

0

0

2

16

0,6

20


Как видно из полученных данных: в тест № 1 (бег 30 метров) средний показатель -5,8 сек.; в тесте № 2 (челночный бег 3x10 метров сек) - 9,5 сек.; в тесте №  3 (прыжки в длину с места см) - 158 см.; в тесте № 4 (Наклон вперед см) - 7 см.; в тесте № 5 (бег 1000м) - 5 мин : 04 сек.; в тесте № 6 (подтягивания на перекладине, количество раз) - 6 раз.

Таким образом, большинство детей в контрольной группе остались на среднем уровне, лишь не значительно улучшив свои результаты в некоторых тестов (Приложение 2).

ВЫВОДЫ

. Были изучены и проанализированы литературные источники по проблеме совершенствования физических качеств подростков 14 - 15 лет в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию, занимающихся лыжным спортом с учетом их возрастных особенностей.

. Был определен исходный уровень развития физических качеств у подростков 14 - 15 лет в двух группах: контрольной и экспериментальной.

Средние результаты в контрольной группе составили: по первому тесту (бег 30 метров) - 5,8 сек.; по второму тесту (челночный бег 3 х 10 метров) - 9,5 сек.; по третьему тесту (прыжки в длину с места) - 155 см.; по четвертому тесту (наклон вперед) - 6 см; по пятому тесту  (бег 1000 метров) - 5:06 мин; по шестому тесту (подтягивание на перекладине) - 5 раз.

Средние результаты в экспериментальной группе составили: по первому тесту (бег 30 метров) - 5,8 сек.; по второму тесту (челночный бег 3 х 10 метров) - 9,0 сек.; по третьему тесту (прыжки в длину с места) - 160 см.; по четвертому тесту (наклон вперед) - 7 см; по пятому тесту  (бег 1000 метров) - 5:09 мин; по шестому тесту (подтягивание на перекладине) - 5 раз.

Таким образом, на начало эксперимента обе группы имели примерно одинаковый средний уровень развития физических качеств.

. В течение трех месяцев экспериментальная группа тренировалась по специальной программе. В занятия экспериментальной группы включались комплексы упражнений, применяемых как в зале, так и на улице, имитация лыжного хода, кроссы, использование лыжероллеров.  Занятия проводились 2 раза в неделю.

. Была выявлена эффективность разработанных комплексов упражнений для улучшения физических качеств подростков 14 - 15 лет в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию.

Повторное тестирование показало изменения в уровне физических качеств на конец эксперимента.

В контрольной группе имелся незначительный прирост по некоторым тестам и составил:  по первому тесту (бег 30 метров) - 0,0 сек.(0%); по второму тесту (челночный бег 3 х 10 метров) - 0,0 сек.(0%); по третьему тесту (прыжки в длину с места) - 3 см. (2 %); по четвертому тесту (наклон вперед) - 1 см (16 %); по пятому тесту  (бег 1000 метров) - 0:02 мин (0,6 %); по шестому тесту (подтягивание на перекладине) - 1 раз (20 %).

В экспериментальной группе прирост составил: по первому тесту (бег 30 метров) - 0,5 сек. (3,4 %); по второму тесту (челночный бег 3 х 10 метров) - 0,1 сек.(1,1 %); по третьему тесту (прыжки в длину с места) - 10 см. (6,2 %); по четвертому тесту (наклон вперед) - 3 см (43 %); по пятому тесту  (бег 1000 метров) - 0:32 мин (10,3 %); по шестому тесту (подтягивание на перекладине) - 5 раз (100 %).

В экспериментальной группе прирост выше, что свидетельствует об эффективности применения разработанных комплексов упражнений для улучшения физических качеств подростков.

В тоже время, не исключено, что если бы кто-то из участников контрольной группы, вошел в состав экспериментальной, то он также улучшил бы свои результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

. Аграновский, М.А. Лыжный спорт: учеб. для студентов физической культуры/ М.А. Аграновский. - М.:, 1980. -  с 346.

. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ О.Н.: 1999 - с 208

. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ И.М. Бутин. - М.: Академия, 2000.-  с 368 .

. Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2009 - с 135г

. Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка: 2009 - с 166.

. Головина, Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта/ Л.Л. Головина. - М.: Издательство, 1981. - с 346.

. Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников. - Минск, Издательство, 1987- с 344

. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для сред и высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп.- М.: ВЛАДОС: 2002.- с 512 .

. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре.- М.: ВЛАДОС, Издательство 2005.- с 462 10. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М: 1978-с 370

. Жеребцов А.В. «Физкультура и спорт», Москва,2001 - с 36

. Катлановский А. П. Общая физическая подготовка.М.: Издательство «Динамо»: 1986- с 185.

. Кречетов А.И. Физическая культура: Учебник. - М.: Эксмо - Пресс: 2006. -  с 429 .

. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10-11 кл.: Учеб.- метод. пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС: 2003- с510 .

. Настольная книга учителя физической культуры/ Под. общ. ред. Л.Б. Кофмана.- М.: 1998- с 343.

. Лыжный спорт / Под общ ред. В.Н. Манжосова, - М:, 1982- с 380.

. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности/ Б. Х. 2005 - с 29

. Мартынюк Н. С. Условия повышения возрастных особенностях, детей школьного возраста // Физическая культура: 2004 - с 65

. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков ; учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»: 2000- с 488.

. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков ; учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»: 2000- с 488.

. Определение физической подготовленности школьников/ Под. общ. ред. Б.В. Сермеева, М:, 1973- с 420.

. Парфенова Л. А. Содержание и организация физического воспитания средних школьников специальной медицинской группы // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012 - с 213.

. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. спец. уч. заведений.- М.: Академия: 1998. - с 160.

. Сапин М.Р. Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия»:, 2000- с 490.

. Соломахин О. Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2010 - с 65

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: 1998 - с 113

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М,: 1998- с 320.

. Сирис П.З. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников: 10-11 кл.: Учеб. - метод. пособие. -  : ВЛАДОС - ПРЕСС: 2003- с 120.

. Фиснеков Б.И. Физическая культура в школе// Педагогика: 2003- с 200.

. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000- с 478.

. Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Миронов В.С. Шепило И.Н. Физиология человека. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 8-9 кл. - М: 1976- с 356.

.  Холодов И.П. Лыжная подготовка и лыжный спорт., учебник -СПб:., 2008 - с 174.

. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»: 2000 - с 215

. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков.- М.: 1968- с 279.

. Шамонин А. В. Формирование двигательных качеств у детей младшего школьного возраста во внеучебное время // Начальная школа: 2009 - с 145.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Графический сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после начала эксперимента


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Графический сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы до и после начала эксперимента

Похожие работы на - Совершенствование физических качеств подростков в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!