Царствование Ивана Грозного

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,5 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Царствование Ивана Грозного

Введение

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном и о реформах, которые он провел. Иван четвертый кажется личностью загадочной: «Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их»,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: «... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече».

В истории России царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину всего шестнадцатого столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более - мрачного, кровавого и отвратительного.

Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные черты правления Ивана Грозного.
Реформы этого правителя сыграли важную роль в истории. Во многих смыслах деятельность Ивана Четвертого была шагом вперед.
Реформы Ивана Грозного актуальны и останутся актуальными еще на долгое время. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение собственно для самого государства.

Я выбрала именно эту тему для своей контрольной работы, потому что меня интересует царствование Ивана Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх является одним из наиболее видных правителей Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавших мощное централизованное государство. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха - именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный».

Таким образом, исходя из вышесказанного, цели и задачи контрольной работы следующие:

выделить, в чем сущность реформ Ивана Грозного;

что принесли эти реформы России: что положительное, что отрицательное;

какие цели преследовали, чьи интересы реформы выражали;

как Иван Грозный их проводил в жизнь;

какую роль играл в них главный их инициатор Иван Грозный.

Необходимость реформ Ивана Грозного

Важнейшим аспектом политического развития стало восстание в Москве, происшедшее вскоре после коронации Ивана Грозного. В 1547 году в Москве участились пожары. Самый крупный из них уничтожил большую часть деревянного города. На второй день после «великого пожара» была сформирована боярская комиссия для наказания виновников бедствия. 26 июня бояре собрали народ перед Успенским собором и выясняли, кто поджигал Москву. Чернь обвинила в поджоге Анну Глинскую. Народ вышел из повиновения и учинил расправу над боярином Ю. В. Глинским. 29 июня чернь двинулась в Воробьево, требуя выдать на расправу бабку царя Анну Глинскую. Но восстание было разогнано и его зачинщики подверглись наказанию.

Напуганные мятежом в столице и убийством одного из членов семьи, Глинские попытались бежать в Литву. В погоню за ними был послан боярин князь П. И. Шуйский. В последний момент М. В. Глинский ускользнул от преследователей и явился в Москву с повинной. В итоге он был арестован и навсегда лишился высшего титула конюшего. Какие политические последствия имело падение Глинских? По мнению И. И. Смирнова, «наступил конец периоду боярского правления».

Главное следствие восстания в том, что родня царя по матери - Глинские принуждены были уступить свое место при дворе родне царицы - боярам Захарьиным, которые занимали высокое положение при дворе Ивана III и Василия III. Но они утратили его после смерти опекуна М. Ю. Захарьина. Брак царя с Анастасией вернул Захарьиным прежнее влияние при царе.

В 1547-1550 годах произошли волнения в других городах. Положение народа ее более ухудшилось из-за неурожая 1548-1549 года.

«Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти».

Москва завершила объединение русских земель в конце 15 -начале 16 века. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений оказалось невозможным. Общерусский Судебник 1497 года безнадежно устарел. Источником постоянного недовольства «детей» боярских был боярский суд, знаменитый своими злоупотреблениями. Лишь только с помощью дворянских отрядов можно было пресечь народные волнения. Эти факты также говорят нам о необходимости российских реформ.

Таким образом, видно, что в середине 16 века Россия нуждалась в усилении государственности, централизации власти. Необходимость реформ в управлении страной была очевидна. Именно поэтому Иван Четвертый начал разработку своих основных реформ.

Основные реформы Ивана Грозного

Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

В 1549 год был созыв Земского собора. Произошло создание единой системы государственного управления - приказов, во главе которых стояли приказные судьи - бояре и дьяки. Полномочия приказов были четко разграничены.

Новый «Судебник» был принят в 1550 году, устанавливающий размеры судебных пошлин, вводящего контроль за деятельностью судебных властей. Впервые взяточничество было признано преступлением.

По инициативе царя в 1551 году был созван церковный собор для улучшения церковного порядка и благочиния. Царь представил собору список недостатков и непорядков в церковной жизни, изложив его в ста главах, поэтому он вошел в историю как «Стоглав». Церковные земли передавались под контроль царя, был введен церковный суд.

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана Грозного прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию. Реформы 50-х годов 16 века способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Первый Земский собор. Принятие нового Судебника

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине 16 века, должны были соответствовать и новые государственные институты- сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

В феврале 1549 года царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства-первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора- «Собор Примирения». На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян. Впрочем, обе эти категории населения и в дальнейшем не играли на соборах большой роли. Появление сословно-представительной монархии означало, что теперь все важнейшие разрешения будут рассматриваться представителями господствующего класса. Необходимо указать значение термина «Земский Собор». Соловьев в этом термине видел признак противостоящей царю «силы народа». На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, который собрал в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права. Принципиальным нововведением было выделено в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть «подписывались под Судебник». Позднее также издаются новые уложения, дополнявшие Судебник. Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличено «пожилое»; усиливается власть феодала над крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступление крестьян; распространяется действие Судебника на вновь присоединенные земли. Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено подавать в холопы боярских детей; введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.

Таким образом, в середине шестнадцатого века в России начала закрепляться сословно-представительная монархия в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря изданию нового Судебника.

Земская реформа (отмена кормлений)

Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, и создание взамен их новых органов местной власти. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало все, что не использовалось княжеским дворцом. Это управление осуществлялось наместниками. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы.

Первый момент ограничения кормлений в том, что центральное правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным». Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, в результате давления уездного дворянства.

Изменению подвергаются не только права местных правителей, но и сам порядок ведения судебных процедур. Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.

Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Одним из элементов попытки отмены кормлений была, проводимая в это время, земская реформа, сущность которой состояла в том, что некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением.

Процесс становления централизованной власти, выражавшей интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549 годах. Формирование новых центральных органов власти было ускоренным из-за отмены кормлений и введения институтов самоуправления на местах, а содержание новых учреждений обеспечивалось особыми денежными сборами в их пользу.

В результате преобразований создается огромный бюрократический аппарат, который, конечно, нельзя считать положительным результатом. Однако эту реформу отличает комплексность и целенаправленность.

Таким образом, можно сказать, что эти реформы привели к образованию новой структуры, отличающейся бюрократизмом, который в свою очередь вряд ли можно назвать положительным результатом.


Вслед за законодательной реформой, последовали изменения в церкви, одобренные на Стоглавом соборе. Их проведение было предназначено для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство от всех остатков древнего язычества.

В 1549 году церковный собор провел канонизацию «новых чудотворцев». Местные святые превратились в общерусских, создался единый для всей страны пантеон.

В 1551 году состоялся новый церковный собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Стоглав принял следующие решения:

. Заменить домашние школы на правильно организованные церковные училища. Их рекомендовалось основать в Москве, Новгороде и др. городах.

. Предписывалось переписывать книги с добрых переводов, править, чтобы не допускать ошибок. Иконописцам следовать греческим образцам.

. Исправить нравы низшего духовенства, усилив надзор и наказание за непослушание. Вводилась слежка за низшим духовенством.

. Осуждена продажа церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде.

. Грехом признали стрижку бороды, азартные игры, мытье в бане мужчин и женщин вместе.

. Осудил монастырских служащих за злоупотребления, призвал монахов довольствоваться квасами. Запрещалось проживать в одном монастыре монахам и монашкам, не велено жить в миру, собирать деньги и бражничать.

. Поощрялось милосердие к народу.

. Проведена перепись больных, калек, стариков, чтобы устроить богадельни для них с пищей и одеждой.

. Церковь лишалась земель и доходов, приобретенных в период боярского правления. Запрещалось покупать земли без специального разрешения царя. Возврату подлежали все поместные и «черные» земли, которые отняли или купили монастыри у прежних хозяев. Монастыри стали платить в казну все основные налоги, даже больше, чем дворяне.

Собор провозгласил византийский принцип «симфонии» церкви и государства, включив шестую новеллу императора Юстиниана, излагавшую суть «симфонии». В 62 главе Стоглава записано: «Человечество обладает двумя великими дарами бога, данными ему через любовь его к людям - священство и царство. Первый направляет духовные потребности; второй - управляет и заботится о человеческих делах. Оба вытекают из одного источника». Этот принцип «симфонии» церкви и государства подразумевал определённое ограничение царского самодержавия.

Некоторые положения собора оказались не совсем чётко сформулированы и позднее стали открыты для критики. Их переоценка в середине 17 века послужила причиной церковного раскола.

В ранней христианской традиции существовало разное сложение пальцев для крёстного знамения. На соборе было одобрено двоеперстие, что символизировало двойственную природу Христа.

Следующее решение затрагивало детали церковного ритуала. Было отмечено, что «алилуя» писалась трижды во многих церквах и монастырях Пскова и Новгорода, в Москве же - два раза. Собор запретил трёхкратное исполнение и одобрил двухкратное повторение «алилуя».

Третье противоречивое решение Собора привело к добавлению слова в восьмой части Символа Веры. В прочтении следует говорить, что мы веруем «в святой дух, бога, Дарителя жизни, который произошел от отца…».

В рукописях «Бог» был заменён словом «Истинный». Стоглавый Собор постановил, что надо говорить либо «Бог», либо «Истинный», не произнося эти слова вместе. Правда, в действительности это решение игнорировалось.

В 1550-1551 году в стране был введен новый земельный кадастр, который определял новую единицу налогообложения - «большую соху». Она составляла на одном хорошем поле 800 четвертей у помещика, 600 у монастырей, 500 у черносошных крестьян. Для земель худшего качества норма была иной.

Таким образом можно сделать вывод о том, что Собор все таки дал импульс постепенному подъему новых течений в русской религиозной и интеллектуальной жизни. Открытая и смелая критика Собором недостатков в жизни церкви послужила толчком для более сознательного отношения к церковным проблемам среди священников и мирян.


С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года.

Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию: « ...установив службу не только с поместьев, но и с вотчин боярских, так что владелец ста четвертей угожей земли должен был идтив поход на коне и доспехе, или вместо себя выслать человека, или внести уложенную за то цену в казну... Иоанн назначил всем денежное жалованье во время похода и двойное боярским детям, которые выставляли лишних ратников сверх определенного законом числа».

Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине 16 века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.

Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине 16 века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства.

Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется появление артиллерии.

К реформе армии относится ограничение местничества в 1549-1550 годах, которое играло важную роль в управлении армией. Так как местничество - это назначение воевод по их роду или «отечеству», а способность к ратному делу имела второстепенное значение, в этот момент местничества приобретает особую остроту. В армии с особой отчетливостью выступала реакционная роль этого института власти. Отмена этого института в 16 веке столкнулась бы с мощным противодействием знати, потому что он обеспечивал ее монопольное право на руководящую роль важнейших органах государства. Поэтому реформаторам пришлось действовать в строго определенных рамках.

Царские указы о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность назначения в помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать советам своего заместителя.

Чтобы предотвратить ссоры во время походов, на время военных мероприятий местничество ограничивалось. Таким образом, ни каких серьезных мер по местничествам принято не было.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 50-х годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики формы и пути реализации этой политики. Смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках «без мест» и в запрете «местничаться» во время похода.

Историки по-разному оценивают личность и деятельность Ивана Грозного, но сходятся в одном: во время его правления была создана мощная военная организация, которая была способна решать сложные задачи внешней политики, а границы государства расширились до Урала и берегов Каспия.

Заключение

В государственной деятельности Ивана Грозного выделяются два этапа: до опричнины и соответственно после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Нам кажется, что Иван Четвертый был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о «государственной пользе». Он же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разногласия между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер.

Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину.

Реформы носили структурный характер. Это значит, что они затронули почти все сферы жизни общества и государства. Действительно, изменилось многое. Власть, носившая до того многие черты раннефеодальной монархии, вступила в новую стадию. В стране сложиласьмонархия сословно-представителъная.

Сословно-представительная монархия появляется в эпоху создания единых государств. Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали уже упомянутые Земские соборы. Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики.

Характерно, что Земские соборы отражали социальную структуру русского общества. Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных.

Огромное значение имели органы местного самоуправления. Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. По сути, эти органы были продолжением государственного аппарата. Вместе с тем они зависели от местных жителей и могли оказаться не столь послушными, как того хотели бы власти.

Реформы сильно продвинули страну по пути централизации. Но они вовсе не предопределили победу модели развития, за которую объективно ратовали члены Избранной рады. В середине 60-х гг. Иван Грозный своей властью круто изменил курс.

Реформы 50-х годов подготовили страну к последующим реформам. Они были направлены в интересах государства и выражали интересы бояр и крупной аристократии. Данные реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

Список использованной литературы

. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. В.П.Семин. Москва 2008. реформа грозный судебник

. Журнал Родина. Статья «Иван Грозный и святой Никита Переславский» Стр.34. № №12 Москва 2011.

. История России для технических вузов под редакцией М. Н. Зуева и А. А. Чернобаева. Москва 2009.

. История отечества. Учебное пособие для студентов вузов под редакцией проф. В. Н. Шевелева. Ростов н/Д: Феникс, 2008

Похожие работы на - Царствование Ивана Грозного

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!