Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,5 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области















Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области

Введение

Возникновение и развитие экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности относят к последним десятилетиям XIX началу XX вв., хотя истоки экскурсионной работы сформировались намного раньше.
Экскурсионная работа возникла как самостоятельная профессия в XVIII―XIX вв. под влиянием развития транспорта, курортной индустрии и гостиничного бизнеса, прежде всего, в Западной Европе и в России. Именно мода на путешествия в XIX в., которая для привилегированных слоев общества приобрела массовый характер, продиктовала возникновение новой профессии ― «экскурсовод» и «экскурсовод-переводчик».
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

В XX в. вместе с развитием музейного дела и курортного бизнеса работа экскурсоводов приобрела достаточно высокий статус в обществе. В этот период сложилась индустрия туризма, которая приобрела общемировые масштабы. Развитие выставочной работы и активизация курортного бизнеса во многих странах мира способствуют развитию туризма, который занял ведущее место в национальной экономике многих стран мира.

Экскурсия это процесс ознакомления или изучения какого-либо объекта социокультурной среды с помощью профессионально подготовленного специалиста-экскурсовода. В современном понимании, экскурсия всегда характеризуется определенными целями, временем проведения и местом.

В настоящее время экскурсионная деятельность выполняет социально значимую роль, имеет свою историю, профессиональные кадры, отличается разнообразием видов форм, тематикой.

Экскурсия - (лат. - поездка) - коллективное или индивидуальное посещение достопримечательностей, в учебных или культпросвет целях, под руководством экскурсовода.

Показ и рассказ определяет особенность экскурсии. В первичности показа составляет специфика экскурсионного метода. Поэтому сущностью экскурсии является органическое и неразрывное единство в ней показа с рассказом. Основными признаками экскурсии являются: протяженность по времени, наличие экскурсионной группы, наличие экскурсовода, осмотр экскурсионных объектов, определенная тема, наличие цели и задач, разработка маршрута.

Экскурсия предполагает приобретения новых впечатлений и новых ощущений экскурсантами. Экскурсионная деятельность включает деятельность участников экскурсии: организатора экскурсии, иногда, групповода, экскурсовода и экскурсантов. Акцентуация это выделение особенностей, каких-либо черт, которые позволяют экскурсоводу учитывать особенности группы экскурсантов. Умение выразить акцентуацию реализует профессиональные навыки экскурсовода, учитывающего особенности данной группы экскурсантов.

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении культурного и воспитательного значения проведения экскурсий литературной тематики.

Цель работы разработать маршрут «На родину В. Солоухина» Достижение цели предполагает решение ряда задач:

) изучить понятие, предмет и классификацию экскурсии;

) рассмотреть экскурсии по литературной тематике

) выделить особенности организации экскурсии по теме «Литературный Владимир».

) разработать маршрут экскурсии, отражающей жизнь и творчество Владимирского писателя В.А. Солоухина.

Объектом исследования является экскурсия по литературной тематике.

Предметом исследования - творчество В.А. Солоухина.

Базой написания работы послужили книги, статьи, монографии по туризму, экскурсиям, а также исследованию творчества В.А. Солоухина.

1. Теория разработки экскурсии

1.1 Понятие и предмет экскурсии

экскурсия литературный солоухин

Экскурсия - слово, произошедшее от латинского «excursio». В русском языке оно стало употребляться в XIX веке, означая «выбегание, военный набег», чуть позже - «вылазка, поездка». Следующие определения термина «экскурсия», представленные в хронологическом порядке, помогут понять изменение сущности понятия экскурсия и подведут к осознанию его современной трактовки.

Первое толкование термина было дано В. Далем в 1882 году: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». (Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1980. - т. 4. - С. 663).

«Экскурсия - один из видов массовой, культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…» (Большая советская энциклопедия. - М., 1933. - т. 63. - С. 316).

«Экскурсия (латин. excursio - вылазка) - коллективная поездка или прогулка куда-н. с научно-образовательной или увеселительной целью» (определение, данное Д.Н. Ушаковым в 1935 году, см. Толковый словарь русского языка / под руководством Д.Н. Ушакова. - М. Астрель, 2007. - С. 901.)

«Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода» (Большая советская энциклопедия. - М., 1978. - т. 29. - С. 63).

«Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними… Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещении предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.… В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» (Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник / Б.В. Емельянов. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 17, 21-22).

Из приведенных определений видно, что с течением времени происходило не просто изменение, а усложнение целей, задач, содержания и форм проведения экскурсий. Если изначально экскурсия могла быть простой прогулкой, во время которой осуществлялся поиск лечебных ягод и трав, то впоследствии во время экскурсий начали выявлять экспонаты для краеведческих музеев, повышать уровень знаний в различных отраслях. Соответственно, изменились и цели, если вначале ставились только практические задачи, постепенно к ним добавились научные общеобразовательные, культурно воспитательные.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок»1.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/пЦелиЗадачиФормы проведения1ОтдыхПоиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктовПрогулка2УчебнаяУсвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)Урок вне классного помещения3НаучнаяВыявление экспонатов для краеведческого музеяЭкспедиция4ОбщеобразовательнаяРасширение общего культурного кругозораБеседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии5Культурно-просветительнаяПовышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслямОбзорная многоплановая экскурсия6Культурно-воспитательнаяУсвоение знаний в сочетании с воспитаниемТематическая экскурсия

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

Функция научной пропаганды. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком

б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;

в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;

г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;

д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т.д.

Признаки экскурсии

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т.е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток

. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

1.2 Правила разработки экскурсии

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных подтем - сложная задача для экскурсовода. Отличия городских обзорных экскурсий обусловлены особенностями культурно-исторического развития города. При подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.

Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования. В зависимости от того или иного содержательного аспекта тематическую экскурсию традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические (рассказывающие о нравах и обычаях разных народов); военно-исторические (проводятся по местам боевой славы); историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей).

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.

В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.

По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм движения (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.

Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех - пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии может доходить до одних суток. А.В. Святославский такие длинные экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию. Более подробно остановимся на последнем элементе дальних экскурсий.

Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, следующем к объектам, значительно удаленным от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей - усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15-20-минутные перерывы для отдыха экскурсантов и экскурсовода.

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии - прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по реке. Во время экскурсий - прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

В 60-80-е гг. ХХ века проводились экскурсии - массовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10 - 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия - концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

. экскурсия - урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

. экскурсия - демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

. пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению учебно-тематической экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у обучающихся в туристско-краеведческом объединении (кружке).

Отметим, что деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако необходимо, так как имеет большое значение при разработке новых экскурсионных маршрутов. Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

Новая экскурсия является результатом двух сложных взаимосвязанных процессов: её подготовки и проведения. Содержание и ценность новой экскурсии обусловливаются знаниями и компетентностью методистов и экскурсоводов.

В подготовительной работе выделяют два основных направления:

1.разработка новой темы экскурсии (имеется в виду как новой для данного экскурсионного учреждения, так и новой вообще);

2.подготовка экскурсовода (как начинающего, так и опытного) к проведению новой для него экскурсии.

Разработка поручается творческой группе (обычно 3-7 человек), которую, как правило, составляют работающие в учреждении экскурсоводы. В качестве консультантов приглашаются научные работники музеев, преподаватели вузов и т.д., т.е. специалисты различных отраслей. Каждый участник разрабатывает один раздел, одну подтему. Выбирается руководитель, который осуществляет контроль.

В технологии подготовки новой экскурсии выделяют три основных ступени.

1.Предварительная работа. Включает в себя подбор и изучение материалов, отбор объектов. (Изучение здесь следует понимать как процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).

2.Непосредственная разработка самой экскурсии, т.е. составление маршрута, работа над содержанием, обработка фактического материала, составление и написание контрольного текста, методическая работа (работа над методикой проведения экскурсии, выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведения экскурсии, подготовка методической разработки новой экскурсии), написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

.Заключительная часть - приём (защита) экскурсии на маршруте - представляет собой утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

Если составить самую простую схему, которая подходит для любой экскурсии, независимо от темы, вида и формы проведения, то она будет такой:

). Вступление, обычно состоит из двух частей:

·организационной (знакомство с участниками экскурсии, инструктаж группы о правилах безопасности и поведения на маршруте);

·информационной (делается краткое сообщение о теме, продолжительности и протяженности маршрута, времени отправления и прибытия, так же о месте прибытия, санитарных остановках).

). Основная часть формирует сочетание показа и рассказа, выстроенное на конкретных экскурсионных объектах. Содержание основной части состоит из подтем (их обычно от 5 до 12), которые должны быть раскрыты на объектах и объединены основной темой.

). Заключение. Так же, как и вступление, оно не связано с экскурсионными объектами. Состоит из двух частей и занимает по времени 5-7 минут. Первая часть - кратко формулируется основное содержание экскурсии, делается общий вывод по теме. Вторая часть - информация о других экскурсиях, которые могут углубить знания экскурсантов по данной теме.

При подготовке новой экскурсии необходимо руководствоваться дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию, ориентироваться на определенную категорию экскурсантов. В стремлении сделать экскурсию интересной важно не перегрузить её информацией. Способ подачи материала не должен быть утомительным. Обязательным условием является учет не только интересов, но и целей потребителей. При организации экскурсии как части программы делового тура следует уделить внимание показу общественных и деловых центров. Если экскурсия проводится в рамках курортного отдыха, то привлекательными становятся прогулки, в том числе водные, с наблюдением природных ландшафтов.

В процессе подготовки новой экскурсии, начиная с 1976 года и до сегодняшнего дня, выделяют 15 основных этапов.

-й этап. Определение цели и задач экскурсии.

Чётко определяется цель-то, ради чего показываются экскурсантам определённые объекты, то, чему подчинён рассказ экскурсовода. (Пример цели: воспитание патриотизма, расширение кругозора и т.д.). Задача экскурсии - достичь цели путём раскрытия темы.

-й этап. Выбор темы.

Зависит от целенаправленного создания определённой тематики экскурсий, потенциального спроса или конкретного заказа. Этот этап важен потому, что тема объединяет в единое целое все объекты, подтемы экскурсии. Именно в соответствии с темой отбираются объекты и конкретный материал.

-й этап. Отбор литературы и составление библиографии.

При разработке новой экскурсии составляется список книг и статей, раскрывающих тему. Его назначение - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, помочь экскурсоводам в использовании теоретического и фактического материала при подготовке текста.

Список может включать в себя «основную» и «дополнительную» литературу, в нем указываются стандартные библиографические сведения. Список размножается в количестве, необходимом для работы как творческой группы, так и экскурсоводов.

-й этап. Определение других источников экскурсионного материала.

Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Составляется перечень, в который входят госархивы, музеи, хроникально-документальные фильмы, мультимедийные базы данных, содержащие материалы по теме. Главный критерий отбора - достоверность изложенных сведений.

.3 Экскурсии по литературной тематике

Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.

Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы.

Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.

Литературные экскурсии целесообразно группировать следующим образом:

Литературно-биографические - проходят местами, хранящими память о жизни и творчестве определенного писателя;

Литературно-художественные (поэтико-текстовые);

Литературно-краеведческие - посвящены изучению природной или антропогенного, культурного комплекса с помощью литературных произведений;

Литературно-биографические экскурсии проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А.С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т.д.);

историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т.д.);

литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»» и др.).

Выводы. Таким образом, в краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).


2. Разработка экскурсии «На Родину В. Солоухина»

.1 Общий замысел (текст) экскурсии

Планируемая экскурсия посвящена жизни и деятельности выдающегося Владимирского поэта и прозаика Владимира Солоухина.

Владимир Алексеевич Солоухин (14.06.1924-4.04.1997), писатель. Родился в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье.

Родился в крестьянской семье. Его мать Степанида Ивановна, знала наизусть множество стихов Некрасова, Сурикова, А.К. Толстого. Что отразилось на сыне, который, таким образом, столкнулся с поэзией в четрыхлетнем возрасте.

Окончив школу, в 1938-1942 гг. учился в техническом училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста.

Дальнейшая судьба Владимира Солоухина сложилась так, что он с 1942 года, после окончания техникума служил в воинской части охраняющей Кремль, в 1945 году забрел на занятия Литературного объединения. Проводящими занятия там можно было видеть Луговского, Тихонова, Сельвинского, Антокольского, Щипачева, Коваленкова, а участвующими в занятиях Луконина, Межирова, Гудзенко, Михаила Львова, Юлию Друнину, Недогонова, Наровчатова, Павла Шубина, и др. Благодаря этому, после службы в армии, Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью.

В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1951. После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице.

Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958-1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К.Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Первый сборник стихотворений «Дождь в степи» появился в 1953. Критика отмечала в стихах «тонкую прелесть образа». В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. Затем последовали поэтические сборники «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

В 1950-е гг. вышли первые сборники его стихотворений, в которых со временем все больше усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни. Во время поездок по стране и зарубежным странам публиковал репортажи и путевые очерки в различных изданиях. Книга «Владимирские проселки» (1957) сделала имя Солоухина известным. В 1958 г. его вводят в президиум Союза писателей РСФСР, в 1959 г. - даже Союза писателей СССР.

Во время скандала вокруг выхода на Западе в 1957 г. романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии (1958) Солоухин был в числе осудивших поэта, но, как позже объяснял это Владимир Алексеевич, не ради защиты коммунистического режима, а поскольку не считал роман столь уж талантливым (таковым его и вправду назвать трудно), не сочувствовал непатриотичному мировоззрению Пастернака и не хотел быть его защитником в данном деле.

С 1951 много ездит по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Первая отдельная книга очерковой прозы «Рождение Зернограда» вышла в 1955; следующая - «Золотое дно» - в 1956. Книга «Владимирские проселки» (1957) привлекла серьезное внимание читателей и критики, получив самые одобрительные отклики. В 1964 опубликовал автобиографический роман «Мать-мачеха». Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969). В 1964 - 81 был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия».

Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, тамошними людьми. В 1965 выходит сборник стихотворений «С лирических позиций». В 1970-е увидели свет книги «Олепинские пруды» (1973) и «Посещение 3 ванки» (1975). В 1980-е - «Время собирать камни» об Оптиной пустыни (монастыре близ г. Козельска) и сборник рассказов и очерков «Бедствие с голубями». Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты.

Главная тема творчества Солоухина - русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле.

Чувством любви к Родине и болью за ее судьбу проникнуты его повести «Владимирские проселки» (1957), «Капля росы» (1960), «Смех за левым плечом» (1984). Они были написаны на основе реальных впечатлений и принесли ему широкую известность. «Владимирские проселки» - это 40 дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» - портрет родной деревни Олепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России.

Одним из первых поднял вопрос о бедственном положении крестьян, разоренных социалистическими экспериментами. В книге «При свете дня» (1992) показал антирусскую сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их подчиниться своей власти. В книге «Соленое озеро» (1994) вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухину принадлежит заслуга одного из зачинателей общественного движения за сохранение национального культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест.

Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина заняли нашумевшие в ту пору острополемичные художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого. Традиционная для Солоухина тема «уважения к преданию» стала основой книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988). В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Г.Р. Державина - Званке, о блоковском Шахматове, Оптиной Пустыни, связанной с именами Гоголя, Достоевского, Толстого). Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого - памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных досках», «Письмах из Русского музея», а также в «Славянской тетради» (1965) формировалась солоухинская «философия патриотизма». Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина - ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями. Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба», а в 90-е - одним из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя.

В конце 50-х-60-е Солоухин широко обращался к малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в современном мире.

Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) - первый опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой - деревенский парень, сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице. Он поступает в Литературный институт, попадает в необычную среду. Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Душа Золушкина искала простоты и естественности отношений. Солоухину важно было показать в герое рождение художника.

В начале 60-х Солоухин пережил духовный перелом: «…я… начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976-95). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в 1976 «без оглядки» (т.е. без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти 20 лет (одна из глав романа под названием «Читая Ленина» была опубликована в немецком издательстве «Посев» в 1988). Весь роман издан в 1995. Ознакомившийся с ним еще в рукописи Л. Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку». «Опальное» произведение Солоухина - это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ в., сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?». Остро ставится вопрос «о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством». Пафосом «прозрения» отмечены и острокритический рассказ «Похороны Степаниды Ивановны» (1967, опубликован в «Новом мире» в 1987), и повесть о детстве «Смех за левым плечом» (1989), и статья «Наваждение» (1991), книга о В.И. Ленине «При свете дня» (1992), повесть «Соленое озеро» - о патологической жестокости большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» - сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны дАрк» положены на музыку. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), поэмы, романа, киносценария. В 1983-84 издательством «Художественная литература» было выпущено Собрание сочинений писателя в 4 томах. В 1995 начат выпуск 10-томного собрания сочинений. Посмертно опубликованы мемуары «Чаша».

Публичные выступления В.А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис - что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) «Последняя ступень» (1995) остро ставит вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

Владимир Алексеевич был на редкость дружелюбным и отнюдь не чванливым автором, с которым легко работалось. Доброжелательность была одной из отличительных черт его характера. Он был абсолютно не завистлив, щедр к тем, кому симпатизировал.

Я тих и добр. Люблю с друзьями

Попить, поесть. Наедине

Люблю остаться со стихами,

Что пробуждаются во мне.

Он считал себя прежде всего поэтом. Просил, чтобы представляли его не иначе как «поэт и прозаик», причем «поэт» - на первом месте.
Писал с утра, ежедневно, положив за правило: две страницы в день, ни больше - ни меньше. Но говорил, что если чувствовал приближение рождения стиха, тут же откладывал в сторону все, над чем в тот момент работал: очерк, повесть, роман. «Прозу я писал сам, а стихи - мне всегда казалось, под чью-то диктовку», - признавался он. Так появились замечательные стихотворения «Ястреб», «Стрела», «Давным-давно», и другие.
Умер Владимир Солоухин 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий сказал о Владимире Алексеевиче Солоухине следующие слова:

«За годы жизни Господь судил Владимиру Алексеевичу многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня В.А. Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию Храма Христа Спасителя - нее эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо, промыслительно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне. Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Посему Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности. Господь да упокоит душу его в селениях Небесных и да сотворит ему вечную память.»

Похоронен Владимир Алексеевич Солоухин в родном селе Алепине.

.2 Методическая разработка экскурсии «На Родину В. Солоухина»

Вступление. Экскурсовод освещает тему экскурсии, основные пункты, которые планируется посетить во время экскурсии.

Подтема 1. Годы учёбы во Владимире

Маршрут. Золотые ворота - здание Авиамеханического колледжа - п. Юрьевец

Объект показа: задание Авиамеханического колледжа.

Используемый приём - описание, рассказ о годах учёбы В. Солоухина во Владимире.

Логический переход: Учась во Владимире, В. Солоухин часто приезжал в родное село Алепино.

Подтема 2. Детские годы В. Солоухина

Маршрут: п. Юрьевец - поворот на Ставрово.

Объект показа: Фотографии С. Алепино, дом родителей писателя. Используем приём реконструкции событий.

Подтема 3. Литературное творчество В. Солоухина.

Маршрут: поворот на п. Ставрово - с. Алепино.

Объекты показа: окрестности с. Алепино («Владимирские просёлки»). Фотографии.

По приезде в с. Алепино показываем дом, где жил В. Солоухин, проходим по селу. Далее остановка - деревенское кладбище, место - где похоронен писатель (мемориал).

Заключение.

Подведение итогов экскурсии, ответы на вопросы.

2.3 Схема маршрута

Экскурсия рассчитана на 4 часа (включая 1 час 20 мин. пути от места отправления «Золотые ворота» - деревня Алепино и обратно).

Отправление от п. «Золотые Ворота» в 10.00.

Далее продемонстрирована дорога деревне Алепино. Здесь видим Владимирские поля и просторы, воспеваемые В. Солоухиным.

Владимирская природа, так богато и щедро охваченная в произведениях Солоухина.

Далее, двигаясь по маршруту, мы видим указатель на дом, где родился В.А. Солоухин.

Далее по маршруту двигаемся вдоль с. Алепино, останавливаемся и осматриваем местную церковь.

Далее двигаемся по направлению к сельскому кладбищу, где находится захоронение и мемориал В. Солоухину.

Заканчивается экскурсия у Золотых ворот г. Владимира.

Экскурсовод в течение всей экскурсии читает стихи, либо часть прозы В. Солоухина, начиная от раннего творчества (с начала экскурсии) и заканчивая поздними произведениями.

Выводы. Итак, во второй главе работы была проведена разработка экскурсии «На Родину В. Солоухина». С этой целью изучена биография писатели, осуществлена методическая разработка экскурсии, а также разработана схема маршрута.

Заключение

В результате проведенного в работе исследования сделаны следующие выводы.

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.1. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков - еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

Главная задача развития тематики экскурсий - наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

Постоянная разработка новых интересных тем, совершенствование действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.

В части исследования биографии В.А. Солоухина выяснено следующее.

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997), поэт, прозаик. Родился 14 июня в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 - 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений «Дождь в степи» появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни. С 1951 много ездит по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Первая отдельная книга очерковой прозы «Рождение Зернограда» вышла в 1955; следующая - «Золотое дно» - в 1956. Книга «Владимирские проселки» (1957) привлекла серьезное внимание читателей и критики, получив самые одобрительные отклики. В 1964 опубликовал автобиографический роман «Мать-мачеха». Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969). В 1964 - 81 был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия». Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, тамошними людьми. В 1965 выходит сборник стихотворений «С лирических позиций». В 1970-е увидели свет книги «Олепинские пруды» (1973) и «Посещение 3 ванки» (1975). В 1980-е - «Время собирать камни» об Оптиной пустыни (монастыре близ г. Козельска) и сборник рассказов и очерков «Бедствие с голубями». Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты. Умер В. Солоухин 5 апреля 1997 в Москве.

Список использованной литературы

1. Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М., 2008.

. Азар В.И, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. М, 2012.

. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В. Кузнецова и др. - СПб., 2012.

. Алябьева, Р.В. Методика проведения экскурсии / Р.В. Алябьева.М.: Академия, 2004. ― 385 с.

. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. ― М.: ЦРИБ Турист, 1992. ― 375 с.

. Боков М.А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. СПб., 2011.

. Жарков, А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации / А.Д. Жарков. ― М.: ЦРИБ «Турист», 2003. ― 39 с.

. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М., 2010.

. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 2012.

. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010.

. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. М., 2011.

. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. М., 2008.

. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. - М., 2009.

. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. М., 2009.

. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 2012.

. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2012.

. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие для вузов. Минск, 2012.

. Карпова Г.А., Водовода А.В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2010.

. Левоневская, О.О. Мастерство экскурсовода / О.О. Левоневская. ― СПб.: Питер, 2006. ― 583 с.

. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М., 2010.

. Крисовская, Р.А. Экскурсоведение / Р.А. Крисовская. ― Мн.: Высшая школа, 2005. ― 395 с.

. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2012.

. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой М., 2008.

. Купер К, ФлетчерД., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 2008.

. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М., 2009.

. Многомерный статистический анализ в экономике / Л.А. Сошникова и др.; Под ред. В.Н. Томашевича. М., 2009.

. Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и колледжей / Авт.-сост. Е.Н. Ильина. М., 2012.

. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 2012.

. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М., 2009.

. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М., 2010.

. Развитие туризма на современном этапе и задачи Академии туризма / Под ред. Ю.В. Кузнецова. - СПб., 2010.

. Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2011.

. Райков, Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий / Б.Е. Райков. ― М.: Наука, 2004. ― 186 с.

. Российский статистический ежегодник: Регионы России. М., 2011.

. Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 2010.

. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. М., 2012.

. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2010.

. Труды Академии туризма: Сб. научных трудов. Вып. 3, 4 / Под ред. Ю.В. Кузнецова, А.Т. Кирилова, Г.А. Карповой. СПб., 2012.

. Уникальные территории в культурном наследии и природном наследии регионов: Сб. научных трудов. - М., 2010.

. Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство. М., 2012.

. Устойчивое планирование туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. Мадрид, 2009.

. Усыскин Г.С. Очерки российского туризма. СПб., 2009.

. Федина, А.И. Экскурсоведение / А.И. Федина. ― Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. ― 211 с.

. Шаповал, Г.Ф. История туризма / Г.Ф. Шаповал. ― Минск: Экоперспектива, 2011. 190 с.

. Шолохов, В.Н. Организация и проведение экскурсий / В.Н. Шолохов. ― М.: Профиздат, 2005. ― 87 с.

. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. М., 2011.

. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2009.

Похожие работы на - Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!