Классификация экскаваторов
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение
высшего
образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
по
дисциплине « Машины и оборудование нефтегазовых объектов »
на
тему: «Классификация экскаваторов»
Выполнил студент
гр. з-2Б13Т
Проханов В.В.
Руководитель доцент
Шмурыгин В.А.
ТОМСК-2015г
Содержание
Введение
.
Классификация экскаваторов
.
Машины циклического действия
.1
Классификация
одноковшовых экскаваторов
.2
Одноковшевые
экскаваторы
с прямой и обратной лопатами, драглай
2.2.1
Прямая лопата
.2.2
Обратная лопата
2.3
Одноковшовые экскаваторы с гидравлическим приводом
<#"802239.files/image001.gif">
Рис. 1. Cхемa одноковшового
экскаватора:
- ходовое устройство; 2 - поворотная
платформа с силовым оборудованием; 3 - основные кинематические звенья и рабочее
оборудование.
Поворотная платформа опирается через
катки или специальное (шариковое или роликовое) опорно-поворотное устройство на
раму ходового устройства. Платформа поворачивается в горизонтальной плоскости
относительно ходовой части.
Угол поворота ходового оборудования
в горизонтальной плоскости определяет возможность экскаватора быть полноповоротным
или неполноповоротным. Поворотная часть полно-новоротного экскаватора может
вращаться вокруг своей оси на 360°.
У этих машин на поворотной платформе
смонтированы все силовые агрегаты, пульт управления, рабочие механизмы и
крепится рабочее оборудование.
Рабочее оборудование включает
комплекс узлов экскаватора с рабочим органом (ковш, крюк, грейфер и др.). Грунт
разрабатывают ковшом, после чего перемещают к месту разгрузки в отвал или в
транспортное средство. В зависимости от вида сменного оборудования применяют
жесткую или гибкую подвеску рабочего органа. Характер работы определяет рабочее
оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран или грейфер.
Рабочий цикл экскаватора выполняется
в следующей последовательности: копание грунта; перемещение заполненного
грунтом ковша к месту разгрузки; разгрузка грунта из ковша в отвал или
транспортирующее устройство; перемещение ковша (поворот платформы) к забою;
опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.
.2 Одноковшевые экскаваторы с прямой
и обратной лопатами, драглайн
2.2.1 Прямая
лопата
Оборудование, предназначенное для
разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора. Прямая лопата с механическим
приводом (рис. 2) состоит из следующих основных узлов: каната подъема стрелы,
ковша, рукояти, стрелы, седлового подшипника. Рукоять к стрелке крепится
седловым подшипником, с помощью которого рукоять поворачивается в вертикальной
плоскости относительно стрелы и совершает возвратно-поступательное движение
вдоль оси рукоятки. Ковш поднимается подъемным канатом, огибающим головные
блоки. Напор рукоятки осуществляется напорным механизмом, которым выполняется
также обратное движение (возврат) рукояти. На универсальных строительных
экскаваторах применяют канатные и зубчато-реечные (напорные механизмы).
Рис. 2. Схема экскаватора с прямой
лопатой:
- гусеничный ход; 2 - поворотная
платформа; 3 - кузов с кабиной; 4 - рукоять; 5 - ковш; 6 - стрела; 7 -
опорно-поворотное устройство.
Напорные механизмы деляется на
независимые, зависимые, комбинированные. Напорный механизм называется
независимым, если усилие напора может быть увеличено или уменьшено независимо
от величины усилия в подъемном тросе ковша, т. е. когда напорное движение
рукояти с ковшом производится независимо от подъема ковша. Если величина усилия
напора зависит от величины усилия в подъе/мном тросе ковша и имеется
возможность только уменьшить напор, такой напорный механизм называется
зависимым.
Напорный механизм называется
комбинированным, когда величина усилия напора зависит от усилия в подъемном
тросе, но при включении независимой части напорного механизма может быть по
желанию увеличена.
Ковш прямой лопаты состоит из
корпуса, откидного днища с засовом и сменных зубьев. Зубья имеют сужающийся к
концу хвостовик, входящий в гнездо козырька. От выпадания зубья удерживаются в
гнездах шплинтами.
Прямые лопаты в последние годы
оснащают ковшами с полукруглой передней стенкой и с козырьком в виде совка без
зубьев. Ковш такой конструкции значительно легче и имеет минимальное
сопротивление при копании грунта, что, естественно, повышает производительность
экскаватора.
На экскаваторах с прямой лопатой
применяют рукояти двух типов: однобалочные (внутреннего типа) и двухбалочные
(внешнего типа). Однобалочная рукоять проходит внутри стрелы, а двухбалочная
снаружи. Рукоять может совершать возвратно-поступательное движение в
направляющих седловины напорного вала, а также поворачиваться вместе с седловым
подшипником в вертикальной плоскости относительно напорного вала. Конструкция
рукояти определяет конструкцию напорного механизма. В экскаваторах, которые
выпускались в СССР, при однобалочной рукояти применяли канатный напорный
механизм, а при двухбалочной применяли кремальерный напорный механизм.
Стрела прямой лопаты выполнена в
виде сварной конструкции из листовой стали. Тип рукояти определяет конструкцию
стрелы. Стрела бывает двухбалочной при однобалочной рукояти и однобалочной при
двухбалочной рукояти.
2.2.2 Экскаватор с обратной лопатой
Это оборудование, предназначенное
для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора при рытье котлованов,
траншей, выемок. Экскаватор с обратной лопатой (рис. 3) состоит из ковша,
стрелы, рукояти и двуногой стойки. Ковш закреплен жестко к рукояти, шарнирно
присоединенной к верхнему концу стрелы. При подтягивании каната рукоять
поворачивается против часовой стрелки, ковш врезается в грунт (положение I;
положения II и III соответствуют транспортному положению и выгрузке грунта из
ковша).
Рис. 3. Схема работы экскаватора с
обратной лопатой:
- ковш; 2 - тяговый канат; 3 -
стрела; 4 - дополнительная стойка; 5 - подъемный канат; 6 - рукоять.
В гидроприводах экскаваторов
применяются насосы постоянной производительности шестеренного и лопастного типа
(с давлением 12 МПа, 16 МПа) и поршневые с давлением до 30 МПa а также насосы
переменной производительности, преимущественно аксиально-поршневые.
Насосы с постоянной
производительностью просты по устройству, но не обеспечивают полного
использования мощности двигателя на всех режимах. Насосы переменной
производительности обеспечивают более рациональный и устойчивый режим работы
экскаваторов.
Производительность и технологические
схемы работы одноковшовых экскаваторов. Производительность одноковшовых
экскаваторов определяется многими факторами: конструкцией машины, уровнем
организации производства земляных работ, состоянием и качеством грунта и забоя,
квалификацией машиниста и техническим состоянием машины.
.2.3 Экскаватор драглайн
Драглайн рабочее оборудование
экскаватора, предназначенное для разработки грунта ниже уровня стоянки машины с
ковшом, подвешенным на канатах непосредственно к стреле. Драглайн может копать
только в направлении экскаватора. Глубина копания, высота выгрузки ковша и
расстояние, на которое может быть заброшен ковш (радиус копания) драглайна,
значительно больше, чем у экскаватора оснащенного рабочим оборудованием прямая
и обратная лопата (рис 4).
|
|
|
|
Рис.
4. Схема экскаватора с рабочем оборудованием драглайн.
|
|
|
|
Именно из-за таких характеристик драглайн
используют для рытья больших котлованов и траншей, при разработке карьеров,
мелиорации, а так же для отсыпки насыпей, в частности при строительстве каналов,
автомобильных и железных дорог.
Но у рабочего оборудования драглайн есть
существенные недостатки. Подвеска ковша с помощью цепей и канатов достаточно
гибкая, поэтому не обеспечивает большой точности копания и выгрузки. Погрузка
грунта в транспортные средства с помощью драглайна затруднительна. Обычно
выгрузка производится в отвал - откуда перегружается с помощью погрузчиком или
экскаватором с рабочим оборудованием другого типа. К недостаткам можно отнести
большую продолжительность рабочего цикла и более низкое, по сравнению с
гидравлическими типами оборудования, усилие копания.
Работает драглайн следующим образом. Ковш
опускают на дно котлована или траншеи, а затем подтаскивают его к экскаватору
тяговым канатом, при этом ковш наполняется срезаемым грунтом. Затем загруженный
ковш поднимают подъемным канатом, одновременно поворачивая платформу к месту
разгрузки ковша. После разгрузки ковша поворачивают платформу со стрелой к
котловану и одновременно опускают ковш. Стрела драглайна сварная, решетчатой
конструкции, что уменьшает ее массу и дает возможность делать ее более длинной,
чем стрелы прямой и обратной лопат, применяя ковш той же емкости. За счет
удлинения стрелы увеличиваются радиус действия экскаватора и высота выгрузки.
Стрела состоит из двух соединенных болтами частей, нижняя из них уширена к пяте
стрелы и шарнирно закреплена в проушинах поворотной платформы. Длина стрелы
может быть увеличена за счет дополнительных вставок между верхней и нижней
частями стрелы. При удлинении стрелы применяют ковш меньшей емкости. Во время
работы драглайном угол наклона стрелы обычно устанавливают в пределах от 30 до
45 градусов.
Драглайн обеспечивает необходимое усилие копания
только в том случае, если в начале хода ковш углубиться в грунт. Поэтому для
работы с твердыми грунтами необходимо их разрыхление в зоне заглубления ковша.
2.3 Одноковшовые экскаваторы с
гидравлическим приводом
<#"802239.files/image005.gif">
Рис. 5. Экскаватор с гидравлическим
приводом:
- опорно-поворотное устройство; 2 -
пневмоколесное ходовое устройство; 3 - выносная опора; 4 - поворотная
платформа; 5 - силовая установка; 6, 8, 9 - гидроцилиндры стрелы; 7 - стрела;
10 - рукоять; 11 - ковш обратной лопаты; 12 - бульдозерный отвал; 13 - кабина
машиниста.
экскаватор лопата
драглайн
Рис 6 Экскаваторы непрерывного
действия:
а) ‒ скребковый одноцепной: 1 ‒
отпал; 2 ‒ трактор
<#"802239.files/image007.gif">
Рис. 7. Фрезерный экскаватор: 1 -
кабина управления; 2 - фреза; 3 - разгрузочная консоль конвейера.
4. Индексация экскаваторов
Системой индексации (маркировки)
машин называется принцип, который заложен в структуру индекса (марки),
обозначающего тот или иной экскаватор и отражающего его основную
характеристику. Ранее в индексы, применявшиеся для обозначения отечественных
экскаваторов, закладывалась только емкость его основного ковша. Например,
Э-652Б экскаватор с ковшом емкостью 65 декалитров (0,65 м3), модель 2, вторая
модернизация (Б). По старой системе индекс не давал представления ни о типе
ходового устройства экскаватора, ни об исполнении рабочего оборудования, что
весьма важно для характеристики машины и ее эксплуатационных возможностей.
Кроме того, определение размера (класса) одноковшового экскаватора только по
емкости одного из применяемых на этой машине ковшей неопределенно и приводит к
неправильному представлению о возможностях машины. Это в еще большей степени относится
к гидравлическим экскаваторам, у которых емкость ковшей, применяемых на одной и
той же машине, может отличаться в два и более раза.
Размер экскаватора, от которого
зависят его рабочие параметры, производительность и т. п., определяется
совокупностью ряда факторов, нормируемых ГОСТом. При этом параметром, наиболее
полно (по сравнению с остальными) характеризующим размер гидравлического
экскаватора, является масса машины, определяющая ее устойчивость и возможность
эффективного использования ковшей данных емкостей на соответствующих вылете,
глубине или высоте. В основу действующей системы индексации экскаваторов
заложена размерная группа машин, которая определяется в основном в зависимости
от эскплуатационной массы экскаватора. Емкости используемых ковшей (диапазон
которых может изменяться по мере совершенствования конструкции) приведены для
ориентировки.
Эксплуатационной массой называется
масса экскаватора с полной заправкой топливом и рабочей жидкостью гидропривода
(без машиниста). Новая система индексации одноковшовых универсальных
экскаваторов (ЭО) предусматривает структуру индекса машины. Четыре основные
цифры индекса означают по порядку их расположения: первая - размерную группу,
вторая - тип ходового устройства, третья - исполнение рабочего оборудования и
четвертая - порядковый номер данной модели. Буквы (А, Б, В ) обозначают
очередную модернизацию данной машины, а также ее специальное климатическое
исполнение (ХЛ, Т, ТВ). Например, индексом ЭО-3322А обозначают экскаватор
одноковшовый универсальный 3-й размерной группы на пневмоколесном ходовом
устройстве с жесткой (шарнирно-рычажной) подвеской рабочего оборудования, 2-й
модели, прошедший первую модернизацию.
Заключение
В данной работе была описана
классификация экскаваторов, а также их разновидности. На основании данной
классификации возможно сделать подбор экскаватора для определенного вида работ.
Также были рассмотрены одноковшовые
экскаваторы с прямой и обратной лопатами, многоковшовые экскаваторы.
Рассмотрена система индексации экскаваторов, что в дальнейшем поможет по
индексу определить параметры экскаваторов.
Список использованной литературы
1.
Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. - М.:
Высш. шк, 2001.
.
И.И. Гальперин, Н.Г. Домбровский "Строительные машины", Москва,
"Высшая школа", 1980.
.
Невзоров Л.А., Подзельский Г.Н., Романюха В.А. Строительные башенные краны. -
М.: Высш. шк., 1986.
.
Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и
оборудование: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия",
2005.
.
Машины и оборудование газонефтепроводов: учебное пособие / В.Г. Крец В.Г. А.В.
Рудаченко, В.А. Шмурыгин. - Томск: Изд. ТПУ, 2013. - 375 с.