Классификация транспорта
Введение
В разных странах мира исторически
сложились и применяются в настоящее время различные системы классификации
легковых автомобилей, использующие в качестве оснований классифицирования
различные параметры - габаритные размеры, полезный объём пассажирского салона,
массу, рабочий объём или мощность двигателя, место на потребительском рынке, и
так далее.
1. Системы классификации
легкового автотранспорта
автотранспорт
нормаль легкий
В СССР использовались
стандартизированные системы классификации легкового автотранспорта.
Современная система была введена в
1966 году (отраслевая нормаль ОН 025270-66) и использует в качестве основания
классификации рабочий объём двигателя для легковых автомобилей, полную массу
для грузовых и длину для автобусов.
Отраслевая нормаль ОН
025270-66.
В 1966 году была принята отраслевая
нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей,
автобусов и троллейбусов. Номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется
пятая - номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус
либо троллейбус (есть несколько исключений, например, опытный КАВЗ-3100 и
серийный КАВЗ-3976). Первая цифра - класс автобуса по вместимости, определяемый
габаритной длиной:
· 2 -
особо малый, до 5,5 метров
УАЗ-22069-033
· 3 -
малый, от 6 до 7,5 метров
· 4 -
средний, от 8,5 до 10 метров
ЛАЗ-4202
· 5 -
большой, от 10,5 до 11 метров
ЛАЗ-5207
· 6 -
особо большой, свыше 11,5 метров (преимущественно cочленённые автобусы и
троллейбусы)
ЯАЗ-6211
В настоящее время в России эта
система все ещё носит официальный характер и в различном объёме используется
большинством производителей автомобилей, а также используется для расчёта
налогооблагаемой базы транспортного налога.
2. Старая система
классификации (1945-1966)
Старая система использовалась с 1945
года. Новая система была введена в 1966 году, но ещё долгое время после этого
выпускались автомобили с номером модели по старому стандарту, например ГАЗ-24.
Одна модель автобуса со старым номером, ЛАЗ-695Н, выпускается до сих пор [1].
Автомобилям присваивались
обозначения, которые включали буквенное обозначение завода-изготовителя и
порядковый номер модели, назначенный из выделенного каждому из заводов страны
диапазона.
Эта система диапазонов нередко
нарушалась. Например, МАЗ-200 и МАЗ-205, КАЗ-585, имели номера не из своего
диапазона. А при передаче автомобиля с одного завода на другой его цифровое
обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть - например,
ГАЗ-69 после передачи производства в Ульяновск стал УАЗ-69, а вариант автобуса
ГЗА-651, выпускавшийся в Латвии, обозначался как РАФ-651.
. Современная система
классификации
Современная система, документированная
отраслевой нормалью ОН 025270-66, была впервые применена в 1966 году, и до сих
пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются
её в полном объёме.
В соответствии с ней полное название
модели состоит из названия автозавода (например ВАЗ) и номера автомобиля
(например 2108).
Первая цифра
Первая цифра указывает на класс
транспортного средства
· Для
легковых автомобилей, класс определяется согласно объёму двигателя и сухой
массе:
Цифра
|
Класс
|
Группа
|
Рабочий объём двигателя, см³
|
Сухая масса, кг
|
Примеры (включая модели с номерами, присвоенными по старой
системе)
|
1
|
Особо малый
|
Первая
|
до 849
|
до 649
|
ЗАЗ-965, ВАЗ-1111 «Ока»
|
|
|
Вторая
|
850…1099
|
650…799
|
«Москвич-400», ЗАЗ-1102 «Таврия»
|
2
|
Малый
|
Первая
|
1 100… 1299
|
800…899
|
«Москвич-402», ВАЗ-2101
|
|
|
Вторая
|
1 300…1 499
|
900…1 049
|
«Москвич-408», ВАЗ-2103
|
|
|
Третья
|
1 500…1 799
|
1 050…1 149
|
«Москвич-412», ВАЗ-2106
|
3
|
Средний
|
1 800…2 499
|
1 150…1 299
|
ГАЗ-М-20 «Победа»
|
|
|
Вторая
|
2 500…3 499
|
1 300…1 499
|
ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга»
|
4
|
Большой
|
Первая
|
3 500…4 999
|
1 500…1 899
|
ГАЗ-М-12 ЗиМ
|
|
|
Вторая
|
5 000 и более
|
1 900 и более
|
ГАЗ-13 «Чайка»
|
5
|
Высший
|
-
|
(не регламентируется)
|
ЗИЛ-111, ЗИЛ-4104
|
· Для
грузовых автомобилей, класс определяется согласно полной массе:
цифра
|
масса, кг
|
1
|
менее 1200
|
2
|
1200-2000
|
3
|
2000 - 8000
|
4
|
8000 - 14000
|
5
|
14000 - 20000
|
6
|
20000 - 40000
|
7
|
более 40000
|
· Для
автобусов, класс определяется согласно длине:
цифра
|
длина, м
|
2
|
короче 5.5 м
|
3
|
6 м - 7.5 м
|
4
|
8 м - 9.5 м
|
5
|
10.5 м - 12 м
|
6
|
длиннее 16 м
|
· Для
прицепов, первая цифра индекса - 8
· Для
полуприцепов и роспусков, первая цифра индекса - 9
Вторая цифра
Вторая цифра обозначает тип
транспортного средства:
цифра
|
тип
|
1
|
легковой автомобиль
|
2
|
автобус
|
3
|
грузовой автомобиль
|
4
|
тягач
|
5
|
самосвал
|
6
|
автоцистерна
|
фургон
|
8
|
-
|
9
|
специальный транспорт
|
Третья и четвертая цифры
Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. Пятая цифра не
обязательна и указывает на модификацию основной модели. Шестая цифра
первоначально использовалась для обозначения экспортных вариантов:
цифра
|
исполнение
|
1
|
для холодного климата
|
4
|
экспортное исполнение, для стран с левосторонним движением
|
6
|
экспортное исполнение, для умеренного климата
|
7
|
экспортное исполнение, для тропического климата
|
8,9
|
другие экспортные исполнения
|
Однако это не всегда так:
Примеры:
ВАЗ-21063:
Автомобиль производства Волжского
автомобильного завода, малый класс с двигателем объёмом от 1200 см³ до 1800 см³ (2), пассажирское
транспортное средство (1), автомобиль шестой модели (06), третьей модификации
(3).
ГАЗ-3302:
Автомобиль производства Горьковского
автомобильного завода, полная масса от 2 до 8 тонн (3), бортовой грузовик либо
автошасси под установку специализированных кузовов или надстроек (2),
автомобиль второй модели (02), базовый заднеприводной вариант (4х2) со
стандартной колёсной базой и однорядной кабиной. ГАЗ-33023 - заднеприводной
вариант с удлинённой базой и двухрядной кабиной, ГАЗ-33027 - полноприводной
вариант (4х4) со стандартной базой и однорядной кабиной, но ГАЗ-330237 - это не
экспортное исполнение ГАЗ-33023 для тропических стран, а гибрид 33023+33027
(полноприводной с удлинённой базой и двухрядной кабиной).
Заключение
Будущее стандарта неясно. Не все
производители придерживаются его в полном объёме. Например, ВАЗ оставил
присвоенные в начале 90-ых годов моделям семейства LADA Kalina цифровые индексы
ВАЗ-1117, −1118 и −1119, несмотря на то, что в наши дни они
оснащаются двигателями рабочим объёмом 1,4 и 1,6 л., что не соответствует ранее
заявленным характеристикам.
Список литературы
автотранспорт нормаль легковой
1. Кузнецов Е.С.
«Техническая эксплуатация автомобилей»
2. Краморенко Г.В.
«Техническая эксплуатация автомобилей» под редакцией Краморенко Г.В
. http://www.bus2.ru/models/
- Общественный транспорт России».