Столыпинские реформы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Столыпинские реформы

Содержание

Введение

. Столыпинская аграрная реформа

. Другие реформы Столыпина

. Итоги реформ

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Функционирование современного общества невозможно без такого неотъемлемого элемента как реформирование. Реформирование представляет собой совокупность последовательных действий со стороны государственного управления по отношению к реорганизации общественной жизни. Основными шагами в любой реформаторской деятельности являются - перераспределение полномочий и ответственности, переустройство исполнительной власти и переустройство государственной службы.

Многие историки и ученые активизируют усилия по изучению опыта российских реформ. Реформаторские преобразования России всегда привлекали внимание как российских, так и зарубежных исследователей. Основными задачами, которые ставятся перед исследователями при изучении той или иной реформы, являются:

причины проведения преобразований

результат проведенных преобразований.

Отечественный и мировой опыт показывает современникам, что любое реформаторское преобразование сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решать для достижения благоприятного результата. Однако, не все проблемы могут быть разрешены вовремя, тогда реформа не достигает желаемого результата.

В данном реферате мы рассмотрим основные процессы реформирования в истории России, осуществленные Петром Ивановичем Столыпиным, и постараемся выявить причины неудач некоторых из них.

Целью данного реферата является исследование реформ, проведенных Столыпиным и выявление их вклада в историю России.

Проблемой данной работы является выявление основных причин реформаторских преобразований в России.

Актуальность проблемы вызвана тем, что она заслуживает подробного изучения и оценки, так как исторический опыт проведения многочисленных преобразований должен показать современным государственным деятелям, а также самому обществу, какие ошибки не стоит допускать при осуществлении того или иного преобразования, и к каким последствиям это может привести.

Обозначенная проблема и её актуальность позволили определить тему реферата: «Реформы Столыпина».

Объектом исследования выступает история Российской Федерации.

Предмет - история реформирования России.

1.Выявление основных направлений в области политики, проводимой Столыпиным;

2.Исследование аграрной реформы Столыпина;

.Изучение результатов проведения реформ Столыпиным.

реформа аграрный столыпин

1. Столыпинская аграрная реформа. Незавершенность аграрно- капиталистического переворота в России

век закончился с Александром III. Николай II, хотя и находился в зоне тяготения прошлого, принадлежал, он все-таки следующему XX столетию. Россия вступила в новое царствование с весомыми достяжениями и с грузом нерешенных проблем. Достижения и противоречия имели общие корни.

Экономическое и социальное обновление не было подкреплено столь же решительными шагами по преобразованию политических структур. Небывалое напряжение всех сил общества не находило законного выхода. Оно могло выражать свое недовольство или обнародовать свое видение проблем только нелегальным путем. Предлагая свое видение российской государственности и либералы и революционеры отбрасывали существующую государственную систему, упрекая ее в отсталости, неповоротливости, недемократичности. В то же время общественные деятели не обращали должного внимания на политические традиции страны, зрелость народных масс, их подготовленность к тем или иным переменам. Все более громкий спор власти и общества заставлял широкие слои населения прислушиваться к нему, вынуждал их делать выбор, присоединяться к той или иной спорящей стороне. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно - ростом в ней социально-политических противоречий.

Революция 1905 г. была призвана покончить с устаревшими самодержавными политическими институтами и социальной организацией отжившего феодально-крепостнического строя.

Царскому самодержавию был брошен вызов: народные массы на насилие ответили насилием, они поджигали помещичьи усадьбы, убивали их владельцев, пиком борьбы стало вооруженное восстание.

Но революция потерпела поражение, она вошла в историю как незавершенная. Царское самодержавие пошатнулось под ее напором, но устояло. Оно пошло лишь на отдельные уступки, например, создало представительный орган - Государственную думу. Под влиянием русской революции 1905-1907 гг. поднялась волна стачек и демонстраций во всех странах Европы. Рабочие Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Румынии, Болгарии и других стран выражали полную солидарность с русскими рабочими, боровшимися против царизма, все чаще прибегали к проведению политических стачек.

Международное значение первой русской революции с особой силой сказалось на национально-освободительном движении угнетенных и зависимых народов Востока, которое уже тогда поднималось против колониальной системы империализма. Русская революция вдохновила народы Азии на борьбу против сил феодальной реакции и иностранного господства. В 1905- 1907 гг. в таких странах, как Иран, Китай, Турция, произошли буржуазные революции. Открылся новый этап в национально-освободительной борьбе народов Индии, Афганистана, Индонезии и других стран.

Сам император точно не знал, в каком направлении ему держать курс во внешней и внутренней политике, поэтому большинство вопросов и дел он отдавал на рассмотрение министрам, к которым прислушивался в дальнейшем. Он понимал, что только унаследовавший трон император, взяв бы курс на реставрацию законодательства и политического курса вызвал бы у народа недоверие, поэтому полностью полагался на политиков и министров.

Победоносцев был главным советником царя во внутриполитических вопросах. Этот политик следовал четко консерваторских взглядов относительно административного управления в стране. Под воздействием Победоносцева Николай вскоре после восшествия на престол дал отпор тем, кто связывал с ним надежды на изменение курса власти. Тем не менее, царь оставил свое решение в силе, а в первые годы царствования придерживался политического курса отца.

После этого в стране началась серия реформ, за которые отвечали Витте и Столыпин. Император недолюбливал своего министра финансов Витте, который, несмотря на это изначально был сторонником самодержавия и поддерживал своего царя в этом. Витте ушел в отставку перед русско-японской войной и основной причиной этого называют умелое влияние на Николая дальневосточного политика Безобразова, который заставил императора уволить своего лучшего министра.

Большое значение экономическим и политическим вопросам отдавал Петр Столыпин, который основывал свою реформаторскую деятельность на укреплении крестьянского сословия. Однако далеко не все преобразования Столыпина вызывали у императора положительные эмоции.

Петр Аркадьевич Столыпин отражен в истории России как главный преобразователь сельского хозяйства и землепользования. Основной целью, так называемой Столыпинской аграрной реформы, было постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, передача надельных земель в пользование и собственность крестьян, введение кредитования крестьян и землеустройство.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда не были осуществлены полностью. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»).

Весной 1905 года по всей стране вспыхнуло мощное крестьянское движение, повлекшее за собой волнения на флоте и в армии. Осенью 1905 года революционное движение слилось в одну первую российскую революцию, которая охватила 120 городов и сотни поселков. Движение на железных дорогах было остановлено, прекратили производство фабрики и заводы, закрылись магазины и перестали выходить газеты. Народ бунтовал. Сотни тысяч человек вышли на митинги с требованием созыва Учредительного собрания и предоставления демократических свобод. Революционеры стремились предать митингам объем всеобщего восстания.

Следующим шагом стало изменение закона о выборах. По новому закону от декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные курии: от помещиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, батраки и некоторые «инородцы». Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

В 1906 году революция пошла на спад. Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.

Ничего нового в нем не содержалось: всеобщие выборы, конституция, гражданские свободы, землю - крестьянам, а Правительство под контроль Думы. Это была попытка привлечь к себе внимание в надежде превратить Думу в полноценный парламент. Правительство эти требования отвергло. Дума выразила свое недоверие. Одновременно депутаты выступили за земельную реформу, потребовав отобрать землю у крупных собственников. Однако правительство сочло, что данный вопрос не входит в компетенцию депутатов. Глава Правительства Иван Горемыкин убедил царя распустить Думу. Поводом для роспуска стали крестьянские бунты, вспыхнувшие во многих местах во время обсуждения в Думе земельного вопроса. Вместе с роспуском Думы был отправлен в отставку и Горемыкин, против которого было настроено общество. Его место занял выдающийся государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин, ранее занимающий пост министра внутренних дел.

Столыпин начал действовать быстро и энергично. Специальные военные отряды жестоко подавляли крестьянские волнения. Военные мятежи охватили Балтийский флот.12 августа 1906 года эсеры устроили взрыв на даче Столыпина. Погибло 27 человек около 100 были ранены, в том числе и двое детей главы правительства. В ответ правительство создало военно-полевые суды, которые сразу же после ареста революционеров имели право выносить смертные приговоры. За восемь месяцев было казнено более тысячи человек.

Однако Столыпин, понимая, что на штыках власть не удержится, стремился вернуть доверие к ней крестьянства. Глава правительства понимал, что пока крестьяне лишены земли, мира в обществе не будет. а значит, надо дать крестьянину землю.

Уже в августе 1906 года часть государственных земель была передана в ведение Крестьянского банка для продажи крестьянам. Указ от 5 октября 1906 года предоставлял крестьянам равные с остальным населением права относительно поступления на государственную службу или учебу. Отныне. для того, чтобы покинуть село, крестьянину не требовалось разрешение общины. Этот же указ отменил право земских начальников наказывать крестьян. Через месяц. 9 ноября, появился новый указ, определивший основные принципы земельной реформы. Теперь община могла быть распущена по желанию большинства входящих в нее крестьян. Принимая эти указы, Столыпин полагал, что появление отдельных крестьян-хозяев будет способствовать подъему сельского хозяйства. Так оно и должно было случиться. Однако во время революции и крестьянских бунтов община окрепла. Выход из нее мог привести к ссоре между крестьянином и его собратьями. Поэтому своими правами создать самостоятельное крепкое хозяйство воспользовалось значительно меньше крестьян, чем полагало правительство. К тому на пути проведения этого закона в жизнь возникли новые трудности.

Дума приняла законы, которые позволили начать земельную реформу. Через Крестьянский банк крестьяне приобретали в кредит земли, прежде принадлежавшие помещикам или государству. Но не смотря на желание многих крестьян выйти из общины (в год поступало около полумиллиона запросов), дело двигалось медленно. Далеко не всем, получившим участок земли, удавалось расплатиться по кредитам. Бедняки вообще не могли воспользоваться кредитами. Они или нанимались работать у богатых соседей, или уходили в города.

Для обеспечения крестьян землей было предложено переселение в Сибирь и на Дальний Восток. Но перебраться туда решался не всякий. Еще сложнее было устроиться на новом месте. С 1907 по 1914 года в Сибирь выехали 3,5 миллиона человек и около 1 миллиона вернулись обратно. Большинство из них предпочитали селиться в уже обжитых местах, потому что в неосвоенных собрать хороший урожай было невозможно. В результате в Сибири оставались лишь самые самостоятельные, самые работящие и самые грамотные из числа добровольных переселенцев.

. Другие реформы Столыпина

Наряду с крестьянской реформой Столыпин предложил и программу политических преобразований. Однако на этом пути он не встретил понимания у II Государственной думы. революционерам-социалистам она казалась недостаточной. Умеренным сторонникам реформ - чрезмерной. Одобрили ее только монархисты. верные своей идее во всем поддерживать императора и правительство.

Поводом для конфликта между правительством и Думой стало требование Столыпина осудить террористов. Члены Государственной думы отказались вынести такое решение и вместо этого заявили о незаконных действиях полиции. Николай II не стал дожидаться, пока II Дума вынесет решение, и 3 июня ее распустил. В тот же день было опубликовано новое положение о выборах в Думу. Оно лишало население прав, данных им Манифестом 17 октября 1905 года. Теперь голос одного помещика приравнивался к голосам 7 горожан, 30 крестьян и 60 рабочих.

Произошла очередная перемена государственного устройства. Новый избирательный закон был направлен на то, чтобы сделать основой конституционного строя России земство. Одновременно он укреплял самодержавие. В земских деятелях Столыпин видел надежных союзников царя и правительства. Так и произошло. III Государственная дума, в отличии от двух первых, успешно сотрудничала с правительством.

Самым главным было единство взглядов между Столыпиным и Думой по крестьянскому вопросу.

Медленно продвигалась и школьная реформа, объявленная 3 мая 1908 года и предполагавшее бесплатное обязательное начальное обучение. Одним из важнейших направлений в области модернизации Столыпиным было расширение и совершенствование системы образования. Причиной этого стала невозможность общей модернизации государственной системы без элементарных знаний в общественности. В Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». В соответствии с указанным законом предполагалось обеспечить начальными знаниями детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб. За шесть лет в стране было открыто 50 тысяч новых школ, а общее их число составило около 150 тысяч - вдвое меньше, чем требовалось. Столыпин ставил перед системой образования и цель реформирования высшего образования. Так системе высшего образования была предоставлена широкая автономия согласно новому Университетскому Уставу, которая включала в себя возможность выбора ректора и значительную сферу компетенции Совета Университета. Но параллельно с этим устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в учебном заведении. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных: Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. Столыпин представлял образовательную реформу как связь общенаучного и культурного подъема страны. В связи с этим государство активно поддерживало новые научные проекты, экспедиции, финансировало академические издания и участвовало в развитии кинематографа. В ходе проведения реформы в области образования, также были приняты законопроекты, направленные на защиту древности, о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, а также на всеобщее культурное развитие общественности. Именно таким образом, Столыпин воспроизвел современное право человека на достойную жизнь, даруя ему возможность культурно обогащаться и развиваться.

Петром Ивановичем Столыпиным была также проведена и социальная политика, которая также направлялась в русло повышения качества жизни обычного рядового гражданина. Во время правительства Столыпина сформировалось убеждение, что право на достойное существование - это одно из базовых прав каждого человека. Данная веха в реформаторской деятельности определялась общеевропейским направлением в области социальной политики. Правительство Столыпина предпринимало усилия для регулирования отношений между работником и работодателем, при этом упор делался на защиту интересов рабочего класса. Среди основных нововведений в области социальной политики стоит выделить:

введение труда женщин и подростков в ночное время суток;

запрет использования труда женщин и подростков при подземных работах;

сокращение рабочего дня подростков. При этом работодатель был обязан отпускать его во время его обучения в школе.

В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев". Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений). При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов. Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на "разных языках".

К счастью для России, реформы совпали с подъемом мировой экономики. Россия вышла на первое место в мире по продаже зерна. Прибыль от внешней торговли поддерживала государственный бюджет и даже позволяла платить по внешним долгам. Иностранцы охотно вкладывали капитал в самые развитые отрасли российской экономики - судостроение, электротехнику, железные дороги, нефтяную и металлургическую промышленность. Темпы промышленного развития были колоссальны.

Промышленный рост привел к бурному развитию больших городов. Повсюду возводились многоэтажные здания. Горожане уже не мыслили себя без электрического освещения, водопровода и канализации. Телефон, автомобиль и трамвай тоже входили в повседневную жизнь.

3.Итоги Столыпинских реформ

мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра. Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое наказание могло иметь место лишь в случае соблюдения необходимой законной процедуры. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал. Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного следует сделать следующие выводы.

Большое значение экономическим и политическим вопросам отдавал Петр Столыпин, который основывал свою реформаторскую деятельность на укреплении крестьянского сословия. Однако далеко не все преобразования Столыпина вызывали у императора положительные эмоции.

Петр Аркадьевич Столыпин отражен в истории России как главный преобразователь сельского хозяйства и землепользования. Основной целью, так называемой Столыпинской аграрной реформы, было постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, передача надельных земель в пользование и собственность крестьян, введение кредитования крестьян и землеустройство.

Статистические показатели и экспертные оценки однозначно свидетельствуют о том. Что реализация столыпинских реформ дала весьма значительные позитивные результаты. Они стали преображать Россию в своих основаниях, превращать ее в передовую державу. Столыпинские реформы проложили грань между старой и новой Россией. По сути, это были два принципиально различных качественных состояния одной и той же страны. Органически сочетая в себе природный мощный интеллект и сильную волю, масштабный государственный ум и патриотизм, глубоко укоренные морально-нравственные и этические принципы, П.А Столыпин смог уловить ведущие тенденции пореформенной модернизации, придать им новый импульс, что позволило с оптимизмом смотреть в будущее. П.А. Столыпин был убежден в том, что предложенный им тип модернизации позволит вывести страну на качественно новые рубежи развития.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда не были осуществлены полностью. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе.

Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, актуальность доказана, а задачи решены, а именно:

-Выявлены основные направления в области политики, проводимой Столыпиным;

Исследована аграрная реформа Столыпина;

Изучены результаты проведения реформ Столыпиным.

Список источников и литературы

1.История государства и права России: Учебник /Под ред. И.А. Исаев.- М.: Проспект, 2011.

2.История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011.

.История России XX - начала XXI века. Под ред. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. - 960 с.

.История России. С древнейших времен до конца XVI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г. - 9-е изд. М.: Просвящение, 2009 - 256 с;

5.История России. Краткий курс для поступающих в вузы. Максимов Ю.И. - 3-е изд, стер. - М.: Экзамен, 2010 - 320 с;

Похожие работы на - Столыпинские реформы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!