Средневековая система образования: университеты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средневековая система образования: университеты

Содержание

Введение

1. Начальное образование в средние века

2. Появление первых университетов

3. Организация университетов

4. Учебный процесс в средневековом университете

Вывод

Список используемой литературы

Введение

Любая система образования исторична, она тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный механизм производства новых форм жизни.

Средние века в нашем сознании ассоциируются, прежде всего, с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками. Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга ("схоле") появляется ученый труд ("прагматейя"), вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи. Утверждается культ слова. Поэтому такое большое значение в средние века имеют проповеди и молитвы. Огромное значение приобретает Текст. Достичь цели, которую ставил перед собой средневековый человек, а именно постичь Бога, это значило всю жизнь читать и интерпретировать один и тот же текст, т.е. Библию. Подчинена педагогической цели и природа. Весь мир становится учебником, природа - наглядным пособием.

В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.

1. Начальное образование в средние века

Образование в раннем средневековье (5-11 вв.)

В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, созданных опять же представителями духовенства.

Наиболее типичными были монастырские, соборные и приходские школы.

Монастырские школы делились на внутренние и внешние.

Они давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Да и большинство наиболее образованных людей того времени были монахами.

Внутренние монастырские школы предназначались только для монахов и послушников данного монастыря, готовящихся к поступлению в монахи. Если аббат монастыря давал свое разрешение или уже была соответствующая традиция, то в монастырские школы могли брать и учеников со стороны. Это могли быть представители белого духовенства, монахи из других монастырей и даже миряне. Монастырские школы, принимавшие чужаков, назывались внешними.

При кафедрах епископов и крупных соборах нередко существовали соборные или кафедральные школы для подготовки будущих священнослужителей. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах. Такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

Приходские, внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно - нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

Во внутренних школах образование было более широкое.

Прежде всего, изучался латинский язык. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного.

Постепенно объем знаний увеличивался. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках: Мец - на музыке, Тур - на медицине, Комбре - на математике. Появляются бродячие студенты. Это один из источников вагантства.

И все же главной заботой монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

Образование феодалов.

Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании феодалов.

Оно было направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств необходимых воину и в меньшей степени светскому человеку. При этом даже элементарная грамотность долгое время не считалась обязательной. Так крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, граф Шусберри был неграмотен.

В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков:

умение ездить верхом;

умение плавать;

умение владеть копьем;

умение фехтовать;

умение охотиться;

умение играть в шахматы;

умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.

Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари.

К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания.

Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.

Образование в период развитого средневековья (11-15 вв.)

В начале II тысячелетия в Европе начинают действовать новые социально - экономические и политические факторы: развитие городов и появление городских коммун, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Развитие новых форм торговли и в определенной степени ремесла вызывает необходимость в грамотных людях.

средневековый университет монастырская школа

Это привело к увеличению количества школ, для которых было также готовить грамотных преподавателей.

Расширяются связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы, и различные взаимоотношения (от войны до союза) в Испании и Южной Италии.

Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. Развитие наук вызывает необходимость в специализации.

Появляются новые социальные группы, усложняются различные формы гос. образований. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция различных институтов власти, например папства и империи.

Это приводило к усложнению права и росту различных управленческих структур. Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т.е. к созданию университетов.

Отличия монастырской школы и университета.

В монастырской школе и студенты, и преподаватели были связаны обетом послушания и являлись частью церковной организации с ее иерархией. Кто будет учиться, а кто преподавать, что именно будет изучать студент, и что ему будут преподавать, решало начальство.

При этом иногда (здесь очень многое зависело от личности конкретного аббата и наличия в монастыре толковых преподавателей) уровень преподавания в отдельной монастырской школе мог быть очень высок, намного выше, чем в первых университетах. А уж о монастырских библиотеках многие университеты могли только мечтать.

Как и монастырские школы, университет также развивался под патронажем церкви, и значительную часть его преподавателей и студентов составляли представители духовенства.

Но университет был намного более гибкой и приспособленной к жизни структурой. Дело в том, что университет работал на открытом рынке образования.

С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты.

В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества.

2. Появление первых университетов

Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить монастырские школы, привела к появлению новых институтов. Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний.

Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе.

Необходимость появления новых форм образования понимали и власти.

Начиная с 12 века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова "универсум", т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.

Своей буллой папа римский выводит эти школы из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета.

Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т.д. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.

Следует учесть, что средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для нашего времени века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова corpus, коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением.

Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н.э.), школа права в Бейруте (3-6вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг.). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Здесь также изучали квадриум и тримиум. В качестве основного естественно использовался греческий язык. Существовала целая система школ. Но эти школы были достаточно жестко подчинены государству. Ни о какой автономии, а, следовательно, и свободе мысли речи не было.

Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых.

Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования.

Его специфику определяли три важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские.

Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях.

Университет обладал целым рядом прав и привилегий:

право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).

особая подсудность для школяров - по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан.

право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т.д.

В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем "христианском мире" (разумеется, католическом).

Так Болонский университет считался самым известным и престижным юридическим вузом. А парижский теологический факультет оказывал огромное влияние на политику церкви и французского государства. Именно его представители добились прекращения Великой схизмы, сумев заставить претендентов на папский престол договориться между собой. Они же выдвинули идеи соборности и галиканизма церкви.

Оксфордский славился тем, что здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато большее внимание уделялось естественным наукам.

В Саламанке наиболее активно изучали литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь активно изучают и черную магию.

Остальные университеты во многом подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености".

Первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право.

Считается, что именно он ввел в практику юристов кодекс Юстиниана, свод законов, где большое внимание уделялось различным видам собственности.

Лекции Ирнерия оказались очень популярны, и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии - Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров, в этом же году он издал закон, по которому брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права"; болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников, к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые учителя, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно и магистрами семи свободных искусств, и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам-подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году.

В XIII веке возникает и масса других университетов:

г. - университет в Монпелье (привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).

г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).

г. - Неаполитанский, т.к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.

г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

Много университетов появилось в 14-15 вв.:

г. - Пражский.

г. - Краковский.

г. - Венский.

г. - Гейдельбергский.

г. - Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

3. Организация университетов

Руководство

Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета.

Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета

из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже.

В Париже очень большую роль играли регенты, т.е. преподаватели, имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избирали декана, а на факультете Свободных искусств - ректора.

Во многих университетах именно ректор стал выборным главой университета.

Он мог занимать эту должность сроком на 1 год или больше, а иногда даже пожизненно. При этом ректор занимался хозяйственными делами, возглавлял суд над членами университета. Но он не контролировал научную деятельность и присвоение степеней. Эту роль играл совет преподавателей.

Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций, также выбираемые регентами.

В выборах главы университета и других чиновников участвовали преподаватели. Нередко в них принимали участие и студенты, а в некоторых университетах учащиеся обладали и активным избирательным правом, т.е. могли занять любой выборный пост.

Система власти и присвоения степеней была относительно демократичной.

Большую роль играли открытые диспуты. И хотя эту демократию не стоит преувеличивать и абсолютизировать, она все же была и играла важную роль.

Нации и коллегии (колледжи).

Студенты - учащиеся в университете обычно делились на "нации", как бы землячества, обозначавшие объединения студентов из различных регионов.

Такие нации могли обеднять как представителей различных провинций одной страны или представителей различных стран.

Так парижский университет включал 4 нации - французы, пикардийцы, нормандцы, англичане.

А университет в Оксфорде делился на южан и северян. Последние включали в свой состав шотландцев и ирландцев.

Преподаватели как бывшие студенты также принадлежали к нациям.

Поддержка своей диаспоры играла большую роль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться у преподавателя своей нации.

Студенты могли снимать себе квартиры. Но многие жили в колледжах (коллегиях).

Эти колледжи обычно формировались по нациям, т.е. в одной коллегии жили представители одного землячества, хотя понятно, что одна нация могла располагать несколькими коллегиями. Коллегии располагали своим имуществом. Это собственно здания коллегии и различные ренты, пожертвованные либо в качестве благотворительности или бывшими студентами коллегии.

Это давало им возможность стать учреждениями, которые предоставляли своим членам не только кров, но и пищу и даже стипендии.

В некоторых колледжах проходило обучение мальчиков начальному образованию.

В Англии такие колледжи фактически стали учебными заведениями. Дело в том, что преподаватели стали работать там на постоянной основе. В результате именно колледжи стали основной единицей образования.

Большинство, примерно две трети, студентов происходило из числа обеспеченных горожан, но встречались и представители других сословий. Аристократы редко становились студентами, но среди незнатных дворян постепенно появлялись люди, отправлявшие своих отпрысков получить образование. Также младшие сыновья, которые нередко по традиции посвящались церкви, могли получить образование. Исключением была Италия, поскольку тамошнее дворянство в большинстве своем были те же богатые горожане.

С другой стороны, даже дети крестьян могли получить стипендию и образование.

Среди студентов было много монахов и клириков. Согласно папским привилегиям, клирик мог на пять лет оставить свое место службы для получения образования, при этом продолжая получать плату за свою должность. Для представителей многих орденов обучение и преподавание в университете являлась частью их службы церкви. Особенно активно стремились использовать университеты доминиканцы.

Карьеры выпускников.

Человек, окончивший или хотя бы частично прошедший университет, мог рассчитывать на различные карьеры. Грамотные люди требовались в различных областях.

Во-первых, университеты активно поставляли кадры для церкви. Ученое звание было значительной помощью в церковной карьере. В результате, очень многие иерархи церкви имели университетское образование.

С другой стороны, постепенно растущие аппараты управления различных феодалов и городов требовали большого количества грамотных и образованных людей. Причем не просто грамотных, но разбирающихся в законах. Следует учесть, что большинство аристократов были в первую очередь воинами, а выборные магистраты городов также обычно не имели хорошего образования. Естественно, что роль "секретарей" при таком подходе еще более возрастала.

Особенно много выпускников университетов поглощали суды и различные профессии, связанные с ними. От писцов, способных составить грамотное заявление, и нотариусов регистрирующих сделки до адвокатов и прокуроров и собственно самих судей.

В крупных купеческих фирмах существовала достаточно сложная бухгалтерия и система учета.

Оплата

Естественно, что перед преподавателями и студентами стоял вопрос, на что существовать.

Здесь было несколько вариантов ответа. Во-первых, согласно традиции церковных школ образование давалось бесплатно, поскольку знание считалось даром божьим. В качестве преподавателей выступали труд монахи, которые рассматривали его как часть своего монашеского служения. Потребности монахов обеспечивала церковь.

Поскольку некоторые университеты были созданы как городские, например Болонский, то плату преподавателям там выплачивали городские власти. В той же Болонье на университет приходилось до половины расходов городского бюджета.

Существовала возможность получения дотаций от частных лиц. Такие дотации рассматривались как богоугодное пожертвование. Обычно они предназначались скорее для студентов. Но получение такие доходов означало, что получающие их профессора и студенты попадали в зависимость от тех, кто давал эти деньги.

Кроме того, это во многом не соответствовало настроению многих преподавателей, которые видели в своей работе такой же труд, как и любого другого ремесленника. Поэтому они требовали, чтобы их труд оплачивался потребителями, т.е. студентами.

Фактическое соотношение в доходах преподавателей менялось в зависимости от места и времени. Очень приблизительно можно сказать, что примерно половину своих доходов профессора получали от студентов, другую в качестве жалования. Следует учесть, что специальное жалование, выплачиваемое преподавателю за его работу, появилось с 13 века.

Что касается студентов, то они могли рассчитывать на помощь из дому, получение стипендий и возможности заработать своим трудом. Кроме того, нередко они получали в качестве помощи различные векселя или право получения денег. Дело в том что университет пользовался обычно большими судебными привилегиями, и нередко у студентов, как членов привилегированной корпорации, т.е. университета, было намного больше шансов выиграть дело, чем у их родственников.

Стипендии могли выплачиваться различными меценатами. Студент мог получать определенные доходы от церкви (см. выше). Кроме того, нередко колледжи предоставляли своим членам не только кров, но и стол и деньги на карманные расходы.

наиболее распространенными были работа школьного или домашнего учителя и переписчика.

Студентов нанимали в качестве учителей для детей в богатые дома.

Существовала также система переписки книг. Обычно один человек переписывал одну и ту же страницу несколько раз, после чего из них собирали книги.

Впрочем, существовали и другие возможности.

Студенты могли наняться в качестве слуг к профессорам или более богатым собратьям. Могли стать помощниками писаря или другого человека нуждающегося в грамотных людях.

Обычно из числа студентов формировались и прообраз почты. Ведь студенты стремились получать письма из дома. Поэтому нужда в почтальонах была велика.

Постепенно появлялись люди, которые регулярно совершали поездки домой, оплачивая их за счет того что перевозили письма не только однокурсников но и других людей.

Иногда студенты становились приживалами в богатых домах, занимая среднее положение между шутом и ученым советником.

4. Учебный процесс в средневековом университете

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет.

Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов - "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Риторика - это наука о том, как грамотно говорить и в меньшей степени писать и составлять не только речи но и документы. Наивысшим авторитетом были работы Цицерона.

Диалектика или логика. Умение логически мыслить и разбираться в вопросах, стремясь максимально разобрать все за и против. Высшим авторитетом здесь был Аристотель. Большую роль в ее становлении сыграл Абеляр.

На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучение на других Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет.

У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться. Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться тот или иной студент. Срок обучения мог измениться в любую сторону. Причинами могли быть как способности конкретного студента, так и его положение.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.- это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Заканчивая эту главу, имеет смысл немного вспомнить о высших науках. Их было три Теология, Юриспруденция и Медицина.

Теология (Богословие).

Основное преподавание велось по "Сентенциям" Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.

Юриспруденция.

Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине.

Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:

Каноническое право, основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви.

Римское право. Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. В этом кодексе уделялось большое внимание различным видам собственности.

Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы.

Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции. Вообще, свои правила и законы мог устанавливать каждый более менее независимый государь, будь то феодал или город. Отношения между ними также регулировались законами, будь то нормы службы, количество и размеры различных поборов, разделение различных полномочий и т.д.

В результате в каждой провинции существовали свои местные законы, которые могли копировать или противоречить общему праву.

Медицина

Медицина включала в себя учение о четырех жидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи. Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей.

В лечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовались различные благовония.

Вывод

Таков в самых общих чертах учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре научной и культурной жизни Европы. В них концентрировалась развитие науки того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению.

Университетская среда, построеная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формированию нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.

Список используемой литературы

1. Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Эксмо, 1992, С.260-295.

. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2004. - 512 с.

. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - М.: Юрайт, 2000. - 482 с.

Похожие работы на - Средневековая система образования: университеты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!