Рай в западноевропейском искусстве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,13 Мб
  • Опубликовано:
    2014-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рай в западноевропейском искусстве

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИЭТ










Рай в западноевропейском искусстве


Выполнила студентка Юсупова М.

группа Д-32

Проверил: преподаватель

Мироненко Т.А.






МОСКВА

Введение

Идея существования жизни после смерти сопровождает человека со времён появления религии в любой её форме проявления. Существовало масса предположений, как выглядит рай. Эти предположения зависели от культуры народа, его традиций и обычаев. Но, независимо от этих факторов, принцип был один - смерть земная не является концом существования человеческого бытия.

Слово "Paradise" вошло в английский язык от французского "Paradis", унаследованного от латинского "Paradisus", от греческого "Рarádeisos" (παράδεισος), и в конечном счете от старого иранского корня, засвидетельствованного как pairi-daêza. Его буквальное значение - "Сад, окруженной стеной". К VI-V в. до н.э. греческим термином parádeisos (буквально - "парк для животных") называли царские сады, парки и зверинцы, за которыми велся тщательный уход.

Согласно религии и философии, рай - это место вечной совершенной жизни, место пребывания в состоянии совершенства и блаженства. В античной греческой мифологии встречается своеобразный прототип рая - Элизий или Элизиум - часть загробного мира, где царит вечная весна и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Этот образ продолжает учение Платона, утверждающее бессмертие души.

Впервые идея о страшном суде, понятия об аде и рае появляется в зороастризме. Идея личной ответственности за свои деяния неизбежно порождает представления о наградах и наказаниях, ожидающих человека в загробном мире. Рай зороастризма имеет три ступени: благие помыслы, благая речь и благие поступки. Рай и ад изображаются зороастрийцами как два дома, где живут небожители добрые или злые. Большое влияние зороастризм оказал и на христианство.

В исламской традиции, прекрасный сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать мусульмане-праведники, называется Джаннат. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность "лицезрения Аллаха".

Учения христианства и иудаизма во многом сходятся в понимании рая: небесный сад, который находится в семи небесных сферах. Традиция христианства подразумевает две категории рая: Рай изначальный - существовавший до утраты (Эдем, Золотой век), и Рай обретённый - место, куда попадают праведники после смерти (Царство небесное).

Изображение рая заметно варьирует от эпохи к эпохе. В Средние века предпочитали символическое представление царства небесного, основанное на нумерологии, музыкальных гармонических и хроматических соотношениях и на таких образах, содержащихся в Священном Писании, как храм, город (небесный Иерусалим) и созерцание Бога.

Эпоха Возрождения предпочитала изображать рай в реалистической манере как роскошный цветущий сад, где можно культивировать (придавая, правда, этим занятиям оттенок духовности) земные удовольствие: пение, музыку, беседу, танец. Такой образ скопирован с мифов о Золотом веке, земном рае, саде Эдема, где жили Адам и Ева.

1. Основная часть

Картин с изображением рая не так много. В основном это сцены грехопадения и изгнания. Но по тем полотнам, в которых представлен непосредственно Эдемский сад, можно рассмотреть представление о рае людей разных эпох и мировоззрений.

Одно из самых интересных, на мой взгляд, произведений искусства в этом ключе - триптих Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" 1050 года, получивший своё название по теме центральной части. Эта работа - самое известное и самое загадочное произведение нидерландского художника, в ней его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Интересно, что ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным.

Картина "Сад земных наслаждений" состоит из четырех частей. Внешние створки выполнены в технике "гризайль", то есть, лишены цветового разнообразия, и вместе изображают третий день сотворения мира. Земля уже покрыта зеленью, окружена водой, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: "Он сказал, и сделалось" (Псалтирь 32:9), на правой - "Он повелел, и явилось"(Псалтирь 148:5). С раскрытием створок зрителю представляются три взаимосвязанные части: сотворение мира слева, "Музыкальный ад" справа, и непосредственно "Сад земных наслаждений" в середине. Именно в этой части полотна Босх изобразил еще не изгнанных из рая людей, наслаждающихся жизнью, показал свою, оригинальную и весьма нестандартную трактовку рая. Мне хотелось бы заострить внимание на левой и центральной створках, именно на них Иероним Босх изобразил Парадиз в своей оригинальной символической манере.


.1 Левая створка

рай триптих босх ад

Левая створка изображает райский сад, который Иероним Босх населил экзотическими растениями и животными, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается фонтан - Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, украшенное затейливой резьбой. Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Она увенчана полумесяцем - знаком планеты Луна. Круглое отверстие в основании - знак Солнца. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии - это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха.

На переднем плане этого ландшафта, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в "Возе сена"), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Возможно, это своеобразный трактат о происхождении жизни на Земле.

Казалось бы, полная гармония царит в этом мире. Но зло не дремлет, и вот уже кот сжимает в зубах задушенную мышь, и хищник терзает убитую лань. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот - жестокость, дьявол). А в прекрасном фонтане жизни засела коварная сова - символ злой, темной, дьявольской силы, которая зарождается вместе с появлением самой жизни. Зло берет свое начало в эдеме.

.2 Центральная створка

Центральная часть триптиха - собственно "Сад радостей земных" - представляет собой панораму фантастического "сада любви", населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Исследователи называют эту часть "ложным раем".

Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Говоря о колористическом решении триптиха, невозможно не упомянуть о символике цвета. Иероним Босх активно использует открытые, сочные цвета, как бы ещё раз подчеркивая их символическое наполнение. Так, лазурно-голубое небо, как неотъемлемая часть райского сада, представляет возрождение, духовное образование человека, а также символ непостижимого и чудесного. Однако, вместе с тем он становится символом бессмертия, а значит, человеческой физической смерти, цветом печали и траура. В данном случае, обилие чистых голубых красок является непосредственным символом рая, эдема.

Ещё один цвет, занимающий значительную часть работы - зеленый. Это оттенок молодой зелени: теплый, яркий, светлый. Цвет свободы, надежды, бессмертия и вечной молодости. Представляющий собой смесь синего и желтого, зеленый является мистическим цветом, осуществляя связь между природным и сверхъестественным. Используя его в изобилии наряду с голубой лазурью, Босх создает на полотне парадиз: место вечного блаженства и юности.

Однако, нельзя забывать и о третьем доминирующем цвете, как и об ироничной манере Босха, не допускающей идиллию даже в раю. Этот цвет - розовый, означающий во многих традициях апатию, а также любовные интриги.

Композиция четко разделима на три плана.

Третий план, самый дальний, показывает "различные радости". Здесь есть пруд роскоши и фонтан, замки, напоминающие диковинные растения. Он венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев - символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляника служила символом чистоты и девственности. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки: "Счастье и стекло - они недолговечны". А еще они являются символами еретической природы.

На втором плане кавалькада обнаженных всадников с разнообразными рыбами и птицами движется по замкнутому кругу. Это пусть человечества - бесконечный и тупиковый, поскольку в центре круга - искушение и грех. Исследователи сходятся во мнении, что это не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Вокруг роскошные кущи с фонтанами и экзотическими животными. Озеро с четырьмя протоками - это четыре стороны света. А летящие люди - полёт духа, высшая форма существования.

Первый план заполнен развлекающимися людьми. Примечательна компания молодых людей, расположившихся в кустах чертополоха. Известно, что . чертополох вызывал у церковников неприязнь, поскольку не желал проявлять покорности, а ведь покорность - основной фундамент и главное требование любой религии. Поэтому в христианстве своенравное растение заклеймили как символ зла и греха, обвинили в лютой злобе, угнетающей добродетель.. Интересна фигура уже немолодого человека, сидящего на спине щегла, он низко опустил голову, словно не желает взирать на происходящее вокруг.

Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному. Среди причудливых растений, нелепых полумеханизмов, и полуживотных в ложном раю суетится живая человеческая масса. Безликие люди лишены индивидуальности, их позы нарочито искусственны. Его изображение "ложного рая" - это аллегорическое осуждение порока, и за ним неизбежно последует ад, куда ведет человеческая глупость и низость. Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план.

Заключение

Особенность манеры Босха - попытка "материализовать" библейские образы, передать их как можно более символично, сохранив при этом значительную часть иронии и достаточно пессимистичный взгляд на человеческую сущность. Но материализуются они совершенно на индивидуальный манер. В его картинах так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но "выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника". Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время - на веселый карнавал чертей. Однако при всём множестве толкований смысла "Сада радостей земных" ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.

Возвращаясь к теме рая, стоит сказать, что "Сад земных наслаждений" - одно из самых загадочных и удивительных его интерпретаций в искусстве. Иероним Босх создал уникальную систему образов, при помощи многозначности которой сумел как никто другой создать разностороннее понимание действительности. Его рай - это не место пребывания чистейших душ, ибо человеческая жизнь не может быть безгрешной. Босх трактует беспечность и грех как высшую ступень человеческого наслаждения, а рай - как место свершения греха. Мы видим и осуждение, и одновременно неизбежность этого в его триптихе. Ироничность, многозначность, и неизменное осуждение - вот что делает Иеронима Босха одним из самых значительных мировых живописцев, а его триптих "Сад Земных Наслаждений" - его известнейшей работой.

Литература


2. Центральная часть. "Ложный рай".


3. Левая створка. Райский сад.

Похожие работы на - Рай в западноевропейском искусстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!