С.И. Руденко как исследователь истории скифов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

С.И. Руденко как исследователь истории скифов

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин












Курсовая работа

С.И. РУДЕНКО КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСТОРИИ СКИФОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ С.И. РУДЕНКО

1.1 Первые самостоятельные археологические исследования (1909- 1917 гг.)

.2 Археологические исследования С.И. Руденко в Минусинской котловине

.3 Исследования в Горном Алтае в 1920-е и 1950-е годы

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ СКИФОВ С.И. РУДЕНКО

2.1 Экспедиционные исследования в Горном Алтае в 1920-е гг

2.2 Экспедиционная деятельность С.И. Руденко в Горном Алтае (1947- 1954 гг.)

.3 Концепция истории скифов С.И. Руденко

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В настоящее время, становится актуальным изучение истории развития археологической мысли в России в целом, и археологической мысли конкретного исследователя в частности.

Сергей Иванович Руденко (1885-1969) - известный ученый, в сферу интересов которого входил целый комплекс различных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного характера - археология, этнография, антропология, искусствоведение, география и гидрология. Научное наследие состоит из 146 работ, посвященных решению различных проблем в археологии, этнографии, антропологии и других дисциплинах. В области археологии наиболее известными стали исследования, проведенные профессором по изучению скифской эпохи Горного Алтая, ведь Скифская культура одна из наиболее ярких и загадочных культур степной полосы Евразии.

Раскопки Пазырыкских курганов принесли СИ. Руденко мировую известность. Труды ученого по данной теме широко публиковались в России и за рубежом.

Целью написания данной работы является охарактеризовать концепцию истории скифов С.И. Руденко.

-Выделить основную проблематику исследований С.И. Руденко;

-Выделить периоды в изучении С.И. Руденко истории скифов;

-Сформулировать основные положения концепции истории скифов С.И. Руденко.

Объектом исследования является научная деятельность С.И. Руденко.

Предметом исследования является концепция истории скифов С.И. Руденко.

Основными используемыми методами исследования являются хронологический метод исследования, который позволяет выделить ряд этапов и охарактеризовать их особенности при изучении научного наследия профессора, сравнительно-исторический метод, метод периодизации и проблемно-хронологический метод.

Источниками для написания работы являются рецензии коллег С.И. Руденко по науке и монографии самого ученого.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ С.И. РУДЕНКО

.1 Первые самостоятельные археологические исследования (1909- 1917 гг.)

Важным этапом в становлении С.И. Руденко как ученого стала его самостоятельная экспедиция 1909-1910 гг. в Сибирь, где им проводились разнообразные исследования по изучению культуры и быта коренных народов Нижнего Приобья. Несмотря на то, что археологическое обследование территории не являлось главной целью данной поездки, Сергею Ивановичу представилась возможность изучить часть остяцкого могильника у с. Обдорска Березовского уезда Тобольской губернии. Молодой исследователь ограничился сбором предметов, находящихся на поверхности, и исследованием аварийных объектов. Им было раскопано девятнадцать могил, которые дали интересный сравнительно-этнографический материал, характеризующий погребальный обряд и культ мертвых остяцкого населения.

На основании найденных предметов и свидетельств остяков, изученные погребения С.И. Руденко отнес к 40-50 гг. XIX в. Каждая вещь, полученная в ходе археологических исследований, подверглась всестороннему изучению. Сергей Иванович рассматривал каждый артефакт с подробным описанием его местонахождения, размеров, формы, функциональных особенностей вещи и ее применение в повседневной жизни. Для интерпретации полученных материалов молодой исследователь сравнивал их с современными этнографическими предметами с других территорий, а также привлекал имеющиеся музейные коллекции, письменные источники и научные работы различных авторов.

Необходимо отметить, что в данный период занятия археологией не были определяющими в научной деятельности молодого ученого. Основное внимание исследователя было сосредоточено на написании магистерской диссертации по этнографии башкир. Тем не менее, это не мешало развитию интереса Сергея Ивановича к исследованию памятников древности. Подтверждением этого являются проведенные им в 1913 г. исследования Лаклинской и Игнатьевой пещер Южного Урала. Перед Сергеем Ивановичем не стояла цель палеоэтнологического исследования обследуемой им местности. Наиболее интересными оказались всесторонние исследования, произведенные ученым в Игнатьевской пещере. В различных частях пещеры им проводился сбор материалов - костей различных животных и человека, обломков керамики и др., а также был составлен подробный план памятника. Кроме этого, внутри грота был разбит небольшой раскоп, в результате чего был получен интересный материал, подтверждающий факт пребывания человека в данной пещере.

После окончания заграничной поездки весной 1915 г. возобновляются полевые исследования молодого ученого. Являясь ассистентом Петроградского университета и секретарем университетского Антропологического общества, он принимал участие в почвенно-ботанической экспедиции Оренбургского земства и казачьего войска. Во время работ данной экспедиции С.И. Руденко получил от профессора М.И. Ростовцева предложение заняться изучением древних погребений в окрестностях с. Прохоровки, которые хищнически раскапывались местными крестьянами в течение ряда лет.

Период жизни Сергея Ивановича Руденко (1904-1917), который охватывает студенческие годы и время обучения в магистратуре можно охарактеризовать как этап становления научных взглядов исследователя. Завершается данный этап успешной защитой магистерской диссертации по этнографии башкир в декабре 1917 г. В рассматриваемый период произошло формирование научного мировоззрения молодого ученого - проявляются черты комплексного подхода к рассматриваемым проблемам, так как уже сейчас все исследования проводились в русле нескольких направлений: археологии, этнографии, антропологии, в тесной их взаимосвязи. Проводимые ученым палеоэтнологические исследования не были определяющими в 1904-1917 гг. Тем не менее, стоит отметить, что археологические памятники, которые раскапывались им в эти годы, относились к разному времени и являлись разными типами археологических памятников. На основе рассмотрения археологических исследований в данный пери од можно сделать вывод о том, что к этому времени Сергей Иванович осваивает теорию и методику археологических работ, приобретает практические навыки в их проведении. В 1918-1919 гг. С.И. Руденко не занимался археологическими исследованиями, поскольку основная деятельность в эти годы развернулась в рамках мероприятий, проводимых Комиссией по изучению племенного состава населения СССР.

.2 Археологические исследования С.И. Руденко в Минусинской котловине

Под его руководством прошло две экспедиции - Абакано-Минусинская 1920 г. и экспедиция в Челябинскую и Кустанайскую губернии 1921 г.

В результате этих исследования был получен разнообразный материал, характеризующий различные этапы тагарской культуры. Итоги проведенных исследований были проанализированы ученым и опубликованы в 1929 г. во французском журнале «LAnthropologie» в виде обобщающей статьи. На русском языке подобная статья не выходила. Раскопанные погребения С.И. Руденко хронологически отнес к концу бронзовой эпохи без разделения на какие-либо этапы. В связи с этим ученым в статье 1929 г. была дана общая характеристика всем раскопанным им памятникам. Особое внимание ученый уделил изучению вопроса о способе погребения.

1.3 Исследования в Горном Алтае в 1920-е и 1950-е годы

Установление хронологии и культурная интерпретация памятников Алтая скифской эпохи являлись центральными темами в научной деятельности С.И. Руденко.

Определяя хронологические рамки скифской культура Горного Алтая, исследователь указывал, что наиболее ранние курганы с каменной наброской, можно датировать VII в. до н.э., а поздние - IV в. до н.э. В качестве обоснования верхней границы культуры, он обращал внимание на отсутствие в имеющемся материале китайских вещей эпохи ранних Хань и предметов греко-бактрийского происхождения. Избрание для нижней границы скифской эпохи VII в. до н.э. не случайно, поскольку в то время эта дата уже устоялась в академических кругах, что естественно оказывало давление на ученого и не давало ему выйти за ее рамки при анализе начальных этапов культуры.

Отдельный интерес у С.И. Руденко вызывала социальная история пазырыкского общества. Изучая эту проблему, он во многом высказывал идеи, сходные с позициями других исследователей. В зависимости от монументальности сооружений ученый предлагал подразделить курганы скифского времени на три основных группы, каждая из которых соответствует определенному социальному статусу умерших людей. В результате такого подхода выделялись: 1) погребения рядовых номадов; 2) курганы знати (племенной и/или родовой); 3) погребения вождей племен. Давая такую традиционную для того времени трехуровневую стратификацию кочевого социума, С.И. Руденко подчеркивал, что уровень имущественной дифференциации у «горно-алтайцев» был ниже, чем у саков или скифов Причерноморья. Следствием этого явилось наличие в пазырыкском обществе не только знатных, но и зажиточных семей, у которых в частной собственности находилось больше скота, чем у других соплеменников.

Особое внимание С.И. Руденко обратил на вопрос о рабстве у кочевников Алтая. Исследователь отмечал, что прямых свидетельств о формах зависимости у «пазырыкцев» нет. В тоже время, он не исключал существования домашнего рабства, что было весьма характерно для других народов древности.

Не меньший интерес у С.И. Руденко вызывали особенности общественной организации номадов Алтая, в структуре которой он выделял рода и племена. Во главе племени, по его мнению, стояли старейшины, а в военное время их функции переходили к вождям и военачальникам. Вождей и старейшин выбирали через народное собрание. Существовал также совет старейшин, регулирующий межплеменные отношения.

Важным достижением в палеосоциологических реконструкциях С.И. Руденко является планиграфический анализ могильников. Он первый указал на перспективность такого метода и продемонстрировал его возможности на примере памятников Горного Алтая. По мнению исследователя, курганная группа - это кладбище одного рода. Некрополь в долине Пазырык он предложил рассматривать как погребения вождей племен из трех родов или семей, что хорошо прослеживается по планиграфии памятника. Так, в пределах Пазырыкского могильника С.И. Руденко выделил три группы: 1) курганы №1 и №2; 2) курганы №3 и №4; 3) стоящий особняком курган №5. Немного позднее ученый пришел к однозначному выводу, что в урочище Пазырык похоронены представители только от трех семей, а не от родов. Несмотря на то, что по многих вопросам мнение С.И. Руденко совпадало с точками зрения других исследователей Горного Алтая, тем не менее, в ряде случаев он активно критиковал позиции своих оппонентов. Так, наибольшие разногласия у С.И. Руденко возникли с М.П. Грязновым, в частности по проблеме так называемых «посмертных даров», на основании анализа которых М.П. Грязнов предложил реконструкцию структуры «горно-алтайских» племен. С.И. Руденко, критикуя М.П. Грязнова и поддержавших его С.А. Токарева и К. Иеттмара , отмечал, что материалы по скифской эпохе Горного Алтая «…не дают оснований видеть в погребенном инвентаре вещи, дарованные, а не принадлежащие умершим, и тем более приписывать феодальные отношения обществу горно-алтайских племен…». Доводы же М.П. Грязнова, сделанные на основании материалов из Первого Пазырыкского кургана, исследователь считал не обоснованными. Археолог отмечал, что погребенные верховые кони принадлежали исключительно умершему, а разные метки на ушах лошадей свидетельствуют лишь о том, что они могли иметь когда-то разных хозяев. С.И. Руденко также обратил внимание на однотипность конского снаряжения и на то, что отдельные его элементы, неоднократно чинились. Это обстоятельство исключало вывод М.П. Грязнова о том, что они изготовлялись специально для погребения и приносились, как и лошади, в дар к умершему вождю. Завершая обзор социальных разработок С.И. Руденко можно сделать следующие выводы. Прежде всего, надо отметить, что в его работах прослеживается определенное принижение уровня социально-экономического и политического развития общества скотоводов Алтая. Это связано с методологическими принципами исторического материализма, на которых базировалось исследование ученого. К этому надо добавить, что на методологию наложились определенные идеологические догмы, широко распространившиеся в науке в 30-х - начале 50-х гг. XX в. Поскольку по господствующему в то время мнению ученых и идеологов, «пазырыкцы» не «дотягивали» по имеющимся в их культуре признакам до уровня рабовладельческой формации, поэтому возникла необходимость обоснования более низкого развития номадов. Особенно отчетливо такая тенденция наблюдается в монографиях С.И. Руденко, изданных в 1952 и 1953 гг. В этих работах, в качестве определенного теоретического обоснования своего исследования ученый в ряде случаев по вопросам социальной истории ссылается на работы И.В. Сталина. В этой связи представляется не случайным стремление археологов и историков того времени показать «пропорциональную» зависимость богатства и социального статуса: чем знатнее человек, тем выше у него уровень материального благополучия, тем сильнее он эксплуатирует сородичей, соплеменников.

В настоящее время выводы С.И. Руденко, несомненно, нуждаются в уточнении и пересмотре. Тем не менее, они явились отправной точкой в формировании основных задач и подходов в развитии этого направления изучения пазырыкской культуры Горного Алтая.

Значительный вклад ученый внес в изучении искусства скифской эпохи. Комплексное исследование этой проблемы позволило С.И. Руденко указать на то, что пазырыкское искусство имеет много общего с ранними произведениями искусства скифов Северного Причерноморья, а также с искусством Передней Азии, прежде всего, ахеменидского периода. При этом исследователь особо подчеркнул, что для ранних памятников (VI в. до н.э.) номадов Алтая характерен особый стиль в изображении животных - расчленение их тела системой завитков и треугольников. В более поздний период (V в. до н.э.) в изображениях животных уже ярко проявляются влияние Переднеазиатских художественных традиций. Исследователь также обратил внимание, что если связи с Передней Азией на всем протяжении развития пазырыкской культуры носили устойчивый характер, то с Китаем такие контакты были эпизодическими.

Следует отметить, что при всех недостатках социальных разработок С.И. Руденко, тем не менее, он внес большой вклад не только в изучении социальной истории кочевников, но и в целом в разработку методики палеосоциологических реконструкций. Исследователь прекрасно продемонстрировал возможности комплексного подхода к таким реконструкциям на основе привлечения археологических, этнографических, палеозоологических и антропологических данных. Особое внимание было обращено на критерии социальной стратификации, в качестве которых рассматривались монументальность сооружения, состав инвентаря, объём трудозатрат на сооружение кургана и т.д. Нужно подчеркнуть и успешное применение С.И. Руденко планиграфического анализа Пазырыкского могильника. Основным итогом социальных разработок С.И. Руденко стала выработка трехуровневой модели социального развития номадов Горного Алтая, которая заложила фундамент для дальнейших исследований в этом направлении.

В 1954 г. закончились экспедиционные археологические исследования С.И. Руденко.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ СКИФОВ С.И. РУДЕНКО

.1 Экспедиционные исследования в Горном Алтае в 1920-е гг

Интерес к истории скифов С.И. Руденко был основан по тематике исследования этого народа.

В 1924-1925, 1927 и 1929 гг. С.И. Руденко руководил Алтайской экспедицией Русского музея, в состав которой в разные годы входили: А.Н. Глухов, М.П. Грязнов, М.Н. Комарова и Н.М. Сунцова. Маршрут экспедиции проходил по юго-восточным районам Горного Алтая. Так, в урочище Арагол были исследованы два кургана с мужскими погребениями. Особенности погребального обряда и поведенные антропологические наблюдения позволили ученому датировать Арагольские курганы поздним неолитом. Исследования, проведенные на данном памятнике, вызвали интерес к наиболее ранним этапам древней истории Горного Алтая.

В 1924 г. была зафиксирована группа Пазырыкских курганов и заложены разведочные шурфы, однако для проведения полномасштабных исследований не было необходимых средств. Раскопки на данном памятнике начались в 1929 г. и ознаменовались громадным успехом. В условиях подкурганной мерзлоты сохранились деревянные предметы, остатки войлочного ковра, изделия из кожи, тела людей с татуировкой и многое другое. Чрезвычайно богатый материал дали нетронутые и хорошо сохранившиеся конские погребения. Материал раскопанного погребения, по мнению С.И. Руденко, давал возможность с небывалой в палеоэтнологической практике подробностью восстановить картину различных трудовых процессов и целого ряда ремесел и производств. Кроме того, погребение дало исключительный материал по искусству и ряд предметов, имеющих большое историко-культурное значение. Запланированное на следующий год продолжение исследования уникального памятника, однако, не состоялось.

Кроме этого, необходимо отметить исследование участниками экспедиций С.И. Руденко могильника Кудыргэ, находящегося внизовья р. Чулышман. Рас копанные на памятнике могилы и оградки дали богатый погребальный инвентарь (шелковые китайские ткани, медные и золотые украшения, оружие и мн. др.), который был отнесен к VII в. н.э. По поручению начальника экспедиции М.Н. Комаровой в 1925 г. проводилось исследование могильника в окрестностях с. Сростки, а в 1927 г. совместно с М.П. Грязновым - кургана в урочище Шибэ. Сам С.И. Руденко исследовал в этом году могильник близ с. Катон-Карагай на р. Бухтарме, а также другие археологические объекты, находившиеся на территории современной Восточно-Казахстанской области.

Наряду с изучением погребальных объектов, экспедицией исследовались и поминальные сооружения. В одной из работ, С.И. Руденко давал следующее их описание: «… На плоских террасах по долинам рек и в степи разбросана масса кольцевых каменных насыпей и квадратов из вкопанных в землю вертикальных каменных плит, заполненных внутри камнями, валунами и речной галькой. От кольцевых насыпей и квадратов в восточном направлении идут линии вертикально поставленных камней, среди которых первым нередко является каменная баба». Такого рода памятники, по его мнению, были широко распространены от Западного Алтая на восток по всей Монголии. Экспедицией было раскопано несколько таких «квадратов» и «кольцевых каменных насыпей» на Улаганском плоскогорье и в Сайлюгемской степи. На основании проведенных в течение ряда лет археологических исследований Алтайской экспедиции, а также учитывая работы своих предшественников, С.И. Руденко рассмотрел вопрос, связанный с типологией археологических памятников на исследуемой территории. Выделенные по принципу внешних характеристик, рассмотренные виды памятников, включали разные как по времени (от эпохи неолита до средневековья), так и по характеру (погребальные и поминальные) сооружения.

Палеоэтнологические исследования, осуществленные под руководством С.И. Руденко в 1920-е гг. охватили значительные территории лесостепного, Горного Алтая и Восточного Казахстана, которые ранее были недостаточно изучены в этнографическом, археологическом и географическом плане, принесли ученому мировую известность.

.2 Экспедиционная деятельность С.И. Руденко в Горном Алтае (1947- 1954 гг.)

После долгого перерыва в конце 1940-х гг. возобновились полевые исследования на территории Горного Алтая под руководством С.И. Руденко. В период с 1947 по 1949 гг. было раскопано семь курганов в долине Пазырык - четыре больших и три малых. Продуманная организация работ позволила С.И. Руденко справиться с сохранением и извлечением из могил обильного материала, залегавшего в необычных для археологов условиях вечной мерзлоты. Оттаивание мерзлого грунта осуществлялось под воздействием теплого летнего воздуха и солнечных лучей. Однако по мере углубления ко дну могильной ямы и приближения к захоронению людей и лошадей воздействие на таяние грунтов теплого воздуха и солнечной энергии становиться все меньше. Поэтому приходилось использовать сначала горячую, а затем теплую воду для оттаивания льда в погребальной камере. Конское захоронение раскапывалось при естественном оттаивании. Сотни ведер нагретой воды в течение дня вливались в промерзлую могилу, а после ее охлаждения вычерпывались. Подобный способ оттаивания льда в погребальных камерах пазырыкской культуры с помощью воды применялся и в дальнейшем уже другим поколением ученых. После дующими реставрационными и консервационными работами, произведенными уже в лабораторных условиях, была полностью восстановлена и сохранена уникальная коллекция предметов из Пазырыкских курганов. Методика археологических раскопок выглядела следующим образом. Курганы раскапывались «широким раскопом каменной наброски и земляной насыпи» в центральной части сооружения, после обнаружения контуров могильной ямы вскрывалась только она. Для обнаружения границ распространения линзы мерзлоты закладывались шурфы. Несмотря на то, что все исследованные курганы были ограблены еще в древности, они дали исключительный по обилию, разнообразию и научной ценности материал, который позволил на новом уровне рассмотреть ряд вопросов, связанных с культурой населения Горного Алтая в скифское время. Существенно расширить источниковую базу поданной теме удалось в результате исследования в 1950 г. Башадарских и 1954 г. Туэктинских курганов.

Не являясь специалистом в такой специфической области археологии как палеолит, профессор, верный своей методике, пристальное внимание уделил реконструкции природных условий, окружавших обитателей стоянки. Он датировал находки верхним плейстоценом - теплой фазой, предшествовавшей последнему оледенению Алтая. Весь археологический материал ученый считал одновременным. Бесспорно, заслуга С.И. Руденко состоит в открытии и изучении первой пещерной палеолитической стоянки на Алтае, а также интерпретации полученных материалов, которые позволили расширить хронологические рамки каменного века на Алтае и послужили импульсом к дальнейшим исследованиям в этой области. В 1954 г. закончились экспедиционные археологические исследования С.И. Руденко на Алтае.

руденко археологический экспедиционный скиф

В результате экспедиционной деятельности С.И. Руденко в 1920-1950-е гг., ученым были исследованы археологические памятники, относящиеся к различным эпохам и представляющие собой разные погребальные и поминальные сооружения. Изучение Пазырыкской группы курганов, открывшее столь яркую культуру кочевого общества скифской эпохи, стало основной темой научных изысканий ученого. Многообразные материалы, полученные в ходе исследования таких памятников как Пазырык, Башадар, Туэкта и др. позволили ученым сформулировать следующие положения:

Для ранних памятников (VI в. до н.э.) номадов Алтая характерен особый стиль в изображении животных - расчленение их тела системой завитков и треугольников.

Уровень имущественной дифференциации у «горно-алтайцев» был ниже, чем у саков или скифов Причерноморья. Следствием этого явилось наличие в пазырыкском обществе не только знатных, но и зажиточных семей, у которых в частной собственности находилось больше скота, чем у других соплеменников.

У «пазырыкцев» отсутствовало рабство.

Хозяйство «пазырыкцев» было комплексным. Ведущим видом хозяйства было скотоводство.

Природные условия прошлого не сильно отличаются от современных.

«Пазырыкцы» вели скорее полуоседлый образ жизни. Доказательством этого можно считать хорошо развитую строительную технику.

Во главе племени стояли старейшины, а в военное время их функции переходили к вождям и военачальникам. Вождей и старейшин выбирали через народное собрание. Существовал также совет старейшин, регулирующий межплеменные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причина научной прозорливости С.И.Руденко заключалась в умении проводить широкое, всестороннее изучение объектов, привлекших внимание ученого. В его работах гуманитарные исследования, как ни у кого другого, тесно взаимосвязаны с естественными и техническими, что позволяло подойти к археологическим источникам с разных сторон.

Тщательному анализу и всестороннему описанию подвергалось искусство пазыркцев, а также художественные изделия, попавшие на Алтай из других областей.

И везде С.И.Руденко проявлял себя как крупный специалист. Своеобразие методов работы Сергея Ивановича хорошо видно при сравнении его исследований с раскопами заледенелых курганов Алтая и Тувы, проведенными позже другими исследователями и нацеленными в основном на обычные узкоархеологические нужды.

Так, например, после С.И.Руденко дендрохронологический метод нигде на Алтае не применялся, хотя памятники с курганной мерзлотой вскрывались. То же самое можно сказать и об исследованиях ученого во многих других областях.

Уникальность археологических работ С.И.Руденко на Алтае оказывается еще и в том, что он, как никто другой, использовал данные раскопок для научной реконструкции природной среды, в которой жили люди, оставившие тот или иной памятник.

Тщательный анализ данных о флоре и фауне времени сооружения Пазырыкских курганов позволил С.И.Руденко сделать вывод, что природные условия тогда не отличались сколько-нибудь существенно от современных. Исходя из этого, хозяйство пазырыкцев он считал комплексных, причем ведущая роль принадлежала скотоводству.

Прекрасно подготовленные, богато иллюстрированные и хорошо изданные монографии Сергея Ивановича о культуре населения Алтая скифского времени как раз и являются в совокупности таким капитальным обобщающим историческим трудом, к которому еще многие десятилетия будут обращаться историки, искусствоведы, археологи, этнографы, специалисты других дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Грязнов М.П.-Первый Пазырыкский курган. [Электронный ресурс] -Л.: 1950.- Режим доступа на 02.04.2014: #"justify">.Дашковский П.К.-Древности Алтая. - Горно-Алтайск.: 2011.

.Дашковский П.К. Космологическая модель пазырыкского кургана [Электронный ресурс] // Четвёртые исторические чтения памяти -М.П.Грязнова.-Омск,1997.- Режим доступа на 02.04.2014 : #"justify">.Евтюхова Л.А.-Вопросы скифо-сарматской археологии [Электронный ресурс] -М.-1954. Режим доступа на 02.04.2014 : #"justify">.Исключительная находка на Алтае: интервью с С.И. Руденко [Электронный ресурс]// Ленинградская правда. 1929в. 17 мая - Режим доступа на 02.04.2014 : #"justify">.Молодин В.И.-Исследование в Горном Алтае и Барабе. [Электронный ресурс] -М.- 1996.- Режим доступа на 02.04.2014 : #"justify">.Очерк быта северо-восточных казаков [Электронный ресурс] // Материалы комиссий экспедиционных исследований. Вып. 15: Казаки: Сб. ст. антропологического отряда Казакстанской экспедиции АН СССР. Исслед. 1927 / Под ред. С.И. Руденко. Сер. казахстанская. Л.: Издание АН СССР, 1930а. - Режим доступа на 02.04.2014 : #"justify">.Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности:систематика и анализ- Шелепова Е.В.-Алтай.Гос.унив. 2008, №4-2.

Похожие работы на - С.И. Руденко как исследователь истории скифов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!