Выбор оптимального варианта системы доставки грузов
Федеральное
агентство морского и речного транспорта
Федеральное
бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Волжская
государственная академия водного транспорта»
Кафедра
логистики и маркетинга
Контрольная
работа по дисциплине:
Управление
логистикой грузодвижения
На
тему: «Выбор оптимального варианта системы доставки грузов»
Проверил: проф. Зюзин В.Л.
Выполнила: В.Н. Фонарёва
М-10-585
Нижний
Новгород - 2014
ВВЕДЕНИЕ
Управление логистическими
системами требует решения различных задач, обеспечивающих выполнение основных
принципов логистики, важнейшим из которых является принцип оптимизации в
сложившихся конкретных условиях общих совокупных издержек на доставке грузов и
пассажиров. Система доставки грузов - это совокупность элементов,
обеспечивающая доставку товара или груза от отправителя до получателя с
выполнением основных принципов логистики.
Менеджер фирмы (ТЭК; РЦЛ, груз.
терминала) разрабатывает несколько вариантов схем доставки, выбирает из них
оптимальный, определяет участников доставки. Одновременно определяется основной
перевозчик и организатор доставки.
Так как цели и требования к
схеме доставки груза у клиентов (заказчиков) бывают разные, при выборе варианта
системы доставки и схемы приходится решать многокритериальную задачу.
Основными участниками системы
доставки грузов являются: экспедиторы; перевозчики; логистические
распределительные центры разных уровней; складские комплексы; грузовые
терминалы; организаторы и операторы транспортного процесса.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
После выбора варианта системы
доставки грузов работникам транспортных компаний приходится решать задачу по
обеспечению надежности доставки, которая состоит из двух этапов:
первый этап заключается в
определении критических звеньев в системе доставки, работа которых может не
обеспечить качественную и своевременную доставку груза конечному потребителю;
второй этап посвящен определению
вида и необходимого объёма дополнительных ресурсов различного вида для
выбранных критических звеньев, что позволит системе доставки выполнить принятые
обязательства перед владельцем груза.
Выполнение целей, функций и
задач управления логистической системой грузодвижения (логистической
транспортной системой) осуществляется с использованием следующих видов
обеспечения:
финансово-экономическое; -
информационное; - материальное (снабжение ресурсами); - кадровое; -
техническое; - технологическое; - методическое; - организационное.
Кроме запасов товаров и грузов
в системах доставки создаются запасы ресурсов и мощностей (резервы), к которым
относятся:
динамические или горячие
резервы ресурсов и мощностей;
статические резервы ресурсов и
мощностей.
Горячие (динамические) резервы
представляют совокупность ресурсов и мощностей, которые не выводятся из эксплуатации
на период резервирования, всегда находятся в рабочем состоянии и могут быть
использованы для выполнения логистических операций в рамках производственных
заданий. Статические резервы предусматривают вывод технических средств и
оборудования из эксплуатации на весь период резервирования (например, холодный
отстой для судов). Их содержание обходится дешевле, чем динамических резервов,
но период ввода их в рабочее состояние может значительно затянутся. Выбор
оптимального вида резерва ресурсов для критических звеньев осуществляется с
использованием экономических критериев - минимальных издержек или максимальной
дополнительной прибыли в системе доставки при введении резерва ресурсов
соответствующего вида
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
транспорт доставка
груз автомобиль
Моя работа посвящена
обоснованию и выбору оптимального варианта системы доставки грузов
Схема доставки грузов состоит
из нескольких основных операций или этапов, обеспечивающих качественную
доставку грузовых автомобилей Горьковского автозавода из Нижнего Новгорода в
Пермь. Перевозка может осуществляться двумя видами транспорта: внутренним
водным транспортом по рекам Волга и Кама; железнодорожным транспортом. Причем
предполагается, что весь груз должен быть доставлен в летнее время (период
доставки с 15 мая по 15 октября).
Для обоснования оптимального
варианта схемы доставки необходимо выбрать соответствующие критерии
Предлагаемые критерии
обоснований.
.Первым критерием рекомендуется
удельная прибыль от работы системы доставки, которая должна быть максимальной:
П→max (1)
Где: П - удельная прибыль,
руб./т.
.Второй критерий - удельные
издержки от работы системы доставки должны быть минимальными:
C → min (2)
Здесь:
С- удельные издержки от работы
системы, руб/т;
.Третий критерий - качество
перевозок в системе доставки должно быть максимальным:
→ max (3)
Здесь: K - коэффициент качества
доставки грузов, %.
.Четвёртый критерий
предполагает минимальный срок доставки единицы продукции:
д → min, сут/ед.
Рассматриваемую задачу можно
решать используя два метода.
Первый метод формирует
экономико-математическую модель задачи в постановке линейного программирования,
когда выбирается в качестве главного один критерий (например, максимальная
прибыль), а три других критерия уходят в ограничения.
Однако менеджерам компании -
отправителя хотелось бы иметь оптимальное значение всех критериев. В этом
случае для решения этой задачи целесообразно использовать второй метод.
Второй метод обеспечивает
решение задачи в многокритериальной постановке. В этом случае за искомую величину
принимается вариант схемы (системы) доставки, в котором уже определен набор
критериев и их значения. Для решения таких задач могут использоваться три
метода: метод выбора главного критерия; метод агрегирования или нормализации
критериев; метод последовательных уступок.
Решение задачи рекомендуется
производить методом нормализации критериев, заключающимся в следующем.
) Для решения задачи
формируется группа экспертов, в составе которой выделяется главный эксперт или
лицо принимающее решение.
) Группой экспертов каждому из
критериев присваивается свой вес (в пределах единицы) при этом должны
выполняться условия: j= 1; 0 ≤ λ≤
1., например:
первый критерий - максимальная
прибыль имеет вес λ1= 0,4.
второй критерий - минимальные
издержки - вес
третий критерий - максимальное
качество - вес ;
четвертый критерий - срок
доставки получает вес
)Все критерии делятся на две
группы. Первый и третий критерии, значение которых должно быть максимальным -
относятся к первой группе, второй и четвёртый критерии, стремящиеся к минимуму
относится ко второй группе.
) Определяется минимальные и
максимальные значения каждого критерия из имеющихся вариантов системы доставки.
) Производится расчет
нормализованных критериев.
) Определяется значение
обобщенной функции цели (критерия) Fо, рассчитывается по каждому варианту
системы доставки.
При решении задачи на
максимальное значение обобщенной функции цели: (4)
расчет нормализованных
критериев выполняется по выражениям:
для первой группы критериев;
(5)
для второй группы критериев. (6)
4. РЕШЕНИЕ
Вариант
задания
|
Схема
перевозок
|
Обозначения
критериев
|
Размер-
ность
|
Значения
критериев
|
Нормализов.
критерий
|
|
|
|
|
|
|
Fmax
|
Fmin
|
1
|
1
внутренний водный транспорт
|
П
|
Руб\т
|
25
|
0,4
|
|
|
|
|
C
|
Руб\т
|
560
|
0,3
|
|
|
|
|
Kк
|
%
|
87
|
0,2
|
|
|
|
|
tд
|
Сут.
|
4,8
|
0,1
|
|
|
|
2
ж\д транспорт
|
П
|
Руб\т
|
30
|
0,4
|
|
|
|
|
C
|
Руб\т
|
500
|
0,3
|
|
|
|
|
Kк
|
%
|
61
|
0,2
|
|
|
|
|
tд
|
Сут.
|
3,5
|
0,1
|
|
|
Задача на максимальное значение
обобщенной функции цели:
У*11 = =
0,83; У*12 = 1- =
0; У*13 = = 1; У*14
= 1- =
0
У*21 = =
1; У*22 = 1- =
0,11; У*23 = =
0,7; У*11 = 1- =
0,27
= 0,83*0,4 + 0*0,3
+ 1*0,2 + 0*0,1 = 0,332+0,2 = 0,532
= 1*0,4 + 0,11*0,3
+ 0,7*0,2 + 0,27*0,1 = 0,4 + 0,033 + 0,14 + 0,027 = 0,6
> ,
значит выбираем
Задача на минимальное значение
обобщенной функции цели:
У*11 = 1-
=
0; У*12 = = 1,12; У*13
= 1- =
-0,43; У*14 = =
1,37
У*21 = 1-
=
-0,2; У*22 = =
1; У*23 = 1- =
0; У*11 = = 1
= 0*0,4 + 1,12*0,3
+ (-0,43)*0,2 + 1,37*0,1 = 0,336 + (-0,086) +0,137 = 0,387
= (-0,2)*0,4 +
1*0,3 + 0*0,2 + 1*0,1 = (-0,08) + 0,3 + 0,1 = 0,32
< ,
значит выбираем
ВЫВОД
Решив задачу на максимальное
значение обобщенной функции цели:
> ,
значит выбираем ;
так же решив задачу на
минимальное значение обобщенной функции цели:
< ,
значит выбираем .
Т.о. оптимальный вариант
системы доставки груза более выгодным будет железнодорожным транспортом.
ЛИТЕРАТУРА
. Учебное пособие «Проектирование логистических
систем», авторы: Зюзин В.Л., Костров В.Н.
. Методические указания «Логистика. Транспортные
системы и комплексы», автор: Зюзин В.Л.
. Интернет