Военный транспорт

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    231,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Военный транспорт

1. Общая часть

.1 Введение

В общедоступном употреблении само слово "качество" означает разные понятия: качество - это соответствие требованиям; и качество - это степень превосходства. В соответствии же с положениями ISO 8402:1994 понятие "соответствие требованиям" как раз и означает непосредственно "качество", а "степень превосходства" - это "градация (класс, сорт)". Таким образом, качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (например, км/ч, часах на отказ), баллах, а также может быть безразмерным. Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным или частным показателем качества продукции. Комплексным или обобщённым называется показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

Решение проблемы обеспечения качества продукции зависит от многих факторов. Одним из них является оценка качества. В производственной практике возможны два основных вида оценки качества, которые принципиально отличаются по своим целям.

Первый - это различные процедуры контроля для подтверждения соответствия нормативным требованиям, которые проводятся, чтобы принять решение о возможности производства, закупок, поставок и использования (эксплуатации) продукции. Кроме того, результаты контроля используются для устранения причин несоответствий и поиска возможностей улучшений, как самой продукции, так и процессов её разработки, производства и использования.

В настоящей работе речь пойдет о другом виде оценки качества, когда она выполняется, чтобы получить информацию о фактическом качестве, т.е. о фактических значениях всех или некоторых показателей качества, а не только, чтобы узнать соответствует продукция нормативным требованиям или нет.

И такой продукцией будут военно-транспортные автомобили, так как они является носителями таких качеств, обеспечивающих успешную деятельность армейских подразделений в условиях современных военных конфликтов и в мирной обстановке, как энерговооружённость и мобильность. При современном разнообразии колёсных машин и широком интервале их тактико-технических характеристик зачастую сложно определиться с выбором наиболее качественного образца. В свою очередь, необходимость объективной оценки качества выпускаемых машин, а также постоянного совершенствования боевой техники, в том числе и колёсных автомобилей ни у кого не вызывает сомнения. Установление объективных и надёжных критериев оценки качества техники, поставляемой в войска, становится особенно актуальным при переходе на коммерческую основу снабжения армии.

.2 Краткая характеристика АТ, применяемой в войсках

Грузопассажирские автомобили, выпускаются Ульяновским автозаводом с 1989 г. Выпускавшиеся с 1972 по 1985 гг. автомобили УАЗ-469Б и 469 с двигателями УМЗ-451М мощностью 75 л. с. были заменены автомобилями УАЗ-31512-01 и УАЗ-3151-01, на которых устанавливался двигатель УМЗ-414 мощностью 80 л.с. и раздельный привод тормозов. Автомобили УАЗ-31512 и УАЗ-3151 выпускаются с двигателем УМЗ-417 мощностью 90 л.с" УАЗ-3151 отличается от УАЗ-31512 наличием в ведущих мостах колесных редукторов (увеличенный дорожный просвет), экранированного электрооборудования и предпускового подогревателя двигателя. Кузов - четырехдверный, со съемным тентом и задним откидным бортом. Передние сиденья крепятся к полу в одном из трех положений. Спинки могут быть установлены в одном из двух положений. Задние сиденья: одно трехместное складное и два одноместных (с откидывающимися подушками). [ www. avtopark. ru ]

ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Легендарная проходимость обусловленна использованием самоблокирующихся дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах (для чего диски имеют особую конструкцию). Важной особенностью конструкции являются полностью разгруженные полуоси. [ www. avtopark. ru ]

В 1982 году на Горьковском автозаводе построили опытные образцы автомобиля повышенной проходимости "ГАЗ-3301", использующие модернизированное шасси "ГАЗ-66" с совершенно новой современной кабиной. "ГАЗ-3301" используется не только для транспортировки грузов и личного состава, но и в качестве носителей вооружения. С 1993 года "ГАЗ-3301" был снят с производства. [ www. avtopark. ru ]

ЗИЛ-131 [Рис. D] выпускался с 1966 до 1986, а с 1986 года выпускается ЗИЛ-131Н.Для бортового ЗИЛ-131 существовали основные варианты машины: (с лебёдкой и без нее):Автомобиль с неэкранированным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производится как ЗИЛ-131НА.Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ - выпускался с 1983 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137 (10x10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-131В и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями. Для холодного климата ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НВС, а для условий Арктики ЗИЛ-131АС и ЗИЛ-131НАС.Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. [ www. avtopark. ru ]

Машины используются не только для транспортировки грузов и личного состава, но и в качестве носителей вооружения. Всего же парк армейской колесной техники на 40% укомплектован грузовиками с маркой ЗИЛ. В 1995 году на смену хорошо известному трехосному вездеходу ЗИЛ-131 и его модификациям пришло семейство ЗИЛ-4334. Новое семейство включает бортовой грузовик ЗИЛ-433420 Способный перевозить в тентованном кузове 3750 кг груза или 24 человек на трех откидных скамейках. Может буксировать прицепы полной массой до 4200 кг. Двигатель может работать на различных видах топлива. Специально по заданию военного ведомства на ЗИЛе разработали систему защиты жизненно важных частей автомобиля от поражения огневыми средствами. За 15-20 минут экипаж монтирует пуленепробиваемые панели, закрывающие переднюю часть двигателя, двери и лобовое стекло. Наблюдение за дорожной обстановкой в этом случае осуществляется с помощью светоблоков, которые выдерживают прямое попадание пуль. [ www. avtopark. ru ]

Уральский автомобильный завод выпускает 2-, 3- и 4-осные грузовики высокой проходимости грузоподъемностью от 4,5 до 22 т. Они выполняют свои функции не только в Вооруженных силах России, но и в армиях некоторых зарубежных государств. Удлиненная до 4555+1440 мм колесная база трехосного Урал-4320-0911-30 и увеличенная до 10 т грузоподъемность дают возможность оснащать машину крупногабаритными надстройками. В случае установки бортовой платформы с тентом в ней могут свободно расположиться 39 человек личного состава. [ www. avtopark. ru ]

Четырехосный полноприводный Урал-5323-20 способен перевозить 12 т полезной нагрузки и буксировать прицепы полной массой 16 т. На шасси этого автомобиля смонтирован новый зенитный пушечно-ракетный комплекс "Панцирь-С1". Машина комплектуется дизельным мотором ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с., 8-ступенчатой механической коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Управляемыми являются колеса двух первых осей. На базе данной модели создан седельный тягач Урал-5423-20, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой около 39т. [ www. avtopark. ru ]

КамАЗ-4310 предназначен для перевозок грузов, людей и буксировки прицепов по всем видам дорог и бездорожью. На военных аэродромах может использоваться для буксировки различных ЛА.КамАЗ-4310 выполнен по компоновочной схеме с кабиной над двигателем. Для увеличения проходимости применены неотключаемый полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,7 до 3,0 кгс/см2). Кабина трёхместная, цельнометаллическая, оборудована автономным отопителем. Может устанавливаться как обычная кабина, так и удлинённая со спальным местом. Сиденье водителя подрессоренное, регулируется по массе водителя, длине, наклону спинки. Для доступа к двигателю кабина откидывается вперёд гидравлическим подъёмником. Кузов цельнометаллический с задним открывающимся бортом, откидными скамейками, дугами и тентом. [ www. avtopark. ru ]

Автомобиль КрАЗ-260 предназначен для перевозки различных грузов и личного состава по дорогам всех категорий и бездорожью. На аэродромах применяется для буксировки ЛА массой до 75 т.

КрАЗ-260 имеет капотную компоновку. Грузовая платформа металлическая с задним открывающимся бортом, снабжена откидными скамейками, дугами и тентом. Для увеличения проходимости применены неотключаемый полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах. Серийное производство КрАЗ-260 продолжалось до 1993 года. [ www. avtopark. ru ]

В 1982 году появились два новых автомобиля высокой проходимости КрАЗ-6315 и КрАЗ-6316. Первый имел колесную формулу 6х6, а второй - 8х8.КрАЗ-6315имел обычную компоновку с кабиной, установленной позади двигателя, а второй - кабину над двигателем. Они прошли вневедомственные испытания и дали импульс к работам над 4-осными автомобилями- вездеходами большой грузоподъемности для армейских нужд. [ www. avtopark. ru ]

МАЗ - ведущий изготовитель тяжелых колесных машин для армий стран СНГ. В 1991 году специализированное производство, выпускавшее военную технику, было преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Несмотря на произошедшие перемены, изготовление армейских автомобилей на МАЗе продолжилось. Программа пополнилась грузовиком МАЗ-6317 и его модификациями. Трехосные полноприводные автомобили предназначены для буксировки артиллерийских систем, гусеничной техники, а также перевозки личного состава и различных грузов по дорогам и бездорожью. На базовом варианте и модели 6317-020 установлен турбодизель ТМЗ-8424 мощностью 425 л.с., на модификациях 6317-021 и 63172 применен двигатель ТМЗ-8421, развивающий 360 л.с. На всех машинах использованы 9-ступенчатая механическая коробка передач и одноступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей. МАЗ-6317 может двигаться по колее глубиной 0,7 м и преодолевать 2-метровые броды. [ www. avtopark. ru ]

В таблице приведены основные тактико-технические характеристики рассматриваемых армейских автомобилей

Тактико-технические характеристики армейских автомобилей


1.3 Обоснование необходимости ОПК

Сравнение отдельных частных показателей машин даже одного или близкого класса не обеспечивает возможности их ранжирования по уровню качества. И это тем более невозможно при сравнении машин разного класса грузоподъёмности.

Обобщенный показатель качества позволяет всесторонне оценить качество изделия, как на отдельных этапах, так и на всем жизненном цикле.

Можно выделить, по крайней мере, четыре ситуации, когда проводится такая оценка.

А) Поставщику-продавцу необходимо убедить потенциального потребителя-покупателя (клиента, заказчика) в том, что качество предлагаемой продукции полностью отвечает его запросам и вполне конкурентоспособно (при предложенной цене), и вынудить его принять решение о закупке.

Б) Потребителю необходимо выбрать один из образцов одной и той же однородной продукции, предлагаемых разными поставщиками, оптимальный по соотношению цены и качества, и принять решение о закупке (например, при конкурсных торгах или тендерах).

В) Поставщику необходимо сравнить качество своей продукции с качеством аналогичной продукции, присутствующей на рынке, прежде всего, предлагаемой конкурентами. На основе этой информации могут быть приняты решения, касающиеся разных аспектов его деятельности, в том числе о целесообразности , о возможности улучшений.

Г) Некая независимая организация проводит общенациональный, региональный или отраслевой конкурс качества продукции, по итогам которого принимается решение о номинации той или иной продукции.

Известен комплексный метод оценки уровня качеств [Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции РД 50-149-79. М.: Изд-во стандартов, 1979. ], при котором в качестве обобщенного численного показателя, характеризующего качественный уровень изделий (в нашем случае это автомобили), используется средневзвешенный геометрический показатель. Названный показатель вычисляется по формуле:

;(1)

где qi - относительный i-й показатель качества; mi - параметр весомости i-го показателя, входящего в обобщенный показатель V; i = 1, 2, ..., n- порядковый номер показателя качества; n - общее число показателей, входящих в средневзвешенный ОПК.

Данный метод используют при:

-        анализе динамики качества изделия на этапах проектирования, производства и эксплуатации;

-        обосновании плановых заданий по управлению качеством;

-        обосновании перераспределения затрат по повышению качества.

Применение средневзвешенного геометрического показателя для сравнения двух изделий (исследуемого и базового) имеет очевидные преимущества:

1)   показатель может быть вычислен по некоторому ограниченному числу известных признаков, вместе с тем, сохраняется возможность уточнять данный показатель по мере появления информации относительно ранее неизвестных значений других признаков;

2)      показатель имеет простой и однозначный смысл - при V» 1 исследуемое изделие можно считать по качеству равноценным базовому, если же V< 1, качество исследуемого изделия ниже качества базового образца, при V> 1, наоборот, качество исследуемого изделия считается более высоким по сравнению с базовой моделью.

Однако использование описанной методики предполагает сравнительно близкие конкретные показатели базовой (эталонной) и исследуемой модели. Для широкого размерного ряда изделий становится невозможным выделение базового образца, и, следовательно, невозможно применение описанной методики непосредственным образом. Так применительно к армейским автомобилям замечаем, что кратность изменения показателя их грузоподъёмности составляет 18,75 и занимает широкий диапазон от 800 до 15000 кг. Аналогичным образом меняются по размерному ряду и другие показатели ТТХ. В этой ситуации выбор любой реально существующей модели из исследуемого размерного ряда в качестве базового образца становится бессмысленным.

1. С другой стороны, практически для любого размерного ряда изделий можно выявить на базе тех или иных оснований так называемый "ведущий" признак, с которым достаточно сильно коррелируют все остальные его показатели. Поскольку основным предназначением автомобилей является транспортировка грузов, в качестве такого "ведущего" признака можно принять их грузоподъёмность. Обработка данных, представленных в таблице, в пакете Microsoft Excel 2003 выявило достаточно сильную связь большинства ТТХ с выбранным ведущим признаком (таблица 1). В этом случае значение тренда изменения отдельного показателя по массе, соответствующее грузоподъёмности исследуемого автомобиля, можно принять за значение усреднённого базового показателя. При таком подходе линию тренда [Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул: Учеб. пособие для втузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 139 с.] на графике изменения любого конкретного показателя по грузоподъёмности можно считать соответствующей среднему значению качества по этому показателю, тогда эта линия делит всю плоскость на две части, одна из которых соответствует показателям качества выше средних, другая - показателям ниже средних.

2. Частные показатели качества образцов АТ, их сравнительный анализ

Частный показатель качества qi, в свою очередь, предлагается вычислять по одной из формул [Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции РД 50-149-79. М.: Изд-во стандартов, 1979. ]

,(2)

;(3)

выбирая ту из них, при которой повышение качественных показателей изделия ведет к увеличению относительного показателя. В двух последних выражениях Pi - величина конкретного i-го показателя качества изделия; P значение i-го базового показателя. При этом в качестве базового показателя может быть принят как конкретный показатель какого-либо изделия, имеющего весьма высокий рейтинг на мировом уровне, так и среднестатистический показатель, сформированный на основе анализа параметров большого числа изделий, нашедших широкое применение в мировой практике.

В нашем случае за значение базового показателя следует принять величину показателя на линии тренда, соответствующую грузоподъёмности исследуемого автомобиля.

Далее для каждого автомобиля определялся относительный показатель качества qi по каждой из характеристик по формулам (2) или (3).

Таблица

Показатель ТТХ

Ф.связи с ведущ.показат.

Показатель корреляц.связи

№ф.для вычисления Относ.показ.кач.

Собственная масса

y = 19,99x0,708

R² = 0,886

3

Мощность двигателя

y = 0,978x0,595

R² = 0,901

2

Удельная мощность

y = 978,5x-0,40

R² = 0,808

2

Максимальная скорость

y=-7,52ln(x)+ 150,1

R² = 0,578

2

Расход горючего, л/100 км

y = 14,59e0,000x

R² = 0,572

3

Запас хода

y = 138,9x0,207

R² = 0,230

2

Радиус поворота

y = 1,285x0,260

R² = 0,845

3

Глубина брода

y = 0,079x0,330

R² = 0,792

2

Клиренс

y = 165,8x0,088

R² = 0,636

2

Тяговое усилие лебёдки

y = 15,16x0,709

R² = 0,561

2

Масса буксируемого прицепа

y = 0,916x1,033

R² = 0,951

2

Высота машины

y = 605,7x0,188

R² = 0,822

3

Площадь боковой поверхности

y = 0,310x0,504

R² = 0,909

3


2.1 Частный показатель качества по собственной массе машины

Так как увеличение собственной массы автомобиля ведёт к непроизводительному расходу топлива, повышенному износу шин и к другим отрицательным последствиям, все значения собственной массы на рис. 1, лежащие выше линии тренда, ухудшают качество автомобиля, а лежащие ниже - улучшают его качество. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi следует воспользоваться формулой (3).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Собст. Масса. кг

Относительный показатель качества



фактическая

базовая


УАЗ-3151

800

1680

2270,913

1,351734

ГАЗ-66

2000

5970

4344,522

0,727726

ГАЗ-3301

2500

4570

5088,085

1,113366

ЗИЛ-131

3500

6700

6456,735

0,963692

ЗИЛ-4334

4000

7640

7096,942

0,928919

УРАЛ-4320

5000

8440

8311,579

0,984784

УРАЛ-5323

9000

10500

12601,33

1,200127

КамАЗ 4310

6000

8715

9456,793

1,085117

КАМАЗ-6320

9000

10640

12601,33

1,184336

КРАЗ-260

5000

12775

8311,579

0,650613

КРАЗ-6315

10000

15000

13577,28

0,905152

КРАЗ-6316

15000

15500

18091,95

1,167223

МАЗ-6317

10000

13900

13577,28

0,976783


Рис.1.Корреляция собственной массы автомобиля по его грузоподъемности.

2.2 Частный показатель качества по мощности двигателя

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Мощность двигателя, кВт

Относительный показатель качества



фактическая

базовая


УАЗ-3151

800

58,8

52,20083

1,126419

ГАЗ-66

2000

84,6

90,04336

0,939547

ГАЗ-3301

2500

91,9

102,8284

0,893722

ЗИЛ-131

3500

110,3

125,6202

0,878044

ЗИЛ-4334

4000

136

136,008

0,999941

УРАЛ-4320

5000

154,4

155,3195

0,99408

УРАЛ-5323

9000

191,1

220,35

0,867256

КамАЗ 4310

6000

154,4

173,1167

0,891884

КамАЗ-6320

9000

191,1

220,35

0,867256

КРАЗ-260

5000

220,6

155,3195

1,420298

КРАЗ-6315

10000

235,2

234,6059

1,002533

КРАЗ-6316

15000

308,7

298,6161

1,033769

МАЗ-6317

10000

308,7

234,6059

1,315824

Увеличение мощности двигателя явно повышает качество автомобиля, экономичное использование материала из которого изготовлена машина, поэтому значения мощности двигателя, лежащие над линией тренда (рис. 2) следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателякачества qi уже необходимо пользоваться формулой (2).

Рис.2.Корреляция мощности двигателя и его грузоподъемности.

.3 Частный показатель качества по удельной мощности автомобиля

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Удельная мощность, Вт/кг

Относительный показатель качества



фактическая

базовая


УАЗ-3151

800

73,5

65,5481

1,121314

ГАЗ-66

2000

42,3

45,25152

0,934775

ГАЗ-3301

2500

36,76

41,34688

0,889063

ЗИЛ-131

3500

31,51429

36,08682

0,873291

ЗИЛ-4334

4000

34

34,18981

0,994448

УРАЛ-4320

5000

30,88

31,23966

0,988487

УРАЛ-5323

9000

21,23333

24,63055

0,862073

КамАЗ 4310

6000

25,73333

29,01919

0,886769

КАМАЗ-6320

9000

21,23333

24,63055

0,862073

КРАЗ-260

5000

44,12

31,23966

1,412308

КРАЗ-6315

10000

23,52

23,60314

0,996478

КРАЗ-6316

15000

20,58

20,03357

1,027276

МАЗ-6317

10000

30,87

23,60314

1,307877

Увеличение мощности автомобиля явно повышает качество автомобиля, экономичное использование материала из которого изготовлена машина, поэтому значения удельной мощности, лежащие над линией тренда следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi уже необходимо пользоваться формулой.

Рис.3. Корреляция удельной мощности автомобиля и его грузоподъёмности.

2.4 Частный показатель качества по максимальной скорости

Увеличение максимальной скорости автомобиля явно повышает качество автомобиля, так как уменьшает сроки выполняемых задач по транспортировке личного состава и грузов, поэтому значения максимальной скорости, лежащие над линией тренда (рис. 4) следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi уже необходимо пользоваться формулой (2).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг.

Максимальная скорость, км/ч

Относительный показатель качества



фактическая

базовая


УАЗ-3151

800

110

99,84

1,102

ГАЗ-66

2000

90

92,94

ГАЗ-3301

2500

90

91,27

0,986

ЗИЛ-131

3500

80

88,73

0,902

ЗИЛ-4334

4000

85

87,73

0,969

УРАЛ-4320

5000

85

86,05

0,988

УРАЛ-5323

9000

80

81,63

0,980

КамАЗ 4310

6000

85

84,68

1,004

КамАЗ-6320

9000

85

81,63

1,041

КРАЗ-260

5000

80

86,05

0,930

КРАЗ-6315

10000

85

80,83

1,052

КРАЗ-6316

15000

85

77,78

1,093

МАЗ-6317

10000

80

80,83

0,990


Рис.4. Корреляция максимальной скорости автомобиля и его грузоподъёмности.

2.5 Частный показатель качества по расходу топлива на 100 км

Увеличение расхода топлива ведёт к снижению экономического показателя и увеличению расходов на обслуживание. Следовательно, все значения расхода топлива на рис. 5, лежащие выше линии тренда, ухудшают качество автомобиля, а лежащие ниже улучшают его качество. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi следует воспользоваться формулой (3).

Таблица

Марка машины.

Грузоподъёмность

Расход горючего на 100 км

Относит показатель качества

 

 

Фактический

Базовый

 

УАЗ-3151

800,00

16,00

15,81

0,99

ГАЗ-66

2000,00

31,50

17,82

0,57

ГАЗ-3301

2500,00

16,00

18,73

1,17

ЗИЛ-131

3500,00

51,00

20,70

0,41

ЗИЛ-4334

4000,00

24,00

21,77

0,91

УРАЛ-4320

5000,00

45,00

24,05

0,53

КамАЗ 4310

6000,00

47,00

26,58

0,57

КРАЗ-260

5000,00

54,00

24,05

0,45

КРАЗ-6315

10000,00


39,66


КРАЗ-6316

15000,00


65,39


МАЗ-6317

10000,00


39,66



Рис.3Корреляция расхода топлива автомобиля и его грузоподъёмности.

2.6 Частный показатель качества по запасу хода

Увеличение запас хода автомобиля явно повышает качество автомобиля, потому что увеличивает глубину решаемых задач, а так же время в пути без дозаправки, поэтому значения максимальной скорости, лежащие над линией тренда следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi уже необходимо пользоваться формулой.

Таблица

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Запас хода, км

Относительный показатель качества



фактический

базовый


УАЗ-3151

800

480

557,2603

0,861357

ГАЗ-66

2000

660

674,14

0,979025

ГАЗ-3301

2500

1300

706,1354

1,841007

ЗИЛ-131

3500

660

757,2746

0,871546

ЗИЛ-4334

4000

1100

778,5815

1,412826

УРАЛ-4320

5000

600

815,5339

0,735714

УРАЛ-5323

9000

840

921,4836

0,911573

КамАЗ 4310

6000

530

847,0243

0,62572

КамАЗ-6320

9000

1390

921,4836

1,508437

КРАЗ-260

5000

610

815,5339

0,747976

КРАЗ-6315

10000

1000

941,881

1,061705

КРАЗ-6316

15000

1000

1024,679

0,975915

МАЗ-6317

10000

1000

941,881

1,061705


Рис.6. Корреляция запаса хода автомобиля и его грузоподъёмности.

2.7 Частный показатель качества по радиусу поворота

Увеличение радиуса поворота ведёт к снижению маневренности автомобиля, следовательно, все значения радиуса поворота на рис. 7, лежащие выше линии тренда, ухудшают качество автомобиля, а лежащие ниже - улучшают его качество. Поэтому в данном случае для определения частного показателя качества qi следует воспользоваться формулой (3).

Таблица

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Радиус поворота, м

Относительный показатель качества



Фактический

Базовый


УАЗ-3151

800

7

7,306452

1,043779

ГАЗ-66

2000

10

9,271947

0,927195

ГАЗ-3301

2500

10

9,825791

0,982579

ЗИЛ-131

3500

10,8

10,7241

0,992972

ЗИЛ-4334

4000

10,8

11,10296

1,028052

УРАЛ-4320

5000

11,4

11,76618

1,032121

КамАЗ 4310

6000

11,2

12,33737

1,101551

КРАЗ-260

5000

13,5

11,76618

0,871569

КРАЗ-6315

10000

-

14,08974


КРАЗ-6316

15000

-

15,65622


МАЗ-6317

10000

-

14,08974



Рис.7. Корреляция радиуса поворота автомобиля и его грузоподъёмности.

2.8 Частный показатель качества по глубине преодолеваемого брода

Увеличение глубины брода, преодолеваемого автомобилем, повышает его качество, потому что расширяет ареал применения машины, поэтому значения глубины брода, лежащие над линией тренда (рис. 8) следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi необходимо пользоваться формулой (2).

Таблица

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Глубина брода, м

Относительный показатель качества

 

 

Фактическая

Базовая

 

УАЗ-3151

800,00

0,70

0,72

0,98

ГАЗ-66

2000,00

0,80

0,97

0,82

ГАЗ-3301

2500,00

1,20

1,04

1,15

ЗИЛ-131

3500,00

1,40

1,17

1,20

ЗИЛ-4334

4000,00

1,40

1,22

1,15

УРАЛ-4320

5000,00

1,50

1,31

1,14

УРАЛ-5323

9000,00

1,50

1,59

0,94

КамАЗ 4310

6000,00

1,40

1,39

1,00

КамАЗ-6320

9000,00

1,50

1,59

0,94

КРАЗ-260

5000,00

1,20

1,31

0,91

КРАЗ-6315

10000,00


1,65


КРАЗ-6316

15000,00


1,89


МАЗ-6317

10000,00


1,65



Рис.8. Корреляция глубины брода, преодолеваемого автомобилем и его грузоподъёмности.

2.9 Частный показатель качества по клиренсу

Увеличение клиренса автомобиля повышает его качество, потому что так же расширяет ареал применения машины, поэтому значения клиренса, лежащие над линией тренда (рис. 9) следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi необходимо пользоваться формулой (2).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Клиренс, мм

Относительный показатель качества

 

 

Фактический

Базовый

 

УАЗ-3151

800

300

298,5771

1,004766

ГАЗ-66

2000

323,6497

0,973275

ГАЗ-3301

2500

325

330,0679

0,984646

ЗИЛ-131

3500

330

339,9872

0,970625

ЗИЛ-4334

4000

330

344,0058

0,959286

УРАЛ-4320

5000

400

350,8277

1,140161

УРАЛ-5323

9000

400

369,4519

1,082685

КамАЗ 4310

6000

365

356,5019

1,023837

КамАЗ-6320

9000

365

369,4519

0,98795

КРАЗ-260

5000

370

350,8277

1,054649

КРАЗ-6315

10000

370

372,8933

0,992241

КРАЗ-6316

15000

370

386,4387

0,957461

МАЗ-6317

10000

355

372,8933

0,952015


Рис.9. Корреляция клиренса автомобиля и его грузоподъёмности.

2.10 Частный показатель качества по тяговому усилию лебёдки

Увеличение тягового усилия на лебёдке автомобиля повышает его качество, потому что увеличивает проходимость машины, поэтому значения тягового усилия на лебёдке, лежащие над линией тренда (рис. 10) следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi необходимо пользоваться формулой (2).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Тяговое усилие на лебёдке, кгс

Относительный показатель качества



Фактическое

Базовое


ГАЗ-66

2000

3500

3338,086

1,048505

ГАЗ-3301

2500

3500

3910,88

0,894939

ЗИЛ-131

3500

4500

4965,713

0,906214

УРАЛ-4320

5000

7000

6396,104

1,094416

КамАЗ 4310

6000

5000

7279,649

0,686846

КРАЗ-260

5000

10000

6396,104

1,563452

КРАЗ-6315

10000


10460,6


КРАЗ-6316

15000


13948,53


МАЗ-6317

10000


10460,6



Рис.10. Корреляция тягового усилия на лебёдке автомобиля и его грузоподъёмности.

2.11 Частный показатель качества по массе буксируемого прицепа

Увеличение массы буксируемого прицепа автомобиля повышает его качество, так как увеличивает объём грузоперевозок, следовательно значения массы буксируемого прицепа, лежащие над линией тренда (рис. 11) следует считать улучшающими качество автомобиля, а лежащие под этой линией ухудшающими его. Следовательно, в этом случае для определения частного показателя качества qi необходимо пользоваться формулой (2).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Масса буксируемого прицепа, кг

Относительный показатель качества



Фактическая

Базовая


УАЗ-3151

800

850

918,139

0,925786

ГАЗ-66

2000

2000

2367,114

0,844911

ГАЗ-3301

2500

3000

2981,161

1,006319

ЗИЛ-131

3500

4000

4221,078

0,947625

ЗИЛ-4334

4000

5000

4845,781

1,031825

УРАЛ-4320

5000

7000

6102,812

1,147012

УРАЛ-5323

9000

10000

11204,17

0,892525

КамАЗ 4310

6000

7000

7368,375

0,950006

КамАЗ-6320

9000

10000

11204,17

0,892525

КРАЗ-260

5000

10000

6102,812

1,638589

КРАЗ-6315

10000

12000

12493,23

0,960521

КРАЗ-6316

15000

15000

18996,89

0,789603

МАЗ-6317

10000

15000

12493,23

1,200651


Рис.11. Корреляция массы прицепа, буксируемого автомобилем, и его грузоподъёмности.

.12 Частный показатель качества по высоте машины

Увеличение высоты автомобиля ведёт к снижению его маскирующих свойств и увеличению вероятности его поражения, следовательно, все значения высоты машины на рис. 12, лежащие выше линии тренда, ухудшают качество автомобиля, а лежащие ниже - улучшают его качество. Значит в данном случае для определения частного показателя качества qi следует воспользоваться формулой (3).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Высота, мм

Относительный показатель качества



Фактическая

Базовая


УАЗ-3151

800

1960

2138,345

1,090992

ГАЗ-66

2000

2520

2541,962

1,008715

ГАЗ-3301

2500

2830

2651,283

0,936849

ЗИЛ-131

3500

2975

2825,078

0,949606

ЗИЛ-4334

4000

3175

2897,167

0,912493

УРАЛ-4320

5000

2870

3021,763

1,052879

УРАЛ-5323

9000

3005

3376,217

1,123533

КамАЗ 4310

6000

3200

3127,533

0,977354

КамАЗ-6320

9000

3250

3376,217

1,038836

КРАЗ-260

5000

3230

3021,763

0,93553

КРАЗ-6315

10000

3310

3444,013

1,040487

КРАЗ-6316

15000

-

3717,861


МАЗ-6317

10000

3600

3444,013

0,95667


Рис.12. Корреляция высоты автомобиля и его грузоподъёмности.

2.13 Частный показатель качества по площади боковой поверхности

Увеличение по площади боковой поверхности автомобиля так же ведёт к снижению его маскирующих свойств и увеличению вероятности его поражения, следовательно, все значения площади боковой поверхности машины на рис. 12, лежащие выше линии тренда, ухудшают качество автомобиля, а лежащие ниже - улучшают его качество. Значит в данном случае для определения частного показателя качества qi следует воспользоваться формулой (3).

Марка машины.

Грузоподъёмность, кг

Боковая поверхность, м2

Относительный показатель качества



Фактическая

Базовая


УАЗ-3151

800,00

7,89

9,01

1,141556

ГАЗ-66

2000

14,25

14,29

1,002877

ГАЗ-3301

2500

17,06

15,99

0,937173

ЗИЛ-131

3500

20,94

18,95

0,904716

ЗИЛ-4334

4000

22,63

20,27

0,895673

УРАЛ-4320

5000

21,11

22,68

1,07443

УРАЛ-5323

9000

24,93

30,50

1,223599

КамАЗ 4310

6000

25,26

24,86

0,984119

КамАЗ-6320

9000

30,03

30,50

1,015651

КРАЗ-260

5000

29,17

22,68

0,777593

КРАЗ-6315

10000

29,71

32,16

1,082678

КРАЗ-6316

15000


39,46


МАЗ-6317

10000

33,86

32,16

0,949949


Рис.13. Корреляция боковой поверхности автомобиля и его грузоподъёмности.

3. Обобщённый показатель качества (ОПК)

3.1 Общие требования к ОПК и его особенности

К обобщённому показателю качества предъявляются следующие требования:

)        ОПК должен быть основан на объективных данных;

)        учитывать влияние всех известных качеств;

)        выражаться в численном виде;

)        вычисление ОПК должно производиться на базе наиболее значимых частных показателей качества.

.2 Методические основы вычисления ОПК

Согласно требованиям и положениям, установленным в стандартах (ГОСТ 15467-79) при оценке потребительских свойств и показателей качества товара применяют две группы методов определения коэффициентов весомости:

) Аналитические методы определения весомости (к этим методам относятся метод регрессионных зависимостей, метод эквивалентных отношений)

) Экспертные методы определения весомости (к данным методам оценки качества относятся метод предпочтения (или оценивания), метод ранжирования, метод попарного сравнения, метод последовательных сопоставлений).

Метод предпочтения применяют, если число показателей, входящих в групповой показатель более высокого уровня не превышает четырех. При оценивании самому значимому качественному показателю эксперт назначает коэффициент весомости, равный единице, а коэффициенты весомости остальных определяют в соответствии с их значимостью по сравнению с первым.

Ранжирование - данный метод применяют при необходимости снижения трудоемкости операций, выполняемых экспертами, и в том случае если процедура оценивания вызывает у экспертов затруднения. Ранжирование используется также для разделения показателей на группы в соответствии с их значимостью. При ранжировании целесообразно, чтобы число показателей не превышало 10, при этом ранг 1 присваивается самому значимому показателю, ранг 2 следующему по значимости осуществляется путем математической обработки.

Парное сравнение - данный метод исходя из требований трудоемкости, рекомендуется применять исключительно при определении коэффициентов весомости показателей, число которых не превышает 20. При этом из попарно сравниваемых качественных показателей выбирается наиболее значимый.

Последовательное сравнение - данный метод оценки - это самая трудоемкая из указанных выше оценочных процедур, но которая и позволяет получить наиболее достоверные и наиболее реальные результаты. Она включает в себя процедуры ранжирования (или парного сравнения) и оценивания.

В данной работ е проведено исследование возможности ранжирования ряда армейских автомобилей по уровню качества на основе их тактико-технических характеристик, посредством использования обобщённого показателя качества совместно с регрессионным анализом их характеристик, с использованием метода экспертных оценок параметров весомости частных относительных показателей качества обследуемых автомобилей.

Для определения показателей весомости признаков mi была разработана анкета (Таблица С) с перечислением признаков, степень влияния (весомость) которых на общее качество изделия необходимо оценить.

Таблица

Показатель

Оценка

 

Мощность двигателя

 

Удельная мощность

 

Максимальная скорость

 

Расход горючего, л/100 км

 

Запас хода

 

Радиус поворота

 

Глубина брода

 

Дорожный просвет (клиренс)

 

Тяговое усилие лебёдки

 

Масса буксируемого прицепа

 

Высота машины

 

Площадь боковой поверхности

 

Ф.И.О.эксперта

 


Анкета была роздана шести специалистам с просьбой оценить по десятибалльной системе влияние каждого конкретного признака на качество изделия, как представлено выше. После возвращения анкет от экспертов для каждой анкеты вычислялась средняя оценка по всем признакам, и делением фактических оценок на полученную среднюю вычислялись относительные показатели весомости каждого конкретного эксперта. На основе шести показателей весомости каждого признака вычислялось их среднее значение. Полученные показатели весомости признаков представлены в таблице 14 и на диаграмме рис. 14. В таблицу включено также среднее значение весомости всех признаков mi для всего их диапазона. Близкое к единице значение этой величины свидетельствует о несмещённости всего интервала показателей весомости.

Показатели весомости влияния ТТХ на качество армейских автомобилей

Показатели

mi

Показатели

mi

Собственная масса

1,38

Глубина брода

1,05

Мощность двигателя

1,35

Дорожный просвет (клиренс)

0,93

Удельная мощность

0,74

Тяговое усилие лебёдки

0,81

Максимальная скорость

1,19

Масса буксируемого прицепа

0,83

Расход горючего, л/100 км

1,38

Высота машины

0,88

Запас хода

1,11

Площадь боковой поверхности

0,66

Радиус поворота

1,06

 


Рис. 14. Показатели весомости.

3.3 Рандомизация образцов АТ на базе ОПК

Перемножением частных показателей качества по формуле (1) вычисляется ОПК.

Результаты обследования представлены на диаграмме (рис. 15) и в табл. 15. Бросается в глаза широкий диапазон изменения ОПК (0,15…2,07), причём качество явно выше среднего демонстрируют всего только 3 автомобиля (в табл. 15 выделены жирным шрифтом) из тринадцати обследованных. У пяти марок машин показатель качества оказался даже ниже 0,50. Эти машины, на наш взгляд, требуют скорейшей замены современными образцами автомобилей. В группу высококачественных автомобилей не вошли как малотоннажные машины, так и машины высокой грузоподъёмности. При этом наблюдается явная тенденция к снижению качества машин с ростом грузоподъёмности автомобилей.

автомобильный техника качество армейский

Ранжирование обследованного ряда армейских автомобилей по уровню их качества.

Марка автомобиля

ОПК

УАЗ-3151

2,06688737

ГАЗ-3301

2,0455103

МАЗ-6317

1,8671346

КамАЗ-6320

1,36158204

КРАЗ-6316

1,12794969

ЗИЛ-4334

1,12766618

КРАЗ-6315

1,03743406

УРАЛ-5323

0,97343295

УРАЛ-4320

0,49848172

КРАЗ-260

0,35961547

КамАЗ 4310

0,18727146

ГАЗ-66

0,16262185

ЗИЛ-131

0,14772436


Рис. 15. Обобщённые показатели качества обследованных автомобилей.

Совершенствования образцов должно производиться посредством увеличения значения частных показателей качества. И наиболее интересными из них являются те, где наблюдается наибольший разброс значений номинальных показателей от линии тренда и наименьший коэффициент корреляции.

Таким примером может служить частный показатель качества по расходу топлива на 100 км. Большой разброс от линии тренда свидетельствует о больших резервах совершенствования узлов и агрегатов машины, отвечающих за данную характеристику, например силовая установка.

4. Экономическая часть

4.1 Показатели военно-экономической эффективности ОПК

Экономический анализ сводится к определению:

. экономического эффекта, получаемого от внедрения данной методики нахождения ОПК в производство и на рынок;

. направлений дальнейшего совершенствования техники;

. перераспределения экономических потоков, направленных на увеличение качества образцов как внутри производства, так и в процессе эксплуатации.

Экономическое обоснование должно вестись на основе качественного и количественного анализа и сравнением частных и общих экономических показателей конструкции с аналогичными показателями существующих конструкций.

Поэтому показатели военно-экономической эффективности ОПК целесообразно рассматривать в следующих ситуациях:

А) Заводу-изготовителю необходимо убедить потенциального потребителя-покупателя, в частности Министерство Обороны, в том, что качество предлагаемой ими продукции полностью отвечает его запросам и вполне конкурентоспособно (при предложенной цене), и вынудить его принять решение о закупке.

Б) Министерству Обороны необходимо выбрать один из образцов техники одного класса, предлагаемых разными поставщиками, оптимальный по соотношению цены и качества, и принять решение о закупке (например, при конкурсных торгах или тендерах).

Если построить график зависимости цены образцов от их ОПК с применением линии тренда, то в этом случае наглядно видно насколько отличается цена данного образца от цены базового образца того же уровня. Так же, если цену разделить на ОПК, то получится цена единицы качества. И в этом случае выражение "соотношение цены и качества",уже не носит абстрактный характер, а приобретает объективное численное выражение.

В) Поставщику (заводу-изготовителю) необходимо сравнить качество своей продукции с качеством аналогичной продукции, присутствующей на мировом рынке, прежде всего, предлагаемой конкурентами. На основе этой информации могут быть приняты решения, касающиеся разных аспектов его деятельности, в том числе о целесообразности и о возможности улучшений.

Г) Некая независимая организация проводит общенациональный, региональный или отраслевой конкурс качества продукции, по итогам которого принимается решение о номинации той или иной продукции.

Обобщённый показатель качества помогает определиться с выбором наиболее качественного образца АТ, а следовательно и надёжного, эксплуатация и хранение которого требует меньшего расхода материалов и ГСМ, что в свою очередь ведёт к увеличению экономии денежных средств.

5. Охрана труда, пожарная безопасность и охрана окружающей среды

5.1 Требования охраны труда и техники безопасности при эксплуатации АТ

Требования безопасности труда в парках предусматривают содержание в полном порядке помещений и рабочих мест, где выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту машин.

Полы в помещениях должны быть ровными. Все углубления, сделанные в полу, должны быть надежно закрыты щитками или решетками. Горючее или смазочные материалы, попавшие случайно на пол, следует немедленно убирать с помощью опилок или песка. Помещения и рабочие места должны хорошо освещаться. Все выступающие вращающиеся или движущиеся детали станков или трансмиссий должны быть окрашены в яркие цвета и иметь надежное ограждение. Не допускается загромождение проходов оборудованием или машинами.

При подъеме машины части ее с помощью подъемников или домкратов необходимо страховать поднятую машину специальными подставками или козлами. Не допускается одновременное снятие всех колес с вывешенного автомобиля. Работать под машиной можно только тогда, когда она надежно установлена и закреплена на смотровой канаве или подъемнике.

Перед использованием подъемных механизмов необходимо проверять их исправность и наличие табличек с указанием допустимой грузоподъемности и даты испытаний. Рукоятки управления подъемниками должны быть за специальным ограждением, чтобы случайные лица не смогли опустить поднятую машину во время работы. Перед опусканием поднятой машины или съездом со смотровой канавы необходимо убедиться в отсутствии людей под машиной или на пути ее движения.

Во время работы необходимо пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями. Запрещается складывать инструмент, оборудование и снятые с машины детали на подножки, раму, а также края осмотровой канавы, чтобы не допустить падения их на работающих внизу людей-

Во избежание пуска двигателя посторонним лицом необходимо на щитке приборов и на двигателе вешать таблички с надписью "Двигатель не пускать - работают люди".

Помещения, в которых работают двигатели, должны иметь принудительную вентиляцию. Нельзя допускать длительную работу двигателей в производственных помещениях. Если в помещении ощущается запах отработавших газов или паров горючего, а приточно-вытяжная вентиляция не работает или отсутствует, необходимо все работы прекратить, удалить из помещений личный состав и тщательно проветрить помещение.

Перед использованием электрифицированных инструментов, оборудования и приборов (электродрелей, солидолонагнетателей, переносных ламп) необходимо проверить состояние токоподводящих кабелей, штепсельных разъемов и наличие заземления корпуса инструмента или оборудования. Разрешается пользоваться переносными лампами с напряжением в сети не более 36 В, а при работе в смотровых канавах - не более 12 В.

Перед использованием компрессорных установок и другого оборудования, работающего под давлением (баллонов с газом, вулканизационного оборудования), необходимо проверить работу предохранительных устройств и наличие паспортов, выдаваемых инспекцией Гостехнадзора.

Скорость передвижения машин по территории парка-до 10 км/ч, а в производственных помещениях - до 5 км/ч.

Личный состав ПТОР и водители, привлекаемые к техническому обслуживанию и ремонту машин, должны допускаться к самостоятельной работе только после обучения безопасным приемам труда путем вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте. В дальнейшем со всеми специалистами проводятся повседневный инструктаж, периодический повторный инструктаж (раз в три месяца), а в случае нарушения работающим требований безопасности - внеплановый инструктаж.

Инструктаж личного состава (кроме повседневного) должен быть зафиксирован записями в журналы инструктажа по технике безопасности.

Командир отделения должен:

хорошо знать содержание требований безопасности при работе в парке, инструктировать перед началом работ подчиненных водителей и контролировать соблюдение ими требований безопасности при техническом обслуживании машин;

руководить работами по установке и креплению машины на посту технического обслуживания;

не допускать обслуживания машин с работающими двигателями, кроме случаев регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов;

запрещать водителям работать неисправным или замасленным инструментом, а также наращивать ключи отрезками труб и другими рычагами;

не допускать мытья рук и деталей этилированным бензином, засасывания ртом через шланг горючего, тормозных и других ядовитых технических жидкостей для их переливания из одной емкости в другую.

5.2 Организационно-технические мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность при эксплуатации АТ

В целях обеспечения пожарной безопасности необходимо своевременно проверять исправность и заправку баллонов ППО и огнетушителей.

Запрещается:

пользоваться открытым пламенем во время заправки машин ГСМ, при проверке уровня масла и осмотрах машин;

подогревать агрегаты открытым пламенем, хранить в машине промасленные или смоченные ГСМ обтирочные материалы;

оставлять без наблюдения приведенный в действие подогреватель.

При возникновении пожара снаружи машины, немедленно выключить нагнетатель ФВУ: нажать кнопку "СТОП" ФВУ на щитке механика-водителя.

Транспортировку и хранение заряженных баллонов производить в вертикальном положении.

Запрещается устанавливать в машины ППО, в которых:

просрочен срок проверки котлонадзором;

поврежден корпус баллона (трещины, наличие коррозии, заметно изменение формы баллона);

повреждена головка (наличие коррозии, отсутствует стопорение пробойника, вмятины и задиры на резьбе);

в баллоне, заряженном хладоном 13В1, при внезапном раскрытии затвора, вследствие высокого давления, возникает большая реактивная сила, что может привести к несчастному случаю, т.к. человек не может удержать разряжающийся баллон.

Категорически запрещается:

1.   производить разрядку баллонов без надежного их закрепления;

2.      бросать и ронять баллоны с хладоном 13В1, ударять по заряженному баллону и наносить удары баллоном по чему-либо;

.        баллоны не должны подвергаться воздействию теплового излучения от отопителей, открытого пламени, лучей солнца и т.д.

Запрещается хранить в одном помещении баллоны с кислородом и баллоны с горючими газами. Они должны храниться в раздельных помещениях или под навесами, защищенными от источников тепла (отопительных приборов, солнечных лучей и т. п.).

Печное отопление в помещениях для хранения баллонов с газами не допускается.

Запрещается использовать для производственных и складских нужд чердачные помещения. Двери и люки, ведущие на чердаки, должны быть заперты; ключи необходимо хранить в определенном охраняемом месте.

Разводить костры на территории парков запрещается.

В местах стоянок машин должны быть тросы для эвакуации машин в случае пожара.

На стоянках машин во избежание пожара запрещается;

- хранить горючее (кроме топлива в баках и бочках машин) и порожнюю тару;

- держать машины с открытыми горловинами топливных баков;

- мыть и протирать бензином, керосином и другими горючими жидкостями машины, агрегаты и детали, а также руки и одежду;

пользоваться открытым огнем, курить и производить сварочные работы;

хранить обтирочный материал.

В производственных палатках и помещениях для ремонта и обслуживания машин запрещается:

- устанавливать машины с течью топлива из бака без предварительного слива топлива; ремонтировать с разборкой узлов и агрегатов машины с баками, наполненными топливом, и с картерами, наполненными маслом;

хранить в общих кладовых краски, лаки, кислоты и карбид кальция (краски и лаки должны содержаться отдельно , от кислот и карбида кальция).

Запас легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, необходимый для сменной работы, следует хранить в небьющейся, плотно закрытой посуде, которая должна стоять в металлических плотно закрывающихся ящиках.

Наполнять посуду и прибору огнеопасными материалами (бензином, керосином, маслами и др.) следует вне рабочих помещений, в специально отведенных местах.

Для предотвращения пожара на машинах запрещается:

- допускать скопление на двигателе и под ним грязи, смешанной с топливом и маслом;

оставлять в машинах загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы (ветошь, паклю, бумагу);

курить вблизи приборов системы питания двигателя и топливных баков;

пользоваться открытым огнем (спичками, свечами, лучинами и т. п.) при, определении и устранении неисправностей механизмов;

подогревать двигатель непосредственно открытым пламенем (паяльными лампами и т. п.);

пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита в аккумуляторной батарее.

По окончании рабочего дня и после выхода машин из ремонта и обслуживания следует убирать из помещений мусор, отходы и т. п/Разлитое масло или топливо нужно немедленно удалять с помощью песка или опилок.

Во всех помещениях для стоянки, обслуживания и ремонта машин запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива, смазочных и других горючих материалов.

5.3 Охрана окружающей среды

В Вооруженных Силах РФ создается единая система защиты от различных факторов поражения, а так же от вредных и опасных факторов окружающей среды антропогенного и природного характера и обеспечения экологической безопасности войск.

В целях защиты войск от вредных и опасных факторов антропогенного и природного характера и обеспечения экологической безопасности повседневной деятельности войск необходимо проведение целого комплекса мероприятий, объединенного единством цели, спецификой методов и способов решения задач, требования по эффективному управлению ими.

Комплекс мероприятий, проводимых с целью обеспечения экологической безопасности войск в мирное время, называется комплексной экологической защитой.

Признаками комплексного характера экологической защиты войск является следующие:

-    защита осуществляется от всех видов экологических загрязнений окружающей среды;

-       защита осуществляется на всех этапах создания и эксплуатации вооружения и военной техники, формирования, размещения частей, их повседневной деятельности;

-       защита осуществляется от неблагоприятного воздействия экологических факторов, возникающих в результате повседневной деятельности войск, промышленных объектов в районе дислокации и трансграничного переноса экологических загрязнений;

-       защита осуществляется силами и средствами войск, промышленных, конструкторских, научно-исследовательских организаций.

Система мероприятий комплексной экологической защиты с учетом путей решения задач, привлекаемых сил и средств, способов решения может быть представлена в виде совокупности четырех подсистем: технической (конструкционный), эксплуатационной, структурно и войсковой.

Техническая (конструкционная) подсистема экологической защиты направлена на создание образцов вооружения и военной техники, сооружений и других военных объектов, в конструкции и принципах, функционирования которых заложено свойство экологичности.

Цель технической (конструкционной) защиты достигается:

-    использованием экологичных источников энергии (топлив) и материалов, их рациональным расходованием;

-       минимизацией выброса в окружающую среду вредных веществ, при оптимальных режимах функционирования изделий;

-       использованием в конструкции объектов и образцов вооружения, в комплексе технических сооружений систем очистки выбросов и экранирование энергетических полей;

-       разработкой конструкции изделий и их элементов с учетом возможности и удобства утилизации отработавшей техники;

-       экологической экспертизой проектов и опытных образцов изделий.

Эксплуатационная подсистема экологической защиты направлена на снижение загрязнения окружающей среды в процессе эксплуатации вооружения и военной техники при повседневной деятельности войск, утилизации и ликвидации вооружения и техники. Цель защиты достигается: оптимизацией функционирования систем очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники; экранированием источников энергетических полей; уменьшением шумов и вибраций; оборудованием санитарно защитных зон вокруг военных объектов; обеспечением радиационной безопасности, при эксплуатации источников ионизирующего излучения и авариях на радиационно-опасных объектах; снижением токсичности выбросов двигателей внутреннего сгорания за счет правильного и своевременного технического обслуживания, использованием современных средств нейтрализации; соблюдением мер экологической безопасности при утилизации и ликвидации образцов вооружения и техники; прогнозированием экологических последствий технологических операций.

Подсистема структурной экологической защиты направлена на снижение экологического ущерба за счет учета экологических ограничений и условий, определяемых различными региональными ведомственными и федеральными органами. Цель этой подсистемы защиты достигается экологически целесообразным выборов районов дислоцирования частей и мест расположения позиций; рациональной планировкой позиций и городков, созданием и соблюдением правил санитарно-защитных зон; уходом за лесонасаждениями и озеленением в районе позиций и жилых городках; сохранением лесов, водных источников и их обитателей, заказников и заповедников; рациональным использованием отчужденных земель, природных зон и дорожной сети общего назначения; проведением специальных профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, снижающих вредное влияние местных условий на здоровье военнослужащих.

Подсистема войсковой экологической защиты осуществляется силами и средствами войск. Она направлена на снижение экологических последствий повседневной деятельности войск и защиту их от вредных и опасных факторов и включает в себя следующую группу мероприятий; контроль и оценку экологической обстановки в районе дислокации (позиционном районе) и боевой подготовки; защиту от источников экологического загрязнения, имеющихся в регионе; соблюдением мер экологической защиты в ходе боевой подготовки и несения боевого дежурства; материально-технические и хозяйственно-бытовые мероприятия; соблюдение мероприятий экологической защиты в условиях аварий и стихийных бедствий, при утилизации и ликвидации отходов вооружения и военной техники; экологическое обучение и воспитание личного состава.

Защита от загрязнений, возникающих от источников, не принадлежащих соединению, но расположенных в регионе, осуществляется с целью снизить загрязненность района дислокации (позиционного района) или за пределами на расстоянии до 30км и ее вредное воздействие на личный состав, вооружение и военную технику. Защита достигается целесообразным выбором мест размещения части (подразделения) и ее позиции (позиционных районов), мест водопользования и источников воды; тесным взаимодействие с природоохранными и экологическими органами администрации региона и местных органов власти, органами управления промышленных, сельскохозяйственных и строительных предприятий; своевременным и обоснованным предъявлением требований и штрафных санкций к региональным нарушителям природоохранного законодательства за причиненные убытки; своевременным предупреждением личного состава и населения жилых городков о выбросах (сбросах), превышающих предельно допустимые значения, и регламентацией жизнедеятельности личного состава в сложившейся экологической обстановке; проведением комплекса социальных и медицинских мер, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья людей, и возмещение причиненного ущерба.

Соблюдение мер экологической защиты в ходе боевой подготовки и боевого дежурства направлено на защиту здоровья людей, снижение загрязнений окружающей среды, исключение разрушения экосистем при проведении занятий на технике, учений на местности, при использовании вооружения и технических систем на боевых постах (позициях) в ходе боевого дежурства.

В ходе боевой подготовки и несения боевого дежурства основными источниками загрязнения в местах их функционирования являются различные образцы оружия (самолеты и вертолеты, ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, артиллерийские системы, бронетанковая техника); радиотехнические системы различного назначения, системы энергоснабжения, вычислительные центры; машины инженерного вооружения, вооружения и средств РХБ защиты, автотракторная и другая техника; средства технического обеспечении и обслуживания, расположенные на технических позициях (в технических зонах); склады и заправочные станции ГСМ; автопарки и другие объекты, а также личный состав. Источники загрязнения могут располагаться на стационарных и временных (полевых) позициях, маршрутах движения, районов сосредоточения, места сбора, выжидательных позициях, учебных позициях и в учебных районах (районах учений).

Выводы

Выполненная работа позволяет сделать следующие выводы :

.        ОПК в том виде, в котором он предлагается в РД 50-149-79 не обеспечивает возможности сравнения разноразмерной продукции ряда однотипных изделий по номинальным показателям. Применение же ОПК совместно с регрессионным анализом - позволяет это сделать.

.        Данная методика имеет возможность расширения на новые показатели качества и новые образцы при появлении новых данных (эксплуатационные характеристики и т. п.), в том числе и финансовых затрат при эксплуатации образцов.

.        Описанная методика применима практически для любого ряда однотипных изделий.

.        ОПК может применяться и в качестве объективного экономического показателя соотношения "цена-качество".

Перечень используемой литературы

1             Конструкции боевых колёсных машин и многоцелевых армейских автомобилей. часть 1 - Особенности конструкции трансмиссий боевых колёсных машин и армейских автомобилей / Коллектив авторов: С. И. Беспалов, Д.А. Антонов, В.П. Лазоренко, В.Д. Тимофеев. - М.: Изд-во Министерства обороны РФ, 1996. - 222с.

1. Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции РД 50-149-79. М.: Изд-во стандартов, 1979.

2. ГОСТ 22732-77.

3. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул: Учеб. пособие для втузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 139 с.

4. www.avtopark.ru

5. Ефим Тавер. Метод обобщенной количественной оценки качества продукции.

Похожие работы на - Военный транспорт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!