Реформы Мухаммеда Али в Египте

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформы Мухаммеда Али в Египте

Введение

Актуальность исследования. Первая половина XIX в. вошла в историю Египта как эпоха правления Мухаммеда Али. Внутренняя и внешняя политика этого государственного деятеля была направлена на борьбу за вывод Египта из состава Турции, а так же создание новой арабо-мусульманской империи, которая включала бы обширные территории и на равных с европейскими державами участвовала в мировых политических и экономических процессах. Для этого египетскому паше необходимо было грамотно спланировать свою политику, чтобы вывести страну из кризиса. Многие идеи Мухаммеда Али в области политики получили применение и в наше время. Современный Египет активно сотрудничает с западными странами и с Россией. На современном этапе развития активизации внешнеэкономических связей по-прежнему является одним из наиболее приоритетных направлений в системе преобразований и реформ, проводимых в Египте, что зародилось еще со времен Мухаммеда Али. Столь большое внимание, уделяемое этой проблеме, связано с тем, что такие составляющие внешнеэкономической деятельности, как внешние заимствования, иностранная экономическая и финансовая помощь, товарооборот с другими государствами и иностранные инвестиции, - во многом определяют состояние экономики этого государства.

Объект исследования. Внутренняя политика Египта в XIX веке.

Предмет исследования. Реформы Мухаммеда Али в Египте.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Османского Египта, в изучаемый период.

Хронологические рамки работы охватывают 1805-1848 год. Начальная дата - 1805 год - является временем прихода к власти Мухаммеда Али. 1848 год - последний год правления Мухаммеда Али. Это позволяет проследить за всей политической деятельностью Мухаммеда Али, проводимой им в годы правления.

Цель работы. Проанализировать реформы Мухаммеда Али в Египте и их влияние на дальнейшее развитие государства.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

·определить причины прихода к власти Мухаммеда Али;

·выявить предпосылки реформ в Египте;

·проанализировать реформы Мухаммеда Али, их влияние на развитие Османского Египта.

Методы исследования. Основными методами исследования в работе являются историко-генетический метод - объяснение причины зарождения новой династии, начавшейся с Мухаммеда Али, и просуществовавшей до 1952 года. В исследовании говорится о том, какой вклад сделал именно родоначальник династии - Мухаммед Али.

Также используется сравнительно-исторический метод. Диахронный анализ заключается в том, что идет сравнение современного состояния Египта с Османским Египтом при Мухаммеде Али, какое он влияние оказал на последующее развитие этого государства. Синхронный анализ заключается в сравнении Египта до прихода Мухаммеда Али к власти со временем нахождения его во главе этой страны.

Историография проблемы. Данная тема анализируется у различных авторов. Все же при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики реформ Мухаммеда Али в Египте и его внешней политики. В написании данной работы использовались различные исследования. Д.Ж. Тойнби в своей работе дает оценку действиям Мухаммеда Али в политической деятельности. Подробно характеризует его реформы. Так же влияние его реформ на внутреннее состояние Египта, на экономическую сферу и социальную.

Ж.В. Петрунина описывает Египет накануне прихода Мухаммеда Али к власти, так же дает оценку состоянию Египта, во время нахождения Наполеона.

Работа М. Хаага построена на основе хронологического принципа. Здесь он дает краткую характеристику событиям, но важно то, что все подтверждается выдержками из документов, воспоминаний путешественников и других исследователей.

В статье К.А. Киселева можно определить деятельность Мухаммеда Али на начальных этапах нахождения у власти. Сам исследователь дает оценку военным походам Мухаммеда Али, выявляя их причину и характер, а также он систематизирует направление деятельности египетского паши период с 1811-1818 год.

Работа А.В. Коротаева содержит в себе статистику демографического состояния Египта, а также вклады политических деятелей, в проводимой ими политике. Здесь можно посмотреть некоторые данные, касающиеся статистики, что позволит эффективнее проанализировать деятельность египетского правителя.

Исследование Ж.В. Петруниной позволяет оценить состояние Египта во время правления Мухаммеда Али, а также проследить отношение российской общественности к этому египетскому правителю.

История Востока дает характеристику реформам Мухаммеда Али, общему состоянию Египта на момент правления этого египетского паши, его взаимоотношениям с другими странами. Подобно этому изданию исследование

Новизна исследования. Комплексный анализ реформ Мухаммеда Али и сравнении современного состояния Египта с Египтом времени правления этого египетского паши, чего ранее в других работах этой тематики не было отражено. Так же использованы новые источники и литература, которые не применялись в других исследованиях.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на Международной научно-студенческой конференции 16 апреля 2012 года в городе Новосибирске, заняла III место. Так же на Дне науки 24 апреля 2012 года в Алтайской государственной педагогической академии, заняла III место.

Структура работы. Состоит из введения, одной главы и двух параграфов, построенных по проблемно-хронологическому принципу, заключения и списка литературы и источников.

Глава 1. Начальный этап реформ Мухаммеда Али в Египте 1805 год

.1 Предпосылки и причины прихода к власти Мухаммеда Али

Египет существенно изменился за прошедшие тысячи лет, пережив несколько смутных веков, когда страна постоянно подвергалась иностранным завоеваниям. Однако постепенно египтяне вернули себе национальное самосознание и создали сильное и влиятельное государство. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа по выращиванию национальной идеи, вокруг которой сплотилось египетское общество, и этот период справедливо называют «эпохой Мухаммеда Али» - основателя современного Египта, хотя управлял страной он в XIX веке.

В конце XVIII века Египет выглядел обнищавшим государством. Здесь царила политическая анархия и культурный упадок. Но как бы плохо ни шли дела при мамлюках и турках, они были для египтян единоверцами, и это создавало иллюзию надежной защищенности исламских земель от европейского влияния и превосходства мусульман над неверными. Когда Наполеон высадился в Египте вместе с 40 тысячами солдат, он имел предписание Директории - правительства революционной Франции - содействовать развитию французских торговых интересов в Восточном Средиземноморье, завладеть богатствами Египта и проложить канал через Суэцкий перешеек, чтобы обеспечить «свободное и исключительное владение Красным морем для Французской Республики»2. За этими коммерческими целями стояли политические устремления, центром которых был не Египет, а дела в Европе, где Франция с 1792 года вела захватнические войны. Единственным непобежденным противником являлась Британия, у которой был мощный флот. Директория считала удачным шагом не прямое нападение на Британию, а подрыв британской торговли на Ближнем Востоке и в Индии,

Наполеон во время вторжения в Египет мог заявлять, что французы пришли освободить страну от алчных чужеземных господ, но его прибытие бросило вызов национальной гордости и вере египтян, и они оказали ему отнюдь не радушный приём. По сути, сама французская оккупация, которая продлилась всего три года, мало повлияло на жизнь самих египтян. Между ними и французами не было какого-либо культурного взаимодействия, не изменились способы ведения сельского хозяйства, землепользования и налогообложения. Все эти изменения произошли в последующие десятилетия, в правление Мухаммеда Али, который все же активно сотрудничал с Францией, привлекая французских специалистов для более прогрессивного развития Египта.

Реальным следствием авантюры Наполеона стал рост интереса к Египту в Европе. Он стал объектом пристального внимания европейских стратегов и дипломатов. Однако их интересовал не только непосредственный контроль над Египтом, но и непрерывность потока товаров, шедших с Востока, и проблема сохранения Османской империи, распад которой мог иметь непредсказуемые последствия для баланса сил в Европе, если бы Россия, Австро-Венгрия, Франция и Великобритания начали борьбу за её территории. Египет мог сформироваться как сильное государство. Политика западной дипломатии была направлена на поддержание сил этой страны, главную угрозу для которого видели в энергичных действиях египетского правителя Мухаммеда Али.

июля французская армия начинает марш от Александрии к Каиру. Частые нападения на небольшие французские отряды и солдат, отставших от своих частей, являются свидетельствами враждебности местного населения по отношению к французам. 21 июля в битве у Пирамид - в тринадцати километрах от Эмбабы, на территории западной части современного Каира, - армия Наполеона Бонапарта разбивает войска мамлюков. В руках французов

августа в битве на Ниле, британский адмирал Горацио Нельсон наносит поражение французскому флоту, отрезая войска Наполеона от родины.

августа Наполеон создает Египетский институт, набирая его членов из состава Комиссии по наукам и искусствам, в которую входили 167 ученых, математиков, естествоиспытателей, инженеров, арабистов и художников, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Целью создания института было распространение научных знаний в Египте, изучение природных, исторических, экономических реалий страны, публикация результатов исследований и предоставление консультаций по различным вопросам французской администрации в Египте.

В начале сентября Османская империя объявляет войну Франции. Декрет султана, призывающий мусульман оказывать сопротивление французам и обещающий скорое прибытие турецких войск, зачитывается во всех мечетях Каира. 21 октября в Каире раздается призыв к джихаду (священной войне) против французов, назначенного ими военного губернатора убивают. Мятежники собираются вокруг мечети аль-Азхар, французы открывают по ним артиллерийский огонь из цитадели. Восстание удается подавить. Весной 1799 года Наполеон ведет 13 тысяч солдат в Палестину, чтобы не позволить англичанам занять портовые города, но британский флот и местные жители, останавливают его у Акры. В Дельте подавлены два восстания против французов. В июне Наполеон уходит из Палестины в Египет, где становится ясно, что его положение безнадежно из-за господства англичан на море. Армия Наполеона несет тяжелые потери в боях и от болезней.

июля 1799 года Наполеон наносит поражение османским войскам, которых британцы высадили со своих кораблей в Абукире. Передав командование генералу Клеберу, Наполеон 23 августа тайно отплывает из Александрии.

Прибыв в Париж в ноябре, он лишает власти Директорию и объявляет себя Первым консулом - диктатором Франции.

июня 1800 года в Каире сириец-мусульманин убивает генерала Клебера. В начале марта британские войска высаживаются у Абукира и встречают весьма слабое сопротивление со стороны французов, которыми теперь командует генерал Мену. 25 марта к англичанам присоединяются силы турков. В числе последних находится Мухаммед Али. Англичане и турки быстро берут Розетту и двигаются через Дельту. Тем временем еще одна Османская армия входит в Египет со стороны Сирии. Французы, окруженные врагами в охваченном эпидемией чумы Каире, капитулируют 27 июня и соглашаются покинуть Египет. Генералу Мену удается продержаться в Александрии чуть дольше.

Последние французские солдаты садятся на корабли в сентябре. Флот турков стоит в Александрии, а армия - в Каире, однако они оказываются неспособными установить полный контроль над Египтом из-за плохого вооружения и организации войск, а так же все еще сильного влияния мамлюков. В 1803 году выпроводив французов, англичане 11 марта завершают вывод своих войск.

Слабая турецкая армия была неспособна навести порядок в Египте. Здесь царил настоящий хаос после вывода французских и британских войск. Между уцелевшими мамлюками, янычарами и албанцами, во главе которых после убийства их командиров в 1803 году встал Мухаммед Али, началась борьба за власть. При поддержке албанцев Мухаммед Али воспользовался шансом захватить власть. В 1805 году, он заручается поддержкой каирских улемов - мусульманских ученых-законоведов, которые хотели восстановить порядок в Египте. В возрасте примерно тридцати пяти лет он стал полноправным хозяином Каира, заставив турецкого султана признать его османским наместником Египта. Мухаммед Али происходил из Каваллы в Македонии, которая в то время была частью Османской империи, а сейчас - Греции, вместе с группой товарищей, которые присоединились к отряду албанцев. Мухаммеда Али назначили заместителем командира отряда. Был ли Мухаммед Али сам албанцем по национальности, неизвестно; он был светловолосым, сероглазым и хорошо говорил по-гречески, по-албански и по-турецки. Мухаммед Али всегда хранил в тайне свое происхождение. То, что Мухаммед Али родился в Македонии, внесло свой вклад в создание легенды о нем; позднее о нем говорили как о втором Птолемее Сотере, наследнике нового Александра Македонского - Наполеона. Более точной версией является то, что Мухаммед Али являлся ровесником Наполеона. Отец его, мелкий помещик, умер рано, и Мухаммед Али воспитывался у чужих людей. Возмужав, он занялся табачной торговлей, служил жандармом и сборщиком налогов.

В 1769 году город Кавалла должен был выставить отряд в 300 добровольцев для войны в Египте. Помощником его начальника был назначен Мухаммед Али. Проявив храбрость и военные дарования, что было замечено англичанами, он получил повышение и вскоре возглавил все албанские части турецкой армии. На войне Мухаммед Али и присмотрелся к боевым приемам Наполеона, и оценил сделанные последним в Египте преобразования, и стал горячим поклонником будущего императора.

«Мухаммед Али, бесспорно, был великим человеком. Его способ обращения с людьми, неутомимая активность, предпринимательский дух и способность подняться над национальными и религиозными предрассудками справедливо снискали ему славу одного из самых образованных людей и наилучших правителей исламского мира, которые когда-либо занимали египетский престол…».

В это время Мухаммед Али сумел договориться с мамлюками и официально перешел в дом одного из беев, что давало ему возможность не подчиняться приказам османов. Также Али сумел добиться того, что его поддержали богословы - каирские улемы, которые объявили о смещении стамбульского губернатора и назначении Мухаммеда правителем Египта. Губернатор попытался оказать сопротивление, но после того, как Али направил на Цитадель пушки, сдался и покинул Египет. Стамбулу не оставалось ничего, кроме как подтвердить законность назначения Мухаммеда правителем Египта.

Каир с восторгом приветствовал нового владыку, ожидая от него обуздания анархии и восстановления порядка. Отличие прихода Мухаммеда к власти от иных политических переворотов в Египте заключалось в том, что он сделал это руками мусульманской духовной элиты и населения, тогда как армия и мамлюки в отличие от прошлых эпох участия в перевороте не принимали. «Во главе Египта стал человек, равноудаленный как от мамлюков, так и от османов, что свидетельствовало о постепенном изменении баланса политических сил в стране».

Итак, приход Мухаммеда Али к власти произошел вследствие нескольких причин. Большое влияние на его приход оказала внутренняя обстановка Египта на момент начала XIX века. Плохая политическая обстановка в стране привела ко многим восстаниям и невозможности Египта отстаивать свои права на международной арене, что неблагополучно складывалось на его развитии. Но к власти пришел новый государственный деятель, с которого начинается новый этап становления Египта, как нового государства.

.2 Реформы первого этапа правления Мухаммеда Али

Мухаммед Али был поклонником западной цивилизации и посвятил всю свою энергию модернизации страны, поощряя иммиграцию из Европы, особенно из Греции, развивая тесные контакты с Францией, используя иностранный капитал и европейских специалистов для развития Египта, при этом избегая брать на себя долговые обязательства по отношению к другим странам. Он провел серьезные реформы в армии, сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении и попытался провести индустриальную революцию в Египте.

Сразу же после прихода к власти, стремясь использовать передовой опыт западных ученых для развития своей страны, Мухаммед Али внедряет практику образовательных миссий, посылая студентов из Египта в Европу, поначалу в Италию. В этом видна дальновидность политики Мухаммеда Али, т.к. именно заимствование опыта западных стран позволило бы египетскому паше эффективнее модернизировать страну. После устранения от власти стамбульского губернатора Мухаммед Али сосредоточился на борьбе с англичанами и мамлюками, заключившими между собой стратегический союз. Душой и главной движущей силой этого союза был мамлюкский предводитель аль Эльфи, глава мамлюкского дома, противостоящего дому аль Бардиси, с которым Али установил побратимские отношения. Аль Эльфи был очень богатым мамлюком, он контролировал плодородный Фаюмский оазис, породнился с бедуинскими племенами, содержал одиннадцатитысячный мамлюкский корпус и был способен объединить под своими знаменами воинственные бедуинские отряды. Все это делало аль Эльфи самым могущественным военачальником в Египте. Кроме того, его поддерживала и частично финансировала английская разведка. Немного выждав, надеясь на то, что Мухаммед не справится с властью, аль Эльфи объявил о походе на Каир, выбрав в качестве идеи не религиозные разногласия, а национальную программу освобождения «сынов Египта от власти неотесанных турок, евреев и подлых арнаутов (албанцев)»2. Его опора на бедуинов и антитурецки настроенных египтян могла обеспечить победу, если бы он внезапно не умер от сильного желудочного кровотечения на подступах к Каиру. После его смерти в Египте не осталось человека, способного удержать власть над разобщенными бедуинскими племенами, и больше никогда в своей истории бедуины не подчинялись одному лидеру. Смерть аль Эльфи означала конец сопротивления мамлюков, а события марта 1811 года поставили точку в мамлюкской истории Египта. В 1811 году Мухаммед Али приглашает 180 мамлюков на праздничный обед в каирской крепости и приказывает убить их всех на выходе оттуда. За последующие несколько дней по всему Каиру были убиты еще 1000 человек.

«Расправа с мамлюками была необходимой мерой по защите интересов нового правителя от оппозиции и не противоречила нормам политической морали, принятым в мамлюкско-османской среде того времени. Нередко проводят аналогию между истреблением мамлюков и казнью стрельцов в России при Петре I в конце XVII века. Новый губернатор сделал лишь то, что сделали бы с ним убитые им беи, если бы они поменялись политическими ролями. Наряду с очевидными политическими выгодами разгром мамлюков дал Мухаммеду Али необходимый для укрепления своей власти и начала реформ стартовый капитал, который был получен от продажи англичанам захваченных в Верхнем Египте мамлюкских запасов зерна».

Власть Мухаммеда Али теперь не оспаривается нигде, кроме Верхнего Египта.

Расправившись с мамлюками, Мухаммед Али разгромил экспедиционный корпус англичан, а затем принялся за мусульманское духовенство. Он сместил улемов, когда-то способствовавших его приходу к власти, лишил исламское духовенство способности выступать как организованная политическая сила, что позволило ему забрать в государственную казну значительные материальные богатства улемов, с помощью которых Мухаммед Али приступил к возрождению египетской империи со столицей в Каире.

Во время своего правления Мухаммед Али постоянно воевал. Сначала он делал это по приказу османского султана, формально оставаясь вассалом Турции. Так, он стал победителем в аравийской войне, разгромив восстание религиозных подвижников - ваххабитов, последователей религиозного культа Мухаммада ибн абд аль Ваххаба, которые захватили священные мусульманские города Мекку и Медину. Эта победа принесла египетскому правителю большие выгоды. Во-первых, он приобрел репутацию попечителя аравийских пустынь, веками считавшуюся атрибутом власти сильнейшего мусульманского правителя. Он стал героем ислама и получил моральное право обвинить турецкого султана в слабости и неспособности защитить Мекку. Это обвинение привело к расколу турецкой армии на сторонников султана и приверженцев египетского правителя.

Вообще Мухаммед Али в своих военных кампаниях действовал не как вассал султана, а как самостоятельный правитель, решающий собственные задачи. Он неоднократно менял политических союзников как внутри страны, так и на международной арене. «В союзе с мамлюками он боролся против османов, а затем, опираясь на поддержку Стамбула, громил мамлюков; воевал на стороне Англии против французов, а позднее, используя помощь Франции, боролся с англичанами; сражался против арабов Аравии, формально выполняя приказ османского султана, а потом объявил войну самому султану, призвав в союзники арабов Сирии. Быть может, кроме стремления захватить и удержать власть, логику политического поведения Мухаммеда Али могут объяснить слова его современника и политического противника, министра иностранных дел, а позднее премьер-министра Великобритании лорда Пальмерстона о том, что вечных союзников и вечных противников не существует, вечными могут быть только интересы страны»5. К слову, сам лорд не скрывал своего негативного отношения к Али: «Что касается меня, то я ненавижу Мухаммеда Али и считаю не более чем невежественным варваром, которому при помощи коварства, дерзости и природной смекалки удалось организовать успешное восстание... Я считаю его хваленую цивилизацию Египта сущим вздором, и я думаю, что он величайший тиран, угнетатель и виновник народных бедствий». В первой четверти XIX века Мухаммед Али покорил Судан, присоединив его к своим территориям, что превратило Египет в империю; он полностью занял Синайский полуостров, что сделало Красное море внутренним египетским озером; Сирия не один раз также становилась египетской территорией.

Первичный капитал, для проведения реформ, Мухаммед Али получил от продажи конфискованного у мамлюков зерна. Также существенным финансовым подспорьем его реформ стали средства, изъятые у мусульманских богословов. Часть полученных средств была направлена на развитие системы ирригации, чтобы уйти от зависимости ежегодных разливов Нила, которые частенько приносили и засуху, и наводнения. Ирригация же давала возможность получать на тех же землях по два, а то и три урожая в год там, где раньше собирали только один. Новые посевные площади были предназначены для экспортных культур - хлопка, сахарного тростника, индиго, льна. Это было хорошим подспорьем в развитии торговли Египта, соответственно и его экономики.

Аграрная реформа сделала Мухаммеда Али единоличным распорядителем всех сельскохозяйственных земель Египта, прибыль от использования которых поступала целиком в государственную казну. Сюда же попали и религиозные земли, так как Али взял обеспечение мечетей на государственный счет, за что лишил улемов земельной собственности (вакфов). Все сельскохозяйственное производство было переориентировано на экспорт и перешло под жесткий государственный контроль. «Раньше феллах был предоставлен самому себе и трудился около ста пятидесяти дней в году, а остальную часть года, когда земля находилась под водой во время сезонных разливов Нила, он мог заниматься ремеслом, работать по дому или не работать вовсе». При новом режиме крестьянину предписывали, что следует выращивать, когда сеять и снимать урожай, который он должен был продавать только государству, причем по фиксированным ценам. Посевные площади увеличивались, и государство привлекало крестьян к их обработке как принудительно, так и с помощью льготной раздачи их крестьянам, что способствовало оседанию на них кочевников. Торговля была целиком подчинена государственным монополиям. Государство монополизировало «скупку и сбыт таких видов продукции, как пряжа, ткани, платки, селитра, мыло, сода, сахар и других, что давало казне значительную прибыль».

Главное достижение аграрной реформы Мухаммеда Али заключалось в том, что он переориентировал сельское хозяйство Египта с внутреннего потребления на экспорт; большинство культур, введенных при Али, до сих пор выращиваются в Египте. Египет освободился от экономической замкнутости и включился в мировой товарооборот. Это позволило развиваться внешнеэкономическим связям.

После военной компании 1818 года, которая была проведена с большими трудностями, египетский паша убеждается в том, что армию Египта необходимо реорганизовать по европейскому образцу, при этом осознавал, что армия и флот не будет самодостаточным, если не добиться того, чтобы «египетские военные корабли строились в египетских доках руками египетских корабелов, но понимал и то, что обучить египетский персонал и техников смогут лишь западные строители, инженеры и другие специалисты». Мухаммед Али пригласил западных экспертов, привлекая их высокими заработками, но западные специалисты не спешили соглашаться, т.к. не были уверены, что смогут в Египет перевезти семью, потому что там не было медицины должного уровня. Мухаммед Али задумался о медицинском обеспечении по принятым в то время стандартам. Итак, обучение войск происходило под руководством французских, а также и египетских офицеров, которые проходили подготовку в специальных военных училищах.

Так произошла египтизация армии страны, которая оказала огромное влияние на ее дальнейшую историю. Выдающимся военачальником Мухаммеда Али был его сын Ибрахим-паша. В отличие от отца, считавшего турков господами, а египтян - грязными крестьянами, Ибрахим проникся ненавистью к османам, заложником которых был целый год, любовью к Египту и стал подлинным египтянином, утверждая, что солнце Египта переплавило его кровь. Ибрахим-паша вступил в конфликт со своим отцом, препятствующим назначению египтян на высокие армейские должности, так он писал отцу: «За двадцать лет военной службы я понял, что из тысячи турок верны три сотни, тогда как из тысячи арабов-египтян верны семь сотен». Так отца и сына разделил конфликт поколений, что, однако, не отразилось на военных победах Египта. Благодаря усилиям сына, в глубине египетской армии стал зарождаться национальный офицерский корпус, из которого в далекой перспективе вышли все правители независимого Египта: Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат и Хосни Мубарак.

Следуя примеру Петра I, с которым Мухаммед Али любил себя сравнивать, правитель воссоздал египетский флот, закупая для этого суда за границей и открыв в Александрии большую верфь для собственного судостроения. Для нового флота в кратчайшие сроки было подготовлено пятнадцать тысяч моряков. Египетская армия, состоявшая к 1830 г. из 150 тыс. человек, и флот в составе 32 кораблей значительно превосходили по своим боевым качествам армию и флот турецкого султана.

Грандиозные военные реформы Мухаммеда Али сделали Египет могущественной милитаризированной державой, появление которой всерьез обеспокоило европейские державы, которым было выгоднее иметь дело с разлагающейся Османской империей, чем с растущим Египтом. Их вмешательство, в совокупности с нерешительностью Мухаммеда Али в отношении окончательного разрыва с османами, привело к тому, что они через несколько десятков лет заставили египетского правителя вновь признать сюзеренитет Турции и сократить численность своей армии.

Военные кампании и реформирование армии, предпринятые Мухаммедом Али и сделавшие Египет новой империей Ближнего Востока и Африки, требовали продолжения и углубления реформ во всех сферах жизни. Прежде всего, реформирование армии потребовало ее перевооружения современным оружием.

Военная реформа потребовало создание ряда промышленных предприятий. В Египте были построены чугуноплавильный завод и литейно-механические мастерские, оружейные и пороховые заводы, текстильные мануфактуры. Эти предприятия принадлежали государству; к ним прикрепляли работников в порядке принудительного набора. В 1816 году в государственной резиденции правителя - каирской Цитадели - были открыты первые государственные мануфактуры, где египетские ремесленники учились копировать товары, привезенные из Европы, преимущественно, военного назначения. Эти мануфактуры производили ружья, порох, холодное оружие, кожевенные и текстильные товары, необходимые для обмундирования армии.

Преобразования в армии, воссоздание флота и индустриализация потребовали новых кадров, нового уровня образования. Наряду с привлечением в Египет иностранных советников и консультантов, Мухаммед Али перестроил всю систему светского образования внутри страны. Была создана целая сеть военных и светских общеобразовательных и специальных учебных заведений по европейскому образцу: пехотное училище, военная офицерская школа, военно-морская школа, артиллерийское и кавалерийское училища, высшие военные курсы; медицинское, ветеринарное, политехническое, сельскохозяйственное училища, школа иностранных языков и переводчиков. Обучение было бесплатным, учащиеся находились на полном государственном пансионе, образование приравнивалось к обязательной службе в армии. Постепенно реформы затронули всю систему образования, начиная с начальной школы.

Помимо этого в 1822 году в Каире открывает первое в мире мусульманское издательство, выпускающее книги на арабском языке. Оно выпускало в основном учебники для новых египетских школ и училищ. В 1826 году египетский паша устанавливает более тесные контакты с Францией. Одной из причин этого послужило его решение отправлять молодых египтян учиться не в Италию, а во Францию. Более тысячи египтян получили техническое, медицинское, военное, юридическое, экономическое образование в Европе, причем более половины из них обучались во Франции. «Получив специальность учителя, инженера или врача, они стали профессиональной элитой, которая со временем превратилась в ядро среднего класса египетского общества».

В 1830 году Мухаммед Али начинает строительство огромной мечети в османском имперском стиле. Она находится в цитадели Каира и носит его имя. Страшная эпидемия холеры 1831 года заставила Мухаммеда Али создать ведомство здравоохранения и карантинную службу. «Одним из самых впечатляющих достижений Мухаммеда Али была реформа здравоохранения и подготовки медицинских работников, которая была проведена под руководством французского врача Антуана-Бартелеми Кло. Врачи и акушерки проходили подготовку в Египте, многие из них завершали образование во Франции, а затем занимали важные должности в расширявшейся системе здравоохранения. К середине XIX века риск эпидемий чумы и оспы был практически сведен на нет, благодаря массовой вакцинации детей и карантинным мерам в отношении паломников, возвращавшихся из Мекки». В 1835 году он открывает в Каире Филологическую школу, которая должна была содействовать переводу европейских книг на арабский язык, все это стимулировало только повышение уровня образования населения. Это ведет также к возрождению арабского языка, который начинает вытеснять турецкий в сфере государственного управления, и к развитию египетской культуры и политической мысли. В 1836 году открыто регулярное пароходное сообщение между Англией и Египтом. В Париже на площади Согласия устанавливается обелиск Рамсеса II из храма в Луксоре - дар Мухаммеда Али Франции. Мухаммед Али создает министерство просвещения; к этому моменту в Египте действует 67 начальных школы и 23 специальных училища европейского образца, в которых преподают главным образом военные дисциплины, а также музыку, медицину, искусство и технические предметы.

Египетский паша пытался укрепить Египет не только в культурном плане и образовательном, но также пытался сделать его независимым от Османской империи, но это не удалось ему сделать. В частности, в 1838 году, в мае Мухаммед Али предлагает европейским державам свой проект провозглашения независимости Египта от Османской империи, но те, в том числе и главный союзник Египта, Франция, отклоняют эту идею, предпочитая сохранит империю. Однако, попытки, сделанные им, пришлись ему же на пользу. Он в очередной раз указал на способность правильно оценить ситуацию, чтобы правильно её разрешить.

Вследствие реформ египетского паши в развитие Египта выявляются прогрессивные стороны. Спектр реформ разнообразен, он не ограничивается только аграрной и военной реформой. Политика египетского паши является разносторонней. Изучая Египет периода Мухаммеда Али, можно определить процесс развития государства, на который положительно влияла внутренняя политика этого государственного деятеля.

мухаммед османский египет реформа

Заключение

Проведя исследование по теме, были достигнуты поставленные цели и задачи.

В данной работе удалось определить причины прихода к власти Мухаммеда Али. Они были весьма неоднозначны и зависели прежде всего от самой политической обстановки в стране. Необходимость реформ в Египте была очень ощутима. Его отсталость от других государств во многом зависела от того, что это государство не могло развиваться по старым порядкам. Реформы Мухаммеда Али оказали значительное влияние на развитие Египта, становление его как нового государства, что соответственно не смогло не оставить свой след на будущем развитии страны.

Удалось выявить тенденцию схожего развития современного Египта с Египтом времени Мухаммеда Али. Этот государственный деятель оказал очень большое влияние своими реформами на развитие грамотности населения, становлению экономики Египта. Это позволило поднять статус государства в глазах других стран.

Вспоминая об обилии реформаторских достижений Мухаммеда Али, необходимо помнить самое фундаментальное из них. Египетский паша сделал все - в армии, экономике, образовании, сельском хозяйстве, - чтобы египтяне осознали свою национальную принадлежность, почувствовали причастность к государственной работе. Его реформы способствовали росту национальной гордости, осознания своего места в современном мире. Египетские врачи и инженеры, светские образовательные учреждения, преобразование армии и флота, экспортная торговля - все это стало признаками нового Египта. Египтяне захотели управлять своей страной, и хотя до обретения полной независимости оставалась еще сотня лет, основы национального движения были заложены при Мухаммеде Али.

Список литературы и источников

Использованные источники

. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776 - 1798) // Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий (1776 - 1821) / пер. с араб. Х.И. Кильберга. - М.: Институт востоковедения РАН, 1963. - С. 6-496.

. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798 - 1801) // Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий (1776 - 1821) / пер. с араб. Х. И. Кильберга. - М.: Институт востоковедения РАН, 1963. - С. 496-564.

. Египет под властью Мухаммеда Али (1806-1821) // Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий (1776 - 1821) / пер. с араб. Х.И. Кильберга. - М.: Институт востоковедения РАН, 1963. - С. 564-636.

Библиографический список

. Зеленев Е.И. Египет. Средние века и новое время: учебн. пособие / отв. ред. Г.О. Большаков. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 339 с.

. История Востока. В 6 т. Т.4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX века). - М.: Восточная литература, 1999. - 608 с.

. Киселев К.А. Египет и государство ваххабитов: «война в пустыне» (1811-1818 гг.) // Новая и новейшая история Запада. - 2003. - №4. - С. 120-132.

. Петрунина Ж.В. Наполеон в Египте (1781-1801) // Вопросы истории. - 2008. - № 10. - С. 142-148.

. Петрунина Ж.В. Социально-экономическое и политическое развитие Египта в период правления Мухаммеда Али в российской общественно-политической мысли XIX века: автореф. дис. … канд. ист. наук. - М., 2008. - 30 с.

. Тойнби Д.Ж. Цивилизация перед судом истории: научное издание / пер. с англ. И.Е. Киселева, М.Ф. Носовой. - СПб. : Ювента, 1995. - 477 с.

. Хааг М. История Египта: научное издание / пер. с англ. С.Л. Слободкина. - М.: АСТ Астрель, 2009. - 255 с.

Похожие работы на - Реформы Мухаммеда Али в Египте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!