Реформация в Англии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,94 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформация в Англии

ОГЛАВЛЕНИЕ

. Введение

. Начало реформации

.1 Причины реформации в Англии

.2 Реформация при Генрихе VIII

. Реформация при последних Тюдорах

.1 Протестантская реформация при Эдуарде VI

.2 Католическая реакция при Марии Тюдор

.3 Компромисс Елизаветы I

. Заключение

. Список используемой литературы

1. Введение

Актуальность. История Западной Европы раннего Нового времени не может быть осмыслена без обращения к обширному комплексу проблем, связанных с Реформацией - религиозное движение, которое в XVI веке охватило почти всю Европу. В понимании реформаторов переустройство католической церкви включало в себя значительный комплекс мер, направленный на изменение вероучения и богослужения, церковной практики и жизни прихожан, отношений церкви и государства и системы канонического права.

В позднее средневековье и раннее Новое время церковь продолжала сохранять важную роль в жизни общества. Церковные институты функционировали на основе канонического права, церковные суды регулировали важные аспекты повседневной жизни людей (брачно-семейное право, утверждение завещаний и т. д.), поэтому исследование специфической сферы церковного права позволяет глубже и детальнее осмыслить процесс реформирования церкви.

В каждой стране Реформация имела местные условия и особенности, определяемые ходом предыдущего исторического развития. В Англии такой особенностью стало доминирование правительственной инициативы в ходе реформ, что существенным образом повлияло на их ход и на складывание системы канонического права.

Актуальность темы связана также с тем, что несмотря на множество работ в зарубежной историографии, в отечественной исторической науке исследованы далеко не все аспекты английской Реформации.

К тому же реформация привела к созданию множества течений в христианстве, объединившихся под общим названием «протестантизм».

Научная актуальность темы обусловлена ее тесной связью с проблемами гуманистической идеологии, мировоззрения позднесредневекового общества. Исторические традиции протестантизма и по сей день оказывают большое влияние на политико-культурную жизнь современных государств, где исповедуется христианство, что придает работе еще большую значимость.

Одним из самых умеренных течений протестантизма является англиканство, представляющее своего рода компромисс между католическим и протестантским вероучениями. В связи с этим, английская Реформация никогда не была лишена внимания со стороны исследователей.

Объектом данного исследования является английская Реформация. События в Англии были одним из самых оригинальных моментов общеевропейской Реформации. Их своеобразие определилось предыдущим ходом исторического развития страны и было связано с доминирующей ролью королевской власти. Изменение отношений церкви и государства неизбежно вело к переустройству старой католической системы канонического права и меняло воздействие реформированной церкви на жизнь общества.

Хронологические рамки моего исследования охватывают раннюю королевскую реформацию - вторую половину царствования Генриха VIII и заканчиваются правлением Елизаветы I.

Территориальные рамки исследования - Англия.

Методы исследования:

.Системный метод, позволяющий рассматривать реформацию как сложный, эволюционный феномен.

.Сравнительно-исторический метод дает возможность выявить общие и частные процессы в развитии английского церковного права и тенденции его развития.

.Биографический метод - изучение личности в контексте истории.

Изученность темы: Тема Реформация в Англии получила широкое освещение в различных областях гуманитарного и социального знания. Первыми сочинениями, освещавшими события английской Реформации, были труды различных церковных историков, принадлежавших к католическому или протестантскому лагерям: Дж. Барнета , Дж. Кольера , Л. Додда , Дж. Страйпа14. Для этих сочинений XVII-XIX вв. характерен конфессиональный подход, нередко предвзятое отношение к католицизму. К сочинениям XVII-XIX вв. восходят истоки либеральной (вигской) концепции Реформации, весьма популярной в XIX в. Для нее была характерна завышенная оценка тюдоровского периода истории Англии: он считался важнейшей вехой на пути превращения страны в мировую державу, поворотным моментом перехода от средневековья к Новому времени. Успех протестантизма рассматривался как победа прогресса. С одной стороны, это вызвало большой интерес к проблемам Реформации, с другой - привело к излишнему подчеркиванию протестантского характера церковных реформ, преувеличению «уникальности и исключительности» исторического развития английской нации, превращению истории Реформации в историю англиканства. Особо подчеркивался тезис о национальной исключительности англичан, о стремлении к свободе как черты национального характера, которая и определила разрыв с папством. Положительная черта работ историков вигского направления (Дж. Рассел, Г. Галлам, Т. Б. Маколей) - разработка проблемы установления королевской супрематии над церковью.

Историки-тори, консерваторы (Д. Юм,Митфорд) рассматривали Реформацию в контексте укрепления абсолютной монархии. Радикальное направление представляет У. Коббетт , который акцентировал внимание на секуляризации и отмене законов о бедных и подчеркивал, что причинами Реформации была экономическая заинтересованность короля и знати. Историки-позитивисты (Г.Т.Бокль, Д.Р.Грин) стремились показать Реформацию как часть целостного исторического процесса, создать единую картину истории Англии.

В начале XX в. оформилась социологическая школа, акцентирующая внимание на связи Реформации и экономической составляющей общества. Важнейшая ее фигура - М. Вебер, автор работы «Протестантская этика и дух капитализма».

Целью данной работы является изучение Реформации в Англии как исторического процесса.

Отсюда вытекают следующие задачи:

.Выявление причин зарождения Реформации в Англии

.Изучение этапов реформации: при Генрихе VIII, Эдуарде VI, Марии Тюдор, Елизавете I.

.Выявление влияния реформационного движение на дальнейшую судьбу церкви.

.Анализ результатов Реформации.

реформация англия церковь

2. Начало реформации

.1 Причины реформации в Англии

Причины, породившие реформацию в Англии, складывались на протяжении долгого времени, как и во всех государствах Европы, переживших реформирование церкви. Но в некоторых аспектах они были типичны лишь для самой Англии. Следует обратиться к перечню непосредственных причин:

.Во-первых, Лоллардов, задачей которых было распространять учение Джона Виклифа (он открыто выступил с идеями реформировать западное христианство, смело выступил против уплаты подати в папскую казну. Виклиф утверждал, что в случае нужды государство имеет право лишить Церковь ее владений, а посягательство папы на светскую власть противоречит основам христианства), не удалось истребить до конца. Наоборот, их учение передавалось из дома к дому среди наиболее низких слоев населения Англии и стало религиозным подпольным движением XV века. Упор лоллардов на авторитет Писания и на потребность личного общения с Христом был подкреплен политическими преобразованиями в Англии в первой четверти XVI века.

.В-третьих, не следует игнорировать и интеллектуальный фактор. Библейские гуманисты или оксфордские реформаторы, такие, как Джон Колет (ок. 1466-1519), диакон церкви святого Павла, занялись в начале XVI века изучением Библии в переводе Эразма Роттердамского и объясняли значение Библии своему народу. Эти гуманисты чрезвычайно критически относились к недостаткам, которые они видели в Римской Церкви, и пытались начать реформы. Вильям Тиндейл (ок. 1494-1536) и Макс Ковердейл, который позже сделал Писания доступными английскому народу на его родном языке, также были реформаторами. Тиндейл опубликовал два издания (каждое по три тысячи экземпляров) своего английского перевода Нового завета в Вормсе в 1525 году. Этот перевод с греческого Нового завета Эразма Роттердамского был первым печатным Новым заветом и был распространен в Англии купцами. Хотя Тиндейл был замучен около Брюсселя в 1536 году, его дело продолжало жить и помогало проведению религиозной реформы в Англии. Майлс Кавсрдейл опубликовал первый полный напечатанный перевод Библии на английский язык в 1535 году. Человек, изучающий Реформацию, всегда поражается тому, что успехи Реформации в государстве тесно связаны с переводом Библии на язык живущего там народа.

.В-четвёртых, в Англии также были распространены сочинения и идеи Лютера, в которых также говорилась о злоупотреблениях Римской церкви. Основные положения были им написаны в работе «Вавилонское пленение». Генриха VIII очень негативно откликнулся на эту работу и в ответ на неё он пишет свою работу «В защиту семи таинств». За неё папа римский награждает его титулом «Защитник веры». Книги Лютера были публично сожжены, хотя этот акт не остановил распространение его идей, которые изучались не в меньшей степени, и через эти идеи люди приходили к протестантским взглядам.

.Также непосредственной, прямой причиной, приведший к реформации было желание Генриха VIII иметь законного наследника мужского пола. Генрих VIII был женат на Екатерине Арагонской, дочерью основателей Испанского государства Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Генрих VIII прожил с ней в браке 24 года, после брака осталась дочь-Мария. Генрих VIII никогда не отличался супружеской верностью, только официальных браков у него было 6. Генрих VIII пожелал жениться на своей новой «пассии» Анне Болейн. Но сначала ему нужно было развестись с Екатериной Арагонской и для того, чтобы жениться - ему нужно было привести Римскую Церковь в Англии под свое управление. Действия Генриха были прямой и личной причиной начала Реформации.

.2 Реформация при Генрихе VIII

Генрих VIII был королём Англии с 1509 года по 1547 год. По стандартам XVI века король Генрих VIII был очень высоким мужчиной. Он отличался не только ростом, но также и очень крепким сложением - широкоплечий, с мускулистыми руками и ногами. «Он был очень хорош собой - высокий и стройный, - написал современник о двадцатидвухлетнем короле, - а когда он двигался, под ним дрожала земля». В его действиях весьма причудливо и на первый взгляд противоречиво сочетались политические и личные мотивы. Генриха VIII изображали то королем-жуиром, мало занимавшимся государственными делами и постоянно находившимся в вихре придворных развлечений (особое внимание обычно обращают на его скандальную личную жизнь), то жестоким и вероломным тираном, то предельно расчетливым трезвым политиком, безразличным к женщинам, устраивавшим браки только по политическим мотивам и содержавшим пышный двор исключительно по необходимости, из соображений престижа. В нем и в самом деле удивительным образом сочетались черты благородного рыцаря и тирана, но преобладал трезвый расчет, направленный на укрепление собственной власти.

Его отцом был Генрих VII, который посвятил себя объединению в одну семью главных королевских фамилий Европы путем стратегических супружеских браков. Его дочь Маргарет вышла замуж за Якова Шотландского. Его сын Артур женился на испанской принцессе Катарине Арагонской. Когда Артур умер, обедневший король, не желая терять приданое Катарины, уговорил папу Юлия II даровать диспенсацию, и Катарина смогла выйти замуж за Генриха, младшего брата Артура, в 1503 году. Генрих и Катарина имели одного ребенка. Позже этот ребенок стал королевой Марией Тюдор.

Когда выяснилось, что Генрих не может иметь сына от этого брака, он обеспокоился, поскольку считал, что Англии понадобится правитель-мужчина после его смерти, чтобы присматривать за владениями в период колонизации. Он также полагал, что, возможно, Бог наказывает его за вступление в брак со вдовой его брата. Вступив в связь с симпатичной Анной Болейн (фрейлина Екатерины), Генрих приказал своему советнику кардиналу Уолси начать переговоры с папой Климентом VII, чтобы тот разрешил освободиться от Катарины. Климент VII не смог выполнить эту просьбу, потому что в 1527 году он находился под влиянием племянника Катарины, могущественного Карла V, короля Испании и императора Германии. Генрих обвинил Уолси в заговоре, когда тому не удалось получить развод, но Уолси умер прежде, чем Генрих смог казнить его.

Поскольку было ясно, что папа римский не разрешит развод, Генрих решил получить его от английского духовенства, которое могло смягчиться под давлением парламента. Парламент Тюдоров состоял из представителей народа, но он был подотчетен королю, а не народу. Таким образом, Реформация в Англии была инициирована светской властью короля и парламента. Реформаторский парламент покончил с папским контролем и монашеством. Парламент принял по настоянию короля ряд статутов, общим смыслом которых стало создание в стране независимой от Рима национальной церкви.

В 1529 г. парламент «запретил членам клира владеть несколькими бенефициями одновременно или жить не на месте своего служения».

Статут 1532 г. заявлял: «если папа наложит на страну, короля, подданных интердикт или отлучение, не следует принимать это во внимание» .

Томас Кромвель стал главным советником Генриха. В 1532 году протестант Томас Кранмер был сделан архиепископом Кентерберийским. Он сразу же расторгнул брак короля с Екатериной Арагонской и узаконивший его женитьбу на Анне Болейн. Осенью 1533 г. у Анны родилась дочь -Елизавета Тюдор

В парламентском статуте 1533 г. говорилось: «Есть много неудобств, возникающих из-за апелляций к римскому престолу по делам о завещаниях, браках и разводах, что причиняет королю и его подданным много беспокойства, трудностей и расходов. К тому же Рим находится на столь значительном расстоянии, что расследование затягивается и правосудие страдает». Поэтому было решено, чтобы «все подобные дела окончательно решались в пределах королевства» .

Парламент 1534 г. сделал важное дополнение по вопросам апелляций в Рим. Если по статуту 1533 г. запрещались апелляции к папе по отдельным вопросам, то теперь «запрещаются любые обращения и апелляции…в Рим. В случае несправедливого решения в суде архиепископа недовольные могут апеллировать к Королевскому Величеству» .

Развивая оппозицию Риму, парламент 1534 г. уничтожил всякое влияние папы на назначение архиепископов и епископов Англии. Он постановил, что «кандидаты на кафедры архиепископов и епископов не должны представляться папе и не должны ждать от папы булл; всякие подобные буллы и подобные представления должны быть прекращены навсегда» .

Все эти законодательные акты нанесли смертельный удар по папской власти в Англии. Папа теперь не был высшим судьей в стране. Он перестал быть ленным господином английской церкви, каким был во всем католическом мире, так как английские прелаты - прежние вассалы папы - назначались без его согласия. Папа не мог поразить Англию своими проклятиями, потому что на интердикты и отлучения было предписано не обращать никакого внимания. Папская юрисдикция в стране была ликвидирована.

Наряду с мерами, направленными на уничтожение юридических привилегий папства, парламентом были приняты статуты об освобождении Англии от финансовой зависимости от Рима: «Акт об ограничении выплаты аннатов» (1532 г.), «Акт об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни Святого Петра» (1534 г.).

Апогеем деятельности «Парламента Реформации стало издание в 1534 г. «Акта о супрематии» (верховенстве), объявившего короля верховным главой англиканской. «Акт о супрематии» был утвержден парламентом в ноябре 1534 г. Акт в частности утверждал: «король (его наследники и преемники) должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой Англии…и должен владеть всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного Главы церкви». Власть английского короля объявлялась имперской - исключающей подчинение кому-либо, в том числе главе католической церкви.

Разрыв с Римом должен был определить отношение к монашеству и монастырям. Тем более, что из всех земельных богатств в католической Европе 1/3 принадлежала церкви, а из всей земли, находящейся у духовенства, 2/3 были собственностью монастырей. С конца 1535г. по 1540 г. В Англии происходил процесс секуляризации монастырей. Он включал в себя так называемую визитацию (объезд всех церковных учреждений и составление отчетов об их состоянии), рассмотрение на сессиях парламента доклада визитаторов, принятие закона о ликвидации монастырей. Роспуск монастырей шел последовательно, начиная с малых. При этом сопротивление процедуре истолковывалось как политическая неблагонадежность, что могло иметь своим результатом преследования за государственную измену. Монастыри переходили во владение короля. В 1540 г. парламент принял статут, который закрепил за королем и его наследниками все церковные имения. В результате секуляризации было конфисковано 645 монастырей. Так как в результате секуляризации в руках короля оказалось огромное количество недвижимого и движимого имущества. Секуляризация монастырей обогатила казну. Часть земель король передал в награду своим сподвижникам, придворной аристократии, часть была отдана в аренду. Секуляризация вызвала новую волну «огораживаний», которые шли в стране с конца XV в. Монастырские крестьяне пополнили армию обезземеленных, пауперов. Монастыри были оплотом папства, поэтому их секуляризация способствовала уничтожению папского влияния. Ликвидация монастырей уничтожала материальное, юридическое, нравственное влияние духовенства на народные массы. Наконец, секуляризация расчищала пути для дальнейшего хода реформации.

Создав национальную церковь во главе с самим собой, отобрав у церкви имущество, превратив таким образом церковь в часть государственного аппарата, Генрих VIII мог остановиться. Реформа догматики ему была не нужна и даже вредна. Но как ни хотелось королю порывать с католицизмом, приходилось отыскивать черты различий для оправдания шедшего отделения от папства. В мае 1536 г. по распоряжению короля был учрежден «Комитет Реформации» во главе с Т. Кранмером, сформулировавший первый англиканский символ веры - «Десять статей». Затем появились еще три варианта вероисповедания: «Наставление доброму христианину», или «Епископская книга», «Шестистатейный статут «Епископская книга», «Шестистатейный статут Королевская книга». К концу царствования Генриха VIII англиканская церковь заняла промежуточное положение между католической и лютеранской. В ней были отвергнуты крайности в почитании святых и икон, запрещены индульгенции, уменьшено количество праздников, произведены небольшие изменения в богослужении и обрядах, в качестве источника веры называлось Священное Писание. Отсюда одной из первых задач реформации стал перевод Библии на английский язык. С этого времени Библия становится доступной для англичан.

В целом на первом этапе реформации религиозный вопрос решен не был. Выполнены были только политико-экономические преобразования.


.1 Протестантская реформация при Эдуарде VI

После смерти Генриха VIII будущее Англии оказалось в слабеньких руках девятилетнего небольшого для своего возраста мальчика. Король Эдуард VI рос умным и живым ребенком. Белая кожа, рыжеватые волосы и изящное телосложение. Принц Эдуард был очень красивым ребенком. В раннем детстве Эдуард иногда болел, а кроме этого, никаких беспокойств своему отцу не доставлял. Он овладел латынью и основами греческого, а когда пришло время принимать бразды правления, хорошо знал французский, фехтовал со сверстниками во дворе замка и ездил верхом на охоту. С точки зрения религиозного воспитания - это было настоящее дитя Реформации. Принц не знал никакой другой религии, кроме той, которая была принята при дворе Генриха, где службы проводились на английском языке. Так что он рос, не обремененный ностальгией по старой церкви и мессам на латыни, ностальгии, что не давала покоя поколению его родителей. Разумеется, Эдуард должен был стать номинальным правителем. В своем завещании Генрих определил регентский совет из шестнадцати «милых моему сердцу приближенных», куда входили все главные министры его правительства. Этот совет должен был руководить юным королем вплоть до совершеннолетия. Регентское дело в свои руки сразу же взяли двое из названных шестнадцати - Эдуард Сеймур, который вскоре после смерти Генриха стал герцогом Сомерсетом, и Уильям Пэджет. Эдуард Сеймур был ближайшим родственником Эдуарда по женской линии, и было естественно, что он стал его опекуном. Тем более что сам Эдуард одобрил, что он будет его регентом.

Именно Эдуард и проведёт религиозную реформу, в результате которой утверждалось новое вероисповедание и богослужение.

С 1548 г. по 1551 г. был издан ряд документов (статутов парламента, распоряжений короля, посланий архиепископа Кентерберийского) и «Книга общих молитв» , которые завершили богослужебную реформу. Эти мероприятия приблизили англиканскую церковь к лютеранству. Когда реформа богослужения и обрядов была закончена, стал вопрос о систематическом изложении догматов английской реформированной церкви.

В 1551 г. архиепископ Кранмер получил от короля предписание составить вероучение, которое получило бы распространение по всей стране. Новый символ английской веры был написан, рассмотрен Тайным советом (ближайшей королевской государственной структурой), собранием высших чинов церкви и в 1553 г. под названием «42 статьи» разослан по епархиям «для строгого следования ему в проповедях и учении» . Основные положения «42 статей» были протестантскими: отвергалось католическое учение о чистилище, об индульгенциях, о почитании икон, мощей, об обращении к святым; оставлялось только 2 таинства вместо 7 в католицизме - крещение и причащение; причастие должно было осуществляться под обоими видами и для мирян; разрешались браки духовенства; богослужение должно было вестись на понятном народу языке.

Но все же все предпринятые меры и преобразования производились на очень непрочной, колеблющейся почве. По достижении Эдуардом VI 15-летнего возраста стало понятно, что правление его не будет долгим. После его смерти в отсутствие прямых наследников престол должен был перейти в руки Марии (дочери Екатерины Арагонской), страстно преданной католицизму, проводившей всю свою горькую жизнь в молитве.

В это время герцог Нортемберлендский задумал пустить в ход такую политическую интригу, которая должна была одновременно и упрочить реформацию в Англии, и передать королевскую власть его дому. Герцог Нортумберленд ещё до обнародования изменений в порядке наследования престола объявил о женитьбе своего сына Гилфорда <#"justify">После смерти Марии на Английский престол взошла Елизавета, дочь Генриха и Анны Болейн. Когда она вступила на престол ей было двадцать шесть лет. Что касается её внешности, то её волосы были очень рыжими. Многие при дворе называли её бесподобной красавицей, что не соответствовало истине, однако она обладала достаточной привлекательностью и, безусловно выигрывала в сравнении с Марией.

Она получила прекрасное образование, но не скупалась на брань и иногда была очень груба при разговоре. Во многом она унаследовала бешенный характер отца. Одни превозносили её до небес, другие же безудержно чернили.

После вступления на престол новой королевы у некоторых придворных появился прямой соблазн к продолжению той же системы правления, какая существовала до сих пор. Опечаленный вдовец Филипп II, король испанский, поспешил ей предложить свою руку, как только прошел известный, установленный приличиями срок для подобного искательства. Он уже более не стеснялся происхождения Елизаветы - им руководили только политические побуждения. Но он не встретил сочувствия со стороны Елизаветы, которая, хотя была и очень своеобразна в своих религиозных воззрениях, однако же никак не могла бы склониться на сторону католицизма. При этом она примирялась далеко не со всеми проявлениями протестантизма. Так, например, женатое духовенство было ей противно, да и к обрядности, к внешности богослужения вообще она чувствовала гораздо больше расположения, нежели все реформаторы времен Эдуарда VI. Когда при ее въезде в Лондон ей доложили об узниках, которые томятся в заточении и ждут от нее освобождения и в числе узников иносказательно упомянули и "о четырех евангелистах", Елизавета очень тонко и осторожно заметила, что она еще сначала должна расследовать, "точно ли эти четыре узника сами желают получить свободу"? Но и католичкой она тоже не могла оставаться, потому что уже по факту своего рождения была как бы живым противоречием папизму.

Ее отец вступил в брак с матерью против воли папы и если бы даже она забыла об этом обстоятельстве, то ей должно было о нем напомнить то наглое послание, которым папа Павел IV отвечал на ее извещение о вступлении во власть. Однако же она не дала сбить себя с толку, не потерпела никакого стеснения в своих действиях, не поддалась соблазну отмщения и не вернулась прямо (как ей советовала одна из партий) к религиозным порядкам Эдуарда VI, а сумела верно угадать настроение народа, избрав в этом отношении некоторый средний путь. Она видела, что в Англии есть очень ревностная католическая и очень рьяная протестантская партии. И та, и другая - сравнительно не велики. Подавляющее большинство людей (по крайней мере во влиятельных кругах) стояло, главным образом, за независимость страны от папы, а в остальном, что касалось обрядов с догматической стороны, оно готово было на уступки, почти не желая демонстрировать противоположность по отношению к старой, так называемой католической основе религии.

Елизавета и её правительство ещё раз изменили всё церковное английское устройство. Была восстановлена Английская церковь, то есть независимая от папы Римского, имевшая в качестве своего верховного главы Английского короля (королеву). В этой церкви, однако, сохранялись епископы, теперь подчинявшиеся королю. По своим догматам англиканская церковь мало чем отличалась от католической. Крайняя неопределенность нового катехизиса давала возможность толковать его по-разному. Отвергнув унизительные догматы старой Церкви, жестокие законы против еретиков и уничтожив духовные суды, она почти не удалилась от того строя Церкви, который был при Генрихе VIII, и постепенно стала сближать ее с общими положениями протестантизма в том виде, в каком он уже успел утвердиться на материке.

По соглашению с первым и ближайшим своим советником и с согласия парламента, она, хотя и отменила громкий титул "Высшей главы Церкви", однако же оставила за собой наиболее существенные права главенства, в смысле контроля и руководства преобразованиями в церковной среде. И высшее, и низшее духовенство должны были признать эти права и закрепить их присягой. Затем, 42 параграфа кранмеровского "исповедания веры" были пересмотрены, но умеренно и в виде "39 параграфов" утверждены собранием духовенства в Лондоне в 1562 году, а в 1571 году приняты парламентом как закон, обязательный для всех. При этом был сохранен и блеск, и торжественность богослужения, и облачения священников, и наиболее существенные должности из иерархического строя.

В Тридцати девяти статьях подчеркивается высший авторитет Писания, как и во всем протестантском движении. Однако англиканцы сохранили тесные связи со своим католическим наследием, утвердив важность традиции. Они не заявляли о равенстве авторитетов Писания и традиции, как это делали католики, но все-таки как можно ближе следовали традиции. Кроме того, они утверждали, что когда Писание молчит о каком-то вопросе, церковь имеет власть утверждать обязательную традицию по этому вопросу. После того как церковь применит свою власть и установит традицию, каждый верующий и каждая поместный приход должны последовать ей. Изменения могут придти только от церкви в целом. То есть больший акцент делался на общую традицию, чем на совесть и свободу человека. Церковь Англии преимущественно оставалась литургической. Те, кто уделял основное внимание традиционным ритуалам, стали называться «высшей церковью», а те, чьи богослужения стали проходить в евангелической манере, стали называться «низшей церковью».

Таким образом, Елизавета основала англиканскую Церковь - родственную протестантству по своему учению и независимости от папы и, в то же время, родственную католицизму по обрядам и внутреннему строю. В Англии было, конечно, уже и тогда достаточное количество людей, которые были не согласны с этим строем (нон-конформисты), были и еще более ярые сторонники кальвинизма и пресвитерианства, индепенденты (независимые) - одним словом, все те элементы, которые позднее обозначались одним общим названием - пуритане. Но они не смели при правлении Елизаветы поднять голову и должны были выжидать наступления иных времен, более благоприятных для своей пропаганды.

4. Заключение

Изучая историю нового времени, невозможно не обратиться к комплексу проблем, связанных с реформацией. Реформация - как религиозное течение прокатилась по многим странам мира, и в каждой стране были лишь небольшие различия, чего нельзя сказать об Англии. Английская реформация отличалась от всех тем, что она была продиктована сверху, так как Английский абсолютизм мог себе позволить подобное явление. Естественно, что реформация произошла не только по велению короля, но проблем, связанных с церковью было достаточно: это и распространение идей Виклифа, Лютера, и интеллектуальный фактор, возмущение поведением Рима. Мы видим как менялось переустройство церкви при разных королях (королевах). Реформацию начал Генрих VIII, который во многом не решил дальнейшей судьбы церкви после разрыва с Римом, а лишь ограничился тем, что назвал себя главой церкви и начал секуляризацию монастырских земель. Протестантизм оформился уже при его сыне Эдуарде VI, он также закончил секуляризацию. Что же касается политики Марии Тюдор в отношении церкви, то мы видим, что она вернула всё к старым порядкам, начались гонения на протестантов, возросла роль католиков. А именно Англиканскую церковь оформила Елизавета I, церковь стала протестантской, хотя её догматы мало чем отличались от католичества.

Церковь, созданная в Англии реформацией, стала называться англиканской. Она была национальной церковью и заняла среднее положение между католической и протестантской церквами. В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Писании как единственном источнике веры, и католический догмат о спасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Главой англиканской церкви стал король, а сама церковь превратилась в часть государственного аппарата феодально-абсолютистской монархии. «Король имеет верховную власть в церкви над всеми сословиями и лицами; но он не имеет права проповедовать слово божие и совершать таинства»,- говорится в «39 статьях». Боюслужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников в честь святых. Одако признавались таинства крещения и причащения, были сохранены епископат, а также литургия и ряд других обрядов, характерных для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и превратилась в важное средство обобщения короля и новых владельцев монастырских земель. Корона, передавая монастырские земли светским собственникам, одновременно передавала им также право на десятину, ранее собираемую монастырями. Так появился в Англии слой светских лиц, получавших десятину.

5. Список литературы:

.Акт о супрематии 1534 г.: [электронный ресурс]. - URL: #"justify">2.Грибанов Б. Елизавета І, королева Англии. М.: Терра, 2003. - 192 с.

.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.

.Егер О. Всемирная история. - СПб: Издание А.Ф.Маркса, 1997. - 690 с.

.Ивонин Ю.Е. Сравнительный анализ ранней Реформации в Англии и Франции//Вопросы истории, 1973. № 11. - 118 с.

.Ивонин Ю.Е, Ивонина Л.И. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры ХVІ - ХVІІІ вв. - Смоленск: Русич, 2004. - 464 с.

.Каменецкий Б.А. Формирование абсолютистской идеологии в Англии ХVІ века и ее особенности//Вопросы истории, 1969. № 8. - 118 с.

.Кернс Е.Эрл. Дорогами христианства. - М.: Протестант, 1992. - 279 с.

.Керолли Э. Мария Кровавая. - М.: АСТ, 2001. - 351 с.

.Линдсей К. Разведенные, обезглавленные, уцелевшие: Жены короля Генриха VIII. - М.: Крон - Пресс, 1996. - 336 с.

.Омельченко О. Всеобщая история государства и права: [электронный ресурс]. - М.: Тон - Острожье, 2000. - URL: #"justify">.Соколов В. Реформация в Англии. - М.: Типография Л.О.Снигерева, 1881. - 546 с.

.Спиц В.Льюис. История Реформации. Возрождение и движение Реформации: [электронный ресурс]. - М.: Фонд Лютеранское наследие, 2003. - URL: http://krotov.info/lib_sec/18_s/piz/0.htm (30.05.2013).

Похожие работы на - Реформация в Англии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!