Различные концепции происхождения человека. Понятие 'Древнейшая история' и ее периодизация

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Различные концепции происхождения человека. Понятие 'Древнейшая история' и ее периодизация















Различные концепции происхождения человека. Понятие "Древнейшая история" и ее периодизация

Содержание

Введение

.Происхождение человека

. Древнейшая история

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы.

Со второй половины XX века и в начале XXI резко обостряется интерес к проблеме человека. Нарастание кризисных явлений в науке, и в особенности в естественнонаучном подходе к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентации философии с науки на культуру в целом. Осуществляемая в настоящее время трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества. Происходит снижение гносеологической, методологической и онтологической проблематики в самой философии, а все большее значение приобретает антропологическая проблема.

Человек - великая, непостижимая до конца тайна. Во все эпохи мыслители были очарованы этой тайной, пытаясь постичь ее. Но тайна человека скрыта в его происхождении. Не случайно не сокращается число работ, посвященных проблеме антропосоциогенеза. Только за последние десятилетия в нашей стране вышли работы, написанные И. J1. Андреевым, В. П. Алексеевым, Б. Ф. Поршневым, С. С. Батениным, Ю. И. Ефимовым, Ю. И. Семеновым, В. И. Стрельченко, Т. О. Бажутиной, В. Ф. Сержантовым, В. П. Казначеевым, В. Б. Сапуновым, В. М. Буренем и др., посвященные человеческой предыстории.

Данная проблема особенно актуализируется в переломные эпохи, которые обычно приходятся на стык веков. Именно в эти периоды наиболее остро встают вопросы о назначении человечества, о смысле его бытия, его истории, о его будущем. Но все эти вопросы смогут получить аргументированный ответ только при решении вопроса о происхождении человека.

Степень разработанности проблемы. Проблема происхождения человека имеет огромное множество решений. С этим связана возможность различных классификаций степени ее разработанности. Прежде всего в решении проблемы соотношения человека с животным царством (антропосоциогенеза) существует два диаметрально противоположных подхода. С точки зрения Р. Декарта здесь непреодолимая пропасть, человек - это чудо и рационально его происхождение объяснить нельзя. Декарт исходит из того, что поведение животного механистично, автоматично, оно полностью подчиняется инстинктам, рефлексам. В то время как поведение человека определяется наличием у него души (сознания, мышления), которая гасит его рефлексы, направлена против них и поэтому вывести его из поведения животного никак нельзя.

Противоположной точки зрения придерживаются К. Линней, Т. Гексли, Ч. Дарвин. Они исходят из того, что все качества, присущие человеку, в той или иной мере присутствуют и у животных: забота о потомстве, любовь, верность, чувство прекрасного и т.п. и принципиальной разницы между человеком и животными нет.

Обе точки зрения оказываются для науки тупиковыми: если человек абсолютно противоположен животным и появление человека действительно является чудом, то проблема чудес находится вне компетенции научного поиска. Если же встать на точку зрения Дарвина, то окажется, что здесь тоже нет никакой проблемы, решать которую должна наука. Но ведь проблема в действительности есть, как и должна быть золотая середина между указанными двумя крайностями, где она может получить свое разрешение. Эту классификацию точек зрения на проблему предложил Б. Ф. Поршнев. Но возможны и другие классификации степени разработанности проблемы происхождения человека, проведенные по иным основаниям.

Так, М. Шеллер еще в 1929 г. справедливо отмечал, что в сознании современного образованного европейца сталкиваются три не совместимых друг с другом круга представлений о человеке: иудейско-христианская традиция об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении; античный круг представлений, ставящий человека в особое положение как человека разумного; и круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, отличающийся от форм, предшествующих ему в живом мире, только степенью сложности. Естественнонаучная, философская и теологическая антропологии существуют независимо и друг другом не интересуются, - поэтому нет и единой идеи человека. «Специальные науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее. И если принять во внимание, что названные три традиционных круга идей ныне повсюду подорваны., то можно сказать, что еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя, как в настоящее время»1 (подч. М. Шелером).

Еще одна классификация существующих решений проблемы происхождения жизни вообще и человека, в частности, предложена В. И. Вернадским. При этом он отмечает, что нет вопроса более важного, чем вопрос о загадке жизни, той загадке, которая тысячелетиями стоит перед человечеством и которую оно стремится разрешить всеми духовными сторонами личного и коллективного творчества. Из этих духовных сторон четыре являются важнейшими: религия, художественное творчество (искусство), философия и наука.

Но веками длящийся религиозный подъем, религиозное коллективное творчество и личная религиозная интуиция, основанные как на мистическом наитии, так и на теологическом построении, не привели к общему единому решению, а породили в итоге различные, сменяющие друг друга, несовместимые и противоречивые решения этих основных вопросов,

Пытался решить эту загадку человек и путем художественного творчества. Под художественным творчеством Вернадский понимает не только поэзию и литературу, но и музыку, зодчество, живопись, ваяние. Всюду здесь преломляется в человеческой жизни, ее единичном или коллективном творчестве загадка жизни, ибо художественное творчество выявляет Космос, проходящий через сознание живого существа. Но и формы художественного творчества не дали единого, определенного решения загадки жизни. И Вернадский здесь резюмирует: «Нет единого решения - значит, нет решения. И общего в бесконечном разнообразии веками накопленных художественных созданий не может найти человеческий ум».

Цель работы- изучение концепций происхождения человека

. Проанализировать дарвиновскую концепцию происхождения человека с целью определения как сильных так и слабых ее сторон;

. Обобщить опыт мировой и отечественной научной мысли, направленный на подтверждения эволюционного учения;

. изучить понятие Древнейшей истории и ее периодизацию

древнейший история дарвиновский эволюционный

1.Происхождение человека

Открытие биологических механизмов внешнего влияния на генетическую основу живых существ, а также возможность многолинейной и направленной эволюции живых существ, не сводимой только к адаптации, позволяет по-иному рассмотреть происхождение человека и культуры. Признание воздействия внешних факторов [природных условий, а также специфики деятельности, образа жизни человека, т. е. «упражнения» («не упражнения»)] и выявление специальных механизмов этих влияний дают возможность выстроить более непротиворечивую модель антропосоциогенеза. Безусловно, в изучении происхождения человека и самых ранних этапов его истории останется еще много загадок, но наши знания об этом приобретают более систематический характер. Появляется возможность реально рассматривать становление человека в едином антропосоциогенезе, т. е. во взаимодействии культуры и формирования телесной организации человека. Использование в качестве детерминирующих факторов природных условий и специфики деятельности человека делают более понятными ряд обстоятельств, которые рассмотрены нами в предшествующих главах, посвященных разнообразию телесной организации человека и протеканию внутриорганических процессов, накопленных физической антропологией и биологией человека в различных географических условиях.

В происхождении человека играет роль система взаимодействий: поведение, образ жизни - телесная организация <#"justify">Бурень В. М. Формирование организмов на Земле. СПб. 2007.

Бурень В. М. Формирование организмов на земле и происхождение человека. СПб., 2001.

Васильев Г.Н., Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Диалоги о человеке. СПб., 2003.

Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 2005.

Головин С. Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. Новосибирск, 2000.

Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991. Григорьев Т.П. Дао и Логос /встреча культур/. М., 2002.

Гудииг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль. 2001.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2001.

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Спб.,20111.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1993.

Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 2003.

Завадский К. М. Развитие эволюционной теории после Дарвина (1859-1920 годы). Л., 2003.

Знание за пределами науки / Под ред. И. Т. Касавина. М., 1996.

Преснов Е. В., В. В. Исаева В. В. Перестройка топологии при морфогенезе. М., 1999.

Проблема человека в западной философии / Сост. П. С. Гуревич. М. 2003.

Психология бессознательного. М., 1999. Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М., 1992. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1997. Реалистическая философия. / Под ред. В. Л. Обухова и В. П. Сальникова. СПб., 2009.

Рерих Н.К., Рерих Е.И. Живая этика. В 3-х тт. М., 1991. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1983. Сергеев Б. Парадоксы мозга. Л., 2005.

Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

Соловьев В. С. Идея сверхчеловека. Философские начала цельного знания // Соч. в 2-х тт. т.2, 2000.

Соловьев В. С. Чтение о Богочеловечестве. Соч. в 2-х тт. T.I. М.,1990.

Сорокин П.А. Человек. Культура. Цивилизация. М., 2005. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, Человеке и его счастье //Избр. произв. в 2-х тт. T.I. М., 2007.

Похожие работы на - Различные концепции происхождения человека. Понятие 'Древнейшая история' и ее периодизация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!