Основные аспекты тренировки футболистов в возрасте 10-12 лет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    744,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные аспекты тренировки футболистов в возрасте 10-12 лет

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Специальные исследования показали высокую эффективность занятий футболом для разностороннего развития детского организма. Бег и прыжки активизируют рост тела в длину. Броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки передачи мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую дети получают на занятиях и соревнованиях, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких.

Надо отметить, что возросший уровень как игры в целом, так и игроков, предъявляет все более высокие требования к физической, технической, тактической подготовленности современных футболистов [5].

Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как лёгкоатлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие физической силы, такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.

Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов [8].

Игра в футбол требует проявления силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.

Мальчики, занимающиеся футболом очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников, они реже болеют, активнее участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях по разным видам спорта, показывают результаты лучшие, чем у других ребят.

Эти преимущества юных футболистов, несомненно, являются результатом влияния самой игры, но все же главное значение приобретает методика проведения занятий. Чтобы хорошо играть в футбол нужно, прежде всего, быть разносторонним атлетом. Поэтому на начальном этапе обучения все внимание уделяется физической подготовке.

Сильнейшие команды в детских соревнованиях определяются: по результатам соревнований по физической подготовке, по технике владения мячом и соревнований команд в игре. Таким образом, преимущества получают те команды, в которых ведется планомерная и разносторонняя работа. К тому же, соревнования школьников носят комплексный характер.

Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения высоких спортивных результатов в футболе, является совокупность уровня развития физических качеств, высокие функциональные показатели юных футболистов и техническая подготовка.

Научная новизна может не претендовать на фундаментальные открытия.

Проблема. Часто уровень физической и функциональной подготовки превышает умение владения мячом.

Объект исследования - тренировочный процесс юных футболистов.

Предмет изучения - методика обучения технике у футболистов 10-12 лет.

Материалом для исследования послужили учебники, учебные пособия и методические рекомендации различных авторов, а также наблюдения и рекомендации тренеров, преподавателей по футболу.

Цель работы - выявление эффективной методике обучения технике футболистов в возрасте 10-12 лет.

Задачи исследования:

- проанализировать методическую и научную литературу по проблеме особенности тренировки футболистов 10 - 12 лет;

разработать методику обучения технике ведения мяча у футболистов 10-12 лет;

проверить эффективность разработанной методики обучение ведению мяча различными способами.

Гипотеза. Предполагается, что разработанная методика обучения технике футболистов, повышает уровень технической подготовленности у детей 10-12 лет.

Методы исследования:

) анализ и обобщение научно-методической литературы;

)        анкетирование;

)        педагогическое наблюдение;

)        тестирование;

)        метод математической статистики.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и дополнении общетеоретических положений теории и методики спортивной тренировки юных футболистов на этапе спортивного совершенствования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и обосновании практических рекомендации воспитания технического мастерства юных футболистов в возрасте 10-12 лет, обеспечивающих повышенную эффективность тренировочного процесса и способствующих более рациональному управлению функциональным состоянием юных футболистов.

Апробация данной темы на научно-практических конференциях не проводилась.

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1    Роль физического воспитания в развитии юных футболистов

С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.

У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду [12].

Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и другие), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и другие). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду: у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда; способность к быстрому овладению двигательными навыками и трудовыми операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки, с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря, с уходом за ним [1].

Дети также принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки, расставляют и собирают физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание формы, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается уважение к труду взрослых.

Процесс физического воспитания детей должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

1.2    Формирование технических навыков юных футболистов

В спортивных играх, как и во многих других видах спорта, высоких результатов обычно достигают молодые спортсмены (20-25 лет), имеющие за плечами многолетнюю тренировку. Это подтверждает необходимость и целесообразность ранней специализации. Теперь уже почти во всех спортивных играх планомерная тренировка начинается в младшем школьном возрасте. Под руководством квалифицированных педагогов дети занимаются с 7-10 лет [18].

В течение всего этого времени происходит интенсивный процесс развития организма и психики занимающихся. Поэтому методы учебно-тренировочной работы с детьми должны не только существенно отличаться от методов работы с взрослыми, но и иметь свои различия в каждой возрастной группе. Только тогда можно надеяться, что к 19-20 годам занимающиеся достигнут всесторонней подготовки. Попытки форсировать появление высоких игровых качеств раньше, чем это возможно, ошибочны. Высокие тренировочные нагрузки, большое количество сыгранных игр приводят к появлению силовой манеры игры во вред ее технико-тактическому уровню. Накапливающаяся усталость нарушает естественный ход физиологического развития детей. В результате, переходя в команды взрослых, молодые спортсмены не только перестают расти, но даже снижают качество своей игры. А некоторые вообще прекращают активные занятия спортом [1].

Методика учебно-тренировочной работы с детьми по спортивным играм исходит из общих положений педагогики и теории физического воспитания. Она строится на основе: учета особенностей возрастного развития детей; реализации принципа воспитывающего характера обучения; осуществления специализации на базе всесторонней физической подготовки; строгого соблюдения принципов доступности, постепенности и систематичности; перехода к игровой специализации на базе игровой универсальности и тесной связи между преподавателем, врачом, родителями, школой.

Для детей 10-12 лет характерно дальнейшее совершенствование функциональной деятельности организма. Интенсивное развитие процессов внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в центральной нервной системе. Одновременно протекают значительные изменения в опорно-двигательном аппарате: усиливается осификация костей, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к появлению высокого совершенства двигательной координации. Поэтому в возрасте 10-12 лет детей уже можно обучать элементам игры. Однако дети еще не могут долго сосредоточивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире применять соревновательную форму, проводить обучение по преимуществу целостным методом. С большой долей показа и подводящих упражнений. Специально развивать силу и выносливость у детей 10-12 лет нельзя. Большое значение в этом периоде имеет применение корригирующих упражнений, так как под влиянием тренировки у юных спортсменов может образоваться кифоз. В целях предупреждения одностороннего развития конечностей в занятиях с детьми следует широко использовать упражнения для развития слабейшей руки (ноги) [15].

Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 10-12 лет еще не достигает своего совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера.

В работе с детьми 10-12 летнего возраста главный упор делается на овладение техникой и индивидуальными тактическими действиями. Основным средством подготовки по-прежнему остаются игры, приспособленные к возрастным возможностям занимающихся. Чтобы формирование навыков проходило правильно, необходимо, прежде всего, уменьшать вес и размеры используемого инвентаря, например, уменьшать размеры ворот в футболе. Можно также снижать нагрузку, сокращая размеры площадки, время игры и увеличивая количество перерывов в игре. Кроме того, практикуется упрощение правил, увеличение числа замен с обязательным участием в игре каждого заявленного в протоколе.

Наряду с практическим овладением техникой и тактикой в 10-12 летнем возрасте следует начинать систематическое изучение правил и теории игры.

Очень важно уделять серьезное внимание развитию зрительной ориентировки. Специальные упражнения, развивающие этот навык, необходимо выполнять как в основной, так и в подготовительной части урока. Учитывая сложность ориентировки в соревновательной игровой обстановке, при изучении тактических навыков целесообразно чаще использовать игры в уменьшенных составах (2х2, 3x3, 4х4 и так далее) [5].

В большинстве случаев ошибки при обучении детей техническим приемам бывают общими. Устраняются они повторным объяснением, упрощением условий выполнения, расчленением движения. В исправлении ошибок важна наглядность. Поэтому надо показывать детям и правильное и неправильное выполнение приема и давать им такие задания, при которых они все время могли бы видеть результат своих действий. Ошибки, возникающие из-за слабой физической подготовки, устраняются индивидуально.

В возрасте 10-12 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. При совершенствовании и закреплении техники игры происходит комплексное усвоение нескольких приёмов одновременно в различных сочетаниях.

1.2.1 Перемещения

Техника передвижения включает в себя следующего группу приемов: бег обычный (равномерный с изменением скорости и направления, темпа и ритма движения); прыжки (с места, толкаясь двумя ногами, с разбега, толкаясь одной и двумя ногами); остановки (шагом и прыжком); повороты (вперёд и назад, переступанием и прыжком); бег спиной вперёд, скрестными и приставными шагами в сторону; сочетание разных способов бега; сочетание разных приёмов передвижений. Классификация техники передвижения представлена на схеме 1.1.

Схема 1.1 - Техника передвижений


В процессе игровой деятельности приемы техники передвижения используются в самых различных сочетаниях. Так, например, в игре широко варьируется скорость передвижения футболистов: от медленной ходьбы до стартовых ускорений и рывков с максимальной скоростью, и так далее. Особенностью передвижений футболиста является сочетание различных приемов бега с прыжками, остановками и поворотами.

Приемы и способы техники передвижения находятся в тесной взаимосвязи с искусством владения мячом полевыми игроками и вратарем. Целесообразное и комплексное применение приемов техники передвижения позволяют эффективно решать многие тактические задачи [9].

Примерные упражнения:

1) из стойки футболиста приподняться на носки, вернуться в исходное положение;

2) принять положения защитной стойки, выполнять ходьбу вперед-назад, вправо-влево, а затем бег в медленном темпе;

) перемещения боксёрским шагом в разных направлениях.

Ошибки: ноги располагаются широко или слишком близко одна от другой, тяжесть тела находится на одной ноге, на всей стопе или выходит за проекцию ступней, напряжённость позы (верхнего плечевого пояса, мышц, туловища), колени сведены внутрь, неестественное, неудобное положение тела, туловище сильно наклонено вперёд.

Бег. Основное средство передвижений в футболе. С помощью бега осуществляются различные перемещения футболистов, не владеющих мячом. Кроме того, бег входит составной частью в технику владения мячом.

В футболе используются следующие приемы бега: обычный бег, бег спиной вперед, скрестным шагом, приставным шагом. Акцент делается на:

а) умение мгновенно начинать бег;

б) постановку ноги на землю с носка;

в) законченность отталкивания;

г) работу рук;

Примерные упражнения:

1)      Бег на месте с переходом на бег по прямой;

2) Семенящий бег, бег с захлёстом голени, с высоким подниманием бедра на месте и в движении с переходом на обычный бег по прямой;

) Бег со старта из различных исходных положений (стоя, сидя, лёжа, в приседе, лицом вперёд, в сторону, назад по отношению к направлению движения) на 10-40 метров;

) Переход с обычного бега на ускоренный и наоборот;

) Ускорения и рывки по дугам с быстрым изменением направления.

6) Бег «веером» с возвратом с сопротивлением резины.

) Бег спиной вперёд, переход на обычный бег, на бег приставными и скрёстными шагами и наоборот.

) Передвижения бегом по зрительным и звуковым сигналам. Пример: группа движется спокойным бегом лицом вперёд. Задание: «свисток» - группа выполняет рывок (10-15 метров); «правая рука в сторону» - группа переходит на бег приставными шагами в правую сторону и так далее.

Ошибки. В технике бега футболиста надо исправлять те ошибки, которые мешают ему играть, не стремясь добиться техники бега, идеальной с точки зрения лёгкой атлетики. Для всех способов бега типичными ошибками являются: неправильное положение туловища и головы, закрепощённость мышц верхнего плечевого пояса, волнообразное движение общего центра тяжести, незаконченность отталкивания и другие.

Остановки. Рассматриваются в технике передвижения в связи с тем, что они являются эффективным средством изменения направлении движения. В зависимости от расположения противника после внезапной остановки следуют рывки в том же или противоположном направлении, уходы влево или вправо, как с мячом, так и без него.

Применяются два способа остановки: прыжком (выполняют невысокий, короткий прыжок с приземлением на маховую ногу, которая для устойчивости несколько сгибается, часто приземление выполняется на обе ноги) и выпадом (осуществляют за счет последнего бегового шага: маховая нога выносится вперед с опорой на пятку с последующим перекатом на ступню, остановка выпадом характеризуется двухопорным положением со значительным сгибанием ног).

Важно при обучении обратить внимание, чтобы перед остановкой не падала скорость бега.

Примерные упражнения:

) Остановки изучаемым способом выполняются произвольно во время равномерного бега;

) Остановки выполняются по звуковым и зрительным сигналам, подаваемым преподавателем внезапно. Пример: группа движется бегом лицом вперёд. Задание: «одна рука вверху» - остановка прыжком; «две руки вверху» - остановка шагом и так далее;

) То же, остановка в обусловленном месте.

Ошибки: короткий стопорящий шаг, потеря равновесия, смещение центра тяжести на одну ногу, недостаточное сгибание опорной ноги, сильный наклон туловища вперёд, расположение стоп на одной линии.

Повороты. С их помощью футболисты с минимальной потерей скорости изменяют направление бега. После поворотов на месте обычно следуют стартовые действия. Повороты входят также составной частью в технику выполнения некоторых способов ударов, остановок, ведения и финтов.

Используются следующие приемы поворотов: переступание (осуществляется за счет 2 - 3 коротких шагов до необходимого направления), прыжком (его выполняют активным толчком в сторону поворота, стопа маховой ноги развертывается в этом же направлении, прыжок невысокий, но достаточно широкий), поворот на опорной ноге (имеет две разновидности: выполняется на дальней от направления поворота ноге, вынося проекцию ОЦТ за границу площади опоры, футболист разворачивается на носке опорной ноги в сторону поворота. Во втором случае поворот осуществляется, на ближайшей к направлению движения ноге ОЦТ тела смещается, в сторону поворота. Шаг переносной ноги делается скрестно впереди опорной в этом же направлении. Поворот выполняется на носке несколько согнутой опорной ноги).

При обучении необходимо обращать внимание на выполнение поворотов на согнутых ногах при низко опущенном центре тяжести.

Примерные упражнения:

Повороты выполняются в сочетании с другими игровыми приёмами (бегом, вышагиваниями, остановками).

) На месте поворот и переход на выполнение следующего игрового приёма (бега, прыжка, остановки);

) Передвижение обычным бегом, выполнение поворота в обусловленном месте, произвольно, по звуковым и зрительным сигналам преподавателя. Пример: группа движется бегом лицом вперёд. Задание: «один свисток» - остановка - поворот на 900 - продолжение бега и так далее.

Ошибки: поворот выполняется на прямых ногах, на всей ступне, на двух ногах одновременно, туловище, голова, верхний плечевой пояс закрепощены.

Прыжки. Используя их, выполняют некоторые приемы остановок и поворотов. Прыжки входят составной частью в технику отдельных способов ударов, остановок мяча грудью, ногой, головой и некоторых финтов. В игре используются прыжки вперед, в стороны, вверх и в смежные с ним; направления. Всем прыжкам свойственны фазы отталкивания, полета и, приземления.

Различают два приема прыжков - толчком одной и двумя ногами.

Прыжки толчком одной ноги осуществляют вперед, в стороны, вверх они характеризуются активным отталкиванием, которое сопровождается маховым движением ноги, и переносят вес тела в сторону прыжка. Приземление происходит на одну или обе ноги. При выполнении удара по мячу головой в прыжке часто необходима максимальная высота взлета. Этому способствует стопорящая постановка толчковой ноги после разбега.

Прыжки толчком двумя ногами выполняют вверх, вперед, в стороны и в смежные направления.

При прыжке с места перед отталкиванием, игрок быстро подседает. Активное выпрямление ног сопровождается переносом веса тела в сторону игрока и маховым движением рук. При прыжке с разбега в последнем шаге производится стопорящая постановка одной ноги. В момент подседания к ней быстро представляется вторая нога.

При обучении прыжкам необходимо научить: правильному отталкиванию, координации движений в безопорном положении, мягкому приземлению, грамотно рассчитывать точку встречи с мячом, оптимальные выбор места и время отталкивания.

Примерные упражнения:

1) Прыжки с места и с разбега, толкаясь одной и двумя ногами вверх, вверх - вперёд, вверх - в сторону;

) Прыжки с места в высоту, доставая подвешенный мяч головой, ногой, рукой;

) Прыжки с поворотом в воздухе на 180 - 360°;

) Прыжки в круги, обозначенные скакалками: а) простые, б) скрестные;

) Прыжки со скакалкой.

Ошибки: неправильный выбор места и времени отталкивания, пассивное движение руками и маховой ногой в момент толчка, потеря равновесия при приземлении, постановка толчковой ноги на всю ступню или с носка.

1.2.2 Удары ногой по мячу

Ударами ногой по мячу обучают в такой последовательности:

1)      Удары внутренней стороной стопы;

Применяется в основном, при коротких и средних передачах, а также при ударах по цели с близкого расстояния.

Особенности выполнения: место начала разбега, мяч и цель находится примерно на одной линии. Замах ударной ноги выполняется за счет заднего толчка последнего бегового шага. Ударное движение начинается с одновременного сгибания бедра и поворота кнаружи (супинация) ударной ноги. В момент удара напряженная нога развернута носком кнаружи, а ее стопа находится строго под прямым углом по отношению к направлению полета мяча. Носок стопы несколько приподнят. Удар выполняется серединой внутренней поверхности стопы. Положение ноги во время удара сохраняется и во время проводки.

Удар внутренней стороной стопы отличается значительной точностью, так как при ударе с мячом соприкасается большая площадь стопы. Однако сила удара указанным способом меньше по сравнению с другими способами, так как замах ударной ноги ее достигает максимальной величины.

) Удары срединой подъема

Линия разбега, мяч и цель находится примерно на одной линии. Замах и ударное движение выполняется строго в сагиттальной (переднезадней) плоскости. Опорная нога ставится с пятки на уровне с мячом. Во время ударного движения происходит перекат опорной ноги с пятки на носок. Значительная площадь соприкосновения стопы и мяча позволяет выполнить удар довольно точно.

Разбег, замах и ударное движение выполняются в одной плоскости, благодаря чему биомеханически целесообразно используется система движения, и наносятся удары с большей силой по сравнению с другими способами. Надо, однако, помнить, что удар выполняется серединой подъема с максимально оттянутым вниз носком. В связи с этим возможно задевание грунта стопой, это может привести к травме. А это приводит в дальнейшем к боязни выполнения данного приема.

) Удар внутренней частью подъема

Используется при «средних» и «длинных» передачах, прострелах вдоль ворот и ударах по цели со всех дистанций.

Разбег при выполнении удара производится под углом 45° по отношению к мячу и цели. Замах ударной ноги близок к максимальному. Опорная нога ставится на внешнюю часть (свод) стопы. Туловище несколько наклонено в сторону опорной ноги. Ударное движение начинается со сгибания бедра и заканчивается резким разгибанием голени. Носок стопы оттянут вниз, нога напряжена.

) Удар наружной частью подъёма.

) Удар носком.

Выполняется, когда необходимо произвести неожиданный, без подготовки, удар по цели. Кроме того, этот удар эффективен при выбивании мяча у противника в выпаде или в шпагате.

При ударе разбег, мяча и цель находится на одной линии. Задней толчок последнего шага разбега является замахом для удара. Ударное движение выполняется напряженной ногой, слегка согнутой в коленном суставе. В момент удара носок несколько приподнят. Так как ударная площадь носка незначительна, то указанный способ обладает меньшей точностью, особенно при ударах по катящемуся мячу.

) Удар пяткой

Применяется в основном при необходимости выполнить неожиданную передачу партнеру, находящемуся сзади. При всей простоте данного приема первоначально далеко не всегда у начинающих футболистов он получается правильно.

) Резаный удар внутренней частью подъема

Наносится не посередине мяча, а по той его части, которая дальше стоит от опорной ноги. В момент удара нога как бы вскользь прокатывается по мячу, придавая ему вращательное движение вокруг своей оси. Чем сильнее вращается мяч, тем круче дуга его полета.

) Резаный удар внешней частью подъема

Нога также соприкасается не с серединой, а с той частью мяча, которая находится ближе ноге. При этом вначале касается та часть подъема, которая ближе к пальцам. Затем бьющая нога продолжает движение сторону опорной, а мяч, прокатившись по внешней части подъема, как бы отрывается от ноги.

) Удары с лета - один из наиболее сложных технических приемов игры. Обучаясь этим ударам, следует обратить внимание на правильность соприкосновения бьющей ноги с мячом. Например, игрок выполняет удар по летящему мячу сбоку от него, стараясь попасть в ворота.

По мере овладения техникой удары выполняются по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу навстречу, сбоку, по ходу движения, с места, с разбега, с поворотом, в прыжке. Вначале обучают точности, а затем силе удара в процессе обучения обращаем внимание:

а) место постановки опорной ноги по отношению к мячу и к направлению удара;

б) амплитуда замаха бьющей ноги;

в) положение бьющей ноги в момент удара;

г) свободу движений и положение туловища и рук;

д) проводку мяча;

е) готовность игрока после удара к продолжению игровых действий.

Примерные упражнения:

) У стенки. Нужно встать в 5 - 6 метров от стенки и выполнить по 20 - 25 ударов низом по неподвижному мячу без разбега. Затем совершить по 20 - 25 ударов с одного, а потом с 2 - 3 шагов разбега;

) Точная передача. Игроки разбиваются на пары. Партнеры встают друг против друга на расстоянии 5-6 метров и поочередно низом посылают друг другу мяч так, чтобы он мягко подкатывался к ногам адресата. По мере освоения техники удара выполняются удары поочередно то правой, то левой ногой;

) Один из занимающихся (пасующий) встает в 6 метров от колонны. По сигналу он мягко низом направляет мяч головному игроку в колонне. Тот с ходу направляет мяч обратно, а сам поворачивается и занимает место в конце колонны и так далее. Когда все игроки выполнят по две передачи, происходит замена пасующего игрока. В ходе упражнения все игроки должны побывать в роли пасующего;

) В движении. Передвигаясь по кругу, игроки выполняют передачи мяча в одно или два касания. При этом рекомендуется передавать мяч на ход впереди бегущему партнеру. При выполнении передачи внешнее плечо игрока должно как бы выдвигаться вперед, а носок опорной ноги направляется в сторону ожидаемого мяч игрока;

) Дальний удар. На поле обозначается коридор шириной 15 метров. Игроки поочередно выполняют удары верхом с разбега. Каждому дается по 3 попытки. Побеждает тот, кто пошлет мяч на большее расстояние по коридору;

) Пяткой в цель. Из двух стоек сооружаются ворота шириной 1 метр. Два игрока занимают позиции по ту и другую стороны от ворот. Они поочередно наносят с небольшого разбега удары по воротам пяткой. Расстояние от ворот до лежащего на земле мяча 6-7 метров;

) Удар по воротам и передача партнёрам в сочетании с другими игровыми приёмами (ведением, остановками и так далее).

1.2.3 Остановки

Остановки служат средством приема и овладения мячом. Цель остановки - погасить скорость катящегося или летящего мяча для осуществления дальнейших действий. Термин «остановка мяча» следует понимать как «обработка мяча», «прием мяча». Обучение проводится одновременно с ударами по мячу. Последовательно учат останавливать:

а) катящиеся мячи - подошвой, внутренней стороной стопы, внешней частью подъёма;

б) только что отскочившие мячи;

в) опускающиеся мячи;

г) летящие мячи.

Остановки выполняются ногой, головой и туловищем (Схема 1.2)

Схема 1.2 - Виды остановок


При обучении мяча внимание сосредотачивается на:

а) готовности игрока к приёму мяча;

б) свободное, непринуждённое положение игрока в приёма мяча;

в) уступающую работу мышц ног, туловища. Шеи, частей тела, непосредственно участвующих в остановке мяча;

г) быстрое приспособление мяча к выполнению последующих игровых действий.

По мере усвоения техники остановок мяча совершенствование происходит в более сложных игровых упражнениях. При обучении остановкам мяча применяется подсобный инвентарь и оборудование (стенки, сетки и так далее), но чаще этот процесс осуществляется с помощью партнёров.

Примерные упражнения:

) Имитация изучаемых способов остановки мяча;

) Ударь и останови. Встать в 5 метрах от стенки и направить мяч низом так, чтобы, отскочив от стенки, он откатился назад. Остановив мяч, вновь ударом направить его в стенку и так далее;

) Приём и передача. Игроки разбиваются на пары. Партнеры встают друг против друга на расстоянии 6 м. Посылая поочередно мяч друг другу, они упражняются в передачах и остановках мяча внутренней стороной стопы. Постепенно расстояние между партнерами увеличивается;

) Мяч в центр. Занимающиеся встают по кругу, диаметр которого 12-14 метров. Один из игроков занимает место в центре круга. Его задача - поочередно передавать мяч коллегам. Последние, остановив мяч, вновь возвращают его игроку, стоящему в центре круга;

) Из круга в круг. Участники разделяются на две команды. В составе каждой равное число игроков. Команды располагаются в нескольких местах друг от друга, встав в колонны по одному. Перед каждой колонной чертится круг диаметром 2 метра. Первые номера команд встают в круг с мячом. По сигналу они направляют мяч головным игрокам своих команд. Те, остановив мяч, направляют его обратно, а сами поворачиваются и бегут в конец колонны. Игра заканчивается, когда каждый игрок в командах выполнит по три передачи. Победа дается команде, быстрее выполнившей задание. Расстояние от колонны до круга - 5-6 метров;

) В движении. Игроки разбиваются на пары и встают в 7-8 метрах друг от друга. Продвигаясь вперед, они передают мяч друг другу низом, предварительно останавливая его ногой. Темп движения постепенно увеличивается.

Зачастую у начинающих игроков встречается при остановках такая ошибка: коснувшись ноги, мяч сильно отскакивает, что позволяет сопернику овладеть мячом. Это вызвано тем, что суставы ноги сильно напрягаются, а мяч, натолкнувшись на жесткую поверхность стопы, отскакивает от ноги. Чтобы устранить этот недостаток, лучше всего потренироваться вместе с партнером в остановках, используя слабо накаченный мяч. Когда почувствуете, что ошибок становится все меньше, переходите на упражнения с обычным мячом.

Нередко встречается и другая ошибка. Например, носок опорной ноги слишком разворачивается внутрь или наружу. В результате останавливающая нога встает не под прямым углом к движущемуся навстречу мячу, который столкнувшись со стопой, неожиданно отскакивает в сторону. В этом случае целесообразно выполнить удары в стенку с последующей остановкой отраженного мяча, обращая необходимое внимание на постановку опорной ноги.

1.2.4 Удары по мячу головой

Рассматриваемый технический прием является важным средством ведения игры. Удары по мячу головой используются в процессе игры, как при завершающих ударах, так и для передач мяча партнеру. Чаще всего применяют удар средней частью лба и его варианты. Техника ударов по мячу головой включает подготовительную, рабочую и завершающую фазы.

Последовательность обучения: вначале обучают ударам по мячу головой в опорном положении, затем в прыжке и в падении серединой лба. Значительный замах в переднезадней (сагиттальной) плоскости позволят выполнить удар большой силы. При этом имеется возможность зрительного контроля полета мяча и предполагаемой цели, что определенным образом обусловливает точность удара. В зависимости от игровой ситуации применяют два варианта удара серединой лба: без прыжка и в прыжке. Движения существенно отличаются от описанных выше движений.

Подготовительной фазой удара является толчок и подфаза полета. На последних 3-4 шагах разбега туловище наклоняется несколько вперед. Толчок выполняется одной ногой в сторону предполагаемой встречи с мячом. Полет происходит параллельно земле. Руки согнуты в локтевом суставе. Движения мяча находится в поле зрения игрока. Масса и скорость полета футболиста передаются при ударе по мячу.

Удар выполняется серединой или боковой частью лба. В первом случае направление полета и цель удара расположены на одной линии. При ударе боковой частью лба мяч часто срезается и траектория существенно меняется.

Заключительная фаза - приземление происходит на согнутые напряженные руки. Амортизируя падения, руки сгибаются, затем происходит перекат на грудь, живот, ноги.

Удар по мячу головой в падении выполняется на высоте 60-100 см. Этот способ позволяет нанести эффективный удар по труднодоступному мячу, когда другие технические приемы и способы использовать невозможно. И боковой частью лба, используется, когда мяч летит, сбоку от игрока и нет возможности выполнить удар серединой лба с поворотом. При ударе без прыжка исходное положение стойка ноги врозь. Если мяч приближается слева, то для замаха туловище наклоняется вправо. Правая нога сгибается в голеностопном и коленном суставах. На нее переносится вес тела. Голова поворачивается в сторону мяча. Ударное движение начинается с разгибания ноги и выпрямления туловища. Вес тела переносится на левую ногу. Место удара приходится на область лобных бугров.

При ударе в прыжке подготовительная фаза после отталкивания туловище для замаха отклоняется во фронтальной плоскости в сторону, противоположную цели. Ударное движение выполняется за счет резкого сокращения предварительно растянутых мышц. Удар наносится в момент достижения наивысшей точки прыжка.

Примерные упражнения:

) Жонглирование мячом ударами головой на месте и в движении, меняя высоту и направление отскока мяча, сочетая с жонглированием ногами и головой. Пример: игрок жонглирует мячом, последовательно ударяя по нему левой ногой - правой ногой - 2-3 раза головой и так далее. Упражнения целесообразно проводить в игровой форме с заданиями:

а) кто дольше удержит мяч в воздухе;

б) кто сделает подряд определённое количество ударов;

в) жонглирующий предаёт мяч партнёру после выполнения определённого количества ударов или выполняет оговоренное игровое действие по звуковому или зрительному сигналу;

) По воротам. Упражняются одновременно три игрока. Один занимает место в воротах, другой встает в 10 - 12 шагах от них и с угла вратарской площади ворот набрасывает мяч на 8-метровую отметку, которая обозначается заранее. Принимающий игрок разбегается и в прыжке наносит удар головой по воротам. После 6 - 8 ударов партнеры меняются ролями;

) Через шнур. Впереди колонны занимающихся ставятся две стойки, на которые натягиваются на высоте головы игроков шнур. Перед колонной встает с мячом в руках игрок А. Он набрасывает мяч так, чтобы игрок, стоящий головным в колонне, разбежался и, прыгнув, пробил мяч головой над шнуром. После удара бьющий встает в конец колонны, а удар выполняет следующий игрок;

) Через набивной мяч. Упражняются два игрока. Перед игроком А кладется набивной мяч. В 4-5 метрах от него с мячом в руках занимает позицию игрок Б. Он набрасывает мяч своему партнеру А так, чтобы тот, перепрыгивая через набивной мяч, одновременно наносил удар головой. Периодически партнеры меняются ролями;

) Гонки мяча. Занимающиеся располагаются по кругу и выполняют передачи игроку, который стоит в центре круга. Как только мяч упадет на землю, в центр круга встает другой игрок;

) Набрось мяч. Упражняются два игрока. Один из них набрасывает по крутой траектории мяч партнеру, а тот посылает его обратно ударом головой в прыжке с разбега, отталкиваясь одной ногой. После пяти ударов партнеры меняются ролями;

) Мяч в воздухе. Занимающиеся тренируются в парах. Игроки встают в 3-4 метра друг от друга и ударами головы выполняют передачи, стараясь, чтобы мяч дольше продержался в воздухе. Постепенно расстояние между партнерами увеличивается;

) Удары по мячу головой, преодолевая активное сопротивление соперника.

1.2.5 Ведение мяча

С помощью ведения осуществляется всевозможные перемещения игроков. При этом мяч находится под их постоянным контролем. При ведении используется бег, и выполняются в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой и головой (Схема 1.3).

юный футболист технический навык

Схема 1.3 - Ведение мяча

Некоторые способы ведения не имеют самостоятельного значения. И в отдельности редко используются в игре. Однако в сочетании с другими видами ведения их применение бывает оправданным.

Ведение мяча ногой - это основной прием ведения, который представляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами.

Исходя из тактических задач, удары по мячу при ведении выполняются с различной силой. Если нужно быстро преодолеть значительное расстояние, то мяч отпускают от себя до 10 - 12 метров. При противодействии соперника возникает возможность потери мяча, поэтому следует постоянно контролировать мяч и не отпускать его дальше 1-2метра. Нельзя не отметить при этом, что частые удары снижают скорость времени. Различают несколько основных видов ведения, которые наиболее часто используются в игре. Их отличие заключается только в способе нанесения ударов: ведения серединой подъема, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, носком.

При ведении средней частью подъема и носком осуществляется преимущественно прямолинейное действие. Ведение внутренней частью подъема дает возможность выполнить перемещение по дуге.

Ведение внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения. Наиболее универсальным можно считать ведение внешней частью подъема, которое дает возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением направления.

При ведении прыгающих мячей используют удары средней частью подъема или бедром. Применяя эти два способа ведения, можно продвигаться с держанием мяча в воздухе.

Ведение мяча головой - используется данный прием при перемещении игрока в различных направлениях, удерживая мяч в воздухе с помощью последовательных ударов головой. Удары в основном выполняются средней частью лба. Мяч посылается вперед с такой силой и траекторией, чтобы успеть переместиться, догнать летящий мяч и произвести последующий удар головой.

Примерные упражнения:

) ведение мяча в различных направлениях по прямой, по кругу, змейкой и так далее в равномерном темпе и со сменой скорости движения;

) ведение мяча вокруг стоек, флажков, пассивно играющих партнёров, расположенных на различном расстоянии друг от друга;

) ведение мяча в сочетании с другими игровыми приёмами. Например: получение паса от партнёра, ведение вокруг 3-5 стоек, удар по воротам или передача партнёру; поочерёдное ведение мяча игроками в парах с передачами его друг другу по сигналу.

) Расположение группы из 5-8 человек во встречных или параллельных колоннах, в шеренгах, в кругах. Поочерёдно ведение мяча со сменой мест в сочетании с остановками, передачами и ударами по воротам.

1.2.6 Обманные движения (финты)

Обманные движения составляют группу приемов техники футбола, которые выполняются в последовательном единоборстве с противником. Финты применяют с целью преодоления сопротивления противника и создания выгодных условий для дальнейшего ведения игры. Использование финтов позволяет успешно решать многие тактические задачи, как в атаке, так и в обороне (схема 1.4).

Имеются различные способы выполнение этих финтов и их разновидности.

Схема 1.4 - Обманные движения


При анализе технике обманных движений выделяются две общие фазы: подготовительная и фаза реализации. Инсценировка обманных действий в первой фазе направлена на вызов ответной реакции соперника для противодействий. Естественность выполнения данной фазы определяет ответную реакцию соперника. Во второй фазе реализуются футболиста после реакции соперника на обманные движения. Фазе реализации свойственна значительная вариативность, которая обуславливается игровыми ситуациями и тактическими соображениями. При выполнении финтов используют различные варианты уходов с мячом (вперед, вправо, влево, назад), убирание мяча, пропуск мяча партнеру и их сочетания.

Скорость первой фазы обманного действия определяется временем, необходимым для естественного выполнения подготовительной фазы используемого технического приема. Быстрота выполнения фазы реализации диктуется тактической обстановкой и обычно близка к максимальной.

Примерные упражнения:

) Ведение мяча вокруг стоек или пассивно играющих партнёров с имитацией обманных движений;

) Финт «ложный замах на удар». Этот финт рекомендуется научиться выполнять без сопротивления партнеров. Вначале используется в качестве такового любой предмет (стойка, флажок, мяч). Занимающийся упражняется так: ведя мяч на ориентир, за 2-3 метра до него выполняет финт, как бы показывая, что удар будет нанесен вправо (влево), а сам быстро продолжает движение с мячом влево (вправо). После того, как занимающийся почувствует, что данное упражнение освоено, следует выполнить аналогичное задание, но с партнером. Задача партнера - сначала выполнять роль пассивного соперника, а затем действовать все более активно против игрока, владеющего мячом;

) Финт «ложная остановка». Осваивается данный прием в парах. Партнеры встают в 8 метрах друг от друга. Один из них ведет мяч прямо на своего товарища. За 1,5 - 2 метра от него он резко останавливается, прижав мяч подошвой к земле. Затем, быстро приподняв ногу и заведя ступню за мяч, проталкивает его вперед, делая рывок с мячом по ходу движения. В ходе занятий партнеры периодически меняются ролями;

) Финт «подбрось мяч». Упражняются в парах. Приближаясь к сопернику, игрок пробрасывает мяч мимо него справа (слева), а обегает слева (справа). Сначала в качестве соперника используется любой предмет (стойка, флажок), а лишь затем отработка приема осуществляется с партнером. Желательно, чтобы партнер, выполняющий роль соперника, действовал пассивно;

) Финт «выпад в сторону». Игрок ведет мяч навстречу партнеру. Примерно за 2 метра от него толчком левой (правой) ноги он выполняет выпад вправо - вперед (влево - вперед). Его партнер пытается перекрыть зону прохода, а игрок, владеющий мячом, посылает мяч внешней частью подъема мимо среагировавшего на финт игрока и продолжает ведение мяча;

) Финт «оставь мяч партнеру». В разучивании этого приема участвуют несколько занимающихся. Один из игроков ведет мяч и за 2 - 3 метра до соперника внезапно оставляет его партнеру, который следует за ним, а сам совершает рывок дальше, увлекая за собой соперника. Партнер подхватывает мяч и выполняет удар в цель (ворота, мишень на стенке;

) Игрок 1 получает мяч от игрока 2 и в движении за счёт финтов пытается его обыграть и поразить ворота. Игрок 2 оказывает активное противодействие;

) На ограниченной площадке две команды по 2-5 игроков в каждой при помощи финтов ведут борьбу за мяч.

1.2.7 Отбор мяча

Отбор мяча осуществляется главным образом в момент приема мяча соперником или во время ведения. Эффективность использования отбора обусловливается ситуационными способностями футболиста, то есть способностями точно оценить расстояние до соперника и мяча, скорость их перемещения, расположения игроков и так далее. Сближаясь с соперниками сохраняя дистанцию, необходимо атаковать соперника, когда он несколько отпускает мяч от себя. В этот момент атакующий игрок делает рывок к мячу и ударом ногой, остановкой или толчком плеча выполняет отбор.

Существуют две разновидности отбора мяча: полный и неполный отбор. При полном отборе мячом овладевают сам отбирающий или его партнер. При неполном отборе мяч отбивается на определенное расстояние или выбивается за боковую линию. Несмотря на то, что мячом овладевает соперник, создается помеха его атакующим действием и выигрывается время для рационального перестроения обороны. Противник вынужден менять темп и фронт атаки.

В сложных ситуациях для отбора мяча используют специальные способы: в выпаде, в подкате.

Примерные упражнения:

) Игрок 2 располагается сзади игрока 7 и старается перехватить мячи, посылаемые ему с расстояния 10-20 метрах игроками 5 и 6, которые, передавая друг другу мяч, передают его игроку 6, как только защитник 2 не успеет его закрыть. Если защитник 2 коснулся или овладел мячом, он меняется ролью с игроком 7, которого опекал;

) Пассивный отбор. Упражняются два партнера. Они занимают позицию в 15 шагах друг от друга. Один из них ведет мяч внутренней стороной подъема прямо на партнера. Тот ждет, когда он приблизится к нему на соответствующее расстояние, и быстро выдвигает ногу навстречу мячу. Партнеры периодически меняются ролями;

) Как в игре. Игроки разбиваются на пары. На каждую пару дается по мячу. Один из партнеров ведет мяч дальней ногой, а другой старается выбить его, выполняя подкаты. Партнеры периодически меняются ролями.

1.2.8 Вбрасывания мяча

Вбрасывание мяча - единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками руками. Структура движения при вбрасывании во многом определяется требованиями правил футбола и не представляет особой сложности. Однако чтобы вбросить мяч на значительное расстояние (25-30 метров), необходимо специальный навык и определения сила группы мышц живота, плечевого пояса и рук.

При вбрасывании мяч берется в руки так, чтобы кисти с расставленными кольцами обхватывали его сбоку, большие пальцы почти соприкасаются.

Для увеличения дальности броска иногда используют вбрасывание с разбега. Разбег способствует предварительному наращиванию скорости тех звеньев, которые участвуют при вбрасывании.

Примерные упражнения:

) Только руками. Встать в 4 - 5 метрах от стенки и выполнить броски двумя руками из-за головы без движения туловища и ног. Особое внимание обращается на энергичное движение кистей в заключительной фазе броска;

) С пригибанием туловища. Это упражнение аналогично первому. Однако перед вбрасыванием мяча нужно прогнуться в пояснице. Затем за счет энергичного разгибания ног, сгибания туловища и движения рук мяч направить в стенку. Постепенно расстояние до стенки увеличивается до 5 - 6 шагов;

) Точный бросок. В 8 - 9 шагах от боковой линии поля чертятся три концентрических круга диаметром 1,5; 1 и 0,5 метров. Игроки соревнуются: кто после 10 бросков наберет больше очков. За попадание в самый маленький круг начисляется по 3 очка, в средний - по 2 и большой - по 1.

.2.9 Обучение технике игры вратаря

Техника вратаря существенно отличается от техники полевого игрока. Это связано с тем, вратарю, согласно правилам, разрешено играть руками в пределах штрафной площади.

Технику вратаря входит следующая группа приемов: ловля, отбивание, переводы и броски мяча. В игровых условиях в зависимости от расположения партнеров и игроков команды противника, а также от направления, траектории и скорости движения мяча применяются различные приемы, способы и разновидности действий вратаря. В процессе игры вратарь пользуется необходимым арсеналом техники полевого игрока.

Успешное выполнение технических приемов во многом определяется готовностью вратаря к действию. Одним из факторов готовность является целесообразное исходное положение вратаря. Она характеризуется стойкой ноги врозь. Полусогнутые руки вынесены вперед на уровне груди. Ладони обращены внутрь - вперед. Пальцы несколько расставлены. Правильное исходное положение позволяет вратарю быстро выносить ОЦТ за пределы площади опоры и выполнять необходимые передвижения обычным, приставным и скрестным шагом, прыжки и падение.

Примерные упражнения:

) Подбрасывание мяча над собой и ловля;

) Вратарь посылает мяч в стенку, щит, сетку и ловит отскочивший мяч в зависимости от траектории полёта разными способами;

) Два мяча лежат на расстоянии броска - один справа, другой слева от вратаря. Вратарь поочерёдно прыгает в каждую сторону и обеими руками накрывает мяч;

) Вратарь подбрасывает мяч вертикально вверх и прыгает за вторым мячом, лежащим на земле на расстоянии броска. Быстро поднявшись, вратарь в прыжке ловит опускающийся мяч. Вначале после одного отскока;

) Партнёр поочерёдно посылает два мяча вратарю рукой или ногой, меняя каждый раз направление полёта мяча. Вратарь старается поймать мяч и, быстро поднявшись, вернуть его партнёру;

) Вратарь находится у тренировочной стенки на расстоянии 3-7 метров лицом к ней. Партнёр, стоящий сзади вратаря, посылает мяч в стенку, каждый раз меняя направление и силу удара. Вратарь старается поймать мяч и вернуть его партнёру.

1.3   
Формирование базовой техники юных футболистов

В возрасте 10-12 лет активно формируются процессы морфофункциональных систем и двигательных функций. В течение этого возрастного периода можно рекомендовать интенсивное использование различных средств и форм физического воспитания и спортивной тренировки для своевременного и успешного развития двигательных качеств. Физические качества будут развиваться более интенсивно, если их целенаправленное воспитание начнет осуществляться уже в младшем школьном возрасте.

В спортивной подготовке детей удельный вес обучение гораздо значительнее, чем в процессе подготовки юношей и взрослых спортсменов. Это обусловлено необходимостью возможно более раннего овладения основами техники и наличием особо благоприятных возможностей в детском возрасте для формирования двигательных умений и навыков. К 11 годам отчетливо проявляется спортивный профиль ребенка. Особое внимание необходимо уделять психолого-педагогической и организационной сторонам тренировочных занятий. Объем тренировочных нагрузок должны быть очень строго регламентированы. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью.

Успешность освоения технико-тактических действий во многом зависит от уровня развития основных свойств внимания юных футболистов. Эти показатели у младших школьников значительно уступают показателям внимания подростков и имеют свои особенности. Для 10-летних спортсменов характерно непроизвольное внимание, вызываемое новизной и необычностью средств обучения, резкой сменой характера упражнений. Однако юные футболисты утрачивают его сразу же после выполнения упражнения. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. При этом память на движения у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении.

Поэтому для увеличения их внимания вновь, нужно чаще менять сами упражнения, больше давать игровых упражнений. Необходимо иметь ввиду, что в возрасте 10-12 лет увеличивается объем внимания, вырабатывается умение концентрировать и распределять внимание. В. Н. Назаров, П. А. Рудик выявили особенности, присущие детям 10-12 лет, которые необходимо учитывать при обучении движением.

Динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

Одной из главных задач базовой спортивной подготовки футболистов 10-12 летнего возраста, является развитие всесторонней физической подготовленности с акцентом на скоростные способности и ловкость, а также общей выносливости. Однако выполнение специальных упражнений только с такой направленностью не может обеспечить решения задач технической подготовки, так как между выполнением упражнений с умеренной и максимальной интенсивностью отсутствует «среднее звено». Наиболее подходящим в этом случае является выполнение упражнений в тренировочном режиме, способствующему комплексному воспитанию физических качеств. При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.

У детей в возрасте от 8 до 12 лет особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость выполненных в режиме аэробного энергообеспечения. В частности, под общей выносливостью можно понимать способность к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности, включающей функционирование значительной части или всего мышечного аппарата. Довольно высокие темпы нарастания общей выносливости отмечаются в период с 8 до 11 лет, а в возрасте с 12 до 15 лет имеет место некоторое снижение [8].

Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее - малые. Это одна из причин того, что мальчики плохо справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.

Суммируя изложенные здесь данные анатомо-физиологических особенностей организма детей младшего школьного возраста, следует отметить, что функциональные возможности детей 7-10 лет невысоки, непрерывные процессы развития, происходящие в организме, требуют внимательного педагогического контроля при занятиях футболом.

Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений. Необходимо отметить, что хотя период 10-12 лет считается благоприятным для целенаправленного развития общей выносливости, он же является неблагоприятным для развития скоростной выносливости. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Последнее объясняется тем, что развитие анаэробной системы у школьников 10-12 лет значительно (на 60 - 65%) отстает от развития аэробной. В связи с этим, нагрузки субмаксимальной интенсивности, направленные на воспитание скоростной выносливости, для них противопоказаны.

Физические упражнения, относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. Сеченов И.М. рассматривал произвольные движения как возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. Павлов И.П. указывал, что произвольность этих движений обуславливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и, значит, совершенствование его в процессе воспитания.

Следует иметь ввиду, что специальные нагрузки анаэробного характера могут вызвать не только мобилизацию максимальных аэробных и анаэробных ресурсов, но и срыв адаптации. Поэтому в тренировке юных спортсменов лучше использовать аэробные малоинтенсивные нагрузки, и в большей степени уделять внимание развитию общей выносливости. Считается, что физиологические системы организма детей 10-12 летнего возраста хорошо приспособлены к обильному снабжению кислородом окислительного аппарата скелетных мышц. Дыхательная функция крови и возможности аппарата внешнего дыхания вполне могут обеспечивать у детей активное использование аэробных механизмов для энергообеспечения мышечной работы.

В качестве средств для развития выносливости можно широко использовать как беговые упражнения, так и различные игры, занимающие большое место в подготовке молодых футболистов. 10 летние мальчики могут пробегать в течение недели от 6 до 8 километров. По мнению Г. Бизанца выносливость является тем фактором, который определяет уровень результативности игроков, и в конечном счете, именно специальная выносливость определяет успех в спортивных играх. Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.

Главным требованием, предъявляемым к физическим упражнениям, направленным на развитие общей выносливости, является создание высокого эмоционального фона и мягкого щадящего режима тренировочных занятий. Именно такие условия, позволяющие преодолевать повышенную возбудимость, психическую неуравновешенность, способствующие пропорциональному физическому развитию ребенка и развитию физических качеств, имеют место в играх с мячом коллективного характера. Главным средством подготовки в этом возрасте является сам футбол. К тому же в этом возрасте создаются благоприятные условия для постановки ритмовой структуры игры. Заложенные в это время навыки сохраняются на всю жизнь.

Одной из актуальных проблем физического воспитания детей и подростков является совершенствование их силовых и скоростно-силовых качеств, играющих важную роль во многих видах спорта. К 10 годам у мальчиков создаются благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силовых способностей. У мальчиков прослеживаются два периода высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям с 9 до 10-12 лет. К воспитанию силы в возрасте 10-12 лет следует подходить с учетом индивидуальных особенностей и с применением специальных средств в ограниченном объеме. Это связано с возрастными особенностями сердечно - сосудистой системы, так как приспособление к нагрузкам в этом возрасте происходит в основном за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Интенсивный рост сердца опережает рост сосудов, вследствие чего часто повышается кровяное давление, так как нагнетательная сила сердца выросла, но она встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов. По имеющимся данным в период с 10 до 12 лет сила мышц увеличивается на 7,5 -19,2%, наряду с этим происходит увеличение на 21 - 57% точности движений. При воспитании силовых способностей у детей необходимо исключить чрезмерные нагрузки на позвоночник.

В возрасте 10-12 лет большое значение приобретает регуляция по силе сердечных сокращений, что обусловлено перестройкой метаболизма миокарда. В этот период происходит совершенствование механизмов адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. К 10 годам у мальчиков значительно расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое составляет 82 - 84 удара в минуту. Адаптивные перестройки, связанные с мышечной деятельностью, совершенствуются у детей и подростков за счет сдвигов в ЧСС. Это относится к повышению минутного объема крови, как одного из показателей адекватности адаптивных сдвигов. Он растет у юных спортсменов за счет увеличения ЧСС, а отсюда адаптационные резервы системы кровообращения исчерпываются у них за счет увеличения ЧСС. Ударный объем крови меняется незначительно. Пульсовая стоимость работы ребенка является его физиологической стоимостью. Эти особенности начального этапа адаптации к нагрузке необходимо учитывать при построении тренировочного занятия. Возрастные особенности изменения ЧСС выражаются в скорости развертывания этого гемодинамического параметра. Более быстрое достижение максимальной ЧСС у детей по сравнению с подростками и юношами. При выполнении максимальных и субмаксимальных нагрузок ЧСС у детей 10 летнего возраста не превышает 210 ударов в минуту и постепенно снижается с возрастом. Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.          В возрасте 11-12 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

Цель исследования: выявление основных аспектов тренировки футболистов в возрасте 10-12 лет.

Задачи исследования:

- проанализировать методическую и научную литературу по проблеме особенности тренировки футболистов 10 - 12 лет;

разработать методику обучения технике ведения мяча у футболистов 10-12 лет;

проверить эффективность разработанной методики обучение ведению мяча различными способами.

2.2 Методы исследования

В работе использовались следующие методы исследования:

анализ и обобщение научно-методической литературы;

анкетирование;

педагогическое наблюдение;

метод математической статистики.

При изучении научно-методической литературы были использованы фонды библиотеки колледжа, библиотеки им. Фёдорова, методический отдел ДЮШ, сайты: #"800845.files/image005.jpg">

Рисунок 1- Схема выполнения страховки

Противодействие комбинации “скрещивание”. В момент “скрещивания” футболистов противника защитникам необходимо сосредоточиться на действиях опекаемых ими игроков, особенно на действиях соперника, получившего мяч, - для того, чтобы преградить ему путь к воротам.

Как правило, комбинация “скрещивание” направлена на сохранение противником инициативы и выполняется на значительном от ворот расстоянии, поэтому она не является очень опасной для команды, играющей в обороне.

Основой противодействия комбинации “в стенку” является выбор позиции по отношению к противнику, которому адресован первый пас. Необходимо расположиться возле него таким образом, чтобы в нужный момент выбить мяч или помешать выполнению ответной передачи. Партнер по обороне должен принимать участие в таком противодействии: атаковать соперника с мячом, перехватить посланный мяч или “закрыть” игрока, которому может быть адресована передача.

К основным способам взаимодействия трех и более игроков в обороне относят следующие:

противодействие комбинации “пропуск мяча”;

создание искусственного положения “вне игры”.

Следует отметить, что в организации защитных действий наряду с несколькими полевыми игроками, как правило, участвует и голкипер.

Противодействие комбинации “пропуск мяча”. Определенную угрозу для ворот представляет такая комбинация, если она осуществляется соперником в пределах штрафной площади. Обычно защитник стремится перехватить мяч, посланный противнику, или помешать сопернику нанести удар по движущемуся мячу. Однако, следует учесть, что нападающий противоположной команды может сделать ложный замах на удар и пропустить мяч в направлении ворот или находящемуся по ходу движения мяча партнеру. Поэтому футболист обороняющейся команды должен быть готов не только помешать выполнению удара, но и в случае необходимости перехватить пропущенный мяч. Эффективность противодействия данной комбинации противника во многом определяется умением защитника и его партнеров по обороне правильно занять позиции и выбрать момент для начала действий. Партнеры защитника, который первым вступил в единоборство, должны быть готовы подстраховать его в случае неудачи и перехватить пропущенный соперником мяч.

Обычно несколько футболистов обороняющейся команды в соответствии с правилами игры выстраиваются в так называемую “стенку”. Главная цель такого “построения” - обезопасить от прямого удара ближний угол своих ворот (так как дальний защищает голкипер). Однако следует помнить, что в процессе подготовки футболистов высокого класса много внимания уделяется изучению комбинаций розыгрыша мяча из стандартных положений, в том числе - совершенствованию резаных ударов по воротам противника.

Учитывая данные обстоятельства, участникам “стенки” необходимо внимательно следить за действиями соперников при розыгрыше мяча, быть готовыми сыграть на “втором этаже” и в случае необходимости сразу “включиться” в игру.

Одним из действенных средств прерывания стремительных атак противника является создание искусственного положения “вне игры”. Наличие такого маневра в тактическом арсенале команды свидетельствует об определенном уровне мастерства ее игроков.

Создание искусственного положения “вне игры” необходимо, если:

- команда соперника стремительно продвигается вперед;

форварды противника без мяча “вклиниваются” вглубь оборонительных порядков, пытаясь выйти на свободное пространство и открыться для получения паса;

“наша” команда наступает. Однако внезапно противник овладевает мячом и с помощью длинной передачи стремится перевести его в “тыл” “нашей” обороны, где находятся один или два форварда соперника.

Успех в создании “офсайда” зависит от степени согласованности действий игроков линии защиты. Как правило, ведущая роль в организации положения “вне игры” принадлежит футболисту, находящемуся ближе всех к своим воротам. Он должен внимательно наблюдать за передвижением и расположением партнеров по обороне и соперников, а в случае необходимости - выступать координатором в создании “офсайда”.

Рисунок 2 - Схема создания искусственного положения “вне игры”

На рисунке 2 изображена примерная схема организации действий обороняющейся команды при создании положения “вне игры”. Футболист соперника под номером “6” с помощью длинной передачи посылает мяч партнеру (№7). “Разрушить” такой наступательный маневр может игрок обороняющейся команды под номером “3”, который располагается ближе всех к своим воротам. В данном случае он должен перед ударом противника по мячу быстро выдвинуться вперед, организовав “офсайд”.

Похожие работы на - Основные аспекты тренировки футболистов в возрасте 10-12 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!