Тема: Походы Александра Македонского. Проблема эллинизма

  • Вид работы:
    Сочинение
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    18,96 Кб
Походы Александра Македонского. Проблема эллинизма
Походы Александра Македонского. Проблема эллинизма
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!











СОЧИНЕНИЕ

По Истории Древнего мира

На тему: «Походы Александра Македонского. Проблема эллинизма»

План

1. Введение. Исторический контекст походов Александра Македонского

2. Первый этап Восточного похода (334-331)

3. Второй этап похода (331-329)

4. Третий (329-327) и четвертый (327-324) этапы похода

5. Результаты Восточного похода

6. Эпоха эллинизма

Заключение

Список литературы

1. Введение. Исторический контекст походов Александра Македонского

К IV в. города Греции клонились к упадку. Это было вызвано прежде всего сильным имущественным и социальным расслоением в среде граждан. Многие граждане теряли свои земельные участки и все более приходили в бедность, а другае богатела. Бедные с завистью и рождающейся от нее ненавистью смотрели на роскошную жизнь своих богатых сограждан. Концентрация богатств в руках верхушки и обеднение основной массы граждан приводило к кризису общественных отношений, которые являются основой жизни любого общества. В Афинах еще пытались поддерживать бедных граждан и ограничивать богатых, и это приводило к ослаблению напряженности. Во многих городах социальные конфликты доходили до заговоров, кровавых столкновений, сговора с внешним врагом, а иногда выливались в целую гражданскую войну. «Обобщая картину социальных отношений в греческих городах первой половины IV в. до н.э. философ платон говорил о том, что каждый греческий полис расколот на два враждебных лагеря: на полис богатых и полис бедняков, готовых пожрать друг друга».

Богатые и знатные граждане были также недовольны обществом за то, что оно их не защищало и за то, что они должны были нести бремя государственных расходов в большей степени, чем бедные. «Полисная аристократия мечтала о сильной власти, которая обеспечила бы ей спокойные условия для умножения ее богатств, упрочения ее высокого общественного поожения». Там, где социальные конфликты выливались в гражданские столкновения, как правило, устанавливались тиранические режимы, которые подчиняли строгому контролю народное собрание. Но они злоупотребляли властью и вызывали сильное недовольство во всех слоях общества, поэтому быстро исчезали.

Второй причиной кризиса греческих городов была борьба крупных полисов за гегемонию в стране. В 404-379 гг. она находилась под гегемонией Спарты. Насилие и произвол спартанцев, их вмешательство во внутренние дела вызвали возмущение по всей Греции. С 60-50-х годов IV в. крупной политической силой стал Второй Афинский союз. Но отдельные афинские стратеги стали допускать злоупотребления, грабежи населения, что вело к недовольству союзников, а в самих Афинах многие видные и политические деятели были осуждены на смертную казнь и изгнаны. В результате «Второй Афинский морской союз фактически прекратил свое существование (официально был распущен в 338 г. до н. э.)». Греческий мыслители, в том числе Платон и Аристотель, искали пути выхода из тяжелого положения греческих городов: восстановления нормальных отношений между городами, прекращения постоянных войн и объединения Греции.

Также в сильном упадке была крупнейшая держава того времени - Персидская. «Начиная с V в. до н. э., когда классовое расслоение привело к ухудшению положения земевладельческого населения в Персии, что в свою очередь вызвало падения значимости персидской пехоты, ее постепенно стали заменять…греческими наемниками». Персия «…представляла собой много национальную державу, и сепаратистские тенденции, облегчившие путь Александра на Восток, были сильны во многих ее областях». Местное население постоянно восставало из-за злоупотреблений персидских властей. «После смерти Артаксеркса I в 424 г. до н. э. история Персии характеризуется дальнейшим ослаблением государства, усилением влияния придворной знати, дворцовыми интригами и заговорами, а также восстаниями покоренных народов». В 60-е годы IV в. до н.э. от Персии отпали «…почти все западные сатрапии («великое восстание сатрапов»), ряд городов Финикии…», Египет и другие территории. Артаксерксу III (358-337 гг.) удалось вернуть Египет и Кипр. Но Персия уже представляла собой колос на глиняных ногах.

В то время, как в Греции и Персии был кризис власти, в Македонии, которая находилась в северо-восточной части Балканского полуострова (в совр. Греции), с V в. стала формироваться сильная государственная власть. В IV в. македонский царь Филипп II (359-336) подчинил последнюю независимую область своего государства и завершил его объединение. Затем он создал регулярную армию из свободных македонских земледельцев, набираемых по территориальным округам на несколько лет; изменил порядок построения тяжеловооруженной пехоты и создал македонкую фалангу: расчленил единый строй на несколько фаланг, стоящих близко друг к другу, но не сливающихся в один строй, что повышало маневренность и облегчало перестроение в ходе боя. «Бойцы, стоящие в фалангах, были вооружены более длинными, чем у греческих гоплитов, копьями, и это усиливало ударную мощь пехоты. Основному строю фаланги были приданы специальные подразделения щитоносцев… метателей копий и лучников…» Филипп усилил значение конницы, которая превратилась в особый род войск, способный не только взаимодействовать с фалангой, но и решать самостоятельные задачи; и ввел в армии строгую дисциплину и систему постоянных тренировок и упражнений. Филипп также провел реформы в области государственного управления. Он упразднил систему полусамостоятельных княжеств, вызвал ко двору большую часть македонской аристократии, которая «…составила придворный штат царя, подчиненный его воле». В результате таких реформ Македония превратилась в сильнейшее государство Балканского полуострова. После этого Филипп начал завоевывать Грецию. «Победив объединенные силы греческих полисов в битве при Херонее в 338, Филипп подчинил Македонии всю Грецию» и затем стал готовиться к войне с Персией.

В 356 г. у Филиппа II родился сын Александр Македонский, или Александр Великий. В тот день, когда он родился, сгорел храм Эфесской, одно из 7 чудес света. Маги предрекли, что в это время родилось проклятие Азии. Филиппу II, только что взявшему после осады г. Потидею в Халкидикском полуострове, только что сообщили о победе его полководца над иллирийцами, о победе его скакуна на Олимпийских играх и о рождении его сына. Ему предсказали, что ребенок, родившийся в день тройной победы, будет непобедимым. Его учителем был Аристотель, специально вызванный для этого ко двору Филиппа. Великий философ привил Александру любовь к греческой культуре, литературе и философии, которую он сохранял всю свою жизнь. Александр «получил…военную подготовку прошел под руководством отца; обладал решительным и твердым характером, личной храбростью». «Филипп рано стал приобщать способного сына к государственным делам: отрправившись в пход против Византия, он оставил 16-летнего Александра управлять государством, а в битве при Херонее юноша командовал конницей». В 336 г. в результате заговора он был убит на свадебном пиру своей дочери, и к власти пришел его 20-летний сын Александр. Он продолжил завоевательную политику отца.

После смерти Филиппа многие греки восстали. Греческие города во главе с Афинами и Фивами отпали от Македонии. В 335 г. Александр стремительно вторгся в Среднюю Грецию и осадил Фвы. Жители Фив были уведены в рабство, а город срыт и уничтожен. Это напугало другие греческие города, и они подчинились Македонии. В течение года Александр уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил северные племена и подчинил себе Грецию. Обеспечив прочный тыл, он начал поход на Персию. «Смерть Филиппа оттянула Восточный поход на два года, но Персия не использовала выгодным образом отсрочку, поскольку постепенно разлагалась изнутри…» Персидская армия была сильно ослаблена из-за разорезия свободных общинников (персов и мидян), которые ранее составляли ее основу. Остальная ее часть формировалась из племен и народов, насильно завербованных в подчиненных землях и незаинтересованных в победе. В результате восточных походов Александр Македонский разгромил Персидскую державу «…и образовал на завоеванных землях огромную монархию».

поход македонский эллинизм

2. Первый этап Восточного похода (334-331)

Весной 334 г. Александр выступил в поход. Его армия состояла всего из 30 тыс. человек пехоты и 5 тыс. всадников. Помимо самих воинов армия включала большое число обслуживающего персонала. У нее был инженерный корпус для обслуживания осадных машин и возведения переправ. Хорошо были организованы снабжение, разведки и служба связи. «Непосредственно перед самым началом похода на статуе Орфея в Македонии появился пот. Некоторые сочли этот факт неблагоприятным знаком, но по словам других, Александр - как великий полководец - заставит потеть и трудиться многих писателей, которые воспоют его подвиги. Так и вышло».

Александр переправился с войском через пролив Геллеспонт (совр. Дарданеллы), и в мае на реке Граник недалеко от пролива произошло первое сражение с персами. В этом месте находился проход в горной цеп, «ворота в Азию», как называет его Плутарх. Армия персов насчитывала 20 тыс. всадников и не менее 20 тыс. пехоты, но она не имела единого командования, и в ней реальную силу представлял лишь отряд греческих наемников. В том сражении македонцы потеряли около 100 всадников и 30 пехотинцев. У персов погибло около тысячи всадников и 10 тыс. пехотинцев. 2 тысячи пленных греков-наемников были обращены в рабство и в кандалах отправлены на работы в Македонию, «…поскольку греки, находившиеся на персидской службе, на Коринфском конгрессе были объявлены изменниками общему делу».

После поражения персидских сатрапов при Гранике города вдоль побережья Эгейского моря один за другим стали отпадать от персов. Эфес и Милет ждали его, как освободителя. Во всех городах Александр восстановил местное самоуправление и не повышал налогов. Это снискало ему большую популярность. Только приморские города Милет и Галикарнас оказали сопротивление македонцам. Лидия (обширная область в центре Малой Азии) и Фригия на Геллеспонте (на северо-западе Малой Азии) покорились Александру. В столице Фригии г. Гордион был «гордиев узел», который Александр разрубил мечем.

Александр прошел через горные проходы и вступил в Северную Сирию (совр. южная Турция). Персидский флот не позволял грекам снабжать македонскую армию по морю, и в то же время он мог высадить десант в тылу у нее в тылу. Потому Александр решил захватить все прибрежные города, лишив персидский флот баз. Он покорял прибрежные города персов, чтобы они не остались у него в тылу, когда он пойдет во внутренние территории Персии.

Осенью 333 г. до Р.Х. на узкой долине побережья Исского залива Средиземного моря, у города Исс, произошло следующее крупное сражение. Дарий собрал армию около 100 тыс. конных и пеших воинов и сам возглавил ее. Он расположил его на широкой равнине и ждал македонцев. Но Александр не выходил на равнину, чтобы не дать персам использовать свое численное превосходство. Тогда Дарий, не имея возможности держать громадное войско в одном месте длительное время, двинулся за Александром. Захватив город Исс (совр. Искендерун в Турции), накануне оставленный Александром, персидское войско оказалось в тылу македонцев. Александр развернул армию и вернулся назал. Армии встретились на берегу Исского залива, в долине небольшой речки Пинар, шириной всего в 2,5 км. Одним флангом армии, стоявшие друг против друга, упирались в море, а другим - в горы. Александр во главе отряда тяжелой конницы первым бросился через реку и напал на левый фланг персов. Затем в бой пошла македонская кавалерия, после этого македонская пехота ударила по другому флангу персов. Тогда численно превосходящая персидская конница ударила по левому флангу македонцев и стала их сминать. Но Александр, возглавив свою отборную конницу, бросился на Дария, который после короткой битвы, побежал с поля боя. Узнав о бегстве царя, персидская армия дрогнула. В паническом бегстве от давки и преследовавших македонцев погибло персов больше, чем в бою. Большая часть персидского войска бежала, так и не вступив в бой. Македонцы потеряли всего около 500 человек. Александр взял в плен с его мать, женой и две дочери Дария и обоз с казной.

После этого сражения Дарий дважды обращался к Александру с просьбой о мире. Он обещал ему уступть Малую Азию, отдать ему половину своей казны и свою дочь в жены, но Александр отверг это предложение и ответил ему, что теперь он владыка Азии. После этого поражения Дарий не мог больше обращаться к греческим наемникам, которые поняли, что лучше воевать на стороне македонцев.

После Иссы Александр занял все побережье Сирии и Финикии, потому что находящиеся там города обеспечивали мощь военно-морского флота Персии, а Александру прежде чем отправиться за Дарием на восток, нужно было его нейтрализовать. Из финикийских городов отказался сдасться только Тир (ныне г. Сур в Ливане). 50 тысяч тиранцев считали, что их город, стоящий на острове и окруженный 45-метровой стеной, неприступен. Александр не мог взять Тир семь месяцев. Он велел построить дамбу между материком и островом длиной почти 100 метров и шириной 3 метра и ворвался в город с дамбы и с моря. Тысяча жителей были убиты во время штурма, 30 тысяч проданы в рабство, а 2 тысячи распяты, а все дома города были сожжены. Такая же участь постигла и г. Газу. Так исполнились пророчества о гибели Тира: «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы» (Ис.23:1); «Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем» (Зах.9:4). Затем Александр взял самый большой город Палестины Газу, и сбылось пророчество: «не станет царя в Газе» (Зах.9:5). После этого Персия осталась без флота.

В 332 г. Александр уступил в Египет, где его приняли как освободителя от персов, а египетские жрецы признали его фараоном. Он изменил систему правления Египтом: гражданские дела поручил египтянину, чем проявил стремление к сближению с местной знатью, финансы - греку, а армию - македонянину. Таким образом, он разделил единоличную власть сатрапа и заложил основы системы управления, которая будет характерна для его державы: «опора на местную знать, разделение административного, финансового и военного управления, упорядочение сборов налогов и чеканки монеты, уважение к местным обычаям и богам». Египетские жрецы объявили его сыном бога Амона. Подчинение Египта получило религиозную санкцию. В 332 г. на берегу Средиземного моря Александр основал Александрию, которая сыграла большую политическую, экономическую и культурную роль в эпоху эллинизма и в последующее время.

3. Второй этап похода (331-329)

Весной 331 г. до н. э. Александр вышел из Египта и направился в Месопотамию, где уже сосредотачивались войска Дария III, и там переправился через Евфрат и Тигр. 1 октября 331 г. около деревни Гавгамелы или г. Арбелы (совр. Эрбиль в Ираке) произошло сражение. Армия персов насчитывала около 500 тыс. человек, а македонцев - около 47 тыс. Кроме того, у персов были и 200 колесниц с острыми серпами и слоны.

Перед боем «Александр дал отдых своим войскам в укрепленном лагере. Персы, опасаясь внезапной атаки Александра, напряженно простояли день и ночь в полном вооружении в чистом поле, так что к утреннему сражению оказались морально надломлены усталостью и страхом перед македонцами». Дарий пустил на македонцев серпоносные колесницы, но одни из них были перебиты, а других пехота, расступвшись, пропустила сквозь строй. Сражение «…было жестоким и продолжалось почти целый день… победу одерживала то одна, то другая сторона». Но затем Александр бросил на правый фланг персов тяжелую пехоту и кавалерию, отделил его от центра и затем бросился на Дария. Дарий бежал, после чего бежали и его войска. Персы потерпели сокрушительное поражение. Македонцы потеряли по разным источникам около 1200 человек, а персы около 30 тыс. убитых и еще больше было взято в плен.

После поражения при Гавгамелах Вавилон и Сузы сдались Александру без боя. Столица Персии Персеполь (совр. Иран) оказала сопротивление. Захватив ее, Александр отдал ее на разграбление своим воинам, а дворец персидских царей сжег, что, по мнению историков, было местью за сожжение персами греческих святынь. Но в руках Дария III оставалась вся восточная часть страны. Александр устремился в Мидию (зап. часть Ирана), где Дарий собирал новые силы. Когда он приблизился к Экбатанам (столице Мидии), Дарий оттуда бежал. Когда же Александр почти настиг его, сторонники Дария убили его и его тело выдали Александру. Александр с честью похоронил его в царской усыпальнице, а сатрапа, предавшего его, казнил. Этим он показал преемственность и законность своей власти. Персидские вельможи стали присягать Александру как новому повелителю Азии. Персидская империя прекратила свое существование.

В это время возникло первое недоволство Александром среди его командного состава. На завоеванных землях он рассчитывал найти опору в местной знати, поэтому сближался с ней, приблизи к себе виднейших персов, в том числе брата Дария III, стал носить персидскую одежду, завел жезленосцев (из персов). Старая македонская знать считала что она была ущемлена себя «…в правах по отношению к покоренной восточной аристократии», а также, что «…по мере роста новой державы Александра возрастает и его власть, тогда как значение Македонии внутри этой державы падает». В борьбе с ними Александр опирался на тех, которые своим возвышением были полностью обязаны ему. Также его поддерживала основная часть войска, состоявшая из македонских общинников. Был раскрыт первый заговор.

4. Третий (329-327) и четвертый (327-324) этапы похода

Зимой 330/29 г. до Р.Х. вступил в Среднюю Азию: в Бактрию и Согдиану (совр. Узбекистан и Таджикистан). Местное население оказало ему сильное сопротивление. Они нападали на отдельные македонские отрядцы и уничтожали их. Понадобилось много времени и силь, чтобы сломить сопротивление. «Македоняне чинили жестокие расправы над местным населением». «Александр, стремясь приобрести себе новых союзников, возвращал владения переходившим на его сторону представителям местной знати». После победы Александр объединил Бактрию и Согдиану в одну сатрапию, а сатрапом Бактрии поставил согдийского вельможу Оксиарта, а его дочь, отличавшуюся необыкновенной красотой, взял в жены.

В это время усиливается недовольство Александром в войске. «В 328 г. до н. э., когда Александр был уже в Мараканде (совр. Самарканд), на пиру он убил Клита, одного из самых преданных полковолцев, спасшего ему жизнь в битве при Кранике, порицавшего царя за то, что тот окружил себя варварами и рабами, падающими ниц перед его персидскими одеждами, тогда как македонянам приходится просить персов пустить их к царю. В том же году был раскрыт так называемый «заговор пажей» - полодых людей из знатных македонских семей, которые составляли личную охрану Александра».

«Уже во время пребывания в Бактрии и Согдиане у Александра возникла мысль о новом большом завоевательном походе и покорении Индии, славившейся своими несметными богатствами», «…о мировом господстве, о достижении Внешнего Океана, где, как считали греки, проходила граница Земли». Весной 327 г. Александр пошел в Индию, «С самого начала этого похода македонские войска встретились с упорным сопротивлением племён, обитавших на территории современного Афганистана». В Индии население также оказывало ему яростное сопротивление. Александр перешел реку Инд. Победа над местным царем досталась дорогой ценой. Воины отказались идти дальше. «Армия была сильно утомлена длительными маршами и беспрерывными боями. В ней появились грозные признаки неповиновения. В лагере стали устраиваться сходки, на которых раздавались жалобы на трудности похода и требования отказаться от его продолжения». На военном совещании все начальники высказались за прекращение похода, и Александр повернул войско назад. «Из завоёванных в Индии земель были образованы две сатрапии. Отступление происходило по иному маршруту и фактически превратилось в новый большой поход». «Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один - по суше, другой - по морю. Поход завершился к 324 г.»

5. Результаты Восточного похода

Огромные сокровища персов, лежащие мертвым грузом, Александр пустил в торговый оборот и начал выпуск золотой и серебряной монеты. Это еще более способствовало торговле, а также установлению более тесных связей между различными областями державы, а также с соседними странами.

«Александр использовал теорию божественного происхождения царской власти, выработанную…на Востоке». Он даже был включен «...в число олимпийских богов в качестве тринадцатого…» Теперь он был уже не македонский царь и гегемон общеэллинского союза, а обожествленный властелин огромной державы с неограниченной властью.

июня 323 г. до Р.Х. Александр внезапно заболел и умер. В 321 г. империя была разделена между его сподвижниками (диадохами). Наиболее крупными государствами были Египет и Сирия.

6. Эпоха эллинизма

С Восточного похода Александра Македонская начинается новая эпоха во всемирной истории - эллинизм. «Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением». Этот термин был введен «... в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзером для характеристики периода в истории стран Восточного Средиземноморья от походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта». Дройзен этим термином «…обозначал распространение политического господства эллинов (греков и македонян) на восточные страны и формирование эллинистической, т.е. не чисто эллинской, а смешанной с восточными элементами культуры».

Единого мнения о содержании этого понятия у историков нет. Некоторые историки понимают под эллинизмом премущественно культурное явление и включают в рамки эллинистического мира все эпохи и области, где прослеживается взаимодействие местной и древнегреческой культур. Другие под эллинизмом понимают эллинистическую цивилизацию. «Такому расширению понятия «эллинизм» способствовала концепция М. И. Ростовцева, рассматривавшего эллинистический мир как единую политическую и социально-экономическую систему, для которой, по мнению Ростовцева, характерны прочные экономические и политические связи между входящими в нее государствами: основой этих государств служили полисы и «класс буржуазии»… обеспечивавшие политическую и экономическую устойчивость и распространение эллинистической культуры».

Греки жили в городах с местным самоуправлением. На Востоке они столкнулись с рабовладельческими обществами. Александр воспринял идею абсолютной власти, освященной религией, но в то же время стал строить на Востоке города с греческой структурой. Поэтому в период эллинизма исчезло резкое различие между восточной деспотией и античным полисом. «Эллинистическая монархия сохраняет многие черты деспотических империй: верховную собственность на землю, организацию податной системы и др. Но вместе с тем она вбирает, включает в себя и полис, который утрачивает при этом свой прежний характер политически независимого города-государства». Полисы теперь зависели от центральной власти и были проводником ее политики. Важной особенностью эллинизма была абсолютная власть с сочетанием в сочетании с понятием о правах свободных граждан.

Поскольку абсолютная власть предполагает стремление к расширению своей власти, то новообразовавшиеся страны, особенно Египет и Сирия, все время вели друг с другом войны за влияние в Восточном Средиземноморье. «Непрерывные войны эллинистических царей и династов, греческих полисов и союзов сопровождались, особенно с конца III в. до н. э., массовым обращением людей в рабство. Причём в ряде случаев захват рабов был не только последствием войн, но и непосредственной целью военных экспедиций и походов». Труд рабов использовался на самых тяжелых работах - в горной и лесной промышленности, в сельском хозяйстве и ремесле, что послужило росту экономики и развитию городов. Но основной массой населения восточных эллинистических стран оставались общинники. «Они были прикреплены к общине и были обязаны обрабатывать земли царя, знати, храмов, городов и военных колонистов; на них ложилось главное бремя денежных и натуральных налогов и всевозможных повинностей».

В эпоху эллинизма стала бурно развиваться торговля между разными частями Древнего мира, «…причём огромное значение приобрела морская и сухопутная торговля средиземноморских стран с далёкой Индией и другими странами Юго-Восточной Азии». Экономическое оживление сопровождалось ростом разделения труда, развитием производства на рынок. Греческий язык койне, ставший языком Нового Завета, стал международным наряду с другим (восточным) международным языком - арамейским.

Также просходил рост научных знаний и искусства. «Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов». Распространялась образованность, появились библиотеки. Самая крупная была в Александрии, для которой в III в. до Р.Х. был сделан греческий перевод Священного Писания Ветхого Завета - Септуагинта.

На Востоке греки даже из враждебных городов осознавали свое единство перед лицом другой культуры. Стало появляться осознание своего духовного единства, которое было подготовкой к распространению христианства. Новое мировосприятие получило философское обоснование и выразилось в космополитизме - в учении о мировом гражданстве, которое ставит интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривает человека, как свободного индивида в рамках Земли.

«Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. В центре религии, литературы и искусства оказались переживания, чувства, мысли отдельного человека. Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философский и религиозных системах». «В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства». «Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали».

Заключение

До Восточного похода Александра Македонского Греция и Азия являлись отдельными мирами. К концу III в. до Р.Х. в Древнем мире произошел нравственный кризис. Прежде всего он коснулся власти, которая своими злоупотреблениями настраивала народ против себя. В Греции это выразилось в постоянных войнах между полисами и союзами, а в Персии - восстаниями населения. Люди все больше теряли чувство национального единства. В греческих городах было самоуправление, но и оно может нормально существовать только при власти, которая не личными интересами, а общественными и справедливостью. Поэтому четвертый век до Р.Х. - это прежде всего кризис власти в Древнем мире. В то же время в Греции в лице Платона и Аристотеля философия достигла самой большой вершины, на которую смогла подняться человеческая мысль. Древнегреческая философия стала основой для дальнейшего развития личности и общества, т.е. для развития науки, культуры и политики. На фоне общего нравственного кризиса власти в Македонии появилась власть, руководствующаяся не корыстными личными интересами, а идеями служения общественному благу и справедливости, которые Александром были глубоко осмыслены. Правильная идея власти в соединении с военным гением дала возможность Александру Македонскому объединить под своей властью сначала Грецию, а затем и покорить Персию. Там же, где народ был спочен с властью, македонцам было оказано сильное сопротивление.

Вслед за Восточным походом начался экономический прогресс и рост торговых связей. Благодаря этому Восток все больше сближался с Грецией. В результате величайшие достижения греческой философии и греческого искусства распространились на Востоке, а в Греции появилось понятие об абсолютной власти, как учрежденной свыше.

Греческая философия возбудила в людях интерес к познанию истины, а это подготовило людей к отвержению идолопоклонства и принятию христианства. Понятие об абсолютной власти стало основой для принятия христианского учения о богоустановленности власти, а развитие индивидуализма - учения о человеке как о свободной личности. Таким образом, произошло экномическое, культурное и идеологическое объединение мира, которое стало подготовкой к распространению христианства.

Но держава Александра Македонского распалась сразу же после его смерти, потому что она была основана на личности самого Александра, а не на политической силе законов, могущих объединять народы. Греки не смогли вместить идею абсолютной власти, поэтому не могли удержать политическую власть над покоренными народами. Когда Александр дал приказ о награждении и отпуске на родину больных воинов и отслуживших, это вызвало негодование: «…воины требовали роспуска всей армии, щедрых наград и кричали Александру, что дальше он может воевать один «со своим отцом Амоном»". Когда Александр объединял македонян с персами, тем самым он низводил их до уровня подданных. Это вызывало даже заговоры. Армия не готова была служить имперской идее и не могла удержать державу Александра. Также среди его сподвижников не было идеи империи и асолютной власти, основанной на законах. Она появилась только в Римской империи. Эллинистический период стал переходным к римскому. В его время произошел экономический прогресс, необходимый для обеспечения Римской империи и для культурного роста, необходимого принятия истины покоренными народами.

Список литературы

1. Всемирная история. В 10 т. Т.2. Под ред. С.Л. Утченко (ответств. ред.) и др. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1956. - 899 с.

. История Древнего Востока: Учеб. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 462 с.

. Постернак А., свящ. История Древней Греции и Древнего Рима. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 778 с.

. Советская историческая энциклопедия. В 10 т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Сов. Энциклопедия. Т.1. Аалтонен-Аяны. - 1961 - 1024 столб . с илл. и карт., 6 л. карт.

. Советская историческая энциклопедия. В 10 т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Сов. Энциклопедия. Т.8. Кошала-Мальта. - 1965. - 992 столб. с илл. и карт., 6 илл и карт.

. Советская историческая энциклопедия. В 16 т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Сов. Энциклопедия. Т.15. Феллахи - Чжалайнор. - 1974. - 1006 стбл. с илл. и карт., 1 л. карт.

. Советская историческая энциклопедия. В 16 т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Сов. Энциклопедия. Т.16. Чжан Вэнь-тянь - Яштух. - 1976.

. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%F2%E2%E0_%EF%F0%E8_%C3%E0%E2%E3%E0%EC%E5%EB%E0%F5

Похожие работы

 
  • Политический статус Александра Македонского
    1. Кризис власти во время похода в Индию 58. 2. Укрепеление власти Александра Македонского .
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Эллинизм и его историческая роль
    По отдельным эллинистическим странам и по отдельным проблемам истории эллинизма написана за последние десятилетия обширные серьезные исследования, но об...
    ... Александра , как полководца; его походы и данные или крупные сражения продолжают тщательно...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Эллинистическая цивилизация
    ...и социально-экономических отношений, возникшие в период эллинизма , были продуктом синтеза, в котором местные, главным образом восточные, и греческие...
    В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!