Политические партии в США в XVIII-XIX вв.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политические партии в США в XVIII-XIX вв.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»

Факультет международного промышленного менеджмента и коммуникации (Р) <#"center">Санкт-Петербург

г

Содержание

Введение

Глава I. США. Краткая история

Краткая история США

Предпосылки войны за независимость

Война за независимость и образование США

Характер и особенности Американской революции

Глава II. Политические партии в США в XVIII-XIX вв.

Первая двухпартийная связка: федералисты-антифедералисты (республиканцы), 1789-1825

Формирование американских партий современного типа (1820-е- 1830-е гг.)

Виги-демократы (30-е - 50-е гг. XIX в.): программы, идеология, избиратели

Двухпартийная система США в годы Гражданской войны и Реконструкции Юга США

Партийная политика США в 79-е - 90-е гг. XIX века

Трансформация двухпартийной системы США в начале XX века

Партийная система США в эпоху "нового курса" (30-е - 50-е гг. XX в

Двухпартийная система США в эпоху "холодной войны" (60-е -80-е гг. XX в

Заключение

Список использованной литературы

партия война независимость американский

Введение

Актуальность темы исследования. Важнейшим элементом политической системы общества являются политический партии. Это определяется их местом и ролью в политической системе - быть посредником между гражданским обществом и государством и инструментом контроля со стороны социальных групп общества за государственной властью. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя: число партий, наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции и уровень соревновательности между партиями.

В соответствии с количественной классификацией различают однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых выделяются тоталитарно-деспотические разновидности, двухпартийные и многопартийные системы.

Если для тоталитарных, авторитарных политических режимов характерны чаще однопартийные системы, то современным развитым демократическим странам свойственны многопартийные системы, где реальную борьбу за власть ведет несколько политических партий. Плюралистической, многопартийной системой в мире признается система, включающая не просто много политических партий, а наличие оппозиции, в том числе политических партий, выступающих и против существующего строя.

Объектом исследования является - Соединенные Штаты Америки в XVIII-XIX вв.

Предметом исследования является - Политические партии в США в это время. Особый политический феномен представляет собой двухпартийная система, в США, Великобритании, Канаде, Австралии. Ее существенной чертой является то, что только две политические партии реально претендуют на власть и делят ее между собой. Ее специфика в республике президентского типа (США) состоит в том, что обе партии могут как попеременно менять друг друга у власти, так и быть одновременно у власти, контролируя различные ее ветви (законодательную или исполнительную), а также различные уровни (федеральный, штатный, местный).

Двухпартийная система - важнейшая особенность политической системы США. Она сформировалась в ходе исторического развития страны. Институт политических партий в Соединенных Штатах Америки не предусмотрен письменными документами, однако при этом он является одним из главных элементов американской политической структуры.

Партийная система США относится к типично двухпартийной системе. Более того, она относится к так называемой совершенной двухпартийной системе, где основные партии набирают более 90% голосов. Третьи партии повлиять на распределение власти не могут.

Политические партии в США, как и в большинстве стран мира, представляют собой группы граждан, организованные по признакам взглядов на то, как нужно управлять страной. Усилия партийных структур направлены на то, чтобы добиться избрания своих кандидатов на руководящие государственные посты.

Целями моей курсовой работы являются:

·исследовать США на современном этапе и факторы ее развития;

·установить основные тенденции современного развития политики США;

·показать важность политических партий в формировании США;

·проследить перспективы политической системы США;

·выявить основную направленность политики США;

·выявить важнейшие проблемы в политике США;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, двенадцати параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Краткая история США

Около 30 тыс. лет назад территория США была заселена выходцами из Азии. Вплоть до прихода на эти земли европейцев общественный строй коренного населения - индейцев, эскимосов, алеутов - оставался на стадии первобытнообщинного, что крайне пагубно отразилось на способности вести оборонительные войны. Колонизация страны началась в XVI-XVII вв. сразу с трех сторон: с юга испанцами и французами, с востока англичанами и голландцами, с запада русскими. В 1587 г. была основана первая английская колония на территории будущей Виргинии. В ходе колонизации коренное население вытеснялось и истреблялось. С начала XVII в. начался ввоз рабов из Африки для работы на плантациях. К сер. XVIII в. наиболее значительными колониями на территории США располагала Франция, после ее поражения в 1763 г. в борьбе с Великобританией за колониальное и торговое первенство лидирующее положение заняла Испания. Восставшие в 1775 г. против английского владычества 13 североамериканских колоний сумели добиться свободы; в ходе войны за независимость 1775-1783 гг. возникло независимое государство - США (1776). В 1787 г. была принята конституция, вступившая в силу в 1789 г., которая закрепила господство буржуазии и плантаторов-рабовладельцев в форме буржуазной демократии.

Новое государство первоначально старалось расширяться за счет покупки колоний у враждующих между собой европейских держав. Так, в 1803 г. США приобрели у Франции огромную колонию Луизиану, протянувшуюся от Нового Орлеана до Канады, в 1819 г. вынудили Испанию уступить им Флориду. Начавшийся с XIX в. в США промышленный рост резко выделил их на фоне остальных американских земель. Явное экономическое превосходство позволило правительству перейти к открытому военному захвату соседних областей, который завершился присоединением в 1853 г. Техаса, Тихоокеанского побережья, покупкой у России в 1867 г. Аляски и прилегающих к ней Алеутских островов.

К середине XIX в. быстрое развитие капитализма на севере США вступило в острое противоречие с системой плантационного рабства на Юге. Вторая буржуазная революция (1861-1877 гг.) прошла два этапа: Гражданскую войну 1861-1865 гг. между Севером и Югом, в ходе которой было отменено рабство, что ускорило промышленное развитие США и в конце XIX в. вывело страну, уже имеющую собственные колонии, в тройку лидирующих мировых держав, и период реконструкции Юга, когда шла борьба за демократические преобразования в южных штатах. Участие в Первой мировой войне принесло огромные прибыли и усилило роль США в мировом хозяйстве. После Второй мировой войны наступил период так называемой «холодной войны», разгул «маккартизма», преследование за демократическую деятельность. С сер. 60-х годов отмечается усиление борьбы с национально-освободительным движением, развязывание непопулярной войны во Вьетнаме. В то же время активизируются выступления негров за свои гражданские права, против расовой дискриминации, что привело к принятию в 1964, 1965 и 1968 гг. соответствующих законов, предоставляющих эти права. В последние годы предприняты усилия по упрочению разрядки и сокращению вооружения.

Предпосылки Войны за независимость

Война североамериканских колоний за независимость (1775-1783) явилась закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в Америке, так и в самой Англии. К середине XVIII в. колонии значительно выросли в хозяйственном отношении, налаживалась внутренняя торговля, преодолевались былая экономическая разобщенность и замкнутость. По существу, они уже не зависели от поставок метрополии, так как имели собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель; плантаторы производили продукцию на экспорт - табак, рис, индиго; делались попытки разводить хлопок. Значительно выросло население: так, если в 1688 г. там проживало около 200 тыс. человек, то в 1775 г.- свыше 2,7 млн., включая негров-рабов, составлявших 18% жителей. Хотя колонии принадлежали Англии, туда эмигрировали почти из всех стран Европы, и подавляющее большинство иммигрантов относилось к трудовому населению, главным образом, Ирландии и Германии.

Показателем социально-экономического развития колоний стал рост портовых городов, являвшихся центрами внутренней и внешней торговли,- Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарлстона и др. Развивались образование и культура, с начала XVIII в. в колониях стали выходить собственные газеты, появились общественные и частные школы и колледжи. На базе колониальных колледжей выросли такие всемирно известные американские университеты, как Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский. К концу колониального периода выросла плеяда выдающихся мыслителей, деятелей американского Просвещения - таких, как Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Адаме, Джеймс Мэдисон и ряд других. Все это говорило не только о материальных возможностях, но и о духовном потенциале растущей нации.

В XVII в., когда колонисты больше всего нуждались в опеке метрополии, она была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и парламента, революция, реставрация Стюартов). В XVIII столетии все получилось наоборот. Колонии созрели для независимости, но Великобритания, стабилизировавшаяся внутренне и победившая Францию в Семилетней войне 1756-1763 гг., стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие французские владения.

Попытки метрополии ограничить свободу предпринимательства в колониях и подчинить его своим интересам создавали экономические предпосылки Войны за независимость. Во второй половине XVII и в 1 первых десятилетиях XVIII в. была издана серия парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю колоний. Запрещалось свободно торговать с другими морскими державами, а также развивать в колониях обрабатывающую промышленность. Но удаленность Северной Америки делала такие запреты малоэффективными, их удавалось обходить.

Закон 1763 г., запрещавший самовольно переселяться на запад, за Аппалачские горы, должен был удерживать колонистов в определенных административных границах земельной монополии короля и лордов-собственников, пытавшихся увеличить квитренту. Кроме того, британское правительство озаботилось поисками средств для содержания разросшегося управленческого аппарата колониальной империи и размещавшихся там войск. Для этого в 1764 г. вводились новые таможенные пошлины на ряд товаров. Актом 1765 г. предусматривалось расквартирование в Америке 10 тыс. солдат регулярной армии, а для покрытия расходов на них в том же году был принят акт о гербовом сборе.

В отличие от прежних постановлений данный закон касался практически всех колонистов, так как гербовой пошлиной облагались оформление любых документов и выпуск печатных изданий. Принятие его парламентом вызвало первую бурную вспышку протеста в колониях. Движение против гербового сбора проходило под лозунгом «никаких налогов без представительства». Колонистов возмущала не тяжесть налога (он не был разорительным), а сам факт его введения парламентом, в котором отсутствовали представители североамериканских колоний. Впервые в американской истории наэлектризованные массы вышли на улицы городов. Радикально настроенные колонисты развернули антианглийскую агитацию, создав подобие политических клубов под названием «Сыны свободы». Угрозами и демонстрацией силы они срывали исполнение акта о гербовом сборе, не дав ни одному сборщику приступить к своим обязанностям.

Одновременно усиливалось аграрное движение против феодальных повинностей, принявших особенно большой размах в колониях Нью-Йорк, Северная и Южная Каролина. Войскам, разбросанным по всей территории колоний, не удавалось закрыть западную границу от скваттеров. В начале 70-х годов XVIII в. развернулась партизанская борьба у Зеленых гор, которые были тогда приграничным районом теперешнего штата Вермонт. Фермеры и сельское население, наряду с частью горожан, составили основную массу будущих борцов за независимость, хотя силы тех и других еще были разобщены.

Гербовый сбор был заменен новыми таможенными пошлинами, но это не внесло успокоения в колонии. В Бостоне 5 марта 1770 г. произошло столкновение горожан с британскими солдатами, которые, обороняясь, убили и ранили несколько человек. «Сыны свободы» успешно использовали «политику улицы» и неуклюжие действия британских властей для разжигания недовольства. Стала применяться тактика коллективного бойкота привозных английских товаров, самочинных обысков у подозреваемых в сговоре с властями, но без убийств и кровопролития. Одним из самых активных «смутьянов» был бостонский служащий Сэмюэл Адаме, по инициативе которого группа колонистов, переодевшись индейцами, в 1773 г. выбросила на дно бостонской гавани груз английского чая («бостонское чаепитие»). Он же стал основателем «комитетов связи», через которые осуществлялась координация антибританских, или патриотических, сил.

Англия усиливала нажим, перейдя к крутым административным мерам против Массачусетса, закрыв бостонский порт и присоединив американский северо-запад к своей провинции Квебек (Канада). Патриотические круги по всей стране выступили против этих «нестерпимых актов». В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс - совет представителей колоний (такой же совет собирался в 1765 г. по поводу акта о гербовом сборе). В принятой «Декларации прав» говорилось о праве колонистов на самоуправление, а также на «жизнь, свободу и собственность». Это еще не было провозглашением независимости, хотя страна стояла на ее пороге. В марте 1775 г. в законодательном собрании Виргинии один из лидеров патриотов Патрик Генри заявил: «Неужели жизнь так дорога и мир так сладок, что их следует покупать даже ценой кандалов и рабства?.. Что касается меня, я не пощажу своей жизни для дела свободы».

Война началась стихийно 19 апреля 1775 г., когда английский главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад оружия, устроенный патриотами недалеко от Бостона, и арестовать лидеров «заговорщиков». Посланный им полк завязал бой с вооруженными фермерами в районе Лексингтона и Конкорда. Перевес вначале был у англичан, но при движении обратно (лидеры патриотов сумели заблаговременно скрыться, а часть оружия была вывезена) их непрерывно обстреливали из-за всевозможных укрытий местные жители. Потеряв треть солдат, полк с трудом добрался до Бостона. Первое сражение Войны за независимость было удачным для патриотических сил.

Война за независимость и образование США

Собравшийся в мае 1775 г. второй Континентальный конгресс стал уже не колониальным, а американским правительством. На нем, как и на первом, имелись сторонники примирения с метрополией, но ход событий подталкивал членов конгресса к решительным действиям, прежде всего к набору армии. Во главе будущих американских сил был поставлен крупный виргинский плантатор и опытный воин полковник Джордж Вашингтон. JB июне добровольческие отряды американцев, еще не организованные в армию, стойко сражались с англичанами при Банкер-Хилле близ Бостона и нанесли им чувствительные потери.

Огромную мобилизующую силу имел опубликованный большим тиражом памфлет революционного демократа Томаса Пейна под названием «Здравый смысл». В нем убедительно доказывалось, насколько абсурдно бороться за свободу, не порывая с метрополией, и что только независимость и республиканский образ правления дадут Америке великое будущее. Эти слова оказались пророческими.

июля 1776 г. конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию независимости, ставшую эпохальным документом не только американской, но и мировой истории. Это была первая перенесенная на практическую почву декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII в., а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. «Все люди сотворены равными,- гласила Декларация независимости,- все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа - изменить ее либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство...»

Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства. Декларация обвиняла английского короля и парламент в тирании, нарушении элементарных прав человека и заявляла, что отныне колонии считаются «свободными и независимыми штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия - все то, на что имеет право всякое независимое государство».

Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека, Джефферсон изменил традиционную формулировку Локка - право на «жизнь, свободу и собственность». Подобно Ж. Ж. Руссо, великий американский просветитель относил собственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к гражданским правам - согласно существующему уровню развития общества. Однако в Америке преобладала «английская» точка зрения о собственности как о естественном праве человека, не менее важном, чем жизнь и свобода. Именно обладание собственностью давало человеку свободу и независимость, в том числе в выражении своих взглядов. Те же, кто ею не обладал - наемные рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние женщины, являлись зависимыми и потому не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными. «Невежественным и зависимым людям можно доверять общественные дела не больше, чем детям»,- заявил в 1787 г. один из создателей федеральной Конституции.

Сама идея независимости разделялась далеко не всеми американцами. Имелось немало тех, кто по экономическим, политическим и другим мотивам не желал отделения от Англии. Это большая часть лендлордов, королевских чиновников, торговцев, опасавшихся разрыва1 деловых связей с Англией, а также лица, боявшиеся разгула «черни», анархии и гражданской воины, они назывались лоялистами - людьми, лояльными королю и парламенту. Часть фермеров и арендаторов также примыкала к ним, если местный лендлорд, их главный притеснитель, поддерживал патриотов. Большинство негров-рабов бежало к англичанам, обещавшим им свободу, поскольку основная часть плантаторов выступала за независимость (экономической причиной этого была их колоссальная задолженность английским торговым домам, от которых они получали кредиты).

К верхушке патриотов, помимо плантаторов, относились большинство американских купцов, выступавших за свободу торговли и предпринимательства. Они оказывали финансовую помощь делу независимости. Первым, кто поставил свою подпись под Декларацией независимости, был «король» бостонских купцов- контрабандистов Джон Хэнкок. Лидерами патриотов стали молодые честолюбивые политики, стремительно делавшие карьеру в Континентальном конгрессе, местных органах власти и в армии. Большинство простых людей поддерживали независимость в силу демократических убеждений и в надежде на лучшую жизнь, за которую они проливали кровь на полях сражений.

Военные действия велись с переменным успехом. После первых окрыляющих удач 1775 г. наступила длительная полоса поражений. Британские войска намного превосходили американцев боевой выучкой и количеством, но американцы воевали с гораздо большей энергией и воодушевлением. Дж. Вашингтон умело маневрировал, то нанося стремительные удары, то отступая, а в ряде случаев его небольшая армия просто спасалась бегством. Британскому командованию не удавалось навязать американцам генеральное сражение, в котором они неминуемо были бы разбиты, а Вашингтон не имел достаточно сил для решающей победы.

Тяжелое положение американских войск усугублялось враждебными вылазками лоялистов, создавших свои военные отряды, которые действовали совместно с англичанами. Снабжение армии Вашингтона было плохим, хронически не хватало вооружения и денег. За фураж и продукты приходилось расплачиваться долговыми расписками, заменявшими порой жалованье офицерам и солдатам. Англия также испытывала трудности с переброской больших масс войск. Еще в 1775 г. король Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой предоставить 20-тысячный корпус, но получил категорический отказ. Недостающие войска были набраны в германских княжествах, поставлявших за большие деньги наемных солдат. К концу Войны за независимость в Америке находилось около 56 тыс. английских солдат, армия Вашингтона и в лучшие для нее времена не превышала 20 тыс., но ее поддерживали многочисленная иррегулярная милиция (ополчение) и партизанские отряды.

После тяжелых боев близ г. Нью-Йорка осенью 1776 г. Вашингтону с трудом, благодаря счастливой случайности, удалось спасти остатки армии. Она смогла оправиться и зимой 1776/77 г. нанесла врагу чувствительные удары в штате Нью-Джерси. Осень 1777 г. принесла американцам, с одной стороны, поражение (английские войска заняли столицу США Филадельфию), с другой - победу (на се-: вере). 7-тысячный корпус англичан был окружен у Саратоги - превосходящими силами добровольцев и милиции и капитулировал. И Известие об этом помогло действовавшему в качестве дипломата Б, Франклину заключить союз с Францией (1778).

После Франции в войну с Англией вступила Испания (1779), на следующий год - Голландия. Хотя для последних война не была удачной, международная изоляция Англии увеличила шансы американцев на победу. Россия и Австрия выступили с предложениями мирного посредничества, а создание в 1780 г. Россией системы вооруженного морского нейтралитета было направлено против произвола Англии на морях - захвата торговых кораблей нейтральных держав. В числе добровольцев, сражавшихся за независимость Америки, были маркиз де Лафайет, которого во Франции прозвали «героем Старого и Нового Света», российский дворянин Г.Х. Веттер фон Розенталь, польский патриот Тадеуш Костюшко и др.

Англия тем не менее продолжала войну и в 1780 г. добилась крупных успехов на Юге США. Ее войска овладели Чарлстоном, а американские силы в Южной Каролине были разгромлены. Англичане двинулись в Виргинию, но встретили растущее сопротивление милиции и партизан. Когда к берегам Америки подошел французский флот с десантными частями, американцы и французы окружили 8- тысячный корпус лорда Корнуоллиса под Йорктауном (Виргиния), который 19 октября 1781 г. сдался. Это решило исход войны.

Предварительный мирный договор США и Англия подписали в Париже в 1782 г., окончательный - 3 сентября 1783 г. Его главный результат - официальное признание Соединенных Штатов Америки самостоятельным, независимым государством с западной границей по р. Миссисипи. Южнее 31-й параллели начиналась Флорида, которую получила Испания, а Канада осталась за Англией.

Пока шла война, руководители молодой республики провели большие внутренние преобразования. Бывшие колонии стали штатами с республиканской формой правления и разделением властей. В 1776-; 1780 гг. там были приняты конституции. Им впервые придавалось значение фундаментальных законов, на основе которых должна была, действовать гражданская власть. В ряде штатов отсутствовал имущественный ценз для права голоса, губернаторов же избирали. В 10 штатах из 13-ти законодательные органы (легислатуры) имели по две палаты, как в колониальных ассамблеях, причем нижние были более демократическими по составу. Их «уравновешивали» верхние палаты, ибо главной заботой создателей конституций было так строить власть, чтобы она сама себя ограничивала и не превращалась в тиранию.

В северных штатах и на свободных землях было отменено рабство, в том числе сервентов, что стимулировало развитие наемного труда. Но на Юге оно сохранялось по настоянию плантаторов, которые заменили сервентов неграми.

Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. «Статьи конфедерации и вечного союза» были ратифицированы ими в 1781 г. Центральную власть осуществлял Континентальный конгресс, состоявший из представителей штатов, которые не избирались народом, а назначались легислатурами. Не было ни президента, ни сената, ни Верховного суда. Власть эта оставалась номинальной, так как штаты имели свои финансы, вооруженные силы, таможенные правила и т. д. Сразу после освобождения от колониальной зависимости трудно было ожидать образования какой-то иной структуры власти, однако наиболее дальновидные политики считали ее временной и стремились к федеративной республике с сильным центром, и общенациональной конституцией.

Данная идея вызревала в обстановке послевоенного экономического упадка и хаоса. Штаты, действуя порознь, не могли наладить торговлю и стабилизировать финансы. При огромном государственном долге правительство конфедерации не имело ни бюджета, ни банка, чтобы прийти на помощь штатам. Их правительства, в свою очередь, являлись должниками зарубежных и американских банкиров, а также ветеранов армии, ожидавших выплаты жалованья. Часть штатов начала выпуск обесценивающихся бумажных денег и приняла законы в пользу несостоятельных должников. Это принесло временное облегчение народу, но увеличило финансовый хаос. «Твердые» деньги - золото и серебро - утекали из обращения. Выправить ситуацию могли, по мнению сторонников централизации власти, лишь общегосударственные меры.

Важным аргументом в пользу реформирования власти стал рост внутренней нестабильности, угроза народных волнений. В 1786-1787 гг. в Массачусетсе и соседних штатах происходили восстания фермерской бедноты, вызванные нежеланием местных властей пойти на уступки должникам. Повстанцы во главе с Даниэлом Шейсом фактически захватили власть в западных и центральных графствах Массачусетса. Против них было послано ополчение, набранное в штате. Континентальный конгресс не имел права вмешиваться в дела штатов и посылать туда войска, да их у него почти и не имелось.

Федеральная Конституция, разработанная летом 1787 г. на полуофициальном съезде (конвенте) представителей всех штатов, была призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти. В подготовке ее проекта участвовали наиболее авторитетные граждане, в том числе Дж. Вашингтон и Б. Франклин, и лучшие умы из нового поколения американских политиков - Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и др.

Конституция оказалась весьма разумной как по предложенному механизму власти, так и по четкости определения полномочий центра (прочие права остались у штатов). Была выработана процедура принятия поправок к Конституции, дополнявших, а не отменявших ее; сама Конституция действует и поныне. Вводились прямые выборы палаты представителей конгресса пропорционально числу жителей штатов (рабовладельческих - с учетом /5 рабов), а число сенаторов было сделано равным от каждого штата (по два человека), чтобы не ущемлять интересы малых штатов.

Учреждались выборная должность президента США с довольно широкими полномочиями и независимая судебная система во главе с Верховным судом США, которому предстояло следить за нерушимостью Конституции и за соответствием ей принимаемых законов. Конституция была разработана на основе целого ряда компромиссов, поскольку интересы северных и южных штатов часто не совпадали. Последним сделали существенную уступку, разрешив ввозить рабов до 1808 г.

Федеральной Конституции предстояло вступить в силу после ее утверждения 9-ю штатами из 13-ти. Эта процедура вызвала напряженную политическую борьбу в стране. Противники Конституции - антифедералисты критиковали ее в основном по двум причинам: они не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие билля о правах. Ее сторонники - федералисты имели лишь небольшой перевес, и ратификация происходила с большим трудом. При этом решительными сторонниками сильной центральной власти показали себя ремесленники и рабочие в крупных городах. В июне 1788 г. новая Конституция вступила в силу, а в ноябре 1791 г. начал действовать принятый конгрессом билль о правах, составивший первые десять поправок к ней.

Характер и особенности Американской революции

Процесс образования США носил революционный характер. Борьба с внешним врагом - метрополией шла рука об руку с кардинальными внутренними переменами. США стали первой демократической республикой нового времени, ее устройство воплощало политические идеалы эпохи Просвещения. Кое-что осталось и от колониального прошлого - институт рабства, устройство местных органов власти. Но того «старого порядка», с которым боролись революционеры в Европе, в полном объеме в Америке никогда не существовало, и решающим условием внутренних перемен было завоевание независимости.

Самая поразительная черта Американской революции XVIII в. - это отсутствие террора, которым отличались и Английская, и особенно Французская революция конца XVIII в. Ни один королевский губернатор не был казнен, а лоялистам дали уехать из США. Борьба колоний за независимость и провозглашение республики не вызывали у цивилизованных европейцев чувства ужаса. За пределами Великобритании к американцам относились вполне благожелательно. Даже самодержавная Россия, которая с республиканской Францией воевала, с республиканской Америкой торговала. Хотя российское правительство не торопилось устанавливать с последней дипломатические отношения, прибывший в С.-Петербург в 1782 г. американский уполномоченный Ф. Дейна получил от вице-канцлера И.А. Остермана официальное заверение в том, что лично он и его соотечественники, «которым случится отправиться в Российскую Империю по торговым или другим делам», встретят самый благожелательный прием и защиту в соответствии с международным правом. В глазах Екатерины II, а затем Павла I образ американца отнюдь не ассоциировался с «образом врага» - французского санкюлота или якобинца.

Столь хорошей репутацией США пользовались, конечно, не случайно. Появление независимой республики в Новом Свете не угрожало тогдашней феодально-монархической Европе никакими революционными потрясениями. В отличие от Французской революции, провозгласившей «мир хижинам, войну дворцам», Америка такую миссию не осуществляла, а в разгар революции во Франции правительство США отказало ей в поддержке, мотивируя это тем, что союзный договор был заключен с королем Людовиком XVI. Одобряя в принципе замену там монархии республикой, американские государственные мужи руководствовались во внешней политике не идеологическими, а прагматическими соображениями, добиваясь для своей страны мира, нейтралитета и возможности свободно торговать со всеми странами. В этой своей «ограниченности» Американская революция, столь непохожая на Английскую и Французскую, напоминала больше Нидерландскую XVI в., в основе которой также была война за независимость.

«Отцов-основателей» США отличала умеренность не в постановке целей (независимость и республиканский строй), а в средствах и методах решения внутренних проблем. Вместо заговоров и переворотов с последующим истреблением побежденных при помощи виселицы или гильотины использовались чисто политические средства борьбы, а чаще - компромиссы. Благодаря этому элита, руководившая борьбой за независимость, сохранила власть до конца. Задача обретения независимости и строительства нового государства сплачивала общество, а в американский идеал - свободу и собственность - верили все социальные слои. Широкие гражданские свободы играли роль «предохранительного клапана», отводя социальную напряженность в мирное русло.

Даже восстание под руководством Шейса не походило на «бессмысленный и беспощадный бунт» люмпенизированных масс, имевших обыкновение грабить и жечь дома богачей и делить чужую собственность. Участники движения сами были собственниками, стремившимися отстоять свое имущество от распродажи и избежать тюремного заключения за долги. «Шейситы» собирались на шумные митинги, потрясали оружием, изгоняли судей из присутственных мест, срывали исполнение их решений, пытались даже захватить армейский арсенал - но «Пугачевыми» не стали.

Само государственное устройство Соединенных Штатов исключало установление революционной или иной диктатуры в сколько-нибудь крупном масштабе. При «Статьях конфедерации» реальным суверенитетом обладали только штаты, отсутствовал тот центр, откуда можно было бы проводить единую политику. В отличие от всевластного французского Конвента, Континентальный конгресс не мог узурпировать власть, так как ему пришлось бы в таком случае воевать со всеми тринадцатью штатами. Будучи главнокомандующим, Дж. Вашингтон не обнаружил никакого желания стать новым Цезарем или Кромвелем и руководить еще одной войной - гражданской. После заключения мира с Англией армия была распущена, и постоянных вооруженных сил в стране почти не осталось.

Выдающиеся американские историки С.Э. Морисон и Г.С. Коммаджер справедливо полагали, что окончание революции служит интересам не только ее вождей, но и народных масс: «В развитии каждого революционного движения наступает момент, когда народные массы устают от агитации и жаждут мира и безопасности. Тогда они устраняют радикалов, возмутителей спокойствия, подстрекателей и принимают меры, направленные на усиление своего правительства с тем, чтобы обеспечить безопасность достижениям, добытым путем страданий». В этом смысле и федеральная Конституция 1787 г., дополненная биллем о правах, означала доведение до конца тех преобразований, которые дала независимость.

Глава II.Политические партии в США

Первая двухпартийная связка: федералисты-антифедералисты (республиканцы) 1789-1825

В процессе выработки и принятия Конституции США в недрах американских правящих кругов складывались первые политические группировки. Они создавались вокруг отдельных лидеров, предлагавших альтернативные варианты национальной внутренней и внешней политики США. В Конгрессе в этой связи зародились так называемые партийные кокусы. Вокруг Александра Гамильтона сформировался кокус федералистов - сторонников сильного федерального правительства; вокруг Томаса Джефферсона объединились так называемые антифедералисты (или республиканцы), отстаивавшие "права штатов". Идеологически они расходились, как никогда в истории двухпартийной системы США: первые выступали за аристократический характер республики, тогда как вторые были сторонниками демократической республики.

Прошло немало лет, пока столичные партии США окончательно сформировали свои партийные организации в штатах. Однако уже к 1800 г. как федералисты, так и антифедералисты были уже способны вести президентские выборы на общенациональном уровне, создав вокруг себя развитую партийную сеть в большинстве американских штатов. Особенно преуспели в этом деле антифедералисты, хотя и их партийная сеть, по сравнению с современной, носила весьма примитивный характер и функционировала временно, только в период избирательных кампаний.

После 1815 г., в эру так называемого "доброго согласия" первая двухпартийная связка, выполнив свою задачу, фактически перестала функционировать, как избирательный механизм н общенациональном уровне.

Таким образом, обе партии в США в начальный период своей истории имели переходный характер. Хотя Конституция США не имела статей о партиях, тем не менее именно борьба вокруг статей этой конституции обусловила складывание первой двухпартийной системы в США. Сначала в кабинете первого президента США Дж. Вашингтона, а затем в Палате представителей стали возникать фракции, которые по-разному понимали характер молодой американской республики: быть ей демократической или аристократической. В то же время партии различались по своим региональным симпатиям, поскольку выражали разные экономические интересы.

Четко раскол в правящих кругах США проявился после появления в конце XVIII в. амбициозной экономической программы министра финансов США в кабинете Вашингтона А. Гамильтона. Эта программа предлагала курс страны на индустриализацию. Государственный секретарь США в это время Т. Джефферсон резко выступил против экономической программы А. Гамильтона, отстаивая фермерский путь развития Соединённых Штатов. В Палате Представителей его поддержал конгрессмен Джеймс Мэдисон.

В 1793-1794 гг. разногласия между Джефферсоном и Гамильтоном ещё больше обострились в связи с их различным отношением к революционной Франции. Джефферсон осуждал англофильский курс Гамильтона. Эти разногласия способствовали процессу партийной мобилизации американцев либо вокруг федералистов, либо вокруг антифедералистов. Сторонники первых отстаивали урбанистский путь развития США под руководством сильного федерального правительства, добиваясь в этой связи расширения торговли с Англией. Вторые - антифедералисты, считали, что США способны добиться своего могущества за счёт поставок продовольствия в Европу, чему будет способствовать расширение прав штатов и сокращение раздутого государственного аппарата. В пылу борьбы вокруг этих вопросов федералисты и республиканцы нередко использовали откровенную фальсификацию друг против друга: республиканцы незаслуженно обвиняли федералистов в монархизме, тогда как последние называли антифедералистов анархистами, находящимися под властью толпы.

Особой остроты разногласия федералистов и антифедералистов достигали в то время, когда те и другие на свой лад трактовали статьи Конституции, относящиеся к вопросу об избрании Президента. После образования США разногласия по этому вопросу проявлялись слабо, ибо отцы - основатели американской нации хотели, чтобы исполнительная власть в стране представляла бы из себя надпартийный орган и при этом формировалась бы фактически без широкого участия нарда, через коллегию выборщиков.

Однако, уже в ходе первой президентской кампании в 1796 г., после того как Дж. Вашингтон отказался избираться на третий срок и особо в ходе очередной президентской кампании 1800 г., когда была внесена поправка в Конституцию о введении прямых выборов президента, стали создаваться партийные организации штатов, главным образом для мобилизации рядовых избирателей в пользу своих кандидатов в президенты. В то время это был Джона Адамса от федералистов и Т.Джефферсона от республиканцев. Так было положено начало электоральному процессу в США, инициаторами которого были республиканцы во главе с Т.Джефферсоном, но федералисты особо не возражали против этого процесса и использовали его ничуть не меньше, чем антифедералисты.

Партийными делами в штатах руководили кокусы легислатур (местных парламентов). Именно местные кокусы выдвигали кандидата в президенты от своей партии; осуществляли координацию партийных комитетов в штатах и графствах; вели агитацию среди избирателей.

В 1800 президентом США был избран республиканец Т. Джефферсон. К этому времени американские штаты окончательно раскололись по партийному признаку. Федералисты второго поколения догнали республиканцев в деле создания собственных партийных организаций на местах.

Тем не менее, к началу XIX в. ещё не приходится говорить о партиях в современном понимании этого слова. Даже само существование кокусов в Конгрессе США и на местах не было узаконено. Более того, федералисты, которые опирались в основном на избирателей Новой Англии, практически вытеснив из этого штата республиканцев, по - существу, не согласовывали своего кандидата в президенты на общенациональном уровне и поэтому особо не нуждались в существовании своего кокуса в Конгрессе США.

Сложная международная обстановка требовала консенсуса в обществе, поэтому в Конгрессе разногласия между федералистами и антифедералистами были в основном по внутренним вопросам. На местах, особо в Новой Англии и в центральных штатах, межпартийная борьба была значительно острее. Слабее эта борьба проявлялась на Юге США, где господствовали республиканцы (антифедералисты) и на вновь освоенных территориях Запада (суровые условия Запада и борьба за выживание исключали всякие партийные распри).

Таким образом, в конце XVIII в. - первой четверти XIX века в истории двухпартийной системы США чётко проявилось два основных её качества: во-первых, высокая степень идеологических разногласий в центре, и, во-вторых, слабые и аморфные партийные организации на местах.

Идеологические споры между партиями велись не по поводу формы государства: они сходились в том, что в стране должна быть республиканская форма правления, но федералисты и республиканцы по - разному воспринимали доктрину республиканизма. Первые строили республику с сильным центром, вторые стремились сохранить и укрепить "права штатов".

В свою очередь американский народ мало интересовался внутриполитической борьбой в стране, был крайне аполитичен, считая, что политика - дело элиты. Иными словами, партии создавались сверху вниз и носил в это время элитарный характер. Всё это во многом объясняет судьбу первой двухпартийной связки: споры между партиями носили академический характер. Война 1812 г. с Англией несколько обострила борьбу между партиями, но после её победоносного окончания для США, эта борьба практически совсем прекратилась. Большинство американского общества в начале 20-х гг.XIX в. одобряло как внутреннюю, так и внешнюю политику нового президента США в это время - Монро и особой нужды в партиях в это время не было. Проявился первый кризис двухпартийной системы США.

Формирование американских партий современного типа (1820-е- 30-е .гг.)

За четверть века после окончания англо-американской войны 1812 г. в США окончательно оформились общенациональные партии массового типа. Это произошло во время функционирования новой двухпартийной связки «виги - демократы". Эти партии уже вели борьбу между собой не только за президентский пост, но и за посты на местах. При этом партийные организации штатов приобретали всё более профессиональный характер, черты которого сохранились в двухпартийной системе США до настоящего времени.

Всё это сопровождалось политизацией американского общества, что в свою очередь было обусловлено либерализацией избирательной системы США: произошёл отход от выборов американского президента коллегией выборщиков; стала развиваться система всеобщего голосования (белого мужского населения). Эти изменения были связаны с начавшимся промышленным переворотом в США, который повлёк за собой технологические и социальные изменения, в частности, развитие инфраструктуры (шоссейных и железных дорог, каналов и т.п.). В 1840 г. в США появился телеграф. Всё это способствовало более успешному проведению партийных съездов и ведению эффективных пропагандистских кампаний на общенациональном уровне.

При этом партийная борьба велась уже по значительно более широкому кругу вопросов, порождённых процессом индустриализации в США. Прежде всего партии обсуждали проблемы, связанные с социальным расслоением общества, а также решением задач свободного предпринимательства. Промышленная революция в США, кроме всего прочего, совпала с обострением религиозного вопроса в стране в связи с притоком иммигрантов и сопровождалась расширением американской экспансии на континенте. Особо острые партийные дебаты в США были в период войны с Мексикой за Техас.

Большинство проблем первой половины XIX в. носило всё - таки экономический характер. Биржевая паника 1819 г. и последовавшая за ней депрессия породили проблему долгов, которую население США связывало с привилегиями корпораций. Не решена была также проблема рабства в США. Активизация предпринимательской деятельности в стране сопровождалась ростом преступности.

Постоянные споры, которые велись в рамках первой двухпартийной связки о судьбах республики, сменились в 20-е гг. XIX в. краткосрочными партийными разногласиями по тем или иным, в основном экономическим вопросам, которые то вспыхивали, то затухали, по мере их решения. По этим вопросам легче было достигнуть консенсуса между партиями, что размывало партийные рамки в американском обществе. Если и были разногласия между партиями в 20-е гг., то скорее не на общенациональном, а на провинциальном уровне. Старая республиканская партия Нью-Йорка, например, вплоть до выборов 1828 г., занималась в основном внутренними проблемами своего штата. То же самое наблюдалось в штате Джорджия. В других штатах по - существу партийных споров вообще не велось или они возникали очень редко. Например, в штате Кентукки ссоры возникли по проблеме внутренних долгов. В ряде северных штатов в конце 20-х - начале 30-х гг. вспыхнули партийные разногласия вокруг зарождающегося антимассонского движения на евангелистской платформе, которое претендовало на создание собственной партии. Евангелисты кроме всего прочего занимались антиалкогольной пропагандой (что далеко не всех устраивало), призывали праздновать воскресный день, требовали реформы образования, справедливого отношения к индейцам и т.п. Их лидерами были в Нью Йорке Сарлоу Вид, а в Пенсильвании Тадденс Стевенс. Евангелисты издавали 12 газет, имели эффективные организации на местах, по крайней мере, в четырёх штатах, и в 1831 г. им удалось провести общенациональный съезд.

Межпартийные разногласия в 20-е гг. обострялись только в период президентских выборов. Господствующей после президентских выборов 1800 г. так называемой вирджинской династии (Джефферсон, Мэдисон, Монро) противостояла заметная фигура в это время - Эндрю Джексон, который основал в 1824 г. Демократическую партию США и блистал на американском политическом небосклоне 16 лет. На выборах 1824 г. ему не удалось одолеть коалицию во главе с прагматичным республиканцем Мартином Ван Бюрреном (штат Нью-Йорк), но через четыре года, в 1824 г. Эндрю Джексон стал президентом США и вновь был переизбран в 1832 г.

Начиная с 1828 г. кандидаты в президенты США выдвигались уже не элитарно - на кокусах Конгресса и местных парламентов, а от регионов, что превращало их в общенациональных лидеров. Так, в 1828 г. демократы выдвинуты кандидаты от Центральных штатов - Эндрю Джексона (от штата Теннеси) и Джона Квинси Адамса (от штата Массачусетс). В 1832 г. демократы Новой Англии выдвинули того же Эндрю Джексона и Генри Клея (от штата Коннектикут). Юг и Запад в это время имели своего претендента в президенты - Ван Бюррена. В 1836 г. он и стал президентом США. Как раз в период подготовки и проведения президентской избирательной кампании 1834-1836 гг. вокруг Ван Бюррена сформировалась новая партия США - партия вигов. Так в США окончательно оформилась вторая двухпартийная связка - "ВИГИ-ДЕМОКРАТЫ".

Виги- демократы: социальная база, программы, идеология американских партий в 30-е - 40-е гг. XIX в

Двухпартийная связка "виги-демократы" просуществовала менее двух десятков лет, но те партийные основы, которые были заложены в этот период в развитии американской партийной системы, действовали не только весь XIX век, но и продолжают существовать до настоящего времени. Именно в это время оформилась двухпартийность как конкуренция двух массовых партий США, но в то же время стали появляться третьи партии.

Партии стали руководствоваться лозунгом: "победить на выборах - значить получить как можно больше голосов избирателей". Аутсайдеры имели мало шансов набрать голоса. Действовал не только принцип альтернативности, что было главным в первой двухпартийной связке, но и принцип консенсуса - основной принцип функционирования современной политической системы США. Велись поиски "среднего пути". Стала зарождаться политология, как наука, главным образом, в борьбе с идеологическим экстремизмом.

Первые партии в США носили элитарный характер, что подчёркивалось выше, закрытый от основной массы партийных функционеров. Виги же, как и демократы, опирались на широкий корпус партийных активистов и создали широкую сеть партийных комитетов на местах, что расширяло возможности обеих партий действовать на общенациональном уровне. Стали проводиться общенациональные партийные съезды как вигов, так и демократов, которые выдвигали кандидатов на пост президента США и вырабатывали программы (платформы) своих партий. В большинстве штатов сформировалась избирательная система, окончательно вытеснив кокусы в центре и на местах. Это позволило простым партийным функционерам принимать активной участие в партийных делах. Новая избирательная система обеспечивала большую легитимность кандидатов в президенты. Шёл процесс демократизации двухпартийной системы США. Простые избиратели всё больше убеждались в преимуществе двухпартийности.

Оформлялась процедура избирательных кампаний. Ею в ходе президентских кампаний активно занимались партийные функционеры обеих партий. Порой эта процедура приобретала масштабы больших драматических спектаклей, которые сопровождались организацией массовых митингов, факельных шествий со знаменами, песнями, единой униформой и т.п. Всё это повышало политическую активность рядовых американских избирателей.

Начиная с 40-х гг., эта активность в ходе избирательных кампаний неуклонно росла и достигла к концу XIX в. уровня 75% - го участия населения США в избирательном процессе. Между прочим, простой американец всячески старался продемонстрировать свою партийную лояльность. При этом факторы, влиявшие на выбор партии, были весьма разнообразны: они были этнического, религиозного, общинного, профессионального, регионального толка. Как правило, партийная лояльность передавалась от отца к сыну (как и религиозная принадлежность). Всё это обеспечивало на той или иной местности устойчивый электорат, приверженность той или иной партии из года в год и даже из десятилетия в десятилетие.

Партии настойчиво пестовали складывающийся имидж своих партий. Демократы изображали из себя противников раздутого госаппарата, хотели выглядеть борцами с привилегиями; последовательно отстаивали права штатов и гражданские права, включая личные свободы не только белых американцев, но и свободы этнических и религиозных меньшинств. Виги же всеми средствами демонстрировали свою приверженность идее сильного правительства, которое, считали они, определяет прогресс Америки, обеспечивает экономический рост и стабилизацию в обществе. При этом они опирались на протестантские моральные ценности. Если за демократами закрепился образ созидателей, то за вигами, наоборот, разрушителей, скептиков. Кандидаты от демократической партии не отрывали себя от своей партии, всячески демонстрировали свою преданность демократическим принципам и идеям. Вигские же кандидаты хотели всегда казаться надпартийными лидерами.

После паники 1837 г. чётко взгляды обеих партий по вопросу о роли государства в обществе ещё больше разошлись. Демократы стали отстаивать доктрину негативного либерального государства т.е. невмешательство государства в экономику, в личный бизнес. Чем меньше будет это вмешательство, считали они, тем больше будет процветать Америка и меньше будет привилегий у государственных чиновников. На практике это означало отделение правительства от банковской системы, борьбу с протекционизмом и т.п.

Виги придерживались догм негативного либерального правительства, что предполагало активную правительственную политику в области экономики, создание единой банковской системы, повышения роли государства в протекционистской политике, в создании инфраструктуры, в развитие в штатах государственных школ, проведении на местах социальных реформ. Демократы особо резко критиковали последнее, в частности, создание государственного здравоохранения.

Но на практике как виги, так и демократы не всегда были последовательны в отстаивании своих принципов. Прежде всего они заботились о расширении своей социальной базы и поэтому виги, например, учитывая, что идея демократов против раздутого государственного аппарата была весьма популярна у рядовых избирателей, тоже нередко использовали этот лозунг в своей предвыборной борьбе, призывая к борьбе с привилегиями. Демократы, в свою очередь, перехватывали лозунги вигов, например, об экономических стимулах со стороны государства, таких как протекционизм и т.п.

Двухпартийная система США в годы Гражданской войны и Реконструкции Юга США

Гражданская война в США привела к исчезновению вигов и расколу в рядах демократов. На этой основе образовалась Республиканская партия. Только к концу Реконструкции Юга США партийная ситуация в стране стабилизировалась.

С другой стороны, Гражданская война в США только укрепила уверенность американцев в необходимости существования в стране двухпартийной системы, которая отнюдь не разрушала, как этого опасались отцы-основатели США, а наоборот, укрепляла конституционные основы.

Судьбу двухпартийной связки "виги-демократы" определил вопрос о рабстве. Как те, так и другие избегали его решать, либо стремились найти по нему компромисс как между собой, так и между Севером и Югом США.

Однако появление новых штатов в США и распространение в этой связи рабства на Запад требовало решения вопроса о рабстве, тем более, что в стране в этой связи стало зарождаться аболиционистское движение, которое могло закончиться образованием третьей партии, а это уже угрожало двухпартийной связке. На выборах президента в 1840 и 1844 гг. уже участвовала третья партия под названием "фрисойлеры". В 1848 г. она набрала 10 % голосов избирателей.

Кроме вопроса о рабстве "виги-демократы" не могли разрешить ещё одну проблему, связанную с возросшей в годы промышленного переворота иммиграцией в США. Ирландская иммиграция, кроме всего прочего, обострила религиозную проблему, ибо ирландцы - католики постоянно сталкивались с местными жителями - протестантами.

В 1854 г. по вопросу о рабстве между вигами и демократами был достигнут очередной, но уже последний компромисс. Конгресс принял в это время билль "Канзас - Небраска". Однако этот компромисс спровоцировал образование новой третьей партии - "ничего не знающих" - очень популярной во многих штатах. Причём её ряды пополнялись как за счёт демократов, так и за счёт вигов, а также аболиционистов и негрофобов. Как раз на этой основе и образовалась новая Республиканская партия США (существующая до настоящего времени), поглотившая как вигов, так и "ничего не знающих".

В 1860 г. эта партия победила на президентских выборах, спекулируя на патриотических лозунгах. Этому помогло то, что демократы в ходе президентской кампании раскололись и имели двух кандидатов в президенты. Тем не менее, демократическая партия США в годы Гражданской войны сохранила себя, своё влияние от Коннектикута до Иллинойса и в Центральных штатах. Их помогли выстоять лозунги так называемой «джексоновской демократии", предлагавшей создание мелкобуржуазной экономики в стране, что устраивало американских фермеров; призывавшей к терпимости по отношению к иммигрантам и в то же время отстаивавшей идеи превосходства белой расы, что импонировало американским патриотам и негрофобам. Все эти идеи объединили Юг США в годы Гражданской войны, хотя конфедераты, по существу, в это время своей партии не имели. У них и их лидера - новоявленного президента южан Джефферсона Дэвиса не только не было своей партии, но не было и оппозиции. Хотя на Юге в некоторых штатов, во всяком случае, до 1863 г., партийные размежевания всё - таки сохранялись, особенно, в Северной Каролине и, частично, в Вирджинии и штате Теннеси.

После победы северян в 1865 г. наступил, наверное, самый тяжёлый период в истории двухпартийной системы США, во всяком случае, за время с 30-х гг.XIX в. и до начала XX века. Но американские партии вышли из этого положения как никогда закалёнными. Партийная система США к 70-м гг.XIX в. и до начала XX в. постепенно стабилизировалась и крепла и не случайно это время в США называют "золотым веком" американской двухпартийной системы.

В годы Реконструкции Юга (1865-1877гг.) вновь, как и в годы молодой американской республики, во времена Джефферсона и Гамильтона, возобладала идеологическая борьба. Между собой боролись прежде всего умеренные и радикальные республиканцы. С другой стороны именно в это время в США как никогда процветала коррупция. Фактически, партийные боссы были на службе у бизнеса.

Депрессия 1870-х гг. в США способствовала возрождению демократов как общенациональной партии. Причём теперь южане строго голосовали за демократов; северяне - за республиканцев, что было безусловным итогом Гражданской войны между Севером и Югом.

Партийная политика США в 79-е - 90-е гг. XIX века

В последней трети XIX в. наступил "золотой век" американских партий. Ряды как республиканцев, так и демократов скрепило боевое братство времён Гражданской войны. До начала 90-х гг. XIX в. по - существу не было возможности для появления третьих партий. На политической арене США в это время больше доминировали демократы. В 1874 г. они получили большинство мест в Палате представителей. Свою роль сыграла в этом идея демократов о превосходстве белой расы, которая импонировала рядовым избирателям. У демократов была более широкая социальная база: их поддерживали как католики, так и лютеране и ряд других конфессий, включая многих так называемых "анти - евангелистов" -протестантов Севера, а также всех те американцев, которые боролись за личную свободу и невмешательство государства в экономику.

Основная масса протестантов Севера выступала всё - таки за республиканцев. Последним, в отличие от демократов, удалось сформировать мощный корпус лидеров партии общенационального уровня. За республиканцами сохранялся имидж спасителей Союза и ликвидаторов рабства; имидж энергичной партии, способной осуществлять реформы и выступавшей за сильное правительство.

В целом, американское общество явно разделилось на две основные группы; одни шли за республиканцами и вместе с ними отстаивали государственное регулирование экономики; другие, как правило, демократы, ещё только начинали осознавать преимущества государственного регулирования, администрирования и планирования. Республиканцы считали, что с помощью государства удастся добиться гармонии в обществе, демократы же, наоборот, считали, что вмешательство государства в экономику породит социальные конфликты в стране.

В течение 60-х - 70-х гг. в крупных городах Америки окончательно оформились партийные организации, которые, а по - существу, главы парторганизаций, управляли в этих городах. Примером может служить Уильям Мерси Твид - босс республиканцев в Нью - Йорке.

Тем не менее, возможность для образования третьих партий в США сохранялась, в частности, в связи с проявлением в это время движения за независимое от обеих партий голосование на выборах. Особо активно это движение было на индустриальном Востоке США, где в городах процветала коррупция, слияние бизнеса и политики. Именно здесь началось так называемое "бегство" рядовых республиканцев из лона своей партии, что впервые наглядно проявилось на президентских выборах 1972 г. Такое же "бегство" ощущалось и на выборах в местные органы власти, на уровне штатов и графств. Такое бегство было, безусловно, проявлением антиреформаторства, консерватизма и возросшей антипартийности рядовых американцев.

С 90-х гг. XIX в. в США вновь стали зарождаться третьи партии, массовой базой которых были так называемые "разгребатели грязи" (борцы с коррупцией), а также фермерские и рабочие организации. Причём таких партий появилось неожиданно много, среди которых выделялись "разгребатели грязи", гринбаксы, рабочая партия. В частности, гринбаксы требовали выпуска больше денег в оборот; государственного контроля в торговле и прогрессивного налога (налога на доход). Именно эти требования породили волнения в США в 1877 г., причём они повторялись очень часто. Но к началу 80-х гг. произошёл спад выступлений , ибо все эти третьи партии вернулись либо в ряды республиканцев, либо демократов. Кроме, разве партии популистов - фермерской партии, отростка Фермерского Союза США. Долгое время фермеры Юга шли под знамёнами демократов, но в 1892 г. произошла встреча представителей южан-фермеров и северян-фермеров в г. Омаха (штат Небраска) Появилось Омахское соглашение - общая платформа фермерского движения в США. У фермеров США в это время появился общий лидер - Джеймс Уивер, который в 1892 г., на президентских выборах, выдвинул свою кандидатуру в президенты. Его лозунгами на выборах были связаны с критикой урбанизации и индустриализации США. Программа фермеров включала в себя требование выпустить больше бумажных денег; провести национализацию железных дорог; повысить закупочные цены на зерно; ввести налог на прибыль. Уивер набрал на выборах 9% голосов, а на промежуточных выборах в конгресс уже 12 %.

Популистское движение привело к перегруппировке сил в двухпартийной системе, более того привело к фундаментальной трансформации американской политической системы в начале XX века.

Выборы 1896 г. свидетельствовали об окончании партийного баланса в стране: избиратели Севера и Среднего Запада окончательно примкнули к республиканцам, что на долгое время обеспечило политическое господство последних. При их правлении выросло целое поколение американцев. Объективно политическое влияние республиканцев обусловило то, что Америка окончательно выбрала индустриальный путь развития.

Трансформация двухпартийной системы США в начале XX века

В начале XX в произошли существенные изменения во всей американской политической системе. К этому времени завершился процесс становления массовых политических партий, который начался, как уже говорилось, в 20-е - 30-е гг. XIX в. При этом на большей части США и особенно на Севере и Западе, господствовали республиканцы.

Другое важное изменение к этому времени- резкое падение политической активности рядовых американцев. Наступило всеобщее разочарование в США государственной политикой, как методами проведения этой политики, так и её результатами. Особенно всех возмущала процветающая коррупция политической элиты. Началось массовое "бегство" из партий. В этой связи ослабла роль партийных организаций обеих партий.

Страна стала раскалываться на многочисленные социальные группы (страты), каждая из которых ставила для себя конкретные цели. Ни демократы, ни республиканцы, включавшие эти социальные группы, не могли, как не пытались, найти "соломонова решения", которое устроило бы всех. Ни доктрина республиканцев о гармонии интересов страны и государства, ни доктрина демократов о невмешательстве государства в дела экономики, уже не срабатывали. Всё больше крепло убеждение, причем не только внизу, но и на верху, что нет необходимости в массовых партиях.

Вот почему в начале XX в. стало возникать столь много третьих партий. Особой популярностью в это время пользовалась Социалистическая партия Америки во главе с Юджином Дебсом, пик расцвета которой падает на 1910-1912 гг. Многие города стали избирать на пост мэра социалистов. На президентских выборах 1912 г. Ю.Дебс набрал 1 млн. Голосов. Привлекало народ основное требование социалистов о национализации промышленности и активное вмешательство в этой связи государства в дела экономики. Не менее популярной была Прогрессивная партия, которая выдвинула на президентских выборах 1912 г. своего кандидата - Теодора Рузвельта. Он получил 1,4 часть голосов. Сыграла свою роль личная популярность Т. Рузвельта и социально - политические реформы, которые тот предлагал. Но в 1916 г. Т. Рузвельт вернулся в лоно родной Республиканской партии и прогрессисты распались. Как социалисты, так и прогрессисты предлагали усилить роль федерального правительства. В этой связи в США стали возникать независимые внеправительственные органы - эксперты по различным направлениям государственной политики. Партийные лидеры мешали этому процессу, который подрывал их влияние. Разрушался партикуляризм. Роль партий в обществе упала как никогда. По - существу партии превратились в общественные организации, перестали быть юридическим лицом. В этих условиях была проведена новая реформа избирательной системы: избирательный процесс взяло под свой контроль правительство. Шумные избирательные кампании по добыче голосов не поощрялись (расходы на проведение избирательных кампаний были резко сокращены); вклады корпораций в поддержку того или иного кандидата запрещались. Ряд запретов инициировали сами партии главным образом для того, чтобы не допустить к власти третьи партии. Собственно вся избирательная реформа как раз и была направлена против них, главным образом против социалистов. Республиканцы при Теодоре Рузвельте и демократы при Вудро Вильсоне проявили гибкость, инициируя эти реформы, отступив от своих исторически сложившихся ценностей и доктрин. Так. Республиканцы, которые традиционно отвергали социальные реформы, стали их осуществлять. Демократы, всегда выступавшие против сильного правительства, стали его укреплять. Чего, например, стоит создание при Вудро Вильсоне Федеральной резервной системы. Всё это, правда, не обеспечило спокойной жизни демократам. Демократы отошли от потрясений 90-х гг. XIX в. и пришли к власти в 1910 г., но к концу президентства В. Вильсона вновь раскололись. Республиканцы занимали в обществе более прочные позиции к началу XX в., но на выборах 1910 и 1916 гг. они проиграли, не имея единства в своих рядах, расколовшись на консервативное (антиреформаторское) и прогрессистское (реформаторское) крыло. Только к 1920 г. республиканцы возродились, объединившись на консервативной (антиреформаторской) основе.

В 20-е гг. XX в. в двухпартийной системе США как никогда господствовал принцип альтернативности, а не консенсуса. И как никогда в прошлом в это время наблюдалась политическая апатия американцев. Влияние партий на правительство свелось в это время к нулю. Доминирует партийный лоббизм, что далеко не совпадает с партийным делением общества. Именно группы давления, а не партии, формируют курс американского правительства. Пожалуй, единственное, что спасало партии США от их окончательного исчезновения с политической арены - это то, что они продолжали функционировать как электоральный механизм и в этом качестве влияли на выбор президента страны. Побеждали в это время только республиканцы.

Общий вывод, который напрашивается в связи с изменениями в американской политической системы в начале XX в. - это то, что партии США изменяют свои функции по мере изменения роли федерального правительства во всей политической системе страны. Это доказывает то, что все изменения в истории двухпартийной системе США в это время совпадают с новаторством в истории федерального правительства. В течение 30-х гг. XIX в. и до начала XX в. роль федерального правительства и соответственно роль президента США была относительно слабой, особенно сразу же после окончания Гражданской войны и до 70-х гг. XIX в. Не случайно, это время называют "золотым веком" американских партий. Они влияли на президента через сильный Конггресс.

В начале XX в., что было связано с реформами республиканца Т. Рузвельта и демократа В. Вильсона. Косвенно эти реформы ослабили обе партии. Это положение продолжалось в 30-е гг. XX в. и было связано уже с реформами Франклина Делано Рузвельта ( его "новым курсом"), который обеспечил уже Демократической партии господствующее положение в политике.

Партийная система США в эпоху "нового курса" (30-е - 50-е гг. XX в.)

В 30-е гг. вокруг демократов сложилась новая "большая коалиция" как результат борьбы с республиканцами, которые правили в США все 20-е гг. и как следствие "великой депрессии" 30-х гг. Большую роль сыграло так же и то, что у демократов появился яркий лидер - Франклин Делано Рузвельт.

Коалиция руководствовалась программой, которая формировалась у демократов в течение 1933-12936 гг. и называлась "новым курсом". Что важно, появление этой программы положило конец политической апатии , которая характеризовала американское общество в 20-е гг.

С другой стороны - "большая коалиция" - проявление трансформации 2-х партийной системы США как протест прежде всего Конгресса против усиления исполнительной власти и президента. Эта трансформация началась задолго до появление программы "нового курса". На президентских выборах 1924 г. демократы получили только 1 из 7 голосующих. Это можно объяснить в какой - то мере расколом демократов. Из их среды выделилась третья партия во главе с Р. Лафоллеттом, который отобрал много голосов у республиканцев, но ещё больше - у демократов. К президентским выборам 1928 г. положение демократов несколько улучшилось. На выборах президента в 1928 г. кандидат от демократов Альфред Смит проиграл выборы своему оппоненту - республиканцу Герберту Гуверу. Дело в том, что Гувер - католик и его поддержала эта многочисленная религиозная конфессия в США. Очередные выборы президента в 1932 г. выиграли уже демократы. Как уже было сказано, сыграла свою роль "великая депрессия" 1929-1933 гг.

В течение своих первых ста дней, а затем в 1935 г. новый президент США - ФДР предложил, а Конгресс утвердил беспрецедентное число законов под лозунгами "благотворительности, восстановления и реформам". Появление этих законов обеспечило демократам ещё более убедительную победу на президентских выборах 1936 г. Ф.Д. Рузвельт получил 60% голосов.

К этому времени "большую коалицию" демократов составляли первое и второе поколения иммигрантов в США , католики, евреи, рабочие, негры - северяне (негры - южане в это время были лишены избирательных прав), а также почти весь белый Юг.

В партийно - политической жизни США в годы "нового курса" был восстановлен стиль XIX в.: шумные избирательные кампании, по крайней мере, на Севере, что повышало политическую активность населения, более широкое его включение в партийную работу. Но партии эпохи "нового курса" отличались от партий XIX века, особо республиканцы, оказавшиеся в положении догоняющегося меньшинства.

Северо - Восток и Средний Запад - индустриальные районы США- когда-то традиционная опора республиканцев, теперь безусловно, поддерживали демократов, кроме, разве, Пенсильвании и Мичигана, где велась острейшая 2-х партийная борьба.

Юг всегда был традиционно демократическим, хотя ко второй половине 30- х гг. консерваторы - южане не приняли реформ Рузвельта расового и социального свойства.

В 1932 и 1934 гг. фермерский Запад также поддерживал демократов, но затем повернул в сторону республиканцев. Ренессанс республиканцев в этих районах был связан с тем, что аграрная программа Рузвельта в целом провалилась.

Города последовательно, в отличие от сельской местности, поддерживали демократов. Свою роль здесь сыграли партийные организации и лидеры демократов, которые в ответ на их активную деятельность в пользу Демократической партии, получали щедрые вознаграждения из центра.

После войны коалиция демократов стала распадаться. При Трумэне, преемнике Рузвельта, выделились южане - республиканцы-противники предоставления гражданских прав неграм, что задумал сделать Трумэн, хотя и делал это крайне осторожно. Партия "прав штатов" во главе с Дж. Тэрмондом - кандидатом в президенты в 1948 г. а также фракция демократов - либералов выступили против антикоммунизма Трумэна. На их основе была создана Прогрессистская партия во главе с Генри Уоллесом, также кандидатом в президенты от демократов в 1948 г.

Социальная база самих "ньюдиллеров" - сторонников "нового курса", также менялась. Их уже не поддерживала основная масса рабочих и "средние американцы", хотя ядро демократической коалиции - католики, евреи, негры Севера, рабочие индустриальных центров и белые южане (кроме 1848 г.) сохранилось.

В 50-е - 60-е гг. позиции демократов ещё больше ослабли. Новое послевоенное поколение американцев демонстрировало всё большую свою политическую апатию.

Двухпартийная система США в эпоху "холодной войны" (60-е -80-е гг. XX в.)

Падение роли партий в США в 60-е - 70е гг. объясняется рядом факторов: их неспособностью решать обострившиеся (особо в начале 70-х гг.) Злободневные вопросы американского общества, связанные с расовыми конфликтами, войной во Вьетнаме, феминистским движением и рядом других социальных проблем Глобальных и частных) , включая наркотики, аборты, преподавание закона божия в школах и т.п. Рядовые избиратели отвернулись от своих партий, особенно послевоенная молодёжь, которая родились после эпохи "нового курса", не знала или не помнила Ф.Д. Рузвельта и "великой депрессии". Как результат - её низкая политическая активность.

Новый мировой экономический кризис 1973-74 гг. породил новые проблемы: инфляцию и безработицу, прежде всего, всё тоё же молодёжи. В это время скрытая безработица была повсеместной.

Складывалось впечатление, что правительство, а, значить, и партии, не имели представления о решении всех этих проблем. Разочарование американцев своим правительством проявилось на президентских выборах в течение всех 60-х, 70-х гг. и даже в 80-е гг. Но партии не исчезли; они автоматически побеждали на президентских выборах: в 1960-м и 1976 - м - демократы; в 1968-м и 1980-м - республиканцы. Дважды президенты переизбирались: в 1964 - демократы; в 1972 - республиканцы. Американцы всё - таки приходили к избирательным урнам, казалось, с единственной целью: проголосовать всё - равно за демократов ли или за республиканцев, что бы не допустить к власти экстремистов правого или левого толка. В 1964 г. к власти рвался лидер неофашистов США - Голдуотер, а в 1972 г. - левый экстремист Макговерн. На выборах 1968 и 1980 гг. была реальной победа третьей Независимой партии во главе с правым экстремистом Уоллесом (штат Алабама). Он набрал почти 14% голосов и победил в 5 штатах.

Падение политической активности американцев в 60-е - 80-е гг. имело свои последствия. Лидеры политических партий стали дистанцироваться себя от своих партий. Так, демократ Джимми Картер в 1976 г. и республиканец Рональд Рейган в 1980 г. вели свои президентские кампании независимо от своих партийных организаций, используя силы собственной президентской команды. Кандидаты в президенты напрямую выходили к своим избирателям, чему, безусловно, способствовало развитие современных средств коммуникаций: ТВ, авиации, компьютерных сетей и т.п. Первым подобную организацию избирательных кампаний опробировал Джордж Макговерн. В 1974 г. был принят Акт по организации избирательных кампаний на федеральном уровне, закрепивший такую практику.

С другой стороны, в это время произошёл всплеск, как уже подчёркивалось выше, экстремизма правых и левых; началось движение за реформирование двухпартийной системы в США.


Заключение

Важнейшей особенностью политической системы США является двухпартийная система, сформировавшаяся в ходе исторического развития страны. При этой системе к власти попеременно приходят только две наиболее влиятельные политические партии - Республиканская и Демократическая. Наличие третьих партий (Партии Зеленых, Конституционной и Либертарианской) не мешает двум главным управлять.

В свое время (незадолго до начала и во время гражданской войны 1861- 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а демократическая партия была политической организацией рабовладельцев южан. Затем политические различия между партиями стерлись. Современный облик Республиканской и Демократической партий оформился во многом в 1930-е годы. Республиканцы в основном ориентируются на богатых, образованных и консервативных избирателей. Демократы же находят поддержку среди представителей всевозможных меньшинств, менее образованных и более либеральных американцев. Республиканцы обычно говорят о ценностях семьи, индивидуализма, надежной обороноспособности страны, минимальном вмешательстве государства в экономику и об ограничении регулирования деятельности большого бизнеса. Демократы видят роль правительства как некоего «социального арбитра», который обеспечит социальную справедливость и занятость.

Партии не имеют фиксированного членства и членских билетов. В Америке членами партии считаются только те, кто занимает выборные должности в партии и собирается на ее съезды. Партии имеют разветвленный партийный аппарат в штатах и в столице. Практически во всех штатах, за исключением Южной Каролины, существует огромное количество комитетов, советов и комиссий, регулирующих деятельность партии. Как правило, структуры партий состоят из председателей партийных организаций избирательных округов, председателей комитетов графств, которые обычно избираются председателями округов. На уровне штата существует съезд партии, исполнительный комитет и председатель партии штата. То, как формируются эти органы, целиком и полностью зависит от штата.

Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Съезд партий собирается каждые четыре года для принятия программы и для выдвижения кандидатов на посты Президента и вице-президента

Список использованной литературы.

Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: ЭПИ. 2009. №2.

Молчанов С.М. «Политические партии США на современном этапе». Либерализм Запада 17-20 вв. Издательство Института всеобщей истории РАН. - М., 2011.

Галкин И.В., Никонов В.А. Городские партийные машины в политической жизни США // Проблемы американистики. / отв. ред. Е.Ф. Язьков. - М., 2008. - Вып. 4. - С. 73-108.

Гетман К.Ю. Роль третьих партий в партийной системе США / Под ред. Л.Лойю // Беларусь i свет: Альманах. Т. 4. - Мн.: Р1ВШ БДУ, 2010. - С. 53-63.

Дементьев И.П., Маныкин А.С., Сивачев Н.В., Согрин В.В., Язьков Е.Ф. К вопросу о периодизации истории двухпартийной системы США // Вопросы методологии и истории исторической науки. - М., 2010 - С. 21-40.

Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

Дементьев И.П., Согрин В.В. О роли идеологии в истории двухпартийной системы США // Новая и новейшая история. - 2013. - № 6. - С. 22-39.

Кукина Н.В. Современные политические партии: учебное пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 123 с.

Маныкин А.С., Никонов В.А., Рогулев В.Н., Язьков Е.Ф. Некоторые итоги изучения истории двухпартийной системы США // Новая и новейшая история. - 2010. - № 2. - С. 43-68.

Маныкин А.С., Язьков Е.Ф. Роль третьих партий в партийно-политической системе США // Вопросы истории. - 2012. - № 2. - С. 42.

Нельсон, Я. М. История государства и права США / Я. М. Бельсон, К. В. Ливанцев. -М., 2008; Зайчук, О. В. Правовая система США (историко-теоретический анализ) / О. В. Зайчук. - Киев, 2008.

Громаков, Б. С. История государства и права США (1870-1918) / Б. С. Громаков, Э. В. Лисневский. - Ростов-на-Дону, 1973; Калашников, В. М. Эволюция институтов государства и права в североамериканских колониях европейских стран (XV11-XVI11 столетия) /

Введение в американское право / Л. Фридмен. - М., 1993; Мидор, Д. Дж. Американские суды /Д. Дж. Мидор. - Септ-Пол, 1991.

Андреев С. С. Политические интересы и политические отношения // Социально-политические науки. 2010.- № 6.

Бьюэли Э. Архаичны, но адаптивны: О политических партиях США (Сверяясь с «классическими» оценками) // Полис.- 2011.- № 1.- С. 138-150

Кортунова Е.Л., Даричев А.Н. Опыт организации и функционирования политических партий США. - М.,2011.

Политические партии США в новое время / Под ред. Н. В. Спивачева. - М.: Изд-во МГУ, 2010

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009.

Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада // Полис. - 2011. - № 2

Пушкарева Т. Партии и партийные системы: концепции М. Дюверже // Социально-политический журнал. - 2013. - № 9 - 10. - С. 19.

Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. Ч. 1. / Под ред. Е. Ф. Языкова. М., 2009.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!