Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.

Оглавление

Введение

Глава 1. Внутриполитическое положение Великобритании в предвоенные годы

Глава 2. Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Тема данной курсовой работы "Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.".

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что политика невмешательства, которой придерживалась Англия, ее происхождение и цели, до сих пор активно обсуждаются историками многих стран.

Политика невмешательства рассматривается исследователями в контексте международных отношений 1930-х годов. Также развитие данной политики связывают с нарастанием кризиса Версальско-Вашингтонской системы. К научным трудам такого плана относятся исследование Сиполса Вилниса Яновича "Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны" и сборник под редакцией Богатурова Алексея Демосфеновича "Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах".

Дипломатическая борьба ведущих государств накануне войны, в том числе и Англии ярко представлена в исследовании Хидоятова Гоги Абрамовича "Дипломатия XX века".

В качестве источников в курсовой работе были использованы мемуары деятелей того времени: английского политика У. Черчилля, И. Майского - посла СССР в Великобритании.

Цель написания данной курсовой работы - изучить политику невмешательства Великобритании в предвоенные годы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

. Изучить внутриполитическое положение Англии в предвоенные годы.

. Проанализировать политику невмешательства Соединенного королевства.

. Рассмотреть последствия и влияние политики невмешательства.

политика невмешательство великобритания война

Курсовая работа имеет следующую структуру: оглавление, введение, основная часть, включающая в себя две главы, заключение и список источников и литературы.

Глава 1. Внутриполитическое положение Великобритании в предвоенные годы

Мировой кризис 1929-1933 гг. затронул все сферы мирового хозяйства и оказал разрушительное влияние на национальные экономики и на международные финансовые связи. В Великобритании кризис начался в первом квартале 1930 г. С этого времени в стране возникли проблемы в реализации товаров и получении кредитов, стало сокращаться производство, уменьшился приток иностранных инвестиций, вскоре стали закрываться промышленные предприятия. Экономика Соединенного Королевства в 1920-е годы развивалась замедленными темпами, и для нее (в отличие от других ведущих западных государств) не был характерен подъем производства, поэтому кризис в Великобритании не достиг той остроты, как в США, Германии и Франции. Тем не менее, он значительно повлиял на все области экономики и финансовую сферу страны. Низшей точки кризис достиг в Великобритании в третьем квартале 1932 г., тогда объем промышленного производства сократился на 23% (в то время как в США - более чем на 46; в Германии - 40,1; во Франции - 26,2%).

В наибольшей степени пострадали старые промышленные отрасли судостроительная, угольная, текстильная, которые даже к 1937 году не смогли достигнуть уровня 1929 года. Добыча угля с 1929 по 1933 года сократилась на 1/5, добыча железной руды - почти наполовину, выплавка стали - на 46%, чугуна - на 53%. Существенно уменьшился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей. В текстильной промышленности, переживавшей после мировой войны упадок, постоянно снижался выпуск продукции, и кризис придал дополнительный импульс этой тенденции: в 1933 г. на британских текстильных фабриках было переработано в два раза меньше хлопка, чем в 1913 г. Предприятия строительной индустрии работали с недогрузкой. С начала 1930-х годов наблюдалось сокращение объемов капитального и жилищного строительства. Но самый ощутимый урон был нанесен британскому судостроению: за период с 1929 по 1933 г. тоннаж спускаемых на воду судов в стране уменьшился в 11 раз. Новые отрасли также пострадали от кризиса: выработка электроэнергии снизилась на 2,3%, выпуск автомобилей - на 5,4%, объем продукции машиностроения - на 0,25%, химической индустрии - на 20%. Уменьшение товарообмена в стране привело к снижению количества железнодорожных перевозок и сокращению торгового судоходства. Общий спад хозяйственной активности в Британии к 1933 г. составил 18%; за годы кризиса разорилось более 20 тысяч британских предприятий. Большую роль в экономической жизни Великобритании (как ни в одной другой стране мира) играла внешняя торговля, но и в этой сфере положение Соединенного Королевства заметно ухудшилось. Ограничение спроса и обострение конкуренции на внешних рынках привели к тому, что британские хлопчатобумажные и шерстяные предприятия почти наполовину свернули поставки за рубеж. В целом британский экспорт сократился почти на треть, импорт - на 11%, торговый баланс имел постоянный дефицит.

В связи с кризисом уменьшились доходы Великобритании от международных финансовых операций: в 1931 г. впервые за новейшую историю платежный баланс страны оказался сведен с пассивом в 110 млн. ф. ст. Зарубежные вкладчики, исчерпав собственные средства для борьбы с кризисом, начали в невиданном ранее масштабе изымать из английских банков краткосрочные вклады, что получило название "бегство от фунта". По данным английского исследователя Д. Вилльямса, с июня 1930 по декабрь 1931 г. со счетов лондонских банков было снято немногим менее половины краткосрочных иностранных вложений (349 млн. ф. ст.). Кроме того, с марта по июнь 1931 г. из Великобритании было вывезено золота на сумму 125 млн. ф. ст. Франция, Бельгия, Швейцария, Голландия стали изымать золотые запасы из английских банков. Все это поставило под угрозу всю финансовую систему страны.

Свертывание промышленного производства породило невиданный рост безработицы. В ноябре 1929 г. по официальным данным не имели работы 1,25 млн. застрахованных британцев, а в начале 1933 г. - их было уже 3 млн. Подобные показатели не учитывали незастрахованных лиц, сельскохозяйственных рабочих, прислугу, учителей, государственных служащих и других. Больше всего безработных было в судостроении, угледобывающей и металлургической отраслях. В годы кризиса в стране появились целые районы, получившие название "депрессивных", где число потерявших работу было значительно выше, чем в среднем по Великобритании. К ним относились Южный Уэльс (угольная промышленность), Ланкашир (текстильное производство), Клайд - район на юге Шотландии (судостроение) и некоторые другие.

Следствием безработицы стало снижение уровня жизни многих британцев. Заработная плата была существенно урезана. Всего в 1931 г. сокращение оплаты труда затронуло более 3 млн. человек, в 1932 г. - еще около 2 млн. С 1929 по 1933 г. число забастовок в Великобритании заметно уменьшилось, а число стачечников за этот период упало более чем в четыре раза. Однако это не означало, что британцы полностью смирились со своим положением. Акции протеста в годы кризиса порой принимали нестандартные формы. В 1930 г. заметный резонанс в обществе получил голодный поход, организованный Национальным движением безработных - объединением, созданным представителями компартии в 1921 г. Сотни потерявших работу британцев из Эдинбурга, Дарема, Плимута и других индустриальных центров пешком прибыли в начале мая 1930 г. в столицу для того, чтобы потребовать у правительства решения проблемы безработицы и улучшения положения трудящихся, оказавшихся за воротами предприятий. Макдональд отказался встретиться с представителями голодного похода; его участники провели в столице десятки митингов и демонстраций, пытаясь привлечь внимание общественности к своим проблемам. Позднее, в 1932 и 1934 гг., были организованы еще два марша безработных, последний из них проходил под лозунгом "Мы отказываемся умирать молча. Мы хотим работать".

Лейбористское правительство стремилось решить проблему занятости путем более активного государственного вмешательства в экономику и социальную сферу. Для координации действий государственных органов, направленных на увеличение занятости, был образован специальный комитет по борьбе с безработицей во главе с известным профсоюзным деятелем правого толка Дж. Томасом, которому помогали О. Мосли, Дж. Лэнсбери, Т. Джонстон. Лейбористы организовывали общественные работы, переселяли безработных из "депрессивных районов" в более благополучные с экономической точки зрения области страны, однако это не принесло ощутимых результатов. Несмотря на принятые меры, кабинету Макдональда не удавалось решить проблему занятости, и число безработных в стране постоянно росло. Вместе с тем руководство страны несколько расширило систему страхования по безработице. В соответствии с законом, вступившим в силу в марте 1930 г., увеличивалось число лиц, которые имели право претендовать на получение пособия; повышались денежные выплаты безработным в возрасте 17-19 лет. Лишившийся работы уже не должен был, как ранее, доказывать, что он "добросовестно ищет работу".

Закон 1927 г. "О промышленных конфликтах и тред-юнионах" остался при лейбористах в силе; не был восстановлен и 7-часовой рабочий день для шахтеров. Однако в июле 1930 г. парламент одобрил Закон об угольных шахтах, по которому рабочий день горняков уменьшался до 7,5 ч. В марте 1931 г. лейбористы сформировали специальную государственную комиссию под руководством банкира Джорджа Мэя для исследования положения в сфере финансов и выработки программы действий по оздоровлению экономики.1 августа 1931 г. комиссия опубликовала отчет, в котором говорилось о необходимости сокращения расходов в новом бюджете (1932-1933) на 120 млн. ф. ст. Для этого планировалось увеличить прямые и косвенные налоги и резко сократить государственные затраты на пособия безработным и заработную плату государственным служащим, на здравоохранение и общественные работы. Больше всего (на 20%) планировалось урезать пособия для безработных.

В предвоенные годы Великобритания продолжала отставать в области экономики от других ведущих империалистических стран. Значительно перегнали ее США, Германия быстро преодолела последствия мировой войны и восстановила свою экономическую мощь. В экономическом плане вперед вырвались Япония и Италия.

Отставание Английской экономики объяснялось не только сравнительно быстрым развитием промышленности других стран, но и упадком, который она переживала в период между войнами. Техническая и организационная отсталость английской промышленности вызывала большое отставание Соединенного Королевства в области производительности труда.

Так, например, мощь машин, приходишихся в США на одного рабочего, в 2-3 раза превышала мощь машин, приходившихся на одного английского рабочего.

Большой объем сельскохозяйственных продуктов ввозился из-за границы. Потребности страны в свежем молоке удовлетворялись на 100%, в картофеле - на 94%, в мясе - на 51%. В Англию поступали из других регионов 84% потребляемых жиров и сахара, 88% пшеницы и муки и 91% масла. Это положение было чревато большими осложнениями для Английского государства на случай войны, когда подвоз продовольствия осложнился бы военными действиями.

Таким образом, экономика Англии в 1930-е годы развивалась, как и в 1920-е замедленными темпами. Мировой кризис 1929-1933 гг. породил невиданный ранее рост безработицы и сокращение производства. Промышленность Соединенного королевства сильно зависела от сырья, которое вывозилось из доминионов. Потребности в продуктах питания во многом также удовлетворялись за счет импорта. Экономическое положение Веливобритании стало улучшаться, когда стали осуществляться меры по подготовке к войне и экономика страны была частью переведена на военные нужды.

В 1931 г. было образованно национальное коалиционное правительство, включавшее консерваторов, либералов и лейбористов. Консерваторы играли в национальном правительстве ведущую роль. Первоначально они занимали 11 министерских постов из 20, национал-лейбористы - 4, национал-либералы - 5. Премьер министром в новом правительстве остался Рамсей Макдональд.

Кабинет министров основное внимание уделял решению экономических проблем. Правительство Макдональда осуществляло жесткую программу экономии: были увеличены прямые и косвенные налоги, а государственные расходы урезаны. Заработная плата была сокращена многим государственным служащим, в том числе полицейским и учителям, солдатам и матросам. На 10% урезались пособия по безработице. С ноября 1931г. действовала "проверка нуждаемости", в отношении безработных пользующихся государственной помощью более полугода. С 1931 по 1935 г. в результате "проверки нуждаемости" правительство сэкономило около 100 млн. ф. ст.

Политика сокращения государственных расходов за счет широких слоев трудящихся вызвала волну протеста, прокатившуюся по стране осенью 1931 г. Массовые демонстрации безработных в это время прошли в Глазго, Манчестере, Ливерпуле и в некоторых других индустриальных центрах. В сентябре-октябре 1932 г. столкновения рабочих с полицией имели место в Биркенхеде и Белфасте. Протест выразили также военные моряки Атлантического флота Великобритании.

Для улучшения финансово-экономической ситуации в стране Сноуден (министр финансов до октября 1931 г.) 20 сентября 1931 г. принял решение отказаться от золотого стандарта фунта стерлингов, то есть прекратить обмен банкнот на золото. Это позволило остановить отток золота из страны, но одновременно привело к обесцениванию британской валюты, которая в середине 1932 г. стоила на треть меньше, чем в начале 1931 г. Отмена золотого стандарта привела к снижению себестоимости продукции, способствовала повышению конкурентоспособности британских товаров на внешних рынках и росту английского экспорта. Доля Великобритании в мировом экспорте увеличилась в 1931-1932 гг. с 9,4 до 10,9%. Проводимая кабинетом Макдональда финансово-экономическая политика вызвала одобрение со стороны международных финансовых кругов, в результате ряд нью-йоркских и парижских банков выделили национальному правительству крупный заем в размере 80 млн. ф. ст., чтобы восстановить платежный баланс Британии.

С сентября 1931 г. правительство Макдональда стало проводить протекционистские законы, вводившие временные пошлины на импортируемые товары.4 февраля 1931 г. Невиль Чемберлен (министр финансов) представил в Парламент билль о введении постоянных тарифных пошлин на ввозимые товары. Палата общин поддержала этот законопроект. В итоге с 1 марта 1932 г.10% -ной импортной пошлиной облагались все поступающие из-за рубежа товары, при этом на ряд промышленных изделий тариф достигал 33,5%. Исключение составляли некоторые сельскохозяйственные продукты и отдельные виды сырья в основном из Британской Империи.

В апреле 1932 г. пошлина на импортируемые индустриальные товары была увеличена до 20%, а в некоторых случаях и больше. Однако в этом году все еще около 25% товаров поступало в страну беспрепятственно. С установлением тарифов на ввозимые товары внутренний рынок Великобритании был защищен от внешней конкуренции, что уже в 1932 г. привело к уменьшению импорта на 100 млн ф. ст. и позволило в 1930-е годы быстро развиваться таким отраслям британской промышленности, как автомобильная, авиационная, химическая. Кроме того, сталелитейная индустрия Британии после 1932 г. была защищена 33% -ным тарифом. Всего за период с 1931 по 1934 г. внутренние инвестиции выросли с 89 млн. до 160 млн. ф. ст., и это не могло не сказаться положительно на экономике страны.

В ходе имперской конференции в столице Канады Оттаве были заключены 12 двухсторонних договоров между Великобританией и ее доминионами и между самими доминионами. Договоры предусматривали, что Великобритания пустит на свой рынок без обложения пошлинами около 80% имперских продуктов, остальной импорт должен был облагаться льготными пошлинами.

Таким образом, Оттавская конференция оградила рынок Британского Содружества преференциальными пошлинами, что было направлено в первую очередь против конкуренции со стороны США, Японии и Германии. В результате после конференции заметно активизировалась торговля между Великобританией и доминионами, расширился импорт из стран Содружества в Соединенное Королевство и в то же время вырос британский экспорт в эти государства.

Одним из важных мероприятий по преодолению кризиса являлась политика "дешевых денег" (недорогого кредита), придавшая в 1932-1934гг. импульс строительству жилья в стране.

В результате экономической политики проводимой национальным правительством в конце 1933 г. в стране наметились первые признаки преодоления кризиса.

Тридцатые годы XX века стали годами роста фашистского движение по всему миру: на Дальнем Востоке набирала мощь Японская Империя, захватившая в 1931 г. Манчжурию, в 1933 г. в Германии к власти пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. В Италии власть принадлежала фашистам, лидером которых был Бенито Муссолини.

Идеи фашизма не обошли стороной и Великобританию, однако там он не получил такого колоссального распространения как в вышеназванных государствах. В 30-х годах в Англии был создан Британский союз фашистов, лидером которых стал аристократ и миллионер, член второго лейбористского правительства, Освальд Мосли. Программа английских фашистов преследовала две главные цели: борьбу против демократии и подавление рабочего движения внутри страны, установление мирового господства английского империализма и организацию войны против Советского Союза. Английские фашисты в своей деятельности копировали германских нацистов. Они практиковали массовые избиения своих политических противников, терроризировали жителей рабочих районов, вели антисемитскую пропаганду, организовывали антиеврейские погромы. Большое место в их деятельности занимала враждебная Советскому союзу пропаганда и проповедь соглашения между Англией и гитлеровской Германией.

7 июня 1934 г. Англиские фашисты организовали избиение лондонцев в зале Олимпия. На митинг, где должен был выступить с докладом Мосли, было приглашено 15 тысяч человек. Фашисты заранее приготовились к тому, чтобы расправиться с теми, кто попытается возражать их руковолителю и при любой попытке протеста людей ожидало жестокое избиение. Английские правящие круги заняли позицию покровительства в отношении развивающегося в стране фашизма. Правительство официально заявило, что не будет препятствовать деятельности фашистов. Английская полиция и суд защищали фашистов. Полиция помогала им в зверских избиениях учиненных в Олимпии. Министр внутренних дел отказался произвести официальное расследование событий в Олимпии. Антифашсты арестованные во время этих событий, были подвергнуты тюремному заключению или штрафу, а бесчинствующие фашисты оправданы.

Отпор фашистским силам внутри страны дал рабочий класс.9 сентября 1934 г. фашистами был назначен массовый митинг в Гайд-парке. В этот же день прогрессивные лидеры рабочего движения организовали контрдемонстрацию. В антифашистской демонстрации в этот день приняли участие от 100 до 150 тысяч человек. По примеру 9 сентября английские рабочие не оставляли без ответа ни один митинг фашистов. Это не могло не привести к окончательной изоляции фашистов и свертыванию их деятельности.

Главной оппозиционной силой противопоставлявшей себя фашистам являлась Комунистическая партия Британии. Коммунисты выступали против демократического устройства британского государства и резко критиковали действия национального правительства в стране и за ее пределами.

Британские фашисты пропагандировали антисемитизм, главным центром агитации стал Ист-энд - беднейший район Лондона, где проживало большое число евреев. Здесь должен был пройти марш чернорубашечников разрешенный властями. Компартия не могла оставить такую акцию без внимания. 4 октября 1936 г. Коммунистическая партия и другие объединения призвали местных жителей дать отпор членам фашистского союза. Более 150 тысяч человек вышли на улицы Ист-энда, которые не допустили проведения шествия чернорубашечников. События этого дня вошли в историю как "Битва на Кейбл-стрит".

После 1937 г. наметился упадок английского фашизма. В Англии фашизм не получил такого развития как в Германии и Италии. Это объясняется тем, что английская буржуазия чувствовала себя несколько прочнее, чем правящие круги Германии и Италии. Английские лейбористы успешно помогали удерживать в подчинении рабочий класс, поэтому нужды в создании фашистского правительства не было.

В июне 1935 г. консерваторы, провели реорганизацию правительства. Премьер-министра Р. Макдональда заменил лидер консерваторов С. Болдуин, вместо Дж. Саймона Министерство иностранных дел возглавил С. Хор, министром по делам Лиги Наций стал А. Иден. В середине 1930-х годов стране еще предстояло решить немало проблем внутри и за ее пределами, поэтому консерваторы не решились самостоятельно выступить на выборах, а предпочли сохранить видимость "национальной" коалиции.

С ноября 1934 по июнь 1935 г. проводился опрос граждан Британии, получивший название "плебисцит мира", организованный Союзом Лиги наций и рядом других общественных организаций. В опросе приняли участие 11,5 млн. человек. Подавляющее количество людей высказалось за разоружение (95%) и коллективную безопасность, за применение действенных санкций против государства-агрессора, выразили доверие Лиге наций. Консерваторы уловили настроения народа и постарались использовать это в интересах своей партии.

Проводя предвыборную кампанию, партия тори ратовала за коллективную безопасность, необходимость укреплять Лигу Наций. Неудивительно, что на выборах в ноябре 1935 г. победу одержали консерваторы и их союзники.

К середине 1930-х годов экономическая ситуация в Соединенном королевстве улучшилась. Объем промышленной продукции к 1934 г. достиг уровня 1929 г., а в 1937 превысил его на 23%. Темпы экономического роста ускорились благодаря ряду факторов. Во-первых британские предприниматели направили свои капиталовложения с зарубежного на внутренний рынок, который к тому же был защищен высоким таможенным барьером. Расширение выпуска промышленной продукции стимулировалось также за счет увеличивавшихся государственных расходов на вооружение: с 1929 по 1937 г. они возросли более чем в 2,5 раза. Британия к 1934 г. сумела выплатить огромный военный долг Соединенным Штатам, что также положительно сказалось на экономике страны.

Рост промышленного производства происходил в основном за счет быстрого развития новых отраслей - автомобилестроения, авиастроения, химической и электротехнической промышленности и в результате широкого жилищного строительства. Строительство жилых домов способствовало созданию новых рабочих мест и увеличению производства стройматериалов.

Однако в состоянии упадка все еще продолжали оставаться угольная, текстильная, шерстяная, промышленность и судостроительная отрасль. Эти отрасли не достигли уровня 1929 к 1937 г.

В сложном положении оказалось сельское хозяйство Англии. Правительство вынужденно было субсидировать производство продовольствия, так как местным товарам трудно было конкурировать с дешевой имперской сельскохозяйственной продукцией, которая почти не облагалась ввозными пошлинами. Субсидии должны были стимулировать развитие сельского хозяйства в стране, однако накануне Второй мировой войны британские фермеры лишь на 30% обеспечивали потребности Соединенного Королевства в продуктах питания.

Великобритания на протяжении всего межвоенного периода в экономическом плане отставала от ведущих стран мира. Доля Великобритании в мировом промышленном производстве в 1938 г. составила 10,7% и по этому показателю она отставала от Германии, доля которой была 12,7% и Соединенных Штатов, которые производили 39,5% от мировой промышленной продукции.

Проблема высокой безработицы не была решена в первую половину тридцатых годов и оставалась актуальной во вторую половину. В 1935г. по официальным данным работы не имели 1,85 млн. человек, в1937г. - 1,66 млн.

Оживление экономики не улучшило положения английских рабочих. Резко увеличилась интенсификация труда. Выпуск продукции на одного рабочего, занятого в угольной, сталеплавильной, строительной промышленности увеличился на 30%. В то же время число рабочих занятых в этой промышленности и получаемая ими заработная плата оставалась без изменений.

В 1934-1937 гг. возросло количество стачек. Только в 1935 г. зарегистрировано 533 промышленных конфликта, в 1937 - 1129. Результатом забастовок стал рост количества британцев вступавших в профсоюзы.

Ярким внутренним политическим событием стал общеанглийский голодный поход, организованный национальным движением безработных в январе 1934 г. Участники голодного похода требовали отмены урезок в пособиях безработным. Кроме того, В 1934-1935 гг. рабочие боролись против принятия нового законопроекта, предусматривавшего введение специальных центров обучения для безработных, где они должны были содержаться в полувоенных условиях.

В 1930-х годах Великобританию охватил кратковременный экономический кризис. В 1938 г. промышленное производство в Соединенном Королевстве сократилось на 12%. Значительно снизился выпуск чугуна и стали, меньше добывалось угля и строилось судов. Сократился импорт (на 9,8%) и экспорт (9,9%). В результате кризиса в стране существенно возросла безработица: если в 1937 г. не имели работы 10,8% застрахованных британцев, а в 1938 г. уже 13,1%. Лишь в конце 1938 г. в Великобритании началось улучшение экономической ситуации, и к середине 1939 г. последствия кризиса были преодолены. Промышленное производство в этом году достигло докризисного уровня, что в значительной степени было обусловлено начавшейся милитаризацией британской экономики.

Рассмотрев внутриполитическое положение в Англии 1930-х годов, можно сделать следующие выводы. Экономика Британии развивалась куда медленнее других ведущих стран мира и тому были свои причины. Страну сотрясало забастовочное движение, проходили антифашистские митинги и демонстрации. Безработица достигала огромных размеров, что порождало голодные походы недовольного населения. Если судить по результатам "плебисцита мира", то большинство людей было настроено против войны, их больше беспокоили низкие зарплаты и постоянные урезки в пособиях по безработице.

Глава 2. Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.

В 1933 г. к власти в Германии пришли нацисты, одним из основных лозунгов которых был реванш за поражение в Первой мировой войне. Параллельно происходила ускоренная индустриализация и милитаризация СССР. Считая "советскую угрозу" достаточно серьезной, во второй половине 1930-х годов британское правительство шло на уступки нацистской Германии, что, по его мнению, вело к ее усилению в качестве "противовеса" СССР.

Центром, в котором рождались и формировались основы государственной политики Англии, был так называемый "кливденский кружок", существовавший с середины 30-х годов. В Кливдене, имении семейства миллионеров Асторов, регулярно встречались крупные промышленники и финансовые магнаты, влиятельные сторонники сговора с фашистской Германией, политические деятели и члены правительства. К кливденской клике принадлежали такие видные деятели как премьер-министр Чемберлен, лорд Лондондерри, видный представитель консервативной партии - лорд Галифакс. Они обсуждали проблемы английской внешней политики, поносили Советский союз и "всех красных", вырабатывали планы сотрудничества с Гитлером.

Интересам "умиротворителей" активно служили и многие органы буржуазной печати ("Таймс", "Обсервер", "Дейли экспресс", "Дейли мейл" и др.) изо дня в день убеждавшие общественность страны в том, что правительство проводит целесообразную. единственно возможную политику.

Однако среди политической элиты существовали группы осуждавшие внешнеполитический курс Чемберлена. Одну из этих групп возглавлял У. Черчилль. В нее также входили, Д. Сэндис, Г. Макмиллан и другие. Они требовали более быстрого перевооружения и подготовки к войне, бдительного отношения к переговорам с Германией и Италией, заключения антигитлеровского военного союза с Францией и СССР.

Другую группу представлял Э. Иден. В нее входило около 130 политических деятелей, в том числе А. Купер, ушедший с поста министра обороны в знак протеста против мюнхенского соглашения, Эмери, Никольсон и другие парламентарии. Члены ее не хотели идти на окончательный разрыв с руководящей верхушкой консервативной партии и только играли в оппозицию правительству.

Против политики умиротворения правительства Англии энергично выступала Коммунистическая партия Великобритании. Коммунисты боролись против политики сговора с фашистскими агрессорами; выступали за дружбу с СССР, за организацию коллективного отпора фашистской агрессии, за создание единого антифашистского фронта в стране. Политика невмешательства проводимая Великобританией, а также США и Францией развязывала руки Германии в вопросе развития военного потенциала, наращивания вооружений. Когда нацисты поняли, что вышеназванные державы не будут чинить препятствий в увеличении вооружения и военной техники, они приступили к следующему шагу - планомерному покорению государств восточной Европы. Сопротивление западных держав агрессивному стремлению Германии завоевания стран востока Европы было незначительным, а все вопросы этого завоевания были заранее оговорены.

Германия активно начала увеличивать свои вооружения. Стесняли ее в этом только военные статьи Версальского договора.

Еще летом 1934 г. Германию посетил американский журналист Гамильтон Фиш Армстронг. Он пришел к выводу, что Германия "вновь вступила на путь Вильгельма II и стремится установить гегемонию в Европе". В своих статьях в журнале "Foreign Affairs" Армстронг сообщал, что в демилитаризированной зоне немцами строятся аэродромы. Лондон получил достоверную информацию о массовом производстве в Германии новых бомбовозов, могущих в кратчайший срок перелетать Ламанш. Заводы Круппа ассигновали 24 миллиона марок на расширение и улучшение своего производства; число рабочих на этих предприятиях увеличилось на 7 тысяч человек.

Вскоре развернулась деятельность так называемых невоенных организаций воздушного сообщения в Германии. В короткий срок страна покрылась сетью летных клубов, аэродромов, планерных школ. 1 марта 1935 года в Германии уже имелась первая немецкая бомбардировочная эскадрилья.

Ассортимент военной промышлености на предприятиях Германии расширялся. Фирма полтера стала производить пушки калибра 77. Бохум-Вестфальская компания начала вырабатывать гранаты. Предприятия "Рейнметалл" в Дюссельдорфе превратились в базу производства артиллерии. Для финансирования вооружений правительство Гитлера сокращало расходы на социальные нужды, увеличивало налоги, выпускало внутренние займы. Одновременно оно прекращало платежи по заграничным обзательствам.

Великобританию тревожили вести о наращивании Германских военных сил. В ответ на эти действия английский премьер Болдуин огласил 19 июня 1934 г. программу воздушных вооружений. Тем не менее Британия не собиралась всерьез готовиться к войне.

В конце 1934 г. французское правительство внесло в Палату депутатов законопроект об увеличении срока военной службы до двух лет. Французский законопроект от 11 марта 1935 г. снижал призывной возраст с 21 года до 20 лет, а также предусматривал задержание в армии контингентов, подлежавших призыву, начиная с апреля 1935 по 1939 г. включительно.

Немецко-фашистская печать подняла неистовый шум по поводу законопроекта французского правительства. 13 марта 1935 г. последовало полуофициальное заявление правительства Германии, что отныне оно считает себя свободным от обязательств, запрещавших ему создание военной авиации. Такая декларация не вызвала немедленного отпора держав. Это придало ещё больше смелости правительству Гитлера. Спустя 3 дня, 16 марта 1935 г., с большой помпой опубликован был декрет о введении в Германии всеобщей воинской повинности. В тот же день Гитлер обратился с воззванием к германскому народу: введение всеобщей воинской повинности он обосновывал требованиями национальной безопасности Германии в ответ на решение французского правительства об увеличении срока военной службы.

В марте 1935 г. Германское правительство односторонним актом аннулировало военные статьи Версальского договора, запрещающие Германии создавать военную авиацию. 18 марта Великобритания, Франция и Италия направили в Германию ноты протеста, о применении санкций не было и речи. Тем более, что английская нота была составлена в самых мягких выражениях, что означало ее готовность потакать дальнейшим агрессивным стремлениям Германии.

Вскоре после действий Германии, шедших вразрез с положениями Версальского договора, Великобритания, Франция, Италия организовали конференцию в Стрезе, проходившую с 11 по 14 апреля 1935 г. Делегации трех стран возглавляли премьер-министры, представителями Британии были Р. Макдональд и министр иностранных дел Дж. Саймон. Франция сделала предложение объявить санкции Германии, если нарушение ею Версальского договора повторится. Лондон отклонил требования Франции. Участники конференции формально осудили действия гитлеровского правительства и приняли декларацию против одностороннего расторжения международных. договоров, подтвердившую верность трех держав Локарнским договорам 1925 г., гарантировавшим неприкосновенность бельгийско-германской и франко-германской границ. Одновременно, подрывая значение этой декларации, Дж. Саймон заявил, что Англия будет возражать против применения санкций к Германии. Дальше формальных возражений против действий Германии дело не пошло. Британское правительство уже тогда начало использовать политику умиротворения агрессора.

Германские империалисты добивались снятия ограничений Версальского договора со строительству военно-морского флота. Они надеялись использовать флот не только в войне против Советского союза, но и против Великобритании. Однако в переговорах с представителями Англии гитлеровцы твердили, что военно-морские силы нужны им только для "гегемонии на Балтийском море".

Гитлеровцы в переговорах с Англией добивались ее согласия на увеличение германских военно-морских вооружений в размерах 35% тоннажа от Британского флота. Английский флот был разбросан по многим морям и океанам, тогда как германский собран в одном месте. Вследствие этого весь германский флот, составляющий одну треть английского, был бы равен или даже несколько превосходил по силе английский флот, базирующийся на Британские острова. Таким образом, германский флот должен был представлять серьезную угрозу для Великобритании.

июня 1935 г. в Лондоне начались англо-германские морские переговоры, в итоге которых 18 июня 1935 г. было решено, что соотношение между английским и германским флотами составит 100: 35. Причем в отношении подводных лодок предусматривалось взаимное равенство.

Установление для германского флота предельных размеров, равных одной трети анrлийскоro, означало, что германии решалась такая судостроительная проrрамма, которая должна была до предела заrpузить ее верфи по меньшей мере на десять лет. Таким образом, расширение гeрманских военно-морских сил практически ничем не оrраничивалось и не сдерживалось. Немцы моrли строить новые корабли так быстро, как это позволяли физические возможности.

3 октября 1935 г. началась итало-абиссинская. Лига Наций признала Италию агрессором и применила к ней экономические санкции. Английское правительство поддержало это мероприятие. Однако истинные намерения правящих кругов Великобритании были иными. Принятое при участии Англии и Франции решение Лиги Наций о санкциях не предусматривало запрещения ввоза в Италию нефти, руды и угля, то есть тех ресурсов в которых Италия больше всего нуждалась.

Поставки многих товаров, в том числе и военных материалов, в Италию были запрещены, и был составлен внушительный план.

Но нефть, без которой абиссинская кампания не могла бы продолжаться, свободно поступала, так как все понимали, что приостановить поставку ее означало развязать войну. В этом вопросе позиция Соединенных Штатов, не члена Лиги Наций, но главного в мире поставщика нефти, хотя и благожелательная, все же не была ясна. Кроме того, прекращение поставок нефти Италии требовало прекращения таких поставок и Германии. Экспорт

алюминия в Италию был строжайше запрещен; но алюминий был почти единственным металлом, производившимся Италией в количестве, превышавшем ее потребности. Ввоз в Италию железного лома и железной руды был также категорически запрещен во имя общественной справедливости. Но, поскольку итальянская металлургическая промышленность мало использовала их и поскольку это запрещение не распространялось на стальные болванки и чугун, Италия не испытывала никаких затруднений. Таким образом, меры, на проведении которых столь

шумно настаивали, не были реальными санкциями, способными сковать агрессора.

Англия также отказалась закрыть Суэцкий канал, что поставило бы действовавшие в Абиссинии войска в затруднительное положение.

Видя попустительство западных держав в отношении Италии, Германия посмела потребовать ремилитаризации Рейнской зоны. Не имея укрепленной западной границы, Германия не могла твердым тоном разговаривать с Францией и Англией и приступить к реализации своих захватнических планов на востоке.

На рассвете 7 марта 1936 года 19 пехотных батальонов германской армии и несколько военных самолетов были переброшены в Рейнскую область. В тот же день послы стран, подписавших Локарнские соглашения, были приглашены в германское Министерство Иностранных дел, где им было объявлено, что Германия больше не намерена придерживаться Локарнского пакта и занимает своими войсками Рейнскую зону (по этому пакту, заключенному в 1925 г., Германия, Франция и Бельгия признали неприкосновенность границ Германии с Бельгией и Францией в том виде, как они были установлены Версальским договором, а также обязались соблюдать постановления Версальского договора о демилитаризации Рейнской зоны). При этом, спеша успокоить общественное мнение стран участниц Локарнских соглашений, Гитлер предложил Франции и Бельгии заключить пакт о ненападении сроком на 25 лет, а Британии и Италии - подписать этот пакт в качестве гарантов.

Гитлеровская Германия тогда еще не была готова к войне, и если бы Франция ввела в Рейнскую зону свои войска, Германии бы пришлось отказаться от планов ее демилитаризации. Однако Англия дала понять Франции, что не поддержит ее мер по восстановлению прежнего порядка.

В ходе обсуждения ситуации вокруг Рейнской области на специальной сессии Лиги Наций, состоявшейся в Лондоне 14-24 марта 1936 г., представитель Великобритании оценил действия немецких войск как "восстановление Германией своих суверенных прав" и выступил против применения к немецкому государству экономических и политических санкций, чего добивалась Франция. В результате резолюция Совета Лиги Наций ограничилась лишь констатацией нарушения Германией статей Версальского и Локарнского договоров.

В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война. Испанская военщина во главе с генералом Франко подняла мятеж против республиканского правительства народного фронта. Вооруженный мятеж начался 17 июля в Марокко, где дислоцировался марокканский корпус во главе с Франсиско Франко. Его поддержали представители финансового капитала, крупные земельные собственники, католическая церковь и фашистская организация "Фаланга". Гитлер и Муссолини приняли решение воевать на стороне мятежников.

Для фашистских государств мятеж в Испании явился удобным предлогом обращения этой страны в своего союзника с последующим установлением фашистской диктатуры. Пиренейский полуостров должен был стать важным стратегическим плацдармом в будущей войне на Западе. Он представлял собой незащищенный тыл Франции и с помощью Франко Гитлер рассчитывал уничтожить английскую военно-морскую и военно-воздушную базу в Гибралтаре. Кроме того, Испания должна была стать источником стратегического сырья для фашистской армии Германии и Италии. На ее территории находились богатые месторождения железа, меди, свинца, олова.

Несмотря на то, что германо-итальянская интервенция в Испании непосредственно затрагивала интересы Великобритания, Франция и США, державы заняли позицию невмешательства в испанский конфликт. Англо-франко-американские империалисты исходили при этом из того, что подавление народного фронта в Испании было в интересах укрепления европейских реакционных сил и что после Испании им удастся бросить фашистские державы на Восток, против СССР.

Правящие круги империалистических держав боялись победы республиканцев в Испании. Так как это могло послужить началом нового революционного подъема в капиталистических странах. Поэтому им была выгодна позиция невмешательства, которую они заняли.

В августе 1936 г., прежде всего при поддержке Великобритании и Франции, был создан комитет по невмешательству в испанские дела. Соглашение о невмешательстве подписали 27 европейских государств (кроме Швейцарии).14 сентября был создан подкомитет из представителей Англии, Франции, СССР, Германии, Италии, Чехословакии, Бельгии, Швеции и Португалии, в котором обсуждались и решались все важнейшие вопросы.

Испании перестали поставлять оружие, тогда как Германия и Италия игнорировали рекомендации комиссии и снабжали Ф. Франко всем необходимым вооружением и личным составом. Правительство США заняло такую же лицемерную позицию. Американские нефтяные компании с согласия американского правительства в течение трех лет испанской войны снабжали франкистскую армию топливом, отказав в поставках горючего законному правительству.

Когда Советскому союзу стало понятно какую игру ведут западные державы, он стал оказывать испанскому республиканскому лагерю всестороннюю помощь, в том числе вооружением и военными специалистами.

Гражданская война между левыми и право-фашистскими силами длилась три года. В итоге в 1939 г. в Испании была установлена диктатура Ф. Франко <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE>. Испанская республика пала, и этому сильно поспособствовала политика невмешательства.

Политика невмешательства и умиротворения еще больше увеличила презрение Гитлера к лицемерным правителям Франции и Англии, которых отныне он стал называть "ничтожными червяками". Правительства Франции и Англии хорошо понимали, что в течение предшествующих лет Гитлер занимался одним - подготовкой к войне, вместе с тем, они были убеждены, что войну он начнет на Востоке против Советского Союза и политика умиротворения ускорит его действия. Они жестоко просчитались, их дипломатические манипуляции обернулись против них.

В мае 1937 г. новым премьер-министром Англии стал Невилл Чемберлен. Чемберлен сделал внешнюю политику своей исключительной прерогативой и осуществлял ее самолично. Он назвал свою политику политикой "умиротворения". Чемберлен утверждал, что Германия на версальской конференции понесла достаточно тяжелую обиду несправедливыми решениями и теперь настало время возместить ей утраты путем "мудрых уступок". Как выразился У. Черчилль:". больше всего он (Чемберлен) надеялся войти в историю как "великий миротворец".

Позиция Англии и Франции в отношении гражданской войны в Испании придала уверенность Гитлеру и дала ему основание рассчитывать, что Франция и Англия ни при каких обстоятельствах не пойдут на вооруженный конфликт с ним и займут позицию благожелательного нейтралитета. В его планах развязывания войны за лебенсраум значились три страны, которые поочередно должны были войти в состав рейха - Австрия, Чехословакия и Польша. Гитлер был уверен, что Запад должен был уступить ему их. Он не ошибся. Западные державы и здесь пошли ему на уступки и политика умиротворения и "невмешательства" перерастает в политику сговора западных демократий с фашизмом,

Первым агрессивным актом фашистской Германии, связанным с захватом чужой территории суверенного государства, стало присоединение Австрии. Аншлюс Австрии был частью более широкого плана захвата всей Юго-Восточной Европы от Чехословакии до Турции. Австрия стояла на первом месте в этом плане, за ней следовала Чехословакия. Обе страны рассматривались Гитлером как тыл Германии в случае войны с Западом.

В Лондоне и Париже, конечно, имели достоверную информацию о подготовке аншлюса, но относились к перспективе присоединения Австрии к Германии вполне спокойно. Политика умиротворения вполне соответствовала этим акциям нацистов и допускала территориальные приобретения в Восточной Европе Германией. На угрозы Гитлера Н. Чемберлен заявил: "То, что происходит к востоку от Рейна, Англию не интересует"18. Во французском парламенте председатель партии "Альянс демократик" П.Э. Фланден заявил: "Не будем проявлять героизм ради Австрии, лучше укроемся за нашей линией Мажино".

Гитлер действовал уверенно и расчетливо. В сентябре 1937 г., по его поручению, генеральный штаб разработал план Отто, предусматривавший вторжение гитлеровских войск в Австрию. Оставалось ждать удобного случая для создания нужного предлога. Временный поверенный в делах СССР в Германии писал в Москву 26 февраля 1938 г.: "Насчет Австрии ни у кого иллюзий нет, и она считается обреченной. Все сходятся на том, что, по крайней мере, на австрийском участке Гитлер будет действовать быстро и решительно"20.

В феврале 1938 г. Гитлер пригласил в свою резиденцию в Берхтесгадене австрийского канцлера Курта фон Шушнига и потребовал от него введения в правительство членов нацистской партии, а ее лидера Зейсс-Инкварта назначить министром внутренних дел. Шушниг выполнил это требование, но, решив предупредить аншлюс, назначил плебисцит, в котором, без сомнения, 90 % населения проголосовало бы за независимость страны, что и нужно было Гитлеру. 10 марта 1938 г. Гитлер приказал армии подготовиться к вторжению в Австрию. На следующий день он информировал Муссолини о подготовке к вторжению в Австрию в связи с преследованием прогерманских австрийцев и "угрозой" военного союза Австрии и Чехословакии. Это была типичная ложь в стиле Гитлера, т.к. такой угрозы не существовало, а если бы была, то не представляла бы никакой опасности для мощной Германии.

В тот же день, то есть 11 марта Гитлер потребовал отмены референдума и отставки канцлера. Одновременно, по команде из Берлина, австрийские нацисты начали демонстрации по всей стране против правительства Шушнига. Шушниг объявил о своей отставке в тот же вечер, но федеральный президент Вильгельм Миклаш отказался подчиниться приказу Гитлера назначить Зейсс-Инкварта его преемником. В соответствии с планом, он должен был обратиться в Берлин с просьбой прислать войска для поддержания порядка. Гитлер хотел триумфального въезда в Австрию.

Ранним утром 12 марта 1938 г. германские войска вторглись в Австрию. Они были встречены с восторгом и осыпаны цветами. Вечером того же дня Гитлер въехал триумфатором в Линц. На следующий день он прибыл в Вену под звуки колоколов. Весь город был украшен огромными нацистскими флагами. 14 марта был объявлен указ о превращении Австрии в провинцию германского рейха. Австрия потеряла свою независимость и единство. Вместо Австрии появилось название области - Восточная Марка Германского рейха. Провинции стали Рейхсгау - Государственными землями.

марта 1938 г., спустя три дня после завершения австрийского кризиса, на заседании внешнеполитического комитета британского правительства Чемберлен высказался по поводу своего видения будущего Версальской системы. В протоколе заседания говорится, что премьер "не думает, что происшедшие события (аншлюс Австрии) должны побуждать правительство к изменению его политики; наоборот, последние события укрепили его уверенность в правильности этой политики, и он сожалеет лишь о том, что этот курс не был начат раньше".

Франция и Англия капитулировали перед агрессором.Н. Чемберлен успокаивал общественное мнение страны утверждением, что захват Австрии приведет к разногласиям между Гитлером и Муссолини, используя которые английское правительство надеется взорвать ось Берлин-Рим. Чтобы подсластить горькую пилюлю политического унижения Чемберлен внушал общественному мнению мысль о тяжелом положении Германии и Италии и успокаивал надеждой на возможность откупиться от них незначительной ценой. Советский посол в Англии И.М. Майский писал в Москву: "Чемберлен поставил и свою репутацию, и судьбу своего кабинета на одну карту - карту сделки с агрессором". Для доказательства правильности своего курса, Чемберлен 16 апреля подписал с Италией договор о дружбе и сотрудничестве. В парламенте Чемберлен высказался туманно о "глубоком беспокойстве" относительно германской агрессии. Во Франции разыгралась очередная антикоммунистическая истерия. Лига наций ограничилась словесным орудийным залпом без принятия какого-либо решения. Так западная демократия ответила на аншлюс Австрии и практическую ликвидацию Версальского договора.

После аншлюса Австрии Германия начала подготовку к захвату Чехословакии. Среди немцев, проживавших на севере Чехословакии, в Судетской области активизировала свою деятельность фашистская партия во главе с Гитлеровским агентом Конрадом Генлейном. Согласно инструкциям Гитлера, Генлейн начал активную борьбу. Требования партии судетских немцев сводились к автономии Судетской области, смене правительства, введению в правительство Гейнлейна. Они были изложены в речи на съезде судетско-немецкой партии в Карловых Варах 24 апреля 1938 г. Основными пунктами программы партии были: изменение внешней политики Чехословакии и ее переориентация на Германию, предоставление территориальной и административной автономии судетским немцам, а также предоставление свободы пропаганды нацистской идеологии. Карловарские требования были неприемлемы для чехословацкого правительства, так как их осуществление означало нарушение суверенитета государства, территориальной и административной целостности.

Народ Чехословакии единодушно выступил за отпор германскому фашизму. В стране была объявлена и проведена мобилизация. Так, возникала реальная опасность вовлечения в эту войну других стран, прежде всего Франции, которой Великобритания должна была прийти на помощь, и, таким образом, оказалась бы вынужденной вести войну против Германии. На Чехословакию Чемберлен смотрел как на досадное обстоятельство, из-за которого Франция могла быть втянута в войну с Германией, да еще и в союзе с Советским государством. Французская система союзов в Восточной Европе давно раздражала страдавшего франкофобией британского премьера, поэтому он охотно готов был привнести жертву на алтарь умиротворения за счет своего союзника.

сентября <https://ru.wikipedia.org/wiki/15_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1938 г. Чемберлен прибывает на встречу с Гитлером у города Берхтесгаден <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%85%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD>. Во время этой встречи фюрер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80> сообщил, что хочет мира, но готов из-за чехословацкой проблемы и к войне. Однако войны можно избежать, если Великобритания согласится на передачу Судетской области Германии на основе права наций на самоопределение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Чемберлен согласился с условиями поставленными Гитлером.

-18 сентября в Лондоне прошли консультации с членами французского правительства, где было решено добиваться "урегулирования" чехословацкого вопроса на основе удовлетворения требований предъявленных германским вождем. На англо-французском совещании был выработан текст совместного обращения двух стран к чехословацкому правительству.

сентября английский и французский посланники вручили президенту Чехословакии Бенешу ультиматум, в котором требовали капитуляции Чехословакии перед Германией. Посланники заявили, что если правительство Чехословакии не примет англо-французского плана, то Чехословакия явится единственной виновницей войны, а Великобритания и Франция останутся в стороне.

Под давлением Англии и Франции чехословацкое правительство приняло требования, выдвинутые Гитлером, сводившиеся к немедленной передаче Судетской области. Однако, 22 сентября в городе Годесберг, когда Чемберлен явился на новую встречу с Гитлером, последний выдвинул дополнительные требования к Чехословакии, а именно: немедленную эвакуацию чехословацких войск и полиции из всей Судетской области с оставлением в хорошем состоянии всего имущества и ценностей. Чемберлен был готов удовлетворить и эти требования Гитлера.

Совещание в Мюнхене, состоявшееся 28-30 сентября, с участием Гитлера, Чемберлена, Муссолини и Даладье явилось завершением сделки, ранее полностью оговоренной между странами участницами. По решению Мюнхенского соглашения предусматривалась передача Германии чешских укрепленных районов, чешской "линии Мажино" и многих важных промышленных предприятий (а также удовлетворение территориальных претензий Польши и Венгрии к Чехословакии). Остальная часть Чехословакии гарантировалась Англией, Францией, Германией, Италией от неспровоцированной агрессии. Представители Чехословакии даже не были допущены в зал заседаний, но в конечном итоге под давлением Англии и Франции подписали документ. На этом беды Чехословакии не закончились. Под давлением Германии отделяется Словакия, Подкарпатская Русь. В марте 1939г. страна была окончательно разделена и захвачена Германией. Ни Англия, ни Франция не пытались препятствовать этому.

сентября 1938 г. там же была подписана и британо-германская декларация, которая по своей сути являлась пактом о ненападении. В соответствии с этим документом Германия и Великобритания обязались никогда не воевать друг с другом. Позже аналогичный документ Германия подписала и с Францией.

Соглашение, подписанное в Мюнхене, стало кульминационной точкой английской "политики умиротворения и невмешательства". правящие круги Великобритании пошли на мюнхенскую сделку в расчете, что этим путем они сумеют отвести от себя угрозу со стороны германского империализма, толкнув Германию на Восток, и смогут направить машину войны подальше от Британских островов. Вернувшись из Мюнхена, Чемберлен заявил, что привез мир для целого поколения. Но это оказалось величайшим заблуждением.

марта 1939 года, в день, когда Германия завершила ликвидацию чехословацкого государства, в Дюссельдорфе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84> представители Имперской промышленной группы и Федерации британской промышленности - двух влиятельных организаций, объединявших ведущих деятелей делового мира Германии и Великобритании, - заключили соглашение, предусматривавшее сотрудничество обеих стран в экономической сфере. Соглашение, подписание которого совпало с оккупацией Гитлером всей Чехословакии, свидетельствовало о том, что Лондон, не отказался от политики сближения с Германией и надеялся на сотрудничество с агрессивной державой.

Подводя итоги, нужно отметить, что политика невмешательства проводилась исходя из интересов консервативных буржуазных кругов, которые лелеяли мечту о том, что политикой умиротворения они быстрее подтолкнут Германию к войне с Советским государством. Они хотели восстановить экономическое могущество Великобритании за счет войны Германии с Советским союзом, которая бы ослабила эти страны, набирающие экономическую и военную мощь. Но английские политики не учли того, что германская агрессия может быть направлена против них. Как отзывался Черчилль о Чемберлене:". он думает что можно ездить верхом на тигре" - и был прав, такая политика практически привела Англию к катастрофе. От политики уступок и умиротворения пострадали государства, к которым Британия и Франция должны были прийти в случае опасности. Однако обе эти страны оставили на растерзание нацистам Австрию, Чехословакию, а затем и Польшу. У Великобритании были все возможности подавить фашистские устремления в зародыше, но она традиционно не вмешивалась в дела на континенте, и готова была пожертвовать "востоком" ради исполнения своего коварного плана. Англия не желала марать руки. Натравив друг на друга Советский Союз и Германию, она хотела получить как можно больше выгоды для себя.

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на выбор политического курса невмешательства Соединенного королевства повлияли внутриполитические и внешнеполитические факторы. К внутриполитическим факторам можно отнести: влияние экономического кризиса 30-х годов и медленное развитие британской экономики в межвоенный период в целом, потеря ее экономического могущества в мире; власть, принадлежавшая в период между войнами консервативно настроенным силам, которые преследовали империалистические интересы; нежелание столкнуться с войной самого английского народа. Внешнеполитические условия, в которых оказалась Великобритания в 1930-х

могли повлиять на выбор данной стратегии - это прежде всего наращивание военной и экономической мощи Советским союзом и его стремление навязывать коммунистический режим другим государствам; завоевательная политика Германии на востоке Европы, что давало Англии повод использовать Гитлера для разгрома СССР; экономический рост в Италии и Японии, который предполагалось остановить войной этих стран против Советского государства; геополитическое положение Великобритании само по себе располагало вести политику невмешательства.

Политика невмешательства и умиротворения постепенно привела к краху Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, которая должна была обеспечивать мирное существование после первой мировой войны. Эта политика поощряла германских нацистов создавать армию, военную авиацию, морской флот, чтобы, как считала Англия, отвести угрозу от себя и направить ее на своих потенциальных противников. Конечным результатом этой политики явилась вторая мировая война. Политика невмешательства, которой так рьяно придерживался Чемберлен, провалилась, силы нацистов были направлены на Великобританию, несмотря на все то, чем она пожертвовала ради мира с Германией.

Список источников и литературы

1.Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. - Т.: Узбекистан, 1980. - 672 с. #"justify">2.Черчилль У.С. Вторая мировая война. Т.1.: Надвигающаяся буря - М.: ТЕРРА, 1997. - 336 с.

.История дипломатии. Т.3. - М. Государственное издательство политической литературы, 1945. - 883с.

.Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX - начало XXIвв. - учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 472с.

.Хидоятов Г.А. Дипломатия XX века. - М.: СМИ-АЗИЯ, 2010. - 904 с. #"justify">.Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах, М.: МОНФ, 1998. #"justify">.Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М.: Международные отношения, 1979. - 320 с. #"justify">.Трухановский В.Г. Новейшая История Англии. - М. 1958. - 591с.

.Наумов А.О. Аншлюс Австрии в 1938 году как кризис версальской системы // Новая и новейшая история. - 2006. - №6. - с.56-72

.Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. - М.: Мысль, 1990. - 542 с.

Похожие работы на - Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!