Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    389,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь

Содержание

Общая характеристика работы

Перечень условных обозначений

Введение

Глава 1. Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь

1.1 Современное состояние развития адаптивного спорта в Республике Беларусь

.2 Правовые основы деятельности организаций в сфере АС Республике Беларусь

.3 Методологические основы принятия управленческих решений в АС

Глава 2. Методология и методика исследования

Глава 3. Принятие управленческих решений в основных организационных и правовых аспектах адаптивного спорта

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Общая характеристика работы

Актуальность: Развитию адаптивного спорта уделяется всё большее внимание со стороны государства. Этот вопрос изучается с разных сторон и аспектов, одним из которых является принятие эффективных управленческих решений в области адаптивного спорта.

Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений. В связи с этим очень важно выявить, какие управленческие решения принимаются в адаптивном спорте.

Цель: изучить особенности принятия управленческих решений в адаптивном спорте Республики Беларусь и оценить их состояние.

Задачи:

1). Изучить современное состояние адаптивного спорта в Республике Беларусь;

). Выяснить особенности принятия управленческих решений в данной области;

3). Изучить нормативно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь;

4). Изучить организационный аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь.

Объект исследования: особенности принятия управленческих решений в адаптивном спорте Республики Беларусь

Предмет исследования: факторы принятия управленческих решений в адаптивном спорте Республики Беларусь.

Перечень условных обозначений

МОК - международным олимпийским комитетом

ДС - дефлимпийский спорт

ЦИСС - международный спортивный комитет глухих

СРК - сурдлимпийский комитет

ВОС - Всероссийское общество слепых

АС - адаптивный спорт

АФК - адаптивная физическая культура

ФР - физическая реабилитация

АФВ - адаптивная физическая воспитание

АФР - адаптивная физическая рекреация

ПК - паралимпийский комитет

СОС - специальный олимпийской спорт

МСКГ - Международный спортивный комитет глухих

МПА СНГ - Межпарламентской Ассамблеи государств - участниц Содружества Независимых Государств

Введение

Принятие эффективных решений руководителями любого ранга - одно из наиболее важных условий успешного развития любой отрасли жизнедеятельности человека. А в адаптивном спорте вопрос принятия управленческих решений наиболее актуален, так как от эффективности этих решений зависит ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды и др.

Любое управленческое решение связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами сферы деятельности и др.

Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности.

Экономическая сущность управленческого решения заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты.

Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.

Правовая сущность управленческого решения проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации.

Технологическая сущность управленческого решения заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения.

Сегодня Беларусь входит в двадцатку сильнейших мировых держав по адаптивному спорту.

Важными аспектами адаптивного спорта являются нормативно-правовой, который включает законы и подзаконные акты, и организационный аспект. Организационный аспект состоит из множества составляющих, таких как наличие спортсменов, материально-технической базы, финансирования, научно-методического и медицинского обеспечения, тренерского состава, а также системы соревнований. Во всех этих вопросах руководителю необходимо принимать эффективные управленческие решения. От эффективности, которых зависят судьбы множества людей и развитие отрасли в целом.

Глава 1. Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь

.1 Современное состояние развития адаптивного спорта в Республике Беларусь

Спорт у большинства людей ассоциируется со зрелищностью, физическим совершенством, толпами фанатов, огромными суммами вознаграждений. Однако существует спорт, лишённый таких броских атрибутов и проявления широкого интереса к нему, - спорт инвалидов, которому в современном обществе уделяется всё большее внимание. [23]

АС в теории АФК - это составляющая направление, компонент АФК наряду с адаптивным физическим воспитанием, адаптивной двигательной рекреацией и физической реабилитацией.

Рисунок 1.1 - Структура адаптивной физической культуры

В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений его функционирования. Наибольшее распространение получили 3 из них: паралимпийское, сурдлимпийское (дефлимпийское), специальное олимпийское, которые развиваются в рамках крупнейших международных спортивных движений: Паралимпийского, Дефлимпийского и Специального олимпийского. Эти направления возглавляют: Международный паралимпийский комитет (International Paralympic Committee), Международный комитет Дефлимпийских игр ((International Committee of Sports for the Deaf) и Международная специальная Олимпиада (Special Olympics International).

Рисунок 1.2 - Структура адаптивного спорта

АС включает рекреационно-оздоровительный спорт (базовый) и спорт высших достижений. Один раз в четыре года проводятся летние и зимние Паралимпийские, Дефлимпийские, Специальные олимпийские игры.

В настоящее время в качестве классификационных критериев выделения направлений АС выступают нозологические группы (виды зоболеваний, инвалидности) участвующих в них спортсменов и модель соревновательной деятельности.

Развиваются и другие направления АС:

·    Среди лиц, перенёсших трансплантацию. Стремительное развитие применения искусственных имплантатов дает основания прогнозировать активизацию данного направления;

·        Среди лиц, перенёсших инфаркт миокарда и др. [14]

Но пока количество стран, развивающих эти направления, и количество спортсменов - представителей соответствующих нозологических групп невелико.

В зависимости от принятой модели соревновательной деятельности все направления АС подразделяются на две группы:

·    Направления, использующие традиционную модель соревновательной деятельности спортсменов-олимпийцев - паралимпийский спорт, дефлимпийский спорт;

·        Направления, использующие нетрадиционную модель соревновательной деятельности спортсменов-олимпийцев - специальный олимпийский спорт.

Две модели соревновательной деятельности используются для лиц с нарушением интеллекта. Нетрадиционную модель соревновательной деятельности предлагает SOI, традиционную - Международная спортивная федерация для людей с нарушениями интеллекта (INAS-FID), которая была создана в 1986г. и является членом IPC.[5]

Таким образом, спортсмены с нарушениями интеллекта могут представлять паралимпийское и специальное олимпийское направления АС.

Организаторы паралимпийского и дефлимпийского спорта в качестве важнейшего условия социализации и социальной интеграции инвалидов выдвигают использование традиционной модели соревновательной деятельности, так как, с их точки зрения, именно в этом случае происходит реальное включение человека с ограниченными возможностями различных функций в жизнь общества [14].

1) процессуальная сторона соревнований:

·    определение победителей и призёров;

·        регистрация рекордов;

·        ранжирование (распределение участников на основе показанных спортивных результатов от лучшего к худшему);

2) связанные с социальной оценкой результатов соревновательной деятельности:

·    получение спортсменами - призёрами крупных международных соревнований солидных финансовых выплат от организаторов соревнований (призовой фонд); стипендий от государства, которое они представляют; вознаграждений от спонсоров за участие в рекламных акциях и др.;

·        присвоение спортивных разрядов и званий, почётных званий;

·        осуществление спортивной деятельности на профессиональной основе и др.

Отличительные черты нетрадиционной модели соревновательной деятельности:

1) процессуальная сторона соревнований:

·    разделение участников соревнований по результатам предварительных испытаний на дивизионы - центральное (ключевое) звено системы организации соревнований по программе SOI;

·        определение победителей и призёров соревнований;

·        осуществление ранжирования только внутри дивизионов, но с исключением негативной оценки участников. В соревнованиях специальных спортсменов не может быть проигравших. Каждый спортсмен обязательно получает награду: победители - медали; остальные - наградные ленты. Стоимость медалей и наградных лент должны быть примерно одинаковыми;

·        отсутствие фиксации рекордов. Главный рекорд - прогресс собственных достижений, а не абсолютный показатель результата;

2) связанные с социальной оценкой результатов соревновательной деятельности:

·    запрет на использование материального вознаграждения специальных спортсменов;

·        отсутствие спортивных разрядов и званий;

·        полное финансирование проведения соревнований организаторами и спонсорами;

·        основная цель Специальной олимпиады - "помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноценными членами общества".

Самую сложную структуру имеет паралимпийский спорт, им занимаются лица, относящиеся к нескольким нозологическим группам.

Рисунок 1.3 - Нозологические группы паралимпийского спорта

Международное паралимпийское движение - самое многочисленное из спортивных движений инвалидов.

Отличительная особенность организации соревнований в паралимпийском спорте - предварительный отбор и классификация спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп в соответствии со специально разработанной спортивно-медицинской классификацией, что позволяет создавать всем спортсменам равные возможности для победы в своей категории, а также обеспечивает определённый уровень их безопасности. Соревнования проводятся с учётом существующих международных правил по виду спорта для инвалидов данной группы.[16]

Программа соревнований для спортсменов с нарушением слуха и правила их проведения идентичны обычным. Особенность состоит в том, что действия арбитров обязательно должны быть видимыми.

На практике в Республике Беларусь развиваются все крупнейшие мировые спортивные движения инвалидов и направления АС - паралимпийский (только для лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата), дефлимпийский, специальный олимпийский. Соответственно данным направлениям АС создана система национальных организаций, осуществляющих общественное управление ими:

Паралимпийский комитет Республики Беларусь (далее-ПК) - создан в 1996 году, признан Международным Паралимпийским комитетом в 1997 году[10]; Федерация физической культуры и спорта Белорусского товарищества инвалидов по зрению (ФФКиС БезТиЗ) - по видам спорта среди инвалидов по зрению; Белорусская федерация физической культуры и спорта инвалидов (БФФКиСИ) - по видам спорта среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Белорусская спортивная федерация глухих (далее - БСФГ) создана в 1992 г. и с 1993 г. является членом Международного спортивного комитета глухих (CISS) (с 2001г. - ICSD), Международного шахматного комитета глухих (ICSC) и Европейской спортивной организации глухих (EDSO);

Белорусский комитет Спешиал Олимпикс (далее - БКСО). Национальная программа Спешиал Олимпикс признана международным движением специальной олимпиады в 1992 г.

Паралимпийский комитет Республики Беларусь возглавляет паралимпийское движение страны, участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, а также общественными объединениями инвалидов единой государственной политики развития физической культуры и спорта среди инвалидов, в том числе среди детей с особенностями психофизического развития, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, уставами Международного и Европейского паралимпийских комитетов и своим уставом.

Высшим органом Паралимпийского комитета Республики Беларусь является Ассамблея, исполнительным органом - Исполнительный комитет (Исполком), основным рабочим органом Исполкома является секретариат.

Рисунок 1.4 - Виды паралимпийского спорта культивируемые в Республике Беларусь

Белорусский комитет Спешиал Олимпикс является общественной организацией, осуществляющей круглогодичные тренировки и спортивные соревнования по 16 олимпийским видам спорта для лиц с недостатками в умственном развитии. Целью деятельности является: объединение усилий граждан и организаций для создания благоприятных условий коррекции умственного, физического развития, социальной адаптации и раскрытия спортивных возможностей лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Руководящим органом ОО "Белорусский комитет Спешиал Олимпикс" объединения является Исполком.

ОО "Белорусский комитет Спешиал Олимпикс" уникальная спортивная организация, объединившая более 10 тысяч воспитанников домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития, вспомогательных школ (школ-интернатов), учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.

Общественное объединение "Белорусская спортивная федерация глухих" - это республиканская общественная организация, созданная с целью создания благоприятных условий для раскрытия спортивных и творческих возможностей инвалидов по слуху, защита прав и законных интересов своих членов. Участия в международных спортивных мероприятиях.

Общественное объединение "Белорусская спортивная федерация глухих" (далее - ОО "БСФГ") ведет спортивно-оздоровительную работу с инвалидами по слуху на территории Республики Беларусь, представляет интересы глухих спортсменов в Республике Беларусь и за ее пределами.

ОО "БСФГ" является членом 3 международных спортивных организаций инвалидов по слуху: Международного спортивного комитета глухих (ICSD); Международного шахматного комитета глухих (ICSC); Европейского спортивного комитета глухих (EDSO).

ОО "БСФГ" ведет совместную работу по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов по слуху, проведению спортивных мероприятий, участию в международных спортивных мероприятиях совместно с Министерством спорта и туризма, управлениями по физической культуре, спорту и туризму городских, областных исполнительных комитетов, общественным объединением "Белорусское общество глухих".

Спортивные клубы ОО "БСФГ", коллективы физической культуры проводят работу по развитию физической культуры и спорта в областях Республики Беларусь. При содействии местных исполнительных комитетов проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, городские, областные соревнования. Сборные команды областей участвуют в чемпионатах Республики Беларусь, ведется подготовка к международным соревнованиям по видам спорта.

Проводится большая работа среди детей и молодежи из числа инвалидов с нарушением слуха. Систематически проходят спартакиады молодежи, а также совместно с общественным объединением "Белорусское общество глухих", Республиканским комитетом профсоюзов работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятии проводится круглогодичная спартакиада работников предприятий общественного объединения "Белорусское общество глухих".

Членами ОО "БСФГ" являются 233 человека. При этом ОО "БСФГ" проводит работу не только со своими членами, но и инвалидами с нарушением слуха всей республики.

В 2008 г. ОО "БСФГ" провело 18 республиканских соревнований и кубков по видам спорта, в которых участвовало более 1050 человек.

Спортивные клубы и первичные организации КФК провели 510 различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятии (364 физкультурно-оздоровительных мероприятия и 146 областных и городских соревнований по видам спорта), в которых приняло участие более 8 тыс. человек.

В 2008 г. подготовлено 78 спортсменов-разрядников, 14 кандидатов в мастера спорта, 4 мастера спорта, 2 мастера спорта международного класса, 13 судей по видам спорта.

Глухие спортсмены Республики Беларусь в 2008 г. приняли участие в 5 чемпионатах мира и Европы, на которых завоевали 15 медалей (5 золотых, 5 серебряных, 5 бронзовых) и установили мировой рекорд по легкой атлетике.

Председатель и заместитель председателя ОО "БСФГ" в 2008 г. приняли участие в работе XIV конгресса Европейской спортивной организации глухих EDSO и внеочередном конгрессе Всемирной спортивной организации глухих ICSD в г. Братиславе (Словакия), где обсуждались вопросы мировой реформы спорта глухих.

АС в теории АФК - это составляющая направление, компонент АФК наряду с адаптивным физическим воспитанием, адаптивной двигательной рекреацией и физической реабилитацией.

АС включает рекреационно-оздоровительный спорт (базовый) и спорт высших достижений.

В Республике Беларусь развиваются все крупнейшие мировые спортивные движения инвалидов и направления АС - паралимпийский (только для лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата), дефлимпийский, специальный олимпийский. Соответственно данным направлениям АС создана система национальных организаций, осуществляющих общественное управление ими:

Паралимпийский комитет Республики Беларусь, Федерация физической культуры и спорта Белорусского товарищества инвалидов по зрению, Белорусская федерация физической культуры и спорта инвалидов, Белорусская спортивная федерация глухих, Международного шахматного комитета глухих и Европейской спортивной организации глухих, Белорусский комитет Спешиал Олимпикс.

1.2 Правовые основы деятельности организаций в сфере АС Республике Беларусь

В законодательстве Республики Беларусь единственный специальный закон, регулирующий общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, это Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. №2445-X-ll "О физической культуру и спорте" (далее - Закон о спорте).

Он претерпевал изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2003 г. № 251-З;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З;

Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 296-З;

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 51-З;

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З;

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З.

Статья 23 главы 3 "Физическая культура" Закона о спорте, определяет систему государственных органов, которые осуществляют организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами, в том числе с детьми с особенностями психического развития. Проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с инвалидами совместно с ПК, организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта. В эту систему входит Министерство образования Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией[13].

Понятие "инвалид" и порядок признания лица инвалидом определяет Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224 Xll "О специальной защите инвалидов в Республике Беларусь". Инвалид - лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими гражданами. Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной комиссией.

Далее связующее звено между признанием лица инвалидом и возможностью начать занятия подходящим видом спорта прямого обеспечения не имеет. На практике таким лицам рекомендуется обращаться исходя из нозологической группы в соответствующую организацию - ПК, БСФК, БКСО [3].

Развитие законодательного регулирования в области АС - одна из межгосударственных задач стран - участниц СНГ. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участниц Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ) от 23 ноября 2008 г. принят модельный закон "О паралимпийском спорте" (далее-Модельный закон).

Нормы, регулирующие общественные отношения в АС, содержат ряд иных модельных законов, принятых постановлениями МПА СНГ:

·    "О физической культуре и спорте" (принят постановлением МПА СНГ № 33-23 "О новой редакции модального закона "О физической культуре и спорте" от 3 декабря 2009 г.") (далее - Модальный закон о спорте);

·        "О студенческом спорте" (принят постановлением МПА СНГ от 16 июня 2003 г.);

·        "О детско-юношеском спорте" (принят постановлением МПА СНГ от 16 июня 2003 г.);

Модальный закон "О профессиональном спорте", принят постановлением МПА СНГ от 31 мая 2007 г., не содержит специальных норм, регулирующих профессиональный паралимпийский и дефлимпийский спорт, однако многие его нормы применимы для данных направлений.

Модальные законы носят рекомендательный характер для парламентов государств - участниц СНГ, их положения не подлежат прямому применению на территории этих государств, не могут быть приняты во внимание при разработке национального законодательства[13].

Модельный закон о спорте установил приоритетность поддержки развития физической культуры и спорта среди социально незащищённых групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, здоровья, инвалидов, как один из основных принципов государственной политики в области физической культуры и спорта, реализовал комплексный подход к организационно-правовому регулированию АС:

·    при определении субъектов физической культуры и спорта указаны общественные организации, возглавляющие все три направления АС, - Национальный паралимпийский комитет, Национальный сурдлимпийский комитет, Национальная специальная Олимпиада;

·        гл. 2 "Организация деятельности в сфере физической культуры и спорта" Модельного закона о спорте включает ст. 13 "Национальное паралимпийское движение, Национальное сурдлимпийское движение, Национальная специальная Олимпиада, Национальный паралимпийский комитет, Национальный сурдлимпийский комитет, Национальная специальная Олимпиада, которая содержит определения основных национальных спортивных движений инвалидов, регламентирует правовой статус организаций, их возглавляющих".

Модельный закон о спорте содержит отдельную ст. 21 "Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов", которая содержит функции спорта инвалидов (АС) - социальная адаптация и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и его принципы - приоритетность, массовое распространение и доступность занятий спортом. АФК рассматривается как часть физической культуры, использующая комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 21 Модального закона о спорте также определяет:

·    систему организаций, в которых осуществляется физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов с использованием методов АФК и АС;

·        систему органов и организаций, которые создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки;

·        право образовательных учреждений создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по АС;

·        систему органов и организаций, которые способствуют созданию инфраструктуры физической культуры и спорта инвалидов;

·        источники финансового обеспечения физической культуры и спорта инвалидов и др.

Модельный закон о спорте содержит нормы, которые утверждают:

·    полномочия государства, органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта инвалидов, причём следует отметить, что полномочия перечисленных органов разграничены;

·        взаимодействие уполномоченных государственных органов и организаций с Национальным паралимпийским комитетом и Национальным сурдлимпийским комитетом при формировании Единой общенациональной спортивной классификации (ст. 32 Модельный закон о спорте), Единого календарного плана общенациональных и международных физкультурно-спортивных мероприятий (ст. 33 Модельный закон о спорте);

·        финансовое и материально-техническое обеспечение физической культуры и спорта инвалидов, которое включает проектирование и строительство спортивных сооружений с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта, предоставление льготных условий содержания для спортивных сооружений - без подготовки спортивных сборных национальных команд, обязательства государства по обеспечению спортивных сборных национальных команд спортсменов-инвалидов, возможность освобождения от налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах и др.;

·        меры социальной защиты инваспортсменов и др[13].

Модельный закон устанавливает общие правовые, экономические и социальные основы деятельности в области паралимпийского спорта, а также определяет основные принципы законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемые в государствах - участниц СНГ.

В настоящее время предложенный исследованными модельными законами подход к правовому регулированию АС на уровне законодательных актов в Беларуси не воспринят.

Законы о физической культуре и спорте стран-участниц СНГ, принятые в разное время, в большем или меньшем количестве содержат нормы, регулирующие АС.

В странах СНГ предложенный модельным законом подход к законодательному и организационно-правовому регулированию АС наиболее реализован в России и Азербайджане.

АС регулируется в законах о физической культуре и спорте с учётом трёх его основных направлений только в трёх стран мира - России, Азербайджане, Казахстане.

Особенностью законодательного регулирования в Украине, как уже отмечалось, является наличие Закона Украины от 14 сентября 2000 г. "О поддержке олимпийского, паралимпийского движения и спорта высших достижений в Украине". Закон Украины "О физической культуре и спорте" от 24 декабря 1993 г. также содержит ряд норм, касающихся АС. С 1 января 2011 г. он действует в новой редакции, можно ознакомиться с изменениями в правовом регулировании физической культуры и спорта в данной стране.

Необходимо отметить, что Закон Республики Таджикистан 2003 г. "О детско-юношеском спорте" содержит отдельную ст. 21 о физическом воспитании и реабилитации детей и юношей-инвалидов.

Закон Республики Армении от 10 июля 2001 г. "О физической культуре и спорте" - единственный из аналогичных законов стран СНГ не имеет отдельной статьи о регулировании физической культуры и спорта инвалидов и включает только положения о том, что уполномоченный орган государственного управления физической культурой и спортом содействует осуществлению физкультурных и спортивных программ среди инвалидов. Но данный Закон действует в редакции от 10 июня 2009г., следовательно, могут быть изменения по сравнению с исследованной редакцией.

Таким образом, из законов, посвящённых физической культуре и спорту, стран СНГ только Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" регулирует не спорт инвалидов, а спортивно-массовую работу с инвалидами.

В настоящий момент законодательством Беларуси в определённой степени регламентируются следующие аспекты АС:

·    государственная политика и полномочия государственных органов;

·        полномочия местных исполнительных и распорядительных органов;

·        взаимодействие различных государственных органов, организаций физической культуры и спорта, иных организаций с ПК;

·        правовое положение ПК;

·        развитие детско-юношеского АС: подготовка детей-инвалидов в специализированных учебно-спортивных учреждениях по видам спорта, включённым в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр;

·        программы подготовки детей-инвалидов Министерства спорта и туризма Республики Беларусь:

·        проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц в особенностями психофизического развития;

·        международное сотрудничество;

·        единая спортивная классификация, которая устанавливает для инвалидов спортивные звания и разряды с включением в изменения слов "среди инвалидов". Следует рассмотреть вопрос об устранении отличий спортивных званий и разрядов в паралимпийском и дефлимпийском спорте от перечня спортивных званий и разрядов в целом;

·        присвоение почётных званий "Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь", "Заслуженный тренер Республики Беларусь", "Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь";

·        государственные социальные гарантии, а именно денежное вознаграждение спортсменам и их тренерам по итогам участия в Паралимпийских и Дефлимпийских играх (устанавливается указами Президента Республики Беларусь): именные стипендии Президента Республики Беларусь спортсменам за выдающиеся результаты на Паралимпийских и Дефлимпийских играх, а также тренерам, обеспечивающим подготовку этих спортсменов;

·        права организаторов спортивных мероприятий на их освещение;

·        финансовое и материально-техническое обеспечение, в частности развитие и укрепление материально-технической базы спортивных сооружений для подготовки спортсменов национальной команды Республики Беларусь по инваспорту, предоставление безвозмездной помощи организациями и индивидуальными предпринимателями в целях поддержки олимпийского и паралимпийского движения Беларуси; обеспечение спортивным имуществом учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений;

·        социальная защита, которая заключается в организации перевода жестового языка; предоставлении бесплатных услуг по переводу жестового языка; наличии в организациях, имеющих физкультурно-спортивные сооружения, должности инструктора по физической культуре и спорту с навыками сурдперевода при работе с глухими, занимающимися физической культурой и спортом (на каждые 75-100 человек); обеспечение инвалидам доступа и пользования физкультурно-спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, предоставления специального спортивного инвентаря бесплатно или на льготных условиях и др.

В законодательстве Республики Беларусь единственный специальный закон, регулирующий общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, это Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2445-X-ll "О физической культуру и спорте".

Статья 23 главы 3 "Физическая культура" Закона о спорте, определяет систему государственных органов, которые осуществляют организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами, в том числе с детьми с особенностями психического развития.

Развитие законодательного регулирования в области АС - одна из межгосударственных задач стран - участниц СНГ.

Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участниц Содружества Независимых Государств от 23 ноября 2008 г. принят модельный закон "О паралимпийском спорте", в котором прописаны нормы, регулирующие общественные отношения в АС.

АС регулируется в законах о физической культуре и спорте с учётом трёх его основных направлений только в трёх стран мира - России, Азербайджане, Казахстане.

В настоящий момент законодательством Беларуси в определённой степени регламентируется большинство аспектов АС[13].

1.3 Методологические основы принятия управленческих решений в АС

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуги на "выходе" системы. В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. В центре этой циклически осуществляемой деятельности находятся три элемента процесса: проблема или неиспользованная возможность, решение и люди, участвующие в процессе на всех его этапах[16].

Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы или возможности, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы или возможности с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию

Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии.

Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

Участники процесса принятия решений

Важным элементом процесса управления являются люди, принимающие в нем участие. Вообще-то, практически каждый член организации регулярно принимает множество самых разнообразных решений, делая выбор между возможными вариантами своих действий. Несомненно, что большая часть этих решений принимается чисто рефлекторно, часто без глубокого обдумывания и без больших затрат времени. В то же время менеджерам и руководителям приходится принимать и такие решения, которые имеют огромное значение для работы всей организации и требуют немалых ресурсов, как для разработки, так и для реализации.

Лица, принимающие управленческие решения, являются субъектами решения. Это могут быть как отдельные менеджеры, так и группы работников, которые имеют полномочия для принятия решений. В первом случае говорят об индивидуально принимаемых решениях, во втором - групповом или коллективном. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Для индивидуальных решений, принимаемых отдельным субъектом, характерен более высокий уровень творчества; в них нередко реализуется много новых идей и предложений. Как правило, такие решения требуют меньше времени, так как не связаны с необходимостью их согласования на промежуточных этапах. Правда, это не относится к решению таких проблем, в процессе разработки которых приходится затрачивать много времени для сбора и анализа необходимой информации.

Индивидуальные решения чаще, чем групповые, оказываются неверными, в них значительно больший риск ошибок; не в последнюю очередь это связано с тем, что проблемы организаций становятся все более сложными и требуют многоаспектного рассмотрения, а, следовательно, и разнообразных, нередко специализированных знаний. Именно поэтому в настоящее время все возрастающее количество управленческих решений принимается на основе обсуждения, путем привлечения специалистов разного профиля или создания специальных групп (комиссий, комитетов, временных рабочих групп и т.д.).

Групповое принятие решений имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным решением. Полное информационное обеспечение процесса принятия решений, является следствием привлечения лиц, обладающих разными знаниями в отношении решаемой проблемы. Участники группы как бы дополняют знания друг друга, создавая более полную картину в описании проблемной ситуации и в путях ее возможного решения. Очень важен также сам факт создания группы для принятия решений, имеющих большое значение для организации. Участие в работе группы усиливает ответственность и мотивацию каждого ее члена, а результаты групповой работы обычно лучше воспринимаются коллективом организации по сравнению с индивидуальными решениями. Это повышает вовлеченность работающих в процесс реализации решения, которое рассматривается уже не как спущенное "сверху", а коллективное, принятое с учетом мнения членов организации. Групповой подход к принятию решений обеспечивает более высокую обоснованность и меньший процент ошибок, чему способствует сам механизм работы групп (взаимная корректировка решений в процессе групповой работы, создание атмосферы сотрудничества и соревновательной борьбы, взаимодействие между членами группы), а также множество вариантов разработок.

Однако у группового принятия решений есть и отрицательные стороны. Это прежде всего более высокие затраты времени из-за необходимости формирования группы, ее ознакомления с проблемой и создания условий для нормального и эффективного взаимодействия членов группы. Согласование различных взглядов на проблему и пути ее решения также требует времени, дефицит которого, как правило, остро ощущается в процессе управления. Чем больше размер группы, тем больше времени уходит на координацию, а, следовательно, увеличивается время выработки решения (существует мнение, что наиболее эффективно работают группы из пяти, максимум семи членов). Отрицательным фактором является и то, что групповые решения нередко принимаются под давлением большинства или людей, занимающих высокие посты в организации, а это снижает творческий потенциал остальных участников группы. В группе обычно отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения, и именно поэтому так трудно отыскать автора неверного решения при его коллективной разработке.

Процесс принятия решения может быть интуитивным, основанным на суждениях или носить рациональный характер[7].

Чисто интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. тренинг паралимпийский управление

Поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. Оно опирается на здравый смысл, но истинный встречается очень редко. Это тем более верно, когда приходится иметь дело с людьми, т.к. зачастую ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Вероятно, более важно, что одного лишь суждения будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна.

Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность неудачи из-за принятия плохого решения. Однако во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально[11].

Рисунок 1.4 - Этапы принятия рационального решения

Первый шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться.

Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решении. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы - такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения. Как правило для крупной организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой множеством трудностей.

Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации. Коротко говоря, менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.

В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

Следующий этап - формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

Следующий этап - оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.

Это означает, что только после составления вами списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами.

Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь - т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба[11].

Глава 2. Методология и методика исследования

Рисунок 2.1 - Модель и концепция исследования организационно-правового аспекта адаптивного спорта в Республике Беларусь

Примечание - собственная разработка.

В адаптивном спорте мы выделяем два аспекта это нормативно-правовой аспект и организационный аспект. К нормативно-правовому аспекту относятся законы и подзаконные акты (Закон "О физической культуре и спорте в Республике Беларусь", Закон "О специальной защите инвалидов в Республике Беларусь"). К организационному аспекту относятся следующие:

1)   Спортсмены (направление адаптивного спорта в соответствии с нозологической группой);

2)      Материально-техническая база (наличие спортивных сооружений и оборудования);

)        Финансирование (наличие и характер);

)        Научно-методическое обеспечение (наличие, уровень НМО);

)        Медицинское обеспечение (характер, наличие);

)        Тренера (уровень);

)        Система соревнований (особенности).

Методы, которые были использованы в исследование:

)     Изучение литературных источников;

2)      Метод опроса: анкетирование;

)        Системный анализ;

)        Метод статистической обработки.

Инструментарием нашего исследования является анкета, которая состоит из 20 вопросов. Исследование проводилось на базе Паралимпийского комитета Республики Беларусь. Выборку составили двадцать четыре человека. Это представители паралимпийского, 18 человек, и дефлимпийского, 6 человек, спорта. Из них 16 спортсменов и 8 тренеров. Таким образом, мы сможем сделать выводы о принимаемых управленческих решениях и оценить состояние 9 основных блоков адаптивного спорта.

Далее полученные данные будут обработаны с помощью методов системного анализа и математической статистики, что позволит точно подсчитать полученные результаты и сделать соответствующие заключения.

На заключительном этапе будет подведен итог проделанной работе, сформулировано заключение и практические рекомендации.

Глава 3. Принятие управленческих решений в основных организационных и правовых аспектах адаптивного спорта

В нашем исследовании мы задавали вопросы респондентам по 9 основным аспектам, чтобы оценить и в последствии сделать вывод о принимаемых управленческих решениях в области адаптивного спорта в Республике Беларусь. Первый аспект, который мы затронули, это правовой. Мы выяснили степень ознакомления представителей отрасли с существующей нормативно-правовой базой регламентирующей адаптивный спорт в Республике Беларусь.

Рисунок 3.1 - Степень ознакомления с нормативно-правовыми актами в области адаптивного спорта Республики Беларусь

Как показали результаты исследования, из всех опрошенных, 92% респондентов ответили "да", знакомы с нормативно-правовыми актами, а 8% "нет" не знакомы. Можно сделать вывод, что абсолютное большинство респондентов знакомо с нормативно-правовой базой и в состоянии отвечать на следующие вопросы.

Для более глубокого понимания вопроса мы хотим выяснить "Считаете ли вы, что существующая нормативно-правовая база может регулировать адаптивный спорт в Республике Беларусь?"

Рисунок 3.2 - Нормативно-правовая база регулирует адаптивный спорт в Республики Беларусь

На этот вопрос мнение респондентов разделилось, большинство опрашиваемых 33% выбрали вариант "не может". Так как Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" регулирует не спорт инвалидов, а спортивно-массовую работу с инвалидами. В определённой степени в Законе регламентируются многие аспекты АС, но дополнительно необходимо разработать нормы, регулирующие учебно-тренировочный и соревновательный процесс.

Очень важный вопрос, который составит наше представление об адаптивном спорте в Республике Беларусь, это "На ваш взгляд предпринимаются ли меры по популяризации адаптивного спорта в Республике Беларусь?"

Рисунок 3.3 - Предпринимаются ли меры по популяризации адаптивного спорта в Республики Беларусь

% опрашиваемых респондентов выбрали вариант "нет", 21% "да" и 17% "затрудняюсь ответить". Таким образом, можно сделать вывод, что популяризация проводится не достаточная для оптимального развития адаптивного спорта.

Далее мы предложили респондентам ответить на вопрос "Как вы оцениваете уровень развития адаптивного спорта в Республике Беларусь?"

Рисунок 3.4 - Оценка уровня развития адаптивного спорта в Республике Беларусь

Как показывают результаты исследования, 63% опрашиваемых оценили уровень развития адаптивного спорта как "низкий", 21% выбрали вариант "средний", 17% как "очень низкий". Варианты ответа "высокий" и "очень высокий" ни один респондент не выбрал.

Такую оценку можно считать очень хорошей, так как адаптивный спорт в Республике Беларусь только развивается, но уже Беларусь входит в двадцатку сильнейших мировых держав по инваспорту.

Рисунок 3.5 - Оценка уровня развития материально-технической базы

Как показывают результаты исследования, на вопрос "Как вы оцениваете уровень материально-технической базы для подготовки спортсменов-инвалидов?", 58% спортсменов оценили материально-техническое обеспечение адаптивного спорта как "очень низкое", остальные 42% опрошенных оценили состояние материально-технической базы как "низкое". Ни один из опрошенных не дал высокой и очень высокой оценки.

Таким образом, из полученных результатов следует, что материально-техническая база адаптивного спорта Республики Беларусь находится на низком уровне.

На вопрос "На ваш взгляд, достаточное ли финансирование адаптивного спорта в Республике Беларусь?" мы получили следующие ответы.

Рисунок 3.6 - Финансирование адаптивного спорта в Республике Беларусь

При оценке финансирования 67% опрашиваемых выбрали вариант "плохое", 25% "среднее" и 8% "очень плохое".

Таким образом, можно сделать вывод, что финансирование адаптивного спорта Республики Беларусь проводится, но денежные средства выделяются в основном на развитие перспективных направлений, что является не достаточным для полномасштабного развития инваспорта.

Кроме всего прочего, чтобы иметь представление о финансировании важно задать вопрос, "на ваш взгляд, эффективно ли используются имеющиеся финансовые средства?"

Рисунок 3.7 - Оценка эффективности использования финансовых средств

Результаты исследования показали, что 67% опрашиваемых выбрали вариант "не очень эффективно", 25% "неэффективно", 17% "эффективно". Можно сделать вывод, что управленческие решения, по распределению денежных средств, принимаются, по мнению респондентов, не правильно и нуждаются в пересмотре.

На вопрос "Как вы ознакомлены с системой научно-методического обеспечения адаптивного спорта в Республике Беларусь?" мы получили следующие ответы.

Рисунок 3.8 - Ознакомленность с системой научно-методического обеспечения

% опрашиваемых ответили, что "не очень хорошо" ознакомлены с системой научно-методического обеспечения. 33% выбрали вариант "плохо", 8% варианты "хорошо" и "не знаком вообще". Так как 8% опрашиваемых ответили "хорошо", мы задали следующий вопрос, чтобы иметь большее представление об этом аспекте, "На каком уровне ведётся работа по научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов?"

Рисунок 3.9 - Уровень научно-методического обеспечения адаптивного спорта в Республике Беларусь

Результаты исследования показали, что 42% опрашиваемых оценили уровень научно-методического обеспечения "очень низком" и "низком", только 17% считают, что научно-методическое обеспечение адаптивного спорта Республики Беларусь находится на "среднем" уровне. Можно сделать вывод, что результаты является следствием того, что адаптивный спорт сравнительно недавно начал развиваться в нашей стране.

В исследовании мы затронули и медицинскую составляющую адаптивного спорта. Мы задали вопрос "Как вы оцениваете уровень медицинского обеспечения спортсменов-инвалидов?"

Рисунок 3.10 - Уровень медицинского обеспечения спортсменов-инвалидов


Рисунок 3.11 - Уровень реабилитации и социальной адаптации спортсменов-инвалидов

На вопрос "Как вы оцениваете, уровень реабилитации и социальной адаптации инвалидов (использование методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта)?" 67% респондентов ответили, что уровень реабилитации и социальной адаптации "очень низкий", 25% ответили "низкий" и, наконец, 8% респондентов "средний".

Далее мы предложили оценить теоретический уровень подготовки тренеров и ответить на вопрос "Оцените теоретический уровень подготовки тренеров по адаптивному спорту, с которыми вы работаете?"

Рисунок 3.12 - Оценка уровня теоретической подготовки тренеров по адаптивному спорту

Оценка теоритической подготовки тренеров оказалась очень хорошей, первых 42% опрашиваемых оценили уровень как "средний", вторые 42% выбрали вариант "высокий", оставшиеся 16% опрашиваемых остановились на ответе "не могу оценить". Не один из респондентов не выбрал отрицательный вариант. Такие результаты свидетельствуют о наличии хорошо подготовленных тренеров, которые могут воспитать великих спортсменов, призёров международных соревнований.

Однако нас интересует "Как вы считаете, есть ли необходимость в подготовке кадров для адаптивного спорта в Республике Беларусь?"

Рисунок 3.13 - Актуальность подготовки кадров для адаптивного спорта в Республике Беларусь

Как показывают результаты исследования, тренеры и спортсмены считают актуальным подготовку кадров для адаптивного спорта. 79% считают, что подготавливать кадры "целесообразно", 13% опрошенных считают, что "возможно, что целесообразно", а 8%, что "необходимо сделать это".

Известно, что связующее звено между признанием лица инвалидом и возможностью начать занятия подходящим видом спорта прямого обеспечения не имеет. На практике инвалидам рекомендуется обращаться исходя из нозологической группы в соответствующую организацию - ПК, БСФК, БКСО. Поэтому мы задаём вопрос "Как вы считаете, существует ли необходимость в открытии детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ) в Республике Беларусь?"

Рисунок 3.14 - Актуальность открытия детско-юношеских спортивных школ (ДЮСАШ)

Не один из 24 респондентов не выбрал отрицательный ответ, 88% опрашиваемых считают, что "целесообразно" открытие ДЮСАШ, 8% ответили "возможно, что целесообразно" и 4% что "необходимо сделать это".

В ходе нашего исследования зрителям был задан вопрос: "Как вы считаете, нужно ли проводить больше соревнований по адаптивному спорту в Республике Беларусь?"

Рисунок 3.15 - Проведение соревнований по адаптивному спорту

Как показывают результаты исследования, отрицательных оценок не дали ни спортсмены, ни тренеры. Оценивая результаты опрошенных, мы можем сказать, что 83% считают "целесообразно" проводить больше соревнований, остальные 17% опрошенных считают, что более того "необходимо делать это".

Без сомнения участие в соревнованиях является главной деятельностью спортсмена. Захватывающий дух соперничества заставляет спортсмена-инвалида расти над собой, повышать своё мастерство, чувствовать себя полноценным членом общества.

В зависимости от поставленных задач соревнования подразделяются на различные виды: первенства, кубок, матчевые встречи, показательные соревнования, классификационные, контрольные, отборочные, открытые. Мы хотим узнать "Как вы считаете, нужна ли пропаганда соревнований по адаптивному спорту в средствах массовой информации?"

Рисунок 3.16 - Пропаганда соревнований по адаптивному спорту

Из результатов опроса видно, что 82% опрашиваемых выбрали вариант "необходимо делать это", 13% "целесообразно" и 4% сомневаются и выбирают вариант "возможно, что целесообразно".

Заключение

И так, мы пришли к выводу, что неотъемлемой частью эффективности функционирования адаптивного спорта является принятие управленческих решений в правовом и организационном аспектах отрасли.

В Республике Беларусь развиваются все крупнейшие мировые спортивные движения инвалидов и направления АС - паралимпийский (только для лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата), дефлимпийский, специальный олимпийский. Соответственно данным направлениям АС создана система национальных организаций, осуществляющих общественное управление ими: Паралимпийский комитет Республики Беларусь, Федерация физической культуры и спорта Белорусского товарищества инвалидов по зрению, Белорусская федерация физической культуры и спорта инвалидов, Белорусская спортивная федерация глухих, Международного шахматного комитета глухих и Европейской спортивной организации глухих, Белорусский комитет Спешиал Олимпикс.

Однако не все так просто в управлении этими организациями и отраслью в целом. Есть недоработки в законодательстве. Известно, что Паралимпийские игры не пользуется такой популярностью как Олимпийские, поэтому задача по популяризации адаптивных игр также является очень актуальной.

В своём исследовании мы рассмотрели 9 блоков и по каждому из них можно дать рекомендации.

При модернизации законодательного и организационно-правового регулирования АС в Беларуси целесообразно учесть рекомендации исследуемых модельных законов и опыт Азербайджана, Казахстана, России, Украины.

Одним из возможных вариантов может стать реализация комплексного подхода к регулированию АС путём разработки и принятия закона об АС. Нормативный правовой акт подобного рода мог бы включать нормы, предложенные Модельным законом, а также нормы, регулирующие дефлимпийский и специальный олимпийский спорт. Круг общественных отношений в области АС (особенно паралимпийского), подлежащих правовой регламентации, модельного закона в большей степени определён.

Дополнительно необходимо разработать нормы, регулирующие учебно-тренировочный и соревновательный процесс. При разработке законодательной базы АС следует определить его аспекты, которые имеют правовое обеспечение, и систематизировать соответствующие нормы по направлениям, предложенным Модельным законом о спорте и Модельным законом. Кроме того, необходимо улучшить качество правового регулирования данных аспектов и при необходимости внести изменения и дополнения.

В настоящий момент законодательством Беларуси в определённой степени регламентируются следующие аспекты АС:

·    государственная политика и полномочия государственных органов;

·        полномочия местных исполнительных и распорядительных органов;

·        взаимодействие различных государственных органов, организаций физической культуры и спорта, иных организаций с ПК;

·        правовое положение ПК;

·        развитие детско-юношеского АС: подготовка детей-инвалидов в специализированных учебно-спортивных учреждениях по видам спорта, включённым в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр;

·        программы подготовки детей-инвалидов Министерства спорта и туризма Республики Беларусь:

·        проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц в особенностями психофизического развития;

·        международное сотрудничество;

·        единая спортивная классификация, которая устанавливает для инвалидов спортивные звания и разряды с включением в изменения слов "среди инвалидов". (Она должна стать действительно единой. Следует рассмотреть вопрос об устранении отличий спортивных званий и разрядов в паралимпийском и дефлимпийском спорте от перечня спортивных званий и разрядов в целом, как это рекомендовано Модельным законом и урегулировано в Азербайджане, Казахстане, России);

·        присвоение почётных званий "Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь", "Заслуженный тренер Республики Беларусь", "Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь";

·        государственные социальные гарантии, а именно денежное вознаграждение спортсменам и их тренерам по итогам участия в Паралимпийских и Дефлимпийских играх (устанавливается указами Президента Республики Беларусь): именные стипендии Президента Республики Беларусь спортсменам за выдающиеся результаты на Паралимпийских и Дефлимпийских играх, а также тренерам, обеспечивающим подготовку этих спортсменов;

·        права организаторов спортивных мероприятий на их освещении;

·        финансовое и материально-техническое обеспечение, в частности развитие и укрепление материально-технической базы спортивных сооружений для подготовки спортсменов национальной команды Республики Беларусь по инваспорту, предоставление безвозмездной помощи организациями и индивидуальными предпринимателями в целях поддержки олимпийского и паралимпийского движения Беларуси; обеспечение спортивным имуществом учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений;

·        социальная защита, которая заключается в организации перевода жестового языка; предоставлении бесплатных услуг по переводу жестового языка; наличии в организациях, имеющих физкультурно-спортивные сооружения, должности инструктора по физической культуре и спорту с навыками сурдперевода при работе с глухими, занимающимися физической культурой и спортом (на каждые 75-100 человек); обеспечение инвалидам доступа и пользования физкультурно-спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, предоставления специального спортивного инвентаря бесплатно или на льготных условиях и др.

При разработке законодательной базы должны быть ликвидированы пробелы в правовом регулировании аспектов АС. В частности следует предусмотреть:

·    основные понятия всех направлений АС;

·        систему органов общественного управления АС с подробной регламентацией правового статуса каждого из них;

·        систему каждого из направлений АС (субъекты и объекты);

·        для паралимпийского и специального олимпийского направлений спорта классификацию спортсменов по степени их функциональных возможностей;

·        календарные планы проведения официальных спортивных соревнований (республиканский и местные), включить в данные планы соревнования по паралимпийскому и дефлимпийскому спорту;

·        правовой статус соревнований по специальному олимпийскому спорту;

·        программы по видам спорта всех направлений;

·        меры по развитию профессионального спорта;

·        организационно-нормативные основы соревнований по видам спорта каждого из направлений;

·        правила соревнований;

·        правовой статус инваспортсменов;

·        подготовку кадров для АС - тренеров, тренеров-лидеров и спортсменов-лидеров (специалистов, обеспечивающих организацию тренировок и соревнований слепых спортсменов), судей, других специалистов и их правовой статус;

·        правовой статус спортивных волонтёров. В настоящее время большинство специалистов работают на общественных началах;

·        пропаганду АС в средствах массовой информации и др.

Создание законодательной базы АС и усовершенствование его организационно-правового регулирования будет способствовать улучшению качества жизни инвалидов, гуманитарному прогрессу общества, укреплению международного авторитета белорусского государства.

Список использованных источников

1.   Ассоциация "Спортивная индустрия Украины" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asiu.org.ua/ru/association/structure/pravlenie/president.httl.

2.      Бегидова, Т.П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие/ Т.П. Бегидова.-М.: Физкультура и спорт, 2007.-192 с.

.        Белтелерадиокомпания. Агентство новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа.: www.tvr.by.

.        Велько, А.В. Олимпийский атлас: науч.-попул. изд. / А.В. Велько, П.П. Рябухин. - Минск: РУП "Минская фабрика цветной печати", 2008. - 48 с.

.        Веневцев, С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта: метод. пособие / С.И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Сов. Спорт, 2004. - 96 с.

.        Единая спортивная классификация Республики Беларусь 2009-2012 гг. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь. - Введ. 01.01.09. - Минск, 2009. - 324 с.

.        Жиленкова, В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / В.П. Жиленкова; под ред. С.П. Евсеева // СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. 83 с.

.        Каменков, В.С. Национальное спортивное право Беларуси: понятие, реалии и перспективы // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимова; под ред. С.Ф. Курдыбайло. - Минск: Сов. Спорт, 2004. - 184 с.

.        Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента/ Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури.- Издательство: Дело, 1997 г. 704 стр.

.        Новицкий, И.П. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди населения с особенностями психофизического развития и инвалидов. Методические рекомендации по организации и проведению местных спортивных программ и форм физкультурно-оздоровительной работы / И.П. Новицкий, А.В. Матвеева. - Витебск, 2008. - 134 с.

.        Спортивное право в Республике Беларусь: Сборник статей / Белорусский республиканский союз юристов. - Минск: Ред. журнала "Промышленно-торговое право", 2011. - 285 с.

.        Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. / под общ. ред. С.П. Евсеева. - М.: Сов. Спорт, 2002. - Т. 1: Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. - 448 с.

.        Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. / под общ. ред. С.П. Евсеева. - М. : Сов.спорт, 2007. - Т. 2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. - 448 с.: ил.

.        Толмачёв, Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р.А. Толмачёв. - М.: Сов. Спорт, 2004. - 108 с.

.        Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломагана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2000. - 669 с.

.        Правила соревнований по паралимпийским видам спорта: сборник / сост. А.В. Цирик; Паралимпийский комитет России. - М.: Сов. Сопрт, 2009. - 560 с.

.        Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 963: в ред. от 21.09.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Об обеспечении спортивной одеждой, обувью общего и специального назначения и инвентарём индивидуального пользования в средних школах - училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях: постановлением М-ва спорта и туризма Респ. Беларусь, 12 сент. 2008 г., № 20: в ред. от 02.02.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., №3254-ХII : в ред. от 02.02.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Об установлении норм обслуживания инвалидов с нарушением слуха сурдопереводчиками: постановление М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 29 июля 2005 г., № 101. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Об утверждении Государственной программы по продупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы: постановление Совета Министров респ. Беларусь, 27 сент. 2006г., № 1269 : в ред. от 08.01.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Об утверждении Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2010 г., № 1126 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        Царик, А. Коментарий к модельному закону "О паралимпийском спорте/ А.Царик// Рецепт спорт. Спортивно-информационный сайт социального интернет-проекта "Единая страна" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttp//www.rezeptsport.ru/info/mz_2.php "

26.    О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 ноября 1991 г., №1224-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2009г. // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск,2010.

.        Спортивно-информационный портал фонда поддержки инвалидов "Единая страна" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rezeptsport.ru/paralympic/history.php

Приложение

АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Кафедра менеджмента спорта и туризма проводит исследование, направленное на выявление областей принятия управленческих решений руководителями в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

Мы обращаемся к Вам, как к специалисту в этой отрасли.

Обращаем Ваше внимание, что ответы респондентов будут обработаны статистически. Это исключает упоминание фамилии или организации в нашем отчёте. Свою фамилию указывать не надо.

Внимательно прочтите вопрос и возможные варианты ответов на него. Выберите из возможных вариантов тот, который соответствует вашему мнению, и обведите кружком. Если ваше мнение не совпадает с предложенным ответом или ответ отсутствует и оставлено место, напишите его сами. Не оставляйте, пожалуйста, вопросы без ответов!

1. Знакомы ли вы с нормативно-правовыми актами в области адаптивного спорта в Республике Беларусь (закон "о ФКиС")?

a) да;

b) нет.

2. Считаете ли вы, что существующая нормативно-правовая база может регулировать адаптивный спорт в Республике Беларусь?

a) абсолютно уверен(а) в этом;

b) уверен(а) в этом;

c) не совсем уверен(а);

d) сомневаюсь;

e) не может;

f) если может, то как __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. На ваш взгляд предпринимаются ли меры по популяризации адаптивного спорта в Республике Беларусь?)      да;

b)      нет;)  затрудняюсь ответить.

4. Как вы оцениваете уровень развития адаптивного спорта в Республике Беларусь?)             очень низкий;

b)      низкий;)     средний;)   высокий;)   очень высокий.

5. Как вы оцениваете уровень материально-технической базы для подготовки спортсменов-инвалидов?

a) очень низкий;

b) низкий;

c) средний;

d) высокий;

e) очень высокий.

.   На ваш взгляд, достаточное ли финансирование адаптивного спорта в Республике Беларусь?

a) очень хорошее;

b) хорошее;

c) среднее;

d) плохое;

e) очень плохое.

.   На ваш взгляд, эффективно ли используются имеющиеся финансовые средства?

a) очень эффективно;

b) эффективно;

c) не очень эффективно;

d) неэффективно.

8. Как вы ознакомлены с системой научно-методического обеспечения адаптивного спорта в Республике Беларусь?

a) очень хорошо;

b) хорошо;

c) не очень хорошо;

d) плохо;

e) не знаком вообще.

9. На каком уровне ведётся работа по научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов?

a) очень низком;

b) низком;

c) среднем;

d) высоком;

e) очень высоком.

a) очень низкий;

b) низкий;

c) средний;

d) высокий;

e) очень высокий.

11. Как вы оцениваете, уровень реабилитации и социальной адаптации инвалидов (использование методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта)?

a) очень низкий;

b) низкий;

c) средний;

d) высокий;

e) очень высокий.

. Оцените теоретический уровень подготовки тренеров по адаптивному спорту, с которыми вы работаете?

a) очень низкий;

b) низкий;

c) средний;

d) высокий;

e) очень высокий;

f) не могу оценить.

. Как вы считаете, есть ли необходимость в подготовке кадров для адаптивного спорта в Республике Беларусь?

a) необходимо сделать это;

b) целесообразно;

c) возможно, что целесообразно;

d) в этом нет необходимости;

e) этого делать категорически не надо;

f) обоснуйте свой ответ_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

. Как вы считаете, существует ли необходимость в открытии детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ) в Республике Беларусь?

a) необходимо сделать это;

b) целесообразно;

c) возможно, что целесообразно;

d) в этом нет необходимости;

e) этого делать категорически не надо;

f) обоснуйте свой ответ_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

. Как вы считаете, нужно ли проводить больше соревнований по адаптивному спорту в Республике Беларусь?

a) необходимо делать это;

b) целесообразно;

c) возможно, что целесообразно;

d) в этом нет необходимости;

e) этого делать категорически не надо;

f) обоснуйте свой ответ_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

. Как вы считаете, нужна ли пропаганда соревнований по адаптивному спорту в средствах массовой информации?

a) необходимо сделать это;

b) целесообразно;

c) возможно, что целесообразно;

d) в этом нет необходимости;

e) этого делать категорически не надо.

. Ваш пол:

a) мужской;

b) женский.

. Ваш возраст:

a) до 18;

b) до 25;

c) до 30;

d) до 40;

e) до 50;

f) до 60;

j) 65 и старше.

. Ваш профессиональный статус:

a). спортсмен;

b). тренер.

. К какому направлению адаптивного спорта вы имеете отношение:

a) паралимпийский спорт;

b) дефлимпийский спорт;

c) специальный олимпийский спорт;

d) и другое.

Благодарим за помощь в проведении исследования!

Похожие работы на - Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!