Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА










Реферат

по дисциплине: физическая культура

на тему: "Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность"


Выполнила:

Студент 1 курса гр.

Волкова В.Н.




МОСКВА

Содержание

Введение

Глава 1. Оптимальная двигательная активность

1.1 Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека

1.2 Значение двигательной активности для здоровья человека

Глава 2. Воздействие двигательной активности на здоровье и работоспособность человека

2.1 Методы повышения физической работоспособности

2.2 Формы двигательной активности

Глава 3. Анализ влияния двигательной активнисти на умственную и физическую работоспособность учащихся

.1 Методика и материалы

.2 Исследование физической работоспособности обучающихся

3.3 Влияние физических упражнений на умственную работоспособность

Заключение

Список литературы

двигательный активность здоровье работоспособность

Введение

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма.

Рассмотрим несколько определений понятия двигательная активность:

Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю);

Двигательная деятельность (активность) - совокупность двигательных актов;

Двигательная деятельность - основная функция мышечной системы животных;

Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Важный принцип был сформулирован более чем 2000 лет назад Гиппократом: " Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь".

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состоянию его костной, мышечной и сердечнососудистой системы. Она связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом.

Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями

Цель: анализ воздействия двигательной активности на здоровье и работоспособность человека.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

·Определить, что подразумевается под двигательной активностью;

·Рассмотреть оптимальную двигательную активность;

·Выявить какое влияние оказывает двигательная активность на здоровье человека;

·Выяснить чем определяется уровень работоспособности человека и что влияет на его формирование.

Глава 1. Оптимальная двигательная активность

Для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности.

Двигательная активность - это естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Как физиологический процесс двигательная активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Двигательная активность включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность.

Двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.

Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений. Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в Кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю).

Двигательная активность имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни.

Увеличение объема привычной двигательной активности сопровождается ростом потребности в движениях. Потребность в двигательной активности можно повысить за счет постепенного увеличения физических нагрузок, только лишь до определенного предела их продолжительности и интенсивности. После достижения этого предела потребность в движении резко снижается. Снижение потребности в двигательной активности является чувствительным индикатором превышения оптимальной дозы нагрузок и утраты их оздоровительной значимости.

Произвольно дозируемая в соответствии с двигательной мотивацией оптимальная физическая нагрузка характеризуется широким индивидуальным варьированием ее основных характеристик: мощности, продолжительности и объема выполненной работы.

Таким образом, существует некий физиологический механизм саморегуляции оптимальной двигательной активности. В основе этого механизма лежит потребность в физической активности. Дозирование мышечной деятельности в соответствии с этой потребностью обеспечивает автоматический подбор индивидуальной оптимальной физической нагрузки, является эффективным и безопасным средством оздоровления.

На основании субъективных ощущений организм самостоятельно подбирает индивидуально оптимальную дозу физической нагрузки, которая обеспечивает наилучшее соотношение между физиологической достаточностью мышечной работы и ее "ценой", определяющей безопасность нагрузки. Это важный инструмент оздоровительной физкультуры. Разумно организованная двигательная активность в рамках любой оздоровительной технологии через механизм потребности стимулирует двигательную активность, которая в свою очередь увеличивает потребность в движении.

Оптимальная двигательная активность необходима человеку на протяжении всей его жизни - от рождения и до глубокой старости. Это единственно надежный способ при помощи мышечной работы сохранять и повышать резервные возможности сердца и всего организма, а также поддерживать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии.

Практический опыт и научный анализ показывают, что как недостаток, так и избыток мышечной активности оказывает неблагоприятное влияние на организм. Из этого следует, что существует некоторый оптимальный уровень физической активности, который оказывает максимально благоприятный эффект. Следовательно, основным направлением использования физических нагрузок для оздоровления является их оптимизация. Что же понимается в настоящее время под оптимальной физической активностью? Прежде всего, оптимальная нагрузка - индивидуальна. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.

Оптимальная двигательная активность представляет собой область устойчивых состояний, расположенную между минимальным и максимальным уровнем двигательной активности, и, обеспечивающей тренирующий эффект. Согласно Н.М. Амосову оптимальной является такая физическая деятельность, которая дает тренирующий эффект, увеличивает физическую работоспособность, оказывает максимальное стимулирующее действие на какой - либо орган, систему и функцию, или дает наилучший клинический эффект.

Основываясь на результатах наблюдений в процессе тренировочного процесса выбирают такие параметры тренировки, которые в среднем обеспечивают наилучший эффект при достаточной безопасности. Например, на основании клинических наблюдений предлагается использовать для реабилитации больных ишемической болезнью сердца в качестве оптимальных такие физические нагрузки, которые вызывают увеличение частоты сердечных сокращений до 70 - 90% от максимально переносимой (пороговой, толерантной) величины. [5, c. 98]

Определение оптимального режима двигательной активности для различных возрастных групп и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду актуальных проблем теории физического воспитания. При планировании оздоровительных занятий, очень важно учитывать биологическую потребность в движении.

При занятиях оздоровительной физической культурой существуют, однако, пределы, которые ограничивают интенсивность физических нагрузок. Однако надо хорошо помнить, что наилучший оздоровительный эффект достигается только при строгой индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из возраста, пола, физической подготовленности и состояния здоровья.

1.1 Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека

"Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения" (Тиссо XVIII в. Франция)

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 1) по данным хронометража выполненного за сутки работы; 2) по показателям энергозатрат на основе непрямой каллориметрии; 3) путем подсчета энергетического баланса.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д.. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечно сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование "старческого" механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна.

Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма. Обратим внимание лишь на основные моменты. В первую очередь следует сказать о сердце. У обычного человека сердце работает с частотой 60 - 70 ударов в минуту. При этом оно потребляет определённое количество питательных веществ и с определённой скоростью изнашивается (как и организм в целом). У человека совершенно не тренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, также больше потребляет питательных веществ и конечно же быстрее

стареет. Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту может равняться 50, 40 и менее. Экономичность сердечной мышцы существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце гораздо медленнее. Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё - начинает замедляться и, наконец,

снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. Повседневные нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно.

В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений, как то АТФ, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные, физические, сексуальные. При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху.

В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях проведённых на человеке показано, что

физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 - 2 раза, выносливость - в несколько раз, сила в 1,5 - 3 раза, минутный объём крови во время работы в 2 - 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы - в 1,5 - 2 раза и т.д. Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов

Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечнососудистых заболеваний и др. органов.

1.2 Значение двигательной активности для здоровья человека

Трудно даже перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь. При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях, проведённых, на человеке показано, что физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 - 2 раза, выносливость - в несколько раз, сила в 1,5 - 3 раза, минутный объём крови во время работы в 2 - 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы - в 1,5 - 2 раза и т.д.

Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Например, таких как пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др. В специальных опытах на животных было показано, что крысы, которых ежедневно по 1 - 2 часа тренировали плаванием, бегом или висением на тонком шесте, после облучения рентгеновскими лучами выживали в большем проценте случаев. При повторном облучении малыми дозами 15% нетренированных крыс погибало уже после суммарной дозы 600 рентген, а тот же процент тренированных - после дозы 2400 рентген. Физические упражнения повышают стойкость организма мышей после пересадки им раковых опухолей.

Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся.

Как видите, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма!

Казалось бы грамотно организованные физупражнения должны принести нам особо впечатляющие результаты. Однако, почему-то мы не замечаем, чтобы спортсмены жили намного дольше обычных людей. Шведские учёные отмечают, что лыжники их страны живут на 4 года (в среднем) дольше простых людей. Также часто можно услышать советы типа: почаще отдыхайте, поменьше напрягайтесь, побольше спите и т.п. Черчилль, проживший более 90 лет, на вопрос:

Как Вам это удалось? - отвечал:

Я никогда не стоял, если можно было сидеть и никогда не сидел, если можно было лежать, - (правда мы не знаем сколько бы он прожил, если бы тренировался - может и больше 100 лет).

Что такое работоспособность? Обычно отвечают - это способность к выполнению работы. О деятельности организма по восполнению произведенных затрат, как правило, забывают. Поэтому правильнее будет сказать, что, с физиологической точки зрения, работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ - физической и умственной - различают физическую и умственную работоспособность.

Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки и происходят, в основном, по причине объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования. Затем, во время фазы неустойчивости компенсации (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечнососудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты. Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза "конечного порыва.

При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями - учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Первый этап - врабатывание - приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от начала работы. Второй этап - устойчивой работоспособности - длится последующие 2-3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. Периоды подъема работоспособности в 5-6, 11-12,16-17, 20-21, 24-1 час чередуются с периодами ее спада в 2-3, 9-10,14-15,18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха.

Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию срабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Существует ли изменение работоспособности в течение продолжительных периодов времен: месяца, года или нескольких лет? Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13-14 день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин подобные изменения гормонального фона выражены слабее. Некоторые исследователи связывают околомесячные колебания тонуса с гравитационным влиянием Луны. Есть подтверждения, что действительно, в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причем у женщин овуляция и падение тонуса приходятся чаще всего на полнолуние.

Сезонные колебания работоспособности заметили давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением.

Упомянем и о модной теории определения трех биоритмов - физического, эмоционального и интеллектуального - со дня рождения. Такие циклы действительно существуют, причем они имеют связь с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения из-за многочисленных привходящих факторов, вызывающих физические, эмоциональные, психические стрессы. Например, при напряженных тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов была все время на подъеме, а частота увеличивалась. Это свидетельствует о том, что психологические факторы сильнее природных датчиков ритма.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечнососудистой систем продолжительностью 5-1 дней. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5-8 дням, у работников умственного труда - 8-16 дням.

А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18-29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 - на 13, к 50 - на 20, а в возрасте 60 лет - на 25%. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Немецкий физиолог М. Рубнер в начале XX веке высказал предположение, что человеку отпущено на жизнь определенное число калорий. Поскольку утомление является "расточителем" энергии, оно ведет к сокращению жизни. Некоторым приверженцам этих взглядов даже удалось выделить из крови "токсины усталости", сокращающие жизнь. Однако время не подтвердило этой концепции.

Уже в наши дни академик АН Украины Г.В. Фолъборт провел убедительные исследования, показавшие, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности.

Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Представьте себе крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел земли. Инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему приходилось кормить "выводок" из десятка детей. Многие к тому же отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо дня в день и всю жизнь.

Глава 2. Воздейтсвие двигательной активности на здоровье и работоспособность человека

ХХ век войдет в историю как век технического прогресса, научных достижений и мировых войн. Однако не только этим характерен ХХ век. В короткий исторический период неузнаваемо изменились характер и среда жизнедеятельности человека. Большинство людей в экономически развитых странах стали вести малоподвижный образ жизни, стали отличаться приемом избыточного количества лекарств и высококалорийной пищи, невероятно возросли потоки разнообразной информации, преобладающими в жизни людей стали нервно-эмоциональные перенапряжения, все большая часть людей становятся городскими жителями.

Технический прогресс привел к тому, что доля тяжелого физического труда в процессе производства сократилась в 150-200 раз. Все более интенсивно развивается механизация и автоматизация многих производств. Все большее число людей садятся за рабочий стол и пульты управления. Рабочие все шире используют вспомогательные средства для выполнения тяжелых работ. [1, с. 10-11]

Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложилась в человеческом организме свыше миллиона лет назад.

Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.

Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё - начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается.

В современном понимании здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности,

функционального состояния организма, который и является основой физического и психического благополучия.

Уровень здоровья соответствует определенному уровню физического состояния. Поэтому очевидно, что конечной целью занятий физической культурой является достижение высокого уровня физического состояния, гарантирующего стабильное здоровье.

Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая (двигательная) активность. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Самое благоприятное время для ее выработки - подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Двигательная активность успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.

Малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное - нарушение деятельности сердечно- сосудистой системы. В какой то момент человек теряет свободу движения. Свобода движений определяется амплитудой движений в суставах и функциональным состоянием мышц. И здесь замыкается порочный круг: чем меньше совершается движений, тем они труднее; чем они труднее, тем меньше человек двигается, чем меньше человек двигается, тем меньше у него потребность в движениях.

Двигательная активность улучшает функцию не только самой мышечной системы, но и всех жизненно важных органов, включая сердечную мышцу. Это влияние реализуется благодаря включению рефлексов с мышц на внутренние органы. При сокращении мышц в кровь поступает большое количество биологически активных веществ, сердцебиение становятся сильнее и чаще, выброс крови в аорту и легочную артерию увеличивается.

Сокращение мышц нижних конечностей способствует продвижению венозной крови снизу вверх против силы тяжести, предупреждая возможность застоя крови. [2, c. 152]

Механизмы влияния двигательной активности на организм человека весьма разнообразны. Условно это многообразие можно свести к следующим основным факторам:

) оптимизация работы центральной нервной системы. Двигательная активность является интегральным результатом деятельности всех уровней головного мозга, то есть совместной работы центров коры и подкорки. Двигательная активность крайне необходима для нормальной организации работы мозга, для формирования воли и интеллекта человека;

) совершенствование механизмов регуляции работы вегетативных систем. В результате недостаточной двигательной активности нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тысячелетий тяжелого физического труда, что неизбежно приводит к расстройству регуляции работы сердечнососудистой и других важнейших вегетативных систем организма, нарушению обмена веществ и развитию различных болезней;

) повышение адаптационных и защитных свойств организма. Специальный адаптационный эффект физических упражнений заключается прежде всего в морфологических и функциональных изменениях сердечнососудистой системы. Данные изменения делятся на центральные и периферические. Чрезвычайно важен также профилактический эффект физических упражнений;

) нормализация обмена веществ. Выполнение физической работы требует большого количества энергии. Длительное выполнение физической работы низкой интенсивности способствует нормализации жирового и углеводного обмена. Нормализация жирового обмена проявляется в использовании излишков свободных жиров в качестве источников энергии, снижении содержания холестерина в крови, снижении содержания липопротеидов низкой плотности и повышении содержания липопротеидов высокой плотности в крови. Нормализация углеводного обмена проявляется в поддержании нормального уровня глюкозы в крови;

) совершенствование работы сердечнососудистой и дыхательной систем. Изменения в центральном звене аппарата кровообращения заключаются в улучшении насосной функции сердца, особенно при выполнении физической работы, и экономизации работы сердца в покое. Увеличиваются размеры и подвижность грудной клетки, повышается сила дыхательной мускулатуры, что приводит к увеличению жизненной емкости легких;

) совершенствование опорно-двигательного аппарата. Систематическое выполнение физической работы вызывает существенные изменения в опорно-двигательном аппарате человека. Прежде всего, увеличивается механическая прочность костей. Увеличение прочности костей связано с повышением содержания в них соединений кальция, фосфора, магния. Происходит совершенствование соединительнотканных структур. Увеличивается прочность связок и сухожилий; [6, c.113]

) устранение дефицита энерготрат. В результате повышения функциональных возможностей важнейших систем организма происходит задержка процессов старения примерно на 10-15 лет. Именно такая разница во времени отмечена по основным функциональным показателям (артериального давления, жизненной емкости легких, содержание холестерина и липопротеидов низкой и высокой плотности в крови, физической работоспособности и др.) у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями и ведущих малоподвижный образ жизни. Такие многогранные эффекты оказывают на организм человека регулярные занятия физическими упражнениями.

Организм человека обладает определенными резервными возможностями: морфологическими, биохимическими, психологическими, физиологическими и др. При двигательной активности включаются те резервы организма, которые обеспечивают его специфическую работоспособность. Физическая работоспособность человека тесно связана с физиологическими резервами его организма, которые обусловлены функциональным состоянием отдельных органов и организма в целом. Они обеспечивают способность адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности. Предполагается, что в условиях повседневной жизни человек использует лишь 35% своих резервных возможностей. При работе, требующей включения 40%-50% имеющихся резервов, наступает физическое и психическое утомление. При использовании же 65% резервов необходимы значительные волевые усилия, и такая напряжённая работа приводит к отказу организма от её продолжения. Тренированный организм имеет большие по объёму резервы и может их использовать более полно, чем нетренированный.

Уровень работоспособности человека во многом определяется функциональным резервом организма, на формирование которого существенно влияет двигательная активность.

Под влиянием активного двигательного режима наряду с уменьшением заболеваемости и длительности потери трудоспособности отчетливо улучшаются общее состояние и самочувствие человека, повышаются его работоспособность и способность противостоять утомлению, что дает большой экономический и социальный эффект.

Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма.

Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

С ростом физического состояния все показатели работоспособности заметно возрастают, значительно расширяется объем функциональных резервов.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности.

В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности

Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе.

Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов - усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление, затормаживаются функции пищеварительных органов.

Многочисленные исследования показывают, что двигательная активность оказывает исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействует преждевременному наступлению утомления.

Чтобы избежать этого необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами двигательной активности.

.1 Методы повышения физической работоспособности

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня ("кондиции"), получили название "кондиционных тренировок" "оздоровительных".

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

·Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба" бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

·Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

·Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

2.2 Формы двигательной активности

Двигательный режим не может быть одинаковым для всех людей. Он должен соответствовать особенностям конкретного человека, его возрасту, состоянию здоровья, Физическому развитию, подготовленности. Однако используемые физические упражнения должны обеспечивать упражняемость всех мышечных групп. Так, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма связано с развитием выносливости, которая вырабатывается при выполнении физической работы в течение относительно длительного времени. Для этого подходят циклические упражнения (ходьба, бег, плавание, гребля/. Выбор зависит от условий занятий, интереса, возможностей занимающихся.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), состоящая из 8-10 упражнений, выполняемых динамично, без значительных усилий и задержек дыхания, позволяет легко перейти от утренней вялости к активному состоянию, быстрее ликвидировать застойные явления, возникшие в организме после ночного двигательного бездействия. При выполнении упражнений значительно увеличивается поток импульсов в кору головного мозга от множества рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах. Однако интенсивность УГГ не должна быть чрезмерной, иначе она может отрицательно повлиять на работоспособность в течение дня. Комплексы УГГ составляются всегда индивидуально с учетом возраста, функциональных возможностей каждого и обновляются через 2-3 недели, чтобы не снижать эффективность упражнений из-за привыкания к ним организма.

Другие формы двигательной активности, такие, как производственная физическая культура, индивидуальная тренировка и др. представляют собой разновидности активного отдыха.

Активный отдых выражается в смене видов деятельности. Особенно плодотворно его проявление при переходе от умственного труда к физическому.

Впервые значение активного отдыха обосновал И.М.Сеченов. Он заметил, что рука после сильного утомления восстанавливает работоспособность быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную физическую работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые регулируют различные формы интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяет, во-первых, сохранить устойчивость и улучшить функционирование основных тканей и систем организма, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в осуществлении их деятельности.

Производственная физическая культура в форме вводной гимнастики, физкультпауз, направленных на удержание необходимого уровня работоспособности в трудовом процессе.

Большое значение для повышения эффективности умственного труда имеет выделение и рациональное использование перерывов /пауз/ для отдыха.

Умственная работа вызывает нарастание возбуждения в соответствующих участках коры головного мозга, что усиливает физиологическую деятельность в расположенных там клетках. Во время отдыха уровень возбуждения снижается, начинают преобладать тормозные процессы, которые являются ведущими при восстановлении нервных потенциалов в указанных клетках мозга. Углублению торможения способствует мышечная работа в виде физических упражнений, выполняемых во время пауз в трудовом процессе. Установлено, что использование 5-10-минутных физкультпауз оказывает вдвое больший эффект повышения работоспособности, нежели пассивный отдых в два раза больше продолжительности. Физкультпаузы проводятся после 3-4 часов работы и включают 5-6 упражнений, направленных на активизацию работы мышечных групп, не участвовавших в трудовом процессе.

Индивидуальная тренировка проводится в виде самостоятельных занятий, направленных на укрепление здоровья, повышение общей работоспособности, комплексного развития физических качеств. Проводятся занятия не реже трех раз в неделю по 30-60 и более минут каждое. Время в течение дня любое. Но при акцентированном развитии физических качеств, связанном с выполнением нагрузок, занятия лучше проводить во второй половине дня, спустя 2-3 часа после еды. Каждое занятие должно начинаться с разминки и заканчиваться выполнением упражнений, способствующих приведению организма в сравнительно спокойное состояние.

Глава 3. Анализ влияния двигательной активности на умственную и физическую работоспособность обучающихся

3.1 Методика и материалы

Исследования проводились с мая 2014 по июнь 2014 года Фоминской школы. Для исследования физической работоспособности отбирались группы ребят в количестве 10 человек. Всего было отобрано 4 группы. В первую и третью группы вошли обучающиеся, систематически занимающиеся физическими упражнениями, но относящиеся к разным возрастным категориям (1 группа - 5-6 классы, 3 группа - 7-8 классы), во вторую и четвертую группы вошли обучающиеся, не занимающиеся систематически физкультурой, так же относящиеся к разным возрастным категориям (2 группа - 5-6 классы, 4 группа - 7-8 классы). В дальнейшем при тестировании ребят, проводился сравнительный анализ полученных результатов. Для определения физической работоспособности было проведено 4 теста, которые являются классическими и позволяют определить резервные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Для осуществления данных тестов из оборудования, прежде всего, использовался секундомер. Тест№1. Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма.

Тест № 2. ЧСС (частота сердечных сокращений) до нагрузки, в состоянии покоя, после нагрузки и при восстановлении организма

Тест № 3. Метод определения МПК [ 3 с33-35.]..

Тест № 4. Исследование физической силы, выносливости организма

Очень показательным является исследование физической силы, выносливости и частоты сердечных сокращений при нагрузке и в период восстановления. С этой целью мы провели в группе более старших (3 и 4 группы) обучающихся следующий опыт. В течение первых 30 секунд ребята должны были делать приседания в очень динамичном темпе. В течение следующих 30 секунд по команде должны были начать отжимание, тоже в быстром темпе. Затем в положении стоя подсчитывался пульс. Также подсчет пульса осуществлялся при восстановлении через 2 минуты после выполнения упражнений. Кроме того, в ходе опыта подсчитывалось количество приседаний и отжиманий. Для обработки информации с целью сравнения результатов двух групп, вводили следующую градацию

До 30 силовых упражнений - неудовлетворительно

От 31 до 45 силовых упражнений - удовлетворительно

От 46 до 60 силовых упражнений - хорошо

и более силовых упражнений - отлично

Тест № 5. Исследование умственной работоспособности учащихся.

Для исследования умственной работоспособности была отобрана группа обучающихся в количестве 7 человек (15-16 лет). В начале эксперимента ребятам были предложены два теста: 1 - "А у вас хорошая память", 2 - "Исследование логического мышления". Варианты тестов размещены в приложении № 6. Затем им было предложено 7 дней систематически делать утреннюю физическую зарядку в течение 20 минут, используя определенный комплекс упражнений. По окончании эксперимента ребята также прошли тестирование на умственную работоспособность с использованием аналогичных тестов, которые им предлагались до эксперимента.

.2 Исследование физической работоспособности обучающихся

Представление результатов исследования

Тест№1. Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма. Проба с задержкой дыхания.

Таблица № 1

Группа № 1. Обучающиеся 5-6 классов, занимающиеся в секцииГруппа № 2. Обучающиеся 5-6 классов, незанимающиеся в секцииОценка результатаКол-во человек%Оценка результатаКол-во человек%Хорошо660%Хорошо550%Удовлетвор330%Удовлетвор110%Неудовлетв110%Неудовлетв440%

Данное исследование показало, что результаты задержки дыхания, а значит энергопотенциал группы №1 (занимающихся сортом) выше, чем у группы № 2 (не занимающихся спортом). Хотя неудовлетворительный результат апноэ был у одного из ребят, в группе детей, не занимающихся спортом, этот результат встретился в четырех случаях.

Таблица № 2

Группа № 3. Обучающиеся 7-8 классов, занимающиеся в секцииГруппа № 4. Обучающиеся 7-8 классов, не занимающиеся в секцииОценка результатовКол-во человек%Оценка результатовКол-во человек%Хорошо990%Хорошо660%Удовлетвор110%Удовлетвор440%Неудовлетв00%Неудовлетв00%

Данное исследование показало, что результаты задержки дыхания, а значит энергопотенциал группы №3 (занимающихся сортом) выше, чем у группы № 4 (не занимающихся спортом).

Тест № 2. ЧСС (частота сердечных сокращений) до нагрузки, в состоянии покоя, после нагрузки и при восстановлении организма

Таблица № 3

Группа № 1. Обучающиеся 5-6 классов, занимающиеся в секции Группа № 2. Обучающиеся 5-6 классов, не занимающиеся в секцииОценка результатовКол-во человек%Оценка результатовКол-во человек%Восстановление пульса770%Восстановление пульса660%Пульс не восстановился330%Пульс не восстановился440%ВозрастЧССПределы нормы10- 12 лет8060-10012-16 лет7555-95

Опыт показал, что данные у двух групп мало отличаются, и в каждой группе есть учащиеся, пульс которых не восстановился после физической нагрузки в течение двух минут.

Таблица № 4

Группа № 3. Обучающиеся 7-8 классов, занимающиеся в секцииГруппа № 4. Обучающиеся 7-8 классов, не занимающиеся в секцииОценка результатовКол-во человек%Оценка результатовКол-во человек%Восстановление пульса10100%Восстановление пульса550%Пульс не восстановился00%Пульс не восстановился550 %

Опыт показал, что данные у двух групп отличаются значительно, у всех подростков, занимающихся спортом, пульс восстановился уже через 2 минуты, у не занимающихся спортом - только у 50% .

Тест № 3. Метод МПК - "метод прогнозирования" максимального уровня потребления кислорода

Таблица № 5

Группа № 1. Обучающиеся 5-6 классов, занимающиеся в секцииГруппа № 2. Обучающиеся 5-6 классов, не занимающиеся в секцииОценка результатовКол-во учащихся%Оценка результатовКол-во учащихся%Отлично330%Отлично00%Хорошо440%Хорошо330%Удовлетв330%Удовлетв440%Неудовлетв00%Неудовлетв330%

Результаты исследования показывают, что в данном возрасте максимальное потребление кислорода, по величине которого судят о работоспособности организма, у некоторых учащихся снижается, но наибольшее снижение мы видим в группе № 2 (не занимающиеся спортом), так как среди учащихся группы № 1 неудовлетворительных результатов нет, то в группе № 2, таких результатов 30%. Снижение показателей максимального потребления кислорода связано с уменьшением числа красных (аэробных) волокон в скелетных мышцах, следовательно, в мышцах детей, занимающихся сортом, таких волокон больше. Тем не менее, физические возможности подростков повышаются. Это происходит за счет созревания механизмов регуляции сократительной активности мышечных волокон и межмышечной координацией.

Таблица № 6

Группа № 3. Обучающиеся 7-8 классов, занимающиеся в секцииГруппа № 4. Обучающиеся 7-8 классов, Не занимающиеся в секцииОценка результатовКол-во учащихся%Оценка результатовКол-во учащихся%Отлично220%Отлично110%Хорошо440%Хорошо220%Удовлетв330%Удовлетв330%Неудовлетв110%Неудовлетв440%

Результаты исследования показывают, что наибольшее снижение максимального потребления кислорода мы видим в группе № 2 (не занимающиеся спортом). Так среди учащихся группы № 1 неудовлетворительный результат один (10%), в группе № 2, таких результатов 4 (40%)

Тест № 4. Исследование физической силы, выносливости организма и ЧСС

Таблица № 7

Группа № 3. Обучающиеся 7-8 классов, занимающиеся в секцииГруппа № 4. Обучающиеся 7-8 классов, не занимающиеся в секцииОценка результатовКол-во человек%Восстановление пульсаОценка результатовКол-во человек%Восстановление пульсаОтлично430%9 чел90%Отлично00%7 чел70%Хорошо450%Хорошо440%Удовлетв220%Удовлетв660%Неудовлетв00%Неудовлетв00%

Исследование показало, что подростки группы 3 имеют более высокие результаты по физической силе, выносливости и восстановлению ЧСС, многие (80%) показывают отличный и хороший результат.

.3 Влияние физических упражнений на умственную работоспособность

Таблица № 8

До экспериментаПосле эксперимента№ п/п № заданияВыполнение заданияВремя выполнениябаллыВыполнение заданияВремя выполнениябаллы1. Т А. Задание №19 слов из 132 мин. 26 сек.910 слов из 131 мин. 6 сек.10Задание №28 заданий2 мин. 56 сек.88 заданий2 мин. 18 сек.82. Б А Задание №18 слов из 131 мин. 30 сек.811 слов из 1354 сек.11Задание №26 заданий1 мин. 56 сек.67 заданий1 ми. 9 сек.73. Б. С. Задание №111 слов из 131 мин. 20 сек.1111 слов и 131 мин. 6 сек.11Задание №22 задания1 мин. 35 сек.26 заданий1 мин. 15 сек.64. Н. Е. Задание №18 слов из 132 мин. 22 сек.88 слов из 131 мин. 45 сек.8Задание №28 заданий2 мин. 56 сек88 заданий1 мин. 35 сек.85. М. Ю. Задание №18 слов из 131 мин. 20 сек.89 слов из 131 мин. 45 сек.9Задание №26 заданий2 мин. 40 сек.66 заданий1 мин. 37 сек.66. К. А. Задание №15 слов из 132 мин. 4 сек.56 слов из 131 мин. 7 сек.6Задание №26 заданий3 мин. 20 сек.6З задания3 мин37. Т. А. Задание №19 слов из 131 мин. 8 сек.98 слов из 131 мин. 19 сек.8Задание №25 заданий1 мин. 52 сек.55 заданий2 мин. 11 сек.5

Таким образом, мы можем сделать вывод, что утренняя двадцатиминутная гимнастика благотворно отразилась на умственной работоспособности у большинства обучающихся.

Выводы.

1.Исследование показало, что во всех случаях наблюдается более высокая физическая работоспособность у подростков, активно занимающихся физической культурой, следовательно, активное движение улучшает дыхательные и сердечнососудистые показатели, повышая резервные возможности организма человека.

2.Утренняя гимнастика значительно повышает умственную работоспособность учащихся.

.Физическая культура, активное движение - важнейшее условие сохранение и укрепления здоровья, по мнению большинства опрошенных учащихся.

Непродолжительная утренняя зарядка, систематически проводимая человеком, является важнейшим фактором, стимулирующим умственную работоспособность и улучшающим общее состояние организма.

Заключение

Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Оптимальная нагрузка - индивидуальна. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида. Следует хорошо помнить, что наилучший оздоровительный эффект достигается только при строгой индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из возраста, пола, физической подготовленности и состояния здоровья.

Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности. Недостаток двигательной активности сам по себе приводит к расстройству здоровья и даже заболеваниям.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Двигательная активность улучшает функцию не только самой мышечной системы, но и всех жизненно важных органов, включая сердечную мышцу.

Список литературы

1. Большая медицинская энциклопедия - т 5.- М. - 1977

. Виленский Н. Я.. Физкультура и здоровье студента. - М., 2007. - с. 59-72

. Мансуров С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс, С-П,, 2006. с. 37-51

. Решетников Н. В. Физическая культура - М. - 2000. - с. 39-40

. Сизанов А. Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. - Мн.: Выс. Шк., 1995. - 301 (стр. 108-109, 115-127)

Интернет-сайты

6. Википедия. Свободная энциклопедия. Гиподинамия //ru.wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org/>

. Медицинская библиотека гиподинамия-гипокинезия//www.nedug.ru

Энциклопедии, справочная литература

8. Азерников В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. М., 2006.

. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 2007.

. Абрамов С.Г. Лекции по естественным наукам. М., 2006.

. Александров Г.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

. Кудрявцев П.С. Современное естествознание. Курс лекций. М., 2007.

. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., 2005.

15. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

. Бондаревский Е., Гриненко М. Движение - это жизнь //Спорт. жизнь России, 1983, № 4, с. 24-25.

Зилов В.Г. Методологические основания здоровья. В сб.: Совещ. по филос. пробл. совр. мед.. М., 1998, с. 32-36.

. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. - М.:Знание, 1988. - 287 с.

.Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 1982, № 7, с. 5-8.

. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К. и др. Двигательная активность - важное условие ЗОЖ //Теория и практика физ. Культуры. //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 1, с. 14-22.

. "Физкультура и профессия". С.П. Полиевский. И.Д. Старцева. Изд. "Москва - Физкультура и спорт - 1988г."

. "Физическое воспитание учащейся молодежи". С.П. Полиевский. Изд. "Москва - Медицина - 1989г."

. "Физическая культура в жизни человека". С.М. Оплавин. Ю.Т. Чихаев. Изд. "Ленинград - Знание - 1986г."

Похожие работы на - Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!