Обеспечение безопасности в велосипедных походах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обеспечение безопасности в велосипедных походах

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы велосипедного туризма

.1 Характеристика спортивно-оздоровительного туризма

.2 Велотуризм как вид спортивно-оздоровительного туризма

.3 История развития велотуризма

.4 Особенности велотуризма как вида спорта

Выводы по I главе

Глава II. Направления обеспечения безопасности в велопоходах

.1 Основные направления обеспечения безопасности в велотуризме

.2 Специальное снаряжение для велотуризма

.3 Правила дорожного движения для велосипедистов и безопасность на дорогах

.4 Поломка и ремонт велосипеда

.5 Предупреждение травматизма в велопоходах

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время все более популярной становится ориентация людей на здоровый образ жизни. На первый план выходят наиболее доступные и простые виды активного отдыха, физических занятий, спорта. Одним из таких видов является велосипедный туризм. Велосипед является одним из эффективных средств передвижения, он относительно дёшев, манёврен, автономен, бесперебоен и прост в управлении. Благодаря этому, велотуризм имеет массу преимуществ по сравнению с другими видами спортивно-оздоровительного туризма. Это и быстрые динамичные походы с разнообразными препятствиями, и частая смена впечатлений, и большие покрываемые расстояния, и низкая утомляемость самого туриста. Также это наиболее выгодный из всех существующих видов путешествий, ведь в отличие от автотранспорта велосипеду не требуется топливо. Велотуризм как органическая часть физической культуры служит одним из средств физического воспитания молодого поколения. Велосипед способствует межличностному общению людей, формирует социальные группы и способствует развитию общества.

Несмотря на многочисленные достоинства велосипедный туризм, как и другие активные виды отдыха, имеет свои опасные факторы, которые требуют применения соответствующих правил и средств безопасности. Причем направления обеспечения безопасности, от которых напрямую зависит успешность и результативность велопохода, обладают своими особенностями по сравнения с другими видами спортивно-оздоровительного туризма.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики обеспечения безопасности в велосипедном туризме, следует отметить, что данная тема уже анализировалась у различных авторов, таких как: Биржаков М.Б. [2], Булгаков А.А. [4], Ильин В.С. [7], Казаков Н.П. [8], Петров С.В. [12], Сапронов Ю.Г. [16], Сенин В.С. [18], Соколов В.А. [19], Соловьев С.С. [21], Федотов Ю.Н [24, 25]. Тем не менее, при изучении литературных источников отмечается недостаточное количество полных и глубоких исследований по данной тематике. Все выше перечисленное обуславливает актуальность выбранной нами темы.

Цель исследования - теоретически выявить основные направления обеспечения безопасности в велотуризме.

Объект исследования - процесс организации и проведения занятий велосипедным туризмом.

Предмет исследования - обеспечение безопасности в велотуризме.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1.Изучить историю становления и развития велосипедного туризма.

2.Рассмотреть особенности велотуризма как вида спорта.

3.Выявить основные направления обеспечения безопасности в велопоходах.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении данных научно-методической литературы по проблеме обеспечения безопасности в велотуризме.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Глава I. Теоретические основы велосипедного туризма

1.1Характеристика спортивно-оздоровительного туризма

Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой группу различных типов, видов и форм туризма, объединённых мотивами занятий, характером маршрута - организационными формами. Мотивами занятий спортивно-оздоровительным туризмом являются оздоровительные формы активного туризма, экстремальные туристические походы и путешествия, спортивное совершенствование в пределах естественных препятствий природной среды в любых условиях от комфортных до экстремальных. Основным содержанием спортивного туризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро- и микрорельефа местности. Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности [24].

Исследователи активного туризма (Соколова М.В., Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.) отмечают, что самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм по своему существу не является сферой услуг, а это достаточно самостоятельная и социально-ориентированная сфера и образ жизни значительной прослойки общества, для которой самодеятельный туризм служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.

Спортивно-оздоровительный туризм предусматривает преодоление маршрута активным способом, т.е. без использования транспортных средств, полагаясь только на собственные силы, реализуя умения и навыки передвижения пешком, на лыжах, плавание на плотах и лодках, езды на велосипеде и т.д. [2].

Цели спортивно-оздоровительного туризма, по мнению Биржакова М.Б. следующие:

оздоровление, восстановление сил, улучшение медико-физиологических данных посредством изменения форм деятельности, дозированного движения, рационального питания, нервного разгрузки, повышения адаптации к непривычным условиям;

совершенствование общей и специальной физической подготовки, выработке выносливости, ловкости, силы, равновесия;

предоставление практических навыков в преодолении препятствий, овладение техникой передвижения пешком, на лыжах, езды на велосипеде;

психическое совершенствование и эмоциональное обогащение внутреннего мира человека, воспитание решительности, смелости, уверенности в себе, ответственности;

расширение краеведческого кругозора, совершенствование учебно-методической подготовки, пополнение знаний по географии, биологии, истории, этнографии и культуры;

усвоение теоретических основ организации и проведения походов, разработки маршрутов, планирование работы туристских кружков;

приобретение спортивного опыта для участия в походах и руководство походами разного уровня сложности, получение спортивных разрядов и знаний, повышения мастерства и инструментальной подготовки [2].

Выделяют основные задачи спортивно-оздоровительного туризма:

разработка и осуществление программ развития территориального туризма;

внедрение в практику самодеятельного туризма туристских программ, ориентированных на гармонизацию духовного и физического начал человека, преемственность исторических, культурных и национальных традиций, экологическое воспитание и т. п.;

создание и развитие клубов туристов предприятий, учреждений и учебных заведений, а также комиссий по видам туризма и направлениям работы;

создание и проведение оздоровительных лагерей, соревнований и других массовых мероприятий, обеспечивающих совершенствование туристских навыков;

развитие материальной базы туризма.

Типы и виды активного туризма, как считает Соколова М.В. [19] разнообразны. Типы туризма выделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий туризма:

спортивный;

рекреационный;

реабилитационный;

профессионально-прикладной;

учебный;

культурно-познавательный;

культурно-развлекательный;

экскурсионный;

краеведческий;

приключенческий;

экспедиционный;

деловой;

коммерческий;

комбинированный;

программный

Спортивный туризм, по мнению ряда авторов (Биржаков М.Б., Соколова М.В., Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.), имеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа.

Рекреационный туризм, считает Федотов Ю.Н., представляет собой определённый тип туризма, имеющий основную целевую функцию - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма, поэтому его часто называют оздоровительным. Основной эффект, ради которого используется рекреационный туризм, состоит в повышении работоспособности человека, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно - в улучшении функционального состояния организма [24].

Главной целью реабилитационного туризма является лечение определённых заболеваний средствами туризма. При этом используются климатические условия различных мест пребывании туристов, целебные источники, дозированные нагрузки при прогулках и тому подобное [2].

По видам, спортивно-оздоровительный туризм разделяется на: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелеотуризм, велосипедный, парусный, авто -, мототуризм, конный и их сочетания.

Виды туризма, не включённые в спортивную классификацию, разнообразны. К наиболее известным из них относятся: горнолыжный, водно-моторный.

По возрастному признаку спортивно-оздоровительный туризм включает: детский, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых, семейный, разновозрастной. По своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание. По типу мероприятий спортивно оздоровительный туризм реализует свои цели при организации и проведении: путешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивного туризма. Материально-технической базой функционирования является туристское снаряжение, технические и иные средства передвижения, туристские полигоны, приюты, турбазы, станции юных туристов и туристские клубы.

С развитием общества появляются и новые виды туризма. При этом часть из них отделяется от туризма в качестве самодеятельных видов спорта, таких, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, водный слалом и др. В тоже время и туризм вбирает в себя элементы других видов спорта, совершенствуя содержание и технику туристских походов и путешествий.

.2 Велотуризм как вид спортивно-оздоровительного туризма

Спортивно-оздоровительный туризм - вид путешествия, связанный с активными способами передвижения по маршруту и совершаемый человеком в рекреационных и спортивных целях. Велосипедный туризм - это один из видов спортивно-оздоровительного туризма, целью которого является преодоление расстояний, различных препятствий на велосипеде. По велосипедному туризму проводятся соревнования различного ранга, присваиваются спортивные разряды и звания, так же, как и в других видах спорта.

Велосипедный туризм (велотуризм) - один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

К особенностям велотуризма можно отнести: протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для велопоходов [4].

Разновидности велопоходов:

)однодневный велопоход - велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд - вечером того же дня.

)ПВД - «Поход выходного дня»

)велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.

)многодневный велопоход - велопоход продолжительностью в несколько дней с ночёвками.

Сложность походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.

Спортивный туризм, в том числе велотуризм, - вид спорта, официально признанный Министерством по физической культуре, спорту и туризму и включенный в Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК). Это значит, что, как и все другие виды спорта, он должен соответствовать определенным правилам [19].

Категорийный велопоход - это путешествие на велосипедах, совершаемое группой велотуристов по маршруту, по сложности и протяженности соответствующему Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ), условия проведения которого соответствуют Правилам проведения спортивных походов. Это означает, что маршрут похода, например, третьей категории сложности по количеству и качеству естественных препятствий должен соответствовать требованиям ЕВСКТМ для маршрутов третьей категории сложности, а группа при его проведении должна ориентироваться на нормативы требуемой протяженности и продолжительности. В случае невыполнения последнего требования или несоблюдения Правил даже на маршруте третьей категории группе будет зачтен поход более низкой категории или некатегорийный поход. Например, если при нормативе для похода третьей категории сложности в 10 дней группа проходит маршрут за 20 дней, то поход будет признан некатегорийным, т.е. группа на маршруте ставится в жесткие временные рамки [4].

Велосипедный туризм обязательно должен соответствовать правилам, в зависимости от категории сложности определяющих протяженность и продолжительность маршрута, набора препятствий, состава группы и т.д. Что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления, препятствий, определяющих категорию сложности маршрута.

.3 История развития велотуризма

История велотуризма теряется в глубине веков, когда при содействии и развитии науки и техники люди смогли сесть на двухколесное устройство с педально-ножным приводом.

Еще до того, как была создана первая модель велосипеда, существовало транспортное средство, оснащенное двумя колесами, что позволяло путешествовать на большие расстояния с применением человеческой силы. Денди-хорз был одним из таких видов транспорта. Это было простое двухколесное устройство, напоминавшее современный велосипед. Такой вид транспорта приводилось в движение за счет толчков, производимых наездником по земле. Устройство хорошо работало на ровной, плоской поверхности, чтобы забраться на холм, для этого требовалось больше усилий. Но, именно этот простой дизайн транспортного средства, дал толчок идеи (1820 г.) путешествовать по всей Европе с помощью такого легкого вида транспорта. Спустя полвека, примерно в 1870 году, дизайн денди-хорз резко изменился. Теперь транспортное средство приводилось в движение за счет педалей. Пенни-фартинг стал первым велосипедом, который завоевал рынок своим дизайном. Именно, эта модель велосипеда, с большим колесом впереди и маленьким колесом в задней части, запустила прогресс и велосипедное движение не только в Европе, но и за ее пределами. В 1878 году путешествия на велосипеде охватило всю Великобританию, что привело впоследствии к образованию клубов для велосипедистов-путешественников. В 1880 году модель велосипеда пенни-фартинг была заменена на более безопасную и комфортную модель велосипеда. На данном виде велосипеда колеса были одинакового размера. В движение он приводился через механизм, который был прикреплен к передней ступице.

Родиной велосипеда является наша страна. В 1800 г. крепостной мастер-самоучка Артамонов впервые построил велосипед, или, как назвал его автор, самокат.

В 1801 г. изобретатель на своем самокате-велосипеде совершил удивительное по тому времени путешествие. Он отправился на коронацию Александра I и приехал на своей машине из села Верхотурье (на Урале) в Москву, преодолев 2500 км, а затем тем же способом вернулся назад. Спустя столетие русский спортсмен Анисим Панкратов совершил еще более удивительное путешествие - кругосветное путешествие на велосипеде. Длилось оно 2 года. За это время Панкратов проехал 48000 км.

С рождением новой, безопасной модели велосипедов, стал развиваться велотуризм. В 1896 году, человек по имени Джон Фостер Фрейзер и двое его друзей отправились в путешествие из Великобритании по всему миру. Они проехали 19 237 миль. Их путешествие пролегало через семнадцать стран и три континента. В результате их поездка продлилась 2 года и 2 месяца. В других частях Европы мода на занятия велосипедными поездками не утихала, а лишь возрастала.

Первый туристический клуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19-го века, его ядром являлись любители езды на велосипедах. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов, который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный [23].

Пик велотуристской активности пришелся на вторую половину 70-х годов и 80-е годы, когда группы ленинградских велотуристов совершили экспедиции высокой сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю. Число смельчаков, разъезжающих на бициклах, как их тогда еще называли, росло с каждым годом. В 1880-м Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов. В том же году был составлен устав и представлен властям на утверждение. И вот в 1882 году состоялось первое в России большое путешествие группы велосипедистов: семь членов Петербургского общества отправились к водопаду Иматра в 270 верстах от Петербурга. Вероятно, эту поездку и следует считать исходной точкой организованного велотуризма в нашей стране. А 24 июля 1883 года в Москве состоялись первые соревнования, которые считаются датой рождения велосипедного спорта в России, пусть участвовали в них всего семь спортсменов. Проходили они на Ходынском поле на скаковом ипподроме. Было две дистанции 1,5 и 7,5 версты, на обеих выиграл москвич Ю. Блок, выходец из Великобритании, проехав их соответственно за 3 мин. 38 сек. и 22 мин. 34 сек.

Велотуризм в послевоенный период возрождался трудно и долго. Клубы туристов к 60-м годам возобновили свою работу почти в 150 городах СССР, но далеко не во всех были велосипедные секции. В шестидесятые годы велотуристские секции и клубы заработали в Ростове-на-Дону, Горьком, Караганде, Харькове, в семидесятые - в Житомирской области, Рязани, Казани, Владимире, Донецке, Запорожье, Таллине, Уфе, Белоруссии, Латвии и других местах.

Потом эти города и регионы стали основными центрами организованного велотуризма, здесь больше всего проводилось слетов и соревнований, активно работали школы вепотуристской подготовки, а самое главное - проводились походы и выходного дня, и многодневные.

В этих городах полномочия маршрутно-квалификационных комиссий достигли своего потолка, выпуская группы на маршруты высшей категории сложности. Велотуристы в первую очередь из этих городов и республик совершили прорывы в новые для велотуристов районы, здесь придумывали новые формы походных мероприятий [11].

.4 Особенности велотуризма как вида спорта

Спортивный велотуризм - походы по маршрутам определенной категории сложности. Основная цель спортивного велотуризма - повышение туристского мастерства, совершенствование техники и тактики прохождения маршрутов, освоение новых видов туристического снаряжения и прочее. Как вид спорта, спортивный туризм с 1949 включён в «Единую всесоюзную спортивную классификацию», ныне - в «Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК)» [4].

Как и в спорте, в спортивном велотуризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Спортивные разряды и звание мастера спорта по туризму присваиваются с учётом количества и сложности совершенных походов, а также опыта самостоятельного руководства ими. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами проведения туристских спортивных походов».

Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила <#"justify">Анализ научно-методической литературы показал, что велотуризм - современный и наиболее прогрессивный вид туризма, уходящий корнями в далекое прошлое. Можно сказать, что возник велотуризм сразу же, как изобрели велосипед. С момента своего появления велосипед стал представлять собой не только средство передвижения, но и новую возможность по организации качественного отдыха и времяпрепровождения. Официальная история велотуризма в России началась с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов, который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный.

В настоящее время велосипедный туризм - это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей. Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий - отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов. Также существуют разновидности велопоходов, а именно: однодневный велопоход, поход выходного дня и многодневный велопоход.

Спортивный велотуризм, наряду с другими видами туризма, входит в Федерацию спортивного туризма России, при которой работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов. В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория - самая простая, шестая - самая сложная. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности от 300 км. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов.

Глава II. Направления обеспечения безопасности в велопоходах

.1 Основные направления обеспечения безопасности в велотуризме

Существует несколько направлений обеспечения безопасности в велотуризме и связаны они могут быть с теми или иными условиями.

Первым и непременным условием безопасности является знание и безусловное выполнение правил дорожного движения на всём протяжении маршрута. Это касается разметки дорог, знаков, правил обгона и т.д. Велотурист должен знать не только свой маневр, но и возможные действия всех участников движения - пешеходов, автомобилей и других транспортных средств [9].

Чрезвычайно важное значение для обеспечения безопасности велопохода имеет правильная организация движения. Участники должны двигаться друг за другом плотной группой в одну колону. Направляющим обычно идет инструктор или назначенный им велотурист. Замыкающий также назначается инструктором. Обычно это механик, санитар или наиболее опытный участник-велотурист. Замыкающий никогда и никого не должен оставлять позади себя. Желательно, чтобы направляющий и замыкающий были одеты в яркую одежду (красную, оранжевую), или имели на спине крупные нашивки. Инструктор должен разъяснить, что сознательное соблюдение велотуристами безопасной скорости и дисциплинированность на маршруте позволит предупредить аварии и обеспечить групповую безопасность похода.

Также безопасность похода зависит от метеорологических условий. Решение продолжать движение, снизив темп, или переждать непогоду, скорректировав график похода, принимается исходя из следующего: обладает ли группа достаточным опытом езды в таких погодных условиях и позволяет ли продолжать движение дорожная обстановка; является ли ненастье затяжным или кратковременным; есть ли у группы необходимое снаряжение для движения в дождь (снег) и есть ли перспектива в конце дня обсушиться и согреться; имеется ли резервное время или возможность сократить маршрут; какие цели преследует поход, настрой самих участников. Резкое ухудшение погоды может привести к нарушению выполнения плана дневных переходов [9, 12].

Не малое значение в велопоходе имеет скорость движения на маршруте. Для правильной деятельности организма туриста, преодолевающего большие расстояния в течение продолжительного времени, необходимо равномерную работу чередовать с отдыхом. Так, излишне быстрый темп и недостаточный отдых участников могут привести к утомляемости, что вызывает потерю внимания и приводит к травматизму. Определяя скорость движения, необходимо учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т.д. Ежедневно движение рекомендуется начинать в замедленном темпе, чтобы дать возможность организму вработаться. От перехода к переходу темп движения возрастает постепенно, скорость движения увеличивается. В тоже время скорость должна быть приемлема для самого слабого участника группы. Темп движения нужно ускорять к концу каждого перехода, за 3-5 минут до привала. Хорошая организация движения обеспечивает ритмичность работы организма, правильную дозировку нагрузки, чёткость в действиях группы и безаварийность похода.

Следует полностью исключить из практики велотуристов передвижение в тёмное время суток, так как безопасность в это время резко снижается из-за недостаточной освещенности дороги и ее обочин. Кроме того, свет фар встречного автотранспорта, даже при мало интенсивном его движении, практически лишает велосипедиста зрения, адаптация же происходит медленно и может длиться до 5 минут.

Немаловажным условием в деле обеспечения безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Чрезмерная нагрузка может привести к быстрому утомлению: отсюда потеря координации, что в свою очередь может вызвать падение. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого [21].

Наиболее сложным является проезд группой населенных пунктов, особенно крупных. Безопасность велотуристов при этом зависит от чёткого группового маневрирования и выполнения правил дорожного движения. Условием успешного маневрирования в городе является сохранение колонны, ее строя. Руководитель должен хорошо знать расположение транспортных магистралей и улиц города и, исходя из этого, заранее наметить наиболее короткие и простые пути к интересующим объектам. Перед въездом в населенный пункт руководитель должен объяснить всем велотуристам путь следования по городу, назначить направляющего, определить пункты сбора на случай поломок или другие задержки в пути. Следует обратить внимание на регулируемые нерегулируемые перекрестки, мосты и другие дорожные сооружения, улицы с односторонним движением и т.п. [15].

Во многом безопасность велопохода определяется качеством и состояние снаряжения. Так же проблемы могут возникнуть и вследствие травм участников похода, возможных заболеваний и ухудшения состояния велосипедиста в целом. В зависимости от серьезности заболевания можно просто на время разгрузить участника, устроить дневку, но может потребоваться и срочная доставка его в больницу или отправка домой. Если поломка или болезнь произошли в группе школьников, то отправить участника с маршрута можно только в сопровождении взрослого. Если это невозможно, то вся группа бывает вынуждена прекратить поход.

.2 Специальное снаряжение для велотуризма

Походное снаряжение для велотуризма разделяется на групповое, личное и специальное (ремонтные наборы и инструменты). Его количество и разновидности могут регулироваться в зависимости от продолжительности, вида и цели поездки.

Кроме велосипеда, это: насос со шлангом и переходником, велокамера, индивидуальный набор инструментов и запасных частей, масленка, велокомпьютер или велосчетчик, чехол для перевозки велосипеда, чехол (пакет) для защиты от дождя седла и компьютера, фляга, велорюкзак или переметные сумки в комбинации с обычным рюкзаком, велосумки на передний багажник, велосумка на руль, резинки для крепления груза, защитные чехлы для защиты велорюкзака или велосумки от дождя, фонарь велосипедный, тросик с замком, велорубашка, веломайка, велотрусы, велорейтузы (для холодной погоды), велошлем, велоперчатки, велотуфли, запасные велосипедные крылья, запасные педали, велобагажник, фара, задняя мигалка, флягодержатель, велосипедный замок.

Один из важнейших атрибутов личного снаряжения велотуриста - это велорюкзак. В однодневных походах выходного дня, когда много вещей с собой брать не требуется, любителям активного отдыха можно использовать небольшой обычный рюкзак. К багажнику велосипеда он крепится обычно «паучком» (металлическое кольцо с 6 резинками и крючками), либо простыми резинками от эспандера [4].

При перевозке на багажнике большого и тяжелого рюкзака, велосипед теряет в управляемости. Чтобы понизить центр тяжести рюкзака, шьют специальный велорюкзак, либо используют два маленьких детских рюкзака в переметной системе. Для этого два маленьких рюкзака крепятся спинками друг к другу с помощью ремней и дополнительных отверстий. Во избежание попадания концов ремней в спицы, их закрепляют или совсем обрезают. Эта конструкция симметрично крепится к багажнику и подседельной трубе с помощью резинок. Сверху на эту конструкцию вполне можно уложить третий рюкзак и также закрепить резинками.

Большинство велосипедистов, часто путешествующих, используют для перевозки велосипеда специальный чехол. В чехле велосипед сдают в багаж. Чехол шьют из темной прочной ткани, например, из брезента. По форме он представляет собой прямоугольник с размерами 150 (170)см х 100(110)см. Открываться может как с длинной, так и с короткой стороны. Для закрывания чехла пользуются молнией, пуговицами либо вдетой в края веревкой. Немаловажно иметь еще и чехол для седла, который предохраняет от сырости, высыхания, механических повреждений [19].

Одежда велотуриста должна соответствовать некоторым требованиям. Она не должна иметь грубых швов, быть легкой и эластичной, не стеснять движения, а также хорошо сохранять тепло, пропускать пот наружу, при этом, не пропуская влагу внутрь. Первый атрибут одежды для велотуризма - ветрозащитная куртка. Верхняя одежда велотуриста должна быть яркой из соображений безопасности. В настоящее время для изготовления ветрозащитной куртки используют практичные синтетические материалы, не пропускающие влагу и ветер, а также позволяющие облегчить вес куртки и создающие комфорт для туриста. Часто велотуристами используются накидки от дождя из синтетических тканей типа нейлона.

Широкое применение у любителей велосипедного активного отдыха имеют обычные тренировочные костюмы, как хлопчатобумажные, так и шерстяные. Велорубашки, велошорты, велофутболки сразу не отличишь от обычной одежды. Однако, велосипедная одежда изготовлена из материалов, обладающих достаточным запасом прочности для длительной езды на велосипеде.

Обувь велотуриста отличается прочностью, надежностью, эластичностью, хорошими теплосберегающими качествами, влагостойкостью, не должна быть скользкой. Если эту обувь помыть и просушить, она не должна изменять форму и терять гибкость. Перед поездкой рекомендуется разносить новую обувь, а если предстоит холодная погода, то лучше выбрать обувь на размер побольше, чтоб можно было вложить дополнительные стельки. Желательно перед походом смазывать обувь влагостойкой мазью. Преимущественно, велотуристы используют обувь с твердой нескользкой подошвой. Обычно это велотуфли или кроссовки.

Велосипедные перчатки предназначены для предохранения рук от мозолей и ссадин при падениях, а также для смягчения вибрации, переходящей от руля на руки. Перчатки должны быть мягкими, эластичными, удобными, не стеснять движений пальцев, плотно облегать кисть.

Некоторые любители спортивного туризма на велосипедах используют велошлемы. Они предназначены для предотвращения травм головы при падениях. Велошлемы часто применяются в горных походах, а также в агрессивных поездках типа велотрофи.

Любому велотуристу необходим ремнабор. Ремнабор формируется в зависимости от продолжительности и дальности поездки. Необходимый минимум инструментов:

·насос

·запасные камеры

·набор ключей-шестигранников и отверток, соответствующих типу велосипеда

·набор для заклейки камеры

·смазка для цепи и лоскут ткани

·запасные тормозные колодки

·запасные винты и гайки, а также звенья для цепи

·разъединитель цепи

·моток изоленты

·ключ для спиц

·запасные спицы

·плоскогубцы

·разводной гаечный ключ

·запасные тормозные и перекидочные тросики.

Для группового велопохода, помимо личного снаряжения каждого участника, характерно и групповое снаряжение: палатки, тенты, принадлежности для приготовления и употребления пищи, для обустройства бивака, медаптечка, ремнабор, карта, компас, маршрутный лист или маршрутная книжка, часы.

Палатка должна отвечать следующим требованиям: прочность, ветроустойчивость, легкость (минимальный вес), комфортность, водонепроницаемость, простота и надежность установки. В велосипедных походах в основном, применяются палатки классического типа «домиком» и каркасные. Большинство туристов предпочитает 2-3х местные палатки. В теплое время можно вообще обойтись без палатки, используя тент и полиэтиленовую подстилку. Для изготовления группового тента часто используют те же материалы, что и для изготовления тентов палаток. Обычно групповой тент растягивают в стороне от палаток.

Велотуристские маршруты часто проходят по местам, где разжигать костры не рекомендуется или запрещено, особенно при переходе лесопарковых зон и заповедников, в засушливый пожароопасный период, а также в европейских странах. Поэтому часто приходится ориентироваться на примусы и другие нагревательные приборы. В последние годы велотуристы стали пользоваться портативными газовыми. На них можно не только готовить, но и использовать их для освещения, если взять газовые лампы [4].

Котлы применяют овального сечения из алюминия или нержавеющей стали. Комплект состоит из 2-3х ведер с проволочными ручками, входящих одно в другое. На каждого человека должно приходиться не меньше 0,5 л емкости. Некоторые велотуристы перевозят ведра в брезентовом чехле на переднем багажнике, причем каждое ведро - в отдельном полиэтиленовом пакете. Крепятся ведра с помощью резинок эспандера. Если группа предполагает готовить на примусах, лучше взять низкие широкие кастрюли с крышками или котелки с плоским широким дном, а для приготовления чая - чайник.

.3 Правила дорожного движения для велосипедистов и безопасность на дорогах

Большую часть активного времени похода велотурист проводит на дорогах различного значения - от автотрасс с интенсивным движением до малопроезжих проселков. Поэтому залогом безаварийного прохождения маршрута является не только отличное владение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий, но и неукоснительное соблюдение действующих Правил дорожного движения, умение трезво оценивать обстановку, свое состояние и возможности.

Препятствия, встречающиеся велотуристу на пути, различны по сложности технических приемов их преодоления. Если для прохождения одних препятствий (объезд небольших луж, выбоин и др.) вполне достаточно простой техники владения велосипедом, то преодоление на скорости крутых виражей, канав, «езда на колесе» требуют освоения таких технических приемов и навыков езды, которые вырабатываются практикой прохождения сложных туристских велопоходов и длительными тренировками.

Любое препятствие на дороге чревато падениями и травмами. Дисциплинированность, знание правил поведения на дороге и техническая подготовленность велотуриста помогают значительно уменьшить степень риска.

Передвижение без препятствий

На ровных участках дороги двигаться в колонне следует плавно, без резких поворотов, торможений и ускорений, соблюдая дистанцию с впереди идущим участником похода. Безопасная величина этой дистанции индивидуальна и зависит от состояния дорожного покрытия, скорости движения и реакции едущего позади. Время реакции у всех различно и колеблется в пределах 0,5- 2 с (при скорости 15 км/ч за это время велосипедист продвигается на 2-8 м). Поэтому при движении по дороге, особенно в группе, необходимы внимательность и сосредоточенность, которые можно развить в себе самодисциплиной и повысить тренировкой и упражнениями. Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота [15].

Во время движения по маршруту нет необходимости слишком низко наклонять голову к рулю, так как это ухудшает обзор местности и наблюдение за транспортом. Постоянного контроля требует и режим дыхания. Оно должно быть глубоким и спокойным, так как поверхностное дыхание затрудняет нормальное снабжение крови кислородом и утомляет сердце, заставляя его работать более интенсивно. Не менее важно при движении в группе и умение управлять своими эмоциями, подавлять желание обогнать другого участника или не дать ему возможности обойти себя, что часто приводит к печальным последствиям [19].

Не рекомендуется также в жаркие дни подолгу ехать полуобнаженным (возможны солнечные ожоги), а в холодную погоду, особенно в горах, купаться (охлажденные мышцы ног теряют эластичность) [13].

Каждый велотурист должен освоить простейшую сигнализацию, которая делает понятными действия как его, так и членов группы. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой. Подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра (за 20-30 м) и заканчиваться непосредственно перед его выполнением [15].

Эти сигналы вначале подаются руководителем или штурманом, возглавляющим группы, и повторяются всеми участниками. И хотя решение о начале поворота принимает направляющий, это не освобождает каждого от собственной оценки и корректировки действий в постоянно меняющейся дорожной обстановке.

Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. При остановке группы все участники похода плавно, без резких торможений и обгонов, снижают скорость и постепенно съезжают на обочину. К этому маневру следует отнестись с особым вниманием, так как именно здесь наблюдается наибольшее число столкновений и падений. Водитель велосипеда должен иметь при себе удостоверение на право управления велосипедом, подтверждающее знание Правил дорожного движения [15].

Проезд перекрестков

При подъезде к нерегулируемому перекрестку необходимо снизить скорость, чтобы оценить дорожную обстановку в зоне перекрестка, а этого достичь мгновенно нельзя: только на перевод взгляда с одной стороны на другую уходит 0,5 с. Если перекресток занят пешеходами, следует остановиться и пропустить их. Характер маневра при проезде нерегулируемого перекрестка зависит и от того, обладает ли приоритетом дорога, по которой движется велотурист, перед пересекаемой: главной считается дорога с покрытием по отношению к грунтовой дороге либо дорога со знаком приоритета («Главная дорога», «Автомагистраль», «Пересечение с второстепенной дорогой») [15].

На перекрестке неравнозначных дорог велосипедист, движущийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к перекрестку по главной дороге. На перекрестке равнозначных дорог необходимо уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Объезд небольших препятствий

Дороги, даже шоссе с асфальтовым покрытием, таят многие сюрпризы (лужи, люки, битое стекло и проч.), требующие от велотуриста постоянного внимания и умения их объезжать.

Так как поле зрения движущегося в группе велотуриста ограничено, о приближающихся препятствиях на дороге обычно предупреждает направляющий колонны опусканием руки вниз в сторону препятствия. Этот сигнал повторяется последовательно всеми участниками. Объезд препятствий совершают по возможности плавно, след в след. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

При резком торможении едущий сзади велотурист может не среагировать и совершить наезд. Надо научиться тормозить в разных условиях без сильного нажатия на тормозную систему и блокировки колес.

Прохождение поворотов

Неправильное выполнение поворота (слишком сильное или несвоевременное торможение) может вызвать потерю устойчивости велосипедиста и его падение. Поэтому при въезде в поворот следует уменьшить скорость движения, но делать это надо при перемещении по прямой: торможение на кривой поворота опасно, так как заблокированное колесо пойдет юзом, неизбежно вызвав падение. Тормозить необходимо двумя (передним и задним) тормозами (но прежде всего задним), сдвигаясь при этом на седле назад, чтобы не перевернуться через руль. Траекторию поворота желательно выбрать с максимальным радиусом закругления. Так, совершая левый поворот с внешней, правой, стороны шоссе, стремятся проехать ближе к осевой линии дороги, не выходя за нее. При снижении обзорности (закрытый поворот) необходимо придерживаться в течение всего маневра правой бровки дороги: водители автомашин при проезде поворота часто срезают угол, увеличивая тем самым угрозу столкновений.

Техника прохождения поворота следующая. Опираясь ногой, загружают педаль, находящуюся в нижнем положении, со стороны, противоположной повороту. При этом согнутую в коленном суставе ногу отводят в направлении к центру поворота (для уменьшения наклона велосипеда) и как можно дальше сдвигаются на седле назад, чтобы больше загрузить заднее колесо и предотвратить его пробуксовку или соскальзывание с дороги.

Для прохождения очень крутых поворотов, когда наклон велосипеда может достигать критических значений, для подстраховки лучше снять ногу с педали (со стороны поворота) и, опустив ее вниз, касаться покрытия дороги пяткой, сдвинувшись с седла вперед и упираясь руками в руль. В этом случае одна нога, находящаяся на педали, помогает поддерживать туловище, а другая, опущенная вниз и касающаяся дороги, создает тем самым третью точку опоры. Выполняя этот довольно сложный технический прием, велотурист должен крепко держаться руками за руль, подавшись вперед с седла и как бы сев на горизонтальную трубу рамы [16].

Преодоление подъемов и спусков

Короткие крутые подъемы обычно берутся с ходу после предварительного разгона и без переключения передач. При выходе на затяжной подъем устанавливают малую передачу и находят оптимальный ритм педалирования, обеспечивающий режим глубокого дыхания (прежде всего выдоха). Важно такое переключение выполнить своевременно: при запоздалом переключении передач необходимая ритмика дыхания может не установиться, и сил на подъем не хватит.

Так как скорость на подъеме заметно падает и сопротивление воздуха невелико, более выгодны средняя и высокая посадки: велотурист сдвигается на самый конец седла и, упираясь руками в руль, усиливает давление на педали.

Движение по пересеченной местности с крутыми спусками следует выполнять с соблюдением повышенной дистанции между участниками похода - до 10-20 м и более. Перед продолжительным спуском обязательна проверка исправности тормозных систем и надежности крепления груза. Выходя на спуск, принимают низкую посадку в группировке: согнув руки, наклоняют туловище к рулю, внимательно следя за дорогой. Кратковременные остановки во время спуска позволяют снять напряжение с мышц и осмотреть тормоза. Для отдыха и согревания работающих мышц ног можно использовать и время прохождения относительно спокойных участков спуска, поочередно выпрямляя то левую, то правую ногу или вращая педали в обратном направлении.

На уклонах, обозначенных соответствующими знаками, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск [16].

Езда по мокрым и проселочным дорогам

В сырую погоду или на скользких участках даже небольшой наклон велосипеда может привести к падению: сцепление между шинами и покрытием дороги уменьшается. Для снижения центробежной силы, сталкивающей велотуриста с дороги, на поворотах скользких участков необходимо резко снижать скорость. Технику прохождения очень крутых поворотов (со снятием ноги с педали) применяют в сырую погоду и на крутых прямых спусках по плохой дороге, когда опасность падений особенно велика.

Грунтовые дороги с ухабами и продольной колеей преодолеваются на пониженной передаче, с объездом наиболее глубоких мест. Следует избегать одновременного попадания двух колес в выбоины или колею: старая колея обычно сразу проваливается и заполняется водой. Сравнительно небольшие участки с рыхлым песком стараются пройти с ходу, на повышенной скорости. При этом руль необходимо держать прямо, не меняя резко направление движения.

Грязные проселочные, малонаезженные и не приспособленные для движения дороги таят много скрытых препятствий, и их лучше преодолевать пешком, ведя велосипед в руках.

Езда в темное время суток

В сумерках уменьшается не только видимость предметов, но и поле острого периферического зрения. Поэтому двигаться в темное время следует с меньшей скоростью, особенно в условиях интенсивного движения транспорта (населенные пункты). Источником повышенной опасности в такое время является также замедленность адаптации глаз к быстрым и резким колебаниям света и темноты - при ослеплении дальним светом фар встречного автотранспорта велотурист на 3-10 с теряет управление велосипедом, что крайне опасно для него и других членов группы. Для движения по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед оборудуют спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Езда против ветра

При езде на велосипеде, особенно против встречного ветра, приходится преодолевать сопротивление воздушной среды. Велотурист, идущий сзади другого, тратит гораздо меньше энергии - ему нет нужды бороться с ветром. Поэтому «езда на колесе», умение занять правильное положение за идущим впереди с учетом направления ветра, дает значительный выигрыш в силе.

Если ветер встречный, то наилучшее место - точно сзади от идущего впереди, если же ветер боковой, то следует занять место справа от него при ветре слева или слева, если ветер справа.

Стремление держаться как можно ближе к заднему колесу велосипеда, идущего впереди, иногда приводит к соприкосновению с ним, что при отсутствии специального навыка может явиться причиной падения. Необходимо в таких случаях не теряться, а энергично ударить передним колесом своего велосипеда по заднему колесу впереди идущего. Равновесие будет немедленно восстановлено (этот маневр не вызовет падения и идущего впереди). Разучивать этот прием лучше всего на ровной площадке с травяным покрытием. При езде в парах на тихом ходу сначала осваивают кратковременное касание, затем более длительное, причем как справа, так и слева. Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

.4 Поломка и ремонт велосипеда

Современные модели велосипедов имеют непростое устройство, но зато обеспечивают комфортное передвижение в любых условиях. Чтобы характеристики не портились со временем, необходимо проводить профилактику, следить за состоянием каждой детали. Большинство ремонтных работ не требует большой практики и достаточно приобрести руководство по ремонту велосипедов. Всегда необходимо следовать определенным правилам эксплуатации, тогда, возможно, ремонт велосипедов придется проводить только после многотысячного пробега.

Во-первых, как минимум два раза в год, до и после начала сезона, следует провести полный осмотр. Он включает в себя оценку состояния всего велосипеда, а именно следующих составных частей: втулки, обода спиц, покрышки камеры, заднего переключателя, переднего переключателя, системы педалей, цепи, тросов, тормозов, седла, руля. При осмотре важно измерить длину цепи, и в случае ее деформации, заменить ее, чтобы избежать дальнейшей замены системы. Также важно оценить состояние каждой детали, исключить их деформацию, порчу, проверить надежно ли скреплены механизмы, произвести смазку деталей в областях трения, протереть и очистить их от накопившейся грязи, которая также может быть причиной того, что возникла необходимость делать ремонт велосипедов. В тормозных механизмах необходимо проверить состояние тормозной жидкости. Если она стала бледно-розовой, или прозрачной, во избежание несчастных случаев, ее также важно поменять.

Перед любой дальней поездкой важно проверить настройку седла, руля и обязательно дополнительно очистить каждый механизм велосипеда от грязи [21].

Однако если необходимость сделать ремонт велосипеда все-таки возникла, то важно знать некоторые приемы.

Наиболее часто встречающаяся поломка - прокол шины. Чтобы сделать ремонт велосипеда своими руками в такой ситуации, необходимо иметь в бардачке с инструментами несколько заплаток и тюбик клея для резины, которыми легко можно заклеить место прокола. В крайнем случае, подойдет обычный скотч. Так же, если разрыв небольшой, можно влить в камеру несколько капель воды, которая во время наполнения ее воздухом под давлением распределяется по внутренней поверхности, и служит чем-то вроде пробки в области прокола. В самом крайнем случае можно набить травой покрышку и аккуратно доехать до ближайшего магазина. В случае большего прокола можно наполнить его клеем.

Также существует другой распространенный вид поломок - поломка спицы. Если запасные спицы есть, то сделать это на переднем колесе не сложно. Больше проблем возникает, когда спица приходит в негодность на заднем колесе со стороны кассеты. В дороге на место спицы можно вставить кусок проволоки. Для этого оставшийся обломок со стороны обода следует загнуть крючком, зацепить за него проволоку и вставить в отверстие от старой спицы и закрепить ее, закрутив с другой стороны отверстия. Здесь могут пригодиться плоскогубцы.

Следующий вид поломок в велопоходе - сбой в работе тормозов. В результате попадания на тормозные колодки масла со смазки или грязи, они хуже тормозят и могут не сработать вовремя. Их достаточно как следует прогреть, съехав с крутого спуска, сильно прижав тормоза. Это достаточно безопасно, так как большую скорость развить не получится, но при этом очистятся колодки. Если вдруг порвался трос торможения, можно попробовать его завязать. Для этого пригодятся плоскогубцы, которыми связывают разорванные концы.

Еще одна частая поломка, связанная с неравномерной нагрузкой на колеса и неправильным натяжением спиц - восьмерка, изгиб обода. Ремонт велосипедов в этом случае проводят таким образом. Его переворачивают вверх колесами и мелом или фломастером проводят линию при вращении колеса. Там, где линия будет более плотной, спицы подтягиваются.

В любом велопоходе необходимо иметь при себе специальный ремнабор, с помощью которого можно будет устранить многие виды поломок велосипеда [5].

.5 Предупреждение травматизма в велопоходах

В велопутешествиях могут произойти потертости внутренних поверхностей бедер, ладоней рук, растяжения связок нижних конечностей. Порой во время быстрой езды в глаза попадают соринки, мелкие насекомые. Как результат падений не исключены обширные ссадины, ушибы. При падениях случаются переломы (обычно ключицы), сотрясения мозга и ушибленно-рваные раны.

В движении потенциальную опасность для велосипедиста представляют дорога, свой велосипед, неправильные действия за рулем: как свои собственные, так и других членов группы, автомобили и другие транспортные средства, животные.

Одна из самых частых причин травматизма в велопоходах - пренебрежение правилами техники безопасности. Например, в жаркие дни велотуристы в начале похода подолгу едут полуобнаженными или без головных уборов, получая солнечные ожоги и страдая от тепловых ударов. Периоды солнечных ванн надо увеличивать постепенно.

При приближении грозы необходимо искать укрытие, причем, если она застала в лесу или поле, велосипеды следует оставить на некотором расстоянии от людей [9].

При плохой видимости (например, в тумане) надо двигаться компактной группой на малой скорости или даже пешком, не допуская ухода в сторону или отставания кого-нибудь из туристов. Густой туман следует вообще переждать.

В высокогорных районах на общее физическое состояние может повлиять горная болезнь. В связи с этим маршрут нужно планировать так, чтобы облегчить возможность акклиматизации и постепенного возрастания нагрузок [8].

Большое число несчастных случаев приходится на преодоление рек. Поэтому организацию бродов и переправ следует осуществлять основательно и без спешки. Горные реки лучше переходить утром, когда в них меньше воды и она прозрачнее, причем переходить в обуви.

В сильный дождь в горах возможны обвалы, оползни, камнепады и повреждения дорожных сооружений, поэтому такую погоду также лучше переждать.

Опасность травм в велопоходе представляет падение с велосипеда, в результате чего можно получить обширные ссадины, часто загрязненные. Для предотвращения этого необходимо уметь управлять велосипедом, соблюдать правила дорожного движения, соблюдать интервал и дистанцию при езде. Голова должна быть защищена шлемом, колени и локти желательно защищать специальными щитками, на руках должны быть перчатки. Большинство падений происходит из-за неудовлетворительного технического состояния велосипеда, поэтому необходимо перед каждым выездом осматривать велосипед, в многодневном походе - ежедневно, неисправности незамедлительно устранять.

Упавшие на ходу вещи также могут создать аварийную ситуацию для туристов, которые едут сзади. Поэтому у велотуриста должен выработаться рефлекс: даже после кратковременной остановки перед тем, как начать движение, нужно проверить надежность упаковки и крепления груза на переднем и заднем багажниках [8].

Нередки в походах столкновения велотуристов, наезды друг на друга, так называемые «завалы». Наиболее частые причины этого - неожиданное для других маневрирование, резкое торможение, езда не в один ряд, отвлечение внимания при езде с малым интервалом. Езду «на колесе» может применять лишь хорошо «скатанная» группа на гладкой, незагруженной транспортом дороге. Направляющий велогруппы постоянно должен помнить, что за ним едет группа, которая доверяется ему, и каждый член группы в своих действиях ориентируется на действия идущего впереди. Поэтому направляющий должен ка можно дальше вперед просматривать дорогу, чтобы не делать резких движений: не вилять, не тормозить неожиданно для других. А находящиеся середине или в конце колонны не должны обгонять едущих впереди, не разобравшись, почему они замедлили ход. Возможно, причиной замедления оказалось какое-то препятствие, которые участникам в конце не видно.

Физическая усталость влияет на внимание, реакцию, координацию движений, на технику езды велосипедиста. Главная причина травматизма в велопоходах - пониженный тонус и потеря эластичности мышц в связи с усталостью и дискомфортным состоянием велосипедиста. Все это влияет на психологический климат в группе. При усталости снижается инициатива, взаимопомощь, адекватность поведения, что, в свою очередь, может отразиться на безопасности [19].

Предупреждение переутомления в походе - одна из главных задач на маршруте. На протяжении всего похода руководитель должен следить за правильным распределением груза среди членов группы с учетом сил каждого, за самочувствием туристов, интересоваться состоянием одежды и обуви, вместе с механиком группы периодически осматривать велосипеды.

Очень часто бывает так, что участник, почувствовав сильную усталость или недомогание, из самолюбия и из боязни обременить остальных пытается скрыть свое состояние и выкладывается из последних сил, надеясь дотянуть до привала. Однако эта «забота» о других может принести им намного больше неприятностей, не говоря о самом уставшем. При появлении признаков переутомления участник должен сообщить руководителю похода. Но и руководитель должен следить за тем как едет каждый. Первый признак усталости велотуриста его отставание от группы. Пытаясь догнать остальных, он выматывается еще больше. И, конечно, необходимо внимательно относиться к жалобам участников на вялость, ухудшение сна, аппетита, головные боли. Нередко при таких симптомах ограничиваются медикаментами: таблетками глюкозы, аскорбиновой кислоты, анальгина и т. д., после чего продолжают движение в прежнем темпе. В подобной ситуации весьма возможны травмы из-за рассеянности внимания, ухудшения реакции и координации движений. Лучшее лекарство при утомлении - отдых, а после него - перераспределение груза. Регулярный отдых - лучшее профилактическое лекарство.

Выводы по II главе

Велотуризм - весьма рискованный и зачастую травмоопасный вид деятельности. Поэтому при проведении велопохода необходимо обращать внимание на многие меры обеспечения безопасности и предупреждения травматизма.

В первую очередь, важным требованием безопасности является знание и выполнение правил дорожного движения на всем протяжении маршрута при этом с правильной организацией движения. Существуют различные способы передвижения велосипедистов на всевозможных участках маршрута. Это передвижения на участках дороги с препятствиями и без них, проезды перекрестков, прохождение поворотов, преодоление подъемов и спусков, езда в темное время суток, объезды небольших препятствий, езда по мокрым и проселочным дорогам, движение против ветра.

Для правильной организации движения группы необходимо чтобы руководитель четко продумал и хорошо знал маршрут. Также велотуристы должны понимать, что сознательное соблюдение безопасной скорости и дисциплинированность на маршруте позволит предупредить аварии и обеспечить групповую безопасность похода. При этом, определяя скорость движения, руководитель должен учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т.д.

Решение проблем с неблагоприятными погодными условиями могут сводиться к следующим действиям: продолжать движение, снизив темп, переждать непогоду, скорректировать график похода. Передвижение в тёмное время суток следует полностью исключить из практики велотуристов.

Немаловажным условием в деле обеспечения безопасности движения и предупреждения травматизма является правильное распределение груза между участниками группы.

Во многом безопасность велопохода определяется качеством и состояние снаряжения. Для предотвращения поломок велооборудования необходима правильная его эксплуатация и проведение профилактики. Наиболее часто встречающиеся поломки во время велопоходов - это прокол шины, поломка спицы, сбой в работе тормозов, изгиб обода колеса.

Как ранее уже говорилось, велотуризм - травмоопасный вид деятельности. Для предотвращения травм участников необходимо соблюдение всех условий обеспечения безопасности, оборудование и снаряжение в хорошем состоянии, четкое выполнение требований руководителя велопохода, контроль за собственным физическим и психологическим состоянием.

велотуризм снаряжение травматизм

Заключение

Изучив научно-методическую литературу по данной теме, мы выяснили, что велосипедный туризм - достаточно популярный вид спортивно-оздоровительного туризма, целью которого является преодоление расстояний, различных препятствий на велосипеде.

В ходе работы нами был изучена история становления и развития велосипедного туризма. Как только изобрели велосипед, сразу стали пытаться на нем путешествовать, а уже потом эти путешествия начали проводить на скорость и на дальность, откуда и зародился велоспорт. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов, который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный.

Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма. Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде туристических и экскурсионных маршрутов. В ходе нашей работы, нами были рассмотрены особенности велотуризма как вида спорта. Спортивный велотуризм нацелен на получение спортивных разрядов и званий, участие в соревнованиях. В спортивном велотуризме выделяется шесть категорий сложности походов. Категорийный велопоход - это путешествие на велосипедах, совершаемое группой велотуристов по маршруту, по сложности и протяженности соответствующему Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ), условия проведения которого соответствуют Правилам проведения спортивных походов. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

В результате нашей работы нами были выявлены основные направления обеспечения безопасности в велопоходах. Их несколько и зависят они от различных условий. В первую очередь это знание и выполнение правил дорожного движения на всем протяжении маршрута, ведь большую часть активного времени похода велотурист проводит на дороге. Здесь нами были выделены и обоснованы способы передвижения по дорогам с препятствиями и без них, раскрыты особенности прохождения поворотов и перекрестков, преодоления подъемов и спусков, а также особенности езды по мокрым и проселочным дорогам, езды против ветра и в темное время суток.

Помимо соблюдения правил дорожного движения нами были выделены и другие меры обеспечения безопасности. Такие как: правильная организация движения самой группы туристов и скорость ее передвижения, учет метеорологических особенностей, распределение нагрузки и обязанностей между участниками в соответствии с возможностями каждого участника группы, должное качество и состояние снаряжения, предотвращение возможной поломки велосипеда и велооборудования, предупреждение травматизма участников похода. по результатам нашего исследования хочется отметить, что велосипед, как и любое транспортное средство - источник повышенной опасности, как для окружающих, так и для водителей этого транспортного средства. Каждый участник велопохода должен знать и предпринимать меры, обеспечивающие его безопасность.

Таким образом, все задачи нашего исследования были выполнены, и цель исследования - теоретически выявить основные направления обеспечения безопасности в велотуризме - достигнута.

Список литературы

1.Бабкин А.В. Специальные виды туризма [Текст]: учебное пособие / А.В. Бабкин. - Роснов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.

2.Биржаков М.Б. Введение в туризм [Текст]: учебное пособие / М.Б. Биржаков. - Санкт-Петербург: Герда, 2002. - 192 с.

.Буйленко В.Ф. Туризм [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Буйленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 416 с.

.Булгаков А.А. Велосипедный туризм [Текст]: учебное пособие / А.А. Булгаков. - Москва: Ключ, 2008. - 624 с.

.Важенин А.А. Обеспечение безопасности туристских походов с учётом видов туризма [Текст]: методические рекомендации / А.А. Важенин. - Тюмень, 2012. - 37 с.

.Евсеев, С.П Спортивный туризм [Текст]: учебное пособие / С.П. Евсеев, Ю.Н. Федотов. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 54 с.

.Ильин В.С. Обеспечение безопасности движения в велопутешествиях [Текст]: методические рекомендации / В.С. Ильина, Ю.П. Сапожникова, М.Н. Понамарева, Ю.Н. Ершова. - Уфа: Современник, 1981. - 153 с.

.Казаков Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - Москва: Академия, 2011. - 240 с.

.Куперман А.И., Безопасность дорожного движения [Текст]: учебное пособие / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. - Москва: Академия, 1999. - 320 с.

.Курилова В.И. Туризм [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальностям № 2114 «Физическое воспитание» и № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание» / В.И. Курилова. - Москва: Просвещение, 1998. - 224 с.

.Макаренко С.Н. История туризма [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с.

.Петров С.В. Безопасный отдых и туризм [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. - 260 с.

.Плешанов Е.А. Методические рекомендации по организации велосипедного туристского похода [Текст]: методические рекомендации для руководителей велотуристских секций, клубов и детских объединений / Е.А. Плешанов. - Воронеж: Изд-во ГБУ ВО «ОЦРДО», 2013. - 24 с.

.Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристских походов [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Попчиковский. - Москва: Профиздат, 1987. - 224 с.

.Правила дорожного движения [Текст]: учебное пособие / постановление правительства РФ № 767. - Москва: Академия, 2012. - 64 с.

.Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии [Текст]: учебное пособие / Ю.Г. Сапронов, И.А. Занина, О.В. Соколовская. - Растов-на-Дону: Феникс, 2009. - 277 с.

.Седов А.В. Счастливый финиш [Текст]: учебное пособие / А.В. Седов. - Москва: Советская Россия, 1994. - 271 с.

.Сенин В.С. Введение в туризм [Текст]: учебное пособие / В.С. Сенин. - Москва: Просвещение, 2005 - 400 с.

.Соколов В.А., Ильин В.С. Велосипедный туризм [Текст]: учебное пособие / В.А. Соколов, В.С. Ильин. - Москва: Турист, 1992. - 158 с.

.Соколова М.В. История туризма [Текст]: учебное пособие / М.В. Соколова. - Москва: Мастерство, 2002. - 352 с.

.Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» / С. С. Соловьев. - Москва: Академия, 2008. - 288 с.

.Тамм Е.И. Энциклопедия туриста [Текст]: учебное пособие / Е.И. Тамм. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993. - 400 с.

.Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма [Текст]: учебное пособие / Г.С. Усыскин. - Санкт-Петербург: Герда, 2000. - 224 с.

.Федотов Ю.Н. Спортивно - оздоровительный туризм [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Федотов. - Санкт-Петербург: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2003. - 163 с.

.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - Москва: Советский спорт, 2008 - 464 с.

.Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста [Текст]: учебное пособие / А.Н. Шабанов. - Москва: Вече, 2000. - 234 с.

.Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Штюрмер. - Москва: Физкультура и спорт, 1982. - 70 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!