Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки

Содержание

Введение

1. Территориальное планирование

1.1 Определение территориального планирования. Объекты различного значения. Значение и актуальность территориального планирования для развития муниципального образования

1.2 Территориальное планирование и градостроительство, градоустройство. Нормативно-правовые документы, определяющие территориальное планирование

1.3 Методы территориального планирования. Основные принципы территориального планирования

1.4 Сущность градостроительного зонирования. Правовой и технологический подходы к зонированию

2. Регулирование городской застройки на примере микрорайона "Царский"

2.1 Территориальное и функциональное использование земельных участков на исследуемой территории

2.2 Межевание территориальных участков

2.3 Транспортно-пешеходная система

2.4 Система социально-бытового и культурно - досугового обслуживания населения

2.5 Существующий жилой фонд по типам жилых домов и принадлежности к собственности

2.6 Благоустройство общественно-деловой и жилой территории

2.7 Экологическое состояние исследуемого района

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Градостроительство решает вопросы долгосрочного территориального прогнозирования и планирования, формируя условия благоприятной среды жизнедеятельности населения, обеспечивает функционирование и развитие крупнейшего сектора экономики, имеющего дело с использованием земель, рынком недвижимости, формированием транспортной инфраструктуры страны, развитием поселений и их жилищно-коммунального хозяйства, нормированием строительства жилых, общественных, административных, промышленных зданий и сооружений.

Главной целью градостроительства является организация благоприятной и безопасной материальной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей условия трудовой активности, нормального быта и отдыха, гармоничного развития личности.

Градостроительная политика является одной из главных функцией государства, поскольку определяет целостную концепцию организации территории, устанавливает основные ориентиры или "стратегические цели и приоритеты" развития городской застройки, в. т. ч.:

определение градостроительной доктрины на основе социально-экономических прогнозов и общественно-политических задач;

оценка предпосылок развития территории, её градостроительного потенциала;

формирование основных принципов территориального развития и организационно-правовых процедур управления градостроительной деятельностью;

определение приоритетных программ и первоочередных мероприятий по реализации градостроительной политики.

Любая человеческая деятельность состоит из трёх основных стадий: прогнозирования, планирования, реализации. В градостроительной деятельности в процессе развития событий триада приобретает многоступенчатую структуру: прогнозирование - прогноз - планирование - план. Каждая из названных стадий имеет свои цели и задачи.

Планирование и прогнозирование городской территории являются неотъемлемой частью градостроительной политики.

Градостроительное планирование города осуществляется в целях реализации основополагающих принципов градостроительной деятельности и решения задач экономического и социального развития города. Градостроительное планирование осуществляется путем разработки, утверждения, ведения мониторинга реализации и актуализации градостроительной документации о градостроительном планировании. Планирование не возможно без прогнозирования.

Прогнозирование представляет собой предсказание будущего характера, а также развития процессов, происходящих на городской территории на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Прогнозирование - принцип управления городской территорией, основа эффективности любой деятельности человека.

Главной задачей прогнозирования является повышение эффективности использования городской территории и улучшение экологических условий окружающей среды.

Как показывает опыт, соблюдение требований методики прогнозирования позволяет разрабатывать прогнозы относительно высокой степени достоверности, точности, дальности, а по управляемым объектам давать ценную научную информацию для повышения уровня объективности и, следовательно, обоснованности разработки целей, планов, программ, проектов, решений.

Цель курсовой работы - ознакомится с приёмами и методами градостроительного прогнозирования и планирования использования городских территорий, с территориальным и функциональным зонированием.

городская застройка территориальное планирование

При выполнении курсовой работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность территориального планирования, его методы и принципы;

ознакомиться с различными подходами к градостроительному зонированию;

сделать анализ регулирования городской застройки на примере строительства микрорайона "Царский".

В ходе выполнения курсовой работы произведено исследование динамики существующего развития одного из районов города Читы. Выбранная территория находится в микрорайоне "Царский" города Читы. Исследуемый район ограничен улицами Ковыльная и Красной Звезды.

В настоящее время микрорайон "Царский" является одним из самых застраиваемых микрорайонов города Чита, ведется строительство многоэтажных домов, торговых комплексов. Это обосновывает выбор данного участка для исследования динамики развития, поскольку микрорайон имеет и старую и современную застройку, транспортно пешеходную систему, систему социально-бытового и культурно - досугового обслуживания, следовательно, есть возможность проследить динамику развития данной территории по разным аспектам.

Курсовая работа разделена на две главы. В первой рассматривается территориальное планирование, его сущность, основные методы и принципы, а также нормативно-правовые документы, определяющие территориальное планирование. Во второй главе приводится анализ регулирования городской застройки на примере строительства микрорайона "Царский".

1. Территориальное планирование

.1 Определение территориального планирования. Объекты различного значения. Значение и актуальность территориального планирования для развития муниципального образования

В 9 главе Градостроительного кодекса РФ говорится, что Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий <#"justify">·Объекты федерального значения - это объекты не являющиеся общественными инфраструктурами привязанными к определенной территории и связанные с использованием атомной энергетики, обороны, безопасности, космической деятельностью;

·Объекты регионального и местного значения - выделяются исходя из технических и бюджетных характеристик, т.е. нет четкой градации;

Перечень объектов различного значения может определяться тремя способами:

а) законодательно - с перечислением характеристик соответствующих объектов;

б) определение этих объектов в процессе территориального планирования;

в) сочетание двух первых считается наиболее оптимальным.

Градостроительная документация разрабатывается с учетом того, что ее реализация - сложный процесс, развивающийся во времени и в пространстве. Этим процессом необходимо управлять. Для этого необходимо разрабатывать соответствующие программы управления, которые должны содержать в себе:

. Набор подпрограмм, реализуемых по отраслям и отдельным территориям, в том числе и для уникальных территориальных предложений;

. Систему мониторинга результатов с набором контрольных показателей;

. Систему нормативной и законодательной базы, регулирующей развитие территории;

. Организационные структуры, способные принимать управляющие решения.

Для подготовки программ управления развитием территорией администрацией совместно с разработчиками проводится серия рабочих семинаров, на которых отрабатываются алгоритмы управления территорией и наборы показателей, характеризующих ход реализации документов территориального планирования. Эффективное управление развития территории приведено в таблице 1 (прил.)

1.2 Территориальное планирование и градостроительство, градоустройство. Нормативно-правовые документы, определяющие территориальное планирование

Границы градоустройства и градостроительства с одной стороны можно обозначить как очевидную связь с архитектурой, с благоустройством, а с другой - как дисциплину, сферу профессиональной деятельности:

) деятельность, связанная со всей сферой управления развитием и функционированием городов.

) деятельность, учитывающая особенности пространственного размещения объекта.

) деятельность, предполагающая взаимодействие субъектов городской среды.

Нормативно-правовые документы, определяющие территориальное планирование

Значительное место в Градостроительном Кодексе уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования также имеют три уровня - документы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они определяют градостроительную политику соответствующего уровня и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. По-видимому, в первую очередь подразумеваются решения по выделению бюджетных средств, а также выделению земельных участков.

В качестве документов территориального планирования Российской Федерации Градостроительным Кодексом определены схемы территориального планирования Российской Федерации, разрабатываемые по тематическим направлениям, например, в области обороны страны и безопасности государства, в области развития путей сообщения, информации и связи, и т.д.

Эти схемы должны разрабатываться на основании результатов инженерных изысканий с учетом федеральных программ развития Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. В определенных законом случаях они подлежит согласованию с субъектами Российской Федерации.

В рассмотрении проектов схем территориального планирования Российской Федерации принимают участие органы местного самоуправления с точки зрения учета в них своих интересов. Согласованию с муниципальными образованиями также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

) схемы территориального планирования муниципальных районов;

) генеральные планы городских округов.

В Градостроительном Кодексе подробно расписан состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и планов реализации таких документов. Однако он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В определенных Градостроительным Кодексом и уточняемых Правительством Российской Федерации случаях эти документы подлежат государственной экспертизе и согласованию с вышестоящими органами.

Генеральные планы и схемы территориального планирования проходят процедуру публичных слушаний и утверждаются представительными органами местного самоуправления. Генеральные планы в случаях, которые предстоит определить Правительству, подлежат обязательной государственной экспертизе. В остальных случаях документы территориального планирования могут быть направлены на экспертизу по инициативе и за счет органов власти и местного самоуправления, объединений граждан.

Поскольку вопросы территориального планирования часто затрагивают интересы органов разного уровня, в Кодексе предусмотрительно установлен порядок совместной подготовки проектов документов.

1.3 Методы территориального планирования. Основные принципы территориального планирования

1) метод экспериментальных оценок - принятие решений с помощью специалистов по конкретным вопросам.

) экономико-статистический метод - связь явлений между собой.

Позволяет выявить связь какого-либо результата с возможными факторами на него воздействующих, оценка конкретного мероприятия.

) метод экстраполяции - продолжение на будущее, тенденции, наблюдаемые в прошлом.

) балансовый метод - широко используется в региональной экономике, управления земельными ресурсами.

) экономико-математический метод - оптимизация, повышение эффективности, установление наиболее эффективного использования земель.

) метод районирования и зонирования территорий - разделение на зоны, районы в соответствии с конкретными целями использования.

) нормативный метод - определение целей использования в соответствии с нормой.

) программно-целевой метод.

Основные принципы территориального планирования

Принципы территориального планирования направлены на сохранение и повышения качества жизни населения района. Что подразумевает обеспечение для населения равного доступа к социальным и экономическим благам, обеспечение социальной устойчивости за счет развития образования, здравоохранения, учреждений досуга и обеспечение доступа к оплачиваемому труду.

Основными целевыми установками территориального планирования являются:

Обеспечение доступности и качества базовых социальных услуг за счет повышения мобильности и качества системы обслуживания и мобильности населения.

Приоритет в экономическом развитии на привлечение любых частных инвестиций, с целью обеспечения населения рабочими местами непосредственно на территории района.

Максимальное использование возможностей для комплексирования производства, выстраивания на территории района технологических цепочек, с целью снижения как финансовых, так и материальных издержек и максимизации дохода и прибыли на территории района.

Принцип разделения ответственности за социально-культурную среду между властью и бизнесом. При сохранении общего доступа инвесторов в район создание более благоприятных условий для инвесторов, проявляющих социальную активность: участвующих в программах подготовки и переподготовки кадров на территории Курской области, способствующих формированию благоприятной социально-культурной среды в местах их функционирования и проживания сотрудников.

Оптимизация бюджетных расходов. Усиление целевой функции использования средств, минимизация бюджетных затрат при усилении их адресности.

Данные принципы могут стать основой при разработке мероприятий пространственного развития конкретных территорий.

1.4 Сущность градостроительного зонирования. Правовой и технологический подходы к зонированию

Градостроительное зонирование - деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования - градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.

Градостроительное зонирование осуществляется органами местного самоуправления, а его результаты оформляются в виде местного нормативного правового акта - "Правил землепользования и застройки", которые принимаются представительными органами местной власти, имеют обязательную юридическую силу в границах муниципального образования и подлежат исполнению всеми субъектами, осуществляющими изменения объектов недвижимости или причастными к этому процессу, - административными органами надзора и контроля, собственниками и пользователями (арендаторами) недвижимости (в т. ч. федерального уровня или уровня субъекта РФ), инвесторами, застройщиками, подрядчиками. Правила являются основанием для разрешения споров в судебном порядке.

Существуют два подхода к пониманию содержания градостроительного (правового) зонирования и градостроительных регламентов (правовой и технологический).

Для обоих подходов есть одно общее исходное основание невозможность игнорировать факт развития рыночных отношений в экономической системе страны. Это общее основание складывается из неизбежного признания представителями публичной власти следующих взаимосвязанных объективных положений:

) публичная власть уже не может как прежде и не должна отвечать "за все", а только за некоторую часть того, что может, или должно происходить на территории в сфере градостроительной деятельности; эта некоторая часть от общего определяется полномочиями-обязательствами публичной власти, которые обеспечиваются бюджетом;

) наличие и возрастание количества частных субъектов градостроительной деятельности, которые будут осуществлять эту деятельность в той оставшейся части, которую публичная власть не может и не должна осуществлять непосредственно, власть не может и не должна отвечать своим бюджетом за такую деятельность частных субъектов;

) необходимость для публичной власти быть заинтересованной в том, чтобы побуждать, инициировать градостроительную деятельность частных субъектов по причине того, что сама власть никогда не сможет и не должна претендовать "сделать все за всех", а также потому, что самой публичной власти выгодна инициатива частных инвесторов.

Когда говорится о двух подходах к пониманию содержания градостроительного (правового) зонирования и градостроительных регламентов, то речь идет о двух кардинально различных способах налаживания отношений публичной власти с частными субъектами градостроительной деятельности.

Правовой подход уже с 1998 г., когда был введен в действие прежний Градостроительный кодекс РФ (ФЗ-73), является единственным легитимным подходом для отечественной практики. Принципы этого правового подхода, преемственно закрепленные и развитые Земельным кодексом РФ и новым Градостроительным кодексом РФ (ФЗ-190):

) публичное предъявление через опубликование ясных "правил игры" посредством не множества, а одного документа, нормативного правового акта - правил землепользования и застройки, содержащих, среди прочего, юридически значимые градостроительные регламенты как рамки, одновременно утверждающие и ограничивающие свободу градостроительной деятельности инвесторов, правообладателей недвижимости;

) утверждение положения, согласно которому все объекты недвижимости, расположенные в одной и той же территориальной зоне, имеют один и тот же правовой режим использования, который определяется градостроительным регламентом, а не произвольным мнением уполномоченного чиновника применительно к каждому отдельному объекту;

) утверждение положения, согласно которому правообладатели недвижимости могут по своему усмотрению (а не по воле уполномоченного чиновника) выбирать в пределах рамок, установленных градостроительным регламентом, виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости при условии соблюдения установленных законами технических регламентов безопасности;

) возможность последовательного развития правил землепользования и застройки путем внесения в них дополнений и изменений, например, в части предельных параметров разрешенного строительства, подготавливаемых, в том числе, и посредством документации по планировке территории.

Технологический подход применительно к установлению градостроительных регламентов с введением в действие в 1998 г. прежнего Градостроительного кодекса РФ (ФЗ-73) перестал быть легитимным, но несмотря на это, еще продолжает практиковаться.

Технологическим этот подход является потому, что получаемые в процессе его реализации характеристики никогда не являются завершенными ("процесс ради процесса"), они не адресуются непосредственно существующим и будущим правообладателям недвижимости и не являются юридически значимыми регламентами, а предназначены для последующего уточнения и трактовок этих характеристик самой администрацией при установлении индивидуальных предписаний частным лицам. Принципы технологического подхода к установлению градостроительных регламентов прямо противоположны принципам правового подхода и следующие:

) установка на подготовку длинного ряда различных градостроительных документов, каждый из которых имеет сугубо технологическое (не правовое) и промежуточное (не завершенное в правовом отношении) содержание из-за того, что окончательные регламенты устанавливаются на самом деле не этими промежуточными градостроительными документами, а документами-заданиями для разработки проектной документации применительно к каждому отдельному объекту;

) несмотря на номинальное наличие территориальных зон, различные объекты в одной и той же территориальной зоне имеют не один и тот же правовой режим использования, а разные правовые режимы; в связи с этим упраздняется зональный подход к регулированию как правовое действие; установки на получение юридически значимого результата заменяются установками на выполнение технологических действий без их юридического завершения, поскольку промежуточность каждого этапа таких технологических действий предполагает ряд следующих этапов; фактически утверждается индивидуально-выборочный подход, который принципиально ориентирован на субъективные трактовки промежуточных технологических результатов уполномоченными чиновниками;

) из-за отсутствия правовых рамок, приписанных конкретным объектам недвижимости, правообладатели недвижимости лишены права выбирать виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости, а должны получать индивидуальные разрешения уполномоченных чиновников, которые принимают решения, сообразуясь со субъективным мнением о том, как переложить показатели общего "функционального и строительного баланса", установленные для территориальных зон на каждый из множества отдельных земельных участков;

) из-за того, что индивидуально-выборочные административные решения применительно к каждому отдельному объекту в каждом отдельном месте закреплены как непререкаемый принцип, технологический подход является "завершенным в самом себе". Технологический подход "смотрит" в сторону чиновников-интерпретаторов и "отворачивается" от интересов владельцев недвижимости, создавая правовую неопределенность относительно возможностей будущего развития объектов недвижимости.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться:

) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

) зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В состав общественно-деловых зон могут включаться:

) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

) общественно-деловые зоны иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

В границах той или иной территориальной зоны выделяют различные виды функционального использования земельных участков, которые описаны в таблице 2 (прил.)

2. Регулирование городской застройки на примере микрорайона "Царский"

Исследуемая территория расположена в жилой территориальной зоне, которая включает несколько видов функционального использования, в частности: земли под жилыми домами многоэтажной застройки, земли гаражей и автостоянок, земли под объектами торговли, автозаправочными станциями, предприятиями автосервиса, земли учреждений образования.

2.1 Территориальное и функциональное использование земельных участков на исследуемой территории

Территориальное использование земельных участков на исследуемой территории остается на протяжении рассматриваемого периода осень 2011 - зима 2015 гг. постоянно меняется, постепенно застраиваются все новые площади. Рассматриваемый район уже относится к жилой территориальной зоне, так как в новых дома живут жильцы. Строительством микрорайона "Царский" занимаются ООО "РУС".

Рассматриваемый период осень 2011-зима 2015 гг характеризуется увеличением общей площади земель под объектами торговли, жилой застройки многоэтажными домами, общественными зданиями. Более подробно и конкретно это рассмотрено в следующих главах. На перспективу зимы 2015 года можно говорить о возможном увеличении площади земель под объектами торговли, жилыми многоэтажными домами, общественными зданиями и как следствие, в связи с увеличением плотности населения - увеличением земель под улицами (для проезда и подъезда).

2.2 Межевание территориальных участков

В основном изменение границ участков в пределах рассматриваемой территории за год осень 2011-зима 2015 гг. произошло в связи с выделением не используемых участков (в основном это территории, заросшие зеленой растительностью).

На перспективу зимы 2015 года можно говорить об изменении границ существующих земельных участков (уменьшении площади зеленых территорий) в пределах исследуемой территории в связи с новой застройкой.

2.3 Транспортно-пешеходная система

Территория исследуемого микрорайона расположена близко к окраине города, но данный недостаток компенсируется хорошей транспортной обеспеченностью, которая связывает район практически с любым районом города напрямую.

Время доступности до центра города составляет в среднем 20 минут на общественном транспорте и 10 минут на личном автотранспорте при условии отсутствия различного рода аварий и ДТП.

Обеспеченность исследуемой территории общественным транспортом достаточная. Имеются остановки автобусов следующих маршрутов:

№ 2 (Каштак - ул. Промышленная-1);

№ 3 (Каштак - Вторая Южная);

№28 (Школы 17 - Сосновый Бор);

№ 29 (Каштак - Антипиха);

№ 35 (мкр. Солнечный - ул. Баргузинская - мкр. Солнечный);

№47 (ул. Красной Звезды-ГРЭС).

Остановки автобусного транспорта расположены удобно. Время доступности до них в среднем составляет 5 минут. Практически во все районы города можно добраться на маршрутных автобусах.

Наиболее эффективно используемыми улицами большегрузными и легковыми автомобилями являются улицы Красной Звезды и Ковыльная. Улица Красной Звезды пересекая Федеральную трассу образует недавно построенный современный мост-развязку и соединяет исследуемый микрорайон с точкой выезды за город.

Улица Ковыльная проходит поперек реки Читинка и связывает данный микрорайон с Центральным районом города, а также с выездом из города на трассу Федерального значения. К постоянным связям района с центром города и другими микрорайонами можно отнести следующие: чебные (студенты различных учебных заведений; культурные (посещение театров, кинотеатров, кафе, парков отдыха, библиотек, выставок, мест массового отдыха и т.п.); торговые (посещение торговых центров, вещевых рынков, базаров, магазинов бытовой техники и т.п.); еловые (связанные с работой населения).

Чтобы проанализировать уровень автомобилизации на улицах, прилегающих к исследуемой территории, нужно рассчитать интенсивность перевозок, плотность транспортной сети, а также изучить качественные и количественные показатели работы общественного транспорта, развитие сети предприятий по обслуживанию автотранспортных средств, экологическое состояние окружающей среды.

Для исследования проведём визуально-аналитические наблюдения по состоянию на зиму 2015 года по наиболее характерным и напряженным участкам территории - ул. Красной Звезды, ул. Ковыльная.

. Интенсивность перевозок может быть выражена формулой:

ΣN = Nчас пик + N,

где ΣN - общее количество (ед.), час пик - количество, определённое в часы "пик".

час пик (N) = n ∙ m,

где n - количество единиц, определённое в единицу времени "t";- продолжительность исследований (t = 10 мин);

= 60: t (60 мин = 1 час).= 106 ∙ 6 = 636 час пик = 139 ∙ 6 = 834

ΣN = 636 + 834 = 1470 автомобилей в час.

Учитывая результаты наблюдений зимой 2015 года, интенсивность перевозок в тот период составляла 1470 автомобилей в час. Повышение интенсивности движения можно объяснить, применяя аналитический метод, т.е. анализируя складывающуюся ситуацию: при относительно стабильной численности населения, растет уровень автомобилизации. В среднем за год плотность транспортного потока в Читее увеличивается на 6 %, причем на сегодняшний момент почти каждый четвёртый житель города имеет автомобиль, причем число автомобилей постоянно растет, т.е. темпы роста числа автомобилей выше темпов роста численности населения, но в то же время растет количество иномарок, имеющих более высокие показатели скорости на дорогах. К тому же уровень благосостояния населения увеличивается и даже студенты, проживающие в общежитиях, работая, могут позволить себе купить подержанные автомобили. Вследствие чего повышается интенсивность движения в обычное время суток, и в час пик. В результате сложившейся ситуации происходят так называемые "автомобильные пробки".

Развитие этой ситуации в будущем можно определить одним из прогностических методов - методом экстраполяции, который используется там, где известно предшествующее развитие рассматриваемого явления и где можно с уверенностью сказать, что имеется устоявшаяся тенденция, вполне определившийся закономерный процесс, который может быть выражен в виде непрерывной линии, обычно кривой, анализируя которую, можно сделать вывод о будущем увеличении интенсивности движения на данном участке в обычные периоды времени, а в период час пик интенсивность скорее всего возрастет не значительно или останется на том же уровне.

В зависимости от времени года и времени суток поток общественного транспорта может уменьшаться или увеличиваться в том или ином направлении.

Посредством опроса и визуальных наблюдений было установлено, что на изменение популярности автобусов в зависимости от времени года влияют направления маршрутов. А именно в теплый период увеличивается поток людей за город - маршруты №29 и №35, в холодный период увеличивается поток людей на вокзал (преимущественно иногородних студентов) - маршрут №2, №3.

В связи с постоянно увеличивающимся количеством автомашин в исследуемом микрорайоне происходит развитие предприятий по обслуживанию автотранспортных средств: автозаправочная станция "Лукойл" с автосервисом и автомойкой на улице Красной Звезды, станции технического обслуживания легкового автотранспорта ("Шинторг", "Японка"). На период весны 2009 года можно прогнозировать увеличение количества автосервисов, в связи с увеличением количества машин.

Дорожные условия в данном микрорайоне требуют существенной доработки. В связи с увеличением количества автотранспорта на пересечении улиц Красной Звезды и Ковыльной, необходимо установить светофоры, что снизило бы аварийность и увеличило безопасность пешеходов, пересекающих данные улицы, а также пропускную способность дорог этого района.

Существенным аспектом является то, что на пересечении улиц Красной Звезды и Гладкова расположены два крупных торговых центра, что увеличило поток пешеходов на этом перекрестке, увеличило количество припаркованных машин. Перекресток имеет большие размеры и является сложным.

2.4 Система социально-бытового и культурно - досугового обслуживания населения

В исследуемый период наблюдались изменения, характеризующие количественное и качественное расширение сферы обслуживания:

. изменился уровень некоторых предприятий и учреждений обслуживания (происходит реорганизация супермаркета "Царский" и в целом ТЦ "Северный", одни торговые павильоны заменяются другими),

. изменились их мощности (растет нагрузка на ТЦ "Царский"),

. построено общественно-деловое здание, которое планируется сдавать в аренду под торговые павильоны ("Арена").

В культурно-досуговом плане ситуация не сильно изменилась: по-прежнему в районе две школы, но также ООО "РУС" на территории микрорайона "Царский" ведется строительство нового детского сада. По сравнению с осенью 2010 года количество кафе-баров увеличилось (введен в эксплуатацию Спорт-бар "Клондайк"). Полагаясь на эти данные методом сравнительного анализа можно построить прогноз: на исследуемой территории будет увеличиваться число культурно-массовых учреждений.

2.5 Существующий жилой фонд по типам жилых домов и принадлежности к собственности

Динамика изменений, характеризующая количественно и качественно состояние жилого фонда по расположению зданий, этажности, типу жилых домов, количеству квартир, материалу стен, произошедшая за период: осень 2011 - зима 2015 г.) отсутствует. Физический износ зданий изменился на 1-2%.

Численность населения меняется значительно, это связано с тем, что в эксплуатацию сдаются все новые и новые построенные дома.

На пересечении улиц Красной Звезды и Ковыльная ведется строительство первого в Чите 25-ти этажного небоскреба. Предположительно этот участок будет застроен современным жилым комплексом с удобным благоустройством.

Используя метод аналога, сравнивая с территорией города в целом и с соседними кварталами, можно сделать вывод, что исследуемая территория будет продолжать застраиваться, о чем говорят существующие ныне свободные земельные участки. При этом будут применяться новые технологии строительства.

2.6 Благоустройство общественно-деловой и жилой территории

На исследуемой территории на пересечении улиц Судоремонтная и Северная было построено общественно-деловое здание с современным благоустройством, большой парковкой, удобным подъездом. Таким образом, произошло увеличение мест работы для населения. Вследствие этого на период зимы 2015 года можно прогнозировать расширения общественно-деловой сферы в данном районе.

Уровень благоустройства жилой территории значительно повысился. В летний период проводился ремонт дворовых территорий квартала, образуемого улицами Красной Звезды, мкр. Северный было заменено дорожное покрытие, увеличена площадь парковок, что значительно улучшило условия проживания на данной территории, снизило аварийность.

На перспективу весны 2009 года можно прогнозировать улучшение уровня благоустройства соседних кварталов.

2.7 Экологическое состояние исследуемого района

Большое влияние на экологическую обстановку оказывает рост шума и вибрации, загрязнения атмосферы выхлопными газами вследствие близости расположения жилой застройки к проезжей части, увеличения количества машин по сравнению с осенью 2010 года. В связи с этим можно говорить об ухудшении экологической обстановки в данном районе. Существенное влияние на это оказывает вырубка зеленых насаждений при строительстве.

Не перспективу весны 2015 года можно прогнозировать ухудшение экологической обстановки на исследуемой территории.

Заключение

На практических примерах мы ознакомились с элементарными приёмами и методами градостроительного прогнозирования и планирования использования городских территорий, с территориальным и функциональным зонированием.

В ходе выполнения курсовой работы произведено исследование динамики существующего развития одного из районов города Читы. Выбранная территория находится в микрорайоне "Царский" города Читы. Исследуемый район ограничен улицами Красной Звезды, Ковыльная, мкр. Северный.

При выполнении курсовой работы большое внимание было уделено комплексному подходу к оценке градостроительной ситуации, так как на исследуемой территории рассмотрены демографическая, экологическая ситуации, жилой фонд, социально-бытовая и культурно - досуговая сферы, уровень автомобилизации, транспортной доступности и др.

В результате выполнен обобщающий анализ, ориентированный на решение приоритетных задач социальной направленности.

В проекте представлены варианты повышения эффективности использования городской территории в различных приоритетных стратегических направлениях, а также прогноз развития существующего положения. Такими направлениями в данном микрорайоне является развитие жилой застройки, объектов социально-бытового обслуживания, строительство которых происходит и на сегодняшний день. Увеличение количества транспортных единиц, уменьшение пропускной способности дорог также имеет важное социально-экономическое значение. Экологическая ситуация в районе этим усугубляется (растет загазованность улиц, шум). Данные исследования помогли не только количественно оценить социально-градостроительное положение исследуемой территории, но и спрогнозировать её дальнейшее развитие.

Список используемой литературы

1. Градостроительный кодекс РФ.

. Земельный кодекс РФ. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2014. - 48 с.

. Жилищный кодекс РФ. - СПб.: Тригон, 2013. - 94 с.

. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки. Учебное изд. (исследование опыта зарубежных стран) / А.В. Крашенинников. - М.: Архитектура-С, 2005 - 110с.

. Лазарев А.Г., Шеина С.Г. и др. Основы градостроительства - Р-на-Д.: Феникс, 2004 г.

. Ярыгина З.Н. Социальные основы архитектурного проектирования - М.: Стройиздат, 1990 - 340с.

. Планировка сельских населённых мест: Учебник/ под редакцией Артёменко В.В. - М.: Колос, 1997.

. Свенсон Р. Социальное планирование в градостроительной практике. - М.: Стройиздат, 1991 - 112с.

. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов: Курс лекций/Я.В. Косицкий - М.: Архитектура, 2005-646 с., ил.

Приложение

Таблица 1. Эффективное управление развития территории.

Задачи управленияОбъекты управленияПроцесс управленияРезультат управленияСоциальная стабильностьНаселение Социологические исследованияУдовлетворение потребностей населения. Разработка стратегий и программ развития муниципальных образованийРост населения территорииЭкономический ростПредприятия по производству товаров и услуг. Маркетинговые исследованияОрганизация экономически эффективной деятельности. Разработка маркетинговых стратегий развития территорий. Разработка документов территориального планирования. Разработка градостроительной документацииБлагополучие населения территорииКачественная среда обитанияПриродные ресурсы территорий. Аудит территорий муниципальных образованийСохранение экологического баланса. Разработка нормативов ведения хозяйственной деятельности. Разработка документов территориального планирования. Экспертиза документов территориального планированияЗдоровье населения территорий

Таблица 2. Виды функционального использования земельных участков

1. Земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройкиЗемельные участки жилых домов, земельные участки общежитий, прочие земли жилых зданий2. Земли под домами индивидуальной жилой застройкиЗемельные участки индивидуальных жилых домов3. Земли дачных и садоводческих объединений гражданЗемли дачных и садоводческих объединений граждан4. Земли гаражей и автостоянокЗемельные участки гаражных кооперативов, земельные участки индивидуальных гаражей, земельные участки других объектов для хранения автомобилей5. Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервисаЗемельные участки магазинов, земельные участки универмагов, земельные участки гастрономов, земельные участки универсамов, земельные участки рынков, земельные участки ярмарок, земельные участки объектов мелкорозничной торговли (палатки), земельные участки других объектов торговли, земельные участки ресторанов и кафе, земельные участки фабрик-кухонь, земельные участки других объектов общественного питания, земельные участки экскурсионных бюро, земельные участки дискотек, ночных клубов и прочие, земельные участки автостоянок, земельные участки АЗС, земельные участки бань и душевых павильонов, земельные участки химчисток и прачечных, земельные участки мастерских по ремонту часов, бытовой техники, ремонту и изготовлению мебели, земельные участки ателье, земельные участки пунктов проката, земельные участки парикмахерских, земельные участки приемных пунктов прачечных и химчисток, земельные участки похоронных бюро, поминальных залов, земельные участки других предприятий бытового обслуживания6. Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектамиЗемельные участки детских дошкольных учреждений, земельные участки общеобразовательных школ, земельные участки учебно-производственных комбинатов, земельные участки ПТУ, земельные участки средних специальных учебных заведений, земельные участки вузов, земельные участки институтов повышения квалификации, усовершенствования, земельные участки школ-интернатов, детских домов, земельные участки лицеев, земельные участки гимназий, земельные участки колледжей, земельные участки военных училищ, земельные участки прочих учреждений народного образования, земельные участки больниц, земельные участки родильных домов, земельные участки поликлиник, земельные участки аптек, земельные участки раздаточных молочных кухонь, земельные участки санитарно-эпидемиологических станций (СЭС), земельные участки подстанций скорой помощи, земельные участки домов-интернатов для инвалидов и престарелых, земельные участки госпиталей, земельные участки медпунктов, земельные участки травматологических пунктов, земельные участки санаториев, земельные участки других учреждений здравоохранения и социального обеспечения, земельные участки детско-юношеских спортивных школ, земельные участки теннисных кортов, земельные участки ипподромов (манежей), земельные участки мотодромов, земельные участки катков, земельные участки велотреков, земельные участки стрельбищ, земельные участки тиров, земельные участки шахматно- участки диспансеров, земельные участки ветеринарных лечебниц, земельные участки амбулаторий, земельные участки станций переливания крови, земельные участки станций дезинфекции, земельные шашечных клубов, земельные участки автомотоклубов, земельные участки школ служебного собаководства, земельные участки спортивных лагерей, земельные участки спортзалов, дворцов спорта земельные участки стадионов, земельные участки бассейнов, земельные участки других учреждений физической культуры и спорта, земельные участки театров, земельные участки концертных залов, земельные участки цирков, земельные участки выставочных залов, земельные участки музеев, земельные участки кинотеатров, земельные участки библиотек и архивов, земельные участки клубов, земельные участки дворцов культуры, земельные участки консерваторий, музыкальных школ и школ искусств, земельные участки художественных школ, земельные участки художественных галерей, земельные участки планетариев, земельные участки киностудий, земельные участки зоопарков, земельные участки других учреждений культуры и искусства, земельные участки монастырей и других религиозных объектов7. Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связиЗемельные участки учреждений отраслевого управления (включая органы управления силовых структур) Земельные участки фабрик, заводов и комбинатов Земельные участки электростанций Земельные участки типографий Земельные участки других промышленных предприятий Земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК) Земельные участки пунктов приема вторсырья отделений Земельные участки элеваторов Земельные участки товарно-сырьевых бирж Земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок Земельные участки железных дорог Земельные участки железнодорожных вокзалов, станций Земельные участки железнодорожных депо Земельные участки мастерских по ремонту и обслуживанию ж/д транспорта Земельные участки автовокзалов Земельные участки мастерских по ремонту и обслуживанию междугородного автомобильного транспорта Земельные участки пассажирских пристаней, водных вокзалов Земельные участки грузовых пристаней Земельные участки мастерских по ремонту и обслуживанию водного транспорта Земельные участки аэродромов Земельные участки мастерских по ремонту и обслуживанию воздушного транспорта Земельные участки станций метро, открытых линий и депо Земельные участки трамвайных линий Земельные участки трамвайных депо Земельные участки автобаз, автокомбинатов Земельные участки мастерских по ремонту и обслуживанию городского транспорта Земельные участки автозаправочных, газонаполнительных станций Земельные участки по ремонту и содержанию шоссейных дорог общего пользования Земельные участки других предприятий транспорта Земельные участки отделений связи Земельные участки АТС Земельные участки опорных усилительных станций Земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений Земельные участки объектов космического обеспечения Земельные участки прочих предприятий связи Земельные участки пожарных депо Земельные участки контор механизированной обработки Земельные участки газораспределительных пунктов Земельные участки районных котельных Земельные участки трансформаторных подстанций электросети Земельные участки центральных тепловых пунктов Земельные участки водоразборных узлов Земельные участки кладбищ 8. Земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспеченияЗемельные участки издательств Земельные участки редакций Земельные участки юридических служб, судопроизводства и нотариата Земельные участки органов территориальной власти и управления Земельные участки посольств, консульств и представительств Земельные участки военкоматов Земельные участки отделений полиции и пунктов охраны порядка Земельные участки исправительных заведений Земельные участки загсов и дворцов бракосочетания Земельные участки прочих административно - управленческих и общественных организаций Земельные участки научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов Земельные участки вычислительных центров и других объектов информатики Земельные участки академических центров Земельные участки обсерваторий Земельные участки лабораторий и опытных заводов Земельные участки других объектов науки и научного обслуживания Земельные участки крематориев Земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий Земельные участки полигонов промышленных и бытовых отходов Земельные участки других учреждений коммунального хозяйства Земельные участки заготовительных пунктов и отделений Земельные участки баз и складов Земельные участки снабженческих контор 9. Земли под военными объектамиЗемельные участки войсковых частей Земельные участки других объектов обороны10. Земли под зданиями (строениями) рекреацииЗемельные участки санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, пионерских лагерей Земельные участки туристических баз, детских и спортивных лагерей Земельные участки других объектов оздоровительного и рекреационного назначения11. Земли под сельскохозяйственными зданиями (строениями) и сельскохозяйственные угодьяЗемельные акционерных обществ, колхозов, совхозов, крестьянско-фермерских хозяйств и прочие Земельные участки личных подсобных хозяйств, индивидуального огородничества, сенокошения, животноводства Земельные участки коллективного огородничества

Похожие работы на - Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!