Таможенное регулирование внешнеторгового оборота на территории Особой экономической зоны в Калининградской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенное регулирование внешнеторгового оборота на территории Особой экономической зоны в Калининградской области














Таможенное регулирование внешнеторгового оборота на территории особой экономической зоны в Калининградской области

Введение

таможенный зона внешнеторговый

Тема моей курсовой работы является достаточно актуальной в наше время также потому, что Калининградская область является особой экономической зоной. Механизм создания особых экономических зон не является нововведением, разработанным в нашей стране. Он широко используется как в развитых, так и в развивающихся странах в качестве механизма диверсификации экономики и регионального развития, принося свою пользу экономикам этих стран.

Дискуссионность проблематики, актуальность поставленных проблем важного для Калининградской области механизма управления особой экономической зоной в целях совершенствования и диверсификации внешнеэкономической деятельностью обусловили выбор темы курсовой работы, постановку ее цели и формулирование этапных задач. Основной целью курсовой работы является рассмотрение особенностей таможенного регулирования внешнеторгового оборота на территории особой экономической зоны Калининградской области.

Цель и логика исследования обусловили постановку и решение ряда последовательных задач:

положение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

правовые аспекты и регулирование данной процедуры

особенности таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Калининградской области;

оформление ввоза товаров на территории свободной таможенной зоны;

оформление вывоза товаров на территории особой таможенной зоны;

оформление переработанных товаров, ранее ввезенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Объектом исследования являются правовой порядок и особенности использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны, организация внешнеэкономической и таможенной деятельности в условиях функционирования свободных экономических зон.

Предмет исследования - порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон и их взаимодействие с другими экономическими структурами.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих зарубежных и отечественных ученых в области инновационной экономики и организации функционирования инвестиционно активных территорий.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Понятие и правовое регулирование режима свободной таможенной зоны

1.1    Понятие и характеристика таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Частью 1 ст.37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005), далее - Закон № 116-ФЗ, введено понятие «свободная таможенная зона».

Свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим, при котором:

иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой экономической зоне.

В ст. 202 Таможенного кодекса таможенного союза свободная таможенная зона включена в систему таможенных процедур, применяемых в Российской Федерации, и определена в качестве разновидности экономических таможенных процедур. В пункте 2 статьи 202 Таможенного кодекса таможенного союза закреплено: "Таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, а также Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

До вступления в силу Закона № 116-ФЗ вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулировались Таможенным кодексом РФ 1993г. (гл.12).

Таким образом, Закон № 116-ФЗ стал одним из законодательных источников таможенного права наряду с Таможенным кодексом 2003г. и продолжающей действовать гл.12 Таможенного кодекса РФ 1993г.

Согласно части 2 и 3 статьи 37 Закона № 116-ФЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами особой экономической зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности помещаются:

товары, ввозимые на таможенную территорию России с территорий иностранных государств;

товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории России;

товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Ввоз в особую экономическую зону резидентами товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, а также вывоз с территории особой экономической зоны любых товаров как резидентами, так и нерезидентами осуществляется с разрешения таможенных органов (часть 7 статьи 37 Закона № 116-ФЗ).

Свободная таможенная зона - одна из разновидностей экономических таможенных процедур, и может быть применена на территории особых экономических зон. Определение этой таможенной процедуры законодатель дает в зависимости от того, какой товар - иностранный или российский - под него помещается. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, размещаются и используются в пределах территории особых экономических зон без уплаты таможенных пошлин и налога на добавочную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары могут находиться на территории особых экономических зон в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны, а в случае прекращения существования особой экономической зоны находящиеся на ее территории товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо помещению под иную таможенную процедуру в течение трех месяцев с момента прекращения существования особой экономической зоны.

Прекращается же использование этой таможенной процедуры при вывозе товаров за пределы территории особой экономической зоны или при передаче этих товаров нерезиденту особой экономической зоны, но при этом действие таможенного режима не прекращается при перемещении товаров из одной особой экономической зоны в другую в целях их использования в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

Для осуществления ввоза товаров на территорию особой экономической зоны и вывозе с ее территории необходимо разрешение таможенных органов. Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Одним из ключевых моментов рассматриваемой таможенной процедуры является исполнение финансовых обязанностей по уплате причитающихся таможенных пошлин и иных косвенных налогов.

Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами в следующих случаях:

) при помещении резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

) при помещении резидентами особой экономической зоны под таможенную процедуру свободной таможенной зоны иностранных товаров, приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

При этом возврат платежей производится, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Использование таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть прекращено, если товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:

) вывозятся за пределы территории ОЭЗ (кроме случаев перемещения товаров в другую ОЭЗ в целях их использования в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны);

) передаются нерезиденту ОЭЗ.

Взимание таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза с иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, происходит при:

) выпуске данных товаров для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации;

) отчуждении товаров в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.

При этом акцизы подлежат уплате при выпуске для свободного обращения продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Однако в случае вывоза с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждении в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, таможенными органами также взимаются НДС и акцизы, а таможенная пошлина не взимается.

При этом акцизы подлежат уплате в отношении продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Указанные платежи исчисляются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.

В случае вывоза иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории Российской Федерации:

) ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются;

) вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Исключением являются иностранные товары, ввезенные на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В случае утраты лицом статуса резидента ОЭЗ принадлежащие ему товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, в течение трех месяцев с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ должны быть:

отчуждены в пользу другого резидента ОЭЗ;

помещены под иной таможенный режим.

Если данное требование не выполняется, то по истечении трехмесячного срока таможенные органы распоряжаются такими товарами в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса РФ по правилам, предусмотренным для распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек.

Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами (если освобождение от их уплаты или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ согласно таможенному законодательству) в следующих случаях (часть 17 статьи 37 Закона № 116-ФЗ):

при помещении резидентами под таможенную процедуру свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ;

при помещении резидентами под таможенную процедуру свободной таможенной зоны иностранных товаров, приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются таможенными органами в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в том числе продуктов их переработки) (часть 19 статья 37 Закона № 116-ФЗ):

при выпуске их для свободного обращения на остальную часть таможенной территории РФ;

при их отчуждении в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Таможенные пошлины, НДС и акцизы уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом. Акцизы уплачиваются в том случае, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, которые не были подакцизными при их помещении под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Таможенные пошлины исчисляются по выбору плательщика (часть 20 статья 37 Закона № 116-ФЗ):

по ставкам, установленным для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны;

по ставкам, установленным для товара, изготовленного на территории особой экономической зоны.

Выбранная система исчисления ставок таможенных пошлин должна быть указана в сведениях, представляемых в таможенные органы. Причем система исчисления ставок таможенных пошлин может быть изменена в том же порядке, что и сведения о товарах.

Таможенная стоимость и количество иностранных товаров для целей исчисления таможенных пошлин определяются на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны. При этом добавленные при совершении незапрещенных операций, стоимость и количество иностранных товаров не учитываются, не учитываются также стоимость и количество российских товаров (часть 23 статья 37 Закона № 116-ФЗ).

Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество определяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации (часть 24 статья 37 Закона № 116-ФЗ). Таможенная стоимость иностранных товаров определяется в общем порядке.

) при определении таможенной стоимости по методу определения стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже лицом, являющимся резидентом особой экономической зоны, лицу, не являющемуся резидентом особой экономической зоны;

) для целей определения таможенной стоимости датой пересечения таможенной границы оцениваемыми товарами считается день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны;

) место прибытия товаров на таможенную территорию РФ определяется как место вывоза с территории особой экономической зоны или как территория особой экономической зоны при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны без вывоза товаров с территории особой экономической зоны.

Налог на добавленную стоимость и акцизы в отношении российских товаров взимаются в следующих случаях (часть 26 статья 37 Закона № 116-ФЗ):

при вывозе российских товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории России;

при отчуждении российских товаров в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

НДС и акцизы взимаются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации. Акцизы подлежат уплате в том случае, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Стоимость российских товаров для целей исчисления НДС и акцизов определяется на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Причем стоимость товаров для целей исчисления НДС определяется в соответствии с НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без учета НДС, а в стоимость товаров для исчисления акцизов не включается стоимость акцизов (часть 28 статья 37 Закона № 116-ФЗ).

НДС и акцизы не подлежат уплате, если российские товары перемещаются из одной особой экономической зоны в другую в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

Частью 30 статьи 37 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что при вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются. В этом случае в соответствии с таможенным режимом экспорта уплачиваются вывозные таможенные пошлины. Исключение составляют иностранные товары, ранее ввезенные на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимые в неизмененном состоянии.

Таким образом, таможенная процедура свободной таможенной зоны ориентирована на создание благоприятных условий для производства товаров, направляемых в дальнейшем на экспорт, позволяя завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины, а после переработки или ввозить их на территорию таможенного союза в режиме экспорта (с уплатой НДС и пошлины), или вывозить за пределы таможенного союза (без уплаты НДС и пошлины). Данная процедура позволяет легально и достаточно эффективно стимулировать экспорт.

.2     
Порядок таможенного оформления товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны

Таможенное оформление товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, а также вывозимых с этой территории, включая продукты переработки, осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, с учетом положений глав 3 и 8 Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

Сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, представляются резидентами в таможенный орган в письменной форме. Помимо сведений о товарах представляются сведения об операциях, совершаемых с этими товарами, а также о товарах, изготавливаемых в результате совершения этих операций. Такие сведения должны быть представлены в таможенный орган не позднее, чем за 15 дней до начала каждого календарного года. В отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, сведения следует представить не позднее, чем за 15 дней до подачи таможенной декларации (часть 11 статья 37 Закона № 116-ФЗ).

Представленные в таможенный орган сведения о номенклатуре товаров, их количестве и совершаемых с ними операциях резидент особой экономической зоны вправе изменить и (или) дополнить. Сделать это можно в течение календарного года, но не чаще одного раза в квартал, сообщив измененные и (или) дополненные сведения не позднее, чем за 15 дней до подачи таможенной декларации (часть 12 статья 37 Федерального закона № 116-ФЗ).

Следует иметь в виду, что первоначально поданные сведения о товарах, а также измененные, дополненные сведения необходимо согласовать с органами управления особыми экономическими зонами.

Форма, в которой подаются сведения, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 22.04.2006 № 105 «Об утверждении формы заявления резидента особой экономической зоны и требований к сведениям, указываемым в заявлении резидента особой экономической зоны».

Товары, не указанные в заявлении резидента, не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Декларирование товаров, заявляемых к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, производится путем подачи таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами заполнения таможенных деклараций, при декларировании иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза и (или) выпускаемых для свободного обращения.

Декларирование российских товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, производится путем заявления таможенному органу сведений о российских товарах, необходимых для таможенных целей, в таможенной декларации, форма которой утверждена

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 20.09.2010) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»)

Заполнение таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной экономической зоны, производится в соответствии с правилами, установленными Инструкции о порядке заполнения декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, с учетом особенностей заполнения таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной экономической зоны.

В одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких ДТ, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации 2a, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), соответствующей комплектному или завершенному товару. В одной ДТ могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах. А также, если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные процедуры, должны подаваться отдельные ДТ для каждой таможенной процедуры. При таможенном декларировании (далее - декларирование) валюты и ценных бумаг подается отдельная ДТ на каждый вид валюты и ценных бумаг. ДТ состоит из основного (ДТ1) и добавочных (ДТ2) листов формата A4. Добавочные листы ДТ используются в дополнение к основному листу, если в одной ДТ декларируются сведения о двух и более товарах. На основном листе ДТ указываются сведения об одном товаре. На одном добавочном листе могут быть указаны сведения о трех товарах.

При этом как один товар декларируются товары одного наименования (торгового коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

На российские товары, вывозимые, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и выпускаемые для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации ДТ заполняется так же, как и при декларировании иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения.

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон РФ № 5003-1). Методы определения таможенной стоимости установлены статьей 12 Закона РФ №5003-1 (Приложение №15), из которой следует, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

-             метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

-             метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

-             метода по стоимости сделки с однородными товарами;

-             метода вычитания;

-             метода сложения;

-             резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

При прекращении существования особой экономической зоны товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат:

-             перемещению в другую свободную таможенную зону;

-             оформлению в соответствии с иным таможенной процедурой.

Для совершения необходимых операций с товарами заинтересованному лицу (бывшему резиденту особой экономической зоны) дается три месяца <#"799991.files/image001.gif">

Рис. 1. Этапы создания особых экономических зон в Российской Федерации.

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам особой экономической зоны. В соответствии со статьей 38 Закона об особых экономических зонах, резидентам особых экономических зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В мировой практике известны два альтернативных метода создания особых экономических зон - «сверху» и «снизу». В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея).

Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В российском Законе об особых экономических зонах избран первый подход - создание исключительно государственных особых экономических зон на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом «снизу» (преимущественно за счет частных инвестиций) заведомо отвергается.

Впервые в нашей стране особые экономические зоны появились в конце 80-х годов прошлого столетия в связи с разработкой, так называемой единой государственной концепции свободных зон. Согласно данной концепции особые экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства.

Однако союзная программа по созданию и развитию особых экономических зон не была воплощена в полной мере по ряду различного рода причин, среди которых можно выделить несовместимость представленной концепции особых экономических зон с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования, неразрешенность технологических проблем функционирования особых экономических зон, а также пассивное отношение потенциальных инвесторов, причем как иностранных - в связи с ограниченностью представленных возможностей, так и национальных - в связи с отсутствием эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах и отсутствием возможностей по реализации эффективных инвестиционных проектов.

Второй этап становления особых экономических зон на территории России ознаменовался появлением типологии особых экономических зон («зоны свободного предпринимательства» (например, г. Ленинград, г. Выборг) и «свободные экономические зоны» (например, Алтайский край, г. Зеленоград (Москва)), которая, в сущности, не имела четких критериев, вследствие чего отличия в создаваемых особых экономических зонах не были связаны с типом особых экономических зон. Отличительными особенностями особых экономических зон на втором этапе становления их правового регулирования стали следующие: 1) цели создания особых экономических зон преодолели исключительную экспортную направленность; 2) предоставление льгот широкому кругу предприятий, а не только совместным; 3) статус особых экономических зон получают целые административно-территориальные образования; 4) особые экономические зоны уже теряет свою ярко выраженную отраслевую специализацию, становясь лишь территориями с более льготным уровнем налогообложения.

Третий этап характеризуется уменьшением территории особых экономических зон и созданием законодательной базы, соответствующей действовавшему на тот период гражданскому, налоговому и таможенному законодательству. Курс на устранение гигантских особых экономических зон путем их ликвидации или преобразования нашел свое отражение в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и Указе Президента РФ от 27.09.1993 № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Последний из этих нормативных правовых актов содержал поручение Правительству РФ подготовить для последующего внесения на рассмотрение Федерального Собрания РФ законопроект «О свободных экономических зонах». Новые или преобразуемые особые экономические зоны того периода приобретают внешнеэкономическую ориентацию.

Фундаментальную основу современного правового регулирования особых экономических зон заложил ФЗ № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который включил новейшие положения международной практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. Закон определяет правовой режим ОЭЗ на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и прекращения, а также особенности ведения на территории этих зон предпринимательской деятельности, призванной способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, прежде всего, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

В соответствии со ст.4 Закона об особых экономических зонах, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

) промышленно-производственные особые экономические зоны;

) технико-внедренческие особые экономические зоны;

) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

) портовые особые экономические зоны.

Пример классификации особых экономических зон в России по характеру деятельности представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация особых экономических зон в Российской Федерации по характеру деятельности.

Промышленно-производственные зоны - зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто - и экспортоориентированные - по месту сбыта основной части продукции.

Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример - бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.

Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся странах.

На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает зону как территорию, на которой действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон - возможность создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны.

На крайних полюсах территориального и режимного подходов к организации зон находятся еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, - отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала все, более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон второго типа работает большинство оффшорных компаний в странах Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.

Технико-внедренческие зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия: наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой; наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий; доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски; благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.

Сочетание всех указанных условий встречается редко, и поэтому каждая зона подобного типа по-своему уникальна (научные парки США, технополисы Японии).

В соответствии со ст.4 Закона об особых экономических зонах, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

В современных условиях наиболее популярны следующие целевые ориентиры свободной таможенной зоны, которые реализуются в соответствующих задачах (табл. 1).

Таблица 1. Цели и задачи применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Экономические задачи

Социальные задачи

Научно-технические задачи

ускорение развития отсталых регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов; повышение занятости населения путём создания новых рабочих мест с целью минимизации безработицы; создание слоя высококвалифицированных менеджеров для обеспечения эффективного использования международной практики в сфере финансов; удовлетворение спроса на высококачественные товары и насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами.

привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных специалистов и учёных; модернизация техники и существующей инфраструктуры с целью повышения эффективности производства.


Вместе с тем, эффективная реализация стратегии развития особых экономических зон возможна, на наш взгляд, лишь в рамках перспективного маркетингового направления, обеспечивающего повышение конкурентоспособности локальной социально - экономической системы, - маркетинга территорий или регионального маркетинга.

Создание и функционирование особых экономических зон направлены на обеспечение благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику. особая экономическая зона позволит гарантировать дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций, прежде всего в обрабатывающие сектора промышленности; развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест. Функционирование ОЭЗ должно стимулировать развитие российских регионов, содействовать в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития.

Особые экономические зоны призваны содействовать позитивным структурным преобразованиям в российской экономике, обеспечить переход от преобладания добывающих отраслей в пользу перерабатывающих отраслей промышленности. Они должны обеспечивать эффективную форму интеграции науки и производства, представлять собой площадку для развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, специализирующихся на разработке новых технологий.

Особо законодатель выделяет цель развития транспортной инфраструктуры. Для такой огромной страны, как Россия, транспортная система играет особую роль в обеспечении нормального функционирования всего народного хозяйства.

Федеральным законом от 3 июня 2006г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в список целей, для достижения которых создаются, могут создаваться особые экономические зоны, были включены туризм и санаторно-курортная сфера.

Следует сказать, что решение о создании или прекращении существования особых экономических зон может приниматься только Правительством РФ и оформляется в виде постановления. Другие органы власти не имеют таких полномочий.

Более того, согласно ст.40 Закона об особых экономических зонах существование свободных таможенных зон, созданных до дня вступления этого Закона в силу (25.08.2005), прекращается, за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, где отношения регулируются Законом № 16-ФЗ и Законом № 104-ФЗ в соответствии, с которыми срок действия Калининградской осбой экономической зоны составляет 25 лет, а Магаданская особая экономическая зона действует до 31 декабря 2014г.

Заключение

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что важнейшим фактором институционально-правового окружения региональной экономики является наличие в Калининградской области особых условий хозяйствования, обусловленных механизмами Особых экономических зон. Экономика региона характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации - в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Как показывают результаты проведенного исследования, административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных таможенных зонах должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, защите конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Формирование свободных таможенных зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного экономического сотрудничества России. Свободные таможенные зоны являются институтом, который может способствовать привлечению инвестиций, а также укреплению экономического и научного потенциала государства.

Основные направления создания потенциала долговременного экономического роста региона на ближайшие годы заданы в «Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» и «Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы». Развитие инновационной сферы, энергетики, траспортно-логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности определены в качестве приоритетов экономической политики регионального правительства на ближайшие годы.

Объектом пристального интереса инвесторов является и перспектива размещения на территории региона одной из четырех игорных зон, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Правительством Калининградской области определена территория площадью 1170 га с условным названием «Янтарный берег» для размещения крупнейшего в Европе культурно-развлекательного центра.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (в ред. Протокола от 16.04.2010)

. Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07.2005 (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)

. Федеральный закон от № 16-ФЗ 10.01.2006 (ред. от 27.11.2010) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 23.12.2005)

. Постановление Правительства РФ № 186 от 31.03.2006 (ред. от 08.12.2010) «О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области»

. Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 № 866 (ред. от 15.05.2010) «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 года»

. Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 № 536 (ред. от 15.10.2010) «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2007 N 9585

. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года

. Постановление № 171от 30 марта 2006 г. «Об утверждении правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, приминаемым в Калининградской области»

. Соглашение от 18 июня 2010 года « По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны»

.Артемьева О.Н. Совершенствование экономического механизма функционирования свободных экономических зон: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2004

. Бетуган И.М. Локализация свободных экономических зон: мировой опыт и региональная специфика: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Фин. ак. при Пр-ве РФ. - М., 1999. - 19 с.

. Верлин Е. «Янтарная дыра» Эксперт. 2002, №5.

. Вишняков В. «Правовые вопросы развития экономических зон в России» Диалог. 2002, №11.

. Вознесенская Н.Н. «Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт.» М.: Инфра-М, 2001.

. Горбунова Ю.Н. «Особые экономические зоны (мировой опыт и российская практика)»: Автореф. дис. канд. экон. наук. - Хабаровск, 2005

. Гуцериев М.С. «Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство.» М.: Инкоцентр, 1997.

. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.

. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. Методические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997.

. Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство: Автореф. дис. … доктора. экон. наук. - Ростов - на - Дону, 2006

Похожие работы на - Таможенное регулирование внешнеторгового оборота на территории Особой экономической зоны в Калининградской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!