Стилистические особенности архитектурных сооружений Арабского Халифата VII-XVIII вв.
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное
образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
«Новокузнецкий
строительный техникум»
Реферат
по
дисциплине «История архитектуры»
по теме:
«Стилистические особенности архитектурных сооружений Арабского Халифата
VII-XVIII вв.»
Выполнил:
Мелкомуков Станислав Дмитриевич
Новокузнецк,
2014 г.
Содержание
Введение
. Особенности архитектуры Ирана
. Появление новых типов гражданских
зданий (торговых, общественных, коммунальных)
. Строительные материалы,
конструкции, приемы возведения зданий
. Оборонительные сооружения
5. Ансамбль городской площади
(майдана), - ханский дворец, базар, соборная мечеть
Введение
Цель реферата - попытка раскрыть стилистические
особенности архитектурных сооружений Ирана VII-XVIII вв.
В реферате будут рассматриваться такие темы, как
оборонительные сооружения Ирана, строительные материалы и приемы возведения
зданий.
В VII в. Иран был завоеван арабами. Местному
населению было навязано мусульманство. Арабы оказали влияние на культуру
страны, хотя и не изменили ее коренным образом. С X до середины XIII в., в
период между освобождением от арабского владычества и нашествием монголов,
культура Ирана процветала. Строятся новые типы зданий - медресе, караван-сараи
крытые рынки; а количество бань в городе было своего рода показателем его
значительности. Правители сооружали пышные дворцы, мечети, мавзолеи.
Медресе - (араб. ãÏÑÓÉýý,
букв.
«место, где изучают») - мусульманское учебное заведение, выполняющее роль
средней школы и мусульманской духовной семинарии. архитектура
иран строительный мечеть
Караван-сарай - (перс. ˜ÇÑæÇÓÑÇý
[kārvānsarā] - «Кāрвāн-Сарā»,
дворец
на торговом пути, дом отдыха; а также «хан» (от перс. ÎÇäý
[xān], откуда и осман. ÎÇä
ý[han]),
араб. ÝäÏÞ)
- большое общественное строение в городах, на дорогах и в ненаселенных местах,
служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило - для торговых
караванов.
В домусульманский период в Иране не строились
крупные культовые здания, поскольку они не требовались для господствовавшего
тогда зороастрийского культа. С принятием ислама возводятся мечети, причем
здесь они в отличие от арабских стран сооружаются по местным архитектурным
традициям, с применением сводчатых и купольных покрытий. При мечети сооружался
минарет, с которого в положенные часы призывали к молитве; он придавал облику
мечети величие.
Стены в монументальной архитектуре Ирана
делались массивными, чтобы они могли воспринимать распор от куполов и сводов.
Стена обычно возвышается над уровнем крыши в виде парапета. Карнизов нет,
потому что нет скатных крыш. Архитектурные объемы увенчаны куполами. Широко
применяются лоджии, перекрытые стрельчатыми арками. Плоскости стен глухие, окна
небольшие и расположены редко, потому что с древних времен сказывался обычай
отгораживаться глухими стенами от внешнего мира.
В средние века фактура поверхностей стен и
сводов в архитектуре Ирана образовывалась открытой кладкой из обожженного
кирпича. В XI-XII вв. стали широко применять фигурную кладку с деталями из
терракоты и резного гипса.
В XIII в. возрождается древний тип декора -
цветные изразцы. Поливная керамика применялась еще в архитектуре Древнего
Египта. Гораздо больше она использовалась в Месопотамии, но нигде не играла
такой значительной роли, как в архитектуре Ирана. Здесь она широко применялась
еще в ахеменидскую эпоху, а с XIII в. украшение поверхностей стен и куполов
путем выкладки их многоцветным ковром из глазурованных кирпичей и плиток становится
общепринятым. Большую роль в убранстве интерьеров играли росписи и
орнаментальная резьба по гипсу, возникшая еще в парфянский период.
В конце XIV в. Тамерлан создал обширную империю,
в состав которой входили главным образом Средняя Азия и Иран. Архитектура при
Тамерлане и его преемниках отличалась грандиозностью построек и роскошью
декоративного убранства. Основные элементы здания оставались, по существу,
прежними, но усложнялись. Порталы приобрели огромные размеры и превосходили по
высоте даже само здание. Орнаментация стала обильной и разнообразной; важным ее
средством была многоцветная глазурованная керамика - майолика.
В XVII в. архитектура Ирана продолжала быть
грандиозной по масштабам, внушительной по формам, отличалась пышностью декора.
Многоцветные облицовки сплошным ковром покрывали поверхности стен, куполов,
сводов, а орнаментация из резного гипса становилась еще более изощренной.
Архитектура Ирана вместе с ослаблением государства приходит в упадок в
XVIII-XIX вв.
2. Появление новых типов гражданских зданий
(торговых, общественных, коммунальных)
В архитектуре народного жилища Ирана нашли
отражение характер географической среды. Особенности климата находят отражение
в типах жилых домов, их архитектурно-планировочных и конструктивных решениях, в
способах климатизации, в применении традиционных массивных конструкций с
большой теплоемкостью материалов для защиты от дневной жары и перегрева, а так
же и устройстве небольших высокорасположенных окон для снижения яркости
освещенности, перегрева.
Для архитектуры иранского жилого дома характерны
лоджии, замкнутые внутренние дворы с проточными водоемами. Планировка дома
максимально учитывает возможности естественной вентиляции и затенения.
Своеобразны «ветровые башни», улавливающие малейшее движение воздуха; они
возвышаются почти над каждым домом, особенно в южных районах Ирана, заменив
купола, свойственные архитектуре Древней Месопотамии.
Жилище приспосабливалось к
природно-климатическим условиям этих характерных районов, выкристаллизовывались
особенности формирования их функциональных, пространственных и конструктивных
решений, приемы и средства архитектурно-художественной выразительности, и, едва
ли не самое главное, формирование микроклимата жилища.
Традиционными приемами и средствами улучшения
микроклимата жилища являются:
• оптимальная ориентация жилища и его помещений;
• аэрация жилища и отдельных его помещений с
одновременным увлажнением, обеспыливанием и охлаждением воздуха за счет
устройства шахтного проветривания, светоаэрационных фонарей и внутренних
двориков;
• затенение жилища, его покрытий и прилегающих
пространств за счет устройства разновысоких объемов;
• применение различных солнцезащитных устройств
на светопрозрачных ограждениях;
• выбор форм, размеров и размещения проемов;
• компактность объемно-планировочных решений
жилых домов, увеличение глубины дома и высоты помещений, устройство купольных и
сводчатых покрытий.
• чёткое функциональное зонирование пространства
с выделением парадной (для гостей) и внутренней (для семьи) зоны (или зон);
• айваны с арочными порталами стрельчатого
очертания и крестово-купольными покрытиями;
• купольные покрытия парадных помещений с
устройством светоаэрационных фонарей;
• вытянутые по вертикали пропорции окон и дверей
с арочными и лучковыми завершениями;
• использование природного камня для облицовки
стен, настилки полов, разнообразных орнаментов;
• контрастные полихромные решения фасадов,
построенные на сочетании темных и светлых цветов;
• обустройство двориков фонтанами и бассейнами,
имеющими правильные геометрические формы (5-6-8-12 угольники), ажурные и
орнаменты в отделке;
• озеленение дворов деревьями, кустарниками,
цветниками, вьющимися и стелящимися растениями;
• симметричные решения и оборудование
интерьерных пространств за счет применения арочных проемов, сводчатых покрытий,
приподнятых уровней пола, различных форм тромпов, лепнины и т.д.;
• линеарная композиция рисунков орнаментов,
сопряжений форм, членений поверхностей кладки.
Замкнутый тип жилища (рис. 1) - этот тип жилища
организован вокруг двора. Окна дома выходят только во двор, который окружен
глухими стенами. В данные жилища включаются варианты, когда дом занимает часть
двора. При этом дом во дворе может быть расположен в центре, по краям, с одной
стороны, но в любом случае окна скрыты от глаз постороннего.
Открытый тип жилища (рис. 2) - данный тип жилища
имеет окна, выходящие наружу, на окружающие улицы или во двор открытого типа -
без глухих стен.
Рисунок 1. Варианты замкнутого типа жилища
а) двор в центре застройки; б) двор по периметру
вокруг центральной застройки (или застройка в центре дворика); в) внутренний
дворик, застроенный с одной стороны; г) внутренний дворик, застроенный с двух
противоположных сторон; д) внутренний дворик с двух сторон от дома; е)
чередование двух зданий и трех внутренних сквозных двориков; ж) застройка в
углу двора; з) участок, застроенный с трёх сторон; и) внутренний дворик в
центре, с застройкой по периметру.
Рисунок 2. Варианты открытого типа жилища
Можно выделить несколько основных вариантов
открытого типа жилища: ) дом, занимающий все пространство участка с окнами на
улицу по всему периметру;) дом с внутренним двором, построенный по периметру
участка с окнами, выходящими как во двор, так и на улицу; c) дом, занимающий
часть участка без глухих стен с окнами, обращенными к улице.
. Строительные материалы, конструкции, приемы
возведения зданий
Иран, завоеванный халифатом, в IX
веке освободился от захватчиков. Развитие экономики и городской жизни вызвало
появление новых типов зданий: торговых, общественных, коммунальных.
Необходимость укрепления городов со временем ослабевала.
В строительной технике развиваются приемы
возведения куполов и сводов. Основной материал - обожженный кирпич для важных
строек, сырец и фахверковые конструкции - для жилищ. Все шире применяются
разнообразные облицовки: алебастровая штукатурка (ганч) с окраской или резьбой,
изразцы или фигурная мозаика, накладные декоративные детали. Орнаментом щедро
украшали фасады и интерьеры зданий; преобладал ковровый геометрический рисунок.
Дробятся и декорируются конструктивные элементы, в купольных переходах часто
используют «сталактитовые» паруса.
В средневековом Иране никогда не исчезало
изобразительное начало в различных видах архитектурных ансамблях, развивалась
миниатюра, украшавшая рукописи, в дворцовых покоях иногда исполнялись сюжетные
стенные росписи.
. Оборонительные сооружения
Еще до новой эры Ирану приходилось строить на
юго-востоке Каспийского моря Великую Горганскую стену протяженностью около 200
км, для защиты от набегов через территорию современного Туркменистана. Учитывая
этот опыт и сложившуюся ситуацию с северными набегами, Иран начал строительство
укреплений в горах Кавказа, которые должны были предотвратить набеги северных
завоевателей. Особое внимание было уделено строительству и реконструкции
Дербентской крепости и Дербентской стены. Завершив строительство крепости,
иранцы построили стену длиной 42 км., которая шла от Каспийского моря в глубь
Кавказских гор.
Далее на Запад сооружались разрозненные
оборонительные сооружения, способные закрыть тот или иной проход в горах. Одним
из главных укреплений в этой цепи была крепость Баб-ал-Лан, построенная Ираном
на реке Терек. Довольно подробное описание крепости дает арабский географ
Мас'уди, изучавший Кавказ в X веке. Он пишет: «Между царством алланов и горами
Кабх (Кавказа) есть крепость и мост, перекинутый через громадную реку. Эта
крепость называется: «крепость Аллан». Она построена некогда древним персидским
царем Исбендияром, сыном Гистаспа. Там помещалась стража, на обязанности
которой лежало защищать от алланов дорогу к горам Кабх. Для этих народов не
было иной дороги, как через мост, над которым господствовал замок. Замок был
построен на недосягаемой скале и не было средства захватить его, и даже пройти
к нему без соизволения находящихся в нем. Среди этого укрепления на самой
вершине скалы бьет источник пресной воды, так что эта крепость одна из
крепостей, знаменитых в целом свете по своей неприступности. Персы упоминали в
своих стихотворениях о том, как построил ее Исбендияр, сын Гистаспа».
По свидетельству ученых крепость Баб - ал - Лан
(Дарьяльская крепость) располагалась на реке Терек примерно в трех километрах
выше моста, по которому мы ездим через Терек в Джайрах. Арабские географы
сообщают, что персы построил еще 5 крепостей высоко в горах на территории
современной Северной Осетии, это в районе с. Нар и еще западнее.
До недавнего времени оставалась загадкой история
строительства еще одного масштабного оборонительного укрепления - Великой
Абхазской стены. Эта стена протяженностью 155 км была построена персами в для
защиты своих новых кавказских владений от Византийских и северных завоевателей.
Стена и несколько сот крепостей протянулись по горам от Сухуми до устья реки
Ингури.
Таким образом, окрепший Иран построил
оборонительные сооружения от Каспийского до Черного морей (рис. 3, (№ 1 на
карте)).
Рисунок 3. Сводная карта всех стен и валов
Евразии
Оборонительные системы городов состояли из
одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5-4 м
обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными
башнями.
. Ансамбль городской площади (майдана), -
ханский дворец, базар, соборная мечеть
Шедевры изысканной архитектуры Исфахана
символизируют исламскую Персию и являются частью всемирного творческого
наследия.
Многочисленные достопримечательности, такие как
дворцы Чехел Сотун, Хашт Бехешт и Али Капу, площадь Имама, окруженная мечетями,
Кайсарие (Большой Базар - лабиринт крытых переходов, тянущийся на многие
километры), Пятничная мечеть, мечеть Шейха Лютфоллы, мечеть Имама, Качающиеся
минареты, и знаменитые мосты Хаджу и Си-о Се-Поль через реку Заянде Руд.
В центре Исфахана была создана большая
прямоугольной формы площадь Майдан-и шах длиной около 500 м. По четырем
сторонам площади расположены: большая Шахская мечеть Лутфаллы, дворец Аликапу и
базары. Близ дворца начинается широкая, прямая как стрела, обсаженная еще в
1595 г. платанами аллея Чар-Баг. Она тянется на три километра, пересекает по
мосту реку Зайендеруд и уводит в заречную часть города, к огромным шахским
садам. Сефевидская планировка города, вероятно, сильно изменила прежний план
Исфахана, но в жилых кварталах сохранилась типичная для средневековья
запутанная сеть кривых узких улиц, переулков и тупиков.
Площадь Имама, мечети и дворцы:
С южной стороны площади находится мечеть Имама.
Два бирюзовых минарета обрамляют огромные (27 метров в высоту) ворота. За ними
располагается главный купол молитвенного зала мечети высотой 52 метра - самый
высокий купол Исфахана. Строительство мечети заняло 26 лет и было окончено в
1638 году. В предвкушении завершения строительства шах Аббас предпринял попытку
ускорения этого процесса, введя в практику новый метод мозаики, известный как
"семицветный". В результате такого смешения (некоторые места были
уложены в новом стиле, а другие - в старом) эти удивительные мозаичные
орнаменты принимают разный цветовой оттенок при различном освещении. С южной
стороны мечети расположены две религиозные школы - медресе.
Дворец Али Капу, находится на западной стороне
площади Накш-е Джахан напротив мечети шейха Лютфоллы.
Али Капу представляет собой массивное
прямоугольное сооружение высотой 42 метра с шестью этажами и с широкой террасой
в фасадной части, потолок которой поддерживается деревянными столбами.
Первоначально дворец был гораздо меньших размеров, он задумывался и был
построен как парадные ворота между дворцовыми садами и площадью. Постепенно
увеличиваясь в течение 70-ти лет за счет дополнительных пристроек, он начал
выполнять дворцовые функции.
Прямо напротив Королевского дворца Али Капу
располагается мечеть шейха Лотфаллы. Ее строительство было начато в 1602 г.
шахом Аббасом I. Несмотря на то, что мечеть шейха Лотфаллы не столь большая и
не обладает таким же великолепием как последняя, она превосходит ее в
мастерстве и дизайне.
Вход в мечеть проходит через портал по ступеням.
Проход, по которому идут посетители, незаметно поворачивает их на 45 градусов,
таким образом, чтобы направить их по направлению к Мекке перед тем, как они
войдут в зал.
Базар и пятничная мечеть:
Северная сторона площади Имама выходит к
центральному базару. Крытые торговые ряды тянутся на два километра и соединяют
площадь с Пятничной мечетью. Кварталы делятся по профессиональному признаку: улицы
кузнецов, зеленщиков, мясников, гончаров, ковровые и другие ряды. Вход со
стороны площади поч в точности повторяет вход в мечеть Имама и является ее
зеркальным отражением.
В старой части города к северу от базара
находится старейшая мечеть Исфахана - Пятничная мечеть (Масджид-е Джаме). Это
центральная мечеть, предназначенная для общей молитвы по пятницам, и играет
роль кафедрального собора города. Она была основана в 771 г., однако до наших
дней не дошло ничего от этой изначальной конструкции. При сельджуках мечеть
была отстроена заново и представляла собой прямоугольное здание с четырьмя
сводами-айванами. В XI веке к основному зданию были добавлены две купольных
пристройки с северной и с южной стороны. В дальнейшем мечеть неоднократно
обновлялась и достраивалась.