Социальная программа проектирования жилой среды и развитие систем общественного обслуживания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная программа проектирования жилой среды и развитие систем общественного обслуживания














Реферат

Социальная программа проектирования жилой среды и развитие систем общественного обслуживания

Введение

общественный архитектурный жилой обслуживание

Архитектура - порождение и отражение общественного бытия и сознания, появившаяся в связи со стремлением к удовлетворению первоочередных потребностей общества. Общественное бытие и сознание - это тесно взаимосвязанные материальная и духовная стороны жизни общества.

Для городов Российской Федерации актуальна задача комплексного анализа социальных основ архитектурного проектирования, направленного на создание здоровой и эстетичной городской среды, полностью удовлетворяющей экологически обоснованные потребности жителей, в том числе создание необходимого жизненного пространства и удобных, функциональных систем общественного обслуживания для приспособления к материальному и духовному совершенствованию личности в целях ее самовыражения (индивидуализации).

1. Социальная программа проектирования жилой среды

Проблема жилой среды как социокультурного явления - одна из наиболее сложных и уже длительное время устойчивых. Интерес к ней обусловлен той ролью, которую жилая среда играла и играет в развитии общества. На огромной исторической дистанции она, реализуя свою социокультурную сущность, воспроизводит возможности и функциональные свойства - кумуляцию и интеграцию исторических достижений общества (производственный потенциал, социальные связи, культурные ценности, духовную энергию человека). Жилая среда в этом плане есть явление объективно необходимое в организации, функционировании и развитии определенного по своему содержанию и социокультурной характеристике общества при всей сложности и многообразии его исторического изменения. Вплетенная в социальную ткань общества, жилая среда отражает и выражает его развитие, несёт в себе все главные его особенности и одновременно обеспечивает последние. И как специфический действенный организм она с самого своего появления четко фиксируется и выделяется в сознании человека.

.1 Социальные цели сооружений

Складывающиеся тенденции в понимании социальных целей архитектурного сооружения можно сформулировать в виде следующих рекомендаций, которые помогут архитектору определиться в принятии решений, относящихся к совершенствованию условий социальной организации комплексной жилой среды:

. В сфере общественного обслуживания социальная программа архитектурной среды должна решаться на базе обеспечения условий, необходимых для реализации основных общественных потребностей человека, таких как культурная деятельность, воспитание и обучение детей, общение, самообразование и т.д.

. Принципы пространственной организации архитектурной среды должны строиться на подчинении элементов жилого и общественного назначения общей идее создания комфортной, эстетичной и экологически чистой среды.

. Структура и размещение помещений коллективного обслуживания должны решаться на основе достаточно широкого выбора видов услуг и максимального упрощения пространственной доступности.

. Критерием определения социальных целей архитектурного объекта в этих условиях является свободное время, высвобождаемое за счет более совершенного объемно-планировочного решения, форм связи индивидуального и общественного пространства, перевода наиболее трудоемких и рутинных бытовых процессов в сферу общественного обслуживания.

1.2 Совершенствование социальных свойств архитектурной среды

Исходным для рассмотрения путей совершенствования социальных свойств архитектурной среды может служить общепринятое положение о том, что одним из определяющих критериев в этом случае является показатель затрат свободного времени на удовлетворение потребностей человека в сфере быта, труда и отдыха.

В идеале проектирование комплекса элементов среды обитания человека направлено на оптимизацию пространственных связей между элементами индивидуального и общественного пространства этой среды. Критерием оптимальности здесь может служить кратчайшее расстояние между жилыми, производственными и общественными зданиями и помещениями. Самыми действенными показателями при этом являются признаки доступности и выбора.

Доступность в целом выражает уровень организации удобной связи объектов производственного и культурно-бытового обслуживания с жилищем.

Однако сам по себе показатель доступности не в состоянии удовлетворить потребности человека ни в одной из сфер: быта, производства или отдыха. Чрезвычайно большое значение при этом имеет показатель выбора из достаточно широкого разнообразия полноценных форм приложения труда, видов общественного обслуживания или индивидуального быта. Если условия доступности оказывают влияние на размерные параметры архитектурной среды, то условия выбора обеспечивают их включение в единую открытую систему города. Регулирование этих двух показателей архитектурного произведения в процессе проектирования, а затем и реализации в строительстве в значительной степени определяет его социальные свойства.

1.3 Проблема социальности зданий

Замечательным примером решения сложнейшей проблемы в свое время явилось строительство в 1919 г. в Веймаре (Германия) комплекса сооружений Государственного строительного дома, в дальнейшем получившего сокращенное название «Баухаус».

Автор проекта - Вальтер Гропиус - реализовал идею оптимизации условий доступности и выбора через объединение учебных, творческих и бытовых функций. Это должно было быть не просто архитектурное сооружение учебного назначения, а социально направленный комплекс архитектурных объектов с особым статусом нового учебного заведения, оснащенного всеми необходимыми видами обслуживания и быта. Сам В. Гропиус так говорил о социальной направленности «Баухауса»: «…простота и стандартизация, экономное использование места, материалов, времени и денег. Создание удобных форм быта, труда и отдыха является сейчас социальной необходимостью. Жизненные потребности людей в основном одинаковы. Жилище и его связь с местами приложения труда и отдыха должны быть максимально удобны для всех людей, их устройство должно подчиняться здравому смыслу, а не случайному порыву».

При определении структуры домов-комплексов главным становится вопрос о формах связи жилища с включенным в состав дома общественным обслуживанием, которое должно органически сочетаться с открытой, доступной для всех желающих системой организации бытового и культурного обслуживания в микрорайоне, жилом районе, городе. Это есть одно из обязательных условий развития общественных форм обслуживания бытовых и культурных нужд населения в целом и задачи удовлетворения личных потребностей семьи, сочетающихся с общественными интересами коллектива.

2. Развитие систем общественного обслуживания

В конце XX века государственное планирование городов сменилось псевдоорганизацией городских структур на основе процессов рыночной экономики, завершился век урбанизации в России и началось хаотичное развитие сложившихся городов. В результате была утрачена методика гармоничного проектирования и развития городских инфраструктур, в т. ч. системы общественного обслуживания.

Применение прежних советских методик к градостроительному проектированию общественного обслуживания невозможно в современных экономико-политических условиях. Требуется корректировка не только алгоритмов и методов проектирования, но и пересмотр лежащей в основе теоретической базы. Основными положениями следует считать эмпирически выявленные современные закономерности городских процессов в России, исследования отечественных ученых, а также теоретические исследования и эффективные практические результаты, которые наблюдаются в городах Западной Европы. Обращение к Западу обусловлено явным сближением «рыночного» архитектурного и градостроительного проектирования России и Европы.

Сегодня в мире имеются три основных теоретических блока-подхода в строительном проектировании и исследованиях: наиболее используемый в течение прошлого столетия системный подход, структурный и все чаще освещаемый в современной научной российской периодике синергетический подход.

.1 Система общественного обслуживания как объект исследований

Система общественного обслуживания выделена как объект исследования в работах приверженцев системного подхода, реже - в работах структурного и практически не освещена в публикациях по теории самоорганизации. Возможность применения синергетического и структурного подходов конкретно к системе общественного обслуживания недостаточно изучена, несмотря на богатый потенциал (теория коммуникативных пространств, теория центральных мест). В России XXI века никаких теорий по развитию общественного обслуживания, кроме торгово-транспортных концепций, не выявлено.

Для модификации теоретических и создания методологических основ градостроительного проектирования системы общественного обслуживания необходим детальный анализ существующего состояния системы. Методология системного анализа сложных систем включает в себя следующие этапы:

функциональный анализ;

компонентный анализ;

структурный анализ;

коммуникативный анализ;

процессуальный анализ.

В самом названии исследуемой городской инфраструктуры заложен функциональный признак. В 20-е годы XX века все компоненты городской среды объединялись в классификационные группы в случае их функционального сходства. В работах Берталанфи подобное сходство систем, элементов наиболее полно определено термином «гомология».

Представленная в работе Ю.Н. Трухачева «Общая теория градостроительных систем» декомпозиция городской пространственной системы выделяет по функциональному признаку подсистемы, входящие в состав общественного обслуживания.

Предприятия общественного обслуживания объединены функциями обеспечения населения комплексом бытовых, социокультурных, торговых услуг. Наиболее активной подсистемой общественного обслуживания является торговая сеть: когда в общественном центре процветает торговля, подсистема развивается, исчезает торговля - центр деградирует и умирает.

Дальнейшая детализация функционального представления системы общественного обслуживания в части предприятий торговли приводит к выделению продовольственных магазинов, обеспечивающих потребителя необходимым перечнем продуктов питания, непродовольственных - инструментом, одеждой и т.д.

Рассмотрение какой-либо подсистемы как совокупности разнофункциональных предприятий недостаточно: при сосредоточении нескольких торговых предприятий на карте города, жилого образования, их расширении и концентрации даже хаотически возникшие элементы торгового комплекса образуют более сложную структуру, приобретают новую функцию, в отличие от дискретного предложения какого-либо вида товаров.

Для обозначения эффекта появления новой функции Г. Хакен ввел термин «синергии» как «совместное действие многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает новая структура и соответствующее функционирование». В соответствии с принципом синергии, совокупность отдельных розничных предприятий, достигающих «критической массы», начинает выполнять новую функцию - функцию цельного центра обслуживания.

Все подсистемы общественного обслуживания, выделенные в функциональной декомпозиции Трухачева, включают в себя определенный набор элементов, которые находятся в иерархическом соподчинении. Иерахическое и микроскопическое (в виде совокупности элементов) представление системы определяется в рамках компонентного анализа.

Иерархическое представление - многоуровневая упорядоченная система, согласно которой каждый нижний уровень иерархий - подсистема-единица, сохраняющая основные черты данной системы, но может быть разложена на подсистемы или на элементы. Более высокий уровень иерархии объединяет элементы нижестоящего и оказывает на них направляющее действие, наделяя подчиненные элементы новой функцией, отсутствующей у них в изолированном состоянии.

Иерархия системы обслуживания выстраивается по принципу доступности подсистем - центров общественного обслуживания для заинтересованных лиц - посетителей. Доступность исчисляется временем, необходимым для достижения подсистемы определенного уровня иерархии самому удаленному посетителю, предпочитающему данный общественный центр другим того же иерархичского уровня.

В настоящий момент теория немецкого ученого частично адаптирована к современным условиям. Так, помимо центров A, B, C в западноевропейской классификации выделены центры D, E, F: D - центр первичного обслуживания, небольшой магазин в цокольном, первом или подвальном этаже жилого дома, используемый в целях продовольственного снабжения отдельной жилой группы; центры категории F представляют собой неинтегрированные в городскую инфраструктуру обслуживания периферийные центры, в которых реализуется продукция с высоким централитетом (понятие «централитет» введено В. Кристаллером); центры категории E - комплексы по продажам непродовольственных товаров с низким централитетом, например, мебельные супермаркеты, сельскохозяйственные и строительные рынки.

Чем выше централитет продукта, тем к более высокому типу центра он относится. Так, продажа велосипедов (центр A) имеет более высокий централитет, чем булочная (центр C), а университет (центр A) - более высокий централитет, чем профтехучилище (центр B), которое, в свою очередь, имеет более высокий централитет, чем почтовое отделение (центр C).

Микроскопическое представление системы обслуживания заключается в выявлении совокупности взаимосвязанных элементов (компонентов), условно далее не разложимых. Таковыми в рамках объекта исследования являются отдельные предприятия социального, культурного, бытового обслуживания и предприятия торговли.

Наличие культурного и социального обслуживания в составе центров - необходимость, однако, в условиях рыночных отношений иерархию центра определяют предприятия торгового обслуживания.

В России и Европе типы данных компонентов системы различны, однако, наблюдается явная тенденция к сближению: многие существующие торговые точки РФ трансформируются по образу западных, в ряде регионов появляются западные торговые сети.

Набор данных компонентов системы для центров разных иерархических уровней в России сегодня ничем не регламентируется, в то время как возникновение, например, гипермаркетов в подсистемах повседневного обслуживания приводит к деградации всей системы. Современная практика градостроительства насчитывает массу неинтегрированных в городскую систему обслуживания предприятий торговли, возникающих вне центров - подсистем, либо в подсистемах не соответствующих уровням иерархии. Считается, что центр интегрирован в городскую систему обслуживания, если он исчерпывающе удовлетворяет потребительские нужды населения в регламентируемых радиусах доступности и не «переманивает» население других территорий.

Несмотря на статичную локализацию предприятий торговли в рамках подсистем общественного обслуживания, все магазины стремятся к увеличению торговых площадей с целью максимизации прибыли. Отдельные предприятия в процессе расширения подавляют мелкие, направленные на снабжение товарами жилых групп. Подобная внутривидовая борьба за существование приводит к смещению функций и разрушению иерархии системы обслуживания: разрастание супермаркета в центре периодического обслуживания приводит к его повседневному посещению с соответствующим увеличением его радиуса обслуживания - очевидна активность данных компонентов системы, способных не только изменять ее структуру, но и приводить к переходам подсистем на другие уровни иерархии, перемещать подсистемы по карте города, разрушать, дисбалансировать связи подсистем внутри системы обслуживания.

Среди подсистем и элементов представленных классификаций и типологий для поиска закономерностей процессов, протекающих в системе, требуется выявить структурные (внутренние) и коммуникативные (внешние) связи.

Внутреннее взаимодействие центров, предприятий обслуживания осуществляется через «перетягивание» посетителей компонентами подсистем. Потоки клиентов распределяются согласно иерархическому положению того или иного городского центра. Исследования показали, что наибольшее влияние на потоки посетителей общественных центров, желающих приобрести те или иные товары, оказывает величина торговых площадей центра, ассортимент предлагаемых товаров и имидж центра. Допустимо предположение, что именно три вышеуказанные характеристики выстраивают всю иерархию подсистем общественного обслуживания.

На основе функционального, компонентного и структурного анализа построена модель системы обслуживания.

Для сохранения гармоничных, согласованных системных связей необходимо административное регулирование системной иерархии центров обслуживания.

В рамках коммуникационного анализа, как части синтетического описания системы, приведено макроскопическое представление системы в качестве способа ее интуитивного понимания. Под макроскопическим представлением понимается совокупность внешних объектов, изменение свойств которых влияет на систему и на которые влияет изменение свойств системы.

Роль какой-либо подсистемы или компонента для других в рамках взаимодействия активнее всего изучается в работах структуралистов. В методологии структурного подхода элемент наполняется функцией не из своей «данности», а из его роли для окружающих, то есть компонент - не то, что он есть, а то, чем он является для остальных.

Макроскопическое представление системы обслуживания, основанное на декомпозиции Ю.Н. Трухачева (рис. 1) и взаимодействии в рамках искусственной среды пространства города, составляют:

планировочный каркас города, который представлен площадями, бульварами, улично-дорожной сетью, садово-парковыми территориями;

градостроительное зонирование: функциональные зоны, зоны ограничений;

транспортная система, представленная общественным транспортом, легковым транспортом, грузовым транспортом, скоростным транспортом;

инженерная система.

Макроскопическое представление розничной торговли в рамках системы обслуживания, согласно вышеуказанной декомпозиции (рис. 1), составляют (по Ю. Трухачеву):

система здравоохранения;

система образования;

досуговая сеть;

объекты физкультуры и спорта.

Система обслуживания в упорядоченной городской структуре является, по сути, связующим узловым звеном планировочного каркаса города: центры обслуживания различных уровней иерархии «скрепляют» жилую застройку тяготеющих к ним территорий, слагающих прочную структуру города. Они же, окруженные жилыми кварталами, совместно с фокусами производственного назначения, обуславливают проектируемую или входят в существующую улично-дорожную сеть, направленную на перемещение жителей к местам приложения труда и возврату их в обеспеченные необходимыми товарами жилые районы. Пешеходные бульвары и садово-парковые привязываются сомасштабно уровню центров к их местоположению.

Хаотическое размытое положение предприятий системы обслуживания приводит к совершенно неопределенным пешеходным потокам, отчужденному положению рекреационных зон и падению выстроенного планировочного каркаса.

Система общественного обслуживания удовлетворяет вторую из триады общечеловеческих потребностей (труд-быт-отдых) таким образом, чтобы человек в будний день мог по пути к дому осуществить необходимые покупки, а в выходной или праздничный день выполняет функцию отдыха, максимально привлекая жителей города и включая весь спектр их интересов. В случае неупорядоченной структуры обслуживания система начинает выполнять только функцию торговой точки с огромным ассортиментом, рассредоточенным по магазинам. Важнейшая инфраструктура города растворяется в жилой застройке, теряя свою многогранность и напряженность.

Стремление торговых предприятий к максимальной прибыли приводит к их размещению в зонах коммерческой активности. Исследования А.В. Зырянова показали, что к таким зонам относятся:

зона повышенной коммерческой активности: городской центр; ареалы основных городских магистралей; ареалы транспортных узлов (пересечения центральных улиц) и районы вокзалов; ареалы предприятий и рынков и т.д.;

зона средней коммерческой активности: территории, прилегающие к центру и имеющие с ним хорошую транспортную связь; ареалы второстепенных городских магистралей; ареалы магистрального значения;

зона коммерческого риска: окраинные районы города.

Сложившаяся транспортная инфраструктура, а не система общественного обслуживания, начинает диктовать размещение торговых предприятий, которые заполняют все прилегающие к транспортным артериям территории.

Объекты транспортной инфраструктуры, призванные доставлять клиентов к объектам торговли, культурного и социального обслуживания, по сути, сами становятся линейными общественными центрами, «размазывая» подсистему по территории города.

Изменение габаритов магистралей, переход их на более высокий уровень иерархии в рамках подсистемы приводит к резкому возрастанию коммерческой активности данной зоны и, как следствие, заполнению прилегающих территорий торговыми предприятиями, ускоряя деградацию системы обслуживания.

Возможен вариант и обратной связи. Возникающие на периферии или в теле города мегацентры, неинтегрированные торговые предприятия, несоответствующие иерархическому уровню данной территории в системе общественного обслуживания, становятся огромными фокусами передвижения для жителей самых отдаленных районов, что обостряет перекрестное трансрайонное движение за товарами первичного, повседневного, периодического спроса. Имеются примеры и смещения центра города (по показателям обслуживания) на окраины: трафик-торговля стала на сегодня привычным явлением, когда ради приобретения багета на выездах из городов выстраиваются километровые пробки.

Неуправляемая система общественного обслуживания находится в «точке бифуркации» и нуждается в немедленной корректировке. Для выявления направлений изменения системы необходим процессуальный анализ общественного обслуживания, включающий фактический и требуемый сценарий развития системы во времени.

2.2 Анализ систем общественного обслуживания в зарубежной и отечественной практике

Процессуальный анализ позволяет представить систему через совокупность процессов, характеризующихся последовательностью состояний во времени. Для того чтобы обозначить процесс, необходимо не менее двух состояний системы - единиц процесса. В качестве единиц процессов рассмотрено прогрессивное построение иерархической (ступенчатой) системы обслуживания в советский период и ее деформация ввиду смены экономико-политической формации в России.

Регламентарная политика коммунистической партий устанавливала к разрастающимся городам совершенно четкие места появления предприятий общественного обслуживания, которые полностью соответствовали планам развития городских структур, систем расселения регионов и страны в целом.

Не было частной собственности, и вопросы конкуренции не стояли так остро, борьба за «порог потребителя», как место наиболее привлекательное для торговых точек, отсутствовала. В прежних условиях удалось выстроить довольно структурированную, иерархически выдержанную, удобную для жителей систему обслуживания. Система обслуживания советского периода гармонично «сосуществовала» с другими городскими системами, построенными также по принципу принадлежности жилым образованиям различных уровней иерархии.

В конце прошлого века функции градостроительного управления и финансирования были переданы из государственного федеративного ведения в руки муниципальных властей. Увлечение рыночными рычагами управления привели систему обслуживания к хаотическому развитию, подобно эпидемии, на городских территориях возникают все новые очаги торгово-экономической деятельности. Предприятия торговли наращивают торговые площади и увеличивают ассортимент предлагаемых товаров. В городах наблюдается стремление к созданию крупных торговых комплексов в жилых районах, а также на периферии города. Одновременно происходит приближение по уровню торговых предприятий России к западным.

Для прогнозирования развития торговой сети системы обслуживания в России необходимо оценить существующее положение в Западной Европе. Сегодня в Германии, преодолевшей кризис взаимодействия торговой сети и других городских инфраструктур, иерархия системы обслуживания подкрепляется порядком интегрированных предприятий торговли: в B-центре (центр жилого района) - полносортиментник (супермаркет), C-центр (центр микрорайона) - дискаунтер. Среди западных тенденций развития торговых инфраструктур можно проследить слияние дискаунтеров с полносортиментниками и агрессию аутлет-центров. В то время как первое влияние может оцениваться неоднозначно для развития системы обслуживания и других городских инфраструктур, второе способствует деградации городских общественных центров и перенос соответствующей функции из городских границ на периферию.

В России стремление передать управление в руки частных компаний ведет к полному отсутствию контроля. Концепции синергетического характера, представляющие город в виде самоорганизующейся системы, вселяют отдельным ученым градостроителям надежду на будущее, однако, опыт последних десятилетий говорит скорее об обратном: самостоятельное восстановление, прогрессивное развитие инфраструктур не происходит - требуется немедленное внешнее влияние.

По итогам анализа можно утверждать, что при правильной организации обслуживания развиваются и соседствующие инфраструктуры города, выстраивается прочный планировочный каркас города, появляется четкое функциональное зонирование городских территорий, позволяющее ориентироваться потребителям в мире товаров и покупок.

Для восстановления системы обслуживания необходимо административное регулирование, основанное на комплексном подходе, учитывающем максимально широкий спектр действующих внутренних и внешних факторов. В начале XXI века кардинальная перестройка любой сложившейся городской инфраструктуры невозможна, поэтому административное регулирование должно заключаться в постоянном мониторинге и локальных корректировках существующих структур. Примером может служить системность в градостроительстве Германии, которая позволяет администрации города управлять торговлей в городе, предоставляя или не предоставляя территории инвесторам - владельцам сетей, а также регламентировать уровень предприятия, его пространственные, архитектурные, экономические характеристики.

Планомерное отслеживание и корректировка параметров существующих компонентов системы обслуживания, в частности предприятий торговли, а также контролируемое внедрение новых способно восстановить утраченную иерархию и системность в градостроительном управлении.

2.3 Многоэтажные жилые комплексы как форма организации жилой среды и элемент системы общественного обслуживания

В жилище всегда наблюдалась взаимосвязь множества различных функций. Следовательно, многофункциональность (место проживания, работы, отдыха, сна и пр.) - это один из важнейших принципов организации жилой среды. Трансформировался и развивался данный принцип вместе с эволюцией общества, обуславливая различные приоритетные формы и функции жилища в различные исторические эпохи.

В целом жилая инфраструктура сложилась, практически, одновременно с самим жилищем. Еще с древних времен торговля, будучи одним из важнейших градообразующих элементов практически всегда была тесно взаимосвязана с жилыми помещениями. Вследствие чего можно сказать, что история возникновения жилища с обслуживанием насчитывает не одно тысячелетие.

На протяжении всей истории развития общества, и соответственно жилища, наблюдаются этапы объединения и разделения различных функциональных групп помещений в его структуре. В течение многих столетий жилище человека представляло собой односемейный дом, который объединял в себе жилой дом и место трудовой деятельности человека.

Рост промышленного производства, появившиеся при этом торговые и деловые учреждения (магазины, рестораны, салоны и пр.) обусловили целесообразное и рациональное их блокирование и встраивание в структуру жилища. Таким образом, процессы, определившие в свое время отделение производства от жилища, впоследствии стали причиной объединения и возникновения новых типов многофункциональных зданий и комплексов. В проектах первых жилых комплексов / поселков предусматривалось строительство школ, дошкольных учреждений, магазинов, домов культуры в непосредственной близости к жилищу.

На современном этапе стало ясно, что одной из наиболее эффективных форм организации жилой среды крупнейшего города, в которой отразилась потребность современного человека в разнообразном городском окружении, удовлетворяющем его потребности в работе, жилище и отдыхе, становятся многоэтажные жилые комплексы с обслуживанием. «Житель современного крупного города, оценивший в полной мере негативные результаты строгой пространственной организации микрорайонной структуры и сравнив ее с традиционной, отдает сегодня предпочтение целостности многофункционального организма, тесному переплетению и концентрации на улицах и площадях города жилых, общественных деловых, торговых и производственных зданий, образующих самые различные сочетания, ведущие к бесконечному разнообразию пространственных и поведенческих ситуаций».

Были выявлены следующие недостатки:

все чаще ведется точечная застройка, при этом часто не учитывается наличие / отсутствие существующих учреждений обслуживания;

на современном этапе оказалось очевидным, что ступенчатая система обслуживания устарела, но при этом практически отсутствуют общие указания проектирования учреждений обслуживания;

недостаток городских земель и их высокая стоимость привели к тому, что инвесторы, в первую очередь, стремятся получить как можно больше продаваемых площадей - квартир-офисов, вследствие этого не проектируются учреждения повседневного обслуживания для жильцов вновь построенных жилых домов.

Можно отметить, что на данном этапе отечественная и зарубежная практика проектирования и строительства схожи. Так, формирование крупных жилых образований требует комплексного подхода, при котором учитываются разнообразные факторы: социальные, экономические, функциональные и прочие. При существенном различии концепций пространственной организации требуется учитывать следующие факторы: спрос на различные типы квартир в соответствии с доходами населения; определение эффективных типов жилой застройки, преимущественно с экономической точки зрения; функциональность застройки.

На современном этапе проектирования и строительства можно выделить три вида жилых комплексов по их социальному статусу: элитные, клубные, коммерческие.

В структуре элитных многоэтажных жилых комплексов практически отсутствуют места для совместного пребывания жильцов, но при этом значительно развит блок обслуживания, которое доступно только жильцам данного комплекса.

Внутренняя инфраструктура комплекса клубного типа специфична. В нем есть зал приемов, бильярдная, сауна, тренажерный зал, винный погреб (для жителей и гостей все бесплатно, т.к. все включено в стоимость эксплуатации). При этом предполагается, что жители имеют собственных парикмахеров, массажистов, врачей, приезжающих по вызову. Блок учреждений обслуживания доступен жильцам и гостям комплекса.

В коммерческих многоэтажных жилых комплексах обслуживание доступно не только жильцам данного комплекса. В структуре комплексов такого типа развита деловая составляющая обслуживания (табл. 5).

В целом можно отметить, что эволюция принципов организации жилой застройки вела к повышению степени урбанизации, совершенствованию системы обслуживания населения, расширению функциональных связей между различными элементами городской среды. Сложился новый тип обслуживания - непосредственно при жилой группе в структуре жилых домов, отвечающий потребностям современного человека.

Проанализировав современный отечественный опыт проектирования и строительства многоэтажных жилых комплексов с обслуживанием было выявлено следующее:

многоэтажные жилые комплексы, как правило, занимают довольно обширные территории, в среднем - 1,5-5 Га;

строительство многоэтажных жилых комплексов с обслуживанием, занимающих довольно обширные территории, ведется преимущественно в Москве и Подмосковье;

следует отметить, что современные жилые комплексы, строящиеся в России, имеют довольно выразительный внешний облик. Но при проектировании учреждений обслуживания в структуре многоэтажных жилых комплексов практически не учитывается сложившаяся система социально-бытового обслуживания в районе строительства;

все учреждения обслуживания размещаются либо на территории комплекса в отдельно стоящих зданиях, либо на первых этажах жилых домов. В зависимости от типа функционирования, учреждения обслуживания могут быть доступны не только жильцам комплекса;

все современные комплексы строятся исключительно для людей с высоким уровнем доходов, при этом практически отсутствуют жилые комплексы, доступные для людей с низким и средним уровнем доходов.

Включение в структуру многоэтажного жилого комплекса различных элементов обслуживания является потребностью современного человека. Вследствие этого структура многоэтажных жилых комплексов имеет ярко выраженную, продуманную концепцию - помимо обязательных придомовых площадок и парковок в структуре комплекса размещаются различные учреждения обслуживания, удовлетворяющие потребности будущих жильцов.

В настоящее время определилось направление организации сети общественного обслуживания, одним из основных элементов которого являются многофункциональные общественно-торговые центры, сосредоточенные в местах концентрации основных людских потоков и местах приложения труда, а также дополнительные комплексы приближенного обслуживания.

Заключение

Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и размещение сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности.

Сравнивая особенности архитектурно-пространственной организации жилья России и Европы, можно отметить, что в российской застройке, в отличие от западной практики, не уделяется внимание повышению качества жилой среды. Эффект сомасштабности человеку и архитектурно-планировочного разнообразия, присущий европейским городам, достигается благодаря внимательному и тщательному подходу к организации жилой среды.

В идеале проектирование комплекса элементов среды обитания человека направлено на оптимизацию пространственных связей между элементами индивидуального и общественного пространства этой среды.

Доступность в целом выражает уровень организации удобной связи объектов производственного и культурно-бытового обслуживания с жилищем.

Главным становится вопрос о формах связи жилища с включенным в состав дома общественным обслуживанием, которое должно органически сочетаться с открытой, доступной для всех желающих системой организации бытового и культурного обслуживания в микрорайоне, жилом районе, городе. Это есть одно из обязательных условий развития общественных форм обслуживания бытовых и культурных нужд населения в целом.

Список использованной литературы

1.Тетиор А.Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с. ISBN 978-5-7695-5692-0

2.Глазычев В.Л., Гольц Г.А. Город как социокультурное явление исторического процесса. Г70 М.: Наука, 1995. - с. 3.

.Картаюва К.К. Социальные аспекты решения жилищной проблемы. Жилищное строительство, 1989, N5, с. 7 - 10.

.Бондаренко И.А. Социально-культурная направленность градостроительного развития, с. 122.

.Трухачев Ю.Н. Общая теория градостроительных систем (методологическая концепция) / Ю.Н. Трухачев. - Ростов н/Д: Рос. гос. акад. архитектуры и искусства, 2006. - 120 с.

.Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом [Электронный ресурс] / О.В. Чкалова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №4. - URL: http://www.dis.ru/library/market/archive/2001/4/190.html (дата обращения 01.02.2011).

.Шауфлер В.Г. Определение зон влияния городских центров повседневного и периодического обслуживания / В.Г. Шауфлер, А.В. Хриченков // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - №1.

.Барщ М.О., Лисициан М.В. Архитектурное проектирование жилых зданий / М.О. Барщ. - М., 1972. - 407 с.

.Федяева Н.А. Многофункциональные жилые комплексы / Н.А. Федяева. - М.: МАрхИ, 1981. - 127 с.

.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 138 - 176.

Похожие работы на - Социальная программа проектирования жилой среды и развитие систем общественного обслуживания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!