.
Применение сезонных пошлин позволяет государствам более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года. В Едином таможенном тарифе таможенного союза определены категории товаров, которые освобождаются от взимания таможенных пошлин, а также льготы по уплате таможенных пошлин и порядок их предоставления. Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на:
)специальные пошлины;
)антидемпинговые пошлины;
)компенсационные пошлины
Особые виды пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТКТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТКТС.
Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию таможенного союза (ТС) в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы стран ТС , со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ТС товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ТС товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.
Согласно ст.79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТКТС, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей являются:
таможенная стоимость товаров;
количество товаров;
таможенная стоимость и количество товаров.
Выбор конкретной налоговой базы при исчислении таможенной пошлины зависит от того, какая ставка установлена в отношении данного товара. Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара. При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: адвалорным, специфическим или комбинированным. В соответствии с Единым таможенным тарифом (ТС) применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в пунктах 1 и 2
Согласно ст.72 ТКТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТКТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.
Таким образом, плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате определяются ТКТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.
1.2 Плательщики таможенных пошлин, налогов
В таможенном правоотношении, как правило, задействованы две стороны, одной из которых всегда выступает орган публичной власти. Участник внешнеэкономической деятельности (индивидуальный или коллективный субъект) и таможенный орган являются сторонами таможенного правоотношения в части обложения таможенными платежами.
Плательщики таможенных пошлин и налогов - декларанты и иные лица, ответственные за уплату. В их числе таможенный перевозчик, таможенный брокер, а также владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, склада временного хранения. Вместе с тем любое лицо вправе внести таможенные платежи за перемещаемые через границу товары.
2.1 Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
В соответствии с частью 1 ст. 85 ТК ТС:
п.1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:
) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;
) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;
4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 <#"center">2.2 Способы обеспечения уплаты таможенных платежей
Статья 86 ТК ТС способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
денежными средствами (деньгами);
банковской гарантией;
поручительством;
залогом имущества.
Законодательством <#"justify">Отметим, что в том случае, если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд.
Взыскание на любое иное имущество (например, если предметом залога были не товары, ввозимые на таможенную территорию, а имущество, не переданное залогодержателю - таможенному органу и т.д.) осуществляется в соответствии с нормами ГК РФ. При этом нужно учесть, что в соответствии со ст. ст. 348 - 350 ГК РФ:
) взыскание таможенного органа на заложенное имущество обращается в случае неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
В обращении взыскания на заложенное имущество может быть отказано, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенного имущества;
) требование залогодержателя (т.е. таможенного органа) удовлетворяется из стоимости заложенного имущества по решению суда.
Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога. Такое соглашение может быть признано судом недействительным по иску лица, чьи права нарушены таким соглашением.
Следует обратить внимание, что из общего правила (о том, что требование таможенного органа удовлетворяется по решению суда) есть два исключения:
а) иной порядок взыскания может быть предусмотрен договором залога;
б) на предмет залога, переданный таможенному органу, взимание также может быть обращено в порядке, установленном договором залога.
В любом случае на предмет залога взыскание может быть обращено только в судебном порядке, если:
для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа;
предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
залогодатель отсутствует и установить место его нахождения невозможно.
По просьбе залогодателя суд вправе в решении об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить его продажу с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному залогом этого имущества, и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора и неустойки. Начальная продажная цена заложенного имущества, с которой начинаются торги, определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях.
Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену. При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель (таможенный орган) вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи.
При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме, не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах. В том случае, если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается. Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя (в данном случае - для уплаты таможенных платежей), он имеет право при отсутствии иного указания в законе или договоре получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге. Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом таможенного платежа, разница возвращается залогодателю.
Должник и залогодатель, являющийся третьим лицом, вправе в любое время до продажи предмета залога прекратить обращение на него взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство по уплате таможенного платежа или ту его часть, исполнение которой просрочено. Соглашение, ограничивающее это право, ничтожно.
Порядок, установленный для проведения публичных торгов (публичные торги проводятся в форме аукциона или конкурса)
Представляется, что наиболее эффективным способом обеспечения уплаты таможенных платежей является банковская гарантия. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее - реестр), в порядке, определяемом этим органом. В ст. 368 ГК РФ дается понятие банковской гарантии. Это письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта) уплатить по просьбе другого лица кредитору (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия является одним из способов обеспечения надлежащего исполнения обязательств (ст. ст. 329, 369 ГК РФ). Указание бенефициара в банковской гарантии не является обязательным. При отсутствии такого указания обязательство по гарантии должно исполняться в пользу кредитора (бенефициара), предъявившего гаранту подлинник банковской гарантии. Отсутствие письменного соглашения между принципалом и гарантом не влечет недействительности гарантийного обязательства гаранта перед бенефициаром. Гарантийное обязательство перед бенефициаром возникает у гаранта на основании одностороннего письменного обязательства гаранта.
Банковская гарантия выдается на возмездной основе (п. 2 ст. 369 ГК РФ), гаранту выплачивается вознаграждение за предоставление банковской гарантии.
Согласно ст. 370 ГК РФ обязательство, предусмотренное банковской гарантией, является независимым от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана.
Условиями включения банка в реестр являются:
) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;
) отсутствие задолженности перед таможенными органами;
) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 млн руб.;
) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;
) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. от 19 июля 2009 г.).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы.
Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий. Заявителю направляется извещение об отказе во включении в реестр с указанием причин принятия такого решения в течение трех дней со дня его принятия.
Банк, кредитная организация или страховая организация включаются в реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в реестр.
Подводя итоги данной главы можно сказать что, в условиях перехода к рыночным отношениям роль гражданского права в регулировании общественной жизни значительно возросла. Таможенные отношения, охватывающие широкий круг действий и событий, предполагают применение гражданско-правовых конструкций.
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ И УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
3.1 Сроки уплаты таможенных платежей
С 1 января 2010 г. правовые нормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза <#"justify">Сроком уплаты таможенных платежей является период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы или событие, с возникновением которого, ТКТС связывает необходимость уплаты таможенных платежей.
В соответствии с частью 1, ст. 82 п. 1 таможенного кодекса таможенного союза сроками уплаты таможенных пошлин, налогов являются сроки установленные статьями 81, 161,166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 настоящего кодекса.
.При установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 ст.202 настоящего кодекса сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
.Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со ст. 194 настоящего кодекса определяются законодательством государств-членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства-члена таможенного союза.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита <#"center">3.2 Ответственность за неуплату таможенных платежей
В соответствии с главой 16 ст. 16.22 КоАП нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец склада. Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей. Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:
в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;
в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;
в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.
Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 или 2 ст.16.2 <#"center">ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенная политика государства играет решающую роль в развитие экономических отношений России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Из этого следует, что налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.
Можно сказать, что таможенные платежи - это совокупность 3-х элементов:
таможенных пошлин;
налогов;
таможенных сборов,
каждый из которых имеет свои характеристики. Например, таможенные пошлины и налоги - это безвозмездные , индивидуальные, в большинстве случаев обязательные платежи. Таможенные сборы - это всегда обязательный и возмездный платеж. Без уплаты таможенных сборов таможенный орган не начнет производство таможенных процедур.
Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Таможенного союза. Учитывая изложенное в данной курсовой работе, а также принимая во внимание происходящее реформирование таможенного дела в Российской Федерации, и создание Таможенного союза затрагиваемые в данном исследовании вопросы сроков уплаты таможенных платежей, способов их обеспечения и многие другие представляют интерес с научно-прикладной точки зрения, поскольку обобщение накопленного опыта, применение научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о таможенном деле повысят эффективность деятельности таможенных органов и субъектов хозяйствования в данной области.
При написании данной курсовой работы, были рассмотрены самые главные стороны таможенной политики в отношении таможенных платежей, а так же достигнуты следующие задачи: изучить сущность и виды таможенных платежей, особенности их взимания в Таможенном союзе. Поняли, что установление таможенных пошлин, налогов и сборов представляет собой сложный процесс, за счет уплаты которых пополняется казна федерального бюджета, осуществляется защита внутреннего рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные акты
1. Единый таможенный тариф Таможенного союза.
. Налоговый кодекс Российской Федерации № 117-ФЗ.
. Таможенный кодекс Таможенного Союза.
. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ .
. Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» № 165-ФЗ.
.Протокол от 11 декабря 2009г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».
. Соглашение от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании".
. Протокол от 12 декабря 2008 г. "О представлении тарифных льгот";
.Решение Комиссии Таможенного союза (КТС) № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
II. Научная и учебная литература
. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. - М., 2011.
. Бадулин О. Обеспечение уплаты таможенных платежей // «Право и экономика» 2010.
. Д.В. Винницкий Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - С-Пб, 2013.
. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне, под ред. Карпова В. - М., 2012.
. Драганова А. Основы таможенного дела Москва 2010.
6. Широков С.В. Артемьев А. А. «Новый статус потери таможенных платежей бюджета?»//Налоговая политика и практика,№9 2009 г.
. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2008.
8. Налоги: Учебник для вузов /Под ред. проф. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
III. Материалы интернета
1. http:// www.tamognia.ru <http://www.tamognia.ru>.
. http://www.customs.ru <http://www.customs.ru>.
. http://www.zakonrf.info.