Нижний Новгород в XVII веке: власть, общество, культура

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нижний Новгород в XVII веке: власть, общество, культура













РЕФЕРАТ

Нижний Новгород в XVII веке: власть, общество, культура

Введение

экономический культурный новгород архитектура

Нижний Новгород - один из старейших городов России. Его история непрерывно связана с историей нашей Родины. В начале XVII века Нижегородское всенародное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским сыграло решающую роль в освобождении Москвы от иноземных захватчиков, тем самым сохранив независимость, религию и культуру России. Поэтому цель реферата такова, на основе анализа литературы, публицистики и других источников понять, чем объясняется то, что именно Нижний Новгород выступил в качестве лидера национально-освободительного движения в XVII веке, что происходило в городе в период этого столетия (до и после победы над интервентами), как развивалась культурная и общественная жизнь города и какой вклад Нижний Новгород внес в жизнь России на протяжении всего XVII века.

Я ставлю перед собой такие задачи:

)Понять, как шло социально-экономическое развитие Нижнего Новгорода, и какое экономическое значение для страны имел город в XVII веке.

)Распознать основных нижегородских культурных деятелей XVII века и их достижения.

)Выявить, кто из знаменитых людей России XVII века был нижегородцем.

Над этой темой работали такие специалисты как Д. Богородицкий, А.С. Гациский, Л.М. Каптерев, С.М. Парийский и другие.

1. Предыстория

Нижний Новгород расположен на рубеже Верхней и Средней Волги, то есть город имеет выгодное экономико-географическое положение. С образованием единого Русского государства это место становится ключевой позицией для укрепления русского влияния на Волге. Здесь проходили международные переговоры, принимались и отправлялись посольства, концентрировались запасы, необходимые для военных походов, и войска, участвовавшие в этих походах. В XV столетии войны и столкновения с Казанским ханством, происходившие в среднем раз в 8 лет, тормозили развитие экономических связей Руси с народами Поволжья. Так, в 1466 году из Нижнего Новгорода с большим караваном отправился в дальний путь, в Индию, известный русский землепроходец тверской купец Афанасий Никитин.

Развитие волжских экономических связей создавало предпосылки для роста посада Нижнего Новгорода. И хотя данных о численности населения в XV-XVI веках не сохранилось, это был значительный по размерам город.

Уже в середине XVI века значение Нижнего Новгорода как одного из важных экономических и административных центров страны подчеркивал выдающийся русский публицист Иван Пересветов, предлагавший сделать Нижний Новгород столицей Русского государства.

Все изменил поход Ивана Грозного 1552 года, итогом которого стало падение ханской Казани. Устранение военной опасности повлекло за собой интенсивное заселение южных и юго-восточных регионов нынешней Нижегородской области русскими поселенцами из разных концов страны. С освобождением Волги город утратил значение пограничной крепости. Это привело к изменению социального состава городского населения. В то же время увеличивалась численность посадского населения - ремесленников и торговцев, возрастала их роль в жизни города.

Нижний Новгород постепенно становился одним из важных экономических центров страны.

2. Социально-экономическое развитие города в XVII веке

В XVII веке Россия вступила в новый период своей истории, который отличался действительным фактическим слиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Усилился обмен между областями, росло товарное обращение, складывался всероссийский рынок, постепенно зарождалась русская буржуазия. Страна постепенно выходила из состояния хозяйственной разрухи, причиненной интервентами. Основная тяжесть преодоления разрухи легла на крестьянство и городские посады.

Все эти исторические процессы отчетливо прослеживаются на примере Нижнего Новгорода.

Хотя Нижегородский край в отличие от других районов страны непосредственно от оккупации не пострадал, тем не менее, экономические связи города были прерваны, что не могло не отразиться на развитии города.

По своему экономическому значению Нижний Новгород в XVII веке занимал видное место в стране. В 1640 году по размерам выплачиваемого налога с имущества - пятинного сбора - нижегородский посад уступал лишь трем городам страны - Москве, Ярославлю и Казани. Возрастал и доход с нижегородской таможни, собиравшей пошлину с привозимых в город товаров. Особое влияние на развитие экономики края оказала официально учрежденная в 1641 году знаменитая Макарьевская ярмарка: местные ремесленники получили стабильную базу для оптовой реализации своих товаров, купечество - чрезвычайно выгодные условия для торговой деятельности.

В 1617-1618 годах Нижний Новгород сильно пострадал от пожаров, уничтоживших почти половину сплошь деревянной скрученной застройки. Сгорели Гостиный двор, 725 лавок и амбаров на торгу, около тысячи жилых строений, а также часть стен и башен внешней цепи укреплений. Без крова и имущества остались 853 семьи - почти половина населения, что заставило правительство временно сократить налоги с посада.

В 1621-1622 годах в Нижнем Новгороде работала специальная правительственная комиссия во главе со стольником Д. Лодыгиным, в задачу которой входило установить заново размеры налогов с горожан. Итоги работы комиссии отражены в Писцовой книге 1621-1622 годов - первом дошедшем до нас описании города, его застройки, занятий жителей, их социального и имущественного положения. Она позволяет восстановить облик средневекового Нижнего Новгорода (рис. 1).

В 1621 году Нижний Новгород делился на кремль, называвшийся «город», Верхний и Нижний посады - соответственно нагорная и подгорная части города. Кроме них в состав города входили слободы: Благовещенская и Старая Немецкая (на берегу Оки), Ямская, Стрелецкая, нижегородских немцев и литовцев, Печерская (три последние - по берегу Волги). За Окой в состав города входили также слободы Кунавинская и Гривка. Всего на посадах и в слободах было 1775 дворов и около 10-12 тысяч жителей.

Наиболее плотно была застроена территория кремля - административного центра города. Это был аристократический район, но в кремле жили и бедные люди. Их дома и избенки густо лепились по круглым косогорам кремлевского холма. Центральной улицей кремля была Большая Мостовая улица, проходившая по линии кремлевского съезда от Ивановской до Дмитровской башни. Главное административное учреждение уезда и города - Съезжая изба. Оживленным был район Верхнего посада, расположенный за Почайной. Его центральная улица - Ильинская переходила за цепью городских укреплений в Ямскую слободу, где обитали ямщики, обеспечивавшие сухопутные связи Нижнего Новгорода. Подворья патриарха и именитых людей Строгановых находились на нижней части Ильинской улицы. Именно здесь в конце столетия строятся первые в городе каменные гражданские здания (рис. 2, 3). Этот район был наиболее выгодно расположен - близко река и нижегородский торг.

Деловым центром города, жившим особенно интенсивной жизнью во время навигации, был Нижний посад (562 двора), протянувшийся по берегу Оки и Волги. Центром Нижнего посада являлся нижегородский торг, с его Гостиным двором, лавками, торговыми амбарами.

В Благовещенской и Печерской слободах (89 дворов) проживали монастырские крестьяне. Они находились в зависимости от монастырей, платили им подати и не считались посадскими людьми, хотя также занимались, в основном, торговлей и промыслами. Свыше 100 человек иноземцев образовывали свои слободы. Нижегородские иноземцы жили замкнуто, занимались торговлей и промыслами, хотя считались на государственной службе.

Писцовая книга 1621-1622 годов содержит некоторые сведения и о селениях, не входивших в состав Нижнего Новгорода (теперь это городские районы): Дорожайка, Молитовка, Ратманово, Борзовка, Стригино, Дарьино, Карпово. Самые ранние документы, в которых упоминаются Копосово и Сормово, датированы 1542 годом.

Основную массу населения города - 48% - составляли посадские люди. Однако по имущественному положению и занятиям нижегородский посад не был однородным. Верхушка его (2,48%) - это так называемые «лучшие люди»: крупные торговцы, владельцы судов. Они вели оптовую, в том числе и международную, торговлю по Волге - хлебом, солью, рыбой и другими товарами. О размерах торговых операций можно судить по суммам, которые с них собирала таможня. В отдельных случаях налог с «лучших» людей превышал налог с небогатых людей в 240 раз. Это наглядно отражает имущественное расслоение посада.

В это же время Нижний Новгород становится одним из центров канатного производства. Нижегородские канаты и веревки были недороги и славились высоким качеством. Когда для нужд молодого российского флота потребовались канаты и были устроены мануфактуры в Москве и Воронеже, Петр I для организации этих предприятий берет специалистов из Нижнего Новгорода.

В городе и его округе строились и ремонтировались речные суда. В 1636 году здесь построили корабль «Фридрих» - большое по тому времени судно (рис. 4). Все работы, включая кузнечные, выполнили нижегородские мастера.

Нижний Новгород XVII столетия - крупный центр металлообработки. В 1621 году здесь действовала 41 кузница, из которых 36 находились в Верхнем посаде. Нижегородские металлисты отливали колокола и якоря, выполняли государственные заказы: в 1646 году они изготовили большую партию копий-рогатин, а оружейные замки, сделанные в Нижнем Новгороде, были «супротив московских на иной манер» и высоко ценились.

Значительную часть (52% в 1621 году) населения города составляли «беломестцы», числившиеся «не в тягле», освобожденные от налогов. По социальному составу, занятиям и имущественному положению эта группа была чрезвычайно пестрой. В нее входили служилые люди, состоящие на государственной службе, - дворяне, служилые иноземцы, стрельцы, пушкари и воротники. Беломестцами считались и числившиеся на гражданской службе - представители администрации, приказные и т.п. «Не в тягле» состояли 153 нижегородских ямщика, налоги которым заменялись ямской службой, и чрезвычайно многочисленное нижегородское духовенство. Освобожденные от налогов и поставленные благодаря этому в льготные условия, многие беломестцы занимались торговлей и промыслами, успешно конкурируя с посадским населением. Росту числа беломестцев способствовало и развившееся в XVII столетии закладничество. Задыхавшийся под гнетом налогов свободный посадский человек поступал в зависимость к беломестцу, оформляя на себя кабалу по стечению обстоятельств, а иногда и фиктивно - чтобы уклониться от налогового гнета. Нижегородский посад долгое время вел борьбу с беломестцами. В итоге 1649-1652 годов возвратила в посад 767 дворов. Однако такие мероприятия проводились от случая к случаю, и на протяжении второй половины XVII века закладничество продолжало развиваться.

Ухудшение положения городских низов вело к открытым классовым боям. В 1655 году восстало посадское население Нижнего Новгорода. Его участников ждала жестокая расправа: многие были арестованы и казнены.

Вспыхнувшая в Поволжье крестьянская война под руководством Степана Разина, явилась крупнейшим социальным движением второй половины XVII века. Нижегородское крестьянство приняло в ней самое активное участие. В результате этого в осадном кольце оказался и Нижний Новгород, но город восставшие взять не смогли.

Особой формой социального протеста против усиления феодально-крепостной системы стало движение старообрядцев-раскольников, так как в это время возникли раскольничьи скиты по Керженцу, которые становятся одним из основных гнезд старообрядчества.

Вывод: в XVII веке происходит окончательное закрепощение крестьян. В условиях феодально-крепостного строя жизнь городского населения города становится чрезвычайно тяжелой. Бесправие и гнетущая эксплуатация, нужда и темнота обрекали народ на страдания и муки. Стихийные бедствия, эпидемии, оползни еще более усугубляли невыносимое положение горожан. В городе шла острая классовая борьба, нижегородцы не только сочувственно относились к народной антифеодальной войне под руководством Степана Разина, но и принимали в них активное участие. Подавляя народные восстания и усиливая свою власть, крепостники-феодалы задерживали, тормозили прогрессивное развитие города, его производительных сил.

3. Культурное развитие Нижнего Новгорода в XVII веке

век в истории Русского государства отмечен дальнейшим развитием культурных связей, проникновением в живопись, литературу, архитектуру светских элементов, отражающих новые веяния времени.

В XVII веке в Нижнем Новгороде жили и работали многие талантливые зодчие, создававшие выдающиеся памятники архитектуры.

Исторические документы также сохранили имена живописцев, представлявших Нижегородскую школу живописи XVII века.

Архитектура

Планировка Нижнего Новгорода в XVII веке представляла собой типичную для средневековых русских городов радиально-концентрическую систему, в которой отчетливо прослеживалась взаимосвязь линий укреплений и трассировки главных улиц. Кремль, окруженный посадами, занимал в этой системе центральное положение.

Особую роль в застройке Нижнего Новгорода начала XVII века играли высотные, часто шатровые храмы. Анализ постановки шатровых храмов на городском ландшафте позволяет сделать вывод, что их возводили с учетом архитектурной и природной среды, ориентируясь на видовые зоны.

Наиболее живописное зрелище представлял Нижегородский кремль, силуэт которого создавали многочисленные, различной формы и высоты башен, храмов, колоколен и вышек-повалуш боярских дворов (рис. 5).

Деревянные, всевозможного назначения здания в течение всего XVII века оставались основными в застройке города. Но именно каменное строительство, сначала редкое, а затем принявшее массовый характер к рубежу XVII-XVIII веков существенно изменило архитектурный образ Нижнего Новгорода.

Каменные работы начала XVII века в Нижнем Новгороде начались с ремонта стен и башен кремля. В 1620-1624 гг. работами руководил присланный из Москвы подмастерье Первуша Данилов. До этого значительных по объему каменных работ в городе не велось уже несколько десятилетий. Начавшиеся тогда в кремле работы стали как бы начальным этапом и с тех пор не прерывались на протяжении всего XVII века. Вслед за ремонтом каменного кремля в 1628-1631 гг. был возведен новый Михайло-Архангельский (рис. 7), а в 1647-1652 гг. - Спасо-Преображенский собор (рис. 8). Этим отмечалась не только заслуга Нижнего Новгорода в деле освобождения русского государства от польско-литовских интервентов, но и возраставшее с каждым годом значение города как торгово-промышленного центра Поволжья. Одновременно со строительством «государевой казной» каменные работы развернули на своих территориях нижегородские Печерский и Благовещенские монастыри, состоятельные и могущественные феодалы края. Особую историко-художественную ценность представляет собой ансамбль Печерского монастыря, сохраняющий целый ряд редких в русском зодчестве XVII века памятников (рис. 9).

До настоящего времени в городе сохраняются четыре шатровый храмовые постройки - Архангельский собор, церкви Успенская и Евфимиевская в Печерском и Успенская в Благовещенском монастырях (рис. 10). Такое количество каменных шатровых храмов XVII века в настоящее время, кроме Москвы имеет только Нижний Новгород. Это делает нижегородские памятники особенно важными для изучения истоков русского зодчества.

Заметное место в истории Нижнего Новгорода занимает каменная посадская церковь Жен-мироносиц 1649 года (рис. 11) в ней русская архитектура видимо, впервые создала храм типа «корабль» с объединением строго по оси восток-запад моленного зала с алтарем, трапезной и шатровой колокольней над входом. Своими внутренними размерами она превосходила кремлевские старые соборы, что наглядно свидетельствовало о возросшей роли посада.

Во второй половине XVII века все бывшие деревянные церкви Нижнего посада и Ильинской горы одна за другой были перестроены на каменные, что свидетельствовало об особом значении торга, Оки и Волги в жизни города. «Купецкой казной» были отстроены Никольская на торгу (1656), Козьмо-демьянская «тщанием» нижегородца, посадского человека Ивана Языкова - Троицкая (1663), наследство Гаврилы Дранижникова - церковь Иоанна Предтечи (1683). Многие каменные работы финансировал Афанасий Фирсович Олисов, построивший три церкви и несколько палат.

Влияние русского деревянного зодчества на каменное с особой очевидностью проявилось в архитектуре Успенской церкви на Ильинской горе 1672 год (рис. 12) - единственной в стране, дошедшей до наших дней храмовой каменной постройке, завершенной «крещатой бочкой в четыре лица». Форма крещатой бочки была издавна известна русским плотникам, которые часто завершали ею крыльца, монастырские и усадебные ворота, срубы хором и церквей. В убранстве верха Успенской церкви строители, видимо, впервые в Нижнем Новгороде применили полихромные изразцы. Цвет вообще стал играть в каменных посадских постройках города XVII века особую роль. Позолоченные, кованные или просечные кресты, гребни, подзоры, крытые зеленой, желтой и голубой поливной черепицей главы и кровли, многоцветная раскраска архитектурных профилей на фоне отбеленных стен создавали мажорное звучание и выделяли каменные здания на фоне мене приметных серых деревянных строений.

С середины XVII века состоятельный посадский люд повел каменное жилое строительство. Принято считать, что кирпичных зданий в городе тогда было немного, но исследования последнего времени выявили на посадах второй половины XVII века многие каменные кладовые, амбары, зимовые дворы, лавки, гостиный двор для приезжих купцов, промышленные здания и т.п.

После учреждения в 1672 году в Нижегородском крае митрополии каменные строительства своей резиденции начал митрополит Филарет. К конце XVII столетия это был уже сложный ансамбль с жилыми, хозяйственными и храмовыми постройками. По традиции считалось, что жить в каменных палатах нездорово «от извести», поэтому на кирпичных первых этажах надрубали деревянные жилые части.

К наиболее распространенному типу двухчастных «хором» близок кирпичный дом XVII века на Почаинской улице, так называемы Дом Петра I (рис. 3), где он, по преданию, останавливался во время Азовского похода 1695 года. Дом двухэтажный, с просторными подвальными помещениями под жилой частью, куда ведет наклонный спуск.

К другому типу строений относятся каменные палаты Пушникова (рис. 2), состоящие из двух разновременных объемов: одноэтажного - XVII и двухэтажного - начала XVIII столетия.

Дом XVII века в Крутом переулке так называемые палаты Олисова, представляют собой более рациональное решение внутреннего пространства.

Каменное как жилое так и храмовое строительство в Нижнем Новгороде продолжалось на рубеже XVII-XVIII вв.; когда были возведены Благовещенская (1697), Строгановские Гордеевская (1697) и Рождественская (1719?) церкви (рис. 13), Сергиевская на Петушках (1702) и Георгиевская ярусная с белокаменными резными деталями (1702).

Так в течение чуть более 50 лет в городе появилось большое количество жилых, торговых, хозяйственных и административных (таможня, мытный двор) каменных строений.

Мы можем назвать каменных дел подмастерья Антипу Константинова, купца-зодчего Семена Задорина, Г.Д. Строганова, которые оказали особое влияние на архитектурные преобразования Нижнего Новгорода XVII века.

Каменных дел подмастерье Антипа Константинов.

Изначальные сведения о зодчем мы находим в делах нижегородского Печерского монастыря 1631 года. Здесь он назван приемным сыном главного строителя Архангельского собора (рис.), каменных дел подмастерья Лаврентия Семеновича Возоулина. Место рождения Антипа Константинова не известно.

Его работы в Нижнем Новгороде: строительство Архангельского собора в кремле, возобновление обветшавшего Михайло-Архангельского собора (рис.), создание архитектурного ансамбля Печерского монастыря (рис.).

Купец-строитель Семен Задорин.

В середине XVII века многие каменные работы вел купец Семен Филиппович Задорин, ярославец, переселившийся жить в Нижний Новгород. Стал одним из состоятельнейших людей России XVII века.

Его работы в Нижнем Новгороде: каменная церковь в Воскресенском кремлевском монастыре, реставрация древнего белокаменного кремлевского Спасо-Преображенского собора, ремонт кремля, каменная церковь Рождества на Нижнем посаде, «близ двора своего» (задоринские постройки не сохранились, но в свое время они были явно заметными в застройке посада), Никольская церковь на торгу Нижнего посада.

Григорий Дмитриевич Строганов.

Строгановские сооружения принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений русской архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. Они отличаются композиционным единством и чертами ярко выраженной индивидуальности. Осуществленное строгановскими мастерами световое пятиглавие над кубическим бесстолпным храмом явилось венцом исканий русских мастеров конца XVII века. Уже к началу XVII века Строгановы были самыми богатыми людьми России. Местом постоянного жительства Г.Д. Строганова был Нижний Новгород. От него до нас дошло два храма: Смоленская церковь в Гордеевке и Рождественская церковь (рис.), первоначально бывшие композиционными центрами целых ансамблей и комплексов, включавших каменные жилые палаты, зимовые дворы, хозяйственные постройки… Строительством Рождественской церкви Строганов стремился превзойти все то, что располагалось рядом, чтобы храм оставался в веках памятником его роду. Рождественская церковь в плане несет много общих черт с построением древнерусских храмов: к собственно церкви с тремя алтарними абсидами и главами, примыкает с западной стороны трапезная с некогда открытой в стороны папертью. На более высокой площадке возвышается отдельно стоящая колокольня. Очень ценными являются резной иконостас и работы строгановских живописцев, к сожалению, о строгановских мастерах времен Григория Дмитриевича, несмотря на их призвание и одаренность, данных почти не сохранилось.

Умер Г.Д. Строганов в своем московском доме 21 ноября 1715 года.

Вывод: каменное зодчество Нижнего Новгорода XVII века, сохраняя индивидуальность, шло в ногу с общерусской архитектурой. Наблюдалась теснейшая связь ведущей московской школы с отдаленным городом Поволжья. В этот период облик всех основных градообразующих элементов Нижнего Новгорода: кремля, посадов, монастырей - коренным образом изменился, доминирующую роль в которых стали играть каменные, всевозможного назначения здания, с большим разнообразием форм, мастерством решения конструкций, плана и художественного образца.

Литература

Своеобразным и талантливым писателем показал себя глава русского старообрядчества протопоп Аввакум Петрович. «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное (1672-1675) - первое в русской литературе автобиографическое произведение, написанное живым народным языком. Его литературные способности проявились и в целом ряде других сочинений (бесед, поучений и т.п.).

В 1611 году в город приехал из Москвы Никита Федорович Фофанов - ученик первопечатника Ивана Федорова. Фофанов создал в Нижнем Новгороде типографию, которая работала с января 1613 до мая 1614 года (в дальнейшем эта типография была переведена по царскому указу в Москву).

В нижегородских монастырях скапливалась масса рукописных и печатных книг. Примечательно, что это были книги не только религиозного содержания. Ряд книг принадлежит перу нижегородцев. Например, первое описание города и занятий его жителей составил писец Григорий Заболотский.

Вывод: Авторов литературных сочинений все больше интересует не жизнь святых, а жизнь своих современников. Все больше привлекает их внимание история Руси.

4. Знаменитые Нижегородцы XVII века

Кузьма Минин.

О месте и дате рождения Кузьмы Минина ничего доподлинно не известно. По некоторым данным, родился этот именитый нижегородский земский староста, а с 1612 года и ведущий руководитель Второго ополчения и приближенный соратник Пожарского в городе Балахна, однако последние исторические исследования этих данных не подтвердили. Также Минин является национальным героем нашей страны.

В начале XVII века Минин являлся посадским в Нижнем Новгороде. Имеются достоверные данные, что в период с 1608 по 1610 годы, он располагался в ополчении этого города, служа в нем под руководством грамотного воеводы Алябьева, будучи в ополчении он принимал участие во многих боевых операция, направленных на свержение Лжедмитрия II.В сентябре 1611 года Кузьму Минина выбрали нижегородским земским старостой. Будучи на столь важном государственном посту, Минин встал под предводительство движения за формирование Второго ополчения. Ведущими его обязанностями на этом посту являлся сбор материальных средств, выплата жалования ополченцам, работа по хозяйственным вопросам. Именно Кузьма Минин посоветовал передать руководство ополчением в надежное ведение князя Пожарского. До момента формирования Земского собора в 1613 году Минин был включен в состав «Совета всея земли», который был образован зимой 1612 года в городе Ярославле, основой функцией совета являлось исполнение обязанностей правительства. Минин принимал непосредственное участие в Земском соборе, организованном в 1613 году, на котором, кстати, царем всея Руси был выбран Михаил Федорович Романов. После своего венчания на царствование новоиспеченный царь сделал Кузьму Минина думным дворянином, так Минин попал в число советников Боярской думы. В 1615 году за свои успехи в праведной службе Минину было даровано село Богородицкое, кроме того в его вотчину были включены девять деревень и три пустоши, расположенных под Нижним Новгородом.

Минина похоронили на кладбище рядом с Похвалинской нижегородской церковью. А в 1672 году прах Минина переместили в Спасо-Преображенский собор Нижегородского кремля. В 1838 году был возведен новый кафедральный собор, куда перевезли прах Минина. В 1930 году, в период поголовного разрушения церквей, когда был взорван и Спасо-Преображенского собор, прах героя страны отправили на сохранность в музей - заповедник, сегодня же он находится в Михайло-Архангельским соборе кремля.

Афанасий Фирсович Олисов.

Олисовы были известны в Нижнем Новгороде с 16-го столетия: земский дьячок Жданко Олисов в 1572 году составлял кабальные записи на нижегородцев. К XVII веку фамилия Олисовых стала синонимом состоятельных людей города. Честолюбивый по натуре Афанасий Олисов в 1666 году становится сначала нижегородским таможенным головой, и уже через два года значился крупным поставщиком хлеба в житницы Москвы. Став доверенным лицом правительства, Олисов в 1672 году отправился в Астрахань заведовать царскими соляными и рыбными астраханско-яицкими промыслами. В конце 1676 года Олисов вернулся в Нижний Новгород, где его избрали земским старостой, но уже через год он вновь назначен управляющим «государева дворцового рыбного и соляного промыслов в Астрахани и Яике».После четырех лет его службы управляющим государственными рыбными и соляными астраханско-яицкими промыслами Афанасий Фирсович Олисов, расширяя свои владения в Нижнем Новгороде, в 1676 году возводит близ Успенской церкви каменные двухэтажные палаты, дошедшие до наших дней.

Митрополит Тихон.

Епископ Русской православной церкви, митрополит Казанский и Свияжский.

апреля 1677 года пострижен в монашество в патриаршем Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде.

июля 1679 года назначен патриаршим ризничим.

февраля 1692 года рукоположен во иеромонаха, а 3 апреля того же года возведен в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

апреля 1695 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита.

марта 1699 года переведен митрополитом Казанским и Свияжским.

В 1709 году митрополит основал в Казани первую школу для сыновей новокрещённых, которую посещали 32 ученика, в большинстве своём чуваши. Митрополит Тихон писал царю и Святейшему Синоду о необходимости большего числа школ и сельских церквей. Для этого нужны были средства, которых казна выделяла крайне мало. Исполняя указ царя Петра I о заведении школ при архиерейских домах и монастырях, митрополит Тихон собрал более пятидесяти учеников и открыл при Казанском Феодоровском Троицком монастыре школу, которая по регламенту должна была содержаться за счет монастырей. Но монастыри не скоро стали доставлять содержание школе, преосвященный же одними своими собственными доходами не мог содержать всех учеников. Поэтому они вскоре были распущены, осталось только пять человек. В январе 1724 года митрополит Тихон просил синод об увольнении его, за старостью и болезнями, от заведования всякого рода сборами и исполнения по различным указам, относящимся до управления епархии, что и было синодом уважено. Скончался 24 марта 1724 года. Погребён в соборной Казанской церкви. Остался в памяти знавших его как архипастырь благочестивый, заботливый о благе своей паствы. Отличался любовью к храмоздательству. В Нижнем Новгороде над гробом родителей выстроил Благовещенский собор. Большую часть своего имущества он завещал на построение храмов и монастырей.

В XVII - первой половине XVIII века среди нижегородцев были и замечательные мастера живописи. Исторические документы сохранили имена Сергея Макарова и Владимира Яковлева, которые в 1660 году расписывали Архангельский собор в Московском Кремле, а также Прокофьева и Афанасьева, представлявших Нижегородскую школу живописи XVII века. Знамениты и такие нижегородцы как Г. Строганов, Семен Задорин, о которых упоминалось во второй главе реферата.

Также стоит отметить, что, и патриарх Никон, и протопоп Аввакум - родом из Нижегородского края. Никон родился в семье крестьянина из с. Вельдеманова (ныне Перевозский р-н); Аввакум был сыном священника из с. Григорово (ныне Большемурашкинский р-н).

Иларион, архиепископ рязанский и муромский.

В 1646 г. архимандрит желтоводский, с 1656 г. - Печерского-Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом, в 1657 г. хиротонисан в архиепископы рязанские и муромские, с 1669 г. митрополит; умер в 1673 г. Известен участием в большом соборе 1666-1667 гг., низложившем патриарха Никона. И. уличал Никона в неуважении к вселенским патриархам и в иных винах, а по окончании следствия громогласно прочел на русском языке приговор о низложении Никона. Против ожидания, по окончании суда, И. был в числе отказавшихся подписать акт низложения, так как в нем (вследствие неправильности перевода с греческого) указывалось на подчиненность власти патриаршей власти царской. Убоявшись, однако, своей смелости, И. Вместе с Павлом крутицким вскоре смирились, особенно после разъяснения Паисием Лигаридом, что царь имеет преимущество в политических делах, а патриарх в церковных. Некоторое время И. оставался под запрещением творить церковную службу; но по принесении им полного раскаяния был прощен.

Иларион Суздальский.

(13 ноября 1631, Нижний Новгород -14 декабря 1708, Суздаль) - епископ Русской православной церкви, митрополит Суздальский и Юрьевский, один из основателей и первый строитель Свято-Успенского монастыря «Флорищева пустынь».

Канонизирован в лике святителей, память 27 декабря.

Коломенский Павел.

Епископ Русской Православной церкви, епископ Коломенский и Каширский.

Активно поддерживал противников реформ патриарха Никона, но вместе с тем не отделялся от Патриаршей Церкви. Первый сожженный в 17 в. старообрядческий епископ. Почитается старообрядцами святым в лике священномученика.

Кондратьев Андрей.

Резчик по дереву 17 в., крестьянин Выездной слободы Арзамаса.

Мелетий Иванов.

Резчик по дереву, «скульптор» - нижегородец 17 в., создавший иконостасы для соборов многих городов и монастырей Нижегородского Поволжья.

Неронов Иван.

Идеолог старообрядцев, член кириковского кружка «ревнителей благочестия», живший в доме иерея Анании в с. Кирикове.

Никита Павловец

Государев иконописец из Павлова-на-Оке, мастер Оружейной палаты Московского Кремля 17 в.

Пушниковы

Посадские-промышленники Н. Новгорода 17 в.

Скоморохов Афонасий.

Живший в Н. Новгороде записной государев иконописец 17 в.

Вывод: в Нижнем Новгороде родились и работали многие выдающиеся люди: политики, предприниматели, деятели культуры, которые до сих пор считаются гордостью нашего Отечества.

Заключение

Нижний Новгород вначале XVII века выступал в роли экономического центра среднего Поволжья. Роль Нижнего Новгорода вырастала на основе многообразных экономических связей города с окружающей территорией; хлебная и рыбная торговля, привоз восточных товаров, судоходный промысел, развитое ремесло - все это выделяло Нижний Новгород как крупный экономический центр, в котором были задействованы различные социальные слои общества. В начале XVII века Нижний Новгород находился среди посадов, плативших крупные подати в казну со своего торгово-промышленного оборота. Город этого периода был не только торговым, но и значительным культурным центром. Уже сам облик Нижнего Новгорода, где рядом с деревянными избами начали появляться каменные дома, где на высоких откосах издали видны были богатые каменные храмы, говорит об этом. Здесь жили и работали многие талантливые зодчие, создавшие выдающиеся памятники архитектуры.

Благодаря всему выше перечисленному город имел хороший экономический потенциал. И на период смуты он имел как финансовые возможности для организации ополчения, так и личную заинтересованность в сильной централизованной власти. В связи с этим можем сделать следующий вывод, что выдвижение Нижнего Новгорода в качестве лидера национально-освободительного движения в начале XVII века имело под собой ряд оснований, и было обосновано.


Список использованных источников

1.История города Горького. Краткий очерк. Горький, Волго-Вятское кн. изд., 1971.

2.Чемоданов Л.А. История Горьковской области. Учебное пособие. Горький. Волго-Вятское кн. изд-во, 1975.

.Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII-XX века. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1980.

.Город Горький путеводитель. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во. 1964.

.Ирина Сидорова. Наш город. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во. 1974.

.http://www.unn.runnet.ru/

.http://www.stars-nnov.ru/

.http://why.go2nn.ru/

.http://ru.wikipedia.org/

.http://ukhtoma.ru/history10.htm/

Похожие работы на - Нижний Новгород в XVII веке: власть, общество, культура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!