Использование подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3–5 лет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3–5 лет













Курсовая работа

Использование подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет


Введение

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздрава и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения - 10%, избыточная масса тела - 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.

В связи с тем, что растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья детей.

Решение данной проблемы возможно с помощью обучения детей плаванию. Занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований. Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.

Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

При обучении плаванию большое внимание необходимо уделять игровому фактору. Игра - это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания.

Целью нашей работы явилось изучение использование подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет.

Объект исследования: форсированное освоение в воде детей 3-5 лет.

Предмет исследования: подвижные игры.

Задачи исследования:

. Исследовать особенности использования подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет.

. Провести эмпирическое исследование особенностей использования подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет.

1. Обзор литературы по проблеме использования подвижных игр для форсированного освоения с водой у детей 3-5 лет

.1Упражнения для освоения с водой детей 3-5 лет

При обучении плаванию детей 3-5 лет применяются общеразвивающие и специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде. Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие - на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. Рассмотрим эти упражнения подробнее. [5]

. Погружение с головой в воду

По команде «вдох» ребята делают глубокий вдох, по команде «присесть», приседая, погружаются с головой в воду. Упражнение должно выполняться спокойно, в медленном темпе.

После вдоха надо закрыть рот. Нельзя, погружаясь в воду, закрывать лицо руками. Ребята должны привыкнуть к тому, что вода стекает с лица, и не смахивать ее руками. Для этого следует проводить упражнение так, чтобы ребята, выпрямляясь, опускали руки на пояс и оставались в таком положении до момента нового погружения.

. Погружение с головой в воду и выдох под водой

Число погружений постепенно увеличивается. Ознакомление с этим упражнением надо начинать на берегу. Важно научить ребят делать полный выдох. Для этого вводится специальное упражнение. По команде делаются глубокий вдох и выдох, причем команда «выдох» сильно растягивается. (Отдавая ее, надо сосчитать про себя до десяти.)

Научив детей делать глубокий вдох и выдох, можно перейти к ознакомлению с упражнением в целом. Знакомясь с этим упражнением на берегу, ребята по команде «вдох» глубоко вдыхают воздух, по команде «выдох» приседают на носках (колени вместе) и одновременно с приседанием делают выдох. Необходимо, чтобы начало выдоха совпадало с началом приседания. Вдох производится через рот, выдох - через рот и нос.
В воде упражнение «выдох в воду» разучивается под команду: «вдох» - делается глубокий вдох, «выдох» - ребята, приседая, погружаются в воду и делают при этом выдох через рот.
Если упражнение выполняется правильно, на поверхности воды появляются пузыри. Ребята должны открыть под водой глаза и следить, правильно ли они делают выдох в воду. Погружаться в воду и выпрямляться надо медленно.

Дети 3-5 лет, прежде чем приступить к выполнению упражнения «погружение с головой и выдох в воду», должны проделать в воде следующие упражнения: 1) стоя на дне, наклониться вперед, касаясь подбородком воды, и подуть на нее так, чтобы от губ отошла небольшая волна; 2) присесть, опустив в воду губы и оставляя остальную часть лица над водой, выдох делать в воду через рот, чтобы образовалась пена; 3) присев, наклониться вперед и опустить в воду только лицо, делая через рот выдох, при котором образуются пузыри; 4) проделать погружение с головой в воду и выдох под водой.

. Всплывание «поплавком» Перед разучиванием упражнения «всплывание «поплавком» в воде дети на берегу знакомятся с правильным положением группировки. В воде по команде «вдох» делается глубокий вдох, по команде «присесть» производится погружение в воду и принимается положение плотной группировки. Для того чтобы ребята дождались момента выталкивания их тела водой на поверхность, руководитель дает им задание; сосчитать про себя до пятнадцати и только после этого опустить ноги. Руководитель должен предупредить ребят о том, что в момент отрыва тела от дна и всплывания человеку кажется, будто он опрокидывается вниз головой.
При многократном выполнении упражнения «всплывание «поплавком» следует чередовать его с упражнением «выдох в воду». [5]
. Скольжение на груди

По команде «вдох» делается глубокий вдох, по команде «вперед» производится скольжение по воде. Во время скольжения голова зажата между руками, руки касаются ушей. Ребята, не умеющие плавать, вначале выполняют это упражнение, двигаясь по направлению к берегу. В дальнейшем упражнение «скольжение на груди» можно проводить в форме соревнования. Рекомендуется, выполняя скольжение, открывать в воде глаза и рассматривать дно. Руководитель должен спрашивать ребят, что они увидели на дне при выполнении упражнения. Если вначале ребята выполняют скольжение, задерживая дыхание, то в дальнейшем надо добиться, чтобы скольжение производилось одновременно с выдохом в воду.

На это упражнение следует обратить особое внимание, так как при помощи его дети обучаются делать выдох в воду в том положении, в котором им придется его выполнять при плавании кролем и брассом.

. Рассматривание предметов в воде (для не умеющих плавать).
Разыскивание предметов на дне (для умеющих плавать). При выполнении упражнения «рассматривание предметов в воде» дети делятся на пары; каждая пара делает упражнение самостоятельно. Один из ребят погружается с головой в воду, открывает там глаза и считает пальцы, которые ему показывает товарищ. Затем они меняются ролями. Руководитель путем опроса проверяет, правильно ли выполнено упражнение. Детей, умеющих делать выдох в воду, руководитель должен предупредить, что, открывая глаза под водой, не надо делать выдох в воду, так как в этом случае из-за поднимающихся кверху пузырей нельзя ничего увидеть. По мере освоения этого упражнения следует добиваться того, чтобы ребята научились погружаться с открытыми глазами, а не открывали их лишь под водой.
Упражнение «разыскивание предметов в воде» проводится Следующим образом. Взяв камни, ребята входят в воду, выстраиваются лицом к берегу на расстоянии 1,5-2 шагов друг от друга и по команде руководителя бросают камни в воду. Бросать камни разрешается только по направлению к берегу, так как в противном случае можно забросить их туда, где глубина окажется слишком, большой. После того как камни брошены, руководитель отдает команду, по которой ребята ныряют в воду и разыскивают их. Повторную команду «бросить камни в воду» можно подать лишь, после того, как все ребята вынырнут. Необходимо объяснить ребятам, что при выполнении этого упражнения во избежание несчастных случаев должна соблюдаться строжайшая дисциплина. [11]
вода подвижный ребенок упражнение
1.2 Сенсетивный период развития навыка привыкания к воде у детей 3-5 лет

В некоторые периоды времени ребенку никак не удается овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, и ребенок схватывает все, буквально, на лету. Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.

Такие периоды называются «сенситивными» (от латинского sensus - чувство, ощущение). В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.

М. Монтессори считала, что: для этого необходимо знать и понимать общие характеристики сенситивных периодов. [10] Кроме того, на основе своих многолетних наблюдений она пришла к таким выводам:

. Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.

. У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность - индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

. Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.

. Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка.

. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Началом - начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом - более или менее медленным завершением.

Ребёнок от 3 до 5 лет - «строитель самого себя» (по мнению М. Монтессори). В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

Возраст 3 - 5 лет - это сензитивный период развития движений и действий. Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. [10]

И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Именно в этот период рекомендуется обучать ребенка плаванию. Малыш уже полностью сформирован как личность, он осознает свои действия и отвечает за свои поступки, а в случае необходимости может позвать маму на помощь.

В 3-5 лет можно научить ребенка лежать на воде (на спине) и познакомить ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается под воду, что при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде а в вертикальном плохо и т.д.)

Если ребенок проявляет активный интерес и способности к обучению плаванию можно попробовать и в этот период научить его самым простым элементам плавания, но лучше под руководством тренера-преподавателя.

Главный аспект в этом возрастном периоде - нельзя давать детям плавать в резиновых надувных кругах, как это делали раньше. В круге ребенок находится в вертикальном положении - голова наверх, руки держатся за круг, а ноги направлены вниз. Потом очень сложно научить ребенка лежать на воде, остается доминанта к вертикальному положению, а принять лежачее положение в круге очень тяжело. Надо использовать такие поддерживающие средства, которые позволяют ребенку свободно лежать на воде и увеличивают его плавучесть (надувные воротники, нарукавники и пояса). [16]

1.3 Обзор подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет

При обучении ребенка плаванию, важно, чтобы у него не было боязни. Возможно, придется применить некий творческий подход, чтобы вызвать интерес ребенка по отношению к воде. В подобных ситуациях на помощь приходят различные виды игр.

Обучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания. На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т.д. Соревновательный элемент пробуждает у ребят стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию. Игры с сюжетом - основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. Инструктор должен немедленно пресекать грубость, нарушение правил, нетоварищеское поведение. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны. [4]

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе. Игры с преодолением сопротивления воды «К.то выше?» Стоя в воде, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды. «Переправа». Ходьба с помощью гребков руками. «Кто быстрее?» Бег в воде с помощью гребков руками. «Море волнуется». Стоя в одной шеренге, играющие по команде «Море волнуется» расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде «На море тихо» быстро занимают свои места. При этом инструктор считает: «Раз, два, три - на место встали мы». Опоздавший лишается права продолжать игру. «Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за руки и, присев, опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками вправо влево, поднимая волны. «Рыбы и сеть», Выбирают двух водящих. Остальные играющие разбегаются. Водящие, держась за руки («сеть»), стараются поймать «рыбу» - для этого им нужно замкнуть руки вокруг пойманного игрока. Пойманный игрок присоединяется к водящим, образуя с ними «сеть». Игра кончается, когда все «рыбы» пойманы. Игры с погружением в воду «К.то быстрее спрячется под воду?» По сигналу инструктора дети приседают и погружаются в воду. «Хоровод». Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до десяти, они делают вдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод движется в противоположную сторону. «Поезд и тоннель». Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс друг другу, образуя «поезд». Двое играющих становятся лицом друг к другу, взявшись за руки (руки опускают на поверхность воды), - это «тоннель». Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», его «вагоны» поочередно подныривают. После того как весь «поезд» прошел «тоннель», изображающие «тоннель» заменяются ребятами из «поезда». «Сядь на дно». По команде инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой в воду. [1]

«Насос». Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Поочередно они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды, другой приседает и скрывается под водой. «Лягушата». Играющие встают в круг. По команде «Щука!» «лягушата» подпрыгивают вверх, по команде «Утка!» - прячутся под воду. Неверно выполнивший команду выходит на середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Игры на всплывание и лежание на воде «Поплавок», «Медуза». «Пятнашки с поплавком». «Пятнашка» старается осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от «пятнашки», они принимают положение «поплавок». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем он принял это положение, они меняются местами. Игры с выдохом в воду «У кого больше пузырей». Играющие погружаются в воду и делают длинный выдох. Инструктор определяет победителя по количеству пузырей на поверхности воды. «Ванька-встанька». Играющие делятся на две шеренги, встают друг против друга и попарно берутся за руки. По первому сигналу инструктора игроки одной шеренги опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются игроки второй шеренги. Игры с открыванием глаз в воде «Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет. «Морской бой». Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал глаза. Во время игры нельзя сближаться и касаться друг друга руками. «Брод». Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном направлении. Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине бассейна, или предметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и лучше разглядеть ориентир, играющие опускают голову в воду. Игры со скольжением и плаванием «Скользи вперед». Играющие встают в шеренгу и выполняют скольжение на груди и на спине. «Торпеды». Играющие по команде инструктора, выполняют скольжение на груди с. движением ногами кролем. Затем они проделывают то же на спине «К.то победит?» Плавание (при помощи рук) кролем на груди и брассом на спине. «Эстафета». В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, инструктор проводит комбинированные эстафеты, где участники плывут разными способами при помощи ног. Игры с мячом «Борьба за мяч». Играющих делят на две команды. Игроки одной команды, плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараются отнять мяч; Как только мяч будет пойман, команды меняются местами. Волейбол в воде». Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу, передают его друг другу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно дольше не падал в воду. «Мяч тренеру». В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по одну сторону бассейна, вторая - по другую. У каждой команды - тренер. Он участвует в игре, стоя на противоположном от своей команды бортике бассейна. Игроки стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая ёго двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз. Развлечения в воде «Кто найдет брошенный на дно предмет?» «Кто проскользит у поверхности воды 5 (6) м? «Мяч no кругу». Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг другу. «Чехарда». Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга и наклоняются вперед. Игрок, стоящий последним, перепрыгивает через каждого, стоящего впереди. «Кто перетянет?.» Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы руками, стараясь. протащить за собой партнера. «Летающий дельфин». Стоя на дне, играющие выпрыгивают из воды вверх-вперед и, выбросив руки вперед, снова входят в воду. При этом они стараются выпрямить тело и проскользит под водой вперед. [16]

2. Организация и проведение исследования

.1 Методическое обеспечение исследования

В практической части исследования мы провели педагогическое наблюдение за проведением занятия по обучению плаванию детей в средней группе ДОУ №6 г. Красноярска (ул. Крупской, 2-А). На занятии присутствовали 12 детей. Конспект занятии представлен в приложении 1.

После занятия нами было проведено изучение умения выполнять упражнения для освоения с водой. Диагностика направлена на выявление уровня освоения детьми таких навыков, как: умение произвольно делать выдохи в воду, лежать на воде; скользить (при помощи ног и без них), плавать произвольным способом 6-7 метров. [17]

Упражнение 1: Умение делать выдохи в воду.

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку делать выдохи в воду.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок боится опустить лицо в воду, сделать выдох.

Средний уровень ребенок делает выдох неуверенно (боится выдохнуть в воду).

Высокий уровень: ребенок спокойно, не закрывая глаз делает 15 выдохов в воду подряд.

Упражнение 2: Умение лежать на воде.

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение «Звездочка»: сделать глубокий вдох, расставить руки и ноги в стороны, лечь на воду на грудь, опустив в воду лицо, задержать дыхание, лежать на воде до команды педагога (счет - до 9-11).

Оценка:

Низкий уровень: ребенок делает вдох, пытается лечь на воду, но боится оторвать ноги от дна бассейна, до конца опустить лицо в воду.

Средний уровень: ребенок делает вдох, ложится на воду, но фиксирует позу «звездочки» на короткое время (счет до 3) или выполняет ее неправильно.

Упражнение 3: Умение скользить на груди без помощи ног.

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение «Стрела»: принять положение «Стрела», сделать вдох, лечь на воду, оттолкнуться от бортика, скользить вперед, вытянувшись (как стрела) - расстояние до 3 метров.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок во время выполнения упражнения пытается оттолкнуться от бортика, но сразу ставит ноги на дно, не может лечь на воду.

Средний уровень: ребенок отталкивается от бортика, но до ориентира проскользить не может (скользит на расстояние 1-1,5 метра).

Высокий уровень: ребенок правильно выполняет упражнение - скользит на расстояние до 3 метров.

Упражнение 4: Умение работать ногами во время скольжения

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение «Торпеда» - скольжение с работой ногами: сделать вдох, лечь на воду, оттолкнуться от бортика, скользить вперед работать ногами расстояние 4-5 метров.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок во время выполнения упражнения пытается оттолкнуться от бортика, но сразу ставит ноги на дно, не может лечь на воду.

Средний уровень: ребенок пытается выполнить упражнение, ложится на воду, но неправильно работает ногами (сильно напрягает ноги; сильно сгибает их в коленях; широко разводит ноги во время движения).

Высокий уровень: ребенок выполняет скольжение, правильно работает ногами.

Показатель 5: умение плавать произвольным способом

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку проплыть от одного бортика бассейна до другого (расстояние 6-7 метров) произвольным способом.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок пытается выполнить упражнение, но сразу ставит ноги на дно.

Средний уровень: ребенок может проплыть 2-3 метра, но периодически отталкивается ногами от дна бассейна.

Высокий уровень: ребенок проплывает заданное расстояние, совмещает работу рук, ног и дыхания.

Методика обработки результатов.

Уровень выполнения заданий оценивается в баллах (см. таблицу). Итоговый уровень сформированности умений по отслеживаемым показателям определяется путем перевода суммы баллов, набранной воспитанником за выполнение заданий, в проценты по формуле: сумму набранных баллов (по всем показателям) умножаем на 100 и делим на максимальное количество баллов (по всем показателям). Соотношение процентов распределяется следующим образом:

УровеньОценка в баллах%Высокий уровень2 балла71 - 100%Средний уровень1 балл31 - 70%Низкий уровень0 баллов0 - 30%

2.2 Анализ результатов исследования

Проведенное педагогическое наблюдение за проведением занятия по обучению плаванию детей в средней группе ДОУ №6 г. Красноярска показало, что занятие по плаванию проводились по расписанию занятий ДОУ, согласно учебно-тематических планов. Занятия по плаванию с учащимися проводили педагог Фомина А.М.

Вначале педагогом была объявлена цель занятия. Основной целью занятия по плаванию является укрепление здоровья учащихся, обучению важному навыку - не бояться воды, умению самостоятельно держаться на поверхности воды и, главное, учиться плавать.

Педагог предусмотрел помимо освоения жизненно необходимых навыков плавания ознакомление с правилами безопасности на воде.

Для успешного обучения плаванию соблюдались основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания, - принципы сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.

Педагог применял большое количество средств (варианты упражнений, игры, ныряния, прыжки в воду), методов и форм организации занятий.

Активность занимающихся направлялась на воспитание у детей самостоятельности, инициативы. Одна из форм воспитания этих качеств - обучение простейшим педагогическим навыкам и навыкам самоконтроля. Распределяя детей по парам, поручая им следить за безопасностью и поправлять ошибки друг друга, педагог приучает их отличать хорошее выполнение от плохого.

Занятие проведено методически грамотно, на высоком профессиональном уровне. На занятии использовались три основные группы методов: словесные, наглядные и практические. Словесные методы используя описание, объяснение, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., педагог помогает летям создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.

В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводились в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находилась в воде, применялись только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Рассказ применяется преимущественно при организации игр. Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их. Разбор игры и подведение итогов проводится после выполнения какого-либо задания.

Педагог широко использовал игру, что повышало эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания.

На занятии использовалось оборудование: доски для плавания, тонущие игрушки, 3 пластмассовых обруча разного цвета, большой зонт.

Положительным моментом было то, что на занятии использовалось музыкальное оформление: Е. Войтенко «Самба с морем», М. Минков «А дельфины добрые», «Я водяной».

На занятии дети учились самостоятельно переходить от одного бортика бассейна к другому, не толкаясь, энергично разгребая воду руками. Также отрабатывался навык погружения лица в воду. Использование всех видов плавательных движений сопровождалось постановкой обучения правильному дыханию. Основная масса детей хорошо выполняла упражнения, дети хорошо держатся на воде и не боятся воды.

Таким образом, считаю что занятие прошло на высоком уровне так как, успех обучения определяется комплексным применением системы трех групп методов: словесных, игровых, практических. На данном занятии критерием эффективности применяемых методов обучения является соответствие их: 1) задачам обучения и специфике учебного материала; 2) возрасту и подготовленности детей; 3) условиям занятий.

Таким образом, для решения поставленных задач педагогом были использованы адекватные и достаточные (в количественном отношении) средства и методы развития умений плаванию.

Далее в этой же группе детей нами было проведен контрольный замер умений выполнять упражнения по освоению с водой.

Полученные результаты представлены в таблице.

Результаты умений выполнять упражнения по освоению с водой

Список испытуемыхПроизвольно делать выдохи в водуЛежать на водеСкользить (при помощи ног и без них)Плавать произвольным способом 6-7 мУровень уменийН. АлексейвысокийсреднийвысокийвысокийвысокийО. АндрейсреднийсреднийсреднийнизкийсреднийС. ЛенанизкийнизкийнизкийнизкийнизкийС. НикитанизкийнизкийнизкийнизкийнизкийТ. ИваннизкийсреднийнизкийнизкийнизкийТ. ГалявысокийвысокийвысокийсреднийвысокийТ. АлексейсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийТ. ИваннизкийнизкийнизкийнизкийнизкийХ. ПавелсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийХ. НинанизкийнизкийнизкийнизкийнизкийЦ. ВерасреднийсреднийсреднийсреднийсреднийШ. Надясреднийнизкийнизкийнизкийнизкий

Далее нам и была составлена сводная таблица полученных результатов.

Сводные результаты умений выполнять упражнения по освоению с водой

Уровни развитияКоличество человек%Высокий217Средний433Низкий650

Полученные результаты показали, что 50% детей умеют низкие умений выполнять упражнения по освоению с водой, 33 - средние умения и только 17% детей имеют высокие умений выполнять упражнения по освоению с водой. Учитывая полученные результаты, нами были разработаны методические рекомендации по использованию подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет.

2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет

Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к занятиям на воде, способствовать укреплению физического и психического здоровья дошкольников, формировать потребность к здоровому образу жизни.

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

Организация дидактического пространства

. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг - необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть - научить вставать, боится захлебнуться - научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - научить нырять, пытается сделать вдох - научить дышать во время плавания и т.д.

. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру.

. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.

. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора - вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных!) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.

. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.

Технология:

. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).

. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.

. Педагог-инструктор, наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагает им новые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».

. Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способ его выполнения.

. Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.

. Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.

. К выполнению данного упражнения могут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержания интереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводит элемент соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).

. Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.

Условия эффективности:

наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);

умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;

умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям);

умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.

На занятиях можно использовать игры и упражнения для детей 3-5 лет: «Насос», «На буксире», «Карусели», «Хоровод», «Коробочка», «Поплавок», «Водолазы», «Оса», «Медвежонок Умка и рыбки», «Сердится рыбка», «Смелые ребята», «Поезд в тоннель», «Катание на кругах», «Мы веселые ребята» и др.


Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Изучив материал по теме мы пришли к следующим выводам:

Обучение плаванию детей 3-5 лет способствует гармоничному развитию и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Эффективность педагогической системы заключается в использовании упражнений для освоения детей в воде в сензитивном периоде для обучения детей плаванию.

Для обучения детей освоению в воде, необходимо использовать подвижные игры, т.к. это основной вид деятельности детей в этом возрасте.

В практической части исследвания, нами были проведено исследование умений выполнять упражнения по освоению с водой. Полученные результаты показали, что 50% детей умеют низкие умений выполнять упражнения по освоению с водой, 33 - средние умения и только 17% детей имеют высокие умений выполнять упражнения по освоению с водой. Учитывая полученные результаты, нами были разработаны методические рекомендации по использованию подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3-5 лет.

Список использованной литературы

1. Алабин В.Г. Учись бегать, прыгать, плавать. В.Г. Алабин. Мн., 2009. С 32.

. Белковский В.В. Новое в методике обучения плаванию методом кроль. М., 2010. С. 67.

. Булгакова Н.Ж. Плавание. М., 2012. С. 24.

. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. М., 2011. С. 77.

. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. М., 2010. С. 96.

. Иванченко Е.И. Методика обучения начальному плаванию. Методические рекомендации. Мн., 2008. С. 59.

. Левина Г. Плавайте с малышами. М., 2011. С. 71.

. Макаренко, Л.П. Подготовка юных пловцов. М., 2009. С. 52.

. Медяников, В.В. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию. Плавание. М., 2010. - С. 49.

. Монтесори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию. М., 2012. С. 119.

. Никитский, Б.Н. Плавание. М., 2009. С. 58.

. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. С-Пб., 2009. С. 74.

. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М., 2011. С. 60.

. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей д/с и родителей. М., 2013. С. 159.

. Парфенов, В.А. Плавание. М., 2013. С. 78.

. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники. М., 2009. С. 106.

. Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет. М., 2010. С. 82.

. Плавание: Учебник для ИФК / Под ред. Проф. Н.Ж. Булгаковой. - М., 2009. С. 63.

. Протченко Т.А., Ю.А. Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. - М., 2008. С. 71.

. Пыжов, В.В. Плавание. Подготовка дыхания у начинающих пловцов. М., 2011. С. 21.

. Соколова М.Г. Плавание и здоровье малыша. РнД., 2008. С. 105.

. Тимофеева Е.А., Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с. М., 2012. С. 73.

Похожие работы на - Использование подвижных игр для форсированного освоения в воде детей 3–5 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!