Регионализм в архитектуре

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,5 Мб
  • Опубликовано:
    2015-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регионализм в архитектуре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра "Дизайн и искусствоведение"





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Типология форм архитектурной среды"

на тему: "Регионализм"


Выполнил ст. Хасанова К.Р. гр. ДД-5

Проверил пр. Лебедева А.В.





Уфа-2014

Содержание

Введение

Национальная и Региональная архитектура (Регионализм) 1940-1970-х годов

Развитие концепций регионализма в архитектурном проектировании

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Тема моей курсовой работы "Регионализм" достаточно обширна и интересна для подробного изучения, поскольку охватывает весьма длительный период с довольно - таки насыщенной историей возникновения и развития данного стиля во всем мире. Регионализм, его место и роль, как в развитии определенной территории, так и в мировых градостроительных процессах. Формирование современного регионализма зародились в ХХ веке, в переходный период от постиндустриальной эпохи к информационной, которая характеризуется сменой научных и философских парадигм, глубоким проникновением техники во все сферы жизни и формированием массовой культуры, и протекают до сих пор. В современной архитектурной практике происходят различные процессы: с одной стороны мы всё чаще сталкиваемся с тенденциями глобализации и потери национальной и региональной идентичности. Это происходит из-за появления и широкого распространения анонимной архитектуры "стекла и бетона", которая формируется во многом без учета природно-климатических особенностей, местных традиций и социальных факторов.

Кроме того, изменение политических, социальных и экономических реалий - распад Советского Союза, укрепление Евросоюза, открытие границ и появление массовой трудовой миграции, а распространение корпораций привело к насаждению по всему миру так называемого "корпоративного стиля" в архитектуре. В противоположность этим процессам широкое распространение получает развитие регионализма в современном мире. Это связано с увеличением стремления к самобытности каждого региона в условиях глобализации, Регионализм позволяет отойти от радикальной унификации в проектировании, и дает возможность каждому региону строить "свое лицо".

Национальная и Региональная архитектура (Регионализм) 1940-1970-х годов


На фоне сложной картины различных творческих направлений современной архитектуры второй половины XX в. заслуживают внимание самобытные национальные и региональные архитектурные школы, вносящие значительный вклад в процесс взаимообогащения различных структур.

Национальное в архитектуре - это то характерное в материальной и духовной культуре народа, что придает своеобразие архитектуре именно данного народа. Вместе с тем это то общее с архитектурой других стран, что наиболее ярко выявлено в архитектуре данной страны, то национальное, что входит самостоятельной чертой в интернациональное и способствует многообразию интернационального.

Регионализм - направление, когда архитекторы вдохновляются идеями национальной исключительности и самобытности развития, обращения к местным особенностям и традициям в сочетании с современностью.

Одни из ярких архитекторов этого направления: Хассан Фахти (1899-1989), Луис Барраган (1902-1988), Брюс Гофф (1904-1982), Оскар Нимейер (1907-2012), Эрнесто Роджерс (1909-1969), Джеффри Бава (1919-2003) Чарльз Корреа (1930).

Ключевые здания

Здание парламента (Котте, возле Коломбо, Шри-Ланка, арх. Джеффри Бава, 1979-1982)

Здание парламента расположилось на острове, созданном в центре большого искусственного озера. Этот постколониальный архитектурный памятник типичен для регионализма благодаря использованию местных пространственных решений и материалов в рамках, во многом определяемых модернизмом.

Музей современного искусства (Нитерой, Рио-де-Жанейро, Бразилия, арх.О. Нимейер, 1991-96)

В значительной степени благодаря чрезвычайно долгой и успешной карьере Нимейера в Бразилии сформировалось собственное яркое направление модернизма. Здание музея напоминает космический корабль, как будто скользящий по глади залива, и поддерживается опорной конструкцией из бетона. Изобретательное использование подобных структур стало отличительным знаком архитектора.

Другие здания:

·        Нью-Гурна, возле Луксора, Египет, Хассан Фахти, 1948;

·        Дворец промышленной выставки, Сан-Паулу, Бразилия, О. Нимейер, 1951-54;

·        Торре Веласка, Милан, Италия, Эрнесто Роджерс, 1954-58;

·        Музей Ганди, Ахмадабад, Индия, Чарльз Корреа, 1963;

·        Лос - Клубес, Мехико, Мексика, Луис Барраган, 1967-68.

Регионализм зародился в архитектуре вначале XX в. Он сознательно противопоставлял себя эклектике, модерну и ретроспективным национально-романтическим направлениям. Регионализм был реакцией на однородность модернизма, не принимающего во внимание колоссальные климатические и социальные различия. Хотя его проявления варьируются в зависимости от местонахождения, есть нечто, что объединяет произведения регионализма. Это повсеместная приверженность дизайну, соответствующему местным условиям и используемому местные традиции. Поскольку на Западе модернизму отдавалось все большее предпочтение, вскоре стало очевидным, что материалы, формы и строительные техники, используемые его основателями, являются менее универсальными, чем его прогрессивные качества. Ле Корбюзье столкнулся с этими трудностями в новом городе Чандигархе (Индия), где вместе со своими коллегами Максом Фраем и Джейн Дрю пришел к выводу, что индийский климат, равно как и местная строительная промышленность, требуют адаптации модернизма. Многие другие архитекторы - от полного энтузиазма эклектичного Брюса Гоффа из Оклахомы до невероятно восприимчивого шриланкийца Джеффри Бава - искали собственных путей применения формальных принципов модернизма с использованием местных материалов и с учетом региональных традиций. В широко известном эссе "К критическому регионализму" архитектурный критик Кеннет Фрэмптон дал ретроспективную оценку тенденции, которая начала проявляться десятилетиями раньше, и оправдал с теоретической точки зрения необходимость принятия во внимание таких местных условий, как климат, освещение и топография, при реализации целей модернизма. Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и др. странах. Развитие регионализма определялось не только недостатками модернизма, но и особенностями социальных процессов в послевоенные годы. Для этого периода характерно резкое увеличение мобильности населения, даже его малообеспеченной части за счёт развития индустрии массового туризма. Путешественники и туристы - первые, но достаточно поверхностные искатели своеобразия впервые увиденных мест и их архитектуры. С этим периодом совпадал и другой процесс - углублённой и обширной деятельности по реставрации и реконструкции исторических городов, превратившийся во второй половине ХХ в. в самостоятельную отрасль исследований и проектирования в Италии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании и др. странах. Не последнюю роль в становлении регионализма играет поиск художественной самоидентификации наций и стран, особенно тех, что поздно обрели государственную независимость.

Особенно успешно регионализм развивался там, где критика модернизма имела политический подтекст - в Латинской Америке и Индии. Работы Луиса Баррагана в Мексике и Оскара Нимейера в Бразилии представляли собой выразительные вариации на тему модернизма, в обоих случаях подкрепленные инновационной инженерией, которая облегчала создание чрезвычайно динамичных форм и смелых цветовых решений, имевших непосредственное отношение к национальным традициям. Практически выявлению, иногда утрированному, региональных черт архитектуры способствовал опыт проектирования национальных павильонов для многочисленных международных и всемирных выставок. В ХХ в. на путь последовательного регионализма первыми становятся архитекторы Скандинавских стран, одними из первых усвоившие уроки модернизма, и начавшие в 30-е гг., от них отказываться. Применение градостроительных и компоновочных приёмов модернизма, строчная застройка, прямоугольные объёмы, плоские крыши, открытое подполье и пр. приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудшению микроклиматических параметров застройки и зданий. Согласно региональным условиям здесь быстро произошёл переход к замкнутой и полузамкнутой застройке преимущественно протяженными и часто криволинейными в плане домами, повторяющими рисунок горизонталей при застройке характерных для рельефа Скандинавии горных склонов. Необходимость естественного снегосброса продиктовала отказ от плоских крыш с возвращением к традиционным скатным, преимущественно крутосклонным. Наконец, опасность избыточных теплопотерь и ухудшения микроклимата помещений первого этажа потребовали отказа от установки зданий на отдельные опоры и устройства тёплого подполья или подвалов. Избыточные теплопотери через ленточные окна продиктовали уменьшение проёмности наружных стен переход к замкнутой форме окон, а иногда к устройству верхнего света. Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтенихе традиционным материалам - камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов, например, гнутых древесноклееных и др. в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась и творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.

Индийская архитектура внешне была менее зрелищной. Для таких практиков, как Чарльз Корреа, наследие играло важную роль, но было уже частью безвозвратно ушедшего прошлого. Оно являлось скорее источником аналогий, нежели образцом для воспроизведения хотя бы потому, что модернизм предполагает общественные цели, которые отсутствовали в традиционной индийской архитектуре.

Функционализм повлиял на процесс формирования национальных школ: он нивелировал его, хотя в ряде работ лидеров модернизма можно увидеть различия и оттенки, которые обусловлены во многом местными условиями и традициями. Среди национальных школ во второй половине XX в. Наиболее выпукло заявили о себе Бразилия, Япония, Мексика. Яркий образец дает архитектура Бразилии, где регионализм сочетается с функционализмом. Новая архитектура, как и стили прошлого, пришли в Бразилию из Европы. Специфика этой страны, особенности национального характера, эстетических вкусов оказали влияние на современную архитектуру. Здесь стал складываться специфический образный язык архитектуры. Это эмоциональный, соответствующий темпераменту бразильского народа, красочный и связанный с народными традициями язык. Среди бразильских архитекторов выделяется творчество А. Рейди и О. Нимейера. В своем творчестве они обращают внимание к пластичным решениям, криволинейным формам и скульптурности объемов. Они творчески подходят к выполнению функциональных требований, учитывают климат, рельеф, обычаи, местные материалы и при этом достигают высокого эстетического уровня. В Бразилии влажный и жаркий климат. Здания нуждаются в сквозном проветривании. Народное деревянное жилище здесь было всегда приподнято над землей. Поэтому зодчие легко объединили эти традиции с близкими им принципами творчества Ле Корбюзье (принципами функционализма). Характерной проблемой в жарком климате Бразилии является защита от прямых солнечных лучей. Бразильские архитекторы уделяют внимание разработке солнцезащитных устройств. Конструкция солнцезащитных устройств в их творчестве очень разнообразна и часто определяет облик сооружений. Солнцезащитные решетки становятся средством орнаментики, придавая сооружениям неповторимость. Графический рисунок солнцезащитных устройств дополняется цветовым и фактурным решением. Бразильские архитекторы в своих работах обращаются к концепции взаимодействия внутреннего и наружного пространства, связи с природным окружением. Приемы зодчих очень разнообразны: необработанные бетонные поверхности фасадов, гладкое стекло, шероховатая штукатурка, блестящий металл, естественный камень, дерево и глазурованная плитка - излюбленный отделочный материал бразильской традиционной и современной архитектуры. Для их произведений характерна связь с монументальной живописью и садово-парковым искусством. Они всегда стремятся к синтезу искусств, включая в архитектурную композицию многочисленные живописные панно. Наибольшей яркости в обращении с формой достиг О. Нимейер. Его творчество способствовало становлению современной самобытой бразильской архитектуры.

Спортивно-увеселительный комплекс в Пампулье был построен в 1942 - 1944 гг. по проекту О. Нимейера. В его состав входили: яхт-клуб, спортивные площадки, небольшая церковь, ресторан, казино и ряд небольших сооружений для отдыха на берегу водохранилища близ города Белу-Оризонти. Это своеобразный ансамбль из отдельных зданий. Все сооружения органично вписаны в природный ландшафт. Ресторан с танцевальным залом, расположенный на островке у берега озера, заключен в цилиндрическую форму, имеет теневой навес над открытым кафе. Он обладает криволинейными очертаниями, которые следуют плавным изгибам береговой линии. Фасады сооружений дополнены контрастами массивного бетона и прозрачного стекла, солнцезащитными устройствами. Облик зданий обогащают произведения живописи, скульптуры, растения. Так, церковь св. Франциска Ассизского, входящая в этот же комплекс, имеет легкие параболические своды, колокольню в виде стройной перевернутой пирамиды. Главный фасад церкви образован солнцезащитными планками, а противоположный - решен в виде мозаичного панно из плиток "азулежус". Все это придает храму необычный облик. Скульптурный и цветовой характер фасадов находит продолжение в интерьере. Кафедральный собор в Бразилиа (арх.О. Нимейер, инж.Ж. Кардозу), построенный в 1960 - 1970 годы, имеет круглую форму в плане и строго геометрическую конструктивно-рациональную структуру. Диаметр окружности 70 м. На нее опирается 21 плавно изогнутый пилон, создавая необычную композицию. Между пилонами - светорассеивающее стекло. Собор достигает 40 м в высоту. Его изящные пилоны, поддерживающие купол, и остекление между ними напоминают языки пламени гигантского костра, устремленного в небо. Он вмещает до 4 тыс. человек.

Начиная с 1950 - х годов многие культовые сооружения в странах Запада приобретают повышено эмоциональный и эстетически выразительный образ.

Резиденция президента Бразилиа - дворец Рассвета (по проекту О. Нимейера, 1960 г.) - расположена на берегу водохранилища, недалеко от правительственных зданий. Строгий прямоугольный объем здания оживляют необычные по форме и пластике, облицованные белым мрамором и изящные пилоны, носящие декоративный характер. С параллелепипедом дворца контрастирует и скульптурная динамичная раковинообразная часовня, перекликающаяся со стреловидными колоннами. Облик часовни массивен и легок одновременно. В этом комплексе О. Нимейер показывает пластические возможности железобетона. Если смотреть на генплан Бразилиа - столицы Бразилии (1957 г.), выполненный Л. Коста совместно с О. Нимейером, то можно увидеть, что вдоль оси симметрии города, с запада на восток, гигантской лестницей спускается цепочка парадных площадей. На площади Трех Властей (законодательной, исполнительной и судебной) доминирует здание дворца Национального конгресса Бразилии (1958-1960 гг.) по проекту О. Нимейера. Вертикаль (из двух прямоугольных пластин, соединенных переходами на разных этажах) корпуса секретариата контрастирует с горизонтальным прямоугольным объемом, служащим основанием, своего рода платформой, из которой выступают два объема, перекрывающих два зала: Зал заседаний сената перекрыт куполом, обращенным вверх, Зал палаты депутатов - куполом, обращенным вершиной вниз. Этот прием также указывает на экспрессионистические тенденции в архитектуре. Во второй половине 1960-х годов постройки О. Нимейера приобретают большую массивность, иногда отображают авторскую трактовку форм архитектуры прошлого. Но при этом архитектура остается современной. Главный фасад здания дворца Правосудия (арх.О. Нимейер, 1970 г.) решен ритмом крупных арок, который дополнен рядом монументализированных солнцезащитных козырьков и тонкими вертикалями жалюзиподобных планок-стенок.

Для творчества архитекторов, обращающихся к регионализму, характерно то, что они не занимаются воспроизведением архитектурных стилей прошлого, а используют местное своеобразие в русле современной архитектуры.

Особый интерес в плане поиска национальных особенностей представляет современная архитектура Японии. Наряду с метаболизмом большинство японских архитекторов обращается к традициям на ассоциативном уровне, создавая яркую современную архитектуру. Японская архитектура XX в. дает примеры региональной и национальной архитектуры. При этом следует отметить, что в 1920 - 1930 - е годы в Японии возник интерес к европейскому функционализму. Ряд молодых японских архитекторов учились в Баухаузе в Германии и у Ле Корбюзье во Франции, например К. Маекава, Ю. Сакакура и др. Поэтому многие идеи функционализма и ранее присутствовали в архитектуре Японии. Регионализм в архитектуре Японии особенно ярко проявился после Второй мировой войны. Его развитию способствовали фундаментальные политические и социально-экономические обстоятельства. Главные из них - возможность реализации больших объемов гражданского строительства в связи с насильственной демилитаризацией страны, развитие и углубление демократических форм общественной жизни и стремление к национальному возрождению после поражения в войне, прогресс технического развития и строительной техники, в частности. Вследствие этого в послевоенные годы в Японии интенсивно развиваются общественная, деловая и культурная жизнь, строятся многочисленные здания культурных и спортивных центров, офисов, гостиниц, театров, музеев. Формируется новый тип общественного здания, называемый ратушей, а по существу, многофункциональный объект, сочетающий учреждения местного самоуправления с культурным центром. Регионализм в современном японском зодчестве развивается по трём направлениям - имитации, иллюстративного традиционализма и органичного преломления традиций.

Архитекторы широко применяли соды-оболочки, вантовые конструкции, сборный и монолитный железобетон. Характерными традиционными приемами японской архитектуры являются: связь здания с природой; слияние внешних и внутренних пространств (раздвижные и подъемные панели); модульная система, которая издревне применялась японскими зодчими (модульные единицы - шаку, кен); принцип сборного строительства; лаконизм в композиции интерьера; каркасные и структурные элементы (вертикальные стойки и обвязка на высоте одного кена от пола); правдивое использование строительных материалов (естественная фактура камня и дерева); рубка с просветами (для древних хозяйственных построек); криволинейные очертания крыш (культовые сооружения). Иллюстративному традиционализму присущ приём введения в здание, скомпонованное в формах модернизма, отдельных элементов "напоминаний" о традиционных архитектурных формах.

Иногда они носят характер прямых цитат. Явление чисто региональной архитектуры, хотя не содержит ни одного элемента национального зодчества. Его влияние сказалось опосредованно на рисунке редко расставленных открытых опор первого яруса в отличие от европейского приёма сужения опор книзу они здесь слегка расширяются, пропорциях сборных элементов двухрядной разрезки фасадных стен и их перевязке в углах, образно ассоциирующейся со спряжениями деревянного сруба, тяжелом венчании здания. К глубинным проявлениям японского регионализма следует отнести и сугубо избирательное отношение к выбору современных несущих конструкций и отражению в композиции их тектонических возможностей. Поскольку традиционное зодчество развивалось на основе деревянных стоечно-балочных и срубных конструкций, ему остались чуждыми тектоника сводчатых и купольных систем. Соответственно в современной архитектуре зодчие активно применяют ребристые железобетонные перекрытия и выявляют их элементы на фасадах и в интерьере, но почти не применяют безбалочных; широко используют складчатые железобетонные конструкции для покрытий и стен, но почти не применяют аналогичных им по статической работе многоволновых цилиндрических и коноидальных оболочек, не применяют сводов и куполов, но активно используют висячие системы покрытий, компонуя с их помощью сложные и разнообразные объёмные формы. Будучи полностью новаторскими по конструкции, они своим силуэтом образно перекликаются со сложными формами покрытий в традиционном зодчестве. Одним из лидеров современной архитектуры Японии стал архитектор К. Танге. Он разработал теорию, объединившую национальные традиции с принципами интернациональной архитектуры, и сформулировал шесть правил (требований), отражающих результаты переоценки архитектурных ценностей, предложенных пионерами современного движения:

)        Простота плана и форм, которая не тождественна примитивизму, а скорее выбор оптимального варианта пространственной композиции для выражения замысла;

2)      Типизация, понимаемая как методический подход, устраняющий игнорирование функционализмом эстетических черт, воплощение в сооружениях типических черт, рожденных традицией. Это требование привело к эволюции позднего функционализма, художественной трактовке функции;

)        Необходимость выражения архитектурными средствами брутальной мощи современных сооружений (гигантизм железобетонных конструкций, грубая поверхность бетона, гипертрофированный масштаб деталей), используемая для выражения архитектурных традиций;

)        Запрет орнамента - традиционный запрет для японской архитектуры и одновременно выражение солидарности с принципами современной архитектуры;

)        Требование правдивости - отказ от маскировки работы материала и конструкции;

)        Требование позиции "фурю" - отказ от бессмысленной красивости зданий, изощренности второстепенных деталей, заслоняющих совершенство замысла мастера.

К. Танге добивается в своих произведениях максимума разнообразия при самоограничении выбора средств. Известность К. Танге в 1956 г. принес Мемориальный комплекс в Хиросиме. Он состоит из здания музея, библиотеки и общественного центра, в основу которых положены принципы функционализма. Композиционным ядром комплекса служит необычной формы приземистая массивная арка, вызывающая отдаленные ассоциации с перекрытием древнейшего японского дома. В 1960 г. по проекту К. Танге было построено здание ратуши в Курашике, архитектура которого также не осталась незамеченной. Его план - простой прямоугольник, в центре которого расположено фойе, а над ним размещен зал совета. Вокруг центральной части группируются конторские помещения и аудитории. На первом этаже мощные железобетонные пилоны поддерживают железобетонные балки перекрытия. На фасадах не выявлены поэтажные членения. Сплошные поверхности стен прорезаны горизонталями шелевидных отверстий. Фасад как бы воспроизводит тему кладки железобетонных балок и ассоциируется с массивными рубленными стенами древних японских хозяйственных построек. В этом и заключен национальный оттенок современного архитектурного решения. Над входом консольно нависает далеко выступающий вперед козырек с плавно загнутыми краями. Подчеркивая балочные элементы, создавая монументальный образ, К. Танге обращается к традициям. К Олимпиаде - 64, проходившей в Токио, К. Танге построил огромный спортивный комплекс, состоящий из большого сооружения с плавательным бассейном и малого - с универсальным гимнастическим залом, объединенных общим подиумом, для перекрытий которых он применил вантовые конструкции.

Тросы, отходящие от "хребта" большого спортивного сооружения, расположенного между двумя мощными опорами на расстоянии 130 м друг от друга, закрепляются в массивных бетонных монолитах, под углом уходящих в землю. Малый зал приобретает образные черты, напоминая спиральную раковину. Вантовая конструкция создает воронку вокруг единственной опоры конструкции. Покрытия спортзала и бассейна приобрели криволинейные очертания, вызывающие ассоциации с традиционными криволинейными покрытиями древних японских храмов. Сверху они демонстрируют активную динамику, производя впечатление движения, словно вызванного гигантским вихрем. Образ здания обладает скульптурной пластичностью.

Здание дворца Международных конференций в Киото (1963-1966 гг.) по проекту архитектора С. Отани представляет собой сложную композицию, отличающуюся цельностью и монументальностью. Здесь автор, стремясь добиться ярко выраженного динамизма, активизирует сдвижки прямоугольных в плане объемов, придав им форму трапецоидов, расширяющихся к верхним этажам. Их наклонные поверхности получают слоистость, достигаемую традиционными для японской архитектуры горизонтальными членениями. Основному трапецоиду, раскрывающемуся вверх, противопоставлен соединенный с ним трапецоид, перевернутый большими площадями вниз. Зал фестивалей в Токио, построенный по проекту архитектора К. Маекавы в 1958-1961 гг., также демонстрирует сочетание восточной и западной культур: принципы функционализма соединяются с метафорами национальной японской архитектуры. В здании с лёгким железобетонным каркасом, заполненным светопрозрачными ограждающими конструкциями, применена массивная крыша с большим выносом. Массивность этой железобетонной крыши зрительно увеличивает бетонный же наклонный высокий парапет, ограждающий от ветра пространство эксплуатируемой крыши. Отвечая глубинным традициям национального зодчества, композиция фестиваль-холла нова по форме и полностью лишена имитаторства. Такой прием получил широкое распространение в японской архитектуре 1960-х годов, так как был ориентирован на прообраз традиционных построек.

В последующие годы в японской архитектуре отмечается возрастание интереса к пластическому и скульптурно-символическому аспекту архитектуры. В конце века, в 1980-1990-е гг. японский регионализм сдаёт позиции общемировым архитектурным течениям - преимущественно неомодернизму, отчасти неоэкспрессионизму и постмодернизму. В этих направлениях работают, как старые мастера - К. Шинохара, К. Кикутаке, А. Исозаки, так и более молодые - Т. Андо, Т. Ито, К. Моцуна. Нивелируются и выразительные средства - в ограниченном объёме начали применяться сводчатые и купольные конструкции. В значительной степени переходу к общемировым течениям способствовало постепенное вытеснение железобетона металлическими конструкциями в компоновке фасадов и интерьеров.

Среди национальных школ заслуживает внимания архитектура Мексики. Для мексиканских архитекторов также характерно сочетание современности с художественными традициями. Мексика в древности обладала высокой художественной культурой инков, майя, ацтеков и других народов, населявших эту страну. Одной из особенностей древнемексиканской архитектуры является синтез искусств. Древние мексиканские зодчие в архитектурные произведения органично включали рельефы с изображениями, носившими ритуальный и символический смысл. Характерным для этих рельефов был принцип изображений разного масштаба, что позволяло видеть скульптурные фризы с дальнего и близкого расстояний. Если в колониальный период мексиканская архитектура испытывала влияние испанского барокко и стиля палатереско, характеризовавшихся пышностью декоративного убранства, то влияние функционализма привело к господству геометрических форм. Но мексиканские зодчие выступили против безнациональности интернациональной архитектуры. Они пытались придать современным зданиям региональное своеобразие.

Ярким примером таких поисков стал комплекс университета в Мехико (1940-1950 - е годы). В планировке комплекса принимали участие архитекторы М. Пани и Э. дель Моралес. Кроме того, к участию в строительстве были привлечены известные художники - монументалисты Д. Ривера, А. Сикейрос и др. Зодчие активно использовали местный естественный камень вулканического происхождения. Здесь была применена ясная функциональная планировка, простые геометрические формы, современные железобетонные конструкции, плоские кровли. Ряд сооружений отличался использованием синтеза искусств. Так, глухие стены здания книгохранилища библиотеки университета в Мехико (арх.Х. О` Горман) сплошь покрыты цветной мозаикой, которая выполнена из полудрагоценных камней. Мозаичная композиция имеет историческую тематику. Здесь был применен традиционный для Мексики прием двойного масштаба. Здание медицинского факультета (арх.А. Эспиноза и П. Васкес) также имеет на своих фасадах монументальную живопись. Кроме монументальной росписи здесь широко применены резные рельефы. В этом проявились национальные художественные традиции.

Ряд изображений вызывает ассоциации с доиспанским искусством, и в этом отражена связь древней и современной культур. Этот прием обращения к разным видам искусств получил применение и в других зданиях Мексики 1950-х годов. И для мексиканской, и для бразильской архитектуры стало характерным обращение к символизму и культурно-знаковой функции зодчества. Прием дополнения функциональной архитектуры средствами монументального искусства был характерен и для театра "Инсурхентес" (арх.А. Прието, 1962 г.), трибун олимпийского стадиона в Мехико (арх.А. Паласиос, худ.Д. Ривера, 1962 г.). И сегодня многие известные архитекторы (например, К. Курокава) призывают к индивидуализму, пониманию этнических ценностных стандартов во всех регионах мира, открытию новых ценностей, считая что это будет способствовать "истинной культурной интернациональности". В 1980-е годы призывы к созданию региональной архитектуры стали раздаваться все чаще. На рубеже XX и XXI вв. стало очевидно, что наряду с новейшими, авангардными направлениями в архитектуре, основанными на технических и технологических достижениях, в архитектуре наступившего столетия будут развиваться и региональные архитектурные направления, и школы. И будет происходить дальнейшее взаимообогащение этих направлений.

В Советском Союзе первая волна регионализма и развития национальных школ пришлась на 1970-е годы, когда во всех союзных республиках стали появляться произведения, которые отражали синтез национального и интернационального в архитектуре, синтез традиций и новаторства. Особенно ярко он проявлялся в архитектуре крупных общественных зданий в республиках Закавказья и Средней Азии. Самым выдающимся примером органичного преломления традиционных архитектурных форм в решении новых задач оказалось творчество А. Таманяна, в частности в здании театра оперы и балета им. Спендиарова в Ереване 1926-1953 гг. Однако, в большинстве случаев архитектура этих республик развивалась по пути иллюстративного регионализма. Основным средством стала имитация национальной орнаментики в рисунках железобетонных солнцезащитных решеток, в компоновавшихся в фасады зданий самого различного назначения музея В.И. Ленина и гостиницы "Узбекистан" в Ташкенте, цирка и дворца культуры в Алма-Ате и др. В РСФСР эти поиски получили воплощение, например, в здании драматического театра во Владимире (арх.Г. Горлышков, И. Былинкин, 1973 г.), здании Московского института электронной техники в Зеленограде (арх.Ф. Новиков, Г. Саевич, 1971 г.). Вторая волна регионализма пришлась на 1990-е годы, когда Россия обратилась к постмодернизму. В эти годы ярко заявили о себе московская, нижегородская, самарская и другие региональные школы. Теперь их поиски окрашивались историзмом и современные сооружения легче включались в эклектический контекст исторической застройки центров древних городов. Среди наиболее заметных сооружений можно назвать здание банка "Гарантия" на ул.М. Покровской и административное здание на ул. Фрунзе в Нижнем Новгороде (арх.А. Харитонов, Е. Пестов и др., 1996 г.), удостоенные Государственной премии России в области архитектуры.

Развитие концепций регионализма в архитектурном проектировании


В современной архитектурной практике мы всё чаще сталкиваемся с тенденциями глобализации и потери национальной и региональной идентичности. Это происходит из-за появления и широкого распространения анонимной архитектуры "стекла и бетона", которая формируется во многом без учета природно-климатических особенностей, местных традиций и социальных факторов. Одним из направлений, определяющих развитие современной культуры, является регионализм. К теме "Регионализм в архитектуре" неоднократно обращались исследователи и теоретики архитектуры, как в России, так и за рубежом, рассматривая в своих работах различные трактовки и классификации регионализма и акцентируя внимание на разных его аспектах. По мере развития, региональная уникальность складывалась естественным образом, но не из-за отсутствия обмена информацией и непроницаемости границ, как может показаться на первый взгляд, а в результате тесных культурных связей, обменов и творческой переработки новых элементов. Первые целенаправленные и "искусственные" попытки выразить региональную идентичность относятся к концу XIX - началу XX в. В России такими примерами можно назвать работы Ф. Шехтеля (Ярославский вокзал), разработки "серий" для разных железнодорожных направлений, конкретные объекты которых, однако, не повторялись. В советское время эксперименты по созданию регионально-самобытной архитектуры широко проводились в кавказских республиках, зачастую давая интересные результаты. С течением времени трактование регионализма в архитектуре менялось и, в конечном итоге, переросло от прямого цитирования архитектурных элементов к попыткам следовать глубинной культурной философии места, примером такого подхода может служить появление метаболизма и других творческих течений в послевоенной Японии (рис.1).

Примеры органичного преломления элементов традиционной архитектуры в новейшей архитектуре.

Рис. 1. Ярославский вокзал в Москве. Аварский театр, Махачкала, Дагестан. Kurashiki City Hall, Япония. К.Ф. Шехтель, 1904 г. В. Красильников 1967 г. Танге, 1960 г.

Регионализм можно трактовать как комплексный подход к архитектурному проектированию, базирующийся на максимально полном учете местных особенностей разного рода, определяющий специфику построения архитектурного объекта и направленный на создание преемственности в рамках определённого культурного и географического контекста. Подчеркнутое внимание к региональным особенностям архитектуры позволяет решить ряд проблем, таких как повышение экономичности и рентабельности строительства (за счет оптимального использования климата, местных материалов, создания уникальности и инвестиционной привлекательности), придание разнообразия городской застройке и обеспечение преемственности для сохранения культурных традиций. Регионализм в архитектуре проявляется в различных направлениях, соответствующих глубине переработки исходного материала. В ходе анализа построек и проектов, созданных в рамках регионального подхода, было установлено, что акцентирование внимания на различных аспектах приводит к появлению разных стратегий в русле региональной архитектуры, в частности, это:

·              вдохновение местной природой;

·              использование исторических образов, орнаментов, изображений;

·              изобретательное использование традиционных материалов;

·              переработка традиционных технологий при создании современных инженерных решений;

·              реконструкция и вторичное освоение исторического объекта;

·              современная интерпретация народной, традиционной архитектуры;

·              вдохновение традиционными занятиями, промыслами.

Примеры, иллюстрирующие эти подходы, представлены на рис. 2.

регионализм архитектурное направление традиция

Подходы к созданию регионально-ориентированного объекта

Несмотря на то, что все приведённые объекты кажутся абсолютно разными, в их основе лежат общие принципы, которые мы относим к принципам регионализма, а именно - учет местных особенностей и требований различного рода (климатических, природных и пр. продолжение и развитие традиций, соответствие нового строительства реалиям места), адаптация глобальных тенденций, приоритетное сохранение исторического наследия и особое внимание к деталям и "человеческому масштабу". Все требования места можно разделить на 3 группы: обязательные и постоянные, развивающиеся, переменные, но относительное длительные по воздействию, и переменные, (подверженные быстрому изменению). Более подробно они рассмотрены на рис. 3.

Рис. 3. Региональные требования к объекту

Все факторы влияния, принятые к рассмотрению, оказывают воздействие на архитектурный объект в разной степени глубоко. Для формирования итоговой проектной концепции проанализировали, на какие именно элементы оказывает влияние каждый из них.


Применение указанной классификации позволило переводить описательные характеристики места в архитектурные категории. Рассмотрение природно-климатических, историко-социальных и культурных условий позволило взглянуть на проблему шире, чем было принято ранее в аналогичных исследованиях, и сформировать творческую концепцию, в которой реализуется ряд выдвинутых стратегий регионализма. В ходе исследования регионально-ориентированных объектов был зафиксирован ряд приемов, в которых реализуются ответы на местные условия. Для упорядочения, они были разнесены на группы, в соответствии с принятой системой уровней объекта. Классификация приемов представлена на рис. 6.


Предложенная проектно-творческая концепция регионализма предусматривает создание авторами конкретных проектов комбинированных стратегий, наиболее полно отвечающих данным проектных условий, концепция предполагает не некий зафиксированный стиль, не подверженный изменениям, а ряд принципов, в рамках которых каждый автор может следовать своему подходу. Для проектного предложения по участку на основе обобщенной концепции сформировали три разных художественных стратегии, которые дали возможность наиболее наглядно раскрыть различные аспекты регионализма. Стратегия, послужившая основой для проектирования театра, заключается в бережном отношении к контексту, во включении исторических объектов в тело будущего здания и использовании крутых береговых холмов с целью визуального уменьшения объемов здания (рис. 7).

Рис. 7. Стратегии регионализма, применённые в проекте театра

В стратегии для проекта многофункционального жилого комплекса делается акцент на попытке реализовать дух богатого индустриального наследия Урала и конструктивистского Екатеринбурга. В процессе проектирования источником вдохновения послужили образы машинных форм, конвейеров, доменных конструкций. Кроме того, ставилась задача аккуратного вписывания объекта в сложившуюся среду городского центра, которая была решена за счет применения относительно нейтральных форм и цветов (рис. 8).

Рис. 8. Стратегии регионализма, применённые в проекте многофункционального жилого комплекса

Основой третьей стратегии, реализованной в проекте офисного здания, стало вдохновение формами и образами уральской природы, в частности, скалами в окрестностях Екатеринбурга, мхами, цветовой палитрой осенних и зимних пейзажей. Стратегия реализовалась как в общей форме здания, навеянной силуэтами скал Гронского, так и в решении внутреннего пространства - для насыщения его светом и воздухом были введены каньоноподобные атриумы и большая экспозиционная зона с валунообразными выставочными элементами (рис. 9-10).

Рис 9. Стратегии регионализма, применённые в проекте офисного комплекса

Таким образом, на приведенных примерах можно проследить связь между исходными условиями, принципами регионализма и конечными результатами в виде серии проектов, решенных с позиций регионального подхода, что показало жизнеспособность такой концепции и подхода к проектированию.

Заключение


Переживающая бурные трансформации в крупных урбанизированных образованиях города в настоящее время демонстрирует противоречивые тенденции. С одной стороны, города продолжают оставаться вместилищем коллективного опыта пространственной деятельности и национального художественного, культурного колорита нации. С другой стороны, именно современные быстрорастущие города стали основой уничтожения уникальности национальной художественной культуры, воплощения в архитектуре и городском дизайне интернационального стиля и глобальных мотивов, которые стирают национальные и уникальные материально-пространственные черты в облике городов. Особенно быстро это происходит в развитых и развивающихся странах, где единый стиль жизни горожан отражается в типовой архитектуре. Город постоянно в процессе своей жизнедеятельности творит собственную мифологию. В истории градостроительства и архитектуры ХХ в. характер городского пространства кардинально менялся. От классической концепции исторического "города-текста" мы перешли к новому "городу-метатексту" модернистов. Регионализм в архитектурном выражении нельзя назвать стилем, это, скорее, некий комплексный подход, возможно, определяющий дальнейшее направление развития современного зодчества. Он включает в себя комплекс особенностей различного рода: помимо традиционных природно-климатических, исторических, еще и этнографические, национальные, социальные, политические, экономические, а также обязательную ориентацию на развитие и адаптацию глобальных течений - как технологических, так и социальных и экономических. Современный город, сохраняющий черты своей культурной идентичности и совмещающий их с передовыми технологиями организации жизни, имеет наибольшие шансы стать привлекательным местом для жизни человека.

Список используемой литературы


1.      Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т.10. Архитектура XIX-начала XX вв. Под ред. С.О. Хан-Магомедова, П.Н. Максимова, Н.Н. Савицкого. - М.: Стройиздат, 1972. - 591 с.: ил.

2.      Зенкевич А.Я. Традиции и современность в творчестве Кисё Курокавы, А. Зенкевич. Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М.: Стройиздат, 1986. - 181 с., ил. - С.124-133.

.        Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Т.Г. Маклакова. - М.: Изд-во АСВ, 2001. - 200 с.

.        Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. Кеннет Фремптон; под ред. В.Л. Хайта; пер. с англ. Е.А. Дубченко. - М.: Стройиздат, 1990.

.        Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. Ю.С. Яралов; сост. и авт. коммент. М.И. Астафьева-Длугач - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1985. - 224 с.

.        Т.Г. Маклакова. "Архитектура двадцатого века" - М.: Изд-во АСВ, 2001. - 200с, с илл.

.        Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.: ЛИТА, 2000. - 864с.: ил.

.        Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. Кеннет Фремптон; под ред.В.Л. Хайта; пер. с англ. Е.А. Дубченко. - М.: Стройиздат, 1990.

.        Хаит В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблема. М.: Едиториал, 2003. 456 с.

.        Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. I-IL М Прогресс-Традиция, 2001-2003

Похожие работы на - Регионализм в архитектуре

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!