Некоторые вопросы совершенствования обеспечения безопасности потерпевших в уголовном судопроизводстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Некоторые вопросы совершенствования обеспечения безопасности потерпевших в уголовном судопроизводстве















Некоторые вопросы совершенствования обеспечения безопасности потерпевших в уголовном судопроизводстве

ВВЕДЕНИЕ

уголовный судопроизводство процессуальный

Ежегодно десятки и сотни тысяч граждан нашей страны становятся жертвами преступлений. Защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений в современной России является одним из принципов уголовно судопроизводства, отсюда повышенный интерес отечественной юридической литературы, работников правоохранительных органов и простых граждан к проблемам обеспечения безопасности потерпевших в уголовно-процессуальном законодательстве.

Защита прав и законных интересов законопослушных граждан, а также обеспечение их безопасности должна быть одной из ключевых задач правового государства. Так в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в главе первой закреплено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Так же данный вопрос закреплен в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) в качестве основного принципа уголовного судопроизводства, который реализуется посредством применения специальных уголовно-процессуальных мер защиты участников процесса, если возникает определенная угроза их жизни и здоровью (ст. 11 УПК РФ). Вместе с тем наиболее основным в сфере обеспечения безопасности участников уголовного процесса является Федеральный Закон от 4 июня 2014г №145-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в котором в наибольшей степени учтены основополагающие международные принципы и стандарты в этой области. Принятие Федерального закона предшествует развитию различных правовых концепций в этой области законодательства. Таким образом, можно сказать, что в современных условиях безопасность участников уголовного судопроизводства охраняются государственными органами власти, а также применяются как процессуальные, так и не процессуальные меры защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников процесса.

1. ПОТЕРПЕВШИЙ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ст. 52 Конституции РФ.

Федеральный Закон от 4 июня 2014г №145-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» - по процессуальному законодательству лицо признается потерпевшим от преступления при наличии оснований полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, в том числе вследствие общественно опасного деяния, совершенного невменяемым или несовершеннолетним.

Потерпевшим в уголовно - процессуальном смысле лицо признается в результате вынесения органом дознания, следователем, прокурором или судьей постановления о допуске к участию в деле. Суд выносит определение о признании лица или организации потерпевшими по делу. Если потерпевший является несовершеннолетним или в установленном порядке признан недееспособным, то наряду с ним или вместо него в деле участвует его законный представитель.

Ст 22 УПК РФ потерпевший его законный представитель и (или)

) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

) давать показания;

) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ;

) представлять доказательства;

) заявлять ходатайства и отводы;

) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

) иметь представителя;

) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;

) знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы;

) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке;

) выступать в судебных прениях;

) поддерживать обвинение;

) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК РФ;

.1) получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы в случае, если потерпевший или его законный представитель сделает соответствующее заявление до окончания прений сторон;

) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ст. 209 УПК РФ в связи с тем, что ряду граждан судами было отказано в рассмотрении жалобы на постановление следователя о прекращении уголовного дела, признана несоответствующей Конституции РФ (ст.ст. 46 - 52) практика вывода из-под судебного контроля подобных постановлений, лишающих права судебной защиты граждан, чьи интересы затрагиваются прекращением дела на предварительном следствии.

Потерпевший от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия виновного, гражданский иск, который рассматривается вместе с уголовным делом. В свою очередь наличии достаточных данных о причинении материального ущерба потерпевшему орган дознания, следователь, обязаны принять меры по обеспечению предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст.1601 УПК РФ).

Гарантированный Конституцией РФ доступ потерпевшего к правосудию подразумевает не только возможность обращения в правоохранительные или судебные органы с целью защиты нарушенных прав и свобод и справедливое судебное решение, но и право на обеспечение безопасности. Воздействие на потерпевшего со стороны других лиц, в том числе совершивших преступление, является одним из факторов, ограничевающих его доступ к правосудию. Как справедливо отмечается в литературе, возложение уголовно-процессуальных обязанностей возможно только при наличии у государства возможности гарантировать потерпевшему безопасность в случае его участия в уголовном судопроизводстве. В противном случае, доступ к правосудию может быть сопряжен с нарушением других конституционных прав (право на жизнь, собственность) в результате противоправных посткриминальных воздействий со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых либо иных лиц, действующих в их интересах. Целью таких воздействий может быть месть за обращение в правоохранительные органы либо воспрепятствование расследованию и (или) рассмотрению судом уголовного дела

В юридической литературе существует мнение, что до вынесения постановления о признании лица в качестве потерпевшего необходимо опросить его в качестве свидетеля в целях установления достаточных оснований: является ли данное лицо пострадавшем. Данная точка зрения не основана на требования закона, но в тоже время нормы УПК РФ не запрещают проведение допроса потерпевшего в качестве свидетеля до вынесения соответствующего постановления

Права потерпевшего предусмотрены ст. 42 УПК РФ, а также иными нормами УПК РФ. Потерпевший вправе реализовать предоставленные ему права (занять активную позицию) либо отказаться от их реализации (занять пассивную позицию). Об активной позиции потерпевшего в уголовном деле свидетельствует, прежде всего, реализация им таких прав, как дача показаний, представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, участие в следственных действиях, ознакомление с протоколами следственных действий и при необходимости подача замечаний на них, ознакомление с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта, ознакомление по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела и т.д. Активная реализация потерпевшим предоставленных ему прав выступает как требование от государства положительной деятельности по обеспечению доступа к правосудию, возмещения причиненного преступлением ущерба, обеспечения безопасности в связи с производством по уголовному делу. Активная позиция потерпевшего при реализации предоставленных ему прав позитивно влияет на процесс раскрытия преступления, изобличение преступника, обеспечение возмещения ущерба

Потерпевший волен занять пассивную позицию в уголовном судопроизводстве. При этом он не вправе препятствовать расследованию и рассмотрению уголовного дела (уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд; давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования). В противном случае он может быть привлечен к процессуальной (ст.ст.113 и 117) или уголовной ответственности (ст.ст.307, 308, 310 УК). При этом необходимо установить причины принятой потерпевшим пассивной позиции. К ним можно отнести оказание на него определенного давления со стороны обвиняемого(подозреваемого) и заинтересованных в исходе уголовного дела участников со стороны защиты. При наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица незаконного, насилия над ним, незаконного воздействия на потерпевшего (запугивание, угрозы) со стороны других лиц в том числе, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве лицо ведущее расследование обязано предпринять меры по обеспечению безопасности потерпевшего.

Потерпевший имеет право на представителя, который приобретает такой же процессуальный статус, как и сам потерпевший, за исключением права потерпевшего давать показания. Право давать показания потерпевший может реализовать только лично.

Дача показаний - это не только право, но и обязанность потерпевшего. Допрос потерпевшего проводится по правилам допроса свидетеля. Перед началом допроса потерпевшему вновь разъясняются его права. Кроме того потерпевшему разъясняется его право давать показания на родном языке либо языке, которым он владеет, а также пользоваться услугами переводчика бесплатно.

Положения п.3 ч.2 ст. 42 УПК РФ, в соответствии с которыми потерпевший праве отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний, базируются на положениях ст.51 Конституции РФ. При согласии потерпевшего дать показания они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу в суде и в том случае, если он от них впоследствии откажется, о чем потерпевший должен быть предупрежден.

Потерпевший и его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами с момента окончания расследования в ходе предварительного следствия. Следователь, считая эту часть производства по делу законченной, по ходатайству потерпевшего уведомляет его об этом и одновременно разъясняет его право на ознакомление с материалами дела (ст.216 УПК РФ).

Заявление ходатайства по нашему мнению одно из значимых прав потерпевшего. Благодаря праву заявлять ходатайство он может повлиять на ход предварительного расследования. Однако следует отметить, что объем и круг вопросов, по которым потерпевший правомочен заявлять соответствующие ходатайства, в УПК РФ конкретно не определен.

Представляется, что лицо, потерпевшее от преступления, правомочно требовать соблюдения всех его прав, предусмотренных УПК РФ. А при наличии соответствующих данных о том, что ему либо его родственникам и (или) знакомым (близким), как и свидетелю, угрожают убийством, насилием и т.п., - заявлять ходатайство о необходимости применения мер безопасности (ч.3 ст.11 УПК РФ)

Последовательно расширяя круг правомочий потерпевшего, закон допускает защиту его прав от неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и от решения (определения) суда, разрешая при этом подачу так называемых возражений (ст.ст.123-127 УПК РФ).

Делая вывод вышесказанному можно сформулировать следующий вывод о том, что потерпевшему на современном этапе развития уголовного судопроизводства предоставляется достаточно прав по исполнению законности и правомерности применения мер безопасности

2. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШЕГО И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Охрана прав и свобод человека и гражданина является одним из принципов уголовного судопроизводства, который закреплен в статье 11УПК РФ. В части второй указанной статьи указано, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности. В УПК РФ выделяются следующие меры по обеспечению безопасности потерпевших:

.Не приведение в протоколе следственного действия данных о личности потерпевшего, с указанием псевдонима (ч.4 ст.166)

.Контроль и запись телефонных и иных переговоров по письменному заявлению потерпевшего, при наличии угрозы в отношении самого потерпевшего, его близких родственников, родственников или близких лиц (ч.2. ст.186)

.Проведение опознания потерпевшим в условиях исключающих визуальное наблюдение опознаваемым (ч.8 ст.193)

.Рассмотрение уголовного дела в закрытом судебном заседании (п.4 ч.2 ст.241)

.Проведение допроса потерпевшего в ходе судебного разбирательства без оглашения его подлинных данных в условиях, исключающих визуальное наблюдение потерпевшего другими участниками судебного разбирательства (ч.1 ст.227, ч.5 ст.278)

Рассмотрим данные меры безопасности подробнее.

I. В ч.4 ст. 166 УПК РФ при производстве предварительного расследования следователю (дознавателю) для разрешения вопроса о присвоении потерпевшему псевдонима, необходимо установить, имеется ли реальная угроза применения насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иных противоправных действий. То есть следует отметить что если потерпевшему угрожает мнимая угроза или же не значительная, то в данной ситуации эта мера как присвоение псевдонима не будет. Следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Все действия, проводимые с участием потерпевшего, должны осуществляться с гарантией сохранения его анонимности, в связи с чем в протоколах следственных и иных процессуальных действий не указываются как подлинные данные лица, так и другие сведения, позволяющие установить его личность. Не должны применяться, при производстве следственных действий с участием защищаемого лица, которому дан псевдоним фото-, видео-, киносъемка, а при необходимости и аудиозаписи.

Следует отметить, что положение ч.6 ст.278 указано, что «случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.», т.е. суду представляется возможность раскрытья не приведенных ранее сведений о личности потерпевшего. Данное положение должно быть разъяснено потерпевшему одновременно с разъяснением права ходатайствовать о предоставлении псевдонима. В дано случае возникают спорные ситуации о присвоении псевдонима. Во многих ситуациях потерпевший боится раскрыть всю известную ему информацию следователю, потому что боится за свою жизнь и своих близких. Следователь должен доходчиво разъяснить потерпевшему, что его права буду защищены в любом случае.

II.Контроль и запись телефонных и иных переговоров - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в ограничении конституционного права граждан на тайну телефонных и иных переговоров путем контроля за ними и их записи в целях воспроизводства для прослушивания фонограмм по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях (ст. 186 <consultantplus://offline/ref=42963BDC10A094A718E9ED81ECED1BC57FD055F7CF79CAF1FB36FFA1224CF95F970EC4C1171CD7i5DCH> УПК).

По мнению законодателя, контроль телефонных и иных переговоров - прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК). Достоинством данного определения является то, что законодатель не пытался идти за научно-техническим прогрессом.

Материальными основаниями контроля и записи переговоров являются:

) достаточные данные, дающие основание полагать, что прослушивание переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц позволит получить информацию, имеющую значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела;

) сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников и близких лиц. Во втором случае рассматриваемое следственное действие допускается по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля и иных, указанных в процессуальном законе лиц, а при отсутствии такого заявления - по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора.

Процессуальное основание производства контроля и записи телефонных и иных переговоров заключается в наличии судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.

К обязательным участникам данного следственного действия необходимо отнести следователя, дознавателя; сотрудников государственного органа, осуществляющего технический контроль и запись телефонных и иных переговоров; понятых; лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны.

Среди факультативных участников контроля и записи телефонных и иных переговоров могут быть переводчик, специалист и должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. В этом постановлении должны быть изложены:

) сущность уголовного дела, производство которого обусловливает необходимость применения контроля и записи переговоров;

) основания, указывающие на необходимость осуществления данного следственного действия;

) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров.

В целях проверки достаточности оснований для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров судья вправе получить от следователя, дознавателя необходимые пояснения и материалы.

Постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров направляются следователем, дознавателем в соответствующий орган для исполнения.

Осуществление контроля и записи переговоров может быть установлено на срок не более чем шесть месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, дознавателя в случае, когда в них отпадает необходимость, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Следователь, дознаватель в течение всего срока осуществления контроля и записи переговоров вправе в любое время истребовать от органа, осуществляющего это следственное действие, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

Осмотр и прослушивание фонограммы производятся следователем с участием понятых и при необходимости специалиста, переводчика, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых прослушаны и записаны.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы записи переговоров составляется протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвовавшие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или в отдельном документе изложить свои замечания к протоколу. Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя или дознавателя в качестве вещественного доказательства.

Носитель информации хранится при уголовном деле

В опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном разбирательстве. В случае сомнения в подлинности и целостности носителя информации и фонограммы могут быть назначены фоноскопическая или судебно-техническая экспертизы.

Таким образом, в результате осуществления рассмотренного следственного действия появляются два средства доказывания:

) вещественное доказательство в виде носителя фонограммы контроля и записи телефонных и иных переговоров;

) протокол осмотра носителя фонограммы и ее прослушивания.

Охрана прав участников уголовного судопроизводства включает обязанность защиты их личной и имущественной безопасности должностными лицами, ведущими производство по делу. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные УПК РФ. К их числу относятся использование псевдонимов; контроль и запись телефонных и иных переговоров; проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым; проведение закрытого судебного заседания и иные. Принятие этих мер может в известной степени ограничить возможности сторон по ознакомлению с некоторыми доказательствами по делу, но это частичное ограничение допускается в целях создания условий для беспрепятственного расследования и осуществления правосудия, обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

III. Суд вправе решить вопрос о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 241 УПК РФ. Постановление о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части (часть 3 статьи 241 УПК РФ).

В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (пункт 4 части 2 статьи 241 УПК РФ) такое решение может быть принято и в случаях, когда в отношении этих лиц меры безопасности не применялись.

В ч. 5 ст. 278 УПК РФ законодатель не указал способы, исключающие визуальное наблюдение псевдонима другими участниками процесса. Поэтому возможны варианты: 1) допрос защищаемого судьей (судьями) вне зала судебного заседания - в другом помещении, которое может находиться как в здании суда, так и вне его; 2) производство допроса с использованием средств прямой видеосвязи (видеотрансляция); в данном случае судьи будут находиться в зале судебного заседания, а защищаемый - в другом помещении, при этом должны применяться видео- и аудио помехи, исключающие возможность узнавания лица, скрываемого под псевдонимом, находящимися в зале суда. Судьи же удостоверятся в его личности до начала допроса.

IV. В стадии судебного разбирательства суд без оглашения подлинных данных о личности потерпевшего и свидетеля вправе допросить их в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса Если гражданин участвует в уголовном процессе под псевдонимом, то все действия, возможные с его участием в стадии судебного разбирательства (предъявление для опознания, следственный эксперимент, освидетельствование и др.), должны осуществляться таким образом, чтобы была сохранена анонимность защищаемого.

. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШЕГО УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

С принятием нового УПК РФ в российском законодательстве появились меры процессуального характера, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. С появлением указанных мер можно говорить о создании специального института государственной защиты указанных лиц.

Однако одних лишь мер процессуального характера для защиты интересов потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, оказывающих ему содействие, было явно недостаточно. Лицам, испытавшим на себе противоправное воздействие или находящимся под угрозой такого воздействия, целесообразно обеспечивать безопасность и мерами, применяемыми за рамками уголовного процесса. Необходимо обеспечивать их социальную защиту со стороны государства. Для обеспечения надлежащей государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, многие ученые и работники правоохранительных органов считалось целесообразным принятие специального закона, в котором будет предусмотрен комплекс соответствующих мер и механизм их реализации. Эта точка зрения поддерживалась и представителями власти: например, в 2002 году были разработаны два законопроекта: первый «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» - в Главном государственно-правовом управлении Президента РФ и второй «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству»- рабочей группой, созданной в Комитете по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В 2004 году Закон был принят.

За рубежом (например, в США, Канаде, Италии, Германии) специальные Законы о защите свидетелей функционируют уже достаточно давно. В этом отношении Россию опередили и такие государства, как Казахстан, Республика Молдова, Украина (в последней Закон «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» принят в 1993 году). При анализе названных выше российских законопроектов видно, что при их подготовке широко использовался зарубежный опыт.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на современном этапе - осуществление предусмотренных Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной поддержки указанных лиц (далее - меры социальной поддержки) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами (ст. 1 Закона).

Считаю справедливым мнение о том, что перечень объектов, которые нуждаются в защите, неполон, поскольку противоправное (называемое «пост криминальным») воздействие может быть направлено не только на жизнь, здоровье и имущество, но также и на честь и достоинство указанных лиц.

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом подлежат, в том числе, потерпевший; свидетель; частный обвинитель; гражданский истец, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных лиц. Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

) органы, осуществляющие меры безопасности;

) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Меры социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации (ст. 3 Закона).

Согласно ст. 3 Закона осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению), а также на иные государственные органы, на которые в соответствии с российским законодательством может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности. Органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенные по месту нахождения защищаемого лица, осуществляют меры безопасности и по делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, - по решению суда (судьи) или прокурора. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

Во многих странах задачу государственной защиты лиц, содействующих правосудию, успешно осуществляют специальные государственные органы (подразделения). Создание соответствующего специального органа целесообразно и в России. О. Зайцев справедливо отмечает, что (цитирую) многоплановость проводимых мероприятий требует создания единого координационного центра, осуществляющего аналитическую и методическую работу, содействующего обмену опытом, самостоятельно проводящего в наиболее сложных случаях охранные мероприятия. Существующая в России раздробленность правоохранительных органов ведет к ведомственному подходу решения этой сложной проблемы, что в свою очередь чревато неоправданными накладками в принятии мер безопасности, возможной утечкой информации.

Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц.

Законодательство Российской Федерации о государственной защите основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона, Уголовного кодекса Российской Федерации,24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации,25 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,26 других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

Уголовный Кодекс РФ, к примеру, есть часть 2 статьи 309, устанавливающая ответственность за принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, которое наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Показания потерпевших, свидетелей, а равно заключения и показания экспертов являются весьма важными средствами процессуального доказывания, а поэтому подкуп или принуждение указанных лиц к даче на предварительном следствии или в судебном заседании ложных показаний, уклонению от дачи показаний или заключения, а также подкуп или принуждение переводчика к неправильному переводу может повлечь за собой принятие незаконного и необоснованного решения по итогам предварительного расследования либо постановление незаконного и необоснованного обвинительного либо оправдательного приговора. Кроме того, подкуп и принуждение указанных лиц препятствует добросовестному исполнению ими процессуальных обязанностей (дать правдивые показания, дать объективное заключение по итогам экспертного исследования, правдиво и точно осуществить перевод). Сказанным выше и обусловливается общественная опасность подкупа или принуждения к даче ложных показаний, экспертного заключения или осуществлению неправильного перевода.

С объективной стороны принуждение указанных в ч. 2 ст. 309 УК РФ лиц выражается в предъявлении к ним со стороны виновного требования дать ложные показания при предварительном расследовании уголовного дела или в суде при разбирательстве гражданского или уголовного дела или дать ложное заключение или осуществить неправильный перевод либо уклониться от дачи показаний, заключения или осуществления перевода на предварительном следствии, дознании или в суде, подкрепленном шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества. Угроза или шантаж могут быть направлены не только в отношении свидетеля, потерпевшего, эксперта либо переводчика, но и в отношении их близких.

Рассматриваемое преступление является оконченным с момента предъявления в устной или письменной форме требования дать ложные показания или уклониться от их дачи, подкрепленного обещанием огласить компрометирующие лицо сведения либо угрозой лишить жизни или причинить вред здоровью самого потерпевшего или его близких, уничтожить или повредить принадлежащее им имущество.

Субъектом принуждения к даче ложных показаний может быть любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

С субъективной стороны принуждение к даче показаний может быть совершено только с прямым умыслом и с целью склонить свидетеля, потерпевшего, эксперта к даче ложных показаний или заключения, переводчика - к осуществлению неправильного перевода либо уклониться от исполнения названных выше процессуальных обязанностей.

Квалифицирующим признаком состава принуждения к даче показаний, предусмотренным ч. 3 ст. 309, является применение при этом насилия, не опасного для жизни и здоровья указанных в законе лиц.

Особо квалифицирующим признаком принуждения к даче показаний, к даче ложного заключения или осуществлению неправильного перевода (ч. 4 ст. 309) является совершение этих деяний организованной группой или с насилием, опасным для жизни или здоровья, указанных в ч. 2 ст. 309 лиц.

Думается, что этого недостаточно. Необходимо, на наш взгляд, установить уголовную ответственность не только за принуждение свидетеля или потерпевшего к даче ложных показаний, но и за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении свидетеля, потерпевшего, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, а также за посягательство на жизнь свидетеля, потерпевшего, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сегодня можно утверждать, что в российском законодательстве создан полноценный институт государственной безопасности участников уголовного судопроизводства. Уже высказываются мнения как «за», так и «против» предусмотренных УПК РФ мер безопасности. Но, несомненно, одно: эти нормы помогут лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной обязанности правового государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что существуют проблемы стоящие перед федеральными органами исполнительной власти по реализации мер безопасности потерпевших в уголовном судопроизводстве. Среди проблем, я думаю, что это проблемы по неполноценному финансовому обеспечению органов внутренних дел, не достаточно оборудованные комнаты допроса, а так же оборудования для проведения следственных действий, также исходя из выше сказанного о потерпевшем и его пассивном положении, должностные лица должны принимать необходимые меры, и попытаться расположиться к потерпевшему так чтобы у него сложилось положительное мнение, и не было страха. Повышение уровня доверия к ОВД, обеспечение максимальной доступности граждан, предупреждение противоправных посягательств на защищаемых лиц, укрепление материальной базы подразделений повышение эффективности применения мер безопасности о причинении ему физических или психических страданий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.А. Гусев «Защита прав потерпевшего: юридический справочник жертвы преступления» Ростов - на-Дону «Феникс» 2013;

2."Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник" (под ред. П.А. Лупинской) ("Юристъ", 2005)

.Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.1995 N 13-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко".

.Николаев Е.М., Дмитриева Л. Обеспечение безопасности потерпевших как важное условие активности их участия в уголовном преследовании // Законность. - М., 2010, № 8. - С. 3-6

.Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации: Учеб. пособие. 2-е изд., Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005. - с.160

.Синенко С.А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы. Автореф. докт. дисс. М., 2014.

.Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Следственные действия в российском уголовном процессе: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 - Юриспруденция. С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т (ИНЖЭКОН). - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2004. - 73 С

8.Потерпевший в уголовном судопроизводстве :Доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. /Д. П. Чекулаев ; Науч. рук. М. А. Ковалев. -М.,2005. с 24

Похожие работы на - Некоторые вопросы совершенствования обеспечения безопасности потерпевших в уголовном судопроизводстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!