это группа (или совокупность) коммерческих организаций, среди которых есть одна главная (или управляющая, материнская) компания и несколько дочерних организаций, находящихся в подчинении. Русский термин происходит от английского слова «hold», что означает «владеть», «держать» - слов, подчеркивающих специфику структуры, наряду с близкими терминами, также выражающих суть структуры - контроль и защита. Это означает, что холдинговая компания (т.е. материнская фирма, стоящая во главе холдинга) должна быть держателем (владельцем) необходимого для контроля числа обыкновенных акций. Теоретически, это 50% акций плюс одна, но на практике - значительно меньше. Таким образом, в структуре организации фирм всегда присутствует одна главная, владеющая контрольным пакетом акций остальных, но не всегда обязательно дочерние предприятия будут иметь равное положение в отношениях между собой. Более сложная структура холдинга предполагает наличие более сложной иерархии между компаниями (к примеру, материнская компания и зависимые дочерние, имеющие в свое время также зависимые, «внучатые» фирмы).
Холдинговая компания может заниматься не только управленческой деятельностью, но и, непосредственно, производственной. Деятельность же дочерней организации в свою очередь определяется материнской на основании заключенных между ними договоров, в силу преобладающего участия последней в уставном капитале первой или иными способами, закрепленными в законодательстве.
Корпорация - это объединение предприятий производственных, проектных, торгово-сбытовых, финансовых предприятий и организаций для совместной хозяйственной деятельности, уменьшения возможного риска при осуществлении капиталоемких направлений промышленной и коммерческой деятельности за счет концентрации капитала, централизации функций обеспечения ресурсами, сбыта продукции, овладения новыми рынками, реализации более экономически целесообразной стратегии развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц.
Хозяйственная ассоциация (союз, фонд) - это договорные объединения организаций и предприятий, создаваемые в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участие в ассоциации накладывает на предприятия менее жесткие, чем в концерне, ограничения. Участники хозяйственных ассоциаций могут входить в другие договорные объединения предприятий и организаций без согласования с другими участниками. Таким образом, ассоциация производственно-хозяйственного типа объединяет интересы субъектов одного или тесно взаимосвязанных родов деятельности.
Социальные ассоциации (союзы, фонды, федерации). Таковой следует считать объединения предприятий, организаций и граждан, а при определенных условиях и государственных институтов, для сотрудничества в целях защиты граждан и их социальных слоев в каких-либо сферах жизни общества. В составе таких ассоциаций нередко основное место занимают благотворительные фонды. Смешанная ассоциация. Для нее характерна как производственно-хозяйственная, так и социальная деятельность. По такой линии главным образом и идет развитие ассоциаций в РФ.
Понятие «ассоциация» и «союз» весьма близки, и каких-либо существенных различий между нами не обнаружено. Попытаемся дать ряд определений поискового характера ассоциациям (союзам):
неправительственные объединения заинтересованных лиц в различных областях жизни общества в целях осуществления каких-либо проектов (создания предприятий, организаций, новых продуктов, центров содействия, установления контактов между людьми, обмена знаниями и опытом и т.д.);
организации, объединенные различных социальных слоев общества в целях защиты их интересов в каких-либо сферах жизни общества.
Картель - объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся в основном, совместной коммерческой деятельности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства. Они сами реализуют на рынке созданные изделия, договариваясь о квоте-доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о товарных ценах, о разделении рынков и условиях реализации. Для картеля характерны следующие признаки:
Договорной характер объединения
Сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность
Совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.
Разновидностью картельного объединения является синдикат.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
Трест - это такая форма объединения предприятий, при которой участники этого объединения полностью утрачивают свою коммерческую, производственную и юридическую самостоятельность, подчиняясь при этом единому управлению. В российском предпринимательстве эта форма используется в строительном бизнесе.
Существуют структурные специфические формы организации предпринимательской деятельности, которые пока не получили широкого распространения в российской экономике, но активно используются в практике развитых капиталистических стран. К ним относятся: оффшорные компании, траст-компании, франчайзеры.
В российской практике получило распространение создание филиалов и дочерних компаний крупных фирм и предприятий. Эти предприятия являются юридически самостоятельными, но находятся в тесной финансовой, производственной и технологической связи с основным предприятием.
Международные предпринимательские компании занимаются такими бизнес - операциями, как импорт, экспорт и размещение капитала за рубежом. Компании, которые имеют зарубежные филиалы, регистрацию в нескольких странах и занимаются распространением своих акций на фондовых биржах мира, называются транснациональными.
Пул - объединение предпринимателей картельного типа, обычно временное, при котором прибыль его участников поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным квотам.
На сегодняшний день в торговле создаются так называемые цепные торговые организации, которые представляют собой объединение торговых предприятий, находящихся под единым управлением.
Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для согласования функций оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Торговые розничные предприятия, входящие в цепь, имеют фирменное название, общую сбытовую политику, унифицированный ассортимент.
В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).
ФПГ - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.
ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты.
Иными словами, ФПГ представляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей.
ФПГ стоит уделить отдельное внимание, как попытке создания институциональной среды для регулирования деятельности интегрированных объединений предприятий, ведущих согласованную деятельность, имеющих общее управление и объединяющих свои ресурсы. Российские ФПГ - явление, сначала придуманное, а лишь потом состоявшееся, поэтому и возникают несоответствия при попытке состыковать юридическое понятие ФПГ с экономическим представлением.
2. Практическое осуществление форм объединения предприятий России
.1 Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время
Вплоть до принятия в 1995 году Гражданского кодекса РФ, нормативным документом, регулирующим создание и работу российских предприятий, является Закон РСФСР 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Следуя этому Закону, предприятия сохраняли за собой статус юридического лица, в то же время могли объединяться в ассоциации, концерны, союзы, межотраслевые, региональные и прочие объединения. Эти правовые возможности потребовали разработки новой системы управления предприятиями в рамках объединений. Новый договорной механизм создания объединений стал предпосылкой этой разработки.
Подчеркивалось, что в целях расширения возможностей предприятий в этих объединениях, в научно-техническом, производственном и социальном развитии данные унии создаются на договорной основе, оставляя за собой право на самостоятельность и право юридического лица.
Принципы организации и деятельности новых объединений:
равноправие участников совместной деятельности;
добровольность вхождения предприятий на основе общности экономических интересов;
организация отношений между участниками на договорной основе.
самоуправление участников и объединения в целом;
свобода выбора организационной формы объединения;
В этом нормативном документе были представлены понятия видов объединений, однако ни одно из объединений не признавалось юридическим лицом. Для получения статуса юридического лица действующие предприятия и их объединения должны были самостоятельно привести свою организационно-правовую форму в соответствии с нормативами, установленными Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Образование новых объединений не могло происходить без учета меняющегося статуса государственного предприятия. Реформирование предприятий происходило через приватизацию государственной доли имущества этих предприятий. При этом, форма акционерного общества стала основной как для приватизируемых государственных предприятий, так и для их объединений.
Следуя Положению правового статуса акционерных обществ, они имели право образовывать другие хозяйственные общества, в том числе и в форме дочерних. В соответствии с п. 150 Положения об акционерных обществах, дочерним считалось общество, которое имело количество акций, соответствующих формуле: <50% + 1>. Указывалось, что дочернее акционерное общество действует как самостоятельная коммерческая организация, и данная организация имеет свой устав. Его отношения с главным акционером строятся на основе Положения, если иное не было определено их уставом. Мы видим, что в целом, появился новый метод формирования крупных организационных структур. Он предполагает создание определенных управленческих связей на основе прав, которые позволяли участвовать в уставном капитале дочерних предприятий.
Однако законодательством не был принят во внимание факт существования долгосрочных связей между предприятиями. Игнорирование значимости этих хозяйственных связей стало причиной распада уже созданных промышленно-торговых структур и изоляции отдельных предприятий.
Проблема объединения приватизированных предприятий привела к необходимости создания нового правового механизма. Детально изучая данную проблему, законодатель действовал в двух направлениях. Во-первых, используя интеграционные возможности акционирования в процессе приватизации; во-вторых, создавая законодательную базу новых типов объединений.
При использовании приватизационных механизмов преобразование объединений производилось двумя способами, что зависело от характеристик реформируемого объединения.
Холдинг становится новой формой объединения предприятий.
Основными задачами холдинга были обозначены:
сохранение существующих экономических связи между приватизируемыми предприятиями,
обеспечение сохранения отраслевых и межотраслевых производственных комплексов.
Став новой формой интеграции, холдинг меняет механизм управления с административного на гражданско-правовые, основанные на корпоративном контроле.
Необходимо сделать акцент на те проблемы, которые вызваны слабой теоретической проработкой холдинговой формы интеграции. Как минимум, есть два нормативных определения холдинга, причем каждый из них относится к особой сфере регулирования.
Вышеупомянутый Указ 1992 г. стал первым нормативным актом, определяющим правовое положение холдинга и порядок его образования. В данном случае холдинг не рассматривается как самостоятельная форма коммерческой (или некоммерческой) организации, а его деятельность осуществляется в рамках отдельного вида юридического лица. По смыслу Указа, его нормы являются обязательными только для компаний, имеющих государственное участие более 25 процентов в их уставном капитале, для остальных компаний Указ носит рекомендательный характер.
Актом, закрепляющим статус холдинговой компании в сфере банковской деятельности, является Закон РСФСР №395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ). Здесь под холдингом понимается объединение юридических лиц, связанных особыми правоотношениями.
Законодательство идет по пути признания холдинга именно как объединения юридических лиц. В подтверждение этого говорят, следующие положения Федеральных Законов «Об акционерном обществе», «Об обществах с ограниченной ответственностью», из которых следует, что холдинг определяется как «объединение коммерческих организаций». На этих же основаниях построен проект федерального закона «О холдингах», называющий холдинг как совокупность двух или более юридических лиц.
Неоднозначная позиция законодательства в определении холдинговой компании (как единого предприятия и как объединения юридических лиц) позволила специалистам вывести «узкое» и «широкое» понимание холдинга. Собственно говоря, признание отдельного взятого предприятия либо их объединения холдингом есть лишь следствие особых отношений между юридическими лицами. Примечательно решение одной из судебных инстанции, в соответствии с которым «слово «холдинг» имеет лексическое значение, указывающее на определенный вид деятельности, связанный с управлением дочерними предприятиями посредством дифференцированного контроля над их деятельностью». Суд, в данном случае, в условиях отсутствия единого определения, апеллировал к организующей деятельности холдинга.
Российское законодательство до сегодняшнего дня не выработало единой терминологии для характеристики объединений (это и объединения коммерческих организаций, аффилированные лица, взаимосвязанные организации, группа лиц,).
Большое внимание в проекте закона о холдингах уделяется определению холдингового отношения. Отсюда главный акцент должен быть направлен на выявление общих признаков холдинговых отношений.
Холдинговые отношения характеризуются как частными, так и общими моментами.
Частные моменты обусловливаются правовым статусом отдельно взятых субъектов. До 2002 года видом холдинговых отношений являлись закрепленные в Гражданском кодексе РФ отношения между унитарным предприятием-учредителем и дочерним предприятием. В настоящее время, к холдинговым отношениям можно отнести отношения между основным и дочерним обществами (ст. 105 ГК РФ), зависимым и преобладающим (участвующим) обществами (ст. 106 ГК РФ).
К общим следует отнести применение к ним положений ч. 3 ст. 56 ГК РФ о том, что в случае, когда банкротство юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иначе могут определять его действия, на таких лиц, в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Рассмотрим подробнее отношения между основным хозяйственным обществом и товариществом (далее - основным обществом) и дочерним обществом (ст. 105 ГК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются исключительно к указанным видам коммерческих организаций.
Данные отношения могут иметь следующие основания:
а) договор, заключенный между основным и дочерним обществом. В этом случае законодатель прямо указывает стороны договора Приобретение же обществом, например, по договору купли-продажи, пакета акций, у акционера другого общества, следует, видимо, отнести к другим обстоятельствам
б) преобладающее участие основного общества (товарищества) в уставном капитале дочернего.
в) другие обстоятельства.
Вне зависимости от того, какие цели преследует основное общество, оказывая влияние на принятие решения дочерним, холдинговые отношения признаются существующими. В постановлении от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорится, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.
Также различается ответственность основного общества. Наряду с субсидиарной ответственностью, возникающей во всех холдинговых объединениях (ч. 3 ст. 56 ГК РФ), ст. 105 ГК РФ устанавливает особый вид ответственности между основным и дочерним обществом. Так, основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает также с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
Отношения зависимости, предусмотренные ст. 106 ГК РФ. Являются другой формой холдинговых правоотношений. В соответствии с ч. 1 статьи хозяйственное общество признается зависимым, если преобладающее общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Осуществление управления обусловлено наличием у преобладающего общества не менее 20% уставного капитала (голосующих акций) зависимого общества. Сделанный законодателем акцент на указанные основания «зависимости» разрешает допускать возможность одновременной квалификации отношений между обществами как между основным - дочерним, и преобладающим - зависимым. Законодателем ограничен субъектный состав отношений зависимости.
Антимонопольное законодательство объединяет лиц, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции уставного капитала юридического лица и само юридическое лицо термином «аффилированные лица».
Обязанности на ООО официально публиковать сведения о подобных отношениях является последствием «зависимости». Согласно ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривается ответственность за непредставление либо несвоевременное предоставление данной информации для аффилированных лиц акционерных обществ. Имеются ограничения на совершении сделок с аффилированными лицами.
Участие акционерного общества в холдинговом объединении влечет следующие правовые последствия:
- Особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами.
- В случае приобретения более 20 процентов голосующих акций, общество обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом.
- Обязанность акционерного общества (кроме кредитной организации) раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об аффилированных лицах.
- Обязанность вести учет и представлять отчетность об аффилированных лицах.
О значении интегрированных структур, созданных как объединения основного и дочернего либо участвующего и зависимого предприятий, свидетельствует анализ распределения собственности в промышленности между предприятиями, имеющими дочерние и зависимые общества и «изолированными» предприятиями. В соответствии с исследованиями данное соотношение составляет 98% и 2% соответственно. Имеется анализ стратегии приватизированных предприятий при выборе форм интеграции, в соответствии с которым:
1. Вхождение предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемых заново (17%).
. Формирование горизонтальных объединений (35%).
. Самостоятельный путь развития и сохранение независимости. (43%).
Как следует из представленных данных, преимущество было отдано горизонтальной форме интеграции, что оставляло предприятиям право на самостоятельность.
Финансово-промышленные группы (ФПГ). Становятся универсальной формой объединения, допускающей существование как вертикальных так и горизонтальных связей. Первым нормативно-правовым актом, регулирующим создание и деятельность ФПГ в России, был Указ Президента РФ №2096 от 5 декабря 1993 года «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», которым утверждалось Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Под ФПГ понималась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением.
ФПГ создавались как по инициативе предприятий, так и по инициативе Правительства РФ. Основывалось само объединение двумя способами: как на договорной основе, так и на основе консолидации одним предприятием пакетов акций других участников. Было отмечено немало ограничений, содержащихся в Указе, а также в законодательстве о приватизации, которые зачастую нивелировали действие Положения о ФПГ.
Результаты глубокого анализа промышленной сферы приводятся в Программе, и на их основе подтверждается необходимость создания ФПГ. В связи с этим разработана теоретическая база создания финансово-промышленных групп как формы объединений предприятий: представлена классификация финансово-промышленных групп, перечислены варианты центральных компаний, предложены основные критерии объединения.
Позднее на смену Указу приходит Федеральный Закон от 30 ноября 1995 года №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В соответствии с ним, под ФПГ понимается «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест».
Нормы Закона о ФПГ закрепляют два способа создания данного объединения.
- Интеграция самостоятельных юридических лиц посредством договора о создании ФПГ.
- Признание финансово-промышленной группой совокупности хозяйствующих субъектов, объединенных как основное и дочернее общество.
Проведенная практика формирования ФПГ говорит о приоритете в использовании первого способа создания, которые, на наш взгляд, подтверждается следующими факторами:
- Ограниченный перечень, в силу ст. 105 ГК РФ, возможных организационных форм предприятий - потенциальных участников ФПГ.
- Существующее холдинговое объединение имеет зачастую организационные и материальные возможности реализации собственных интересов, без дополнительного приобретения статуса ФПГ. Стимулом же реализации достаточно сложного в организационном плане процесса приобретения статуса ФПГ могут выступать меры государственной поддержки, которые носят, в подавляющем большинстве случаев, декларативный характер.
Анализ вариантов создания ФПГ приводит к выводу, что результатом первого способа становится - формирование объединения «горизонтального типа», характеризующееся договорной основой, а результатом второго становится возникновение объединения «вертикального типа» (холдинга), имеющего в основании имущественное участие в уставных капиталах.
.2 Контроль над интеграцией предприятий - как одна из проблем развития современной экономики
Интеграция может ставить перед предприятиями как стратегические, так и тактические цели, что отражается на структуре организации объединения. Если несколько предприятий решат упрочнить свои позиции в конкретной отрасли производства, то это может повлечь за собой их объединение в рамках одной компании, имеющей право оперировать всеми активами участников интеграции. Осуществление краткосрочного проекта может быть оформлено созданием отдельного юридического лица, которое пользуется на разных основаниях (вклад в уставной капитал, аренда, концессионные соглашения) активами объединяющихся предприятий, либо без его создания, используя лишь различные договоры, например, договор простого товарищества.
Эти способы можно условно разделить на два вида: способы, связанные с изменением организационно-правовых форм интегрирующихся предприятий (слияние, присоединение юридических лиц), и способы, не связанные с такими изменениями (создание финансово-промышленной группы, участие в создании нового юридического лица, использование договоров о совместной деятельности).
Различие характеристик объединяющихся предприятий ведет к различным методам правового регулирования интеграции. Так, специальные нормы касаются слияния и присоединения кредитных организаций. Ограничение на состав учредителей предприятий и объединений, зависит от вида их деятельности.
Если учесть размах, который может приобрести деятельность объединившихся предприятий, то к функциям государственного регулирования в этой сфере, помимо законодательной, будет относиться и государственный контроль. Вышеуказанный контроль над процессом интеграции может проводиться в рамках общего контроля за работой предприятия (налоговые проверки, бухгалтерская отчетность, судебная защита прав учредителей, юридических лиц, противодействие экономическим преступлениям и др.), а также в особых формах (антимонопольное регулирование).
Вместе с государственным контролем существуют формы контроля со стороны частных лиц, интересы которых затрагиваются интеграцией предприятий. В качестве примеров можно назвать компетенцию органов юридического лица на принятие решения о его участии в конкретных видах объединений предприятий, полномочия кредиторов юридического лица при его реорганизации (ст. 60 ГК РФ) и др. Здесь, в случае нарушения, возможно использование способов защиты гражданских прав (ст. 11, 12 ГК РФ). Необходимо отметить, что пренебрежение граждан своими правами защиты, приводит к невозможности получить гарантированную защиту со стороны государства. Инициатором такой защиты может выступать прокурор в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Основной целью государственного контроля является проверка выполнения объединяющимися субъектами положений законодательства. Эти положения включают правовые нормы различных институтов и отраслей российского права. Интеграция напрямую связывает публичные и частные интересы в рамках национальной и мировой экономики, поэтому отдельные пункты следует признать элементами международной правовой системы.
Широта правовых норм, определяющих правила проведения интеграции, указывает на невозможность рассмотрения государственного контроля в этой сфере только как авторитарную деятельность антимонопольных органов. Таким образом, является преступлением принуждение собственника к вступлению в сделку, целью которой будет установление контроля над его предприятием. Присоединение юридического лица может преследовать цели его уклонения от административной ответственности, что прописано законодателем при принятии нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 2.10). А также Уголовным кодексом РФ (ст. 178) запрещен Ряд действий, направленных против конкуренции.
В указанных примерах антимонопольные органы не играют основную роль в применении соответствующих правовых норм. Это доказывает, на наш взгляд, что контроль над интеграцией предприятий прямо либо косвенно осуществляется рядом правоохранительных органов. Так, на налоговую инспекцию непосредственно возложены отдельные полномочия. В ведомственных документах указывается, что регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц уведомления своих кредиторов, и если нет доказательств этого, выносить решение об отказе в государственной регистрации. Преступления в сфере ограничения конкуренции расследуются органами системы МВД РФ (ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
К сожалению, в данный момент, отсутствует координация и налаженный порядок взаимодействия, поэтому выполнение функций контроля в этой сфере является малоэффективным. Дальнейшая разработка законодательных актов должна учитывать необходимость создания институциональных основ обеспечения правопорядка в процессе интеграции предприятий. Выполнение этой задачи будет в общем служить защите национальной экономики и в частности, способствовать созданию стабильных с созданию стабильных основ деятельности объединений предприятий на территории России.
Заключение
Соединение физических и юридических лиц в единую хозяйственную структуру, обладающую правом юридического лица, признается хозяйственным объединением. Физические и юридические лица в составе объединения, зовутся его членами (участниками).
Формирование хозяйственных объединений как формы предпринимательской деятельности направлено на масштабное производство, на возможность мобилизации ресурсов для обеспечения производственных, экономических, технологических и торговых преимуществ. Преследуя цели защиты общих интересов, использования эффекта масштаба производства и координации деятельности, а также в зависимости от определенных задач и условий, могут создаваться объединения в форме акционерных обществ, товариществ, кооперативов, консорциумов, синдикатов, ассоциаций и прочих союзов. Все вышеперечисленные формы корпоративных союзов в мировой практике прочно заняли свое место в коммерческой, финансовой и производственной деятельности.
Функционирование интегрированных предприятий важно как на государственном (национальном), так и на международном экономическом уровне. Как следствие краха, связанного с практикой неограниченной конкуренции и поиском согласованных форм предпринимательской деятельности, появились первые объединения в странах западной культуры. Созданию хозяйственных объединений в Российской Федерации помогло само государство, ощутив в них лидеров отечественной торговли и промышленности, а также потенциальных конкурентов для зарубежных предприятий. Увы, в период дореволюционный так и не было создано специального нормативного акта об интеграции предприятий.
Формирование и совершенствование законодательства о промышленных объединениях таком государстве, как СССР, связано, преимущественно, с использованием этих объединений как звеньев в системе управления национализированной промышленностью. Собственно в этот период и получают закрепление разнообразные формы объединений, разрабатываются механизмы их создания, определяются правовой статус объединений и отдельных предприятий. После того, как в стране произошли либеральные реформы, старые механизмы интеграции стали нежизнеспособны. Необходимость новых механизмов торгово-промышленной интеграции вызвала к жизни как специальные виды объединений (холдинги и финансово-промышленные группы) так и объединения, использующих формы коммерческих и некоммерческих организаций (акционерные общества, ассоциации, некоммерческие партнерства). Сегодня законодательство в данной сфере складывается из норм различных отраслей и институтов российского права. Это обязывает находить комплексные (институциональные) подходы к правовому регулированию интеграции предприятий, а также контролю над данным процессом в целях обеспечения частных и публичных интересов в этой сфере.
Список использованной литературы
1.Д.В. Жданов. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2002. С. 178.
.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ
.Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп, Под ред. Б.Ф. Зайцева. М., 2001. С. 38
.Шиткина И. Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса // И. Шиткина / Хозяйство и право. - 2005. - №2. - С. 26 -52
.Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник / С.Э. Жилинский. - М.: Норма. 2007.-944 с.
.Предпринимательское право России: Учебник / под. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - с. 384.
.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994.-№32.-ст. 3301. С изменениями и дополнениями на 07.02.2011 г.
.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 26.01.1996. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.-№5.-ст. 410. С изменениями и дополнениями на 07.02.2011 г.
.А.И. Каминка. Предпринимательские союзы // Очерки торгового права. М., 2002. С. 433.
.Авдашева С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства /С. Авдашева // Вопросы экономики. - 2007. - №1.-С. 47-63
.Предпринимательское право России: Учебник / под. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.
.Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества / В.А. Лаптев. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 192 с
.О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №3.-ст. 145
.О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ // Парламентская газета. - 2006. - №126-127
.Евсеев И.Н. Основы предпринимательства: Учебное пособие / И.Н. Евсеев. - М.:КОНСЭКО. - 2008. С. 253
.О финансово-промышленных группах: Федеральный закон от 30.11.1995 г. №190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №49.-ст. 4697
.Герасимова О.А. Правовое положение финансово-промышленных групп в Российской Федерации: монография / О.А. Герасимова. - Екатеринбург.: Бизнес, менеджмент и право, 2007. - 212 с.