жилищное законодательство строительство белорусский
Данный Указ определил категории граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилых помещений.
После выхода Указа № 13 проценты за пользование льготным кредитом устанавливаются в следующих размерах:
для многодетных семей - 1% годовых;
для военнослужащих - 5% годовых;
для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек - 10% ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь, но не менее 3 процентов годовых;
для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к иным категориям граждан - 50% ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь;
для иных категорий граждан - 20% ставки рефинансирования НБ РБ, но не менее 5 процентов годовых.
Максимальный срок пользования льготным кредитом не должен превышать 20 лет (для многодетных семей - 40 лет).
С 01.06.2013г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 30.05.2013г. №246 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее Указ №246). Указом № 246 внесены изменения и дополнения в Указ № 13. Основными из них являются -
Разовость получения государственной поддержки;
Льготные кредиты предоставляются на строительство (реконструкцию) жилых помещений в экономичных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень проектов (серий) которых утверждается Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
Максимальный размер льготного кредита определяется с учетом единого предельного норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.
Кроме того, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на государственную поддержку в виде индексации именных приватизационных чеков «Жилье».
Льготные кредиты, предоставляются на основании Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 в соответствии с очередностью.
В связи с планируемым ростом строительства индивидуальных жилых домов Правительством РБ принято решение о значительном увеличении объемов финансовых средств, которые будут направлены на создание минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры в микрорайонах индивидуальной жилой застройки: электроснабжение, водоснабжение и проезды с песчано-гравийным покрытием.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267 утверждена Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года.
Целью государственной жилищной политики до 2016 года является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.
В 2013-2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:
строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);
реконструкции имеющегося жилья;
приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;
получения в пользование жилых помещений социального пользования.
В соответствии с данной Концепцией государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:
улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;
улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.
В 2013-2015 годах условием обеспеченности жильем будет являться наличие в собственности и (или) пользовании общей площади жилых помещений не менее 15 кв. метров на человека (в г. Минске - не менее 10 кв. метров).
В целях объективного подхода к постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращения срока нахождения на учете, который составляет в среднем 8 лет, постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2013 года предполагается ограничить для:
воспользовавшихся государственной поддержкой при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья - в течение срока, установленного законодательством (за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением детей);
зарегистрированных в жилых помещениях в населенном пункте на основании договоров найма (поднайма) жилых помещений, в которых они фактически не проживают.
Результатами реализации указанных цели и задач должны стать:
сохранение преимущественного права на получение государственной поддержки при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья для многодетных семей и военнослужащих;
снижение периода обеспечения жильем до 3 лет для многодетных семей, а также для граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, и 5 лет (в г. Минске - 7 лет) для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку;
обеспечение жилыми помещениями социального пользования лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные законодательством;
переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан;
увеличение не менее чем до 50 процентов от стоимости строительства доли собственных средств граждан, направляемых на жилищное строительство;
достижение объемов ввода жилья по регионам на каждый год согласно показателям, устанавливаемым в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь;
рост уровня обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя до 27 - 28 кв. метров в 2015 году.
С июня 2013 года система строительства и финансирования жилья претерпела изменения (Указ Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 №215). Жилищное строительство для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготного кредита, будет осуществляться через государственный заказ. Он предусматривает исключение участия граждан в инвестиционном процессе на этапе строительства путем предоставления им готового жилья по фиксированным ценам.
В данных условиях льготный кредит предоставляется единому государственному заказчику, который и будет осуществлять строительство жилого дома. На завершающей стадии местные исполнительные и распорядительные органы распределяют построенные жилые помещения в соответствии с очередностью. В свою очередь граждане после внесения собственных средств, составляющих разницу между фактической стоимостью предоставляемого жилого помещения и суммой выделяемого льготного кредита, заключают договор купли-продажи и кредитный договор в ОАО АСБ «Беларусбанк» на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012г. № 13.
год будет переходным этапом от действующей системы финансирования и строительства жилья к государственному заказу.
Указ № 75 от 7 февраля 2006 года в предусматривает выделение льготного кредита под 3% сроком на 10лет для реконструкции или капитального ремонта жилых домов, в текущем году за данным кредитом обратилось 210 граждан .
марта 2013 года вступил в силу Жилищный кодекс Республики Беларусь. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений; обеспечению граждан жилыми помещениями; учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возникновению‚ осуществлению и прекращению права собственности и (или) владения и пользования жилыми помещениями; переустройству и (или) перепланировке; плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением; выселению из жилых помещений; управлению жилищным фондом, его распределению и эксплуатации; государственному учету жилых помещений, приватизации жилых помещений; созданию и деятельности организаций застройщиков, а также на отношения по совместному домовладению.
Жилищное законодательство основывается на принципах:
обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;
содействия гражданам в приобретении жилых помещений;
неприкосновенности жилых помещений;
недопустимости произвольного лишения жилых помещений;
судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.
Задача 1
В соответствии с п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:
проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске - менее 10 кв. метров) на каждого члена семьи;
относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами <file:///C:/Gbinfo_u/lena/Temp/87881.htm> заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет.
Таким образом, семью Киреева должны поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по общей очереди. Роме того, на очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий может быть поставлена семья сына, в случае если: оба супруга впервые вступили в брак, ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору.
Задача 2
Исходя из указанных в задаче дат к рассматриваемой ситуации должен быть применим Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 года.
В соответствии со ст. 79 этого Жилищного кодекса Республики Беларусь обмен жилого помещения не допускается, если:
к нанимателю предъявлен иск о расторжении или об изменении договора найма жилого помещения либо о признании его недействительным;
в отношении члена организации граждан-застройщиков рассматривается вопрос об исключении его из организации;
дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, является аварийным, подлежит сносу, подлежит переоборудованию в нежилой, грозит обвалом, передается для государственных нужд;
дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, подлежит капитальному ремонту с перепланировкой обмениваемого жилого помещения;
обмен носит корыстный или фиктивный характер;
жилое помещение является служебным, находится в специальном доме или относится к жилым помещениям социального пользования;
в связи с обменом в квартиру, в которой проживают два и более нанимателя (члена организации граждан-застройщиков), вселяется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
на жилое помещение в соответствии с законодательством Республики Беларусь наложен арест или запрет на отчуждение.
В данном случае обмен произведен с разрешения наймодателя в установленной форме, лицом, представляющим одну из сторон обмена по надлежаще оформленной доверенности. Признать обмен фиктивным также не представляется возможным так как в четырех комнатной квартире проживали: семья Уваровой и Ракетова, как представляется это разные наниматели и они действительно желали размена жилья.
На основании изложенного, жилищно-коммунальному управлению металлургического комбината должно быть отказано в исковых требованиях.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): Редакция Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 188. 1/6032
. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., - № 218-З: текст Кодекса по состоянию от 3 июля 2011 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014
. Жилищный кодекс Республики Беларусь 28 августа 2012 г. № 428-З// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014
. Жилищный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 22 марта 1999 г., - N 248-3 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014 - утратил силу
. О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений: Указ Президента Республики Беларусь 29 ноября 2005 г. № 565 с изм. и доп. от 30 сентября 2011 г. № 439 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
6. О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года - № 128 с изм. и доп. от 30 сентября 2011 г. № 439 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
. Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
. Дорох, Е. История развития банковского кредитования жилищного строительства в Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. 2010. № 7. С.43-48.
. Седугин, П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: Норма, 2004.
. Сидоренко, А. Д. Жилищное строительство в Беларуси. Минск.: ИСПИ, 2011. 144 с.
. Титов, А.А. Конституционные и законодательные основы права граждан на жилище // Жилищное право. - 2001. - N 3. - С. 3