Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,67 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

Содержание

Введение

Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов

1.1 Исследование подходов к сиблингам

.2 Конкуренция и конфликтность между сиблингами

.3 Особенности отношений к сиблингу

Глава 2. Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

.1 Опросник

2.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.

Семья включает две основные подсистемы: супружеских и детско-родительских отношений, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений.

"Сиблингами", "сибсами" (англ. "siblings", "sibs" - брат или сестра) называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей. Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные).

Сиблинговая позиция - это стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сёстрам [2].

Актуальность исследования состоит в том что понятие "сиблинги" приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы.

Так же термин употребляется и для потомков животных. В психологической литературе порой встречается сокращенное название сиблингов - "сибсы".

Гипотеза исследования: всем нам известно, что психическое развитие ребенка так же зависит и от того, есть ли у него сиблинги, братья и сестры.

В психоанализе полагалось, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин "развенчивание" для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи.

И как часто можно встретить братьев и сестер, которые не ладят между собой, зачастую причиной этому является ревность по отношению к родителям.

Пока в вашей семье один ребенок, проблемы только с ним. Как рождается второй, трудности умножаются на двое, да плюс еще можно ожидать и проблемы во взаимоотношениях между ними.

Цель исследования: детей и их особенности межличностных отношений в семье сублингов.

Тема отношения сиблингов в современной психологии не нова, на протяжении прошлого века к ней неоднократно обращались исследователи из разных стран.

Влиянию порядка рождения на характер человека, его отношение с окружающими и восприятие его окружающими посвящены работы Альфреда Адлера, Гинтараса Хоминтаускаса, Александра Захарова и многих других [1, 3, 5].

Существует несколько подходов к описанию особенностей развития детей в связи с их положением в семье. Как правило, психологи выделяют несколько позиций рождения: старший, средний, младший, единственный ребенок, и иногда выделяется такая позиция, как близнецы.

Однако в настоящий момент демографическая ситуация такова, что процент средних детей крайне низок, поэтому внимание в дальнейшем будет сконцентрировано на взаимоотношениях исключительно старших и младших детей.

В последние десятилетия в направлении образа старшего и младшего ребенка глобальных исследований не предпринималось, поэтому представляется интересным:

Во-первых, выявить сходства и различия в представлении социума о старших и младших детях;

Во-вторых, выяснить, на какие жизненные сферы современного человека влияет порядок рождения;

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

. Определить ключевые понятия.

. Изучить тематическую литературу.

. Составить вопросник, который позволит выявить основные черты образа, как старшего, так и младшего ребенка.

. Провести проект, обобщить полученные данные целостного образа старшего и младшего ребенка.

. Провести масштабное исследование, позволяющее сделать такие образы более определенными и наглядными.

. Изучить влияние стереотипного образа на различные сферы жизни человека, таких как успеваемость, тревожность, субъективное ощущение психологического благополучия.

Поскольку это исследование находится в начале своего пути, то в докладе будет представлено решение только первых трех задач.

Это исследование проводилось с опорой на следующие ключевые понятия:

Сиблинги - потомки одних и тех же родителей (братья и сестры).

Образ - субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами.

Конкуренция сиблингов - чувство эгоистического соперничества, часто имеющееся у младших членов семьи, братьев и сестер, по отношению друг к другу [4].

Далее был составлен опросник для исследования. Были выделены следующие параметры: внешность, интеллектуальные качества, коммуникативные качества, яркие черты характера, типичные действия.

В ходе создания опросника важным стало выделение ключевых, на мой взгляд, параметров, по которым могут различаться образы старших и младших детей в нашем сознании.

Дело в том, что большую роль в развитии человека играет семейное воспитание, условия развития, которые влияют на представления человека о том, как строятся отношения, какими должны быть те или иные поступки близких и не очень близких людей. Однако, даже воспитываясь в одной семье, дети подчас вырастают очень разными. Значит, само положение ребенка в семье оказывает на него влияние.

Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов

.1 Исследование подходов к сиблингам

Проблема исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности межличностных отношений в семье как фактора возможного возникновения неврозов у младших школьников. Как известно, что негативные межличностные отношения в семье могут вызвать возникновение невротических состояний у младших школьников.

Негативные межличностные отношения в семьях часто связаны с непониманием родителей и детей, неадекватными ситуациями в общении, взаимоотношениями.

Однако, как известно, что семья - это важный источник социализации личности ребенка, его психического развития и воспитания и как воспитывать ребенка - этот вопрос возникает практически в каждой ячейке общества.

Основные задачи исследования заключались в том, чтобы осуществить психологический анализ особенностей взаимоотношений членов семьи с детьми, изучить психологические аспекты обращения с детьми в родстве, основные формы возможного возникновения неврозов и невротических состояний.

С этой целью использовали комплекс стандартизированных диагностических методик, ориентированных на выявление родительско-детских отношений в семьях.

Среди них это методика Варга-Столин, методика определения негативных отношений в семьях, "незаконченные предложения", опросник Захарова A. для оценки невротической симптоматики в семьях, проводились также наблюдения за поведением учащихся младших классов при обучении, в быту, в общении с родителями.

В семьях, как известно, что родители могут использовать различные стили отношений к ребенку и если эти отношения строятся на положительном стиле взаимодействия, то оказывают положительное влияние на психическое развитие ребенка, а если доминируют такие отношения, которые могут вести неприемлемый стиль воспитания и развития ребенка в семье, то они отрицательно сказываются на формировании ребенка, и могут способствовать возникновению невротичности у ребенка, особенно когда нет согласованности в стиле воспитания и общения с детьми в семье.

Анализ результатов показал, что в семьях доминируют межличностные отношения, которые можно отнести к стрессогенным ситуациям, которые могут вызвать у ребенка невротические переживания, состояния, негативные эмоции, тревогу и социальную дезадаптацию.

Так, обнаружено, что у 50% семей неустойчивые взаимоотношения в семьях, а у 10% семей, взаимоотношения открыто негативные, и лишь в 40% семей взаимоотношения можно сказать благополучные, положительные. Но, иногда могут носить негативный оттенок и вызывать у детей возникновения негативных эмоциональных обид, переживаний, тревоги и т.д.

Анализ результатов показал, что у учащихся младших классов выявлено отклонение в эмоциональной сфере, дисгармонии в развитии, личностных качеств, в невротических состояниях, трудности в семейном общении, недоразумение.

Эти расстройства оказались в сомато-вегететивних отношениях, возникновении страхов наказания, пониженного эмоционального настроения, проблем в общении.

С целью улучшения межличностных взаимоотношений в семьях проведены беседы с родителями, аутотренинг, обсуждение проблемы взаимодействия с детьми в семье, активизация коммуникации в семьях. Приглашались на такие беседы, занятия оба родителя (отец и мать). Занятия начинались для родителей вечером и начинались с аутотренинга и релаксационных упражнений, предлагалось общение с ребенком в семье вести уравновешенно, спокойно, уважая достоинство и чувства ребенка, чаще использовать во взаимоотношениях игру с ребенком, сказку, улыбку, хорошее, ласковое слово, проигрывание ситуаций общения и взаимоотношений, не спешить с наказанием, а разобраться в ситуации, достаточно широко применялись общие виды деятельности - игра, конструирование, совместное рисование, прослушивание музыки, рассматривание картинок в книгах, спокойная беседа.

С целью установления эффективности проведенного тренингового занятия был проведен контрольный этап исследования, который показал изменения в межличностных отношениях в семье, так по показателям типов отношения в семьях улучшились взаимоотношения в 65% семей, неустойчивые отношения были в 50% семей, стали в 30% семей.

Отрицательные взаимоотношения в семьях были в 10% стали в 5% семей. Анализ результатов показал, что значительно возросло количество семей, где улучшились межличностные отношения в семьях и стали позитивные, изменения возникли в 25% семей, а это уже положительный результат.

Таким образом, обнаружено, что негативные межличностные отношения в семьях могут стать причиной возникновения невротичности у детей младшего школьного возраста.

Так, ряд психологов отмечают, что невротичность у детей не генетическое заболевание, а обусловлено негативными межличностными взаимоотношениями в семье, которые могут проявляться в недоразумении между родителями и детьми, наказании детей за малейшие провинности, грубости, неуважение достоинства ребенка, его желаний и потребностей. В качестве советов родителям можно пожелать не давить на ребенка, уважать своего ребенка, видеть в нем личность.

В качестве испытуемых сиблинги из многодетной семей: два старших ребенка- подросткового возраста, средний - младшего школьного возраста и младший - дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 4 детей.

Изучение свойств социально-психологического и личностного уровней интегральной индивидуальности проводилось с использованием проективной методики Р.Жиля, адаптированной И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой, которая адекватна возрасту испытуемых наших выборок. Через конструкт образа взрослых и детей у испытуемых выявлялись особенности конкретно-личностных отношений с окружающими людьми и черты личности, связанные с общением ребенка.

.2 Конкуренция и конфликтность между сиблингами

Попробуем разобрать возможные варианты развития событий, как избежать конфликтов и конкуренцию между сиблингами.

Многие родители предполагают, чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем дружнее они будут. Оптимальная разница - 3-4 года. Во-первых, в это время должно восстановиться женское здоровье после родов. Во-вторых, как раз в это время происходит известный нам "кризис трех лет", когда ребенок уже начинает отделять себя от матери, становится самостоятельным.

В большинстве случаев, как в теории, так и в практике, подтверждается, что наиболее конфликтные отношения у сиблингов одного пола.

Зачастую можно встретить в семье детей, которым приписаны роли любимчиков или изгоев. В этом случае страдает не только "отвергнутый" ребенок, который постоянно обижен, ограничен, но и "любимец", который всю свою жизнь доказывает, что он достоин любви и признания. Каждый такой сиблинг не подготовлен к реальной самостоятельной жизни.

Выделите специальное время для общения с каждым ребенком. Каждый ребенок, особенно старший, должен знать, что у него есть особое время общения с родителем, когда никто не будет им мешать.

Учитывайте разницу между детьми. Возможно, вы дали одинаковое количество блинчиков на завтрак, но у каждого ребенка может быть и разный аппетит, учитывайте это в подобных ситуациях.

.3 Особенности отношений к сиблингу

сиблинг семья конфликтность невроз

Особенности отношений к сиблингу оценивались при помощи двух адаптированных опросников (Adult Sibling Relationship Questionnaire [Stocker et al., 1997] и Lifespan Sibling Relationship Scale Items [Riggio, 2000]). При помощи первого опросника были получены значения по трем факторам: 1) сердечность; 2) конфликтность и конкурентность; 3) ревность по поводу отношения родителей.

Во втором опроснике оценивались три параметра:

) частота и позитивный либо негативный характер общения;

) эмоциональный аспект отношений;

) доверие.

Существенно, что все три параметра оценивалось не только в момент проведения исследования, то есть применительно к взаимоотношениям во взрослом возрасте, но и в детстве.

Новым шагом было использование метода семантического дифференциала, модифицированного мной для целей данного исследования. С его помощью уточнялись аспекты образа сиблинга и сравнивались три пары образов:

) респондента и сиблинга;

) сиблинга и друга;

) респондента и друга.

Выбор данного метода был обусловлен желанием увидеть не только осознаваемые, но и неосознаваемые черты сходства и различия в образах друга и сиблинга. Еще одной причиной применения именно этого метода являлась возможность с его помощью сравнить относительную близость взрослых людей к другу и к сиблингу.

Для этого респондентам предлагалось оценить себя, друга и сиблинга по десяти парам прилагательных. В качестве таковых использовались следующие пары: холодный - теплый, легкий - тяжелый, устойчивый - изменчивый, мягкий - твердый, горький - сладкий, надежный - непредсказуемый, темный - светлый, упругий - пластичный, сложный - простой, спокойный - тревожный.

Сначала надо было выбрать из каждой пары то прилагательное, которое более подходит для описания оцениваемого субъекта, а потом указать степень выраженности качества от 1 (слабо) до 3 (сильно).

При проведении исследования мы убедились, что взаимоотношения между взрослыми сиблингами существенно варьируются по степени близости, эмоциональной и практической поддержки, принятия, привязанности, признания, доверия, ощущения сходства друг с другом, а также по проявлению доминирования, конкуренции, противостояния и т.д.

На основе кластерного анализа полученных данных и с учетом динамики изменений оцениваемых параметров во времени - в детстве и взрослом возрасте - нами было выделено 4 основных типа взаимоотношений между взрослыми сиблингами.

. Близкие и неконфликтные взаимоотношения (33% выборки): респонденты воспринимают свои отношения с сиблингами как близкие и неконфликтные, которые улучшились во взрослом возрасте по сравнению с детством; при этом родители, с их точки зрения, больше поддерживают сиблинга, а не респондента.

. Близкие конфликтно-конкурирующие (38%) - отношения с сиблингом воспринимаются как тесные, но конфликтно-конкурирующие; с возрастом они стали менее близкими, чем были в детстве; отец больше выделяет и поддерживает респондента, а не сиблинга.

. Безразличные (22%) - отношения с сиблингом воспринимаются как не очень близкие, конкуренция отсутствует, отношения практически не изменились с детства; отец больше поддерживает и выделяет респондента, а не сиблинга.

. Неблизкие, конфликтно-конкурирующие (7%) - отношения не близкие, конфликтно-конкурирующие, с течением времени ухудшились, отец больше выделяет и поддерживает сиблинга, а не респондента.

Для определения личностных черт, влияющих на взаимоотношения между сиблингами, мы нашли более показательным использовать не только значения по факторам "Опросника индивидуальных различий", но и значения по шкалам внутри факторов. Для каждого респондента нами были получены его оценки сиблинга по каждой из шкал среднего уровня.

Если вернуться к намеченной мной типологии, то описание каждого типа взаимоотношений можно дополнить наиболее характерными личностными чертами, приписываемыми сиблингу:

. Близкие и неконфликтные взаимоотношения (33% выборки). Сиблинги из этой группы имеют высокие баллы по шкалам: положительные эмоции, внимательность к другим, ориентация на достижения, активность, организованность, открытость опыту, интеллект и покладистость.

. Близкие, конфликтно-конкурирующие взаимоотношения (38%). Сиблинги из этой группы показывают высокие баллы по шкалам: упрямство, открытость опыту, интеллект, отвлекаемость и активность.

. Безразличные взаимоотношения (22%). Сиблинги из этой группы по всем шкалам получают значения немного выше или ниже средних.

. Не близкие, конфликтно-конкурирующие взаимоотношения (7%). Сиблинги из этой группы демонстрируют высокие баллы по шкалам: антагонизм, отрицательные эмоции, боязливость, отвлекаемость.

В целом мы можем видеть, что чем более близкими кажутся респонденту отношения с сиблингом, тем позитивнее его образ.

И наоборот: чем более конфликтными и прохладными видятся отношения, тем меньше "положительных" черт признает в сиблинге респондент. Полученные результаты говорят о тенденции сознания строить целостные, а не механически точные образы.

Далее при помощи метода семантического дифференциала мы провели сравнительное исследование черт сходства и различия в образах сиблинга и друга.

Данный метод позволяет сравнить относительную близость взрослых людей к другу и к сиблингу, а также выявить не только осознаваемые, но и неосознаваемые черты сходства и различия в образах друга и сиблинга.

Если учесть, что семантическими универсалиями можно назвать качества, на которые указывают более 75% выборки [Серкин, 2004], то, взяв только полюса (без учета степени выраженности), мы получили:

) универсалиями для "друга" являются прилагательные: теплый; устойчивый; светлый и надежный;

) универсалиями для "сиблинга" являются два прилагательных: теплый и светлый.

Можно видеть, что число обязательных характеристик (т.е. фактически требований) к другу оказывается большим, чем к сиблингу. Таким образом, можно предположить, что если друг перестает восприниматься как устойчивый и надежный, то есть теряет обязательные для друга качества, то тем самым он утрачивает значение друга, в отличие от сиблинга.

Таким образом, друг представляется значимо более теплым, надежным, светлым и простым, чем сиблинг. Если учесть пары, где различия проявились на уровне тенденции, то следует добавить также качества "легкий" и "устойчивый".

Мы сравнили особенности образов сиблинга и друга для каждого из типов взаимоотношений между сиблингами.

Таким образом, для разных типов взаимоотношений установлены следующие особенности образов сиблинга и друга:

. Близкие и неконфликтные взаимоотношения (33% выборки). Для респондентов, имеющих этот тип взаимоотношений с сиблингом, образ сестры / брата по ряду параметров позитивнее образа друга, по другим - несколько менее позитивный. Сиблинг видится более светлым, надежным и спокойным, а друг более легким, мягким и простым. В целом именно при этом типе взаимоотношений образ сиблинга самый позитивный.

. Близкие, конфликтно-конкурирующие взаимоотношения (38%). Образ сиблинга негативнее образа друга, но незначительно.

. Безразличные взаимоотношения (22%). Профили взаимоотношений сиблинга и друга очень близки. Все оценки - на среднем уровне.

. Не близкие, конфликтно-конкурирующие взаимоотношения (7%).

В этом случае наблюдается наибольшее расхождение между оценками сиблинга и друга; образ друга по всем параметрам намного позитивнее образа сиблинга.

Именно при этом типе взаимоотношений образ сиблинга самый негативный, а образ друга - самый позитивный (и различия значимые).

Мы отметили еще одну интересную особенность сиблинговых и дружеских взаимоотношений: при сравнении относительной близости пар образов: "респондент-сиблинг" и "респондент-друг" примерно в половине случаев респонденты "видят" себя более похожими на сиблинга, чем на друга.

С помощью двух объемных опросников, адаптированных нами для русскоязычной выборки, было детально показано, что сиблинговые взаимоотношения могут очень сильно отличаться по степени привязанности, эмоциональной близости / дистантности, конфликтности, а также по динамике во времени и т.д.

Воспользовавшись тем, что один из опросников (Adult Sibling Relationship Questionnaire) на определение отношений между сиблингами был применен и в нашем исследовании, и в исследовании Бруссони, о котором мы упоминали выше, мы сравнили средние значения по шкалам. На рис. 6 - графическое представление результатов.

Профили средних значений имеют очень похожую конфигурацию, что подтверждает общность соотношения оцениваемых параметров. Отметим преобладание в отечественной выборке позитивных характеристик при явно более низких показателях негативных проявлений взаимоотношений.

Также существенным результатом проведенного исследования мы считаем намеченную типологию взаимоотношений между сиблингами на отечественной выборке.

Она наглядно показывает широко варьирующий спектр отношений, причем соотношение "поддерживающих" (1-й и 2-й типы) и "враждебных" (4-й тип) сиблингов заметно отличается от аналогичного соотношения в исследованиях западных авторов: первых, например, у нас почти в полтора раза больше, а вторых - в два с половиной раза меньше.

Представленные данные носят предварительный характер, тем не менее, они могут указывать на определенную национально-культурную специфику, что могло бы стать предметом специального исследования.

Было установлено, что в случае более близких и теплых отношений с сиблингом он видится позитивнее, чем в случае конфликтных, безразличных или (особенно) враждебных отношений.

То есть имеет место тесная связь оценки взаимоотношений с восприятием самого сиблинга, с его образом. Субъективная пристрастность выражается как в снисходительности, так и в придирчивости, делая невозможным "объективное" видение другого.

При всем сходстве образов "друга" и "сиблинга" установлено важное различие между ними. В отношении сиблинга обнаруживается существенно большая готовность к принятию, независимо от его личностных качеств. Тогда как, чтобы быть "другом", нужно отвечать большему числу требований, в частности продемонстрировать (доказать) надежность и устойчивость во взаимоотношениях.

Полученные нами данные перекликаются с упомянутыми выше результатами исследования Велша и Хаузера [Welch, Houser, 2010], которые показали, что большая степень доверительности в отношениях с другом необходима независимо от типа привязанности между друзьями.

Особый интерес представляют полученные нами данные о наличии связи между характером взаимоотношений с сиблингом и образом друга. Так, в случае "враждебных" (наиболее негативных отношений) с сиблингом образ друга наиболее позитивный. Такая зависимость соответствует результатам исследования K.Купер и Р.Купер [Cooper, Cooper, 1992] о компенсаторной функции дружбы.

Несмотря на то, что образ друга по целому ряду параметров представляется значимо более позитивным, чем образ сиблинга, около половины респондентов признают большее сходство с сиблингом, а не с другом.

Намеченная нами типология взаимоотношений взрослых сиблингов, рассмотренные особенности образов сиблингов в зависимости от типов взаимоотношений и различия и сходства в образах сиблинга и друга поднимают вопрос о тех базовых факторах, которые могут лежать в основе такого распределения отношений и особенностях образов.

Как известно, изначально "ребенок входит в этот мир и воспринимает его в буквальном смысле сквозь призму привязанности к матери". И хотя позже (в детстве и подростковом возрасте) круг лиц, к которым формируется привязанность, расширяется, мать чаще всего сохраняется в качестве основного объекта привязанности [Burmenskaya, 2009].

А так как именно в это время закладываются и начинают развиваться отношения с сиблингом, то в перспективе нашей работы стоит исследование привязанности к матери и связи привязанности к матери с типом взаимоотношений между взрослыми.

Субсистемы супружеская, сиблингов, "родитель-ребенок" лучше изучены и представлены теоретически. Однако каждая из них не может описать семью как единое целое на определенном уровне анализа.

В соответствии с системной теорией свойства и функции семьи как единицы недостаточны для того, чтобы можно было сделать вывод об особенностях меньших единиц анализа (субсистем).

Семья как система меняется в ответ на изменение числа ее членов, жизненных обстоятельств и явных и неявных перестроек внутри нее. Семья формирует определенный климат, тип ответа на внешние и внутренние события, отдельные связи, которые создают условия социализации и развития детей.

Все субсистемы в системе семьи тесно взаимосвязаны. Субсистема "родитель-ребенок" более проблематична в семьях, где есть конфликтные отношения в супружеской субсистеме. Проблемы, возникающие между родителями, влияют на качество отношений между родителями и детьми. Именно эти проблемы, а не внутренние устремления ребенка ухудшают поведение ребенка.

Современные исследования все больше акцентирует внимание на роли отцов, дедушек и бабушек как важных участников в социализации ребенка. В США вовлеченность отцов в родительскую функцию и время общения с детьми в среднем существенно выросли за последние десятилетия, как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Последние генетические исследования свидетельствуют о том, что сиблинги менее похожи друг на друга, чем можно было бы предполагать, исходя из генетического анализа. Чтобы понять подобное несоответствие, Е. Теркеймер и М. Уолдрон (Turkeimer, Waldron, 2000) ввели понятия "наблюдаемая среда" и "эффективная среда".

Наблюдаемая среда - реальная среда, в которой живут дети, включая такие параметры, как социоэкономический статус семьи и частота конфликтов между супругами. Эта наблюдаемая среда далее может быть разделена на два компонента: среда, разделяемая всеми сиблингами, и среда, уникальная для одного из них.

Реальная среда может быть описана, тогда как эффективная среда не поддается измерению. О ней можно судить на основе величины сходства и различий сиблингов по поведению и личностным особенностям, исходя из представления, что они развиваются в одинаковой среде.

Например, они различным образом включены в родительский конфликт, или у родителей есть определенное поведение, которое ведет к различию детей, а не их сходству. Такая ситуация описана в воспоминаниях М.Е. Салтыкова-Щедрина, в семье которого были обычные дети и любимчики, имевшие иной статус и получавшие больше внимания и материальных благ от матери.

Итак, развитие детей в семье регулируется большим числом факторов. Среди них значительную роль играют представления всех членов семьи, мифы, истории, ритуалы.

Мифы - это некоторые представления, которые не подвергаются обсуждению или сомнению, поскольку их разделяют все члены семьи. Мифы обеспечивают постоянство и воспроизводство каких-то процессов из поколения в поколение.

Например, согласно мифу, в какой-то семье все девушки должны выходить замуж за военных, а все мальчики выбирают военные специальности. Эти представления так рано внедряются в психику ребенка, что он не подвергает их сомнению никогда, а потому девушки выходят замуж за военных, а мальчики поступают в военные училища.

Согласно направлению семейной мифологической терапии, миф предопределяет выбор мужа или жены, жизненные цели, удовлетворенность семейной жизнью.

Мифы могут быть конструктивными и деструктивными. Они могут быть конструктивными для одних членов семьи и деструктивными для других. Например, мать постоянно повторяет, что ее старший ребенок - будущий гений, тогда как из второго - ничего не получится, он растет отъявленным хулиганом.

Это высказывание будет направлять первого ребенка в сторону развития, тогда как для второго подобный путь будет закрыт, поскольку он должен выполнять заложенную в него инструкцию матери.

Человек может уйти от деструктивного семейного мифа, выйдя замуж или женившись на человеке с более успешным семейным мифом. Однако нет четких научных исследований такого рода. Все данные получены из психотерапевтических источников, часто пренебрегающих правилами научного исследования.

Семейные истории, пересказываемые из поколения в поколение, привлекали внимание исследователей, изучающих механизмы социализации ребенка в семье. Подобные истории передают детям представления о семейных ценностях и обучают исполнению семейных ролей принятым в данной семье способом. Например, история, в которой женщина ждала мужа, не пришедшего с войны, всю жизнь, повлияет на поведение девушки из данной семьи, если ей нужно будет ждать кого-то или повторно выходить замуж.

Подобные истории не только передаются слово в слово, но и дополняются современными ребенку событиями, сопровождаются определенными комментариями.

Для оценки подобных историй введены три измерения: нарративная (от англ. narrative - "рассказ, повесть") согласованность, нарративный стиль и взаимосвязь представлений. Эти измерения характеризуют форму, в которой излагается содержание семейных историй.

Нарративная согласованность позволяет оценить согласование всех частей рассказа, передающегося из поколения в поколение. Нарративный стиль свидетельствует о том, насколько литературно оформлен этот рассказ. Взаимосвязь представлений показывает связанность частей в данном рассказе с другими представлениями в этой семье.

Такие исследования позволяют понять поведение молодых людей до брака, их дальнейшую удовлетворенность материнством или отцовством, взаимодействие в семье во время обеда, особенности взаимодействия родителей и детей, предпосылки возникновения внутрисемейных конфликтов и т. д.

Еще один показатель теории семейной мифологии - ритуалы, то есть некоторые действия, поддерживающие мифы, подобно тому, как в любой религии с помощью ритуальных действий поддерживается вера людей. В последнее время была показана значительная роль подобных ритуалов в механизме социализации ребенка.

Центральной функцией ритуалов является обеспечение смысла всем сторонам семейного взаимодействия. К ним относятся ежедневные приветствия друг друга по утрам, прощание при расставании, когда кто-то идет на работу или в детский сад, специфика встреч членов семьи вечером, отход ко сну.

Есть три типа семейных ритуалов: семейные праздники (например, Новый год), семейные традиции (дни рождения) и ежедневные ритуалы (обеды, отход ко сну, развлечения по вечерам и т. д.).

Сегодня существуют опросники, позволяющие собрать информацию о мифах, ритуалах, историях. Доказано, что ритуалы имеют защитную функцию.

В семьях, в которых большое значение придается ритуалам, подростки имеют более высокую самооценку. Однако пока не ясно, являются ли ритуалы самостоятельным механизмом социализации ребенка или лишь отражают какую-то более глубинную структуру функционирования, такую как качество детско-родительских отношений.

Глава 2. Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

.1 Опросник

Бланк опросника:

Фамилия Имя Отчество

Ваш возраст

Возраст братьев и/или сестер

Опишите братьев и/или сестер по следующим параметрам:

А) Интеллектуальные качества

Б) Коммуникативные качества

В) Наиболее яркие черты характера

Г) Типичные действия

Но когда наша рабочая группа вернулась к заполнению бланка через неделю, были видны его недостатки: неточность формулировки, обобщение характеристик, отсутствие запроса важных деталей для исследования. Даже самим участникам исследования оказалось сложно его заполнить, вспомнить, что имелось в виду при формулировании того или иного пункта, какой ответ требуется. Это привело к тому, что первоначальный опросник был существенно переделан.

После переработки опросник имел следующий вид:

) Укажите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя и класс: …

) Ваш возраст: …

) Есть ли у Вас братья/сестры? Если ДА, укажите их возраст: …

) Ваша позиция в семье (подчеркнуть): младший/средний/старший.

) Как вы оцениваете свои отношениями с братьями/сестрами по десятибалльной шкале, где 0-ненависть, 10-идиллия? (отметить галочкой):

Какие отношения вы бы хотели?

Что бы Вам хотелось изменить в отношениях?

) Дайте общее описание младших\старших братьев\сестер, если Вы - единственный ребенок в семье, то написать представления о различии старших и младших по следующим параметрам:

А) Интеллектуальные качества: …

Б) Коммуникативные качества: …

Со взрослыми С ровесниками

В) Наиболее яркие черты характера каждого брата/сестры: …

Г) Отношение к обязанностям: …

Е) Что (какой-то образ, часть тела, какое-то действие (опишите)) Вы представляете, когда Вам говорят о Вашем брате/сестре?

Работа контрольной группы более существенных недостатков не выявила, и было принято решение запустить его в исследование, которое проводилось на базе 8-го класса (средний возраст учащихся 14 лет).

Были получены следующие данные:

Из 4 респондентов оказалось:

Юноша 14 лет

Девочка 13 лет

Мальчик 8 лет

Мальчик 4 года

Разброс по 10 бальной шкале отношений от 3 до 10 баллов - от неудовлетворительных до идиллических.

В среднем уровень отношений оценивается на 6 баллов.

У старших на 7 баллов.

У средних на 5 баллов.

У младших на 7 баллов.

Что позволяет говорить о том, что большая часть РЕСПОНДЕНТОВ нашего класса находятся во вполне психологически комфортных отношениях со своими сиблингами.

% (1 человек) опрашиваемых довольны своими отношениями с братьями или сестрами и 75 % (человек) хотят улучшить свои отношения.

% респондентов в качестве ожидаемых изменений в отношениях представляют нахождение общего языка - легче понимать друг друга, чаще прислушиваться к словам, советам и рекомендациям друг друга, не спорить только потому, что что-то сказал твой брат. 25 % респондентов не планируют ничего менять в отношениях - отношения вполне психологически комфортны.

Большинство старших считают отношение младших к обязанностям легкомысленным, а младшие отношение старших - ответственное.

Одним из открытий нашего исследования можно считать выделение группы "сводные братья и сестры", не рассматриваемой психологами ранее. Изучение данной группы представляется актуальным в свете современной демографической ситуации в России: большое количество разводов и повторных браков.

Рассмотреть, есть ли существенные различия в отношениях полностью родных сиблингов и сводных братьев и сестер, обусловленные именно этим фактором, может стать самостоятельной научной задачей.

.2 Результаты исследования

В дошкольном возрасте межличностные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками обуславливают развитие его познавательной, личностной и социальной сферы. В процессе социализации ребенок не только присваивает культурный опыт определенной общности, но и, выступая в качестве субъекта социальных отношений, стремится к определению своего статуса в нем, познает правила и нормы общения с окружающими, приобретает новые знания об окружающем мире.

А.Н. Веракса подчеркивает зависимость социума (в том числе и конкретных взрослых) как системы, обеспечивающей детское развитие.

Большинство отечественных исследователей отводят именно взрослым основную роль в становлении личности дошкольника, однако отмечается и немаловажная роль сверстников (Е.О. Смирнова).

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей общения ребенка-дошкольника не только со взрослыми и сверстниками, но и с сиблингами. Мы предположили, что существуют различия во взаимоотношениях и степени привязанности дошкольников в зависимости от их половой принадлежности и порядка рождения в семье.

Для достижения поставленной цели мы использовали методики "Разноцветные домики" (разработка Н.И. Ганошенко и И.В. Тихомировой), "Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи" и "Шкала определения соперничества между детьми".

С целью подтверждения гипотезы исследования мы использовали U-критерий (Манна-Уитни), позволяющий выявить различия между двумя выборками по уровню выраженности какого-либо признака; H-критерий (Крускула-Уоллиса) также предназначен для исследования различий по тем или иным показателям, но между двумя и более выборками исследования.

В ходе нашего исследования мы выявили, что у детей дошкольного возраста ярко выражена степень привязанности к родителям в соответствии с его половой принадлежностью: девочки более привязаны к матери (U=21,0; p<0.05), тогда как мальчики более нуждаются во взаимоотношениях с отцом (U=15,0; p<0.02). Данная тенденция подтверждается в теории З.Фрейда.

Во взаимоотношениях детей со сверстниками также прослеживается тенденция выбора представителей своего пола, что также отмечается исследованиями отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).

Так, по результатам методики "Разноцветные домики", девочки стараются расположить домики своих подруг на близком к себе расстоянии и раскрашивают их домики предпочитаемыми цветами (соответственно, U=16,5; p<0,02; U=13,5; p<0,01). У мальчиков наблюдается идентичная ситуация по отношению к друзьям мужского пола (соответственно, U=20,5; p<0,05; U=7,5; p<0,003).

Следует отметить, что они, в отличие от девочек, хотя и выбирают более одного друга, однако предпочтение в пространственном расположении и цветовой гамме выбираемого домика отдают второму по значимости партнеру по общению.

Полагаем, что такие предпочтения у мальчиков связаны с преобладающим у них на данном возрастном этапе развития повышенного уровня конкуренции: так как второй по степени значимости друг, по их мнению, не представляет для них "угрозы" в плане лидерства в играх, их привлекательности для окружающих и т.п.

В плане интенсивности общения у дошкольников также наблюдаются однополые предпочтения: у мальчиков преобладают взаимные отношения с другом (U=17,5; p<0,03), а у девочек - с подругой (U=10,0; p<0,005), причем в обоих случаях это второй по степени значимости друг или подруга.

В отношении к сиблингам, бабушке, дедушке и воспитателю у дошкольников не выявлены половые различия, однако у мальчиков наблюдается более выраженная привязанность к дедушке в сравнение с девочкой, тогда как привязанность к бабушке у детей обоего пола проявляется одинаково.

Не секрет, что для дошкольника значимыми лицами являются именно родители, требования которых они беспрекословно соблюдают. Данный факт также отмечается в работе А.Н. Вераксы.

Кроме того, автор отмечает, что бабушки и дедушки выступают как более близкие взрослые для ребенка в эмоциональном плане, заботящиеся о его безопасности, но требования, которых ими выполняются в гораздо меньшей степени.

Проанализируем результаты различий в межличностных отношениях дошкольников в зависимости от порядка их рождения в семье. В ходе нашего исследования мы рассматривали детей являющихся единственными, первыми и вторыми по рождению детей в семье.

Следует отметить, что первый по порядку рождения в семье ребенок дошкольного возраста в сравнении со вторым, испытывает потребность в близких отношениях со своей сестрой: он более привязан к ней (H=7,71; p<0,02), в своих рисунках (методика "Разноцветные домики") располагает ее домик ближе к своему (H=8,44; p<0,02), раскрашивает его наиболее предпочитаемыми цветами (H=7,58; p<0,02), нуждается в более интенсивном с ней общении (H=8,44; p<0,02).

Такая потребность ребенка-первенца дошкольного возраста, возможно, обусловлена его стремлением через контакты с более младшим ребенком получить внимание и любовь родителей, а также показать окружающим степень своей самостоятельности, "взрослости" и заслужить в глазах других людей более высокое статусное положение.

Единственный ребенок в семье, наоборот, испытывает недостаток во взаимоотношениях со сверстниками и поэтому проявляет более выраженный интерес, как к своему другу, так и воспитателю.

По результатам методики "Разноцветные домики" единственный ребенок в семье, в сравнении с дошкольником-первенцем и вторым по порядку рождения в семье ребенком, стремится, как можно более приблизить к себе друга в пространственном отношении (H=9,72; p<0,008), также раскрашивает его домик наиболее привлекательными для него цветами (H=9,2; p<0,01) и стремится к взаимным интенсивным контактам с ним (H=10,24; p<0,006).

С четырехлетнего возраста, как отмечает Е.О. Смирнова, предпочтение и привлекательность сверстника в качестве партнера по общению, приобретает сильную эмоциональную насыщенность.

Однако немаловажную роль в жизни ребенка начинает приобретать и посторонний взрослый - воспитатель детского сада. Так, в ходе нашего исследования нами выявлено, что своего воспитателя дети, являющиеся единственными в семье, также старается как можно больше приблизить к себе (H=5,93; p<0,05), что с нашей точки зрения обусловлено желанием ребенка получить в "собственность" внимание еще одного взрослого, т.к. в семье он постоянно находится в поле зрения своих близких.

По отношению к близким родственникам - маме, папе, бабушке, дедушке - различия между дошкольниками не выявлены, т.е. все дети данного возраста вне зависимости от порядка и количества детей в семье испытывают одинаковую привязанность, нуждаются в их внимании, понимании их проблем и сопереживании.

Таким образом, дети дошкольного возраста испытывают большую привязанность и потребность в общении с родителями и сверстниками соответствующего им пола, однако немаловажную роль в их жизни играют сиблинги.

Так, старшим в семье детям характерна привязанность по отношению к младшему, что, возможно, обусловлено возложенной на них родителями роли опекуна, а также стремлением старшего сиблинга через опеку над младшим в семье ребенком получить внимание и поддержку со стороны их родителей.

Заключение

На основе анализа детских рисунков семьи нами были выделены три типа отношений между сиблингами: позитивные отношения, отсутствие эмоционального контакта между сиблингами и отношения соперничества.

При изображении своей семьи на рисунках сиблинги дошкольного и младшего школьного возраста подсознательно выражают конфликтные отношения внутри семьи, разделяя членов семьи или отгораживая их предметами, людьми, пространством.

Дети изображают неадекватные по размерам фигуры себя или сиблингов. В меньшей степени изолируют сиблингов, заключая их в замкнутые пространства. Дети не всегда изображают своих сиблингов на рисунке семьи, это может говорить о том, что между сиблингами существуют проблемы взаимодействия, часто бывают конфликты.

Примечательно, что, изображая свою семью:

% детей первой рисуют мать;

% - себя;

% - отца;

% - сестер.

Исходя из полученных данных, можем заключить, что наиболее значимым человеком в семье для девочек, принимавших участие в экспериментальной работе, является мать.

И старшие, и младшие сиблинги, участвовавшие в экспериментальной работе, больше всего привязаны к мамам, гораздо меньше к отцам и явным источником дискомфорта являются сестры, к которым дети испытывают ревность и чувство соперничества. В большей степени ревность выражена у старших сестер к младшим.

Вероятно, это связано с формированием "усталости" от младших, высоких требований родителей к старшим детям.

В ходе проведённого мной экспериментального исследования в двух семьях, где сиблингами являются дети старшего школьного возраста, дошкольного и младшего школьного возраста, было выявлено, что в большинстве семей между сиблингами выражены отношения конкуренции и соперничества, а не привязанность и близость.

Причём со стороны братьев младшего школьного возраста в большей степени выражена склонность к конфликтному и агрессивному поведению.

Когда второй ребенок того же пола, что и первый, "угроза" старшему возрастает. Это приводит к одному из распространённых качеств старшего ребёнка в семье: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем "преемника".

Родители также ждут, что старший будет примером для младших - он взрослый - и поможет им заботиться о малыше.

В результате у старших детей обычно множество родительских качеств; они умеют заботиться и воспитывать и часто способны нести ответственность и исполнять роль лидера.

Но при этом они в большей степени склонны к конфликтному агрессивному поведению в отношении сиблинга. Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем более выражены типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою "экологическую нишу" в семейной системе.

Разница между детьми в 4-5 лет по-своему сложна, поскольку у старших формируется "усталость" от младших детей, он раньше взрослеет. Часто в этом случае проявляется ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему.

В связи с этим мы можем рекомендовать родителям следующие варианты поведения по отношению к младшим и старшим сиблингам.

·Родителям необходимо чаще говорить детям, что они любимы.

·Нужно стараться не сравнивать детей между собой и другими детьми. Необходимо тщательно следить за тем, что говорите по поводу особенностей своих детей.

·Нельзя разделять детей на "плохих" и "хороших", это порождает соперничество между ними. "Плохой" ребёнок считает, что он всё равно не будет таким хорошим, как его сестра. А "хороший" часто полагает, что его замечают только тогда, когда он в чём-то лучше своей непослушной сестры.

·Нельзя втягивать детей в борьбу за власть в семье.

·Важно избегать роли арбитра в стычках и ссорах между сиблингами. Вмешательство может на самом деле потворствовать развитию агрессии между сиблингами.

·Важно научить детей выражать свой гнев, протест, плохое настроение безопасным способом (через рисунок, лепку, "бой подушками").

·Нельзя разрешать детям ябедничать. Для этого необходимо научить сиблингов использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу.

·Родители должны помочь детям научиться играть вместе, не делить игрушки на "мои" и "твои". Важно избегать ситуаций, в которых один ребёнок не получил то, что есть у другого.

·Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком, обеспечив справедливость поощрений и привилегий и не выбирая "любимчиков".

·Разумно не заставлять сестер, во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней.

Как отмечает В.Н. Дружинин, отношения между сиблингами - какие бы они ни были, любящие или неприязненные - наиболее продолжительные и наиболее постоянные близкие отношения между людьми.

Они продолжаются дольше большинства дружеских связей, сохраняясь после смерти родителей и создания своих семей. Отношения с братьями и сестрами формируются в ходе истории их жизни, глубоко коренятся в общем опыте, начиная с раннего детства и до преклонного возраста [1].

Безусловно, в каждой семье у детей может быть повод для ревности и соперничества, но не в каждой семье эта проблема может оказаться острой. То, как старшие или младшие дети справятся с негативными чувствами, зависит от общей атмосферы в семье, от стиля воспитания родителей, от того, смогут ли они уделять всем детям достаточно любви и внимания.

Потребность в отношениях со сверстниками удовлетворяется детьми из однодетных семей, прежде всего, за счет взаимодействия с другом или подругой; из многодетных семей - с сиблингами, что отражает стремление к общению детей из больших семей, прежде всего с членами своей семьи.

По мере взросления детей значимость отношений со сверстниками усиливается. В подростковом возрасте дети из многодетных семей начинают активно "выходить" за рамки семьи, вступать в отношения не только с сиблингами, но и со сверстниками.

Отношения с сиблингами в многодетных семьях являются наиболее важными для младших детей старшего дошкольного возраста, значимость этих отношений для средних детей - младших школьников и, особенно, для старших детей - подростков снижается.

Отношения с другом более значимы для старших детей, чем для средних и младших детей. А стремление средних детей к общению в группе сверстников может быть обусловлено семейной ситуацией, снижением активного взаимодействия с родителями.

Соперничество между сиблингами, характерное для детских отношений, в меньшей степени выражено у младших детей. Соперничество более проявляется ребенком по отношению к сиблингу, следующему за ним по порядку рождения.

Социально-психологические, эмоционально-личностные характеристики и взаимосвязи между изучаемыми свойствами демонстрируют значимые сферы отношений для детей.

Выявленные различия показателей межличностных отношений детей из однодетных и многодетных семей являются результатом взаимодействия факторов возраста, пола, размера семьи и очередности рождения детей, которые определенным образом обуславливают изучаемые психологические переменные.

Эмпирические факты свидетельствуют в пользу принятия следующего тезиса: такие параметры конфигурации семьи, как размер семьи (обусловленный количеством детей) и порядок рождения детей, играют роль промежуточных опосредующих звеньев в системе взаимосвязей разноуровневых свойств подсистем личности и социальной группы в структуре интегральной индивидуальности.

Полученные данные о вариативности влияния отдельных параметров конфигурации семьи демонстрируют необходимость их использования в вопросах развития и воспитания детей.

С психологической точки зрения сиблинговые взаимоотношения имеют двойственную природу. С одной стороны, это отношения родственные: сиблингов, прежде всего, следует рассматривать как подсистему семьи, члены которой связаны очень тесными узами (эмоциональными, практическими и др.), а также условиями развития и воспитания, семейными ценностями и традициями.

С другой стороны, сиблинговые отношения - это по сути отношения со сверстниками (какой бы ни была разница в возрасте между ними), в отличие от отношений с другими - старшими или младшими - родственниками.

Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие. Австралийским психологом Уолтером Тоуменом было проведено в начале семидесятых годов классическое исследование на эту тему.

Он изучил тысячи семей и неизменно обнаруживал, что, несмотря на большие различия в ценностях, образовательном уровне или материальном достатке этих семей, люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют очень похожие характеристики.

Есть две группы факторов, которые определяют становление психологических характеристик детей с разным порядковым номером.

Во-первых, одни и те же родители склонны по-разному реагировать на появление первого и последующего ребенка и иметь по отношению к ним совершенно различные ожидания.

Во-вторых, на формирование различий между детьми сильно влияет их место среди братьев и сестер. Оно во многом и предопределяет характер складывающихся между детьми отношений.

Родители с энтузиазмом берутся воспитывать ребенка, но им еще не хватает практики общения с детьми. Как правило, родители много ожидают от своих первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают их строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и их ожидания более реалистичны.

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чаще получают высшее образование. Они также охотнее подчиняются просьбам родителей и других взрослых. Говоря о психологических характеристиках детей, родившимся позже, необходимо отметить, что им приходится больше стараться, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть поэтому, они более популярны среди сверстников и восприимчивы к новизне.


1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 172с.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога более 1700 понятий. - Москва: Эксмо, 2010. - 652 с.

.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Управление персоналом" (080505), "Менеджмент организации" (080507), "Психология" (030301). - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 391 с.

.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 496 с.

.Белкин A.C., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 88 с.

.Берн Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - Москва: Эксмо, 2010. - 349 с.

.Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. - Москва: Чистые пруды, 2005. - 30 с.

.Богомолова Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. - Краснодар, 1978. - Вып. 261, кн. 2. - С. 12-22

.Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва: Международная

.Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Удмуртский университет, 2001. - 303 с.

.Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика "Разноцветные домики" (для выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах) // Психологическая диагностика. - 2005. - №2. - С.57-64.

.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - Москва: МГУ, 1987. - 174 с.

.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Москва: Харвест, 2005. - 976 с.

.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - Москва: Смысл; Академия, 2006. - 336 с.

.Грибанова Г.В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся // Советская педагогика - 1990. - №12. - С. 87-91

.Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 544 с.

.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорем. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - Москва: Академия, 2004. - 282 с.

.Давыдов В.В. Учебная деятельность. // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 564-566.

.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - Москва: Просвещение, 1987. - 207 с.

.Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - Москва: Прогресс, 1985. -150 с.

.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 358 с.

.Зимняя И.А. Педагогическая психология учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. - Москва: Московский психолого-социального институт, 2010. - 447 с.

.Ивошина Т.Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков: Дис. … док. психол. наук. - Москва, 2006. - 363 с.

.Ильясов И.И. Структура процесса учения. - Москва: МГУ, 1986. - 198 с.

.Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Москва: МГУ, 1986. - с. 184.

.Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. - Москва, Политиздат, 1988. - 315 с.

.Карелин А.А. Психологические тесты: в 2 томах. - Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2002. - Т. 2. - 248 с.

.Карпенко Л.А, Кондратьев М.Ю., Петровский А.В. Социальная психология. Словарь. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Москва: АСТ, 2010. - 446 с.

.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с.

.Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. - Москва: Per Se, 2008. - 383 с.

.Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 299 с.

.Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. - Москва: МПСИ, 2006. - 160 с.

.Кондратьева С.В. Понимание учителем личности ученика // Вопросы психологии. - 1980. - №5. - С. 143-148

.Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - Москва: Б., 1996. - 160 с.

.Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Психологическая характеристика типов индивидуальных стилей педагогического общения // В сб. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь, 1988. - С. 23-31

.Кричевский Р.Л. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе // В межвуз. сб. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности. - Москва, 1987. - С. 128-142

.Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. - Москва: МПСИ, 2008. - 208 с.

.Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции - Санкт-Петербург: Реноме, 2011. - С. 106-109.

.Кутасова Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. - Москва: Международная педогогическая академия, 1995. - 222 с.

.Лазарев В.П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива: дис. … канд. психол. наук. - Москва, 1984. - 175 с.

.Леонтьев A.A. Психология общения. - Москва: Смысл, 1999. - 253 с.

.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Москва: МГУ, 1981. - 584 с.

.Лийметс Х.И. Понятие общения и воспитания // Проблемы общения и воспитания. - Москва: Тарту, 1974. - С. 60-67

.Лимарева Ю.А. Развитие коммуникативной готовности студентов технических вузов в процессе профессиональной подготовки: Дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - 142С.

.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1174 с.

.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1990. - 192 с.

.8.Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В.Б. Шапарь. - Ростов на/ Д.: Феникс, 2006. - 432 с. (Психологический факультет).

Похожие работы на - Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!