Гигиена физического воспитания в учебном процессе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гигиена физического воспитания в учебном процессе

Оглавление

Введение

. Гигиена физического воспитания в учебном процессе

. Спортивное питание

. Питание юных спортсменов

Заключение

Список используемых источников

Введение

В настоящее время достижение высоких спортивных результатов невозможно без очень больших физических и нервно-психических нагрузок, которым подвергаются спортсмены вовремя тренировок и соревнований. Для компенсации энергозатрат и активации анаболических процессов и процессов восстановления работоспособности спортсменов необходимо снабжение организма адекватным количеством энергии и незаменимых факторов питания.

Целью моей исследовательской работы является рассмотрение питания при физических нагрузках.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

. Изучить гигиену физического воспитания в учебном процессе;

. Рассмотреть спортивное питание и питание юных спортсменов.

Объектом исследования является питание и физические нагрузки.

Предмет исследования - питание и физические нагрузки учащихся.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемых источников.

Во введении представлен методический аппарат исследования и актуальность темы.

В основной части были изучены гигиена физического воспитания в учебном процессе, спортивное питание и питание юных спортсменов.

В заключении сделаны выводы по проведенной работе.

Для написания реферата были использованы работы следующих авторов: Р.А. Беликов, А.Э. Буров, В.А. Кабачков, Ю.Г. Коджаспиров, А.А. Лавренчук, С.С. Лавренчук, А.А. Минх, С.А. Полиевский, А.И. Пшендин, А.Г. Сухарев, Н.С. Тарасова.

1. Гигиена физического воспитания в учебном процессе

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств обеспечивает всестороннее развитие физических способностей учащихся, их гармоничное развитие и здоровье. Общая цель физического воспитания, одного из важнейших направлений деятельности учебных заведений - формирование здорового, физически совершенного, бодрого и жизнерадостного, морально стойкого молодого поколения.

Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

. Проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

. Создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

. Формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

. Осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

. Проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

. Формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

. Проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

. Содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

. Содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта.

В зависимости от вида учебного заведения работа по физическому воспитанию имеет свои особенности, однако принципы санитарно-гигиенической оценки организации физического воспитания учащихся едины. А.Г. Сухарев рекомендует проводить обследования по следующей схеме:

. Итоги медицинских осмотров и врачебно-педагогических наблюдений - своевременность осмотров, распределение учащихся по медицинским группам, организация контроля за дифференцированием физического воспитания в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности учащихся;

. Анализ учебного заведения - число присутствующих, причины освобождения, хронометраж занятия, т.е. общая его продолжительность и отдельных структурных частей (вводная, основная, заключительная), моторная плотность, физиологическая кривая нагрузки (по пульсу) на примере 2-3 учащихся;

. Физкультурно-оздоровительные мероприятия - комплексность форм и средств, их организация, условия проведения, взаимосвязь с динамикой умственной работоспособности учащихся на теоретических занятиях;

. Спортивно-массовая работа - число занимающихся и секций, режим их работы, продолжительность одного занятия, регулярность проведения дней здоровья и других спортивно-физкультурных праздников, число туристских походов для каждой группы и класса в течение учебного года, их продолжительность и дальность расстояний;

. Гигиенические условия в местах занятий физкультурой и спортом - параметры температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха, запыленность, освещение, уровень спортивных шумов по данным инструментальных и лабораторных исследований;

. Оснащение учебно-спортивного зала - укомплектованность спортивным оборудованием, соблюдение техники безопасности на занятиях, санитарное состояние и эксплуатация залов, душевых, умывален и других вспомогательных помещений;

. Анализ эффективности физического воспитания в учебном заведении по показателям заболеваемости учащихся, уровня их физического развития.

Заключение по обследованию включает оценку оздоровительной эффективности физического воспитания и соответствия существующим программам и гигиеническим рекомендациям по оптимальному двигательному режиму учащихся, а также выполнение инструктивно-методических и нормативных документов, санитарных норм и правил по вопросам физического воспитания. При выявлении нарушений дают конкретные рекомендации и указывают сроки их устранения.

Эффективность учебного занятия по физическому воспитанию во многом зависит от содержания и величины нагрузки, соответствующих физической подготовленности, возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся. Методически правильно выделять вводную, основную и заключительную структурную часть занятия с оптимальной моторной плотностью, последовательно распределять учебный материал, правильно сочетать с другими уроками в расписании учебного дня и недели, а также предусматривать спортивную одежду у учащихся и микроклиматические условия, обеспечивающие закаливание их организма.

Учебную работу дополняют во внеучебное время секционные занятия и спортивные соревнования. Кроме того, самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях и в семейной обстановке.

В учебный процесс по физическому воспитанию широко внедряются технические средства обучения. Систематическое и планомерное их использование обеспечивает четкость, логичность построения материала, экономит время, повышает эффективность учебного процесса и совершенствует физкультурно-педагогический труд. На уроке создается ситуация активного внимания учащихся к изложению учебного материала, что способствует укреплению дисциплины и организации труда. К техническим средствам обучения на уроках физического воспитания можно отнести многокомплектные универсальные снаряды и приспособления, а также спортивные тренажеры, с помощью которых повышают моторную плотность и эффективность урока.

Следует отметить, что в спортивных залах в полной мере должна использоваться функциональная и эстетическая роль цвета.

При цветовом оформлении спортивных залов и бассейнов имеют значение вид спорта, размеры и конфигурация зала, его ориентация, климатическая зона размещения, контраст со спортивным оборудованием.

При окраске стен следует избегать насыщенных тонов (психологически печального коричневого, возбуждающего красного, черного), но рекомендуются теплые светлые: палевый, кремовый, персиковый, светло-розовый, коралловый, цвет морской волны, серо-жемчужный, небесно-голубой. Кроме того, можно сочетать два различных цвета - принцип бикалоризма. При этом коэффициент отражения стен должен быть несколько выше среднего, но не менее - 40-50%. Также важно правильно применять цвет с сигнальными целями.

Цветовое оформление спортивного сооружения должно вызывать чувство эстетического удовлетворения, улучшать нервно-психическое состояние спортсмена.

Появился опыт использования музыки на уроках и тренировках в зависимости от характера нагрузки и состояния занимающихся. Функциональная музыка имеет психофизиологическое влияние на вегетативные функции организма - кровообращение и др. Кроме того, она позволяет повысить эффективность уроков физкультуры и секционных занятий, сделать учебный процесс более эмоциональным и результативным, создать оптимальные условия для работы преподавателей и учащихся.

Повышают работоспособность учащихся на всех предметах также кратковременные формы физического воспитания (вводная гимнастика, физкультурные паузы и минутки).

Вводная гимнастика - это комплекс физических упражнений, выполняемых непосредственно до или после сигнала звонка к началу работы для быстрого настраивания всех систем организма на согласованную деятельность. подросток гигиенический физический здоровье

Физкультурная пауза действует по механизму активного отдыха, как комплекс физических упражнений, выполняемых непосредственно в рабочее время для снятия утомления, ликвидации неблагоприятных влияний профессиональной деятельности и поддержания высокой работоспособности.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха, и они оправданы в комплексе оздоровительных мероприятий. Физкультурные минутки проводят периодически в короткие перерывы в работе для снятия локального утомления, возникающего вследствие продолжительного сидения в фиксированной позе, сильного напряжения внимания и зрительных функций, преимущественной нагрузки на локальные мышечные группы.

Тесная связь учебных заведений с производственными объектами обуславливает остановиться на ряде факторов окружающей среды, к которым школьники, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений зачастую более чувствительны, чем взрослые.

При температуре воздуха свыше 25°С, особенно в сочетании с высокой относительной влажностью, нецелесообразно проводить занятия гимнастикой. Рекомендуемые температуры для занятий 20-22°С и теплоизлучение не более 140 Вт.

Чрезмерное движение воздуха вызывает неприятное ощущение холода и, наоборот, недостаточная подвижность при высокой температуре создает тягостное ощущение жары, поэтому микроклимат может быть то более, то менее неблагоприятным. Скорость движения воздуха в комплексе метеорологических факторов не должна превышать 0,2-0,5 м/с.

В воздухе, насыщенном водяными парами, при высокой температуре затрудняется испарение пота с поверхности тела, а следовательно, и выполнение физической работы. Приемлема относительная влажность в 40-60%.

2. Спортивное питание

Спортивно-физкультурные занятия сказываются не только на калорийности питания, но и на его качественном составе. Питание спортсменов - один из важнейших способов повышения их работоспособности и борьбы с утомлением, а нерациональное, напротив, может снизить ее или привести к заболеваниям.

Принципы построения питания спортсменов могут быть сформулированы следующим образом:

. Снабжение спортсменов необходимым количеством энергии, соответствующим ее расходованию в процессе физических нагрузок;

. Соблюдение принципов сбалансированного питания, применительно к определенным видам спорта и интенсивности нагрузок, включая распределение калорийности по видам основных пищевых веществ, что должно существенно меняться в зависимости от фазы подготовки к спортивным соревнованиям; соблюдение принципов сбалансирования по аминокислотам, входящим в состав белковых продуктов; соблюдение выгодных взаимоотношений в жирно-кислотной формуле диеты, основанных на глубоких исследованиях влияния жиров на липидный метаболизм на уровне целостного организма, органов, клеток и мембран; соблюдение рациональных взаимоотношений в спектре минеральных веществ, соблюдение принципов сбалансированности между количествами основных пищевых веществ, витаминами и микроэлементами;

. Выбор адекватных форм питания (продуктов, пищевых веществ и их комбинаций) на периоды интенсивных нагрузок, подготовки к соревнованиям, соревнований и восстановительный период;

. Использование индуцирующего влияния пищевых веществ для активации процессов аэробного окисления и сопряженного фосфорилирования, трансгликозидазных процессов, биосинтеза коэнзимных форм, АТФ-азных реакций, накопления миоглобина и других метаболических процессов, которые особенно важны для обеспечения выполнения физических нагрузок;

. Использование влияния пищевых веществ в целях создания метаболического фона, выгодного для биосинтеза гуморальных регуляторов и реализации их действия (катехоламинов, простагландинов, кортикостероидов и др.);

. Использование элементарных факторов для обеспечения повышенной скорости наращивания мышечной массы и увеличения силы;

. Выбор адекватных приемов пищи, в зависимости от режима тренировок и соревнований;

. Использование алиментарных факторов для быстрого "сгона" веса при подведении спортсмена к заданной весовой категории;

Существует следующее распределение основных видов спорта на 5 групп в зависимости от расхода энергии:группа - виды спорта, не связанные со значительными физическими нагрузками;группа - виды спорта, связанные с кратковременными значительными физическими нагрузками;группа - виды спорта, характеризующиеся большим объемом и интенсивностью физической нагрузки;группа - виды спорта, связанные с длительными нагрузками.группа - те же виды спорта, что и в IV группе, но в условиях чрезвычайно напряженного режима во время тренировок и соревнований.

В таблице 2.1 показана примерная длительность задержки некоторых пищевых продуктов в желудке. Медленнее всего эвакуируются из желудка жиры, особенно бараний и свиной. Длительно (4-5 часов) задерживаются в желудке блюда, при кулинарной обработке которых употребляется большое количество жира (жареное мясо, жареная дичь), это обусловлено тем, что жиры оказывают тормозящее влияние на секреторную и моторно-эвакуаторную функцию желудка.

Таблица 2.1 Длительность задержки пищевых продуктов в желудке

1-2 часаВода, чай, какао, молоко, бульон, яйца всмятку2-3 часаКофе, какао с молоком, сливками, яйца вкрутую, рыба отварная, телятина отварная, вишни свежие3-4 часаВареная курица, вареная говядина, хлеб, яблоки, рис отварной, картофель, капуста4-5 часовЖаркое (мясо, дичь), селедка, пюре гороховое, тушеные бобы

Значительно быстрее происходит эвакуация из желудка вареного мяса (3-4 часа), отварной рыбы (2-3 часа). Необходимо учитывать, что на продолжительность задержки пищи в желудке оказывает влияние не только химический состав, но и количество принятой пищи. Больший объем принятой пищи значительно дольше задерживается в желудке. Данные, приведенные таблице 2.1, касаются порций продуктов, в среднем 150-250 г весом. Для правильного соотношения времени тренировочных занятий и времени приема пищи распорядок дня в тренировочном процессе составляется тренером и врачом.

Для поддержания нормальной деятельности человека необходимо поступление в организм пищевых веществ не только в соответствующих количествах, но и в оптимальных для усвоения соотношениях. При этом необходимо помнить, что вредна не только недостаточность отдельных незаменимых факторов питания, но и опасен и их избыток, включая многие аминокислоты, витамины и другие пищевые вещества.

Для обеспечения спортсменов оптимальным питанием совершенно необходимым является разработка специализированных продуктов, блюд и рационов, которые в наибольшей степени отвечают особенностям потребностей организма спортсмена в пищевых веществах и энергии.

Все продукты питания делят на 6 основных групп, которые полезны при составлении меню и выборе продуктов и блюд в соответствии с потребностями спортсменов. Это:

. Молоко, сыры, кисломолочные продукты - творог, кефир, простокваша, йогурт;

. Мясо, птица, рыба, яйца и продукты, изготовленные из них;

3. Мука, хлебобулочные изделия, крупы, сахар, макароны, кондитерские изделия, картофель;

4. Жиры;

. Овощи;

. Фрукты и ягоды.

и 2 группы продуктов являются главными источниками полноценных животных белков. Они содержат оптимальный набор аминокислот и служат для построения и обновления основных структур тела.

Овощи и фрукты являются важнейшими поставщиками витаминов С, Р, некоторых группы В, минеральных солей, ряда микроэлементов. Весьма важным свойством овощей является их способность значительно увеличивать секрецию пищеварительных соков и усиливать их ферментную активность. Мясные и рыбные блюда лучше усваиваются организмом, если их употреблять с овощами.

В связи с большими физическими нагрузками в спорте, ежедневными 2-3-разовыми тренировочными занятиями и большими энергозатратами трудно, а иногда невозможно дать спортсмену необходимое количество калорий за 3 приема пищи. Поэтому сейчас большинство врачей высказывается за 4-х, 5-ти и даже 6-разовое питание, включая в число первый и второй завтраки, обед, полдник, ужин, а иногда еще дополнительные приемы пищевых продуктов до, во время или после тренировок.

Совершенно обязателен прием пищи незадолго до работы. Тренироваться и выступать в соревнованиях натощак недопустимо, так как длительная работа приводит к истощению углеводных запасов и снижению работоспособности до невозможности выполнять работу. Утренний завтрак следует принимать за 1,0-1,5 часа до тренировки и за 3 часа до выступления на соревнованиях. Обедать рекомендуется за 2-3 часа до тренировки и за 3,5-4,0 часа до соревнований.

Нельзя приступать к еде сразу, после тренировочных нагрузок - в этот период секреция пищеварительных соков будет понижена, аппетит отсутствует. Необходимо подождать 20-30 мин., чтобы успокоилась нервная и сердечнососудистая системы, и были созданы нормальные условия для секреции пищеварительных желез. Для этого вначале рекомендуется принимать жидкую или полужидкую, легкоусвояемую пищу, а уже затем (через 50-60 мин.) - более твердую пищу.

У спортсменов, которые стали придерживаться системы раздельного питания, улучшилось общее самочувствие: стали энергичнее, уменьшилась потребность во сне (то есть те, кто спал 8-10 часов ночью и еще хотел спать днем, стал спать 7-8 часов в сутки). Были сведены к минимуму проблемы, связанные с пищеварительной системой, легче был перенесен авитаминоз, нормализовался процесс обмена веществ. Что касается совмещения спортивного питания с раздельным питанием, у них значительно быстрее стала расти мышечная масса при занятиях спортом, они стали быстрее бегать, увеличились силовые показатели - их физическая форма стала намного лучше.

. Питание юных спортсменов

Пищевой рацион учащихся зависит от возраста, пола, климато-географической зоны проживания, характера работы и физической нагрузки.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества7-10 лет11-13 лет14-17 летмальчикидевочкиюношидевушкиЭнергия, ккал23502750250030002600Белки, г, в том числе животные77 4690 5482 4998 5990 54Жиры, г79928410090Углеводы, г335390355425360

За время обучения ребенка в школе его организм претерпевает значительный скачок в развитии. Рост увеличивается на 40-50 см, масса тела - более чем на 30 кг, окружность грудной клетки - на 20 см. В течение десяти лет продолжается окостенение и рост скелета, что обусловливается высоким уровнем минерального обмена. Развиваются внутренние органы, нервные клетки головного мозга. Объем сердца ежегодно увеличивается приблизительно на 25%. Жизненная емкость легких повышается у мальчиков с 1400 мл в 7 лет до 2000 мл в 11 лет и до 2700 мл в 15 лет, у девочек - соответственно с 1200 мл до 1900 мл и до 2500-2600 мл. Емкость желудка достигает 750-800 мл к 10 годам и 1500-2000 мл к 16 годам у мальчиков и девочек. Начинается усиленный рост кишечника. В 14-15 лет наиболее активно растет печень. Состав и качество крови в организме ребенка 7-12 лет значительно не отличается от таковых у взрослого. Для 7-10-летнего возраста характерна устойчивость нервных процессов в центральной нервной системе. В 11-13 лет появляются вторичные половые признаки, усиленно функционируют железы внутренней секреции. Нервная система в этом возрасте отличается неустойчивостью. В период полового созревания железы внутренней секреции претерпевают значительную перестройку. Резко повышается возбудимость нервных центров коры больших полушарий головного мозга и ослабляются процессы торможения. В подростковом возрасте окончательно формируются внутренние органы и усиленно развивается мышечная система. Наиболее активное нарастание мышечной массы происходит между 15 и 17 годами. В 16 лет она составляет 44,2% от общей массы тела (в 8 лет - 27,2%). К этому времени завершается формирование иннервационного аппарата мышц и координация движений достигает наивысшего уровня.

В настоящее время спорт занимает значительное место в жизни подрастающего поколения. Особенности протекания биохимических и физиологических процессов, обусловленные влиянием систематической мышечной деятельности, требуют внесения соответствующих изменений в питание юных спортсменов.

Основное внимание при организации питания юных спортсменов необходимо обратить на соблюдение следующих положений:

. Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам;

. Соответствие химическою состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма с учетом вида спорта и периода подготовки;

. Сбалансированное соотношение основных пищевых веществ в рационе;

. Использование в питании широкого и разнообразного ассортимента продуктов с обязательным включением овощей, фруктов, соков, зелени;

. Замена недостающих продуктом только равноценными (особенно по содержанию белков и жиров);

. Соблюдение оптимального режима питания.

Энергетические затраты юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. При этом следует учитывать, что для спортивной деятельности характерны интенсивность и неравномерность энергозатрат, часто сочетающихся с нервно-психическими нагрузками, которые могут существенно увеличивать энергозатраты. У юных спортсменов энергозатраты, связанные с двигательной деятельностью, составляют 34-38% от общего расхода энергии за сутки.

Особая роль в питании детей и подростков, занимающихся спортом, отводится белкам. Недостаток белков в рационе задерживает рост, снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям, сказывается на умственном развитии. Вместе с тем, и избыток белков в рационе нежелателен. Он снижает сопротивляемость к стрессовым ситуациям, вызывает преждевременное половое созревание.

Как известно, активные занятия спортом требуют изменений в потреблении белков животного и растительного происхождения. В рационе юных спортсменов доля белков животного происхождения (мясо, субпродукты, рыба, птица, творог, сыр, яйца, молоко) должна составлять не менее 60%, что обеспечит требуемый оптимум по аминокислотному составу. Остальные 40% приходятся на белки растительного происхождения. Такое соотношение белков животного и растительного происхождения рекомендуется соблюдать при каждом приеме пищи. В особых случаях животные белки могут составлять 80%. Например, в период тренировок, направленных на развитие таких качеств, как скоростно-силовые, а также при увеличении мышечной массы, выполнении длительных и напряженных тренировочных нагрузок.

Согласно современным научным данным, наиболее благоприятное соотношение белков и жиров в питании юных спортсменов - 1:0,8-0,9 (за исключением зимних видов спорта, конного и мотоспорта, плавания). Доля растительных жиров должна составлять 25-30% от общего количества жиров, что обеспечит оптимальное содержание в рационе полиненасыщенных жирных кислот. В частности, вклад липолевой кислоты составит 3-4% от общей калорийности.

Углеводный обмен у детей и подростков характеризуется высокой интенсивностью. При этом, в отличие от организма взрослого человека, организм ребенка не обладает способностью к быстрой мобилизации внутренних углеводных ресурсов и поддержанию необходимой интенсивности углеводного обмена при повышении физической нагрузки. Юным спортсменам, в этой связи, рекомендуется основную массу углеводов (65-70% от общего количества) употреблять с пищей и виде полисахаридов (крахмал), 25-30% должно приходить на простые и легкоусвояемые углеводы (сахара, фруктоза, глюкоза) и 5% на пищевые волокна.

Потребность в минеральных веществах, и особенно в калии, магнии, кальции, фосфоре, железе у юных спортсменов существенно выше, чему их сверстников. С помощью биохимических методов контроля установлено, что в возраст 11-16 лет около 26-29% юных спортсменов имеют сниженные показатели ферростатуса. Это свидетельствует о возникновении начальных форм железодефицитных состояний. Особенно часто недостаточная обеспеченность железом встречается у 15-16-летних спортсменов. На этот возраст приходится середина пубертатного периода, когда происходят значительные изменения в структуре и функциях нервной, эндокринной и других систем. Поэтому организм юного спортсмена наиболее подвержен различным отрицательным воздействиям, особенно на фоне высокого уровня двигательной активности. Железодефицитные анемии различной формы требуют соблюдения диеты, заключающейся в сочетании мясной нежирной пищи с овощами и фруктами.

Кроме того, обследования юных спортсменов показали, что у них существует дефицит витаминов, выполняющих исключительно важную функцию в обеспечении устойчивости и интенсивности метаболических процессов. Обычно отклонения в витаминной обеспеченности связаны с недостаточностью в рационе овощей, фруктов, ягод. Включение в рацион овощей (300-400 г в день), фруктов, ягод, соков (500 г в день) позволяет ликвидировать витаминный дефицит. Однако повышенную потребность юных спортсменов и витаминах не всегда удается удовлетворить за счет рационов, особенно зимой и весной, а также в периоды очень напряженных тренировок или соревнований. В этих случаях следует проводить дополнительную витаминизацию, лучше комплексную. При этом нужно помнить, что длительная передозировка витаминов приводит к гипервитаминизации и другим негативным последствиям. В соответствии с рекомендуемыми нормативами составляются примерные наборы продуктов, на которые следует ориентироваться при организации рационального питания юных спортсменов.

В питании детей и подростков, занимающихся спортом, возможно и желательно использование специализированных продуктов повышенной биологической ценности (ППБЦ). Однако следует подчеркнуть, что вклад ППБЦ в общую калорийность рациона не должен превышать 5-10%, а применение их в больших количествах не должно быть длительным.

Что касается режима питания, то для юных спортсменов рекомендуется большая частота питания (5-6 раз в день), включая и прием ППБЦ. При этом важно правильно сочетать повышенную физическую и пищевую активность. Дети не должны приходить на тренировку голодными. После тренировки питание необходимо организовать так, чтобы не было большого разрыва во времени между тренировкой и последующим приемом пищи.

Традиционное распределение пищи по приемам для юных спортсменов таково: завтрак - 25-30%, обед - 35%, полдник - 5 -10%, ужин - 25%. Возможен пятый прием пищи (в зависимости от режима тренировок) - это может быть либо второй завтрак (5-10%), либо второй ужин (5%) и кефир перед сном.

Физическая работоспособность юных спортсменов в значительной мере зависит от соответствия фактического питания физиологическим потребностям организма. Только сочетание рационально спланированного учебно-тренирочного процесса и адекватно сбалансированного питания может обеспечить достижение высоких спортивных результатов.

Заключение

Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности. Поэтому важно не только организовать централизованный выпуск питательных добавок и витаминных комплексов, но и обратить особое внимание спортсмена на проблемы разумного потребления пищи, используя для этого различные возможности работы.

В рацион спортсмена должны быть включены продукты всех 6 групп, особенно молочные и мясные, которые являются носителями полноценного белка. Рекомендуется включать в питание в достаточном количестве овощи и фрукты, которые легко усваиваются, а также снабжают организм углеводами, минеральными веществами и некоторыми витаминами. Следует также помнить о снабжении организма необходимым количеством полиненасыщенных жирных кислот.

Для юных спортсменов рекомендуется большая частота питания (5-6 раз в день), включая и прием ППБЦ. При этом важно правильно сочетать повышенную физическую и пищевую активность.

Физическая работоспособность юных спортсменов в значительной мере зависит от соответствия фактического питания физиологическим потребностям организма. Только сочетание рационально спланированного учебно-тренировочного процесса и адекватно сбалансированного питания может обеспечить достижение высоких спортивных результатов.

Список используемых источников

. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс", 2013.

. Беликов Р.А., Лавренчук А.А., Лавренчук С.С., Тарасова Н.С. Спортивное питание. [Текст] / Р.А. Беликов, А.А. Лавренчук, С.С. Лавренчук, Н.С. Тарасова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. № 5. - С. 254-257.

. Буров А.Э., Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.- метод. пособие [Текст] / А.Э. Буров, В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. - М.: Советский спорт, 2010. - 296 с.

. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ [Текст] / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. - М.: Высшая школа, 1982. - 175 с.

. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 классы [Текст] / Ю.Г. Коджаспиров. - М.: Дрофа, 2004. - 176 с.

. Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта [Текст] / А.А. Минх. - М.: Медицина, 1976. - 383 с.

. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты) [Текст] / С.А. Полиевский. - М.: Медицина, 1989. - 160 с.

. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов [Текст] / А.И. Пшендин. - М., 2002. - 86 с.

. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.

10. http://www.fizkulturaisport.ru

. http://www.novostioede.ru

Похожие работы на - Гигиена физического воспитания в учебном процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!