Наследование вещей, ограниченных в обороте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наследование вещей, ограниченных в обороте

Образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

Факультет - юридический

Специальность - юриспруденция

Кафедра гражданского права и процесса







Курсовая работа

Наследование вещей, ограниченных в обороте

студентки 4 курса, группы Ю-401

Рябининой Алисы Владимировны

Научный руководитель

преподаватель

Галеева Гульчачак Рамиловна





Тольятти 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и виды вещей, ограниченных в обороте

§ 1 Понятие оборота

§ 2 Виды вещей, ограниченных в обороте

Глава 2. Наследование вещей, ограниченных в обороте

§ 1 Порядок наследования вещей, предусмотренных ст. 1180 Гражданского кодекса РФ7

§ 2 Особенности наследования государственных наград, драгоценных металлов и драгоценных камней

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В своей жизни человек рано или поздно сталкивается с наследственным правом.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством. Все граждане РФ имеют равные права в области наследственного права, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Вопросы наследственного права приобретают в настоящее время все большую актуальность. Это объясняется тем, что в результате становления рыночных отношений, закрепления за гражданами права частной собственности на имущество - круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного правопреемства, значительно расширился. Если раньше самым ценным переходящим по наследству был, например, автомобиль, дача, вклад, то сейчас объектами наследства могут быть и квартиры, жилые дома, земельные участки и другие виды имущества. В связи с этим нормы наследственного права приобретают наибольшую важность.

Объекты гражданских прав подразделяются на объекты, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом (объекты, находящиеся в свободном обращении); объекты, оборот которых ограничен; объекты, изъятые из оборота (ст. 129 ГК). Классификация объектов гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности распространяется и на вещи. Они также подразделяются на вещи, находящиеся в свободном обращении; вещи ограниченно оборотоспособные; вещи, изъятые из оборота. Из этой классификации вещей исходит и ст. 1180, определяя круг вещей, которые могут быть объектом наследственного правопреемства.

Вещи, находящиеся в свободном обращении, а также вещи ограниченно оборотоспособные входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом. В этой части п. 1 ст. 1180 в известной мере уточняет редакцию п. 1 ст. 129 ГК, исходя из которой, можно было сделать вывод, будто объектом наследственного правопреемства не могут быть не только вещи, изъятые из оборота, что сомнений не вызывает, но и вещи, ограниченные в обороте. Поскольку согласно п. 1 ст. 1180 на общих основаниях наследуются не только вещи, находящиеся в свободном обращении, но и вещи ограниченно оборотоспособные, специального разрешения на принятие наследства не требуется и тогда, когда в состав наследства входят ограниченно оборотоспособные вещи.

Целью курсовой работы является комплексное изучение всех аспектов наследования вещей, ограниченных в обороте. Указанная цель конкретизируется в ряде задач, важнейшими из которых являлись:

  1. Определение понятия вещей, ограниченных в обороте по действующему законодательству.
  2. Тщательное изучение всех особенностей наследования вещей, предусмотренных ст. 1180 ГК РФ.

Теоретическую базу работы составили труды ведущих ученых по гражданскому и наследственному праву.

Нормативно-правовой базой послужили: Конституция РФ, действующее гражданское законодательство, а также постановления Правительства РФ.

ГЛАВА 1. Понятие и виды вещей, ограниченных в обороте

§ 1 Понятие оборота

Государство издавна регламентирует циркуляцию материальных благ в обществе; деление вещей на обращающиеся свободно, изъятые и ограниченные в обороте всем хорошо знакомо. В современной литературе его смысл не вызывает особых сомнений: комментарий умещается в паре абзацев, кратко поясняющих ст. 129 ГК РФ. При этом обычно отмечается, что оборотом являются «сделки и иные действия, направленные на возмездную и безвозмездную передачу имущества и иных объектов в рамках, возникающих между их участниками гражданских правоотношений». Данный тезис подтверждает важность приведенной классификации. Ограниченные в обороте вещи могут менять хозяина лишь при соблюдении ряда условий.

Выявить круг таких вещей и суть установленных ограничений - задача данной курсовой работы.

Анализ уместно начать с самого понятия оборота. Обычно его выводят из п. 1 ст. 129 ГК РФ, который гласит: «Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте». Отсюда многие заключают, что оборотом считается переход вещи от одного лица к другому.

Но смысл приведенной нормы в ином. Если вещь не изъята из оборота и не ограничена в нем, ее можно свободно отчуждать, она переходит в порядке универсального правопреемства или иным способом - вот точное содержание статьи. Ясно, что здесь устанавливается правовой режим свободно обращающихся вещей. Рассуждая от противного, можно сказать, что ограниченные и изъятые из оборота вещи не могут свободно отчуждаться, переходить в порядке универсального правопреемства или иным способом. Но не более того. Понятие оборота и его возможные ограничения нужно искать в иных правилах.

Пункт 2 той же статьи устанавливает, что вещь может быть изъята из оборота лишь в силу закона, а ограничена любым актом, принятым в порядке, предусмотренном законом. Следовательно, понятие оборота отсюда вывести нельзя, отсутствует оно и в иных положениях Кодекса. Приходится обращаться к специальному законодательству, которое несколько раз дает нужное нам определение.

Статья 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» называет оборотом закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу. Такое определение близко к доктринальному, ибо перечисляет, в основном, сделки, направленные на передачу имущества другому лицу. Вместе с тем, вряд ли можно отнести к сделкам хранение, под которым здесь понимается не передача имущества на время другому лицу, а само обладание чужой вещью.

Такую же позицию занимает законодатель и в Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Оборотом объявлены купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий, их хранение и перевозка. В иных актах терминология не выдержана законодателем с необходимой последовательностью. К примеру, значительно шире понимает оборот ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». К нему относятся: «культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации». Как видно, наряду со сделками, оборотом здесь также считаются и иные действия (хранение, производство, уничтожение, использование и т. п.). Однако их перечень настолько широк, что характеризует практически всю «жизнь» вещи - от создания до гибели. По сути, сам факт существования вещи уже означает, что она находится в обороте.

Столь же широкий подход содержится в Федеральном законе «Об оружии». Оборотом там названы «производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации». Снова мы видим, что оборотом названы самые разные юридические и фактические действия, которые далеко не сводятся к передаче, а охватывают все формы использования вещи на практике.

Даже в рамках «узкого» подхода к категории «оборот» встречаются расхождения: иногда передача вещи для перевозки признается оборотом, а иногда - нет. Однако во всех случаях этим термином охватываются сделки по передаче вещей в собственность.

Таким образом, понятие об обороте следует выводить не из ст. 129 ГК РФ, а из специального законодательства. Ввиду расхождений в отдельных законах точное определение в настоящий момент дать невозможно, данная категория нуждается в серьезном исследовании. Достаточно сказать, что только вопрос об изъятых из оборота вещах затрагивает около 30 действующих законодательных актов. Ясно лишь, что договоры о передаче вещи в собственность иного лица входят в содержание искомого понятия. Однако сводить оборот только к совершению тех сделок, которые порождают обязательства, недопустимо. Передача имущества также должна включаться в это понятие, причем вне зависимости от того, служит ли она способом заключения или исполнения договора.

§ 2 Виды вещей, ограниченных в обороте

Согласно п. п. 1 <consultantplus://offline/ref=DF8F559B1FED7ACFEC217C36DDD50A70DD0D52810887D869A49C4B9E08118ADE9BD3B8F80B2524EF12L>, 2 ст. 129 <consultantplus://offline/ref=DF8F559B1FED7ACFEC217C36DDD50A70DD0D52810887D869A49C4B9E08118ADE9BD3B8F80B2524EF13L> ГК большинство объектов гражданских прав отчуждается или переходит от одного лица к другому в порядке наследственного правопреемства либо иным способом свободно. Некоторые объекты (прямо указанные в законе) изъяты из оборота (в том числе из сферы наследования - абз. 1 п. 2 ст. 129 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD2FD127E23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB310F911L> ГК), другие же (определенные в порядке, установленном законом) ограничены в обороте; последние закон делит на две категории: а) объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота; б) объекты, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (абз. 2 п. 2 ст. 129 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD2FD127E23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB310F912L> ГК). Упоминание в ст. 1180 об оружии, сильнодействующих и ядовитых веществах, наркотических и психотропных средствах (п. 1) <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6281DFF8147C23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71FF914L>, а также о необходимости получения специального разрешения на унаследованные вещи, ограниченные в обороте (п. 2) <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6281DFF8147C23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71FF915L>, в первом приближении свидетельствует о том, что имеется в виду вторая категория объектов, ограниченных в обороте, т.е. объекты, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. И все же содержащаяся в п. 1 ст. 1180 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6281DFF8147C23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71FF914L> ссылка на другие ограниченно оборотоспособные вещи (и в связи с этим на абз. 2 п. 2 ст. 129 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD2FD127E23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB310F912L> ГК) позволяет сделать вывод, что не являются исключением и те вещи, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а значит, законодатель не исключает обе категории вещей, ограниченных в обороте. Итак, ст. 1180 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6281DFF8147C23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71FF913L> распространяется на следующие ограниченные в обороте объекты гражданских прав.

(1) Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием. В зависимости от целей использования, а также по основным параметрам и характеристикам оружие бывает:

а) гражданским;

б) служебным;

в) боевым ручным стрелковым и холодным.

(а) Гражданское оружие - оружие: а) самообороны; б) спортивное; в) охотничье; г) сигнальное; д) холодное клинковое. Огнестрельное гражданское оружие должно, во-первых, исключать стрельбу очередями и, во-вторых, иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой (казачья шашка, казачья шашка кавказская, кинжал), а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутику которых определяет Правительство РФ.

(б) Служебное оружие - а) огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж; б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, спецкорреспонденции. Всякое служебное оружие (как и оружие гражданское) должно исключать стрельбу очередями, иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов, но, в то же время, служебное нарезное оружие должно отличаться от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе; в свою очередь, служебное огнестрельное гладкоствольное оружие должно отличаться от гражданского оружия по следообразованию на гильзе. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

(в) Боевое ручное стрелковое и холодное оружие - оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение государственных военизированных организаций, а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ. Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством РФ.

(2) Согласно ст. 1 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB418F912L> Закона о наркотических средствах:

а) наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения;

б) психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы;

в) прекурсоры - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ;

Согласно ст. 2 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB41BF919L> Закона о наркотических средствах и существующему Перечню <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41990FF1CL> наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наркотические средства и психотропные вещества в зависимости от применяемых государством мер контроля делятся на четыре группы (списка):

а) Список I <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41991FF15L> - наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

б) Список II <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41897FF1DL> - наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

в) Список III <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41A91FF10L> - психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

г) Список IV <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AFC16L> - прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Как правило, данные виды деятельности осуществляются только унитарными предприятиями и государственными учреждениями. Среди требований к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, - обладание статусом юридического лица. Оборот наркотических средств и психотропных веществ из Списка I <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41991FF15L> допускается только: а) в целях уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов, оборудования; б) в научных и учебных целях; в) в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. В этих же целях, а также в медицине и в ветеринарии допускается оборот наркотических средств и психотропных веществ из Списков II <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41897FF1DL> и III <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41A91FF10L>. В Российской Федерации ограничен оборот прекурсоров из Списка IV <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AFC16L>. Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещен. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ гражданам производится только в лицензируемых аптечных организациях и учреждениях здравоохранения. Наркотические средства и психотропные вещества из Списков II <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41897FF1DL> и III <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6287D7FB167C21E5CEE33A84D0F862A08C1BE99AC68CB41A91FF10L> отпускаются в медицинских целях по рецепту на специальном бланке. Использование наркотических средств и психотропных веществ из списков II и III в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей не допускается (п. п. 1 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB41CF913L>, 2 ст. 5 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71EF919L>, ст. 10 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71DF911L>, п. п. 1 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA0F91FL> - 4 ст. 14 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB518F910L>, п. 1 ст. 25 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71CF916L>, п. 1 ст. 26 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB51CF917L>, п. 4 ст. 31 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB628FD0FA147323B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB619F919L> Закона о наркотических средствах). Все это само по себе сводит на нет возможности применения в отношении наркотических средств и психотропных веществ ст. 1180 <consultantplus://offline/ref=733AD71AD5BBF8D5B0ADF56350DFFB6281DFF8147C23B8C4EB6388D2FF6DFF9B1CA096C78CB71FF913L> ГК РФ.

(3) В юридической литературе, кроме того, приводились определения сильнодействующих и ядовитых веществ исходя из их воздействия на человека.

Так, например, В.И. Ткаченко предлагалось сильнодействующими считать «вещества, которые, будучи приняты не по назначению врача даже в незначительных дозах, вызывают осложнение». Н.П. Грабовская и В.С. Комиссаров отмечали, что сильнодействующими называются вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при приеме их в значительных количествах (дозах) и при наличии медицинских противопоказаний для употребления. М.С. Гринберг писал, что «сильнодействующими признаются вещества, которые могут при их употреблении в определенных дозах причинить вред здоровью человека».

Такие вещества, как указывает Э.Ф. Побегайло, способны вызвать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушение моторной функции или мышления, поведения, восприятия, изменения настроения либо могут приводить к аналогичным вредным последствиям.

По мнению Н.И. Ветрова, к сильнодействующим веществам относятся такие препараты, которые при употреблении способны причинить вред здоровью конкретного человека.

Специалистами также отмечается, что сильнодействующие вещества - это природные продукты и химические соединения, отличающиеся от наркотических средств и психотропных веществ более мягким юридическим контролем, хотя некоторые препараты отличаются не меньшей, по сравнению с наркотическими средствами или психотропными веществами, активностью воздействия на нервную систему живых организмов. Иногда слово «сильнодействующий» употребляется в сочетании с термином «наркотик» в целях обозначения степени опасности конкретного препарата для здоровья человека, например сильнодействующие наркотики амфетаминовой группы.

Ядовитыми принято называть вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека. К ядовитым веществам относятся препараты, которые способны при их употреблении внутрь, подкожно или внутримышечно, вызвать резкое нарушение нормального состояния человека, тяжелое отравление или смерть. Даже при употреблении в малых количествах (дозах) они могут вызвать тяжелое отравление (тяжкое расстройство здоровья) или причинить смерть. По мнению В.И. Ткаченко, это вещества, способные при воздействии на живые организмы вызывать резкое нарушение нормальной жизнедеятельности, т.е. отравление и смерть.

Указанные определения объясняют отнесение конкретных веществ к категориям сильнодействующих и ядовитых.

(4) Наконец, другие ограниченно оборотоспособные вещи, в том числе те, которые могут принадлежать только определенному участнику (участникам) гражданского оборота.

В соответствии с п. 1 данного Положения государственными наградами Российской Федерации являются:

звание Героя Российской Федерации;

ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

почетные звания Российской Федерации.

В системе государственных наград учреждены орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден За заслуги перед Отечеством, орден Жукова, орден Мужества, орден За военные заслуги, орден Почета, орден Дружбы, знак особого отличия медаль Золотая Звезда, медаль ордена За заслуги перед Отечеством, сохранены военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством РФ.

Следует также иметь в виду, что памятные, юбилейные и другие знаки и медали, изготовленные из драгоценных металлов или камней, относятся к ювелирным изделиям. Исключением являются награды, статус которых определен в соответствии с законами РФ и указами Президента РФ, которые не рассматриваются в качестве ювелирных изделий. Таким образом, к наследованию указанного вида наград могут применяться особые правила оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, установленные законодательством РФ.

Драгоценные камни и металлы как объекты гражданских прав ограничены в обороте, т.е. часть из них не свободна в обращении граждан и юридических лиц, государство практически во всех случаях контролирует данный процесс. Государственный контроль выражается в том, что часть драгоценных металлов и камней может практически сразу после добычи изыматься (выкупаться) государством у собственника и переходить в государственную собственность. Остальные (не изъятые) драгоценные камни и металлы могут составлять предмет частной собственности граждан и юридических лиц, однако часть из них остается ограниченной в обороте, другая часть свободна от всякого контроля и не ограничена в гражданском обороте.

Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом;

Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством. Обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

законодательство оборот наследование награда

ГЛАВА 2. Наследование вещей, ограниченных в обороте

§ 1 Порядок наследования вещей, предусмотренных ст. 1180 Гражданского кодекса РФ

Ввиду того, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, в состав наследства могут входить принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства. Согласно п. 1 ст. 1 180 ГК РФ они наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ.

Введение в ГК РФ статьи, специально регулирующей правила наследования оружия как ограниченно оборотоспособного имущественного объекта, явилось новеллой для ГК РФ. В соответствии с указанной статьей принадлежавшее наследодателю оружие, относясь к категории ограниченно оборотоспособных вещей, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. То есть на принятие наследства, в состав которого входит оружие, не требуется специального разрешения. Следовательно, по общему правилу право собственности на оружие может быть приобретено в порядке наследования. Но общие основания наследования оружия при этом не лишены некоторых особенностей, касающихся особенностей объекта наследования.

В соответствии с положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", с последующими изменениями, оружие - это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели и подачи сигналов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об оружии" оружие в зависимости от целей его использования, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное. Граждане могут передавать и принимать по наследству только гражданское оружие, кроме того, в Законе нет прямого запрета на передачу по наследству наградного холодного оружия. Служебное оружие предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, которым ношение, хранение и применение служебного оружия разрешено законодательством Российской Федерации. Не допускается наследование боевого ручного стрелкового и холодного оружия, предназначенного для решения боевых и оперативно-служебных задач.

Кроме гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного оружия следует отдельно сказать о наградном оружии.

В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона "Об оружии" наградным может быть гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании указа Президента и постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав государств и правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций. Традиция награждения оружием является исторически сложившейся и действующей. При этом наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия прямо запрещено действующим законодательством. Поскольку в Законе нет прямого запрета на наследование наградного холодного оружия, то оно может быть унаследовано.

Таким образом, из оружия в целом может быть унаследовано только гражданское оружие, а из наградного оружия может быть унаследовано наградное гражданское и наградное холодное оружие.

Как уже отмечалось, оружие наследуется в общем порядке на общих основаниях. Но, поскольку является ограниченным в обороте объектом, при его наследовании необходимо соблюдать требования к обращению ограниченных в обороте объектов.

После смерти собственника гражданского или наградного гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества оружие и патроны к нему подлежат изъятию органами внутренних дел. Если у умершего имелось на законных основаниях боевое или служебное оружие, оно также подлежит изъятию органами внутренних дел вместе с принадлежностями, снаряжением к нему и боеприпасами и передается на склад МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту регистрации наградного оружия.

Уведомление органов внутренних дел об оружии, входящем в состав наследства, обязан осуществить нотариус, согласно ст. 1172 и 1180 ГК РФ в рамках реализации мер по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи.

В соответствии с п. 26 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий, если при составлении описи имущества наследодателя нотариусом будет обнаружено оружие, он обязан передать его по отдельной описи представителю органов внутренних дел, либо при невозможности передать оружие по отдельной описи по назначению, уведомить об этом органы внутренних дел.

Наследник может иметь у себя гражданское оружие после смерти собственника этого оружия, только получив лицензию на приобретение в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оружии", а в отдельных случаях - при условии соблюдения дополнительных, предусмотренных указанной статьей требований (например, наличие охотничьего билета).

После получения лицензии в установленном порядке наследник по общему правилу получает право на приобретение оружия в порядке наследования.

В случае отказа наследнику в выдаче лицензии, поскольку для получения лицензии необходимо соблюдение ряда условий, которые порой могут быть не выполнены наследником по объективным, не зависящим от него причинам, его право собственности на оружие подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ. А именно собственник в течение года с момента возникновения права собственности обязан принять меры к отчуждению имущества - оружия. Сумма, вырученная от реализации имущества, передается наследнику за вычетом расходов на реализацию. Если имущество в обозначенный срок не отчуждено собственником добровольно, то решение об отчуждении имущества принимается судом по заявлению государственных органов или органов местного самоуправления. Средства, вырученные от продажи оружия за вычетом расходов на организацию продажи, передаются собственнику.

Особенности оборота и использования наркотических средств и психотропных веществ установлены Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=13F0C7F7B1876BAA6BA37C91B3C9DE3D108F1EEDEE17F39814E223DCR3y9L> от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Физическим лицам отпуск наркотических средств и психотропных веществ производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности. При этом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 мая 2005 г. N 330 определен перечень <consultantplus://offline/ref=13F0C7F7B1876BAA6BA37C91B3C9DE3D1D8512EDE017F39814E223DC391954D864F30CF3F18215R5yAL> должностей фармацевтических работников, имеющих право отпуска таких средств и веществ, - заведующий аптечной организацией (учреждением) или его заместитель, заведующий отделом аптечной организации, провизор или фармацевт такой организации. Единственным документом для отпуска указанных средств и веществ амбулаторным больным является рецепт на бланке специальной формы <consultantplus://offline/ref=13F0C7F7B1876BAA6BA37C91B3C9DE3D118218E5EE17F39814E223DC391954D864F30CF3F18217R5yCL> (рецептурный бланк на получение наркотического средства утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110), имеющем штамп лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), серийный номер и степень защиты, который выписывается лечащим врачом по согласованию с клинико-экспертной комиссией лечебного учреждения. Кроме того, рецепт подписывается главным врачом или его заместителем либо заведующим отделением лечебного учреждения, которые несут ответственность за назначение наркотических средств и психотропных веществ, и заверяется личной печатью лечащего врача и круглой печатью ЛПУ. Срок действия таких рецептов ограничен и составляет от 10 дней до одного месяца в зависимости от вида прописанного средства или вещества.

Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, а также переработка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта влекут административную, а в крупном размере или в целях сбыта (независимо от размера) - уголовную ответственность.

Наряду с этим ни федеральный закон, ни подзаконные акты не предусматривают особых мер по охране наркотических средств, а также их дальнейшей судьбы в случае смерти лица, которому они принадлежали. В ст. 29 <consultantplus://offline/ref=13F0C7F7B1876BAA6BA37C91B3C9DE3D108F1EEDEE17F39814E223DC391954D864F30CF3F1831DR5yAL> Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" содержится лишь общее положение об уничтожении неиспользованных наркотических средств, принимаемых от родственников умершего больного.

§ 2 Особенности наследования государственных наград, драгоценных металлов и драгоценных камней

В состав наследства могут входить принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи.

Так, государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Такая формулировка содержится в Положении о государственных наградах, утвержденном Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (далее - Положение о государственных наградах).

Согласно правилам ст. 1185 ГК государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства. Передача указанных наград после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации. Принадлежавшие наследодателю государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Передача указанных наград после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации: государственные награды и документы к ним передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (перечень таких лиц расширенному толкованию не подлежит).

При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Управление Президента РФ по государственным наградам.

В соответствии с правилами п. 14 Положения о государственных наградах с согласия наследников по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ государственные награды и документы к ним умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям при наличии ходатайства музея, поддержанного соответствующим органом государственной власти субъекта РФ, или ходатайства федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей. Акт о принятии государственных наград соответствующий музей направляет в Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. Переданные музеям для хранения и экспонирования государственные награды не возвращаются наследникам умершего награжденного или награжденного посмертно.

Государственные награды не могут находиться на хранении в музеях, работающих на общественных началах и не обеспеченных необходимыми условиями хранения государственных наград.

Согласно правилам п. 15 Положения о государственных наградах наследники умершего награжденного, выезжающие из Российской Федерации за границу на постоянное жительство, имеют право вывозить документы о награждении их умершего родственника. Порядок вывоза государственных наград из драгоценных металлов регулируется законодательством РФ.

Принадлежащие наследодателю государственные награды, на которые не распространяется действие Положения о государственных наградах, - почетные, памятные знаки, а равно награды и знаки в составе коллекций, - наследуются на общих основаниях. Названные награды могут относиться к категориям вещей, для которых установлен особый порядок наследования.

В Российской Федерации установлены особые правила обращения (гражданского оборота) драгоценных металлов и камней. Все совершаемые с этими ценностями действия строго отслеживаются и учитываются. Такой порядок регламентирован специальными нормативными правовыми актами.

Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, а также драгоценные камни и жемчуг сдаются по договору в надежный банк на хранение. Прежде чем сдать указанные ценности, нотариус должен составить их опись в пяти экземплярах: три из них передаются вместе с ценностями в банк, четвертый подшивается в наследственное дело, пятый вместе с именным документом банка о принятии ценностей на хранение вкладывается в наследственное дело и выдается наследникам вместе со свидетельством о праве на наследство.

Зачастую при составлении описи у нотариуса возникает сложность в отношении деления имущества на предметы домашнего обихода и предметы роскоши. Решающий в данном случае критерий - используется ли вещь для удовлетворения повседневных бытовых нужд наследодателей или проживающих с ними лиц. Это столовая посуда, мебель, художественная литература и т.д. Спор между наследниками об отнесении конкретной вещи к предметам роскоши или обычного домашнего обихода решается в судебном порядке с учетом характера самой вещи.

Принятые нотариусом в порядке охраны наследственного имущества на хранение ценности регистрируются в книге учета ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлось комплексное изучение всех аспектов наследования вещей, ограниченных в обороте.

Следует признать, что часть третья ГК РФ усовершенствовала институт наследования, установив более высокий уровень регулирования российского гражданского права. В ней получили свое отражение существующие реалии жизни российского общества, современные концепции и доктрины в области наследования, учтен прогрессивный опыт зарубежных стран, установлено законодательное закрепление расширения права частной собственности граждан в части распоряжения своим имуществом и имущественными правами на случай смерти, реализовано конституционное положение о свободе распоряжения частной собственностью, о свободе наследования и о гарантированности защиты таких прав.

В силу ч. 1 ст. 1180 ГК РФ вещи, ограниченные в обороте, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения. Это означает, что наследник (как имеющий специальное разрешение на соответствующее имущество, так и не имеющий такового) может принять это имущество. Обращает на себя внимание то, что наличие у кого-либо из наследников разрешения на ограниченно оборотоспособную вещь не дает ему никаких преимуществ на получение данной вещи в счет своей наследственной доли.

Однако закон разделяет получение наследства и получение разрешения на владение, и пользование вещью, ограниченной в обороте. Поэтому наследнику, принявшему наследство, в состав которого входит ограниченно оборотоспособное имущество, требуется получение соответствующего разрешения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1180 ГК РФ меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей вплоть до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.

По общему правилу охрану наследства осуществляет нотариус по месту открытия наследства либо исполнитель завещания. Примерный круг мер, принимаемых по охране наследства, определен в ст. 1172 и 1173 ГК РФ. Если нотариус при составлении описи обнаружит оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, он обязан передать это имущество по отдельной описи органам внутренних дел.

Если наследнику, который наследует ограниченно оборотоспособные вещи, впоследствии отказано в выдаче специального разрешения, то такое имущество отчуждается в течение года с момента возникновения права собственности на него. По общему правилу, установленному ст. 238 ГК РФ, отчуждение ограниченной в обороте вещи, возможно, как добровольно наследником, так и государственными или муниципальными органами по решению суда. Суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Следует учитывать ситуацию, когда наследник, ставший собственником ограниченно оборотоспособной вещи, может не предпринимать никаких мер к получению разрешения на нее. К такому наследнику необходимо принимать меры, аналогичные применяемым к наследникам, которым в получении разрешения отказано.

Указанные правила не лишают граждан права на наследование ограниченно оборотоспособных вещей, однако препятствуют осуществлению приобретенного в порядке наследования права собственности на эти вещи, поскольку наследник не может быть их законным правообладателем. В этом случае право собственности прекращается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативные акты и официальные документы, материалы судебной практики

1. Гражданский кодекс РФ Часть III: [Электронный ресурс] [26.11.2001 N 146-ФЗ в ред. от 30.06.2008 N 105-ФЗ] // КонсультантПлюс: ВерсияПроф / ООО «Ростелеком», Тольятти, 2012.

2. Уголовный кодекс РФ: Научно-практический комментарий [Текст] / Под ред. Л. Л. Кругликова и Э.С. Тенчова. Ярославль, 1994. С. 617;

. ФЗ "Об оружии" [Текст] [от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ в ред. от 06.12.2011 N 409-ФЗ] // СЗ РФ, 2012. №3. ст.2546.

. ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" [Текст] [от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ в ред. от 21.11.2011 N 327-ФЗ] // РГ. 2011. 30 нояб.;

. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" [Текст] офиц. текст [от 30 июня 1994 г. N 756] // РГ. 1994.

. Приказ Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням от 30.10.96 N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным" [Текст] // СЗ РФ.2001.N 37.Ст. 90.

7. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" [Текст] [от 30 июня 1998 г. N 681 в ред. от 08.12.2011 N 1023] // СЗ РФ. 2011 N 27. Ст. 3198.

. Постановление Правительства РФ "О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой" от 3 сентября 2001 г. N 648 СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 90.

. Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" Текст от 15 октября 1997 г. N 1314 СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790.

II. Специальная литература

. Соловиченко Д. В. Вопросы реализации наследственных прав субъектами гражданского права при наследовании вещей, ограниченно оборотоспособных [Текст] /Д. В. Соловиченко //Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России. Часть 2. Белгород : ОНиРИО БелЮИ МВД России, 2003. -С. 141 - 145.

. Эйдинова Э. Б. Наследование по закону и завещанию [Текст] / Э. Б. Эйдинова - М., - 1985.

. Барщевский М. Ю. Международное частное право [Текст] / М. Ю. Барщевский - М., - 1997.

. Борзенков Г. Н. Курс уголовного права. Особенная часть: Учебник для вузов. Т. 4 [Текст] / Под ред. Г.Н. Борзенкова. М., 2010.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации [Текст] / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. С. 33.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / отв. ред. О. Н. Садиков. 2-е изд. М., 2002. С. 315.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2001. С. 581-582.

. Кузнецов И.Н., Купрейчик С.К. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: Справочник [Текст] / Авт.-сост.: И.Н. Кузнецов, С.К. Купрейчик. Мн., 2001. С. 328-329.

. Захарова Т.В. Комментарий к ФЗ "Об оружии" (постатейный). [Текст] / Захарова Т.В. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. С. 2520.

. Лукьянова Т.Г. Государственное регулирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. [Текст] / Т.Г. Лукьянова // Диссертация кандидата экономических наук. - Ульяновск, 2000. - 193с.

. Касаткин А. Сделки с драгоценными металлами на территории Российской Федерации [Текст] / Касаткин А. // Законодательство и экономика. - 2000. - № 4. - С.4-17.

. Касаткин А. Внешнеэкономические сделки с драгоценными металлами Текст Касаткин А. Законодательство и экономика. - 2000. - № 10. - С.55-68.

. Балабанов И.П. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке [Текст] / И.П. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 1998. - 342с.

Похожие работы на - Наследование вещей, ограниченных в обороте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!